Составляющие жизни человека

УДК 355.233.22.:37.013.41

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА -ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

© Вячеслав Васильевич МИРОНОВ

Военный институт (физической культуры) Военно-медицинской

академии им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, е-mail: vifk_2008@mail.ru © Павел Николаевич ПРИХОДЬКО Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, е-mail: Prixodko84@mail.ru © Аркадий Андреевич ТИХОНЧУК Военный институт (физической культуры) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, адъюнкт кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, е-mail: vaiyvrn@yandex.ru

Рассмотрена проблема повышения эффективности военно-профессиональной деятельности специалистов авиации на основе ведения здорового образа жизни. Анализ летной практики показал, что на современном этапе развития Вооруженных сил России войска оснащаются высокотехнологичным вооружением и военной техникой, разрабатываются современные формы и способы ведения боевых действий. В этих условиях выдвигаются высокие требования к качеству подготовки военно-профессиональных кадров для ВВС РФ, психическому и физическому состоянию здоровья летного состава, уровню подготовки выпускников военных авиационных вузов, определяющих готовность и способность выполнять задачи по предназначению в сложной динамично изменяющейся обстановке. Установлено, что комплекс мер, реализуемых командованием ВВС РФ, медицинской службой, специалистами физической подготовки, не в полной мере соответствует современным требованиям безопасности полетов, сохранению и укреплению здоровья летного состава. Проведен анализ профессионального долголетия, обоснованы причины сокращения численности летного состава допущенных к проведению полетов, раскрыты внешние факторы, оказывающие негативное влияние на сохранение и укрепление здоровья летного состава, представлен мониторинг статистических данных наиболее характерных заболеваний специалистов авиации. Выявлена низкая эффективность традиционных форм и методов, реализуемых в системе физической подготовки летного состава ВВС РФ, самостоятельная физическая тренировка представлена как важная составляющая здорового образа жизни специалистов авиации. Проведен междисциплинарный анализ здорового образа жизни, как многомерного междисциплинарного феномена, охватывающего все сферы жизнедеятельности. Обоснована востребованность здорового образа жизни летного состава ВВС РФ как обязательного условия успешной военно-профессиональной деятельности. В части, касающейся летного состава, здоровый образ жизни рассматривается как индивидуальный механизм социальной и психологической реабилитации военных специалистов. Раскрыты особенности самостоятельной физической тренировки летного состава Соединенных Штатов Америки. Актуализирована необходимость разработки научно-методического аппарата формирования здорового образа жизни летного состава, обоснована потребность поиска направлений повышения эффективности процесса подготовки военно-профессиональных кадров для ВВС РФ.

Ключевые слова: военно-воздушные силы; летный состав; здоровье; здоровый образ жизни; функциональное состояние; самостоятельная физическая тренировка.

На современном этапе развития Воору- сокотехнологичным вооружением и военной женных сил России войска оснащаются вы- техникой, разрабатываются современные

формы и способы ведения боевых действий. В этих условиях выдвигаются высокие требования к качеству подготовки военно-профессиональных кадров для Военно-воздушных сил РФ (ВВС РФ), психическому и физическому состоянию здоровья летного состава, уровню подготовки выпускников военных авиационных вузов, определяющих готовность и способность выполнять задачи по предназначению в сложной динамично изменяющейся обстановке.

Эксплуатация воздушных судов относится к одному из наиболее сложных и энергозатратных видов профессиональной деятельности, обусловленных значительным перенапряжением (истощением) психических и физических сил организма. Пилотирование летательных аппаратов осуществляется на фоне высочайшего нервно-эмоционального и умственного перенапряжения, летчик сталкивается со стрессовыми ситуациями и воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что негативно отражается на состоянии здоровья и как следствие ведет к снижению качества выполнения боевых задач .

Командованием ВВС РФ уделяется значительное внимание организации профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, определению состояния здоровья, индивидуальных психофизиологических качеств годности военнослужащих к руководству и управлению полетами, выполнению полетных заданий в соответствии с предназначением.

Система медицинского освидетельствования летного состава ставит перед собой цель сохранить принцип преемственности всех составляющих ее этапов, начиная с отбора поступающих кандидатов в военные учебные учреждения по подготовке летного состава до окончания профессиональной деятельности и пребывания его в запасе. Однако, несмотря на комплекс принимаемых мер, состояние здоровья летного состава не в полной мере соответствует современным требованиям безопасности полетов. Так, установлено, что до 85 % летного состава отстраняются от летной работы по медицинским показаниям в возрасте 31-45 лет. Сокращение профессионального долголетия специалистов авиации на 15 лет приносит

значительный экономический ущерб, исчисляемый десятками миллиардов рублей.

В доказательство этому проведенные исследования показывают, что уже через небольшой промежуток времени после окончания военно-учебного заведения состояние здоровья летного состава претерпевает дегенеративные изменения, которые впоследствии отражаются на результативности военно-профессиональной деятельности.

Мониторинг состояния здоровья летного состава дальней авиации за 2014 г. позволил выделить три группы заболеваний (сердечнососудистой системы IX класс — 36,8 %, опорно-двигательного аппарата XIII класс —

25.2 %, органов пищеварения XI класс —

19.3 %), оказывающих существенное влияние на уровень профессиональной пригодности специалистов авиации .

К заболеваниям сердечно-сосудистой системы в большинстве своем относятся болезни, связанные с нарушением артериального давления и, как следствие, с проявлением признаков ишемической болезни сердца.

Одной из причин возрастания заболеваемости является резкое сокращение времени, выделяемого на выполнение физических упражнений. Занятия физической подготовкой перестают носить систематический характер (учебные занятия, спортивно-массовая работа), а важность самостоятельной физической тренировки недооценивается военнослужащими ввиду отсутствия мотивации и четкой программы для реализации.

В настоящие время достаточно широко и многогранно рассмотрена проблема сохранения и укрепления здоровья военнослужащих. Так, П.П. Пархоменко, В.Л. Марищук определили зависимость развития важных профессиональных качеств курсанта-летчика от уровня физической подготовленности, образа жизни . A.A. Горелов обосновал положительное влияние физических упражнений на процесс воспитания летных качеств .

В работах отечественных исследователей С.А. Бугрова, В.Ф. Жеренкова и Р.Н. Макарова актуализирована проблема надежности человеческого фактора в профессиональном летном труде. Выявлено, что до 80 % происшествий и аварий возникают по вине летного состава . Научный поиск повышения эффективности профессиональной деятельности летного состава определяет направления

исследования здорового образа жизни (ЗОЖ) военных авиационных специалистов.

В данном контексте ЗОЖ рассматривается, как многомерный междисциплинарный феномен, охватывающий все сферы жизнедеятельности, как обязательное условие успешной военно-профессиональной деятельности летного состава. В динамически меняющейся повседневной деятельности создание внешних условий для проведения мероприятий, направленных на восстановление психического, физического и нравственного здоровья, является затруднительным. В части, касающейся летного состава, ЗОЖ рассматривается как индивидуальный механизм социальной и психологической реабилитации военных специалистов .

При исследовании проблемы сохранения и укрепления здоровья военнослужащих особое значение приобретает систематический процесс физического самосовершенствования.

На современном этапе у специалистов физической подготовки нет проработанных комплексов для самостоятельной физической тренировки летного состава. Результатом этого является низкий процент самостоятельно занимающихся военнослужащих. Вместе с тем анкетный опрос показал, что из всех форм физической подготовки данная форма наиболее предпочтительна. Зачастую военнослужащий просто не знает, как и в каком объеме выполнять упражнения для поддержания требуемого уровня физической тренированности.

При разработке данной программы необходимо учитывать необходимость присутствия в ней доступных и понятных для занимающихся элементов аэробной физической тренировки. При использовании аэробных физических упражнений потребляется большое количество кислорода, они способствуют повышению эффективности дыхания, надежности работы сердца и сосудистой системы. Важно заметить, что скорость возрастного снижения максимального потребления кислорода с 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин./кг за год, а у систематически занимающихся эта цифра снижается практически вдвое .

Одним из примеров разработанных программ самостоятельной физической тренировки для летного состава является система

Кеннета Купера, состоящая из циклических физических упражнений для разного уровня физической подготовленности по системе «от простого к сложному». Согласно этой системе, занимающийся набирает определенное количество очков за период времени с использованием, по большей части, аэробных физических упражнений. Рассматриваемая программа достаточно широко применяется в мировой практике спортивной медицины для определения уровня функциональной подготовленности испытуемого.

Однако необходимо отметить, что использование системы Купера как основополагающего элемента системы физического самосовершенствования летного состава ВВС РФ является нецелесообразным ввиду отсутствия специализированных упражнений применительно к практике профессиональной деятельности.

Необходимо учитывать, что система самостоятельной физической тренировки должна соответствовать критериям контроля физической подготовленности. Например, ВВС США на современном этапе активно используют дифференцированный подход к оценке аэробных упражнений. Так, военнослужащие летного состава имеют право выполнять тест на велоэргометре, если при проведении проверки данный тест назначит медицинская комиссия для определения уровня максимального потребления кислорода. В категорию проверяемых по данному упражнению в основном попадают офицеры старших возрастных групп (35 лет и старше). Данная методика, дублирующая нагрузку аэробного характера, направлена в первую очередь на сохранение здоровья военнослужащих за счет определения пропускаемости крови левым желудочком сердца .

Особую актуальность приобретает самостоятельная физическая тренировка, включающая в себя комплекс методик об основах сохранения и продления профессионального долголетия, совокупность мероприятий, обеспечивающих психо-физиологическую реабилитацию летного состава, систему аэробных, специализированных физических упражнений, адаптированных к реальной учебно-боевой обстановке. Реализация самостоятельной физической тренировки в повседневной деятельности летного состава будет способствовать повышению эффек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивность процесса подготовки военно-профессиональных кадров для ВВС РФ.

Проведенный анализ физической подготовки летного состава ВВС РФ показал следующее.

1. В повседневной профессиональной деятельности авиационных специалистов, направленной на сохранение и продление профессионального долголетия, формирование ЗОЖ летного состава осуществляется фрагментарно.

2. В системе физической подготовки летного состава ВВС РФ преобладают традиционные формы и методы, самостоятельной физической тренировке не уделяется должного внимания, современные специализированные технологии и методики, учитывающие особенности военно-профессиональной деятельности, не реализуются.

3. Таким образом, в сложившихся условиях целесообразно сосредоточить усилия на разработке научно-методического аппарата формирования ЗОЖ летного состава, определении педагогического инструментария, обеспечивающего возможность объективно оценивать результаты формирования ЗОЖ летного состава в процессе профессионального самосовершенствования.

3. Пархоменко П.П. Специальная физическая тренировка летного состава с целью совершенствования внимания. Ейск, 2012.

5. Макаров Р.Н. Физическая подготовка летчика ВВС. М., 1980.

7. Тихончук А.А. Сравнительный анализ подходов к оценке аэробных упражнений в процессе контроля физической подготовленности летного состава ВВС США и России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. СПб., 2015. Вып. 1 (28). С. 93-95.

5. Makarov R.N. Fizicheskaya podgotovka letchika VVS. M., 1980.

Поступила в редакцию 27.03.2015 г.

UDC 355.233.22:37.013.41

INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING — AN IMPORTANT COMPONENT OF HEALTHY LIFESTYLE OF AIR CREW OF LONG-RANGE AVIATION

рить, переслать и т. д. В целом эстетическое сознание видеолюбителя начинает предполагать в качестве своего элемента образ Другого, который практически полностью, отсутствовал у кинолюбителя фольклорного типа.

Заключая анализ коммуникативно-эстетической культуры в сфере любительского видеотворчества фольклорного типа, мы пришли к следующим выводам.

Любительское видеотворчество, продолжая традиции кинолюбительства, обнаруживает столь же тесную связь с эстетикой повседневности, которая основывается на принципе преемственности искусства и жизни, что предполагает подчинение формы функции. Его общими эстетическими признаками являются: авторская анонимность, ми-фологизированность видеопродукции, дилетантизм творческой деятельности (снимаю, как знаю и как хочу). Оно неоднородно по своей структуре, демонстрирует различную степень ориентации творческого субъекта и его экранного продукта на Другого.

Фольклорный тип любительского видеотворчества практически самодостаточен. Он привнес не только расширение, но и про-цессуальность в отображение повседневности, которая в своем экранном варианте соответствует длительности ее реального восприятия. В эстетическом сознании такого видеолюбителя присутствует установка на репрезентацию не только визуальных проявлений обыденных практик, но и на фиксацию звуковой реальности, которая по своей эстетической функциональности стала не менее значимой, чем видеоряд. При этом отказ от репортажности и доминирование метода длительного наблюдения стимулировали автора-видеолюбителя к импровизационным оценочно-комментирующим действиям вербального характера, которые приобрели фиксируемые формы. Бытование и потребление любительских видеоматериалов фольклорного типа стало эстетически более выразительным и законченным, расширив зону своего эстетического коммуцирования.

Литература

2. Шапинская Е. Н., Кагарлицкая С. Я. Пьер Бурдье: художественный вкус и культурный капитал

УДК 008

И. Ф. Петров, Л. И. Петров

ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматривается категория «духовная жизнь», несущая большую смысловую нагрузку, при анализе общества как социального целого, раскрываются тенденции и закономерности функционирования, изменения и развития духовных явлений, их место и роль в обществе.

Ключевые слова: духовная жизнь, духовная деятельность, духовные потребности, духовные отношения.

I. F. Petrov, L. L Petrov

STUDY OF THE SPIRITUAL LIFE OF SOCIETY: SOCIOLOGICAL APPROACH

Keywords: spiritual life, spiritual work, spiritual needs and spiritual relationships.

Управление процессами духовной жизни общества предполагает их всестороннее исследование. Такого рода исследования на теоретическом и конкретно-эмпирическом уровнях позволяют раскрыть тенденции и закономерности функционирования, изменения и развития духовных явлений, их место и роль в обществе. Эта работа сопряжена с немалыми трудностями, вызванными сложностью объекта изучения.

Интерес к исследованиям духовной жизни обусловлен закономерным возрастанием роли науки, искусства, образования и других важнейших сторон духовной жизни в настоящее время. Это объясняется рядом причин:

— во-первых, потребностями развития учения об общественном сознании и уточнения самой категории общественного сознания;

— во-вторых, потребностями развития учения о духовной культуре. Раскрывая содержание духовной культуры, определяя ее как явление, исследователи соотносят культуру с духовной жизнью;

— в-третьих, потребностями в методологии анализа явлений духовной жизни при проведении конкретно-социологических исследований;

— в-четвертых, потребностями, связанными, в частности, с разработкой системы ее категорий (А. К. Уледов).

Следовательно, сама общественная практика проявляет глубокий интерес к изуче-

нию духовной жизни, к ее методологическим проблемам. Отметим, что при исследовании духовной жизни используются различные аспекты изучения ее явлений: гносеологический, социологический, аксиологический и др. Взятые в совокупности, они могут воссоздать объективную картину жизни во всем ее многообразии, показать внутреннюю структуру, процессы, многогранную деятельность личности. В философской и социологической литературе существует множество точек зрения относительно духовной жизни, ее места в системе категорий и т. д. Однако до сих пор нет фундаментальных трудов, посвященных анализу духовной жизни как специфическому общественному феномену, в нашем аспекте рассмотрения. В разное время проблеме уделяли внимание:

Н. Б. Биккенин, В. С. Барулин, Д. К. Гордеев,

B. А. Демичев, В. В. Журавлев, М. Т. Иовчук, А. К. Уледов, М. Ковальзон, Г. Г. Караваев,

C. В. Попов, В. П. Тугаринов, А. Д. Шер-шунов, М. В. Яковлев и др. Существующая потребность в определении духовной жизни общества как исходного понятия, которое позволяло бы разрабатывать и операционные понятия для анализа явлений духовной жизни на различных уровнях организации общества, по-прежнему актуальна. Речь идет об определении не только понятия духовной жизни, но и других понятий, выражающих основные компоненты духовной жизни

и их связи, о принципах анализа явлений духовной жизни.

Следует сказать, что за последнее время сделано немало. В частности, в научном обиходе с успехом используются понятия духовной сферы, культурного уровня социальных групп, культурной среды, социальных типов и др. Однако процесс уточнения существующих понятий и введение новых является весьма сложным и отстает от практики конкретных социологических исследований.

Из всей совокупности методологических проблем исследования феномена наиболее подробного рассмотрения требует многоаспектный подход к изучению культурных потребностей личности, принцип дифференцированного подхода и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика духовной жизни в гно-сеолого-социологическом плане позволяет при анализе общественных явлений не упускать из виду зависимость духовной жизни личности от материальной и вместе с тем акцентировать внимание на ее особенностях. «Духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осуществлению — способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания и удовлетворением духовных потребностей людей» .

Приведенная формулировка духовной жизни, хотя и является достаточно общей, имеет методологическое значение для данной работы на всех ее уровнях, в том числе и на конкретно-социологическом. На этом уровне общее, необходимое в явлениях духовной жизни раскрывается в единстве с особенным и частным, исследуются реальные процессы духовной жизни локальных социально-культурных образований, причем анализируются явления по преимуществу в плане их функционирования.

Определение духовной жизни как способа жизнедеятельности и относительно самостоятельной общественной сферы позволяет выделить и более высокие уровни объяснения явлений духовной жизни. В частности, самый высокий из них — уровень общесоциологической теории, в рамках которой раскрывается духовная жизнь как реальный процесс жизнедеятельности, а также обосновывается ее место в социологической структуре общества. Далее, анализ духовной жизни и ее специфики, как относительно самостоятельной общественной сферы, может осуществляться на уровне специальной социологической теории духовной жизни.

Конкретные социологические исследования подвели нас к постановке вопроса о локальных социально-культурных образованиях как формах существования общества в целом, о культурной жизни этих образований, вбирающих в себя определенные стороны духовной жизни общества и обладающих в то же время своей спецификой.

Что общего и в чем различие между культурными потребностями различных социально-демографических групп, уровней, типов? Подобного рода вопросы неизбежно встают в связи с конкретными исследованиями. Их решение предполагает обоснование вполне определенных понятий, характеризующих культурные потребности отдельных социальных групп. Например, понятие «молодежная культура» давно и с успехом используется учеными, в том числе зарубежными. В частности, ими оперировали Т. Парсонс, Р. Линтон, А. Коэн, Д. Коулмен, К. Кенистон, Г. Сиболд, Ч. Рейч, Т. Розак,

О. Тоффлер и др. Исходя из их мнения, культура общества не только многообразна, но и мозаична, она состоит из различных культурных подгрупп (со своими интересами и потребностями), выделяемых на основе территориальных, национальных, религиозных, демографических признаков .

«По сути дела мы живем в эпоху взрывообразного роста субкультуры», — заявляет О. Тоффлер, считая, что общество имеет тенденцию раскалываться на мелкие части субкультуры . С ним соглашается Ч. Би-дуэл, говоря, что внутренняя дифференциация современного общества обнаруживается в культуре и обусловлена различиями в профессиях, возрасте, религиозной принадлежности, национальном самосознании, просто во вкусах и предпочтениях. Исходя из сказанного, выделяются субкультуры национально-этнических групп, религиозных сект, спортивных команд, болельщиков и даже гангстерских банд . В таком случае правомерно будет выделение и социальнопсихологических типов и их культурных потребностей, а также уровней развития этих потребностей. Основанием для их выделения является общность, совпадение культурных потребностей и интересов, вкусов, развлечений, мотивов деятельности в сфере досуга, характерных для выделяемых социальных групп. Несмотря на существование возрастных, профессиональных, образовательных или других социальных различий, их культурные потребности достаточно однородны, просматриваются сходные позиции и настроения, проявляющиеся, главным образом, в сфере досуга, мало затрагивая бытовые и семейные отношения. Эта определенная культурная автономия, исполняющая функцию социализации личности, формирования ее духовного мира.

Мы будем придерживаться мнения

А. Коэна, отмечающего, что «субкультура -это «культура в культуре”, имеющая достаточно четкие контуры. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» . К этой множественной

системе субкультур относятся и «культуры» выделенных уровней и типов и как их выражение — культурные потребности и интересы в сфере досуга.

Духовная жизнь является необходимым компонентом социального бытия человека. В начале человеческой истории производство сознания было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законах, морали, религии, метафизики и т. д. того или другого народа (Шершунов А. Д.). С ускорением развития общества духовная жизнь приобрела относительную самостоятельность, утвердились многочисленные формы духовной жизнедеятельности. Тем не менее, зависимость ее от материальной жизни сохранилась.

Духовная жизнь выступает и как относительно самостоятельная специфическая сфера жизни общества вследствие ее объективации как внутреннего основания личности. «Сферами жизни общества являются социальные образования, включающие в свое содержание прежде всего те или иные виды материальной и духовной деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей. Взятые в совокупности, названные компоненты позволяют составить представление о сферах как подсистемах общества, способных обслуживать последнее.

Понятие «духовная сфера общества” конкретизирует содержание понятия «духовная жизнь общества”. Им охватывается не вся духовная жизнь, а лишь один из ее слоев, или уровней, связанный со специализи-

рованным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, школ и т. д.), создающих и распространяющих духовные ценности. В духовную жизнь входит наряду с профессиональным производством и непрофессиональное, наряду с организованной системой распределения духовных ценностей — стихийное и т. д. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей» .

Таким образом, в исследованиях духовной жизни как сферы следует исходить из понимания ее как реального процесса жизнедеятельности людей, что и является методологическим требованием социологического подхода к анализу духовной жизни и рассмотрения ее как способа социальной жизнедеятельности людей и как относительно самостоятельной сферы общества.

Применение принципа системности в исследованиях духовной сферы позволяет глубже раскрыть ее специфику и функционирование, возможности управления духовными процессами, а также представить духовную жизнь как внутренне упорядоченную, устойчивую целостность, обладающую системными качествами и специфическими закономерностями (Б. П. Гусев, Л. И. Казакова,

В. Ф. Рябов, Г. И. Прибытков и др.).

Представление о духовной сфере как совокупности тесно связанных между собой компонентов, как определенной целостности вытекает из положения об обществе как «социальном организме», «органической системе», развивающейся в целостность: «Органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы» .

Как следует из проведенного нами анализа, среди исследователей нет единства мнений относительно элементов системы духовной жизни. И главная причина заключается в разнице взглядов на то, что принимать за основание структурного деления духовной сферы, какие критерии позволяют не только эмпирически, но и теоретически обоснованно подходить к выделению соответствующих элементов. Эта проблема отражена в работах С. Н. Михайлова, В. Н. Шубкина, Ж. Ошавкова, В. М. Краснова, Э. С. Марка-ряна, Ю. К. Плетникова, В. Г. Афанасьева, А. В. Маргулиса, В. П. Рожина, Г. И. Прибыт-кова и др.

Если исходить из комплексного критерия, включающего потребности, тип деятельности, общественные отношения и субъектов деятельности и отношений , то можно выделить следующие основные элементы духовной сферы: духовная деятельность; духовные потребности; духовные отношения.

Человеческая деятельность осуществляется в двух основных, или наиболее общих, формах: материальной и духовной. Критерием их разграничения является предмет деятельности и ее результаты: «Две формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека» . По своему характеру любая деятельность является общественной, «даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек» .

Известно, что основу духовной жизни составляет духовная деятельность. По мнению Л. П. Буевой, «духовная деятельность представляет собой процесс целенаправленного систематизированного отражения действи-

тельности, ее результатами являются преобразования в сфере общественного сознания. В современных условиях это, как правило, профессиональная деятельность. В качестве ее наиболее общих видов можно выделить научное познание, ценностное сознание, це-леполагание, прогнозирование и программирование» .

В то время как материальная деятельность является практическим самоутверждением человека, духовная — теоретическим. Духовная деятельность есть «деятельность моего всеобщего сознания как таковая, является моим теоретическим бытием как общественного существа» . По объему духовная деятельность шире и богаче по содержанию, чем теоретическая, т. к. осуществляется на разных уровнях — теоретическом и социально-психологическом.

Особенности духовной деятельности, ее специфические черты наиболее отчетливо проявляются в духовном производстве, которое составляет основу духовной деятельности. Его спецификой, как известно, является производство идей, взглядов, представлений и т. п. — всего того, что мы называем общественным дознанием и духовными ценностями. И здесь речь идет о производстве сознания в его исторически конкретных формах. При этом на раннем этапе формирования общественного сознания, как отмечалось, оно непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Однако эта тенденция сохраняется и тогда, когда духовная деятельность, умственный труд отделяются от материальной деятельности.

Другими элементами духовной сферы выступают духовные потребности. Связь духовных потребностей и духовной деятельности носит двусторонний характер: с одной стороны, потребность стимулирует деятельность, с другой — сама деятельность стано-

вится предметом потребности. Более того, деятельность вызывает формирование новых потребностей потому, что она сама нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления. Это обстоятельство оказывается решающим для понимания специфики духовной жизни. Если эволюция животного мира имеет своими результатами совершенствование органов потребления и приспособление к условиям среды на основе естественного отбора, то развитие духовной жизни обусловлено, в конечном счете, созданием новых средств духовной деятельности, производства сознания, духовных ценностей как особого вида деятельности, обеспечивающего существование и развитие человеческих сообществ.

Генетически духовные потребности можно рассматривать в качестве основы, определяющей становление духовной жизни. Анализируя употребление самого термина, мы обнаруживаем несколько его аспектов. «Прежде всего, это стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре. Развитие духовных потребностей в этом смысле обусловлено демократизацией образования и функционированием множества институтов культуры» . Более глубокое понимание духовных потребностей характеризуется, по мнению А. Г. Здраво-мыслова, тем, что сами они рассматриваются в качестве форм выражения потребностей материального порядка и социальных отношений. С этой точки зрения развитие духовных потребностей выступает как арена столкновения противоположных позиций на поприще сознания.

Следующий аспект рассмотрения понятия духовных потребностей относится к проблеме развития личности. Так, личность воспринимает массу внешних воздействий, однако это не означает механического следования или подчинения им. По мнению

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. Гегеля, действительность способна иметь для индивида двоякое значение, т. к. «влияние, оказываемое на индивида действительностью.., приобретает благодаря индивиду тот абсолютно противоположный смысл, что индивид или предоставляет потоку действительности свободу влияния на себя, или обрывает и преобразовывает его» . Таким же образом обстоит дело и с индивидуальными потребностями личности — она способна действовать под влиянием определенных потребностей, но она способна и противодействовать им, ориентируясь на духовные потребности более высокого порядка.

Духовные потребности наряду с общими чертами имеют и свои особенные, позволяющие отличать их от других, прежде всего от материальных. Так, духовные потребности: теснее связаны с сознанием, их удовлетворение осуществляется главным образом в сфере свободного времени; связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен .

В процессе духовной деятельности и удовлетворения своих духовных потребностей личность вступает в духовные отношения, также составляющие один из элементов духовной сферы как системы. В самом понятии «духовные отношения» содержатся как определенный субъект отношения, так и объективные связи и зависимости между различными видами деятельности, сферами общественной жизни, различными общностями и людьми, выступающими в качестве субъектов духовной деятельности.

Остановимся на взаимосвязи духовного общения и духовных отношений. В философской и социологической литературе подробно рассматривается духовное общение, его средства, формы и др. (Г. Гибщ, Л. П. Буева, А. Добрович, М. Н. Перфильев, М. Форверг и др.). Духовное общение, как и духовная

деятельность, есть необходимое условие формирования и развития личности. Любая деятельность предполагает вступление личности в определенные общественные отношения. Вспомним, «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» .

Общение выполняет свою специфическую роль в общественном процессе и является не только духовным, но и материальным, социально-реальным процессом, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками, результатами этой деятельности, предметно воплощенными в материальной и духовной культуре. Посредниками общения являются результаты духовной деятельности — идеи, мнения, ценности, идеалы и материальные вещи — орудия, предметы и средства человеческого труда, материальные объекты, являющиеся носителями социальных ценностей и человеческого опыта .

Вместе с тем необходимо различать общение как «духовное общение» и как «коммуникацию». Как известно, духовное общение принято рассматривать в качестве одной из форм социального общения. Социальное общение — это взаимосвязь людей, условие человеческого бытия. Сама взаимосвязь обуславливается потребностями жизнедеятельности людей, в процессе которой происходит взаимный обмен результатами деятельности, информацией, психическими состояниями. Видом информационной связи является социальное общение, в котором реализуются общественные отношения .

Коммуникация (соттишсайо) — это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача определенного содержания от одного сознания к другому (коллективному или индивидуальному) посредством

знаков, зафиксированных на материальных носителях. Она представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. В рамках науковедения количественно и качественно исследованы такие формы коммуникации, как публикация, дискуссия, интеллектуальное влияние и т. п. Научная коммуникация — это функциональная подсистема в рамках системы движения научной информации (общение членов одного коллектива, например членов художественной самодеятельности в клубе) для получения нового знания, передача добытой информации другим специалистам, практическое использование знаний и др.

За рубежом проблеме коммуникации уделяли внимание Э. Мунье, Ж. Сартр,

К. Ясперс и др. Эмпирические исследования коммуникации осуществляются социологией, изучающей каналы (печать, телевидение и др.) и аудитории массовой коммуникации .

И в заключение отметим, что категория духовной жизни несет большую смысловую нагрузку при анализе общества как социального целого. Ее можно определить только через соотношение с однопорядковой категорией «материальная жизнь общества», пользуясь при этом социологическим подходом, где речь должна идти о субъекте духовной реальности, который осуществляет духовную деятельность, удовлетворяет свои духовные потребности, вступает в духовные отношения. Именно это и определяет понятие «духовная жизнь общества».

Литература

1. Уледов А. А. Духовная жизнь общества. — М., 1990. — 271 с.

2. Иконникова С. Н. Социология молодежи. — Л., 1988. — С. 62.

3. Тоффлер О. Столкновение с будущим // Иностранная литература. — 1992. — № 3.

4. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. — М., 1998. — С. 314.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Глава о капитале. — Т. 46, Ч. 1. — С. 229.

6. Ленин В. И. Конспект «науки логики». Учение о понятии // Полн. собр. соч. — 5-е изд. — Т. 29. — С. 170.

7. Маркс К., Энгельс Ф. // Там же. — Т. 42. — 535 с.

8. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1988. — 216 с.

9. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. — М., 1981. — 228 с.

10. Гегель Г. Соч.: в 14 т. — М., 1959. — Т. 4. — С. 164.

11. Коган Л. Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. — 1976. — № 1. —

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru

УДК 130

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПОНИМАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА Сапункова В.И.

В статье рассматривается понятие «духовная жизнь человека» со светской точки зрения, проводится анализ образовательной среды, в которой должно формироваться духовно развитое современное поколение.

Ключевые слова: духовная жизнь, душа, сущность, молодежь,

образование.

SPIRITUAL LIFE IN THE UNDERSTANDING OF THE YOUNGER GENERATION OF THE XXI CENTURY Sapunkova V.I.

Keywords: spiritual life, soul, spirit, youth, education.

Каждый человек, рождаясь, обретает душу и вместе с ней возможность ее самопознания, знакомство с таинствами этого мира. Душа, дух, духовность -однокоренные слова, но как часто сейчас они становятся абсолютно разными, не связанными друг с другом.

Обращаясь к понятию «духовная жизнь» сталкиваешься в первую очередь с религиозной, церковной тематикой. В православном понимании духовная жизнь представляет собой общение с Богом, уподобление Ему, единение с Ним.

Начало духовной жизни полагается в таинстве Крещения. Целью духовной жизни является соединение с Богом (обожение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

Человек называется духовным, если имеет в себе Дух Божий, как говорит о себе и апостол Павел: «Думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:40). Не

На первом этапе Господь даёт человеку обильную благодать; видеть свои грехи, свои немощи, ограждает человека от чрезмерных искушений, давая почувствовать Божью силу и Божье попечение. На втором этапе Господь немного отнимает свою благодать, но делает это в воспитательных целях. Что бы человек осознал свою немощь и беспомощность. Третий этап — падения и восстания с Божьей помощью, и это путь христианина, таковы тернии его подвижничества, в этом и заключается его духовная жизнь.

Можно сказать, что духовная жизнь — это жизнь в любви и мире с Богом, собой и окружающими. В мире с Богом нужно понимать, как угождение Ему. Существует такое понятие, как «хождение под Богом». То есть жить так, как будто на тебя постоянно, ежесекундно взирает Господь (а это на самом деле так), желая оценить твои поступки, слова и мысли. Соответственно человек, может ходить путями Божьими, только зная эти пути, и это и есть — духовная жизнь.

Множество подобных определений и цитат можно увидеть, если обратиться к Интернет-сети, книгам по религии, а так же к старшему поколению. А как же понимают «духовную жизнь» наши дети?

Задаваясь этим вопросом, мы обратились к общей образовательной и воспитательной системе. В самой обычной средней школе на уроках мировой художественной культуры и религии, обществознания, музыки, искусства, изобразительного искусства подобные термины не употребляются и даже не упоминаются. По стандартной системе образования такие беседы с учащимися не предусмотрены ни по одной гуманитарной программе, в которой в принципе они могли бы встречаться.

Например, в рамках общей программы по музыке Е.Д. Критской, понятие «духовная жизнь человека» рассматривается только с одной стороны, как умение понимать музыку, искусство

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru С одной стороны «духовная жизнь» — это религиозное понятие, с другой -светское. Мы осветим светскую сторону, как более понятную для подрастающего поколения.

В научном обосновании духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека. Здесь рождается и реализуется дух, духовность, появляются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Таким образом, возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху. Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:

истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;

добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;

— красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека .

На вопрос «что такое духовная жизнь человека?» подростки отвечают очень невнятно, давая самые разные характеристики, что приводит нас к выводу о том, что в целом дети не понимают о чем идет речь. Начать нужно с самой главной части слова корня — «дух». Владимир Иванович Даль в своем словаре дает такое определение этому слову: «Дух… бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру

— Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу.

— Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости.

— Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух.

Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом значении дух, как жизнь,

ниже души; а в высшем значении искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного…» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вынося из этих определений главное, можно сказать, что «дух» — это бестелесная сущность человека, находящаяся у него внутри, нечто божественное, неподвластное земной плоти. Исходя из этого общего определения «духовная жизнь человека» — это жизнь, которая проходит внутри самого человека, в его внутреннем мире, где отделяется плоть от духа, превращаясь в божественную сущность.

В общеизвестной методике комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека Д.Е. Огороднова говорится о том, что любой человек способен чисто интонировать внутри себя. Пропевая услышанный звук про себя, человек интонирует его правильно, может быть нарушена только координация внутреннего слуха и внешнего голоса, но координация внутреннего слуха и внутреннего голоса у всех людей развита с рождения .

То же самое происходит и с духовной жизнью. Каждый человек потенциально имеет такую духовную сущность — думающую, чувствующую, тонкую божественную субстанцию. Другое дело, как эта сущность координируется в внешним миром, во что она трансформируется покидая свою духовную обитель и попадая в реальный плотский мир.

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru

Объясняя более понятным языком детям XXI века, мы говорим о том, что в себя включает духовная жизнь.

Первая составляющая — искусство. Приобщая подрастающее поколение к искусству, будь то музыка, архитектура, изобразительное искусство, мы сеем в них зерна, которые дадут их духовной сущности новую жизнь.

Вторая составляющая — книги. Именно благодаря книгам молодые люди могут обрести духовную тонкость, проницательность, светлый образ мыслей.

Третья составляющая — это любовь. В широком понимании этого слова: любовь к людям, жизни, Богу, окружающему миру, детям.

И последняя наиважнейшая составляющая — природа. Все самые прекрасные частицы духовной сущности человека рождаются из природы, из живого мира, полного самых тонких переплетений и связей.

В чем заключается глубина духовной жизни человека? В вечном поиске истины. Мы не можем сказать детям, что истина, это то-то и то-то, мы только можем направить их на поиск этой истины, а она не бывает абсолютной по определению. Добру невозможно научить, но можно на примере искусства, книг и других культурных предметов подсказать различие черного от белого. Добро, как неотъемлемая составляющая духовной жизни человека -единственное, чему общество не может научить, это слишком тонкая субстанция, она закладывается в семье. Красота, эстетика, этика — важнейшие нити духовной жизни, без которых невозможно понять и оценить искусство, природу, ведь все взаимосвязано: искусство с красотой, красота с добром, истина с природой и добром, добро с любовью. Нити переплетаются так искусно и оригинально, что рождают духовный мир определенного человека, строят этот уютный светлый дом.

Так же как и физической жизни человека нужна охрана, она нужна и духовной жизни. Тонкий, но прочный духовный стержень в личности человека никогда не позволит грубости, хамству и бездуховности проникнуть вглубь мира и прорастить там корни. Охрана духовности — смотреть, видеть и не принимать то, что считаешь мусором. В мире множество истин, которые

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru выдаются за одну единственно верную истину, на самом деле являясь суррогатом, бездуховным мусором.

Чем объясняется ситуация, когда мальчик, у которого родители хамы и алкоголики, вдруг вырастает в прекрасного человека, честного, тактичного с глубоким внутренним миром вопреки собственной семье? Духовный стержень закладывается в семье, но в редких случаях этот стержень закладывается в противоположность ближайшему окружению, то есть самим человеком, либо мудрым наставником, который оказал хорошее влияние на подрастающего юношу. И в этом случае, духовная жизнь человека должна находиться под его охраной — недопущения в свой мир ненужного, чуждого этому миру.

Мы рождаемся с духовной жизнью и с ней же умираем, но как мы проживаем эту реальную жизнь, сохраняя богатый духовный мир и приумножая его? Вот это вопрос для каждого человека. Задача образовательной системы объяснять подрастающему поколению такие понятия, давать им определения, чтобы дети понимали насколько это важно не только в контексте религии и церкви, но и в светском понимании, в более доступной для них форме. Именно тогда у них в голове возникают вопросы, которые помогут их внутреннему миру развиваться, значительно обогащая духовную жизнь, а так же охраняя ее от внешнего воздействия средств массовой информации, некачественной литературы.

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.,1863. Т.

2. Критская Е.Д. Сергеева Г. Шмагина Т. Методическое пособие для учителей музыки. М., 2012.

3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Методическое пособие. СПб., 1972.

4. Шадалов Г.М. Современная философия. М., 1989.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru

Сведения об авторе:

Сапункова Вера Игоревна — преподаватель музыки средней общеобразовательной школы № 413 Санкт-Петербурга, лауреат международных музыкальных фестивалей и конкурсов, композитор, педагог, музыкант (Санкт-Петербург, Россия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *