Соборы в париже

Православный собор, культурный центр и приходскую школу на набережной Бранли — целый квартал в районе между Эйфелевой башней, Домом инвалидов и Музеем Бранли — открыли в октябре 2016 года. Ожидалось, что торжественная церемония пройдет с участием Путина и Олланда, но президенты накануне крепко рассорились из-за Сирии: в итоге никто из них так и не приехал. Вместо первых лиц были Владимир Мединский и Николя Саркози, во время президентства которого и запустили проект Кремля-на-Сене (так его окрестили французские журналисты). Российский посол Александр Орлов произнес речь о пользе храма в нелегкий для французов момент потери нравственных ориентиров и возрождающейся тяги к христианским корням.

Вообще-то на этот самом месте Саудовская Аравия хотела строить мечеть, но Саркози по политическим причинам предпочел отдать территорию под христианскую церковь. Кафедральный парижский собор Московского патриархата на улице Петель с 1930-х годов находился в бывшем гараже велофабрики и по праздникам уже давно перестал вмещать всех желающих. Об этом патриарх Алексий II рассказал при встрече с Саркози в 2007 году. Тогда и заговорили о новом храме. Земельный участок площадью в 4200 м² Россия выкупила в 2010 году — как утверждает французская пресса, за 70 миллионов евро. Сразу же объявили конкурс архитектурных проектов.

Драма началась, когда тогдашний мэр Парижа Бертран Деланоэ увидел проект победителя — выросшего в Одессе испанского урбаниста Мануэля Нуньес-Яновского — и ужаснулся. Белоснежную церковь с золотыми куполами по задумке Нуньеса должна была накрывать сетчатая стеклянная конструкция, напоминающая то ли волну, то ли гигантский ковер. Деланоэ, как писала пресса, при встрече с архитектором и представителями русского посольства произнес сорокаминутную речь о том, что этот проект «оскорбляет русскую душу, православную церковь в целом и Париж в частности». Говорили еще, что мэр-социалист из вредности мешает проекту, потому что его проталкивал правый президент. Но факт остается фактом: разгорелся настоящий скандал — и проект на время заморозили, а в 2013 году и вовсе передали Жан-Мишелю Вильмотту, занявшему второе место в конкурсе. Так появился куда более скромный и сдержанный проект со сплошным фасадом из бургундского камня и куполами приглушенного матового оттенка.

Через год стройка оказалась снова в центре скандала — на этот раз в связи с временным арестом российских активов за границей из-за невыплаты по делу ЮКОСа. Чтобы обезопасить проект, культурному центру дали дипломатический статус — а следовательно и юридический иммунитет. Пока французские политологи и общественники обсуждали, стоит ли считать будущий собор демонстрацией силы Кремля, портились отношения из-за Украины и вмешательства на Ближнем Востоке и вводились взаимные санкции, центр с храмом, книжным магазином, концертным залом, кафе и даже жилыми помещениями достроили. В феврале 2017 года освящать храм приехал патриарх Кирилл и заодно встретился с новым мэром Анн Идальго.

Впрочем, если интересно посмотреть на православный Париж, связанный с историей русской эмиграции, то в первую очередь стоит посетить собор Александра Невского на улице Дарю и Сергиевское продворье на улице Кримэ, то есть Крымской (93, rue de Crimée) — настоящий терем с лубочными интерьерами в двух шагах от парка Бют-Шомон.

В многонациональном и многокультурном Париже мирно сосуществуют самые разные конфессии. Православных святынь во Франции не мало. Это дает верующим путешественникам возможность совместить туристическую поездку с паломничеством, отдохнуть культурно и духовно. Итак, расскажем, где же эти православные достопримечательности.

Собор Александра Невского

Самый старый православный храм Парижа. Он был построен в 1861 году. Над внутренним убранством работали многие знаменитые художники. Сейчас охраняется как исторический памятник.

В этом храме молились многие русские аристократы, проживавшие в Париже в 19 веке. А после революции с притоком русской эмиграции храм перестал вмещать всех желающих.

В 1918 году здесь венчались Пабло Пикассо и русская балерина Ольга Хохлова. В разные годы отпевали Тургенева, Шаляпина, Кандинского, Тарковского, Окуджаву и многих других известных русских личностей.

Адрес: 12 rue Daru, 8 округ

Часы работы: вторник, четверг, пятница, воскресенье с 15:00 до 18:00

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 самых известных и красивых церквей Парижа

Аудиогиды и путеводители по Парижу от Paris10.ru

Большая обзорная экскурсия по Парижу

Все самые популярные достопримечательности и музеи города

Аудиогид по главным сокровищам Лувра

Посетите Лувр за 2 часа с русскоязычным аудиогидом

Путеводитель по Парижу в Вашем телефоне

Оффлайн карта города, метро, советы, кафе и рестораны и лайфхаки

Свято-Троицкий собор

Самый новый православный приход, открыт в 2016 году. При соборе организован и Русский духовно-культурный центр под покровительством русского консульства в Париже.

Здания собора и центра расположились в роскошном месте в центре города, рядом с Эйфелевой башней на набережной Бранли. Купола православного собора видно со многих обзорных точек.

Адрес: 2 avenue Rapp, 7 округ

Часы работы: каждый день с 14:00 до 19:00

Храм трех святителей

Основан в 1931 году в подвале велосипедной фабрики. Несмотря на маленькую площадь здания долгое время был главным храмом Русской православной церкви в Париже.

Именно здесь хранится список иконы Иверской Божьей Матери, известный своей трогательной историей. Икона была вывезена из Москвы одним из наполеоновских офицеров в 1812 году. Спустя 100 лет наследники решили распродать хлам из наследства, и она оказалась в антикварной лавке, заваленная другим старьем, где ее чудом заметил епископ Вениамин.

Почувствовав интерес, антиквар запросил баснословную сумму, но со временем сжалился и бросил часть цены. Многие прихожане отдали последнее на выкуп иконы. Решающую часть добавила русская содержанка одного швейцарского миллионера, продав свои драгоценности.

Адрес: 5 rue Pétel, 15 округ

Часы работы: ежедневно 7:30-9:30 и 17:30-19:30, сб – 8:30-10:30 и 17:30-20:00, вс – 9:00-12:00 и 17:30-19:30

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Ликбез перед поездкой: 10 главных событий из истории Парижа

Церковь Святого Серафима Саровского

Единственный полностью деревянный православный храм в Париже. Был основан в 1933 году, но старое здание пришлось заменить в середине 70-х. При строительстве было решено не срубать два старых клена, так они и стоят, пронизывая храм. Одно дерево живое, другое засохло. В местных проповедях они символизируют праведную и неправедную жизнь.

Главная святыня храма – икона Серафима Саровского с частицей его мощей.

Адрес: 91 rue Lecourbe, 15 округ

Часы работы: с 10:00 до 20:00

Собор Святого Стефана

Греческий храм был освящен в 1895 году и сейчас считается историческим памятником византийского стиля. Этот собор не имеет отношения к русской православной церкви и относится к галльской митрополии, то есть православной церкви Франции.

Именно здесь в 1962 году венчались Эдит Пиаф и ее второй муж Тео Сарапо. Чтобы выйти за муж за грека, певица приняла православие.

В этом соборе отпевали Марию Каллас. Прах оперной дивы покоится на кладбище Пер-Лашез.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 16 округ

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Пер-Лашез: могилы известных людей

Сергиевское подворье

После Первой мировой войны вся немецкая недвижимость в Париже должна была быть продана. Так митрополиту Евлогию удалось купить деревянный особняк, принадлежавший немецкому протестантскому пастору. На втором этаже разместилась церковь, которую освятили именем преподобного Сергия Радонежского, а на первом этаже открыли пасторскую школу.

Так и сейчас при храме действует культурный центр, богословский институт и библиотека. По подворью проводятся экскурсии с рассказами о судьбе православной церкви во Франции.

Главные святыни храма: Тихвинская икона Божьей Матери (XVII век) и Царские врата иконостаса (XIV век).

Адрес: 93 rue de Crimée, 19 округ

Часы работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, воскресенье – выходной

Церковь Успения Божьей Матери

Известна в России еще одна небольшая православная церковь в пригороде Парижа Сент-Женевьев-де-Буа. Ее построил архитектор Альберт Бенуа при русском кладбище. Фрески внутри храма выполнены самим архитектором и его женой.

Адрес: 8 rue Léo Lagrange, Sainte-Geneviève-des-Bois

Часы работы: суббота – с 17:00 до 19:00, воскресенье – с 10:00 до 19:00

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Русское кладбище в Париже: Сент-Женевьев-де-Буа

Общехристианские святыни

Есть в Париже и такие предметы, которые почитаются в равной степени и католиками, и православными.

Главная реликвия Парижа – Терновый венец

Без сомнения, главной христианской реликвией Парижа считается Терновый венец Иисуса Христа. Он был выкуплен королем Людовиком Святым еще в XIII веке. Для хранения святыни была специально построена капелла Сен-Шапель, но чуть позже его перенесли в главный храм Франции Собор Парижской Богоматери. После пожара реликвию перенесли на хранение в Лувр.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Когда отреставрируют парижский Нотр-Дам

Фаланга святой Женевьeвы (Геновевы)

Покровительницу Парижа особенно почитали русские студенты Сорбонны. Частица ее мощей хранится в церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Эта готическая церковь XV века постройки и сама по себе очень интересна.

Адрес: place Sainte-Geneviève, 5 округ

Мощи святой Елены

В IX веке мощи были украдены из гробницы в Риме и перевезены в монастырь в Реймсе, а во время парижской коммуны из перепрятали в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль, где они и хранятся сейчас. По договоренности со служителями храма, уголок православия в католическом храме можно посетить.

Адрес: 92 rue Saint-Denis, 1 округ

Мощи Марии Магдалины

Часть мощей святой Марии Магдалины хранится в церкви Мадлен в 8 округе Парижа. В 20-е годы прошлого века в этом католическом храме даже проводились службы по православному обряду.

Плат Богородицы

В 90 км от Парижа в городе Шартр хранится плат, который по легенде был на голове Девы Марии в ночь, когда родился Иисус. Сам храм Нотр-Дам-де-Шартр – один из образцов классической готики 13 века прекрасно сохранился.

История образования Русской Церкви в Париже, как и во многих других странах, связана с появлением дипломатических миссий. Русско-французские отношения имеют многовековую историю. В XI в. (1051 г.) дочь Киевского князя Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, вышла замуж за французского короля Генриха I (1031-1060). Однако до царствования Петра Великого постоянных представительств не было, и только посещение Петром Франции в 1717 г. стало основой для более близких дипломатических связей между обеими державами. Было открыто постоянное представительство, но еще без постоянной церкви. Православная жизнь во Франции ведёт своё начало от указа императора Александра I от 12 февраля 1816 года об учреждении церкви греко-российского исповедания при миссии в Париже.

Особенность Парижа состояла в том, что в нём жила большая колония православных — как русских, так и других народностей. В начале, была основана церковь св. апостолов Петра и Павла в нанимаемых помещениях (rue Mesley и затем rue de Berri), которые явно не могли вместить всех русских, желающих помолиться; а если иметь в виду общее число всех православных, то потребность сооружения отдельного, более обширного храма становилась очевидной.

С 1847 года, этому делу и посвятил все свои силы настоятель православной русской церкви в Париже, магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Иосиф Васильевич Васильев. Инициатива, сборы средств и все труды и заботы, связанные с этим поистине исключительным делом на чужбине, принадлежат ему. На этом достойном пути он встретил немало трудностей. В связи с неблагоприятными обстоятельствами (Крымская война – 1853-1856) правительство и Святейший Синод категорически отказали о. Иосифу в государственных или церковных средствах, необходимых для постройки храма. Тогда у него зародилась мысль построить этот храм на общественные от сборов средства. Но это тоже потребовало много хлопот и только в 1856 году после двух новых отказов русского правительства, по инициативе императора Александра II было дано разрешение на открытие книг для сбора средств на сооружение храма в Париже.

Храм был предназначен не только для русских, но для всей православной общественности. Итак, построение Храма в Париже стало общим делом. Участвовал в этом сборе весь «мир». Жертвовали православные в Париже, русские, французы, сербы, военные, монахини и купцы с нижегородской ярмарки, куда ездил сам о. Иосиф. Свое личное пожертвование сделал и сам император Александр II. Каждый давал по мере своих возможностей – от двадцати сантимов греческого студента Сорбонны до ста тысяч франков греческого купца. К сбору присоединились католики и протестанты.

В 1857 и 1858 гг. два соседних участков земли были приобретены для построения храма. План храма был составлен и разработан проф. С-Пб. Академии Художеств Р. Кузьминым, а руководил и наблюдал за строительством академик И. В. Штром, архитектор.

Храм построен из белого тесаного камня в русско-византийском стиле. Архитекторы, иконописцы и художники, украшавшие его, пользовались документами, собранными при капитальном ремонте и реставрации св. Софии Константинопольской в 1847 г., что и объясняет русско-византийский стиль сооружения. Закладка первого камня состоялась 3 марта 1859 года, а к августу 1861 г., храм был закончен.

Чин освящения храма, устроенного в честь св. Александра Невского — небесного покровителя Александра II, был совершен 30 августа ст. ст. (11 сентября 1861 года) преосвященным Леонтием, епископом Ревельским (Таллиннским), в день празднования перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь в Санкт-Петербурге (1724). В иерархическом порядке русская церковь в Париже находилась на общем положении русских зарубежных церквей и подчинялась митрополиту Петроградскому и Ладожскому. Во время гражданской войны после крымской эвакуации Белой Армии в 1920 году Святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси, поручил управление заграничными русскими церквями коллегиальному Высшему Церковному Управлению. В марте 1921 г. указом патриарха Тихона архиепископ Евлогий (Георгиевский) был назначен Управляющим Западно-Европейскими Православными Русскими Приходами. Со дня перенесения митрополитом Евлогием епископской кафедры из Берлина в Париж храм св. Александра Невского становится кафедральным храмом образовавшейся епархии. Приходской устав был принят согласно требованиям церковного управления, приход зарегистрирован в 1923 г. согласно законам Франции, и с этого времени была оформлена начавшаяся еще во время построения храма приходская жизнь. До 1945 г. храм также служил церковью сербского и болгарского посольств. В 1930 году за отказ прекратить критику антирелигиозной политики советской власти митрополит Евлогий был отстранен от кафедры митрополитом Сергием, местоблюстителем Московского патриаршего престола. Тогда, согласно просьбе Епархиального собрания, грамотой святейшего патриарха Вселенского Фотия II от 17 февраля 1931 г. епархия была принята под святительский омофор Вселенского патриарха и преобразована в Экзархат.
Единство Архиепископии с Русской Православной Церковью было восстановлено 3 ноября 2019 с выдачей Патриаршей и Синодальной Грамоты.

Митрополит Евлогий может считаться создателем Западноевропейской русской православной епархии, которую он возглавлял с 1921 по 1946 год.

На кафедре его сменил митрополит Владимир. Он двадцать лет служил в Ницце и в 1945 г. был вызван митрополитом Евлогием для помощи в управлении епархией. В 1946 г. после кончины митрополита Евлогия Святейший Вселенский патриарх утвердил митрополита Владимира правящим епископом епархии. Грамотой митрополита Владимира 1951 года Св. Александро-Невский храм возведен в ранг кафедрального Собора, с сохранением прежнего порядка управления, на основании Приходского Устава. После митрополита Владимира в главе Епархии служили архиепископ Георгий (Тарасов) (1960-1981), архиепископ Георгий (Вагнер) (1981-1991), архиепископ Сергий (Конавалов) (1993-2003),архиепископ Гавриил (де Вилдер) (2003-2013), aрхиепископ Иов (Геча) (2013-2015). Ныне епархию возглавляет Высокопреосвященный архиепископ Иоанн (Рэннэто). Со времен неутомимого о. Иосифа Васильева наряду с самоотверженным и преданным выполнением своих прямых обязанностей по духовному сопровождению своей паствы, соборный причт предоставляет духовную помощь всем нуждающимся, и в том числе в больницах и русских старческих домах.

Особое место в истории храма занимает хор. В начале хором управляли французские регенты, сам хор комплектовался по необходимости французскими певчими. В 1921 протодиакон Н. Тихомиров составляет первый хор из русских певчих. С 1925 г. пять исключительно талантливых регентов сменились в нашем соборе: Н.П.Афонский (1925-1949), П.В.Спасский (1949-1968), Е.И.Евец (1968-1988), В.Е. Евец (1988-2007). Сегодня руководит хором протодиакон Александр Кедров. Соборный хор наполняет пространство храма гармонией, услаждает слух молящихся и украшает строй богослужений. Хор дает концерты во Франции и за границей, записал ряд дисков и много сделал для ознакомления западных христиан и любителей религиозной музыки с русским церковным пением. Каждый год по французскому радио передаются Рождественское и Пасхальное богослужения.

В 1867 году император Александр II был торжественно принят в Париже и 7 июня 1867 года вместе с императрицей Марией Александровной молился в храме после избавления от покушения на их жизнь в Булонском лесу. Присутствовали на этом молебне также император Наполеон III и императрица Франции, прусский король Вильгельм I и его министр Бисмарк, великие князья Александр и Владимир Александровичи, великая княгиня Мария Николаевна. Покушение произошло в день Вознесения Господня, и в память о своем избавлении государь пожертвовал церкви икону праздника Вознесения, а также образ св. Александра Невского. В 1896 г. государь император Николай II и императрица Александра Федоровна начали свой официальный визит во Францию с молебна в нашем храме.

Со дня освящения храм стал духовным центром русской колонии во Франции, а с 1922 года — с момента учреждения митрополитом Евлогием епископской кафедры в Париже — духовным центром русского рассеяния в западной Европе.

Численность эмигрантов из России, рассеявшихся по всему миру после революции 1917 года, оценивается в два–три миллиона человек. Значительная часть «зарубежной России» собралась в Западной Европе, и наш храм стал центром не только духовной, но и общественной жизни русской эмиграции. После перенесенных во время октябрьской революции испытаний каждый, кто находил себе приют и безопасность в гостеприимной Франции, находил под сенью этого храма молитвы и утешения. Многие из вновь прибывших искали своих родных и соратников при храме. В молитвенном общении друг с другом началось тяготение русских православных людей к храму. В нем провожали в жизнь вечную многих воинов, скончавшихся во Франции.

В Соборе установлены иконы и памятники с дарственными надписями в память соратников или в честь юбилеев военных частей Императорской и Белой Армий. Есть киоты в память о русских воинах Экспедиционного Корпуса и Русского Легиона, погибших на французском фронте в войне 1914-1918 гг., Российского Воздушного Флота, Дроздовской дивизии, Российского воинства императорской Добровольческой и Русской Армий, о казаках Войска Донского, лейб-гвардии Семеновского полка, в память трехсотлетия Изюмского государственного полка, по случаю 250 летия лейб-гвардии Преображенского полка и многое другое. Общество Ревнителей памяти Николая II поставило крест-памятник убиенной в 1918 г. царской семье.

Говорят, что при одобрении проекта собора Наполеон III назвал его «странным, оригинальным, но очень красивым».

С 1983 г. собор относится к историческим памятникам Франции, но это не является его единственным назначением. Повороты истории, октябрьская революция и её бедственные для всей Восточной Европы последствия возложили на епархию и наш храм особую ответственность. В течение полутора веков наш собор явил величественную картину своего служения русским и православным людям во Франции и в Западной Европе. Он стал свидетелем личной, семейной и общественной жизни нескольких поколений православных белой и последующих эмиграций из России и восточно-европейских стран, которые под его сводами собираются в важных случаях жизни.

Кафедральный Собор Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского принадлежит каждому православному «парижанину», входящему в него со смиренным сердцем, независимо от его национальности и длительности пребывания в Париже, и каждого сопровождает молитва произнесенная епископом Леонтием в день освящения храма: «И ныне молим Тя, Господи, да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь; и услыши молитву всех притекающих сюда с верою…» (3 Царств VIII, 29-30).

Елена Рунге

По материалам изданий приходского совета, и в частности «Памятки к столетию Собора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *