Софийский собор Вологда

Софийский собор является старейшим каменным сооружением в Вологде. Построен он был в 1568 году, в эпоху правления Ивана Грозного. Спустя два века, рядом с ним был воздвигнут Воскресенский храм, но Софийский собор при этом не утратил своего значения и по-прежнему считается главным храмом Вологды.

Сегодня Софийский собор сохраняет свое значение, являясь не только религиозным объектом, но и местом массового посещения туристов, которым интересен как внешний облик собора, так и его внутреннее убранство.

Известность собору во многом принесли его древние фрески на стенах и сводах потолка. Они изображают сцены из Библии и жития Святых. Все они датируются XVII столетием и имеют бесспорную историческую и культурную ценность.

Фресками покрыто почти 5 000 кв. м стен Софийского собора. В нем находится самая большая в России фреска «Страшный суд», она занимает площадь 400 кв. метров.

Софийский собор расположен в самом центре Вологды, что дает возможность включить его в прогулку по городу всем туристам и гостям города.

© juliette17

История

Строительство собора началось на территории Вологодского кремля практически на самой береговой линии. В те времена Иван Грозный планировал сделать кремль в Вологде своей резиденцией, что сказалось и на строительстве собора. За образец был взят московский Успенский собор. В общей сложности строительство растянулось на 20 лет. В начале XVII века во время очередной войны с Польшей здание собора получило серьезные повреждения, но было достаточно быстро приведено в порядок.

В советский период богослужения в храме прекратились, но, в отличие от многих других церквей, Софийский собор не был разрушен, а передан краеведческому музею.

Статус исторического памятника древний храм получил уже в 1935 году. За прошедшие годы собор пережил две масштабные реконструкции, которые позволяют поддерживать его первозданную красоту. Последняя реставрация завершилась в 2007 году. Собор имеет статус памятника Всероссийского наследия.

Софийский собор и колокольня

Софийский собор имеет прямоугольную форму в основании. Он кирпичный, шестистолпный с пятью куполами. Внутри храм разделен на три нефа. Изначальная алтарная преграда в наши дни скрыта иконостасом (созданным в середине XVIII века). Возле него располагалось царское место для богослужений.

К храму относится колокольня высотой 78,5 м, на верхнем ярусе которой находится смотровая площадка. Изначально колокольня была деревянной, но в середине XVII века ее воссоздали из камня. По сей день она считается самым высоким зданием в Вологде. На колокольню есть возможность подняться, преодолев 300 деревянных ступеней.

На башне находятся куранты, созданные в Москве в 1871 году. По сей день они являются главными часами в городе.

С колокольни Софийского собора открывается панорамный вид на исторический центр Вологды, ее считают обязательной к посещению все гости города.

© juliette17

Фрески

Софийский собор был первой в Вологде церковью, украшенной фресками. Все они сохранились по настоящее время благодаря усилиям реставраторов. С их же помощью были установлены имена живописцев, подаривших России своды храма с фресками. Историки насчитали 16 имен, среди которых, Дмитрий Плеханов, Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов и другие мастера XVII столетия.

Система росписи Софийского собора не отличается от ему подобных строений. Основная тематика фресок — сюжеты, связанные с именем Иисуса Христа. Эта традиция пришла еще из Византии. Но есть и отдельные росписи, посвященные праздникам, отдельным персонажам в истории, в основном — князьям или видным деятелям.

© juliette17

Западная стена собора полностью посвящена Страшному суду. Эта фреска признана самой масштабной в России. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны сюжетами на евангельские темы. На столбах изображены мученики и князья.

Большинство фресок многофигурно, на них изображено по несколько фигур святых или князей. Богоматерь и Христос выделяются среди них только нимбами, что подчеркивает их божественную сущность, но в то же время — равенство с другими фигурами.

В изображениях природы прослеживается русская флора и фауна, что придает храму уют, несмотря на размеры фресок и самого помещения.

Отдельная достопримечательность собора — его иконостас, созданный в стиле барокко. Это третий по счету иконостас, создан он был в середине XVIII века. Он имеет пять рядов, на которых размещены иконы с ликами святых. Большинство икон собора имеют древнюю историю. Есть среди них и ровесницы фресок.

© juliette17

Как добраться до Софийского собора в Вологде

Софийский собор расположен в самом центре Вологды, поэтому добраться до него будет несложно. Сделать это можно несколькими способами.

Почти у самого Кремля (где и находится собор) останавливаются автобусы № 8, 16, 22, 32, 42, 400, 403, 405. Остановка называется «Центр» или «Старый рынок». От нее до цели — не более 5 минут пешком. До этой же остановки доезжают маршрутные такси № 4, 7, 11/13, 27, 29.

От ЖД вокзала Вологды и автовокзала (расположенного рядом) до Софийского собора курсирует троллейбус № 4, автобусы № 28, 403, 405 и 414. Ближайшая остановка — «Проспект Победы» — расположена рядом с Кремлем. От нее до собора — примерно 5–7 минут пешком.

Дойти до Софийского собора можно и пешком из центральных районов города. Вологда не имеет высотных зданий, поэтому колокольня собора видна почти отовсюду и служит хорошим ориентиром. К тому же, путь пролегает по историческим районам с деревянными постройками прошлых веков, поэтому прогулка будет приятной и познавательной.

Доехать до Софийского собора Вологды можно также на автомобиле или воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси и другими. Поездка по городу обойдется недорого.

Вологодский Софийский собор на панорамах Google Maps:

Видео-обзор Софийского собора в Вологде:

Вологодский кремль начал возводиться Иваном IV Грозным. Планируемая территория была в 2,1 раза больше территории Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде – Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить детинец (кремль) – новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города, – Ленивой площадкой, находящейся несколько выше по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Всеми градостроительными работами руководил один из выдающихся русских инженеров XVI века Размысл Петров.

На протяжении 1565 – 1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного Успенского (Софийского) собора. Очевидно, царь предполагал основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а кремль не был построен. Тот комплекс сооружений, который называется Вологодским кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.

В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню. Стоящий на высоком берегу реки Вологды монументальный Софийский собор – первый каменный храм города, построенный при Иване Грозном, находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем первоначальном кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.

Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор – Воскресенский.

Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом – комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Первоначально палаты вологодских архиереев находились на Ленивой площадке, близ кафедрального Воскресенского собора. В 60-х годах XVI века Архиерейское «дворище» было перенесено на территорию возводимого кремля, в непосредственное соседство с новым главным храмом города – Софийским собором.

Архиерейский двор

До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, главными из которых были восточные Святые – большие «створистые», с прорезной решеткой, украшенные иконами и увенчанные тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых «чешуей» шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. Даже после разборки этой церкви главные ворота долгое время именовались и Трехсвятными, и Святыми.

Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Здесь располагались также архиерейские, «крестовые» и «казенные» кельи (в последних хранилась казна и ценности), «судная» изба, домовая, «клецкая» церковь, изба «воротная» (для привратников), а также многочисленные хозяйственные помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года.

В конце 1650-х годов в Архиерейском доме появилась первая каменная постройка – здание Казенного приказа, или Экономский корпус, где помещались казенные и казначейские кельи.

Второе по времени каменное здание Архиерейского двора – большой трехэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 – 1671 годах. В XVII и первой половине XVIII века это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднейшие пристройки значительно исказили внешний и внутренний облик этого сооружения. В результате реставрации 1960-го года был частично восстановлен прежний роскошный архитектурный декор фасадов здания. В настоящее время Симоновский корпус по праву может служить прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XVII века.

Сразу после появления епископского «дворца» Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 – 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многими неразрывно связанными с ними хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах образованного стенами неправильного четырехугольника. Годы построения стен отмечаются в исторических документах, как времена крайне дешевой рабочей силы: в Вологде был голод и население работало «из хлеба безденежно». Этим воспользовался епископ Симон, при котором были построены и крепостные стены, и первые Архиерейские палаты с церковью Рождества Христова.

Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Возведение столь мощных стен вологодского двора было вызвано идеологическими задачами возвеличения и прославления церкви и самого архиерея. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.

Первоначально стены были покрыты на один скат деревянной крышей на столбах. Под крышей с внутренней стороны устроен переход с перилами, позволяющий пройти по всему периметру ограды.

В архиерейской ограде было несколько ворот, но почти все они в настоящее время заложены. Главными были Святые (или Трехсвятные) ворота, расположенные в восточной стене, прямо против Софийского собора (ныне заложены). Святые ворота представляли собой нарядную двухъярусную постройку. Часть нижнего яруса ворот, обращенная к собору, сохранилась и дает представление об их былом декоре.

В конце XVII века над выходящими к Софийскому собору воротами взамен трех небольших шатров поставили небольшую одноглавую церковь Воздвижения. На месте юго-восточной башни в XVIII веке построен Воскресенский собор.

Постепенно в Архиерейском дворе возникали новые постройки, переделывались и надстраивались прежние. Многие каменные постройки внутри двора, неразрывно связанные со стенами, воспринимаются как одно целое с ними. Они представляют определенный интерес как редкие из сохранившихся образцов хозяйственных построек XVII века.

В конце XVII – начале XVIII века, при архиепископе Гаврииле на Архиерейском дворе появилось новое трехэтажное здание, названное впоследствии Гаврииловским корпусом. С юга он примыкал к архиерейским палатам (Симоновскому корпусу), а в настоящее время соединен с ними в одно здание.

Вскоре после его появления, в противоположной, восточной части двора к северному торцу Экономского корпуса было пристроено простое двухэтажное здание, как бы соподчиненное Экономскому в функциональном отношении – Безымянный корпус (в нем находились казенная и казначейская кельи).

В середине XVIII века Гаврииловский корпус был как бы продолжен к северу двухэтажным каменным зданием, названным Иринеевским корпусом.

В 1740-х годах перпендикулярно к Симоновскому корпусу, к восточному концу его северного фасада примкнули одноэтажные каменные кладовые. В эти годы деревянные закрытые переходы, соединявшие домовую Рождественскую и надвратную Воздвиженскую церкви, были заменены крытым двухъярусным переходом, имеющим окна с обеих сторон. В его нижнем ярусе находится двухарочный проезд в северо-восточную, изолированную часть комплекса, оказавшуюся обособленной в результате сооружения здесь между 1740 и 1753 годами одноэтажного здания, расположившегося между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, – здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория.

С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. Корпус этот был сильно переделан, вероятно, во второй половине XIX века, при этом были изменены фасады с некогда эффектными фигурными наличниками. Первоначально внешний вид корпуса был иным и почти наверняка был выдержан в стиле барокко. Разумеется, и в XVIII веке здание было гораздо скромнее Иосифивского корпуса.

Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов – роскошных трехэтажных каменных покоев. Иосифовский корпус, поставленный вплотную к южному торцу Гаврииловского корпуса, был построен между 1764 и 1769 годами и отличался от всех прочих построек Архиерейского дома не только своей нарядностью, но и новым, еще необычным для Вологды барочным стилем. При том же епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни было возведено еще одно барочное здание, большое и значительно – теплый Воскресенский собор. Его строительство вологодским архитектором Златицким началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Своими барочными формами Воскресенский собор как бы поддержал здание Иосифовского корпуса, без такой поддержки епископские хоромы чрезмерно выделялись бы среди прочих построек Вологодского кремля.

Известно, что при Иосифе Золотом в Архиерейском доме был разбит сад с фруктовыми деревьями и большим прудом – вне кремлевских стен. Также были посажены новые деревья в центральном, главном дворе.

Таким образом, сооружения, создающие архитектурный ансамбль Вологодского кремля, могут служить примером гармоничного соединения архитектурных стилей трех столетий.

Современный Вологодский кремль

В настоящее время в бывший Архиерейский дом ведут два входа: с восточной стороны – главный вход, расположенный между теплым Воскресенским собором и колокольней; второй – почти у северного угла каменной ограды, приводящий на Консисторский дворик.

Современная территория кремля, огражденная высокими каменными стенами, разделена бессистемно расположенными на ней разновременными зданиями на три двора. Из них главный, центральный, занимает большую часть территории; в северо-восточном ее углу находится небольшой Консисторский дворик, в северо-западном – хозяйственный двор.

Основные здания главного двора образуют в плане четырехугольник, незавершенный с южной стороны.

Восточная линия начинается почти рядом с современными главными въездными воротами и состоит из трех зданий: Экономского и Безымянного корпусов и бывшей Воздвиженской надвратной церкви. Эта церковь соединяется крытыми переходами на арках с северной линией, состоящей из одного большого здания – Симоновского корпуса. К его западному торцу примыкают две небольшие постройки: южнее – Гаврииловский, севернее – Иринеевский корпуса. Западную линию территории центрального двора кремля наряду с малым Гаврииловским корпусом составляет большой и пышный Иосифовский корпус, в котором в течение 150 лет, вплоть до революции, жили вологодские архиереи.

С северо-востока к Симоновскому корпусу примыкает корпус Консисторский, образующий западную сторону двора, также именующегося Консисторским. С северной и восточной сторон этот небольшой дворик ограничен высокими кремлевскими стенами с позднейшими к ним пристройками.

Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. До этой реставрации Иосифовский корпус по нарядности и роскоши был лучшим среди кремлевских построек зданием, в настоящее время внимание посетителей кремля явно привлекает еще одно старинное здание – Симоновский корпус (XVII век). Научная реставрация возвратила зданию его былую нарядность вместе с пышными формами его древнего декора.

Завершает ансамбль Архиерейского дома теплый Воскресенский собор, расположенный возле современного входа на территорию кремля.

В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции, почти все помещения ее главного центрального двора используются Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Колокольня Софийского собора – древнейший церковный памятник Вологды, Софийский собор до сих пор играет важную роль в общем ансамбле города. Между Софийским и Воскресенским соборами возвышается колокольня, соприкасающаяся с восточной стеной Архиерейского двора.

Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20-х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей». В колокольне было «двои полати», три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.

В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При преосвященном Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.

В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии, и древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и звон были сняты, а уцелевший нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 – 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.

Псевдоготические формы современной Софийской колокольни эклектически соединены с древнерусской луковичной главой, которую в конце XIX – начале XX века позолотили. В общем облике звонницы отчетливо ощущается подражание зодчеству Древней Руси. Безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение – служить колокольней главного в епархии соборного храма.

Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время – это колокольня Владимирской церкви.

Софийская колокольня в современном виде привлекает внимание посетителей кремля своей стройностью, высотой, а также золоченой маковицей. С колокольни открывается великолепный вид на город, развертывается обширная панорама городских районов, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Древнейший церковный памятник Вологды – Софийский собор играет важную роль в общем ансамбле города.

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов, имея общий источник происхождения – Успенский собор в Москве. Тем не менее вологодский собор отличается от всех аналогичного типа храмов, в том числе и от прототипа, особой лаконичностью архитектуры, придающей собору специфически северную строгость.

Каменное строительство в Вологде, в том числе возведение ее центральной достопримечательности – Софийского собора, напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.

В 1571 году в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившемся с царем в Софийском соборе. Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный, царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ и уехал из города.

Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению, причем отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее. В 1587 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре был освящен и главный престол Софийского собора.

В сентябре 1612 года, во время польско-литовского нападения на Вологду, Софийский собор наряду с другими церквями города пострадал от грабежа и пожаров, вследствие этого оказалось необходимым возобновление и повторное освящение в нем обоих престолов (1613 г.). Восстановление собора после разрушения требовало значительных средств, и для этих целей были проведены денежные сборы с епархиальных церквей. В 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.

В 1685 – 1687 гг. создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.

В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.

Вологодский Софийский собор: виртуальная экспозиция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *