Социальная адаптация инвалидов

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

е-шаИ: ресhеrskiih-13@mаil.ru

Аннотация

В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.

Ключевые слова: адаптация, социум, социальная адаптация, дети-инвалиды, проблемы адаптации в социуме, нарушения в развитии, факторы адаптации, особенности психологического развития, раскрытие потенциала.

Актуальность. Социальная адаптация является непрерывным процессом динамичного приспособления человека к условиям общественной среды. Первый опыт адаптации к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, но общественная жизнь этим не ограничивается. Взаимодействие с социумом неизбежно в жизни абсолютно для каждого индивида. Вступление в социально активную жизнь многоэтапно. Важными ступенями которого становятся: дошкольное учреждение, школа, формальные и не формальные группы общения, участие в трудовой деятельности и многое другое.

Как отмечает Батуева С.В., в ряду основополагающих факторов, которые определяют тенденцию вхождения в социальную среду, лежат многие личностные качества самого ребёнка и особенности микросреды, в которую он включается. К персональным особенностям ребёнка, которых зависит продуктивность его адаптации, можно отнести его эмоциональные и интеллектуальные качества, потребностно-мотивационную сферу, а также некоторые индивидуальные характерно-типологические особенности . Способность и умение подстраиваться под критерии общественных суждений и принципов складывается в процессе целенаправленного воспитания.

У детей, которые имеют какие-либо ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в общественной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в

достижении поставленных целей в рамках существующих норм.

Согласно последним данным число детей-инвалидов с каждым годом только неуклонно растет. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Ведущими среди них следует признать экологические, экономические и социальные проблемы, низкий уровень отечественной медицины. Было бы замечательно, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной, но ее острота только возрастает. В нашей стране вплоть до XXI века вопросы инвалидов оставались где-то на краю общественного сознания и никогда не поднимались на поверхность. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» внимания в жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, изолировано от общества.

Сейчас ожили и практика, и наука, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Появились новые идеи по способам решения возрастающего количества детей-инвалидов. Общество по-новому воспринимает саму суть данной проблематики . Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться совсем иным содержанием, приобретая не только медицинский, но и новый социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» были обозначены еще в семидесятые годы двадцатого века в декларацию правах инвалидов. Согласно ей «инвалид» означает любое лицо, которое не

может самостоятельно обеспечить частично или полностью потребности нормальной индивидуальной и / или общественной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей. Очевидно, что несовершеннолетний ребенок, не имеющий трудоспособность, потерять ее не может. Детьми-инвалидами сейчас принято называть детей, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к

общественной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к передвижению, ориентации,

самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» .

А «инвалидность» в детском возрасте можно объяснить, как «состояние стойкой общественной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или

патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» .

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию,

общественную адаптацию, общественную интеграцию, адаптацию к сложным жизненным ситуациям . Никому из этой категории людей не удается избежать решения этих проблем в той или иной форме, а детям-инвалидам удается это особенно трудно. Они нуждаются в помощи не только со стороны родителей, но и со стороны социума в целом, и посторонних людей, в частности.

Главными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются: нехватка здоровья как физического, так и психического; отсутствие социального опыта; критическая семейно-экономическая ситуация .

По данным ЮНЕСКО число детей-инвалидов по всему миру составляет около 3% от общего количества, и с каждым годом этот показатель растет, что ясно говорит о необходимости заниматься разработкой продуктивных мер по их общественной приспособленности к жизни в обществе.

Не только социальное, политическое и экономическое значение имеет проблема общественной адаптации и реабилитации детей-

инвалидов, но и морально-этическое. На уровне государства для этой категории людей должны быть максимально натурально воссозданы все обязательные условия, облегчающие их жизнь. Также врачами, психологами, социальными работниками должны быть проведены действенные работы с обществом по подготовке к принятию детей с недостатком возможностей. Данные меры помогут снизить положительно растущую тенденцию проявлений

психосоматических заболеваний и

невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно снизит затраты на их лечение на уровне семей и государства. Благополучная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет этой категории детей более успешно приспособиться к нормальной жизни, усилить гуманные тенденции в обществе, вернуть их общественную ценность, но единого пути решения проблемы общественной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, поэтому для ее решения используются различные разработки педагогов и психологов. Из-за того, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои характерные особенности, то и направления в способах разрешения этой проблемы должны быть и динамичными, и разноуровневыми, и многофакторными. В свою же очередь в более масштабных планах — на государственном уровне, правительством должны быть предприняты все возможные наиболее эффективные способы для широкого раскрытия адаптивного потенциала детей-инвалидов.

Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация «Больничный клоун», основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям .

В исследованиях Батуевой С.В., Соболевой Е.В., Шлепотиной Н.М. отмечается, что у каждого человека в зависимости от особенностей его характера, специфики поведения, типа высшей нервной деятельности, состояния его физического и психического здоровья, своеобразия воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, коммуникативности, уровня развития игровых навыков, дружественности и эмоциональной зависимости ребенка и матери социально-психологическая адаптация идет по разным путям становления .

Следуя из этих умозаключений, напрашивается логичный вывод о том, что социальная адаптация — это сложный, многоэтапный (в некоторых случаях протекающий с осложнениями) процесс как для здорового ребенка, таки для детей с ОВЗ. Основополагающим фактором успешного вхождения ребенка в социум является его непосредственное окружение: работники дошкольных учреждений, члены семьи и

социума — все они несут ответственность за осуществление наиболее продуктивного, безболезненного процесса становления его как полноправного члена общества. Если каждый ребенок будет расти в подобной здоровой психологической обстановке, в независимости от того, инвалид он или полноценный, можно быть абсолютно уверенными в здоровом развитии будущего поколения в общем.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 — 2014. — №5 — с. 47-52

5. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

— с. 81-88

9. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-хТ., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. -М.,1981, с. 282.

14. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. — №3 (3). — с. 42-45

16. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». — 2013. -№1 (3). — с. 220 — 223

17. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. — 2014. — с. 132-136

18. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2011.

— №1 (15). — с. 149-151.

PROBLEMASOTSIALNO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION DISABLED CHILDREN*

D.N. VLADELSCHIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia OA. OBUCHOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: pecherskiih-13@mail.ru

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности

За счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь организуются и финансируются мероприятия по адаптации инвалидов, зарегистрированных в управлениях по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов в качестве безработных, к трудовой деятельности.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности – комплекс мероприятий, направленных на:

  • приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);
  • приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;
  • трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией).

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей.

Наниматели, изъявившие желание осуществлять адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, должны иметь необходимые возможности и условия для реализации мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности в соответствии с законодательством.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется нанимателями по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и может осуществляться в срок от шести месяцев до одного года.

Наниматели, изъявившие желание организовать адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, подают в органы по труду, занятости и социальной защите по месту создания рабочего места заявление с указанием перечня специальностей (профессий), по которым возможна организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов.

К заявлению прилагаются расчеты финансовых затрат на организацию адаптации инвалидов к трудовой деятельности (приобретение оборудования, материалов, спецодежды, оплата труда инвалидов).

Денежные средства на приобретение оборудования для создания рабочих мест по адаптации инвалидов к трудовой деятельности выделяются нанимателям при условии организации ими адаптации инвалидов к трудовой деятельности на данных рабочих местах в течение трех лет.

Выделение денежных средств нанимателям на приобретение материалов производится при условии, что продукция (услуги), изготовленная (оказанные) из данных материалов, передается (оказываются) организациям, финансируемым из республиканского или местных бюджетов, в безвозмездном порядке. Наниматели, финансируемые из средств республиканского или местных бюджетов, могут использовать изготовленную продукцию, а также осуществлять оказание услуг для собственных нужд.

Средства бюджета фонда на финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, использованные нанимателем не по целевому назначению, подлежат возврату на текущий (расчетный) счет органа по труду, занятости и социальной защите в соответствии с законодательством.

Для получения направления на прохождение адаптации к трудовой деятельности инвалид обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации его в качестве безработного.

Орган по труду, занятости и социальной защите на основании индивидуальной программы реабилитации и с учетом перечня нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям), с учетом имеющейся у инвалида специальности (профессии) принимает соответствующее решение и выдает направление инвалиду к нанимателю на адаптацию к трудовой деятельности.

При отказе в выдаче инвалиду направления на адаптацию к трудовой деятельности орган по труду, занятости и социальной защите письменно информирует об этом инвалида с указанием причины отказа.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь”
  • Положение о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 128

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности

REGIONAL FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL STRUCTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

O.V. Bobrovsky

УДК 304.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

А.Ю. Домбровская

Отражена попытка научно обосновать систему формирования условий социальной адаптации инвалидов. Автор основывался на результатах широкого круга комплексных исследований процесса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В работе последовательно анализируются составляющие указанной системы: субъекты, проблемы, эталонные показатели и конкретные меры социальной адаптации инвалидов.

Ключевые слова: инвалиды (люди с ограниченными возможностями здоровья), социальная адаптация, условия социальной адаптации инвалидов.

Существующие в современной отечественной практике социальной защиты инвалидов методы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья довольно неэффективны по ряду причин. Во-первых, доминирование пассивных инструментальных мер социальной поддержки инвалидов закрепляет их дезадаптированность и дезинтеграцию. Во-вторых, очевидна проблема разрозненности, бессистемности попыток отдельных государственных и негосударственных организаций создать условия оциальной адаптации людей с инвалидностью. Наконец, в России объективные условия социальной адаптации инвалидов (доступная/ безбарьерная среда, средства ортопедии и т.д.) нивелируются неблагоприятными субъективными

условиями социальной адаптации инвалидов (распространением дискриминационного общественного дискурса инвалидности). В процессе разработки направлений совершенствования методов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в России, мы опирались на результаты авторских исследований и вторичный анализ данных отечественных исследований социальной группы инвалидов:

Опросные исследования (проведенные под руководством автора):

1. Анализ данных полуформализованного интервью, направленного на изучение состояния, специфики и результативности процесса социальной адаптации инвалидов проведен в период с 2010 по 2012 годы в городах областного значения (региональных центрах) ЦФО: Туле, Калуге, Орле. Выборочная совокупность репрезентативна по возрасту и полу людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статистическими данными и составила 1134 человека ,

, .

2. Анализ результатов фокусированного группового интервью со здоровым населением г. Орла (6 групп, сформированных с учетом принципов возрастного, имущественного и образовательного статусов) осуществлялся в период с 2009 по 2010 годы и имел целью изучение социальных аттитюдов о людях с ограниченными возможностями здоровья

3. Анализ результатов фокусированного группового интервью с инвалидами г. Орла (3 группы, сформированных с учетом принципов возрастного и образовательного статусов) осуществлялся в период с 2008 по 2009 годы и имел целью изучение влияния социальных представлений окружающих о людях с ограниченными возможностями здоровья на их социальное самочувствие , .

Контент-аналитические исследования (проведенные под

руководством автора):

4. Количественно-качественный контент-анализ центральных и региональных средств массовой информации (исследовались все выпуски центральных газет «Аргументы и факты» и «Российской газеты» за период с 01.01.2007 по 01.01.2012 г.г., все выпуски новостей телевизионных каналов «Россия-1» и «Первого канала» за период с 01.01.2011 по 01.01.2012 г.г., все выпуски региональных газет «Орловская правда», «Орловский меридиан», «Орловский вестник» за период с 01.01.2002 по 01.01.2012 г.г.) .

5. Количественно-качественный контент-анализ содержания сообщений и материалов Интернет-форума Disability.ru (по состоянию на август 2012 г.).

Вторичный анализ данных отечественных исследований:

Опросные исследования:

6. Исследования Н.В. Куваевой о проблемах профессионального становления молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (г. Тольятти, 2005г., N=400, выборка репрезентативна по полу и возрасту);

9. Исследования Г.Г. Карповой о специфике повседневного жизнеустройства и социально-культурной интеграции инвалидов (Костромская область, Московская область, Саратовская область и г.Санкт-Петербург, 2008 г., N=2400, использовалась случайная систематическая выборка).

10. Исследования Е.Р. Ярской — Смирновой и П.В. Романова об отношении студенческой молодёжи к интегрированному образованию инвалидов (опрошено 372 студентов в г. Саратове и г. Челябинске, выборка репрезентативна на полу и курсу обучения).

11. Исследования Д.В. Зайцева, П.В. Романова и И.И. Лошаковой об отношении старшеклассников, их родителей и учителей к возможностям совместного обучения в школе здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в школах г. Саратова (опрошено 250 старшеклассников, 276 учителей и 260 родителей, использовалась гнездовая выборка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контент-аналитические исследования:

12. Исследования архивных материалов о газете «Русский инвалид», проведенных Н.В. Старостенковым и В.И. Новиковым .

Анализ результатов данных исследований позволил нам систематизировать так называемые эталонные объективные и субъективные показатели социальной адаптированности инвалидов по различным сферам жизнедеятельности. Данные эталонные индикаторы должны служить целью применения методов социальной адаптации (таблица).

Эталонные показатели социальной адаптации инвалидов

Сфера жизнедеятельности Степень объективности

Объективные Субъективные

В сфере экономической адаптации Наличие желаемой работы или занятие предпринимательством, наличие высокого уровня образования и квалификации Установка на реализацию инновационного механизма экономической адаптации

В сфере политической адаптации Участие в деятельности общественно-политических объединений Установка на реализацию коллективных политических стратегий

В сфере социально-психологической адаптации Наличие широкого статусно-ролевого репертуара, включая семейные роли супруга и родителя, наличие широких социальных связей Установка на сохранение (формирование) социальных связей, создание собственной семьи

В сфере социально-культурной адаптации Участие в деятельности творческих коллективов, интериоризированность культурных ценностей Установка на повышение своего уровня социально-культурного статуса

В сфере информационных составляющих адаптации Активное информационное поведение: умение осуществлять поиск, анализ и применение практически полезной информации для решения жизненных проблем Установка на активно -позитивную стратегию в процессе поиска, анализа и применения практически полезной информации для решения жизненных проблем

Сопоставляя данные эталонные показатели с реальной социальной ситуацией российских инвалидов, специфика которой представлена в ранее указанных социологических исследованиях, следует констатировать, что для этой социальной группы более характерным является состояние дезадаптации. Так, согласно данным Н.В. Куваевой , П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой , В.Г. Сухих , а также нашего авторского исследования , , доминирующей стратегией экономической адаптации для более чем 90 % инвалидов является компенсаторный и реверсивный механизмы . Компенсаторная и реверсивная стратегии детерминированы установкой людей с ограниченными возможностями здоровья на выживание в ситуации жесткой экономии на самом необходимом и постоянного ухудшения условий жизни. Другими словами, люди с инвалидностью ориентированы на пассивную экономическую стратегию и не готовы в своем большинстве к активным действиям по улучшению своего экономического положения и профессионального статуса. Инновационный механизм, заключающийся в активном и плодотворном труде или занятии индивидуальным предпринимательством, реализует лишь незначительная часть людей с ограниченными возможностями здоровья (менее 10 %). Что касается показателей политической адаптации, то, по данным нашего исследования , для

инвалидов характерен пассивный политический нигилизм и отсутствие опыта коллективных политических стратегий, что также характеризует их как политически дезадаптированную социальную общность. Говоря о социально-психологической составляющей адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, отмети, что, согласно данным исследования В.Г. Сухих и нашего авторского исследования , более половины инвалидов не реализуют семейные статусы супругов и родителей, а также имеют довольно узкий круг социальных связей, ограничивающийся их микросоциумом. Кроме того, следует констатировать достаточно высокий уровень социально-культурной дезадаптированности инвалидов, выражающийся, согласно данным исследования Г.Г. Карпенко , в их культурной депривации в связи с существованием широкого круга препятствий социально-культурной инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья как объективного, так и субъективного порядка. Информационное поведение инвалидов, по данным нашего исследования , также необходимо признать пассивным по признакам низкой информированности о возможностях социальной адаптации в своем населенном пункте, регионе, стране, а также низкой активности в сфере поиска, анализа и использования практически значимых сведений из масс-медиа для преодоления жизненных ограничений.

В соответствии с анализом результатов перечисленных исследований предлагается сгруппировать методы социальной адаптации инвалидов по двум основаниям: уровень и цель воздействия.

1. Методы, применяемые на институциональном уровне работы с инвалидами:

1.1. Экономические и организационно-административные методы Министерства труда и социального развития РФ, имеющие целью воздействие на внешние объективные условия социальной адаптации инвалидов (формирование интеграционных систем в образовании, досуговой и социально-культурной сферах, обеспечение доступной среды, экономическое стимулирование занятости и самозанятости людей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для повышения профессиональной квалификации инвалидов (предоставление возможности выбора получаемой специальности и благоприятных условий обучения); создания за счет бюджетных и внебюджетных средств специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях; развитие системы государственных заказов для предприятий инвалидов; оказание содействия общественным организациям инвалидов, частным лицам с ограниченными возможностями здоровья в реализации различного рода инициатив, в том числе, предпринимательских и социально-ориентированных; содействие альтернативным формам занятости инвалидов — их самозанятости, индивидуальному предпринимательству

(предоставление начального капитала, консультирование, налоговые льготы людям с ограниченными возможностями здоровья, решившим заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица); поощрительные компенсации для инвалидов, стремящихся к трудовой деятельности (выплаты на осуществление реабилитации, повышение уровня образования и квалификации); развитие системы общественных и временных оплачиваемых работ; улучшение системы обеспечения инвалидов ортопедическими средствами, компенсирующими ограниченные возможности передвижения и т.д.);

1.2. Методы социального нормирования в деятельности государственных и негосударственных средств массовой информации, направленные на формирование внешних субъективных условий социальной адаптации инвалидов (создание информационных центров для людей с ограниченными возможностями здоровья (отдельных или в составе социальных служб), в будут аккумулированы все необходимые инвалидам сведения: правового, медицинского, психологического, иных профилей; общественная и государственная поддержка создания интерактивных карт доступных для посещения инвалидами объектов социальной инфраструктуры каждой отдельной территории и населенного пункта; общественная и государственная поддержка создания специализированных 1П:егпе1-сайтов для людей с ограниченными возможностями здоровья, авторами которых являются сами инвалиды; обеспечение возможности людям с инвалидностью публиковать подготовленные ими материалы в прессе и участвовать в создании теле- и радиопрограмм об опыте преодоления ими жизненных ограничений. Формирование позитивных субъективных условий социальной адаптации инвалидов заключается в обеспечении благоприятного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Общей спецификой этих мер является необходимость преодоления образа пассивной и зависимой инвалидности в массовом сознании и конструирования социально адекватного и недискриминационного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим субъектом осуществления мер данного направления являются средства массовой информации и, прежде всего, масс-медиа, имеющие в составе учредителей органы власти. При этом органам власти, в частности существующим в их составе комитетам по взаимодействию со средствами массовой информации, необходимо координировать работу по систематической информационной поддержке инвалидов. Специфика роли общественных объединений в реализации мер этой группы состоит в организации различного рода социальных акций по формированию

позитивных социальных аттитюдов о людях с ограниченными возможностями здоровья и подготовке масс-медиа материалов о жизнеустройстве инвалидов в положительном контексте и способах решения ими проблем их социальной адаптации).

2. Методы, используемые на групповом и индивидуальном уровнях

работы с инвалидами:

2.1. Социально-политические и социально-психологические методы государственных служб помощи инвалидам и общественных организаций, ориентированные на создание внутренних объективных условий социальной адаптации инвалидов (индивидуальное и групповое консультирование, социальное посредничество в процессе содействия занятости, повышению квалификации людей с инвалидностью, разнообразия форм их социально-культурной, досуговой деятельности и расширения круга социальных связей);

2.2. Психологические методы воздействия на внутренние субъективные условия социальной адаптации инвалидов (групповые и индивидуальные тренинги формирования активной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах жизнедеятельности, проводимые специалистами государственных служб помощи инвалидам и общественных организаций). Данные методы включают внушение, психологическое побуждение инвалидов к проявлению посильной трудовой активности, участию в организации и проведении социокультурных инциатив. Особым средством активизации адаптационной стратегии людей с инвалидностью должен стать социальный компьютинг, предоставляющий возможности обучаться, работать, расширять круг социальных связей, повышать свой интеллектуальный, социально-культурный статус, иметь возможность творческой самореализации в условиях ограниченных возможностей передвижения.

Обобщая итоги рассмотрения основных направлений совершенствования методов социальной адаптации инвалидов, отметим, что необходимо развитие межсекторного взаимодействия, повышение степени прозрачности контроля системы создания условий социальной адаптации со стороны инвалидов и общества в целом. В числе множественных условий и факторов социальной адаптации также следует назвать эффективную деятельность различных инстанций и служб, самих инвалидов, их семей, общественных организаций и государственных структур по созданию условий для объединения людей с ограниченными возможностями в различного рода ассоциации, их участия в деятельности благотворительных сервисных организаций. Это будет способствовать дальнейшему социальному самосознанию инвалидов, своих социальных позиций и функций. Формирование их коллективных стратегий обеспечит возможность влияния на государственную политику и жизнь отдельных

граждан, а также послужит важным шагом на пути формирования гражданского общества .

Необходима разработка и внедрение механизмов, с помощью которых социальные институты и объединения людей с ограниченными возможностями здоровья формировали социальные условия сосуществования и выживания в обществе. Особое значение приобретают в этой связи социальные меры в сфере занятости инвалидов, политической активности, до-суговой и творческой деятельности, выполнения людьми с инвалидностью различного рода социальных ролей в микро-и макросоциуме.

Список литературы

С. 116-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Домбровская А.Ю. Социальная адаптация инвалидов //Социологические исследования. 2011. № 11. С. 71-75.

5. Домбровская А.Ю. Формирование социального поведения людей с ограниченными возможностями средствами массовой информации в Орловской области // Известия ТулГУ. Сер. «Связи с общественностью. Реклама». Тула: Изд-во ТулГУ. 2006. Вып. 1. С. 38-44.

7. Журавлев М.С. Философия информационной безопасности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 40-50.

8. Журналистика социальной сферы / под. общ. ред. В.И. Новикова, Н.В. Старостенкова. М.: Изд-во РГСУ, 2008.

9. Карпова Г.Г. Инвалиды и культурная политика // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 74 — 80.

13. Сухих В.Г. Региональные модели реабилитации инвалидов // Социологические исследования. 2011. №8. С. 98-101.

IMPROVEMENT OF METHODS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE DISABLED

IN RUSSIA

A.Yu. Dombrovskayа

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.304

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В РОССИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

А.Ю. Домбровская

На основе анализа типологий факторов социальной адаптации инвалидов разработана авторская типология данных факторов. Приведены результаты прикладного социологического исследования, установившего доминирующие детерминанты процесса социальной адаптации инвалидов в современном российском обществе. Представлен перечень практических рекомендаций государственным и общественным организациям социальной поддержки инвалидов по формированию благоприятных условий их социальной адаптации.

Ключевые слова: инвалиды, социальная адаптация, факторы социальной адаптации.

Постановка заявленного предмета исследования актуализируется существованием серьезной социальной проблемы, связанной с низкой степенью социальной адаптированности инвалидов в современном российском обществе. Решение этой проблемы невозможно без научного обоснования доминирующих факторов социальной адаптации этой категории

населения и реализации мер по совершенствованию условий данного процесса. Логика настоящего исследования состоит в последовательном решении ряда задач: теоретический анализ типологизаций факторов социальной адаптации личности в специальной научной литературе, разработка авторской типологии факторов социальной адаптации инвалидов, эмпирический анализ специфики воздействия этих факторов в современном российском обществе, формулировка практических рекомендаций государственным и общественным структурам социальной поддержки инвалидов по совершенствованию социальной регуляции детерминант социальной адаптации этой категории населения.

Прежде всего определим понятие факторов социальной адаптации, идентифицировав их с такими обстоятельствами, при которых создаются условия для протекания самого процесса социальной адаптации. Число действующих на социальную адаптацию факторов довольно велико и требует классификации на отдельные группы факторов. Один из подходов связан с выделением какого-то отдельного фактора, влияющего на процесс адаптации, например, социальной установки инвалида на интеграцию в общность. Следует отметить, что выделение конкретного фактора не дает полной картины условий, влияющих на адаптационный процесс. Другой поход связан с анализом нескольких факторов, например, таких, как способность инвалида к самообслуживанию, передвижению, труду, обучению, наличие поддержки в микросоциальном окружении . С позиций ряда исследователей (Г.Г. Павловец, А.А. Реан и др.) , данный подход не позволяет понять сущность изучаемого явления, так как в этом случае не анализируется взаимосвязь между выделенными факторами, которая могла бы дать дополнительные сведения о проблеме детерминации процесса адаптации.

Следующий подход связан с выделением факторов — комплексов. Так, П.С. Кузнецов выделяет семь комплексных факторов, влияющих на процесс успешной адаптации : экономический, самосохранение, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный, самореализация. Существенным ограничением данной типологии является нечеткость, размытость границ разных групп факторов. Например, факторы самореализации могут пересекаться с экономическими, воспроизводственными или когнитивными факторами, подменяя и взаимозаменяя друг друга.

Среди групп факторов выделяют также такие, как перманентные (влияние микроокружения) и временные (социальное воздействие лиц, находящихся с человеком во временном контакте); индивидуальные (влияние факторов социальной адаптации на отдельную личность все зависимости от группы, к которой она принадлежит) и групповые (воздействие факторов социальной адаптации на социальную группу инвалидов в целом); макро-, мезо- и микрофакторы . Типология, основанная на крите-

рии уровня воздействия факторов социальной адаптации, имеет, на наш взгляд, существенное ограничение — включает лишь внешние, не зависящие от адаптирующегося индивида факторы влияния на исследуемый процесс. Вместе с тем внутренние или субъективные факторы, очевидно, имеют не меньшую значимость в процессе социальной адаптации человека.

Вообще наиболее распространено дихотомическое деление факторов на внешние — условия социальной среды и внутренние — индивидуальные возможности человека. Так, И.А. Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, выделяет следующие наборы внутренних и внешних факторов:

а) к внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики участников исследования — пол, возраст, семейное положение, наличие детей и т.д., ценностные ориентации и ряд психологических свойств личности;

б) в качестве внешних факторов выступает комплекс параметров, связанных с видом деятельности группы, — специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива .

Переходя к анализу внешних и внутренних факторов социальной адаптации, отметим, что, по сути, внешние факторы — это некие объективные воздействия окружающей среды, которые испытывает индивид в процессе социальной адаптации. Их часто также называют средовыми. Внутренние же факторы социальной адаптации — это субъективные, психосоциальные особенности адаптанта, детерминированные его ценностномотивационной сферой, социальными установками, образом жизни. В специальной литературе данные факторы также принято называть личностными.

В социологической науке довольно твердые позиции имеет также типология факторов социальной адаптации личности на основе критерия степени их объективности. Наиболее полное выражение эта классификация получила в научной дискуссии о существовании позитивистких и феноменологических концепций изучения социальных проблем . Рассматривая эти концепции через призму факторов, детерминирующих процесс социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, представим основные подходы к выделению объективных и субъективных факторов этого процесса. С точки зрения позитивистского подхода инвалид — носитель объективно существующих физических ограничений, с позиций феноменологического подхода инвалид — объект воздействия конструируемого в общественном сознании образа инвалида. Следовательно, позитивизм устанавливает приоритет объективных факторов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а феноменологический — субъективных.

На основе проанализированных критериев направленности и степени объективности факторов социальной адаптации личности была разработана типология факторов социальной адаптации инвалидов, представленная в таблице .

Типология факторов социальной адаптации инвалидов

Направленность Степень объективности

Объективные Субъективные

Внешние Меры социальной защиты в сфере экономической, социально-психологической, информационной поддержки инвалидов Социальные аттитюды, дискурсы, стереотипы в отношении инвалидов

Внутренние Социальный статус, социальные роли, социальная активность инвалидов Удовлетворенность инвалидов своими социальными статусом, ролями, социальной активностью

Эмпирическое исследование специфики воздействия указанных факторов социальной адаптации инвалидов в России основывалось на использовании комплекса методов сбора и анализа фактуальных данных. В их числе массовое анкетирование инвалидов в Калуге, Туле и Орле (N=1134, выборка репрезентативна по группе инвалидности и возрасту), экспертный опрос работников социальных служб и общественных организаций социальной поддержки инвалидов (15 экспертов в Калуге, Туле и Орле); контент-анализ и дискурс-анализ современных масс-медиа (сплошное исследование выпусков газет «Аргументы и факты», «Российская газета» за период с 2007 по 2012 гг., материалов интернет-форума Disability.ru), вторичный анализ результатов российских социологических исследований отдельных сторон жизнедеятельности инвалидов.

Исследование показало, что доминирующей группой факторов социальной адаптации инвалидов являются внешние объективные факторы, на второй позиции по степени значимости оказались внешние субъективные факторы, на третьей — внутренние объективные и на четвертом месте -внутренние субъективные факторы. Это означает признание инвалидами доминирования внешнего детерминирования процесса своей социальной адаптации над внутренним. Кроме того, такое распределение значимости факторов указывает на довольно важную роль, отводимую инвалидами социальным аттитюдам и стереотипам инвалидности, определяющим во многом отношение населения к людям с ограниченными физическими возможностями.

Одним из эмпирических свидетельств наиболее существенного воздействия внешних объективных факторов на социальную адаптацию инвалидов служит распределение ответов на вопрос о барьерах их социальной

адаптации. В число наиболее часто выбираемых препятствиях входят отсутствие безбарьерной среды (83 % в среднем по всей совокупности исследования), недостаточная материальная поддержка (76 % в среднем по всей совокупности исследования), отсутствие возможности трудоустройства и получения актуального профессионального образования (59 % в среднем по всей совокупности исследования). Экспертный опрос также указывает на преимущество данной группы факторов. Так, по практически единодушному мнению экспертов, наиболее существенным препятствием социальной адаптации инвалидов служат отдельные компоненты созданной в России системы социальной защиты инвалидов и, в частности, внедрение в социально-правовую практику понятия «ограничение способности к трудовой деятельности» как критерия инвалидности и условия получения пособия по инвалидности. Эксперты связывают это понятие с появлением как минимум двух групп проблем: субъективизм чиновников в назначении степени этого ограничения и возникновение условий для пассивизации инвалидов: в случае активной жизненной позиции лицо с инвалидностью при очередном освидетельствовании может получить меньшую степень ограничения к трудовой деятельности и соответственно потерять в размере пособия по инвалидности. Это означает, что на данный момент существуют объективно негативные внешние условия в первую очередь для социально-экономической составляющей социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

О значимости внешних субъективных факторов социальной адаптации инвалидов свидетельствуют как результаты массового анкетирования, так и данные экспертного опроса, контент- и дискурс-анализов материалов средств массовой информации. Так, в числе наиболее значимых препятствий социальной адаптации инвалиды называют негативные социальные стереотипы, заблуждения и пренебрежительное отношение со стороны населения (47 % инвалидов в среднем по всей совокупности исследования называют эти барьеры, затрудняющие процесс социальной интеграции и адаптации). Эксперты также отмечают серьезность воздействия существующего в российском обществе дискурса инвалидности. Так, по их мнению, в России сегодня доминируют дискурс патернализма (оказание пассивной социальной помощи и отсутствие условий для активной жизнедеятельности инвалидов) и дискурс изоляции (дистанцирование инвалидов от общества, отведение им специальных ниш в виде домов-интернатов и других специализированных учреждений). Эксперты утверждают, что без активного формирования интегрированных систем в профессиональнообразовательной, социально-культурной и иных сфер общества невозможно создание системы благоприятных условий социальной адаптации инвалидов. О доминировании патерналистического и изоляционного дискурсов инвалидности говорят и данные контент и дискурс-анализов масс-медиа. Так, по данным анализа сообщений об инвалидах центральной прессы (га-

зет «Аргументы и факты» и «Российская газета» за последние 2 года) в абсолютном большинстве случаев инвалиды рассматриваются как пассивные объекты получения помощи (67 % публикаций в среднем по всей обследованной совокупности). Внимания заслуживает и общее число сообщений об инвалидах за исследованный период, равное 62 статьям, что составляет 4,5 % от общего числа публикаций. Заметим для сравнения, что удельный вес публикаций в российской прессе, к примеру о государственных служащих, составляет более 30 %. Говоря о представленном в этих сообщениях дискурсе инвалидности, можно отметить доминирование дискурса немощной и бездеятельной инвалидности. Все это указывает на необходимость преодоления дискриминационного общественного мнения о людях с ограниченными физическими возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование позволило разработать ряд практических рекомендаций государственным и общественным организациям социальной поддержки инвалидов по созданию благоприятных условий социальной адаптации этой категории населения.

Направления формирования внешних объективных условий социальной адаптации инвалидов состоят в обеспечении благоприятных организационных, правовых и физических условий в различных сферах жизнедеятельности инвалидов. Главным субъектом этого направления являются государственные структуры, в частности, органы власти различного уровня и ветвей. Участие негосударственных структур в обеспечении мер этой группы может сводиться к осуществлению фандрайзинга (поиска внебюджетных средств для реализации проектов создания интеграционных систем и безбарьерного пространства), а также оказание добровольческой помощи в сфере социальной помощи инвалидам, консультирования и посредничества. В сфере экономической активности инвалидов важно создать условия для повышения их профессиональной квалификации инвалидов, создания за счет бюджетных и внебюджетных средств специальных рабочих мест для инвалидов на предприятиях, развитие системы государственных заказов для предприятий инвалидов; оказание содействия общественным организациям инвалидов, частным лицам с ограниченными возможностями здоровья в реализации различного рода инициатив, в том числе предпринимательских и социальноориентированных, содействие альтернативным формам занятости инвалидов — их самозанятости, индивидуальному предпринимательству (предоставление начального капитала, консультирование, налоговые льготы людям с ограниченными возможностями здоровья, решившим заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица); выплата поощрительных компенсаций для инвалидов, стремящихся к трудовой деятельности (выплаты на осуществление реабилитации, повышение уровня образования и квалификации); развитие системы общественных и временных оплачиваемых работ; развитие интеграцион-

ных систем в сферах среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования; совершенствование профориентационной работы с инвалидами; улучшение системы обеспечения инвалидов ортопедическими средствами, компенсирующими ограниченные возможности передвижения; обеспечение доступной среды как городского пространства, так и различного рода учреждений, делающей возможным их перемещение в пределах разных организаций образовательной и производственной сфер, а также их перемещение к рабочему месту; разработка мер по созданию доступной среды обитания инвалидов открытым образом: с привлечением заинтересованных сторон — представителей строительных организаций, ЖКХ, архитекторов и представителей организаций инвалидов, органов муниципального управления.

В целях создания благоприятных условий для социальнопсихологической адаптации инвалидов необходимо развитие в деятельности социальных служб и общественных объединений инвалидов наряду с инструментальной помощью различных форм психологической поддержки: индивидуальные и групповые занятия с психологом, тренинги личностного роста; организация работы службы знакомств для людей с инвалидностью в составе организаций социальной поддержки или как самостоятельных учреждений; активизация такой формы работы общественных объединений и социальных служб, как фасилитация и стимулирование инвалидов, имеющих установку на ограниченное пространство своей жиз-недетельности к поэтапной интеграции: от выхода за пределы своего жилища до посильного участия в жизни социума; развитие служб или отделов консультирования людей с ограниченными возможностями здоровья, готовящихся к деторождению и ставших родителями; обеспечение государственной и общественной поддержки организациям, общественным объединениям и отдельным лицам, создающим Internet-сайты и организующим форумы для общения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Условиями социально-культурной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья служат: повышение степени доступности учреждений культуры и досуга для инвалидов (формирование соответствующей ценовой политики, приспособление помещения учреждений социально-культурной сферы для людей с ограниченными возможностями передвижения); обеспечение общественной и государственной поддержки творческим коллективам инвалидов в процессе их создания и функционирования; развитие в деятельности социальных служб и общественных объединений людей с ограниченными возможностями здоровья диффузных форм работы, состоящих в оказании содействия инвалидам в организации их культурного досуга; общественная и государственная поддержка социально-культурных инициатив людей с ограниченными возможностями здоровья и их объединений. Кроме того, немаловажным является создание

информационных центров для людей с ограниченными возможностями здоровья (отдельных или в составе социальных служб), в которых будут аккумулированы все необходимые инвалидам сведения: правового, медицинского, психологического, иных профилей; общественная и государственная поддержка создания интерактивных карт доступных для посещения инвалидами объектов социальной инфраструктуры каждой отдельной территории и населенного пункта; общественная и государственная поддержка создания специализированных Intemet-сайтов для людей с ограниченными возможностями здоровья, авторами которых являются сами инвалиды; обеспечение возможности людям с инвалидностью публиковать подготовленные ими материалы в прессе и участвовать в создании теле-и радиопрограмм об опыте преодоления ими жизненных ограничений.

Формирование позитивных внешних субъективных условий социальной адаптации инвалидов заключается в обеспечении благоприятного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Общей спецификой этих мер является необходимость преодоления образа пассивной и зависимой инвалидности в массовом сознании и конструирования социально адекватного и недискриминационного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим субъектом осуществления мер данного направления являются средства массовой информации и прежде всего масс-медиа, имеющие в составе учредителей органы власти. При этом органам власти, в частности существующим в их составе комитетам по взаимодействию со средствами массовой информации, необходимо координировать работу по систематической информационной поддержке инвалидов. Специфика роли общественных объединений в реализации мер этой группы состоит в организации различного рода социальных акций по формированию позитивных социальных аттитюдов о людях с ограниченными возможностями здоровья и подготовке масс-медиа материалов о жизнеустройстве инвалидов в положительном контексте и способах решения ими проблем их социальной адаптации.

В данном аспекте важна реализации следующих мер: увеличение удельного веса материалов средств массовой информации о людях с ограниченными возможностями здоровья, активно участвующих в производственной сфере общества или успешно руководящих собственным индивидуальным предприятием; активное транслирование масс-медиа — сообщений об успехах инвалидов в сфере производства духовных и интеллектуальных ценностей, в сфере образования, социальной защиты и других сферах воспроизводства личности, что будет содействовать преодолению общественных стереотипов и заблуждений об инвалидности, указывающих

на неспособность людей с ограниченными возможностями здоровья активно и успешно участвовать в экономической и духовной сферах жизни социума; более регулярная и активная публикация материалов средств массовой информации об опыте различных образовательных учреждений в создании интеграционных систем обучения для инвалидов, проблемах и позитивных результатах этих систем, отзывы различных сторон о функционировании данных интеграционных систем (педагогов, обучающихся с инвалидностью, обучающихся не-инвалидов, их родителей); увеличение репрезентации людей с ограниченными возможностями здоровья в материалах средств массовой информации с целью повышения социального статуса данной общности в общественном сознании, в процессе создания материалов масс-медиа об инвалидах необходимо рассказывать о них с позиций выполнения ими социальных ролей и функций, в частности, об успешном опыте создания людьми, имеющими ограничения здоровья, собственной семьи и воспитания своих детей; большая часть транслируемых средствами массовой информации сообщений об инвалидах должна передаваться от первого лица, люди с ограниченными возможностями здоровья должны быть представлены как лица, способные к активной общественной жизни и выполнению множества значимых социальных функций; средствам массовой информации, педагогам образовательных учреждений и учреждений культуры следует просвещать не только взрослых, но и детей о том, как следует относиться к инвалидам; важно создать детям информационные условия для формирования у них адекватных и недискриминационных представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья; преодоление в масс-медиа пространстве дискурса ценности успеха и материального благополучия как меры жизненного пути человека, конструирование дискурса первенства личностных способностей, талантов и человеческих качеств взамен внешней красоты и финансовой состоятельности; численное увеличение материалов средств массовой информации, осуществляющих информационную поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья; организация скрытого субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, в том числе освещающих проблемы социальной адаптации инвалидов; активизация процесса выпуска кино- и видеопродукции с субтитрами, подготовки теле- и радиопрограмм публицистической, образовательной, научнопознавательной и культурно-просветительной направленности, адресованных инвалидам, программ по заявкам инвалидов; разработка и реализация региональных целевых программ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации (примерный проект такой программы см. в приложении); регулярное проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию, радио-, телепередачу для инвалидов; создание в печатных изданиях специальной рубрики, где люди с ограниченными возможностями здоровья смогли бы делиться собственным опытом преодоле-

ния жизненных затруднений, своим творчеством и т.д.; установление регулярной обратной связи специалистов в области права, психологии, социальной защиты с инвалидами посредством функционирования специальных рубрик и программ в средствах массовой информации; дальнейшее развитие издания центральных и региональных специализированных газет для инвалидов (наподобие «Русского инвалида», «Вестей ВОИ» и т.д.); организация средствами массовой информации социальных акций для оказания реальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, призыв общественности откликнуться на их нужды.

Список литературы

1. Павловец Г.Г. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов: дис… д-р психол. наук. СПб. 1999.

2. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбУ. 1995. №3. Сер. 6. С. 74-79.

3. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: СГУ, 1991.

4. Быстрова Л.И. Социетальная взаимоадаптация: проблемы

теории (методология и стратегии исследования). М.: Социально-

политическая мысль, 2011. 306 с.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: МГУ, 1997.

6. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: Флинта, 2012. 161 с.

Домбровская Анна Юрьевна, канд. социол. наук, доцент, Россия, Орел, Орловский государственный институт искусств и культуры.

FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE DISABLED IN RUSSIA (ONMATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

A. Y. Dombrovskaya

Key words: people with disabilities, social adaptation, social adaptation factors.

УДК 316.334.4

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Ю. Крутиков

Рассмотрено правовое воспитание как составной контролируемый элемент правосоциализационного процесса. Проанализировано понятие правового воспитания, его цель, формы, средства и методы. Особое внимание уделено такой форме правового воспитания как правовое обучение. С учетом данных официальной статистики и результатов социологических исследований сделан вывод о качестве и результативности правового воспитания, реализуемого в системе среднего образования.

Ключевые слова: правовое образование, воспитание, правовая социализация, правосознание.

Правовое воспитание является основной составляющей системы контролируемой (направленной) формы правовой социализации. П.С. Са-мыгин под направленной формой правовой социализации понимает специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования правовой личности, сознание и поведение которой соответствует целям и интересам общества . В социологии права правовое воспитание определяется как «процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения» .

Единый подход к определению понятия правового воспитания отсутствует. Принято выделять в данном понятии широкий и узкий смысл. По мнению З.Н. Каландаришвили, в широком смысле правовое воспитание включает весь многогранный процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов. В узком смысле — это систематический, целенаправленный, управляемый педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений .

Обобщая различные точки зрения ученых в отношении понятия правового воспитания, И.П. Усимова предлагает понимать его как «процесс, направленный на воспитание правового сознания, правовой культу-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *