Софийский собор Киев фото

5 отзывов Софийский собор в Киеве (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография София Киевская

Софийский собор в Киеве — храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта — будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя — его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть — кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов — об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же — крестообразную форму — имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение — знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии — детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

В соборе можно насчитать более 100 захоронений. Здесь есть саркофаг Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Впрочем, некоторые захоронения в течение многих веков были утрачены.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата — ориентировочно 1011 год — была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

За почти 1000 лет своей истории знаменитый Софийский собор видел многое — славу главной христианской святыни Восточной Европы, пожары и разорение, возрождение и обретение статуса объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО. И сегодня он остается местом силы, которое притягивает людей, всегда оставаясь в фокусе общественного внимания.

Д авно замечено, что только по-настоящему великие события и явления всегда остаются актуальными. Абсолютным рекордсменом по генерации информационных поводов для общественных дискуссий и жарких баталий в научном сообществе уже на протяжении многих десятилетий был и остается легендарный Софийский собор в Киеве. Его огромное символическое значение для истории и государственности Украины, ее веры и национального самосознания служит своеобразным волшебным кристаллом, где проецируются самые острые проблемы не только прошлого, но и настоящего. Секрет в том, что величественная гармония собора возникла не сразу, а формировалась под влиянием множества событий, в том числе и драматических.

Лучше, чем в Царьграде

«Ч то в имени тебе моем?» Этот вопрос возникает у каждого, кто задумывался над названием собора. Ибо в отличие от ныне принятой православной традиции, когда каноническое именование церкви происходит от ее покровителя, храмового праздника или самой чтимой иконы, храм был назван в честь Софии — Премудрости Божьей. Это христианско-философское понятие было настолько популярно в Византии и Киевской Руси, что митрополит Иларион описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божьей. Не стоит забывать и том, что это имя носила «старшая сестра» Софии Киевской — Ая-София в Константинополе, больше тысячелетия остававшаяся самым большим храмом христианского мира.

Но на этом сходства заканчиваются — современные исследователи считают, что первоначальная архитектура киевского храма была абсолютно новаторской и не имела прямых аналогий в мировом строительстве XІ века. Более того, в процессе его возведения греческие мастера отошли от первоначального плана — пятинефного крестокупольного храма с 13 куполами, из которых самый большой находится в центре в окружении четырех средних размеров и восьми небольших по углам. Они заложили центральное ядро собора, состоящее из девяти нефов с десятью апсидами, и окружили его двухэтажными внутренними и одноэтажными внешними галереями.

«Нерушимая стена»

О днако, не только архитектурный комплекс был создан по единому замыслу, но и все внутреннее убранство Софии. Речь, прежде всего, идет о знаменитых мозаиках, палитра смальты которых насчитывает более 170 оттенков. Наиболее чтимым из них является изображение Оранты (молящейся с поднятыми руками Богоматери), признанной шедевром мирового искусства XІ века. Не случайно киевляне назвали ее «Нерушимой стеной» и верили, что пока она украшает собор, городу ничто не угрожает. Всего же в соборе сохранилось около 250 кв. м мозаик и 3000 кв. м фресок, включая расположенные на фасадах.

Интересно, что три цикла изображений (евангельские и библейские легенды, а также жития покровителей княжеского рода — святых Георгия, Анны и архангела Михаила) можно читать слева направо и сверху вниз, как книгу. Именно такое синергетическое единство архитектурного замысла и монументальной настенной живописи делает собор не только выдающимся памятником древнерусского искусства, но до сих пор оказывает огромное эстетическое воздействие на зрителей. Но если этот факт не вызывает сомнений, то дата строительства храма до сих пор является дискуссионной.

Взлет и падение

Н есмотря на недавние научные споры, большинство исследователей соглашаются с датой, указанной Нестором Летописцем в «Повести временных лет» о строительстве собора в 1037 г. Он возводится под патронатом князя Ярослава Мудрого на символическом месте — поле победной для киевлян битвы с печенегами. Статус Софии как главного храма Киевской Руси подтверждается тем, что именно под ее сводами интронизировали митрополитов, происходило помазание на власть и прием иностранных послов. При соборе велось летописание, существовал скрипторий (мастерская рукописных книг), библиотека (свыше 950 томов), а на окружавшей его площади собиралось Вече.

Однако все это не помешало в период княжеских междоусобиц дважды его ограбить — в 1169 г. мародерами стали войска Андрея Боголюбского, а в 1203 г. — дружина Рюрика Ростиславича. Выстояла София и во время монгольского нашествия, и после татарских набегов. Но все это не прошло для собора бесследно и в 1376—1378 гг. по приказу митрополита Киприана были проведены первые восстановительные работы. Но, к сожалению, это не остановило последующее разрушение храма, усугубляемое масштабными кражами стройматериалов и свинцовой крыши. Судить о степени катастрофы можно по рисункам голландского художника Вестерфельда, запечатлевшего «античные руины» Софийского собора, в которых уже с больше 40 лет не проводилось богослужений.

Могила и возрождение

Ч еловек, навсегда вошедший в историю Софии Киевской как ее воскреситель, носил имя Могилы (хотя первоначально фамилия этого представителя знатного молдавско-валашского рода была Петру Мовилэ). В 1633 г. митрополит Киевский возвратил собор от униатов к православным и начал его масштабную реставрацию в ренессансном стиле, для чего в Киев был приглашен известный итальянский зодчий Октавиан Манчини. Вложив в этот процесс огромные по тем временам средства, в том числе и личные, Петр Могила запустил процесс возрождения центрального ядра Софийского собора. Однако объем необходимых работ был столь велик, что реставрация затянулась и закончилась уже после смерти ее инициатора.

Продолжателем этого благородного дела стал гетман Иван Мазепа, пожертвовавший 5000 дукатов на золочение куполов и 50 000 золотых на дальнейшее восстановление храма. Благодаря этому на рубеже XVII—XVIII вв. «Киево-Софийский Кафедральный собор» был полностью восстановлен в модных тогда барочных чертах.

Открытия, которых никто не ждал

В начале XIX века на волне возникшего интереса к отечественным древностям, в 1809—1810 гг. в Киев была снаряжена специальная историко-археологическая экспедиция для «зарисовки и описания старинных вещей», которая впервые произвела обмер собора и составила его план. Эту едва народившуюся традицию научного изучения Софии продолжил митрополит Евгений Болховитинов, издавший в 1825 г. фундаментальный труд «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» и небольшую книжку, ставшую первым путеводителем по церкви.

Киевский храм Св. Софии есть драгоценнейшее достояние наше. Мы никогда не должны выпускать из виду, что он — наш, родной; что это здание есть святыня, завещанная нам предками нашими, во свидетельство их благочестия и патриотизма, — Николай Закревский

Следующий этап реставрации Софии в 1843—1853 гг. под руководством академика Федора Сонцева, ознаменовался важным открытием — обнаружением оригинальных фресок XI века, скрытых под слоем барочной масляной живописи «реставраторов» времен Петра Могилы. Забавно, но стены собора стали своеобразным мольбертом для художников живописной мастерской Софийского монастыря. Однако, и сонцевское «поновление» оригинальных фресок выполнялось варварскими методами — их не закрепляли, а заново прорисовывали масляными красками, восполняя утраты рисунками «в древнем стиле».

А привычный для нас вид собор принял уже после реставрации 1882−89 гг. под руководством архитектора Владимира Николаева, когда были открыты древние малые купола, перестроен в псевдовизантийском стиле фронтон над западным фасадом, а также обнаружены ранее неизвестные части мозаик, описанием и консервацией которых занимался крестный отец возрождения киевских древностей Адриан Прахов.

Последовавшие с началом «новой эры» — создания в 1934 г. Софийского государственного заповедника — многочисленные археологические и архитектурные исследования, а также капитальная реставрация всех фресок и мозаик, позволили в 1950-е гг. завершить архитектурную реставрацию памятника. Что не означает ликвидации всех угроз, ведь изменились не только методы и технологии исследования древних сооружений, но и окружающие условия, среди которых нарастающие техногенные нагрузки и глобальное изменение климата.

Поэтому проблемы сохранения этого уникального шедевра древнего зодчества, являющегося с 1990 г. памятником мирового наследия ЮНЕСКО, актуальны и сегодня. И неравнодушные киевляне не могут их игнорировать, ведь вслед за историком Николаем Закревским, каждый из нас готов произнести: «Киевский храм Св. Софии есть драгоценнейшее достояние наше. Мы никогда не должны выпускать из виду, что он — наш, родной; что это здание есть святыня, завещанная нам предками нашими, во свидетельство их благочестия и патриотизма».

Автор — Наталья Кирьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *