По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.
В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.
В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.
По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.
Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.
Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям , совершившим тяжкий грех или вероотступничество.
Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.
Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.
Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Архитектура церкви
Алтарь — (латинское altaria — высокий жертвенник). Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.
Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.
Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.
Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.
Барокко — стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.
Бочка — одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.
Восьмерик — сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.
Глава — купол, увенчивающий здание храма.
Закомара — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.
Иконостас — преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.
Интерьер — внутреннее пространство здания.
Карниз — выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.
Кокошник — элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.
Колонна — элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.
Композиция — объединение частей здания в единое логическое целое.
Конек — стык, на границе скатов кровли.
Контрфорс — вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.
Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.
Лемех — название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Лопатка — вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.
Луковица — церковная глава, формой напоминающая головку лука.
Наличник — элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.
Неф (корабль) — внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.
Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.
Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.
Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.
Поребрик — элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.
Портал — вход в здание с элементами архитектурного наполнения.
Портик — галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.
Престол — элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.
Придел — пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.
Притвор — часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.
Реконструкция — работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.
Реставрация — работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.
Ротонда — постройка круглой формы с крышей в виде купола.
Рустовка — один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня
Свод — архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.
Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.
Фасад — термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.
Четверик — здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.
Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.
Ширинка — элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.
Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.
Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.
Сопоставление «солеи» с «православием» мне кажется некорректным, как например, «значение якоря в истории кораблестроения». Якорь нужен на корабле для практических целей, но не имеет тесной связи кораблестроением.
В храме пол обычно расположен в двух уровнях. Пол Алтаря приподнят над полом храма от 0,1 до 1,5 м. Часть алтарного пола выступает полосой на 1-2 м. за пределы Алтаря. Этот выступ алтарного пола перед иконостасом называют «солея».
В правом и левом окончании солеи иногда устраивают «клиросы» (место, где стоят певцы и чтецы). Центральная часть солеи выдвигается ещё на 1,5 – 2 метра и закругляется. Закруглённая площадка перед Царскими вратами называется «амвон». Это место действия. Сюда выходят на «Вход», здесь читают Евангелие, Апостол, паремии. С амвона диакон произносит ектеньи, а священник — молитвы и проповедь. На амвон выносят святой Потир для причащения народа. Практическое применение солеи и амвона не вызывает вопросов. Проповеди в храме говорят не только с амвона.
В храмах устраивали небольшие балконы справа и слева на высоте трёх метров в виде рюмки. Оттуда читались Апостол, паремии, произносились проповеди. В Кафедральном соборе Пскова имеется такая рюмочка. С неё я неоднократно говорил проповеди.
Солея существует не во всяком храме. В Румынии я видел храмы, в которых приподнятая часть пола не выходит за грань иконостаса. В храме святых Жен Мироносиц г. Пскова солея приподнята над полом на 0,02 м. не огорожена и не препятствует мирянам войти на солею. Подниматься на солею в одних храмах не принято, в других храмах это неизбежно, поскольку там стоят подсвечники и народ ходит ставить свечи, прикладывается к «местным» иконам, там же совершается чин «воцерковления» после Крещения.
Внутреннее устройство православного храма имеет историю. Кроме практического применения каждый элемент храма осмысливался и приобретал духовный смысл. Ему усваивалось символическое значение, которое в разные периоды истории или разные моменты богослужения могло меняться. Символика храма неоднозначно объясняется разными авторами. Богаче смыслами символика значимых частей храма: Алтаря, Престола, Горнего места, иконостаса и других. О символике можно спорить: амвон или Горнее место в Алтаре изображают то «место равне», с которого Иисус Христос произносил Свою нагорную проповедь?
Общепринятую символику солеи объяснить затрудняюсь. Нет под рукой подходящей книги, например св. Симеона Солунского «Expositio de divino Templo». Найти и предложить свое символическое истолкование несложно. Частные объяснения бывают удачными и получают право на существование, но увлекаться символическими объяснениями не следует. Меня как-то попросили объяснить символическое значение батарей водяного отопления в Алтаре. Все объяснения имеют пределы.
В древности Жертвенник и Сосудохранилище находились вне Алтаря. Евангелие и сосуды переносили на Жертвенник и на Престол из Сосудохранилища. «Вход» тогда имел практическое значение. Когда Жертвенник и Сосудохранилище переместили внутрь Алтаря, «Вход» утратил практическое значение, стал символом идеи выхода Спасителя на проповедь. Солея приобрела практическое назначение, когда «Малый вход» его утратил и сохранил только символическое значение «пути на служение благовестия». Евангелие берут с Престола, выносят через северные двери из Алтаря, проходят по солее, вносят в Алтарь через Царские врата и снова кладут на Престол. В этом действии нет практического смысла, и выполнять его удобнее по солее.
Предлагая объяснить духовное значение солеи, Вы хотели, вероятно, подчеркнуть недопустимость пляски на солее, совершённой женщинами, приговорёнными за это к лагерному сроку. Танцевать не положено не только на солее, но в любой части храма, даже на паперти. Духовный смысл солеи здесь не при чём. Храм предназначен для молитвы и богослужения, созерцания и богомыслия. При этом «вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им, написано: «дом Мой, домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Ис.56,7; Иерем. 7,11; Мф.21,12-13).
Заботясь о духовной чистоте храма, Христос совершил храме погром . В наших храмах свечной ящик и шум вокруг него, заглушающий иногда богослужение, Иисус Христос наверное тоже осудил. Но денежный ящик, к великому сожалению, оспаривает первенство у Алтаря и становится в храмах самым значимым и вожделенным местом. Как бы не придали ему символическое и духовное значение…
Возмущали общественное сознание и пророки. За это многие их них умирали насильственной и мучительной смертью. Современники их недолюбливали и осуждали. А мы исповедуем, что посылал их Бог.
Возмущали общественную совесть юродивые, за что современники их и чтили, и били. Они будили общественную совесть, препятствуя, как соль, гниению общества.
«Но ясновидцев, как и очевидцев, во все века сжигали на кострах» — пел В. Высоцкий. Так же неоднозначно относится к ним общество в наше время: одни сажают в тюрьму, другие представляют к премии.
Перфоманс в ХХС обнаружил болевую точку нашего общества. Существенна не личная мораль или побуждения этих женщин, но выявление общественного заболевания противоестественной симфонией, которая однажды уже разрушила наше общество. Взрыв реакции на перфоманс подтвердил его духовную значимость, а заодно выявил лицемерие и жестокость, которые превратились в норму обществеенной жизни.