Содомия, что это?

Что такое содомский грех?

«Содомским» грех называют из-за названия города Содом, где во времена Авраама процветали порок и разврат. Для удовлетворения своей похоти жители древнего города прибегали к принуждению и насилию. Это касалось даже ангелов, которых укрыл у себя праведник Лот.

«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:4-5).

Содомский грех часто связывают исключительно с мужеложством, но он имеет более широкое значение.

«Люди же Содома были злы и весьма преступны перед Богом» (Быт. 13:14).

С порочностью жителей связано упоминание двух городов. Содом и Гоморра погрязли в разврате. Лишь один праведник Лот с семьей должен был избежать справедливого наказания от Господа. Ветхий Завет описывает, как в то время, как Лот покидал город, на него пролились огонь и сера.

«Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуда 1:7).

Содомский грех в православии

В православии к содомскому греху относятся мужеложство, блуд и любая греховная страсть человека, которая не относится к браку. Только о плотских отношениях в браке в Библии сказано «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Мужеложство, распространенное в Содоме и Гоморре отнесено к ряду тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).
Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:18-20).

О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди.

Взгляд Церкви на грех содомии

Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника:

«…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4).

Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:29-30).

Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния.

«Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:16-17).

Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял: «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам, —
отмечал протоиерей Глеб Каледа.

Церковь однозначно осуждает содомский грех и предлагает пути освобождения от пагубных страстей:

«Познавший свою немощь из многих искушений, из телесных и душевных страстей, познает и бесконечное могущество Бога, избавляющего вопиющих к Нему молитвой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сладостна. Видя, что без Бога он ничего не может сделать, и страшась падения, он старается быть неотступно при Боге. Он удивляется, размышляя о том, как Бог избавил его от стольких искушений и страстей, и благодарит Избавляющего, и с благодарением получает смирение и любовь, и никого уже не смеет презирать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захочет», — писал преподобный Петр Дамаскин.

См. раздел МИФ О ПОЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Содо́мский грех – греховный помысл, стремление или деяние, связанные с сексуальным влечением человека к представителю (представителям) своего пола. Некоторые духоносные отцы характеризовали содомский грех как разновидность блудного, а иные проводили между этими понятиями четкую разделительную грань.

В отличие от западной этики, предпочитающей в отношении содомского греха обтекаемые термины и формулировки (такие как «гомосексуализм», «гомофилия», «гомоэротизм», «сексуальная инверсия»), но главное, проявляющей к нему даже и не нейтральность, а покровительство, Священное Писание располагает к обратному: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18:22).

Обозначение греха как «содомский» происходит от названия города Содом, где во времена Авраама процветал сей порок, причем степень порабощения горожан этим злом была такова, что в поисках удовлетворения похоти они не брезговали принуждением и насилием. Верхом безумия и развращенности была их попытка надругаться над ангелами: «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:4-5). Все это, в итоге, переполнило чашу ярости Божьей: город был уничтожен огненным и серным дождём и навеки упрятан под водами Мертвого моря.

Согласно Откровению Божию, мужеложство входит в ряд тягчайших грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

В этом перечне особо выделяется блуд: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:18-20).

Казалось бы, из всех перечисленных грехов блуд, по Апостолу, является самым ужасным. Между тем, здесь есть, над чем задуматься. Ведь стремление блудить, при всей его беззаконности, хотя и является противоестественным для человека, но всё же имеет определенную параллель с естественным, инстинктивным стремлением лиц одного пола к лицам другого: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Собственно, противоестественность блудного влечения обнаруживается в неумеренности и извращениях.

Что же касается содомского греха, как бы ни объясняла его современная наука, частной ли аномалией, либо особенностями психосексуального развития, или неправильной половой идентификацией в раннем возрасте, он решительно противоречит Божьему плану о человеке во всех смыслах.

Согласно утверждению святителя Григория Нисского, мужеложство наносит оскорбление роду. «…Блудом, — пишет он, — называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4).

Из свидетельства ангелов блаженной Феодоре известно, что «весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэтому весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада». Тем не менее, именно «князь содомских грехов» показался ей «мерзостнее всех бесов». По уверению Феодоры, встретившейся с ним во время прохождения мытарств, он был «опачкан гноем и смрадом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима» (Мытарства блаженной Феодоры).

Не будем забывать, что «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуда 1:7).

Скажем, пророк Исаия, отмечая высший уровень беззакония своих современников, уподобил их первым из содомлян: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис. 1:10). А Господь Иисус Христос сопоставил Свое Второе Пришествие с судом над Содомом: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:29-30).

Гомосексуальная страсть, как и любая другая греховная страсть, искореняется через покаяние, в соработничестве человека и Бога. Несмотря на всю тяжесть содомского греха, он не перевесит милосердия Божия: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:16-17).

В качестве подробных рекомендаций к искоренению сексуальных страстей одно из известных христианских пособий, «Маргарит духовный», обозначает комплекс проверенных аскетическим опытом мер. «Через сладострастие, — сообщается в памятнике, — бес ввергает человека в отчаяние, из одной пропасти в другую, лютейшую… Ни о чем так не радуются бесы, как об осквернении сладострастным грехом. Хотящий избежать его, но насыщающий и услаждающий чрево свое подобен погашающему пожар маслом, а хотящий одним воздержанием победить сию страсть подобен тщащемуся одною рукою выплыть из моря. Совокупи воздержание с смиренномудрием и память о смерти имей себе супружницею, а без сего напрасны все твои труды… Желающим избежать сего отвратительнейшего греха предлагается следующее:

  1. Никогда не находиться в очень близких отношениях с кем-либо, где предстоит эта опасность.
  2. Тщательно избегать соблазнительных встреч наедине.
  3. При первом, как бы невинном ощущении какого-то влечения или услаждения надобно в самом начале уничтожить его, а иначе будешь раздувать искру, от которой может произойти пожар, и тогда уже не в силах будешь утушить его, ибо мы люди слабые.
  4. Если мысли сладострастные сами в голову идут и ты нисколько не желаешь, но даже и боишься, то не унывай, а молись и проси Бога об отгнании их; в том наш весь подвиг, чтобы не соизволять им.
  5. Но если уже допущены тобою по нерадению эти помыслы и ощущаешь ты страстное влечение к кому-либо, то мысленно представляй нравящийся тебе предмет гнусным и отвратительным, безобразным на взгляд, при этом вспомни о смертном часе, нередко внезапно постигающем человека, и ты мало-помалу охладеешь, а главное — проси помощи Божией, усердно слезно моли Бога об избавлении и открывай, нимало не медля, кому должно, на духу язву свою, а чем она долее оставаться будет сокровенною, тем труднее излечение ее» (Маргарит духовный. О сладострастных влечениях).

***

См. ГРЕХ, СТРАСТИ, АСКЕТИКА
См. Сайт о преодолении влечения к своему полу

Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей покидает Содом

Обыкновенный Содом

«Содом не пройдет!» – кричат борцы с «извращениями». Что именно не пройдет? У Даля есть слово «содом» и разные поговорки с ним, например: «такой содом, что пыль столбом», «за содомом гостей не достанется поглодать и костей». Не стоит искать здесь непристойный смысл. «Содом» у Даля – это «шум, крик, гам, или спор, брань», а также «шумная толпа». Можно «содомко говорить» (или просто «содомить»), то есть шуметь, орать толпой. Поскольку ревнители нравственности сами ведут себя довольно содомко, то ясно, что не с этим содомом они сражаются.

Содом – имя древнего города, по преданию, разрушенного Богом за грехи жителей. Вообще-то грехи бывают разные, но мы любим представлять себе нечто запретное и сладкое. Воображение послушно рисует нам образ сексуального разгула. С явной ненавистью и скрытой завистью мы произносим загадочное слово: «содомия».

Содомия: все, что вы хотите

Что для нас стоит за словами «Содом» и «содомия»? Все то, что хотим, но боимся спросить и попробовать, увидеть у Тинто Брасса и прочесть у маркиза де Сада. Порой это предельно четкий образ, а порой – скорее размытый. Например, «Большой толковый медицинский словарь» (2001) утверждает: «Содомия – анальное половое сношение. Оно может быть гомосексуальным, гетеросексуальным или происходить между человеком и животным». Точно так же понимают содомию французская, испанская и итальянская «Википедии»; испанская, впрочем, добавляет «прочие мужские гомосексуальные практики». Однако немецкая «Википедия» и русский «Толковый словарь иноязычных слов» П. А. Крысина (2004) отождествляют содомию с зоофилией. Англоязычная «Википедия» включает в понятие содомии (sodomy) «any non-penile / vaginal copulation-like act», в том числе оральный и анальный секс. В русской версии говорится: «Содомия, содомский грех – исторический термин, использовавшийся для обозначения ряда видов девиантного сексуального поведения, то есть «извращений», выражаясь бытовым языком». Но борцы обычно ссылаются не на медицинский словарь и Даля, а прямиком на Ветхий Завет, минуя Новый, где все не так просто, как им хотелось бы.

Содомский грех в Библии: совсем не то, что вы думали

Предание о Содоме известно из Библии. Там говорится, что Содом и Гоморра были цветущими городами в долине Иордана, но Бог уничтожил их в незапамятные времена (согласно Книге Бытия, при жизни праотца Авраама). Разумеется, пытливые исследователи потратили немало сил на то, чтобы установить историческую основу предания. Они строили гипотезы о том, какая катастрофа постигла Содом и Гоморру и где искать их руины. Никаких общепризнанных результатов подобные изыскания не дали. Что, впрочем, для нас не так уж важно: если мы хотим узнать, какого рода грехи приписывались Содому, достаточно прочесть соответствующие библейские тексты.

Аллюзии на легенду о Содоме рассыпаны по всему Ветхому Завету. Чаще всего упоминается один только Содом, иногда вместе с ним и Гоморра; изредка добавляются еще два города – Адма и Цевоим. Сюжет, по-видимому, был широко известен, так что подчас библейские авторы ограничиваются простой отсылкой: «как Бог ниспроверг Содом», так было (или будет), допустим, с Вавилоном или Иерусалимом.

В Книге Бытия есть красочный рассказ о гибели Содома. Начинается он со слов Бога: «Стон Содома и Гоморры велик, их грех очень тяжек» (18:20, здесь и далее перевод цитат мой). Древнееврейское слово zǝʕāqā́, которое я перевел как «стон», очень часто означает жалобу угнетенных, например: «Кто затыкает уши, чтоб не слышать стон бедняка, тот сам будет кричать, и ему не ответят» (Прит. 21:13). Видимо, и в Содоме творились несправедливости, кто-то кого-то обижал, угнетал.

В Книге Иезекииля Бог говорит Иерусалиму: «Вот в чем был грех Содома, твоей сестры: гордые, сытые, довольные, беспечные, она и ее дочери не помогали беднякам и нищим» (Иез. 16:49; Содом назван «сестрой» Иерусалима, потому что по-древнееврейски города – женского рода). У Иеремии Бог обличает пророков Иерусалима за то, что они «прелюбодействуют, живут во лжи, помогают злодеям – и оттого-то никто не сворачивает со злого пути. Все они стали для меня как Содом, его жители – как жители Гоморры» (Книга Иеремии, 23:14). Исаия гневно обращается к согражданам: «Слушайте слово Яхве, правители Содома! Внимайте наставлению нашего Бога, народ Гоморры! Зачем мне ваши многочисленные жертвоприношения?» (Ис. 1:10–11). Далее следует перечисление бесполезных, ненужных Богу обрядов. Оно заканчивается словами: «Сколько бы вы ни молились, я вас не слушаю: ваши руки полны крови!» (Ис. 1:15). В трех процитированных отрывках – ни слова о каких-либо сексуальных «извращениях», никакой клубнички. Встречается, да и то всего один раз, глагол nʔp «прелюбодействовать», то есть «вступать в отношения с чужой женой». Грех этот хоть и связан с сексуальной сферой, но вполне зауряден, воображения не будит и на «извращение» не тянет. И совсем далеки от нашего образа «содомии» такие вещи, как жестокость, черствость, самодовольство и ханжество, хотя именно они чаще всего упоминаются среди грехов Содома.

Содом – для содомских!

Вернемся к повествованию Книги Бытия. Чтобы выяснить, что же творится в Содоме, туда приходят два ангела. В образе простых путников они появляются у городских ворот под вечер. Их замечает Лот, поселившийся в Содоме племянник Авраама. Он приглашает чужаков к себе на ночлег и кормит ужином. Тем временем к дому Лота стекаются жители Содома от мала до велика. Они кричат Лоту: «Где люди, которые пришли к тебе этой ночью? Выведи их к нам, и мы познаем их» (Быт. 19:5). «Познаем» – буквальный перевод древнееврейского глагола ydʕ, который часто означает сексуальный контакт. Ничего более конкретного не говорится, так что читателю вольно гадать, если ему интересно, имеется ли в виду анальный секс, оральный секс или еще какие-то «практики и виды девиантного поведения».

Лоту раздумывать об этом некогда. Он пытается успокоить толпу и даже предлагает: «У меня есть две дочери, не знавшие мужчин. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними все, что хотите. Только этим людям не делайте ничего: они же пришли под кров моего дома!» (Быт. 19:8). Современный читатель, вероятно, не одобрит идею Лота. Гостей жалко, а дочек не жалко? Но в рамках патриархальной логики (не забудем, что мы читаем древневосточный текст) дочери не рассматриваются как отдельные личности. Их честь и даже жизнь представляется неким капиталом, которым по праву распоряжается отец семейства. Жертвуя ими ради спасения гостей, Лот (опять же в рамках патриархальной логики) самоотверженно выполняет долг гостеприимства. Заметим: Лот не знает, что в его доме ночуют ангелы. Они для него – просто гости, и его долг как хозяина – защитить их.

Но толпа только больше злится. Тут-то и напоминают Лоту, что он сам чужак: «понаехал, а еще распоряжается» (Быт. 19:9). Лоту угрожают, что поступят с ним «даже хуже, чем с ними» (то есть с его гостями); начинают выламывать дверь. И тогда, конечно, вмешались ангелы: поразили содомитян слепотой, а наутро увели Лота и его семейство из обреченного города. И Бог обрушил с небес на Содом и Гоморру горящую серу.

Весь эпизод строится на контрасте между Лотом и содомитянами. Лот добр и гостеприимен, а жители Содома злы и ненавидят чужаков. Он говорит спокойно и с достоинством, а они орут, хамят и ломятся в дом. Сексуальный момент играет второстепенную роль и подчинен теме коллективного насилия. Разве содомитяне похожи на сластолюбцев в поисках новых экзотических наслаждений? Нет, скорее – на гопников, пришедших разбираться с приезжими. Кто там у тебя? С какого они района? Вот мы их сейчас!

В Книге Судей есть история, во многом напоминающая рассказ о Содоме. Один человек ехал с наложницей в свой город из Вифлеема и вынужден был заночевать в Гиве (городок к северу от Иерусалима). Некий старик оказал им гостеприимство. Но жители Гивы собираются у его дома и стучат в двери, требуя: «Выведи человека, который пришел к тебе в дом! Мы познаем его!» (Суд. 19:22). Хозяин предлагает толпе собственную дочь, а также наложницу гостя. Гость вмешивается и сам выводит наложницу. Ангелов в этой истории нет, и спасти женщину некому. Наутро муж нашел ее мертвой на пороге дома. Тогда, разрезав тело на двенадцать частей, он разослал их во все колена Израиля. Израильтяне тут же собирают большое войско, чтобы покарать Гиву. Видимо, их потрясает неслыханная бесчеловечность жителей Гивы. Насилие в итоге было гетеросексуальным, а не гомосексуальным, но их волнует сам факт насилия.

Ветхий Завет об «извращениях»

По-моему, вполне очевидно, что библейские тексты о Содоме – совсем не про то, кому с кем можно спать и каким образом. Однако Пятикнижие действительно запрещает некоторые сексуальные практики, в том числе и гомосексуальные. Подробно обсуждать эти запреты я сейчас не буду. Во всяком случае, за ними стоит совсем иная картина мира, чем за современными разговорами об «извращениях». Достаточно сказать, что в Ветхом Завете есть запрет на гомосексуальный контакт – или некоторые формы гомосексуального контакта – между мужчинами (Лев. 18:22, 20:13), но нет никаких запретов на контакт между женщинами. Почему? И что именно запрещено делать мужчине с мужчиной? Вот лишь некоторые из вопросов, вызывающих споры среди исследователей.

Послесловие (пожалуй, даже мораль)

Загадочные содомиты оказались обыкновенными людьми. «Гордые, сытые, довольные, беспечные»: нормальные обыватели, без мат. и жил. проблем, с позитивной самооценкой. Ну, не помогали каким-то там беднякам и нищим: дорого, нудно, своих забот хватало, да и всем ведь не поможешь. Не любили приезжих – а кто ж их любит?

Зато любили иногда собраться всем миром, почувствовать себя великими и могучими, праведными и непобедимыми. Найти какого-нибудь врага и немедленно замочить. Враг – любой «не наш» человек, из другого города или чужой страны, иной веры или неправильной ориентации. Ату его! Обыкновенные люди, обыкновенный Содом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *