Социальные пороки

Тема урока: Сатира на нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Тип урока: комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ на основе внутрипредметной, межпредпредметной интеграции

Межпредметные связи: литература, география, музыка, связь с жизнью

Цели урока:

Обучающая – освоить художественное содержание сатирической сказки Салтыкова-Щедрина, раскрывая новаторские приемы писателя-сатирика;

развивающая- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление обучающихся;

воспитательная – воспитывать у учащихся неприятие таких социальных и нравственных пороков, как неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и другие

Задачи урока:

— научить анализировать текст сказки, комментировать эпизоды, чтобы определить основные проблемы произведения

— Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

Методы: словесно-репродуктивный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный метод стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, портрет писателя, иллюстрации, словарь терминов, сигнальные карточки, таблицы, карточки с заданиями

Ход урока

1. Организационный момент.

-Добрый день, дорогие, ребята! Я приглашаю вас побывать в мире сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Сказки необычной, особенной… » для детей изрядного возраста «, т.е. для взрослых людей

( слайд) Посмотрите на его портрет. «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною читателя» — писал Салтыков-Щедрин. Обратите внимание на его взгляд. Какой он? (строгий, суровый, грустный, внимательный…)

Наблюдая за нами, он как будто хочет спросить, «А вы думающий читатель?» Ведь он свои сказки создавал для внимательного, думающего читателя. Давайте, постараемся оправдать его надежды!

2. Актуализация знаний обучающихся

А свою работу на уроке вы будете оценивать сами. За каждый правильный ответ вы берете жетоны, которые лежат у вас на столах. Проверим, как вы подготовились к уроку, насколько вы были внимательны при чтении сказки?

Итак, внимание. У меня в руках предметы (веревка, газета, пятак). Скажите, как связаны эти предметы со сказкой Салтыкова-Щедрина. Молодцы, не забудьте жетоны.

Проведем тест, из 4-х вариантов ответа вы должны выбрать один правильный ответ.

Слайды:

1. В чем мужик варил суп?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В чане.

2. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос

2. Из собственной рубахи

3. Из собственных лаптей

4. Из лески.

3. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу

2. Орден

3. Тапочки

4. Платок.

4. Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

5. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебника

4.Прилетели на ковре-самолете.

3. Изучение нового материала

А теперь закройте глаза. Представьте себе, что вы, по щучьему велению, по моему хотению вдруг очутились на необитаемом острове, как герои сказки Салтыкова-Щедрина. ( слайд: Иллюстрация с анимацией) Перед генералами «с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море”.

Генералы недоумевали: » И как мы попали сюда ! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

— Как вы думаете, ребята, кто? (автор)

Почему писатель отправляет их на необитаемый остров?

Поразмышляем, и все-таки почему же отправляет автор генералов на необитаемый остров?

Где начинается действие произведения? (В Петербурге).

— В чем географическая особенность Петербурга?

Город расположен на 47 островах реки Невы. Это многочисленные острова, разъединенные речными протоками или рукавами.

Вот они – показываю на карте. Васильевский, Адмиралтейский, Петроградский. Некоторые островки в дельте Невы так и остались безымянными. Значит это Город на островах, и генералы всегда жили на острове.

— Чем отличается жизнь генералов в Петербурге и на необитаемом острове?

Как жили генералы в Петербурге? (найдите в тексте и прочитайте описание)

От слов «Служили генералы….» до «…получали пенсию» Принесли ли они пользу государству, обществу?

— Понаблюдаем, как ведут себя герои на необитаемом острове?

Слайд: звучит 9 симфония Бетховена (Читаю отрывок)

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: и в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье;…»

— Какими предстали герои сказки? (злыми, бесчеловечными, жестокими, смешными, уподобились диким зверям). А как помогает музыка нам понять отношение генералов друг другу? Герои безнравственные. Безнравственные качества по-другому называют пороком. Подберите синоним к слову порок (недостаток)

— Так, почему же С-Щ отправил генералов на необитаемый остров? (показать пороки генералов) Вспомните, какой еще герой из произведения зарубежного писателя оказался на необитаемом острове? (Д. Дефо) «Робинзон Крузо»

И все эти нравственные пороки общества Салтыков-Щедрин умело изобразил с помощью сатиры. Что такое сатира? Подберите антоним к слову САТИРА (юмор)

Смешное в тексте автор может показать с помощью «юмора» и «сатиры» Слайд

Смешное

Юмор сатира

Смех доброжелательный Смех обличающий

(Показывающий, раскрывающий пороки)

пороки — недостатки

Тема нашего урока «Сатира на нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (записываем дату и тему урока)

Еще раз внимательно прочитайте тему. Как вы думаете о чем мы будем говорить?

( о сатире, о нравственных пороках)

Сегодня мы определим нравственные пороки общества, которые изобразил С-Щ в сказке с помощью сатиры через поведение, поступки генералов и мужика. Анализируя, мы будем мастерить собственное представление о сказке. По ходу урока вам нужно будет записывать пороки общества, встретившиеся в сказке. Запись в тетрадях оформите следующим образом:

Пороки общества

генералы мужик

— Охарактеризуем героев! Какими качествами обладают генералы? слайд

— Каков портрет мужика? (слайд)

— Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?. Не забывайте записывать

Так ярко показать пороки общества Салтыкову- Щедрину удалось с помощью сказочных выражений.

Найдите в произведении сказочные выражения? (Слайд) Определим их роль? (Выражение сказано-сделано) Какой порок высмеивает автор в генералах? какой смысл оно несет ( иронический смысл.) На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны.

Чтобы высмеять общественные недостатки Салтыков-Щедрин умело использовал сатирические приемы. Какие сатирические приемы вы знаете? (работа со словарем)

— А теперь поработаем в группах. Вы должны определить приемы сатиры, используемые в произведении автором. Привести пример из текста, ответить, какие пороки осмеивает автор, используя этот прием.

Группа №1

Сатирические приёмы

Пример из текста

Какие пороки и недостатки героев обличает с помощью этого приема?

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-либо особенностей изображаемого явления. Гипербола в сатирических произведениях усиливает комическое впечатление от нарисованной писателем картины

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают, «Мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» ).

— «Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».

Глупость

Угодливость, покорность

Группа №2

Сатирические приёмы

Пример из текста

Какие пороки и недостатки героев обличает с помощью этого приема?

сарказм — едкая и ядовитая, издевательская насмешка

— «Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру».

— «Вспомнив о найденном нумере «Московских ведомостей», жадно принялись читать его».

глупость

Группа №3

Сатирические приёмы

Пример из текста

Какие пороки и недостатки героев обличает с помощью этого приема?

Гротеск – чрезмерное преувеличение, сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. Гротеск нарушает границы правдоподобия

«Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север – в правой руке получишь искомое»

«… генерал откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»

Генералы уподобились диким зверям

— Найдите и прочитайте цитату на стр. 228 «…Отдохни дружок, только свей прежде веревочку…»

— Какие пороки осмеивает автор? Какой прием использует? Сарказм

Салтыков-Щедрин. был недоволен, что даже после отмены крепостного права простой народ был лишен свободы. Но открыто он не мог об этом говорить, поэтому использовал прием » Эзопов язык «. Прочитайте определение. Как вы думаете, в честь кого так назван этот прием, Кто еще использовал в своих баснях этот прием? М. Е. Салтыков-Щедрин использует эзопов язык в тех же целях, что и сам Эзоп, Крылов то есть чтобы, во-первых, обезопасить себя, а во-вторых, чтобы оградить свои произведенья от цензуры, которая, несмотря на удивительное мастерство сатирика в применении иносказательной речи, постоянно преследовала его

Таким образом, с помощью использования сказочных выражений, сатирических приемов С-Щ. раскрыл пороки общества. А как много в сказке комических ситуаций, которые вызывают смех. Давайте прочитаем по ролям, постарайтесь при чтении передать авторское отношение к героям.

Чтение по ролям (Стр. 224 Со слов «Легли опять спать генералы…» до «как это сделать? – словно эхо, повторил другой генерал»)

Видите, какие генералы неумелые, неприспособленные к жизни. Давайте поможем генералам!

Девочки будут хозяюшками, мальчики — хозяевами. Девочки, приходилось ли вам видеть, как пекут хлеб. Опишите этот процесс. А мальчики должны подумать «Чей труд вложен в буханку хлеба?» и перечислить, как можно больше профессии, представители которых своим трудом участвуют в выращивании хлеба.

Ответ девочек: приготовить опару ( мука, дрожжи, теплое молоко), поставить ее в теплое место для брожения на 2-3 часа. Когда опара поднимется и начнет оседать, положить в нее яйца, масло, сахар, соль, вымешивать, пока тесто не начнет отставать от стенок посуды. Затем поставить в теплое место для брожения. Когда тесто поднимется, нужно положить в форму, смазанную маслом. Поставить форму в теплое место на 30 минут для подъема, затем выпекать в духовке до образования румяной корочки.

Посмотрите, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб!

Ответ мальчиков: пекарь, комбайнер, агроном…

слайд

  • Лаборант по зерну и муке: проверяет пригодность пшеницы к посеву

  • Кладовщик: обеспечивает правильное хранение семян пшеницы

  • Агроном: руководит работами по подготовке семян к посеву, обработке почвы, уходу за посевами

  • Тракторист и другие сельские механизаторы: производят машинную обработку почвы

  • Комбайнер: убирает в поле урожай

  • Рабочие: очищают зерно, загружают и разгружают машины

  • Весовщик: взвешивает зерно

  • Шофер

  • Технолог на мельнице: руководит машинной переработкой зерна в муку

  • Оператор и другие рабочие на хлебозаводе, пекарне: готовят из муки тесто, выпекают хлеб

  • Механик: обеспечивает работу и ремонт машин

  • Продавец

— Видите, как много людей вкладывает свой труд в тот хлеб, который мы едим. Уважайте труд хлеборобов и берегите каждый кусок хлеба.

4. Обобщение урока

Мы помогли генералам, а теперь по щучьему велению, по моему хотению, мы тоже вместе с героями на корабле возвратимся в Петербург (работа с иллюстрациями)

Что мы увидели? (мужик вынес генералов на руках)

Обратимся к названию сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что означает слово прокормил — взял на своё попечение; всегда; везде; прокормить — значит содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие.

Какие же пороки общества высмеивает автор в генералах? Какие пороки вы записали в тетрадях?

А почему они такими стали? Они не были бы такими, если бы рядом не жили те, кто в любую минуту готов исполнить их желание.

Посмотрите на эту иллюстрацию, что мы видим. Какой он? Какие же пороки общества высмеивает автор в мужике? Что вы написали?

Раболепие, трусость, покорность, несамостоятельность порождает тунеядство.

— Чему научила вас сказка? Начинайте с фразы «Сказка научила меня…

Спасибо, вы хорошо поработали, посчитайте ваши жетоны. У кого 6 и более жетонов, вы получаете «5», 4-5 – «4», 3-2 – «3» Надеемся, что и Салтыков-Щедрин. доволен нами

5. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению, прочитать сказку «Дикий помещик»

— Те учащиеся, которые хотят получить оценку «5» — то вы должны определить сатирические приемы, использованные в сказке, объяснить какой порок осмеивает автор;

— Те учащиеся, которые хотят получить оценку «4» дайте письменно характеристику героям

Я надеюсь, ребята, что вы всегда найдете правильные пути –решения из трудных жизненных ситуаций, не потеряв свое человеческое достоинство. Спасибо за урок!

Пороки

  • Жестокость — Научись доставлять себе радость, никому не причиняя страданий.
  • Лицемерие — Стань самим собой, позволь другим увидеть свое истинное лицо: может быть, тебе захочется его изменить.
  • Злопамятность — Освободись от обид и наполни свою душу добром.
  • Тщеславность — Не подчеркивай свое мнимое превосходство перед другими. Не стремись к лести.
  • Трусливость — Не спеши прятать голову в песок, не оценив опасность: она может оказаться мнимой.
  • Вороватость — Не шути с уголовным кодексом.
  • Суеверность — Верь только в позитивные приметы.
  • Хамоватость — Не унижай слабых, беспомощных и тех, кто тебя любит или от тебя зависит.
  • Злословие — Обуздай свой язык: от сплетни до клеветы — один шаг.

Мнение

Руссо начинает свои «Рассуждения о происхождении неравенства», проведя отличия между двумя видами неравенства, естественного и искусственного, где первое является результатом различий в силе, интеллекте, и т.д, а второе вытекает из законов, которые регулируют общество. Руссо пытается объяснить именно неравенство второго типа. Приняв на вооружение, как он считал, «научный» метод исследования происхождения неравенства, он пытается восстановить самые ранние фазы жизни человека на земле. Руссо считает, что первые люди на земле были не социальными, а индивидуальными существами, и в этом он соглашается с естественным законом Гоббса. Но в отличие от точки зрения английского пессимиста на человеческую жизнь в тех условиях, Руссо утверждает, что первые люди, несмотря на индивидуальное существование, были здоровыми, счастливыми, добродетельными и свободными. Появление человеческих пороков, утверждает он, датируется временем, когда было сформировано общество.

Руссо таким образом реабилитирует природу и в появлении пороков обвиняет общество. Он говорит, что страсти, порождающие пороки, едва ли существуют в естественном состоянии, а начинают развиваться, как только люди начинают формировать общество. Общество, продолжает Руссо, начало формироваться, когда люди построили свои первые хижины, обстоятельство, которое способствовало началу совместной жизни мужчины и женщины, которые, в свою очередь, создали обычай жизни в семье и общения с соседями. Это «зарождающееся общество», как называет его Руссо, было добродетельным ровно столько, сколько это продолжалось. Действительно, это был «золотой век» истории человечества. Только это длилось недолго. С нежной страстью любви пришла разрушительная страсть ревности и зависти. Соседи начали сравнивать свои возможности и достижения, что «явилось первым шагом к неравенству и одновременно к пороку». Люди начали требовать почет и уважение. Их невинная любовь к себе превратилась в достойную порицания гордыню, поскольку каждый человек хотел быть лучше остальных.

Появление собственности отметило еще один шаг в сторону неравенства, поскольку потребовалось установление законов и создание форм правления для защиты собственности. Руссо сетует на «роковую» концепцию собственности в одном из своих самых красноречивых пассажей, описывая «ужасы», которые возникли в результате отхода от условий, в которых земля не принадлежала никому. Эти пассажи из вторых «Рассуждений» возбудили поздних революционеров, таких как Маркс и Владимир Ильич Ленин (1870-1924), но сам Руссо не считал, что это можно каким-либо образом изменить. Уже было бессмысленно мечтать о возвращении в золотой век.

Брайан Дигнэн | Мыслители и теории в этике

Что почитать

Михаил Булгаков / О страстях и пороках Сложно поспорить с тем, что Булгаков был тонким знатоком человеческой души. Практически в каждом произведении, вышедшим из-под его пера можно найти описание того или иного порока, страсти, греховного состояния. Этот сборник рассказов знаменитого русского писателя, выпущенный в свет в 2011 г с легкой руки издательства «Эксмо» красноречивее любых научных изданий и толковых словарей расскажет и покажет, что это такое — общечеловеческий порок. Данте Алигьери / О страстях и пороках И снова тоже название – «О страстях и пороках», то же издательство, тот же год. Но на этот раз взгляд из глубины Средних Веков. Много воды утекло с того времени, но изменилась ли природа человеческой души? Издание букинистическое, но, возможно, вам повезет его найти, прочитать и ответить на этот вопрос!

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек.

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения!

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

Сайт Hentai-Share.ru приглашает вас посмотреть хентай «Пороки женского братства / Sin Sorority», который был выпущен студией «Mink, Milky» в 2001 году. Данный хентай принадлежит к разделу сайта «Хентай аниме» и описывает множество развратных и похотливых жанров, таких как — «Anal, Bondage, Female Students, Rape, Torture, Violence, Yuri». Данная работа была выпущена в Японии под названием «美しき獲物たちの学園», а на просторах России и Европы известна как «Sin Sorority Utsukushiki Emono-tachi no Gakuen». Хентай длится около «2эп. 25мин.» и не даст вам времени на скуку. Режиссёром данного «Хентай аниме» стала студия «Mink, Milky», а режиссёром выступил «Hy D. Salahmee». Смотрите Хентай аниме онлайн в отличном 720p качестве онлайн только на портале Hentai-Share.tv! Ниже вы найдёте описание к данному хентаю:

Хентай основан на одноименной визуальной новелле от студии «Mink».
Азуна мечтала о беззаботных днях с новыми друзьями в частной женской академии имени Святого Рей Сейна. Она думала что она покорит всех своей женственностью… И ей это фактически удалось. Однако Азуна и не подозревала какое количество пороков и похоти может в себе хранить обитель женственности — президент совета академии Рей Сейна Юрика Ичиномия.

В настоящее время человеческие пороки широко распространены в нашем обществе. До того широко, что часть этих пороков и за пороки не считают, а воспринимают как обычное природное явление свойственное человеку, от которого никуда не денешься. Такая ситуация говорит о том, что порок окончательно поработил человека, и он ему сдался. Но далеко не все пороки имеют власть над людьми. Будучи обременённым 1 пороком, человек имеет иммунитет к другим. Часть людей, используя силу воли оказывает сопротивление имеющимся порокам, не идя у них на поводу, ещё часть, сознательно трудится над изменением своего поведения до полного устранения порока, ну и совсем малая часть ведёт во истину нравственную жизнь имея лишь ничтожное влияние пороков на свою жизнедеятельность.

Итак, что же такое порок? Порок – это безнравственный недостаток, выраженный в поведении. Порок, по своей сути, то же самое что и грех, только грех понятие религиозное, а порок – понятие социальное (более атеистическое). И верующие, и неверующие, обратили внимание на это явление в нашем обществе, что существует что-то такое, что поражает психику человека, и он становится склонен к тому или иному поведению, что отягчает жизнь и ему и его окружающим. Верующие назвали это грехами, неверующие – пороками. Существует перечень и пороков, и грехов, и разъяснения, как они называются, зарождаются, проявляются. Мы разберем именно пороки, как именно они называются, зарождаются и проявляются.

Список человеческих пороков :

1. Гнев неправедный 9. Уныние

2. Похоть 10. Влечение

3. Жадность 11. Зависть

4. Заблуждение 12. Отвращение

5. Вожделение 13. Распутство

6. Жестокость 14. Желание чужого

7. Ропот 15. Угнетение

8. Тщеславие 16. Злость

1. Гнев неправедный – это глубокое возмущение, вызванное тем или иным событием. Человек в таком состоянии попусту ругается, оскорбляет, и негодует, дабы унять свой гнев. Тем самым он постепенно разрушает и себя, и окружающих. Ключевое слово тут неправедный, что означает незаслуженно и бессмысленно. Бывает гнев и праведный, когда эмоциональное состояние гнева помогает в восстановлении справедливости. «Мой гнев на вас” – говорил один персонаж своим врагам, выезжая на поле битвы.

2. Похоть – это сладострастное влечение к сексуальной жизни. Человек одержимый похотью, везде, в малейшем поводе находит сексуальный оттенок, он совершенно не обращает на безнравственную основу этого. Помимо того, что этот порок контролирует самого человека, он ещё и способствует пробуждению оного у других, кто к этому предрасположен. Идя на поводу у этого порока, человек своими действиями ставит под угрозу не только своё психические и физические здоровье, но и человеческие семьи, дружбу и даже судьбы.

3. Жадность – неуёмная потребность к стяжательству. Обременённому жадностью, невозможно понять и осознать, что значит хватит или достаточно. Именно поэтому глупо задаваться вопросом: Да сколько ж можно воровать? Когда же вы нажрётесь?! Ответ: Никогда. Им всегда будет мало. Такова суть порока. Жадность проявляется не только в материальном стяжательстве, но и в его отношении к людям. Он жаден на помощь, время, комплименты и поздравления. Такой человек принимает решения только с позиции собственной выгоды, тем самым лишая себя возможности радоваться от встречной благодарности, простого созидания, и испытать, что же такое истинная дружба и искренняя любовь.

4. Заблуждение – это невежество (не ведать жизнь); т.е. не понимать, что и почему происходит вокруг, а также отсутствие способности увидеть истинное положение вещей. Хитрость этого порока заключается в том, что человек думает, что он понимает и знает о чём то, и готов защищать эту позицию, хотя в действительности всё наоборот. Именно неспособность взглянуть на что-то с другой точки зрения, явно указывает на наличие данного порка, который ограничивает самостоятельное мышление и «видение” сути происходящего. Также, если человек не способен отличить свои мысли от чужих, свои убеждения/принципы/взгляды от чужих позиций, это тоже говорит об одержимости данным пороком, который в конечном счёте ни к какому положительному результату не приведёт.

5. Вожделение – это страстное желание что-либо заполучить, или грызущее нежелание того, чего не миновать. Человек становится одержим своим желанием, и совершенно забывает о нравственных аспектах в погоне за его исполнением. Для вожделевшего существует только исполнение желаемого, и он сам, что в подавляющем большинстве случаев приводит к существенным потерям в процессе заполучить желаемое. И не важно что это, деньги, семья, должность, отношение, предмет, навык… а важно то, что всегда нужно помнить, что не все пути правильные, и не стоит выбирать самый короткий и лёгкий, которым и искушает вожделение. Пойдя по нему, даже получив желаемое, в конечном счёте человек потеряет гораздо больше. Страстное желание терзает и мучает человека, пока тот его не выполнит, человек ожидает, что ему уже полагается за его деяния или даже за изъявление оного. Но даже заполучив желанное, вожделение не отпустит человека, а возжелает ещё больше.

6. Жестокость – это склонность человека к зверствованию, причинять мучения, страдания и терзания другим. Даже если человек заслужил наказание за свои тяжкие преступления, наказывающему не придёт в голову пытать и издеваться над преступником. Справедливый и рассудительный человек найдёт способ заставить справедливо заплатить преступника за свои преступления. Жестокому человеку неведома рассудительность и умеренность. Он постоянно ищет повод реализовать своё зверское желание причинять боль, дабы унять своё нездоровое желание. Часто, глубокая обида или чувство мести становится причиной рождения жестокости в человеческой сущности, что в конечном счёте полностью вытесняет человека, и остаётся только зверь, который уже сам готов пойти на любые преступления.

7. Ропот – это неспособность явно выразить своё несогласие с несправедливостью. Роптать по сути своей означает молча соглашаться со всей несправедливостью, которая направлена как прямо на ропочущего, так и на других. Ропочущий способен только бубнеть и жаловаться другим на свою жизнь. Ропот на столько обезоруживает человека, что он не только не сопротивляется несправедливости, но даже не может об этом открыто сказать. Ропот как бы отбирает право на борьбу за справедливость, что в здоровом обществе должно быть у всех и всегда. Ропот воистину удел рабов.

8. Тщеславие – это постоянная потребность в восхвалении и признании превосходства со стороны. Амбициозным человеком, не знающим себе цену, непременно овладеет тщеславие. По сути, в названии порока всё сказано, тщетная слава – тщеславие. Слава, которая ничего не стоит, т.е. ложно созданная по велению самолюбия (тщеславия). Есть хороший пример: Люди высокомерные и тщеславные подобны хлебным колосьям; те, которые поднимают более головы, обычно гораздо пустее. Корень этого порока лежит в отсутствии мировоззрения у человека. Он не знает, зачем он живёт, что ему делать и какими путями идти. Отсутствует фундамент нравственности и «вектора развития”, что создаёт идеальные условия влияния общества на данного человека. И если он поддаётся этому влиянию и смотрит на других, и решает влиться в это общество имя неуёмные амбиции, то есть большая вероятность что им овладеет тщеславие. Ведь амбиции – это желание иметь то, чего ещё не заслужил, а иметь хочется уже сейчас. Вот тут человек и попадается в ловушку тщеславия сам того не понимая. Между целеустремлённостью и амбициями есть разница, но это не тема данной статьи. Тут мы рассматриваем только пороки.

9. Уныние – это ментальная обречённость на провал во всех делах, за что бы человек не взялся. В состоянии уныния человек не беспокоится за своих близких, не радеет за свои устои, а главное не верит в себя. А вера в себя и собственные силы –одно из главных «оружий” человека. Уныние лишает человека этого оружия, и он становится беззащитен перед жизненными трудностями. Помимо того, что унылый человек неимоверно скучен, он ещё так же влияет и на других, подрывая веру в собственные силы. Порок (уныние) овладев одним индивидом, использует его как проводника, дабы овладеть и другими.

10. Влечение – это психологическая потребность удовлетворить свою зависимость. Зависимость от алкоголя, внимания, сладкого, секса и т.д. Чем-то похоже на вожделение, с той лишь разницей что влечение – это зависимость, а вожделение – это желание. Пси. зависимость имеет широкий диапазон по своей степени и по своей области. На сегодня у современного человека много уязвимостей, за что можно его зацепить и «подсадить” на определённое поведение. Эти уязвимости прежде всего порождают неспособность человека контролировать свои мысли и инстинкты, а также «схлопнутое” сознание. Человек не может воспользоваться своим сознанием и посмотреть на себя со стороны, спросив себя, что со мной происходит? Зачем я это делаю? Почему меня влечёт и тянет куда-то?

11. Зависть – это ненависть к достижениям и успехам других, а также полное отсутствие понимания справедливости. Вместо того, чтобы восхищаться достижениями других, человек обременённый завистью начинает эти достижения презирать и ненавидеть. Зависть крадёт чувство восхищения. Если подумать, какой смысл вообще смотреть на других людей и сравнивать с собой? Все люди разные, у всех разные способности, характер, условия и т.д. Разумному человеку стоит обратить внимание на других только по одной причине. Что полезного можно взять из их рассуждений и из их опыта? А уж сравнивать с собой вообще бессмысленно т.к. как уже говорилось выше, каждый человек индивидуален и что подойдёт одному, может не подойти второму. Именно из-за непонимания этих очевидных явлений, человек легко теряет чувство справедливости, начинает мыслить с позиций выгодно/невыгодно и падает в объятия очередного порока – зависти.

12. Отвращение – обострённое чувство брезгливости к чему или к кому-либо. Речь идёт именно об отвращении как о пороке, а не как о психологической реакции. Психологическая реакция отвращения, это уже следствие порока. Отвращение, как высокомерие по отношению к другому, более низкому и гадкому. Такое поведение человека говорит о его неполноценности, которое требует продемонстрировать чувство превосходства над другим по средствам отвращения. Причиной так же может быть обида, которая потребует указать обидчику, какой он мерзкий и отвратительный. Так же через отвращение проявляется и лень, которая вызывает реакцию отвращения, что б не браться за нужное дело.

13. Распутство – развратный и безнравственный образ жизни. Распутный человек не имеет в своей жизни благородных задач и целей. Его единственная цель в жизни – жить в своё удовольствие. Распутство вытряхивает из человека все здоровье, силы и деньги пока не сведёт его в могилу. Как говорится, распутная младость причиняет скорбную старость. Кажется, что человек искренне счастлив беря от жизни всё, что может взять, но в действительности он проживёт «пустоцветом”, который ничего не сделал для того, что б наше общество стало лучше.

14. Желание чужого – тяга к обладанию тем, что по праву нельзя считать своим. Это относится не только к материальным вещам, но и к людям, и к навыкам и знаниям. Женщины желают женатых мужчин, люди искусства желают чужой талант, учёные желают чужие идеи и т.д. Всё это возникает от зависти, ревности, и психологической незрелости. Желание чужого отвлекает человека от сосредоточения на собственных задачах, подавляя его собственное мышление и стремление. Так же этот порок толкает человека на низость и подлость ради обладания тем, что ему не принадлежит.

15. Угнетение – это ущемления и притеснения других ради собственного самоутверждения. Человек, который не может признать, что существуют более талантливые и более способные люди чем он сам, запросто может выбрать путь угнетения других. Угнетая других, человек чувствует себя важным и значимым, что на какое-то время удовлетворяет потребность его эго в превосходстве над другими. Человек обременённый угнетением не только ограничивает других, но и сам ограничивает себя в развитии, что в итоге скажется на нём самом и его окружении. Все от этого только проиграют.

16. Злость – это стремление унизить, обидеть, оскорбить и причинить боль кому либо. Если гнев неправедный это порок вызванный определённым событием, то злость – это порок более сознательный, который сам создаёт такие события т.е. имеет злой умысел (злонамеренность, зловредность). Злость не только проявляет себя в действиях и разговорах по отношению к другим, но так же её можно найти в пси. реакции, когда случается несчастье у другого человека, вместо сочувствия, у человека проявляется злорадство. Злость крадёт чувство сострадания и сопереживания по отношению к другим. Злость со временем всё больше и больше поглощает человека, и в конце концов, он становится ни на что неспособным кроме вреда себе и окружающим.

А где же лицемерие, измена, лень, чревоугодие, наглость, эгоизм и т.д. спросите вы, это что, не пороки? Да, пороки, только у каждого порока много имен и много масок, которые проявляются у каждого по разному. Обратите внимание, что даже при описании вышеуказанных пороков использовались слова, которые можно выделить как отдельный самостоятельный порок. Вариантов проявления пороков гораздо больше чем 16, с чем можно ознакомиться в трудах П.Н. Енгалычева «Словарь добродетелей и пороков” (Часть I, Часть II). У каждого порока свои причины проявления, своя среда для роста и т.д. но как говорится праздность – есть начало всех пороков и преступлений. Именно погоня за праздной жизнью открывает врата в человеческую сущность для многих пороков.

Как избавиться?

Лучший способ защиты от всех пороков – это не допускать их проникновения. Развивать в себе добродетель, которая создаёт иммунную среду в человеческой сущности для пороков. Пороку просто нет места где бы ему можно было б «прорасти”.

Но учитывая современную жизнь, такой способ большинству из нас не подойдёт, т.к. многие из нас уже поражены этой заразой и требуются иные меры для избавления от этой заразы. Первая линия обороны уже пала. В такой ситуации поможет человеческое сознание. Мы пониманием, что сознание – это наше эволюционное приобретение, которое позволяет нам выделять себя из окружающего мира, а следовательно, уметь понаблюдать себя со стороны и идти наперекор своим желаниям и инстинктам. Но понимать это одно, а уметь пользоваться – другое. Как только вы сознательно начнёте противиться воле порока, он незамедлительно вступит с вами в диалог с целью устранить ваше сопротивление. В зависимости, как и какой порок себя проявит, вам нужно будет проанализировать себя и разработать индивидуальный план действий для изменения себя. Универсальных рецептов тут нет. Пороки словно учителя, которые вынуждают вас учиться думать своей головой.

Самый яркий пример, как порок прячется в человеке, проявляет себя, и как его одолеть, показан в фильме Гая Ричи «Револьвер”. Там главный герой одержим эгоизмом, жадностью и жестокостью. Но вместо них могли быть любые другие пороки, разница была бы только в его проявлении. Суть всё равно остаётся одна.

Менее яркий, но тоже наглядный пример приведён в книге К.С. Льюиса «Письма Баламута», где рассказывается в форме писем/указаний/инструкций как бесам нужно действовать, чтоб пороки проникли в человеческую сущность.

Чем дольше порок сидел в вас, тем больше он смог «врасти” в вас, а значит потребуется ещё больший труд для его устранения. Как говорится – никто не обещал, что будет легко, но то, что будет очень интересно и занятно, это гарантируется каждому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *