истории 10:17, 22 сентября 2015
Больше двух лет при поддержке РПЦ в России существует православное движение «Сорок сороков». Его основная деятельность — охрана строительства храмов, крестных ходов и других церковных мероприятий. Кроме того, сторонники движения летом 2015-го напали на несанкционированный московский гей-парад и сорвали пикет против установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. С июня «Сорок сороков» защищают строителей в парке Торфянка, где против возведения церкви бунтуют местные жители и активисты оппозиционных партий. Специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский встретился с руководителями движения, чтобы выяснить, как устроена эта организация.
Возле металлического ограждения стоит хмурый мужчина в красной футболке с символикой движения «Сорок сороков» (русский богатырь с щитом и мечом на фоне церковных куполов). Алексей ковыряется в телефоне, не обращая внимания на то, что происходит вокруг — в Коломенском проходит фестиваль «Православие и спорт», организованный движением при поддержке Русской православной церкви и в рамках празднования тысячелетия со дня смерти князя Владимира.
Со сцены звучит православный рэп. Сначала песня «Хвалит заливаться, да по улицам скитаться, мальчишки, девчонки, айда тренироваться», затем — «Благодарен Богу за то, что русский я, и всем сердцем люблю тебя, Россию».
На поляне, сняв футболки, борются десятки крепких парней. В нескольких десятках метров от них группа молодых людей практикуется в метании ножей. Две девушки собирают подписи за запрет абортов. В палатке продают варенье из Горловки (город на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики). На соседней поляне — конкурс православного граффити. Все это происходит в той части Коломенского, где каждый год стоит фудкорт «Пикника Афиши».
Реклама
Караульному Алексею уже надоела доносящаяся из колонок музыка: он не первый раз работает охранником на мероприятии «Сорока сороков»; всякий раз тут играют одни и те же песни.
В движение он пока не вступил, но постоянно читает группу «Сорока сороков» во «ВКонтакте». Через нее его и приглашают «волонтерить» на разные события. Ему выдают фирменную футболку движения, но денег не платят. Смысл своего участия в происходящем он объясняет крайне предсказуемо: «Защищать православную веру».
Алексей обращает внимание на сцену, когда на нее выходит лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Тот краток: «Православие становится в стране все более направляющим действием». После его речи на поляну перед сценой выбегают спецназовцы ВДВ и устраивают показательные выступления.
Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го
Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
Содержание
* * *
Движение «Сорок сороков» появилось в июне 2013 года. Его организовали Андрей Кормухин и Владимир Носов. Кормухин — отец девятерых детей, бизнесмен (его фирмы специализируются на продаже кормов и озеленении территорий), в молодости занимался водным поло и боксом. Он родной брат Ольги Кормухиной, известной в конце 1980-х — начале 1990-х рок-певицы; в последние годы она переключилась на православный поп и записала соответствующий альбом («Падаю в небо»). Владимир Носов — мастер международного класса по боксу; он активен в социальных сетях — публикует на своей странице статусы паблика «Волк-гомофоб», организаторы которого преследуют гомосексуалов, в том числе добиваются их увольнения из школ («Медуза» несколько раз писала о них — тексты об этом можно прочитать и ).
Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов», предполагающей возведение «храмов шаговой доступности» во всех районах Москвы («Сорок сороков» — фразеологизм, обозначающий всю совокупность храмов в старой Москве). Кормухин утверждает, что эта деятельность стала их собственной инициативой: охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.
Организовать движение Кормухин и Носов решили после «атаки на православие в 2012 году». «Произошли события с Pussy Riot, с атакой на патриарха, — рассказывает Кормухин. — Тогда все раздували, забывая о роли социального служения церкви. У людей складывалось ощущение, что попы зажрались, ездят на «Мерседесах», бухают, сбивают людей на Кутузовском, все это бизнес-точка РПЦ, у патриарха часы за миллион, он сигареты и алкоголь продает. Мы тогда поняли, что нужно создавать свою ситуацию и повестку».
«Время сжалось, вызовы стучатся к нам в дома, это и Украина, это и ИГИЛ (организация признана в России экстремистской и запрещена — прим. «Медузы»), это и евроценности с однополыми браками, — говорил Носов летом 2015 года. — От нас, православных, зависит, во что превратится наша Россия. В бездуховную пустыню с полезными ископаемыми? В землю, которую заселят более пассионарные и многодетные народы, как в Европе? Или мы сохраним нашу Святую Русь?»
Андрей Кормухин, руководитель движения «Сорок сороков»
Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
Вскоре движение заметили функционеры Русской православной церкви. В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма; помимо «Сорока сороков» в акции участвовали другие православные движения и объединения, в том числе прокремлевская «Россия молодая»). В ноябре 2014-го патриарх на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией». В феврале 2015-го патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».
Сам Кормухин говорит, что они «равноудалены» и от РПЦ, и от Администрации президента России. «У нас куратора на сегодняшний день нет», — заявил он, добавив, что встречался с сотрудниками АП только раз — и якобы рассказывал им про «вред язычества».
«Задания» охранять те или иные объекты Кормухин и «Сорок сороков» сейчас получают от сотрудников РПЦ или настоятелей храмов. Помимо этого активисты сопровождают крестные ходы в разных регионах страны, а иногда и за ее пределами. В январе 2014 года «Сорок сороков» охраняли христианскую реликвию «Дары волхвов» в Киеве — в самый разгар событий на Майдане. Вместе с 20 активистами там находился и реконструктор (впоследствии министр обороны Донецкой народной республики) Игорь Стрелков. Его руководители движения называют «братом и другом»: «Наши взгляды на сто процентов совпадают». Активисты периодически доставляют «гуманитарные грузы» на территорию ДНР и ЛНР. Например, в декабре 2014 года отправили посылки на территорию военных госпиталей ДНР; в январе 2015 — прихожанам церквей ДНР.
Движение регулярно устраивает встречи с протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при патриархе (и выкладывает некоторые его лекции в группе движения во «ВКонтакте»). Смирнов известен своими радикальными заявлениями: он предлагал атеистам кончать жизнь самоубийством, называл бэби-боксы «оружием Запада», призывал громить секс-шопы кирпичами и бороться с ювенальной юстицией при помощи огнестрельного оружия.
В июле 2015 года Дмитрий Смирнов вместе с группой верующих сорвал праздник радиостанции «Серебряный дождь», заявив, что концерт мешает богослужению в храме, который находится в километре от места проведения мероприятия.
Тогда между Смирновым и директором радиостанции Дмитрием Савицким произошел такой разговор:
— Вы с нами не согласовали ваше мероприятие.
— С какой, собственно, стати мы должны с вами что-либо согласовывать?
— Это наша территория, мы тут хозяева.
— А что значит «ваша территория»? Мы что, у вас в храме день рождения отмечаем?
— Все, что в этом районе находится, относится к нашему приходу, и это наша территория.
— А если я тут живу, моя квартира — это тоже ваша территория?
— Да!
— И вы можете вот так вламываться ко мне в квартиру?
— Да, захочу и зайду. И возьму все, что мне надо.
Развернуть
Самое короткое интервью в мире
— Россия в XXI веке должна предложить новую повестку. Мы в «Сорок сороков» будем предлагать идею того, как бороться с Антихристом, — рассказывает мне Кормухин о главной задаче движения.
— С Антихристом?
— Антихрист пытается разрушить нашу цивилизацию. Он будет доказывать, что человек — не высшее творение. Произойдет то, что показано в фильме «Матрица». Человек перестанет существовать, а станет ресурсом, которым будут управлять элиты. И в XXI веке Россия будет вести борьбу за людей, чтобы вытащить их из онлайна в офлайн, потому что задача Антихриста — затащить людей в онлайн. Если их затащат туда, то смогут в любой момент выключить. Зачем собираются делать прививки с нанороботами? Чтобы следить за здоровьем? Чтобы в любой момент любого человека можно было выключить. Наша задача — построить офлайн-государство.
По мнению Кормухина, Антихрист управляет Голливудом: «Он специально выпускает пророческие фильмы, чтобы все привыкали к тому, что будет происходить». Сам Кормухин их смотрит, чтобы понимать, чего ждать в будущем. «Вот «Трансфомеры». Безобидный фильм. Но там роботы человеку ближе, чем многие люди. Фильм «Планета обезьян», там обезьяны порядочнее, чем люди. Берем фильм «Терминатор». Тоже — робот гораздо ближе, чем люди. Не буду говорить даже про демонские фильмы вроде «Сумерек», где всякие вампиры становятся суперположительными персонажами», — рассуждает один из основателей движения, поддерживаемого РПЦ.
Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го
Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
По словам Андрея Кормухина, вступить в «Сорок сороков» довольно сложно: «Нужно долго себя показывать». Принимают новых членов в движение коллегиально. Время от времени активисты встречаются, чтобы определять ближайшие действия «по повестке».
Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками — похожие правила действуют в байк-клубах. С байкерами у «Сорока сороков» бывают и совместные мероприятия. Так, в июне 2015 года они вместе с «Ночными волками» сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.
В мае 2015 году сторонники движения напали на московский гей-парад (каждое 30 мая столичные ЛГБТ-активисты пытаются провести гей-парад, но всякий раз их акцию срывают полицейские или православные). «Сороковцы» отобрали радужный флаг у ЛГБТ-активиста и организатора гей-парада Николая Алексеева. Полотнище сожгли со словами: «С этим флагом главный п*дор Москвы Алексеев приехал на Тверской бульвар. Мы хотим показать, что эти ценности чужды нашему народу, и не надо с ними сюда приходить».
В конце июня 2015 года для движения настал звездный час. Бойцов «Сорока сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты: против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Недовольные граждане разбили палатки. Активисты «Сорока сороков», называющие себя «воинами света», тоже поставили палатки и пытались защитить стройплощадку. Периодически случались перебранки; и тех, и других забирала полиция («Медуза» подробно писала об этом). Протестующих жителей в лагере было намного больше, и вскоре они почувствовали себя уверенно — поливали православных активистов водой, плевали в них. «Сложно было удерживать ребят , когда на них так кидались. Они все крепкие», — говорит Кормухин.
Противостояние местных жителей и активистов движения «Сорок сороков» на месте строительства храма в парке Торфянка. 26 июня 2015-го
Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ
По мнению активистов движения, происходящее в Торфянке — «майданные технологии», отрабатывающиеся перед выборами в Госдуму 2016 года. «Оппозиция мобилизует свой электорат», — считают они.
Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. Поэтому «Сорок сороков» начали ассоциировать с прокремлевскими молодежными движениями нулевых: своими «боевыми крыльями», собранными из фанатов, обладали «Наши» и «Молодая гвардия». Члены таких боевых отрядов участвовали в охране митингов (например, выталкивали с территории неугодных журналистов), периодически устраивали вылазки на оппозиционные акции.
Реклама
Среди «крепких ребят» в Торфянке был, например, Иван «Комбат 18» Катанаев, бывший руководитель «Фратрии» — самой мощной группировки фанатов московского «Спартака». В недавнем интервью Катанаев говорил, что долгое время симпатизировал фашистской идеологии — оттуда и его прозвище (Combat 18 — британская праворадикальная группировка, 18 используется для обозначения имени Адольф Гитлер).
В парке Катанаев сказал одному из противников строительства храма: «Если будешь плохое про попов что-нибудь говорить, то будешь сейчас валяться тут». Разговаривать с «Медузой» Катанаев отказался.
В руководстве «Сорока сороков» пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты»: «Но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми». «Многие пытаются рассматривать движение через призму того, что в движение входит Иван Катанаев, — рассуждает Кормухин. — Для нас он православный брат, который ищет выходы из тупиков, в которых он оказался, когда был в фанатском движении».
Также в движении состоит Василий «Киллер» Степанов — бывший член группировки спартаковских болельщиков «Гладиаторы», нападавшей в 2003 году на штаб запрещенной НБП. Он также отвечал за охрану лагеря «Селигер» и сотрудничал с бывшим руководителем Росмолодежи Василием Якеменко.
«Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го
Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»
15 сентября 2015 года пять суток ареста получил сторонник «Сорока сороков» (а также сторонник другого православного движения — «Божьей воли» Дмитрия Энтео) Егор Солдатов. Он участвовал в погроме на Манеже, где проходила выставка работ Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта «Скульптуры, которых мы не видим». На следующий день десятки активистов пришли на встречу протоиереем Андреем Ткачевым (его считают близким к организации) в магазин, где он представлял свои книги. После презентации активисты развернули плакаты «Свободу Егору» и сфотографировались, устроив «акцию поддержки». Многие из них говорили, что «впервые со времен революции в России начали преследовать православных».
21 августа 2015 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность движения «Сорок сороков» и ликвидировать его. «Данная организация активно взаимодействует с радикальными экстремистскими группировками, в том числе с радикальными группами футбольных фанатов. По сути, сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорилось в заявлении. Обращение пока осталось без ответа.
Даниил Туровский
Москва
>Вопрос:
Что означает выражение «сорок сороков»?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» (см. ст.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах ХIV–ХV вв.). Во главе каждого сорока́ был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6).
Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороко́в. Реально соро́к не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40×40 = 1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800.
Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году.
Откуда пошло выражение «Сорок сороков”?
Сегодня в обиходе выражение «сорок сороков” используется редко, оно считается устаревшим фразеологизмом. Однако в литературе и в культурной речи такой оборот допустим и может встречаться повсеместно. Некоторые люди, даже употребляя фразеологизм, не знают истории его происхождения. Чтобы разобраться в этом, для начала надо установить, откуда пошло числительное «сорок”, образованное совсем не типичным образом.
В отличие от числительных «двадцать” или «пятьдесят”, слово «сорок” было образовано нетрадиционным способом. Эта единица отсчета возникла среди восточных славян, которые использовали мужские сорочки для укладки соболиных шкурок. В один такой «сорок” (сорочку) могло поместиться ровно 40 шкурок. Так и появилась система отсчета. Позже для того, чтобы указать количество, не стали создавать нового числительного, а использовали уже привычное.
«Сорок сороков” – выражение, которое может означать, по данным некоторых исследователей, бессчетное множество чего-либо. Однако при точном подсчете получится число 1600. В православии «сорок сороков” – это количество храмов в Москве. По словам иеромонаха Иова (Гумерова), в 16 веке Стоглавый собор решил разделить количество храмов в Москве на так называемые «сороки”. То есть было решено создать староства (со старостами во главе), в каждое из которых войдет по 40 храмов.
Это позволило бы организовать некую систему, которой удобно управлять. В каждом сороке был свой староста, наблюдающий за порядком. Он также узнавал о проблемах и нуждах приходов.
Историческое постановление о создании «сорока сороков” не оправдывается статистически. Если указ появился в 16 веке, то в 17 на территории Москвы было только 6 сороков. В 20 веке сороков действительно стало 40, только каждый из них не включал в себя 40 храмов. В среднем в каждом объединении было по 20 церквей. Поэтому получается, что «сорок сороков” – это не 1600, а 800.
Возможно, в 16 веке представители Стоглавого собора решили создать некий план по развитию церквей. Вряд ли в тот момент на территории столицы было более полутора тысяч храмов. Зато создать такое число церквей можно было со временем.
Кто-то считает, что «сорок сороков” – это число престолов в храмах Москвы. Однако православные отцы не считают такое мнение достоверным. Да, в каждом храме было порой по несколько престолов. Но вряд ли в Стоглавом соборе их подсчитывали. Сама система кажется несколько искусственной и надуманной.
Сорок сороков
У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (праздник).
Со́рок сороко́в — устаревший фразеологизм, обозначающий неопределённо большое количество чего-либо. «Сорок раз по сорок» — указывает не точное число предметов, а их великое, «неисчислимое» множество.
Происхождение
Существует две версии происхождения устойчивого словосочетания «сорок сороков» — как нестандартно образованной единицы счёта и как результата слияния числительного 40 и существительного «сорок», обозначавшего церковное объединение.
Происхождение числительного «сорок» в русском языке
По этой версии считается, что русское числительное «сорок», не образованное по правилам других количественных числительных (два+дцать, три+дцать и т. д.), использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи (предполагается также, что «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в смысле «исподняя рубашка»), в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др. Один сорок — мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться, как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.
См. также этимологию этого слова в Викисловаре.
Церковный термин
По другой версии выражение «сорок сороков» применяли, указывая на обилие храмов в Москве. При буквальном подсчёте такого количества церквей в столице не набирается ни в один период. Однако, количество 1600 (сорок раз по сорок) могло получиться приблизительно при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. Согласно древним канонам, престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному и должен быть наглухо отделённым от него, имея общими лишь притвор и галерею. Кроме того, над церковным приделом обычно ставится малая главка, так же указывающая на его обособленность.
Некогда существовало также слово «сорок», обозначавшее церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной церкви в 1551 году. Согласно ему было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми: Кремлёвское, Сретенское, Никитское, Китайгородское, Замоскворецкое, Ивановское и Пречистенское. Каждый сорок имел главную церковь/приход, руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов.
Выражение «сорок сороков» могло возникнуть именно в ту пору, когда проводился всемосковский крестный ход, на который собиралось огромное число людей — всё городское духовенство с прихожанами согласно приписке к благочинию — со́року.
Само число «сорок» уже несёт в себе дополнительное значение со смыслом «большое количество», «неопределенное множество чего-либо». Отдельно оно несколько раз фигурировало, например, в библейских сюжетах, указывая не на точное число повторений, а, скорее, на длительность события: дождь всемирного потопа продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус провёл 40 дней в пустыне, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и др. Насекомое сороконожка получило название не по точному количеству ног, а по их «бессчётности».
Словосочетание «сорок сороков» подчёркивает большое множество, «неисчислимость» самого предмета и в этом смысле соседствует с выражением тьма тьмущая.
Употребление
Оборот считается устаревшим и в современной разговорной речи практически не встречается, однако можно найти его в литературе XX и XIX вв, например:
- Михаил Булгаков: «Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков.
- Ансамбль «Песняры»: «Сорак саракоў ляжыць глухіх дарог
Паміж тым што ёсць і што я маю знаць».
- Владимир Высоцкий:
… На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков …
- Поговорка: «Продли Богъ вѣку на сорокъ сороковъ!»
- Виктор Коркия:
«И пепел десяти веков на нищих духом оседает, и тайно сорок сороков во тьме, как матери, рыдают».
- Николай Гоголь (само числительное «сорок» в смысле «неопределённо много»):
Петрушка, думая о Чичикове: «И ты, однако, хорош; не надоело тебе сорок раз повторять одно и то же». - Марина Цветаева:
… Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! … > См. также
- 40
- Тьма
- Кириллическая система счисления
- Сорок сороков (книга)
- К 1917 году в Москве, вместе со строящимися, было около тысячи храмов и часовен, из них 842 православных и 88 — других конфессий
- Собор Василия Блаженного имел к 1917 году 11 престолов
- Судьба московских храмов
- Китайский сорок
- Михаил Булгаков. Сорок сороков
- Песняры. Дайнова
- Владимир Высоцкий. Баллада о Любви
- Яндекс словари
- В. Коркия. Поэма «Сорок сороков»
- Н. В. Гоголь. Мертвые души. Том первый, глава вторая
- «Наследие Марины Цветаевой»
- Справочник по фразеологии
- Сорок сороков и тьма-тьмущая
- Сорок сороков — это сколько?
- А сроку было — сорок сороков
1 = А (аз) | 2 = В (веди) | 3 = Г (глаголь) | 4 = Д (добро) | 5 = Е (есть) | 6 = S (зело) | 7 = З (земля) | 8 = И (иже) | 9 = Ѳ (фита)
10 = I (и) | 20 = К (како) | 30 = Л (люди) | 40 = М (мыслете) | 50 = Н (наш) | 60 = Ѯ (кси) | 70 = О (он) | 80 = П (покой) | 90 = Ҁ (коппа), Ч (червь)
100 = Р (рцы) | 200 = С (слово) | 300 = Т (твердо) | 400 = У (ук) | 500 = Ф (ферт) | 600 = Х (хер) | 700 = Ѱ (пси) | 800 = Ѡ (омега) | 900 = Ц (цы)
10 000 = Тьма | 100 000 = Легион | 1 000 000 = Леодр | 10 000 000 = Вран | 100 000 000 = Колода
Алфавитная запись чисел | Глаголица | Кириллица | Русская система мер | Сорок сороков | Счёты | Титло | Числа с собственными именами
Число не от мира сего
«Продли Бог веку на сорок сороков» – русская пословица
Число 40 образовалось не по правилам количественных числительных, ведь после «двадцать», «тридцать» должно бы следовать «четыредцать»,но люди почему-то придумали «сорок».
Истинное значение этого странного мифологического термина давным-давно забыто. Попробуем до него докопаться. Но вначале придётся вспомнить, какой смысл вкладывают в словосочетание «сорок сороков» современные исследователи.
По их учёному мнению
«Сорок сороков» – это число, имеющее неопределённо большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Или это «сорок раз по сорок», то есть число 1600. Кто-то предположил, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счёта сороками. Были фантазёры, полагавшие, что число «сорок» служило для обозначения мешка, в котором умещалось 40 шкурок пушного зверя (соболя, белки, куницы), или даже большой рубахи! Мол, «сорок» – это мужской род от слова «сорочка», в смысле «исподняя рубашка». То есть «один сорок» – это один мешок (или рубаха) с четырьмя десятками шкурок.
Некоторые исследователи склонны считать, что выражение «сорок сороков» обозначает церковное объединение. Ведь его употребляли и для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то что такого количества церквей в Москве не было за всю её историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов. У В. Даля читаем: «По преданию, в Москве сорок сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей».
От Ноева потопа до наших дней
А теперь давайте обратимся к древним библейским текстам. Потоп продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус 40 дней провёл в пустыне; 40 лет странствовал народ во главе с Моисеем по пути в Землю обетованную; 40 дней провёл Моисей на горе Синай, прежде чем получил Скрижали Завета; 40 дней продолжается Великий пост; 40 дней – срок, который минул между Воскресением и Вознесением Иисуса, и т. д.
Вот ещё несколько примеров. Запрещённых видов работ у иудеев в шаббат (субботу)ровно 40, но исполняется только 39, так как последняя работа – созидание (сотворение мира) – доступна только Богу.При наказании бичеванием в Иудее назначали 40 ударов. На 40-й день после смерти душа человека до Страшного Суда в загробном мире отправляется в рай или в ад.Сороковины– большие поминки по усопшему, упокойная память, молитва в 40-йдень. Считается, что в сороковины покойник последний раз трапезничает в родном доме. У мусульман сороковина – это ежегодная религиозная подать, составляющая сороковую часть наличного имущества.
Мифологический термин «сорок» прочно вошёл в литературу и быт всех народов Земли. Например, в России бочка, вмещающая 40 вёдер, называлась мерной, а 1/40 часть ведра (250 мл) называлась»сороковка», сороковик– безмен, взвешивающий до 40 фунтов, то есть один пуд, сорокобратчина – застольное товарищество, сорокобарщина – бестолочь от многоначалия.
Не менее характерна символика числа 40 в архитектуре. Например, купол храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) имеет 40 окон, расположенных по кругу. Знаменитый Баальбекский храм в Ливане имеет40колонн (столько же колонн имели и некоторые храмы древнего мира). Считается, что в империи инков было40провинций, а единицей переписи населения – число40. Знаменитое предместье Бахчисарая в Крыму называлось «Сорок Святых» (Кырк Азислар).
Непрекрасная незнакомка
Так откуда же сорок, а не «четыредцать» или, как в словаре Даля, четыредесять?
Прежде чем изложить свою гипотезу, ставшую результатом размышлений, расчётов, анализа общеизвестных и общепризнанных фактов, которые могли бы пролить свет на историю возникновения библейских мифов и легенд, я хотел бы напомнить читателю о том, что библейские тексты – это вполне научная, хотя и своеобразно изложенная («смотрел и не видел, читал и не понял»), опоэтизированная история Земли и её народов, тесно увязанная с учением о «комете-возмездии».
С незапамятных времён европейским астрономам была известна версия древних шумеров, согласно которой между Марсом и Юпитером проходит орбита неизвестной планеты, имеющая очень большой период обращения, но доказать факт её существования не удавалось никому. И вот в 1766 году немецкий математик Даниель Тициус установил странную эмпирическую закономерность для известных уже планет Солнечной системы. Оказалось, что средние расстояния планет от Солнца (в ас. ед.) подчиняются определённому математическому правилу и составляют математический ряд. Позже Иоганн Элерт Боде популяризовал это правило, и оно получило название «правило Тициуса – Боде». В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, орбита которой проходит на расстоянии 19,2 ас. ед. от Солнца, в точном соответствии с математическим рядом Тициуса. Тогда учёные обратили внимание на огромную брешь между орбитами Марса и Юпитера. И вспомнили версию шумеров.
Поисками «таинственной незнакомки» занялся международный «отряд небесной полиции». Результатом стало открытие, но не планеты, а целого пояса малых планет – астероидов. И пояс этот располагался точно на том расстоянии, где согласно правилу Тициуса – Боде должна была проходить орбита неизвестной планеты. К сожалению, в то время предположение немецкого астронома Генриха Ольберса, будто пояс астероидов образовался в результате взрыва этой планеты, было признано ошибочным, и на самом факте её существования поставили точку.
В наше время к этой теме вернулись, уже публикуются версии, что раскололась планета в результате столкновения с гигантской кометой… А вот древние шумеры знали о ней и называли «планетой-возмездием», знали, что период её обращения чуть более 4008 лет, что у неё сильно вытянутая эллиптическая орбита, наклонённая к плоскости эклиптики под углом приблизительно в 45 градусов. Каждые 40 столетий она дважды, с интервалом в 104 года, обогнув Солнце, пересекает пояс астероидов. Считается, что движется «планета-возмездие» в огромном облаке метеорных тел, удалённых от неё на значительное расстояние. При пересечении орбиты Земли облако это накрывает нашу планету. Вот почему его появление на ночном небосклоне несёт с собой вселенский ужас глобальных земных катастроф – кару Бога за грехи людей.
Древним грекам были известны даты трёх парных катаклизмов, связанных с появлением этого небесного тела в Солнечной системе: 9612 и 9508 гг. до н. э. – гибель Атлантиды, 5604 и 5500 гг. до н. э. – т.н. сотворение мира; 1596 и 1492 гг. до н. э. – Критская катастрофа.
Трижды святой день Шакьямуни (Будды) – день рождения, озарения и смерти, произошедший в день майского полнолуния, – расставляет временные вехи трёх катаклизмов и определяет временной промежуток между ними в 40 столетий, в масштабе год за век. Как известно, Шакьямуни умер в день своего рождения в возрасте 80 лет. Его озарение, то есть начало проповеднической деятельности, произошло также в день его рождения, совпавший с днём майского полнолуния, в возрасте 40 лет (0 – 40 – 80).
Мера времени
Так вот, «сорок»образовано от слова «срок», которым обозначался урочный срок появления «кометы-возмездия», период обращения которой составлял 40 столетий(точнее, 4008 лет). То есть выражение «сорок сороков» дословно обозначало » срок сорока столетий». Проще говоря, мифологический термин»сорок сороков»(«срок сроков»)обозначал время очередной глобальной космической катастрофы. Вспомните, что «сорочка» – это чистая белая рубаха, которую надевали перед смертью. В православной христианской традиции воинам перед смертельным боем полагалось надевать чистое исподнее бельё. То есть число 40 представляет собой меру времени, одинаково важную для всех жителей Земли. Кстати, в венгерском и словацком языках число 40 обозначается словом, очень близким по звучанию к русскому»мера» (meru, мero). А от греческого quaranta (досл. «сорок») образовались слова гарантия и карантин, который во время эпидемий чумы и оспы накладывался на40дней. По указу Стоглавого собора Русской Православной церкви, принятому в 1551 году, все московские приходы образовывалисемь благочиний,которые назывались «сороками»: Замоскворецкое, Ивановское, Китайгородское, Кремлёвское, Никитское, Пречистенское и Сретенское (семь– также сакральное число, которое означало семь полных индиктионов, составляющих период обращения «кометы-возмездия»). Таким образом, 40 – это ещё и церковная административно-территориальная единица Святой Руси.
В настоящее время в разговорной речи выражение «сорок сороков» почти не встречается, но в ХIХ веке оно было употребляемым. И ещё напомню, что в кириллице число 40 обозначалось буквой «М» (мыслете), будто специально для того, чтобы мы задумались о значении этого слова.
Михаил Бударин
СЕСТРИЧЕСТВО СОРОК СОРОКОВ (ДСС)
И вновь — Троица!
И вновь — Лавра и Преподобный!
И вновь — мы все вместе!
По сложившейся доброй традиции, дорогой о. Парфений из Троице-Сергиевой Лавры позвал нас, братьев и сестер «Сорок Сороков», потрудиться у Преподобного Сергия на праздник Святой Троицы.
Как же радостно для нас, раз за разом, узнавать об этом и принимать посильное участие!
Итак, все кто смог приехать в субботу, благополучно добравшись до Сергиева Посада и заселившись в Паломнической слободе, приступили к работе. Необходимо было резать почищенные ранее овощи для полевой каши, а также решить все организационные вопросы следующего дня. Комбайн работать не хотел, а, посему, сестры расправились с морковью и луком сами, слез даже почти не было пролито, слава Богу).
Братия и уже давно родные для всех нас казаки из ХКО «Котловка» вечером субботы и рано утром в день праздника занимались работой полевой кухни, приготовлением фирменной каши и чая.
В воскресенье утром — праздничная литургия в 5:30. После нее все разошлись по своим позициям, каждая из которых очень важна! Варишь ли ты кашу, убираешь ли подносы, раздаешь ли паломникам еду, в том числе и вкуснейший Лаврский хлебушек, али наливаешь вкусный чай с лимоном и бадьяном (и так далее, и так далее 😏) — все одинаково важно.
В этот раз, слава Богу, нас собралось очень много! Местные братья и сестры тоже активно помогали. С Божией помощью дело спорилось💫.
К намеченному заранее часу мы подведи краткий итог: всех с Праздником поздравили, всех накормили! Во славу Божию потрудились — какая радость!
Закончив работу, убравшись и, по традиции, выпив в завершение трудов полевого чая с заслуженным сладким угощением, мы собрались и дружно последовали за о. Парфением прикладываться к мощам Преподобного Сергия Радонежского. Мощи открыли для трудников, мы приложились.
Великая милость Божия и благодать! Эти чувства не описать…
Затем нас пустили в Серапионовы палаты.
День близился к завершению. Поблагодарив за приглашение и прием дорогого о. Парфения, мы, забрав свои вещи из гостиницы, долго прощались друг с другом и, счастливые после всего произошедшего, поехали обратно, в мир, в Москву.
Но, знаете… грустить не придется — ведь совсем скоро мы встретимся вновь!)
18 июля, в том же месте, в то же время — мы соберемся вместе в праздник Преподобного Отца нашего Сергия!
Поэтому только тихая радость и ожидание новой встречи переполняют наши сердца и души!
Слава Богу за всё и за всех!
P.S.
И вы приезжайте!
Помощь всегда нужна — если Вы хотите принять участие, потрудиться с нами у Преподобного, пишите нам: sorok_sorokov@bk.ru
До встречи в Лавре!
#ДСС #Лавра #ПреподобныйСергий #Троица #СорокСороков #Сестричество #СДСС