Сотворение человека в исламе

Человек — одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

35. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».

36. Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определённого срока».

37. Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный.

38. Мы сказали: «Низвергнитесь все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены.

39. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно (сура 2 «Корова», аяты 35-39).

Второй этап сотворения человека — умножение рода человеческого и расселение его на Земле. Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране: «Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

Если говорить на языке современной науки, то поначалу эмбрион человека представляет собой крошечную каплю, помещённую в надёжном месте — утробе матери. Спустя некоторое время он вытягивается, приобретая форму пиявки. Арабское слово алака имеет несколько значений: «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».

На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.

Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови. Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.

Следующая стадия, упомянутая в аяте, называется стадией разжёванного кусочка. Арабское слово мудга означает «нечто разжёванное». Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её во рту, а затем сравнить её с эмбрионом на двадцать пятый — двадцать шестой день развития, то сходство между ними будет очевидно: сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванной пластинке.

Согласно коранической классификации, далее начинается стадия формирования костей. Первичные центры оссификации появляются лишь на седьмой неделе развития. Вслед за этим наступает стадия облечения костей мясом: формирование креплений мышц происходит после начала процесса оссификации средних и концевых фрагментов костей (на седьмой — восьмой неделе развития). На девятой неделе плод больше не называют зародышем, и по своему внешнему виду он уже напоминает человека. На это указывается в словах: «Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура «Верующие» 23, аят 14).

О сотворении человека из глины и стадиях внутриутробного развития говорится во многих аятах Корана, чтобы человек осознал своё место в мироздании и выполнял миссию, возложенную на него Создателем: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 70).

Аллах не создал человека для того, чтобы тот творил зло и предавался утехам. Он сделал его наместником на Земле, чтобы он благоустроил её и установил на ней мир и справедливость. С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (сура 2 «Корова», аят 29).

Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4). Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы. Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.

Цель сотворения человека, наделённого этими благами, которых не были удостоены другие творения, Аллах раскрыл следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56). В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворённого для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (сура 33 «Полчища», аят 72).

Эта ответственность, возложенная исключительно на человека, определяется разумом, который удерживает его от соблазнов. Разум ставит его выше животных, которые руководствуются только инстинктами, и благодаря ему человек может достичь больших высот. Но если разум не удерживает его от потакания низменным страстям, то он опускается до уровня низших творений.

Благодаря разуму человек отличает истину ото лжи, а прямой путь — от заблуждения, принимает высшие ценности и отвергает дурные качества. Гуманизм, любовь, справедливость, сострадание и прочие духовные ценности, которыми наделён человек, отличают его от других существ и определяют его превосходство.

Пророки, сильные воины, гениальные ученые, мудрые правители ушли в другой мир, оставив последующим поколениям свои величественные достижения. При этом ни картин, ни памятников, ни скульптур до нас не дошло и в исламских странах мы никогда не увидим такого нагромождения бюстов вождей или памятников выдающихся личностей, как у других народов. В исламе истории этих людей пребывают в книгах историков или передаются из поколения в поколение и именно в живой человеческой речи они обретают осязаемость, вдохновляют и побуждают к действию.

Никто не может себе представить, что можно как-то изобразить Аллаха да и как, в какой телесной субстанции изобразить абсолютное и всеобъемлющее совершенство? У Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует) сохранилось несколько очень ранних изображений, например, в иллюстрациях к персидским книгам 13 в. или несколько портретных миниатюр, которые были написаны по заказу нескольких состоятельных людей для личного использования.

Есть изображения, где подразумевается, что это Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и да приветствует), но лицо его сокрыто или он символически представлен в виде огня. Исследователи этих работ считают, что это было вызвано чувством религиозного восторга и не предназначалось для молитвы, что в данном случае расценивалось бы как идолопоклонство.

В хадисе от аль-Бухари и Муслима объясняется смысл запрета на, казалось бы, безобидные изображения людей, которые дороги каждому мусульманину. Подобные изображения содействуют «многобожию и идолопоклонству, удаляя людей от поклонения своему Создателю».

В Коране изначально существовал запрет на изображение живых существ и сам Коран никогда не иллюстрировался. В самом деле, почему бы нам не увидеть, как выглядели пророки? Доктор Азам Таммими говорит по этому поводу так: «Пророк Мухаммед и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными фигурами, и поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению».

А если это не пророки, тогда можно изображать людей? Тоже нет. Ведь если человек изображает, значит он творит, а творя, он как бы приравнивает себя к Создателю: «На того, кто создаст какое-либо изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!», передает нам послание Всевышнего Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует).

Ислам поощряет развитие культуры, науки, но он однозначно говорит о той области, где человек начинает творить другое живое существо. Возможность такого творения присуща одному лишь Аллаху. Только он может сотворить живое существо и вдохнуть в него жизнь. Люди же могут строить здания, машины, украшать свои интерьеры скульптурами и картинами, делать все, что присуще человеку по законам природы и требованиям жизни, но создать то, что делает Аллах, они никогда не смогут, даже если достигнут вершин своего мастерства.

Даже ангелы не заходят в те помещения, где есть изображения людей или животных. Они не хотят появляться там, где люди устанавливают статуэтки и забывают, кому действительно нужно молиться.

Правда, живые существа не запрещено изображать на предметах, которым не придают особого значения – это предметы быта, ковры, подушки, монеты и пр. Единственное условие, чтобы эти изображения не отвлекали мусульманина во время молитвы.Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил свою жену убрать из его поля зрения подушки, которые могли отвлечь его от совершения намаза.

Поэтому изображений великих и святых людей мы не увидим, но Аллах подарил нам искусство каллиграфии, с помощью которой мы можем узнавать гораздо более важные и глубокие вещи и недаром она так важна в украшениях мечети, приобретая сакральное значение.

По вероучению ислама, аллах сотворил мир, хотя он абсолютно ни в чем не нуждался. Отсюда данное аллаху Кораном название аль-халик (творец). Как же происходило сотворение мира (хальк)? В Коране сотворение человека стоит выше всего: все на земле было создано для человека. Мир был сотворен в шесть дней. Но в то время как аллах извлек мир из абсолютного небытия, человека он создавал из материи (сура 22, стих 5), придав ему свой образ и вдохнув в него свой дух. Сотворение человека является выражением могущества аллаха и в то же время его доброты. Правда, «небеса и земля и то, что между ними», сотворены аллахом только «на определенный срок» (сура 46, стих 2), несовершенны: люди непостоянны (сура 21, стих 38 и сура 22, стих 11), нерешительны, слабы (сура 4, стих 32), торопливы, а главное, неблагодарны. Недаром после того как вначале они были единым народом, «одной общиной», они перессорились и разделились из зависти (сура 2, стих 209 и сура 10, стих 20).

Как же организован сотворённый аллахом мир? Согласно традиционной исламской концепции, кругообразная гора Каф (слово, вероятно, иранского происхождения) окружает землю, от которой она отделена непроходимым пространством. Другие предания представляют землю покоящейся на плечах ангела (аналогия с титаном Атлантом). Ангел опирается на скалу, которую несет бык, стоящий на плывущей рыбе, – возможно, заимствования из индийской и древнееврейской космогонии. Сотворив землю, аллах обосновался на небе, до тех пор бывшем лишь дымом, и в два дня разделил его на семь небес, причем каждое из них получает свое назначение (сура 41, стихи 8 – 11).

Только вера в Бога делает человека истинным человеком. Она для людей – свет, начало спасения, источник всех прекрасных и благочестивых действий.

Глубокая внутренняя целостность человеколюбивой мусульманской веры во Всевышнего Аллаха постигается из строк Слова Божьего – Корана, где говорится, что предназначение мусульманина в том, чтобы каждый из нас всей душой и сердцем чтил и любил Аллаха, любил и уважал все Его творения и прежде всего человека.

Из сгустка человек был сотворён.

Аллаха он созданье и творенье.

Из поколенья в поколенье он рождён,

От матери по Божьему веленью.

Аллах нас учит управлять судьбой,

В любви к Нему пред небом признаваясь,

Мы очищаемся и телом, и душой,

В намазах ежедневно поклоняясь.

Мы в бренный мир вступаем налегке

Аллахом путь по жизни нам предписан.

Не заберём мы ничего с собой в суме,

Когда удел земной нам будет списан.

Должны мы жить, как нам велит Аллах.

Коран читать и знать о Шариате.

Пять раз молиться в день, как завещал Расулюллах.

Блюсти, вести себя, как сказано в аятах.

В Аллаха верить, знать про Судный день.

Бояться делать грех и совершать харамы.

Быть мусульманином среди других людей

И жить с ихсаном в сердце и с иманом.

Человек является самым прекрасным из всех существ, так как Всевышний Аллах наделил его многими качествами, которые позволяют человеку превосходить другие создания.

Человек, как высшее творение Всевышнего Аллаха, создан Им в самом совершенном виде и наделён самыми прекрасными качествами. Разве можно сравнить человека с кем-то или с чем-то из всего того, что создано Аллахом? Человек по своей сути уникален и бесподобен.

Человек как физически, так и духовно является совершенным созданием. Человек смертен, но в то же время он бессмертен до того мгновения, пока не наступит по воле Всевышнего конец срока его пребывания на этой земле до его воскрешения для жизни иной.

Поэтому, живя, человек должен воспринимать те понятия, которые кажутся ему истинными, остальное пусть проходит мимо него.

Человек – создание Творения Всевышнего Аллаха. В нём соединяются все силы природы. Ни один человек внешне не похож на другого человека иной расы, но ум, физиологическое строение и вера в Единого Бога объединяет людей и делает их похожими друг на друга.

Всевышний Аллах дал человеку всё для его счастливой жизни на земле. Так, в физиологическом плане человек наделён телом, в интеллектуальном плане – разумом и мышлением; в духовном – верой в Единого Бога. И нужно ли после этого человеку печалиться и подвергать себя искушениям? Ведь рядом с человеком всегда находиться Тот, Кто постоянно заботится о нас и помогает нам найти выход даже из самого трудного положения. Есть Тот, Кто обещал нам лёгкость после тягости и для Которого нет ничего невозможного.

Нам многое дано в этой жизни Создателем, и прежде всего дарована сама жизнь, дарованы знания, разум, слух, зрение, умение говорить и слышать, добывать себе пропитание, растить детей, общаться с родными и близкими и другими людьми. Все материальные блага ничего не стоят по сравнению с теми благами, которыми одаривает нас Всевышний Аллах в этой жизни, и теми, что ожидают верующих в жизни иной.

Знает ли человек, что нужно ему для жизни и для счастья? Прежде всего – покаяние и благодарение Всевышнего Аллаха, совершение своевременного намаза и благих дел. Надо жить сегодняшним днём, потому что вчера ушло в прошлое, завтра ещё не наступило и человек всегда отвечает только за дела настоящего времени, совершаемые в течение суток.

Человеку нужно жить в настоящем времени, хорошо работать, совершать добрые дела и желать обрести счастье в обоих мирах, которое приходит лишь с дозволения Всевышнего Аллаха.

Рай и Ад для каждого и в груди и под ногами. Счастье и несчастье человека от него самого и в нём самом. Но только тот по-настоящему счастлив, кто живёт руководствуясь Кораном, смотрит на жизнь позитивно, полагаясь на волю Всевышнего Создателя, Который оберегает человека, защищает его, ведёт прямым путём, прощает и помогает верующему в Него, любит и желает счастья в обоих мирах!

О Аллах, даруй нам Свою милость и счастье в обоих мирах!

АНТРОПОЛОГИЯ ИСЛАМА

Ответственный за рубрику: Гусаева К.Г. © Исламоведение, 2017. Том 8, № 1 (31)

Онлайн-доступ к журналу: http://islam.dgu.ru

ANTHROPOLOGY OF ISLAM

Person in charge of the section: K.G. Gusaeva © Islamic Studies (Islamovedenie), 2017. Vol. 8, № 1 (31)

Online access to the journal: http://islam.dgu.ru

УДК 297.1

Информация о статье

DOI: 10.21779/20778155-2017-8-1-105-111

Е.В. Музыкина

Введение

Представления об антропогенезе в исламе

Грех в исламе Заключение

Концепция человека в исламской антропологии

Казахский национальный университет им. аль-Фараби; m_yelena73@mail.ru

В статье рассматривается кораническая концепция халйфа, которая лежит в основе особого положения человека как существа, сотворенного Аллахом. В ней получение человеком своего гносеологического статуса связывается с исполнением особых обязанностей, которые возлагаются на человека в трех сферах его бытия: отношения с самим собой, отношения с другими людьми, отношения с окружающим миром. Автор устанавливает, что полноценному выполнению этих обязанностей мешает слабость человеческой природы, которая, с одной стороны, является совершенной, благодаря фитре, но с другой — склонна к забывчивости, появляющейся в результате взаимодействия с материальным миром. Поэтому искуплением в исламе можно считать избавление человека от последствий его забывчивости.

Ключевые слова: исламская антропология, Коран, халифа, фитра, Ахд Аляст, грех.

UDC 303.83+297

The content of the article

Information about the article

DOI 10.21779/2077- Introduction.

8155-2017-8-1-105-111 Representations of anthropology in Islam.

Sin in Islam. —80 Conclusion.

Ye.V. Muzykina

Received: 28.09.2016 Submitted for review: 30.09.2016 Review received: 30.10.2016 Accepted for publication: 27.12.2016

The Concept of Person in Islamic Anthropology

Al-Farabi Kazakh National University; m_yelena73@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79 Елена Валентиновна Музыкина — кандидат философских наук, докторант кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета им. аль-Фараби.

Muzykina Ye.V. The Concept of Person in Islamic Anthropology // Islamovedenie. 2017. V. 8. № 1. P.105-111_

Keywords: Islamic anthropology, the Qur’an, khalifa, fitrah, oath to Allah, sin.

Введение

Возникновение любой религии характеризуется соединением двух сущностей: человеческой и сверхъестественной, при этом последняя может обозначаться разными именами: Перводвигатель, Первоисточник, Сверхразум, Высшая сила, Бог и т. д. Как ни странно, именно характеристики и особенности этого компонента будут существенным образом влиять и на то, каким представляется человек в положениях той или иной религии. Чем более абстрактно описание и определение сверхъестественного, тем менее четко прорисовывается статус человека в соответствующей антропологии81, поскольку взаимодействия между «земным» и «вышним» задают рамки сакральной истории, внутри которых и происходит зарождение, становление и развитие человека.

На самом деле представление о статусе человека в религии является ничуть не менее важным, чем описание характеристик Божества или божеств, поскольку формирует целый комплекс представлений, под воздействием которых формируется не только определенная культура, но целые цивилизации. Любая цивилизация — продукт человеческой деятельности, осуществляемой в рамках определенных концептов, под воздействием конкретных ценностно-мировоззренческих постулатов, и важно выделить ту основу, которая влияет на их формирование. Зачастую такой основой является религиозная компонента, а исламская цивилизация тому пример.

Для более глубокого понимания сказанного необходимо детальное раскрытие вопроса о статусе человека в исламской антропологии. В нашем исследовании мы будем оперировать именно понятием «исламская», а не «мусульманская» антропология. Связано это с объективными причинами: ислам — единая и универсальная система, в основе которой лежит Священный текст — Коран, который по представлению всех мусульман является неизменным и универсальным. Но поскольку современный ислам давно перерос рамки одной территории и традиции, то мусульмане являются пестрым конгломератом, которые в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются не только Кораном и Сунной (в которой уже появляются определенные вариации), но также местными традициями и обычаями. Поэтому эпитет «мусульманский» скорее будет указывать на диверсификацию, которая будет ставить перед исследователем проблему контекста. Наша же задача будет заключаться в том, чтобы выделить те характеристики статуса человека, которые можно будет назвать универсальными для любых направлений ислама. Поэтому основным источником наших рассуждений будет Коран, а главное внимание будет направлено на две концепции, которые представляются нам наиболее существенными: проблема антропогенеза82 и понятие греха.

81 Наше внимание будет, в первую очередь, направленно на религиозную антропологию, которая рассматривает человека с позиций теологического мировоззрения. В данном случае объектом обсуждения является человек, его личность как духовное целое, его душа, его устремления к Богу. Варианты осмысления человека именно с таких позиций присутствуют во многих религиозных течениях и теологических трудах.

82 Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) -происхождение и развитие человека в процессе становления общества.

Представления об антропогенезе в исламе

Кораническая традиция четко говорит о сотворенности человека Аллахом: «Вот сказал Господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда Я его завершу и

вдуну в него от Моего духа, то падите, поклонитесь ему»» (Сад 38:71-72) . История творения человека описывается в различных местах Корана84 и не является уникальной для монотеистических религий. Человек как результат творческой деятельности Всемогущего Бога присутствует в антропологическом дискурсе двух других авраамических религий — иудаизма и христианства. Однако отличительной чертой ислама является отсутствие упоминания идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, Коран говорит о том, что Бог создал человека по его собственному образу, а наличие какой-либо божественности можно увидеть, пожалуй, только в присутствии руха или духа от Аллаха о? в момент первого появления человека.

Вместе с тем кораническое повествование о творении человека подводит нас к пониманию амбивалентности его положения в картине мира. Здесь нам придется ввести в оборот несколько философских понятий, чтобы обозначить эту двоякость. С одной стороны, онтологический статус человека ничем не отличается от статуса всего остального мира, который также является сотворенным. С другой стороны, мы читаем о превосходстве Адама над остальными творениями, которое достигается благодаря его особому гносеологическому статусу. Знание имён, которое ставит человека выше ангелов, является выражением этого статуса. Об этом повествует отрывок из суры Аль-Бакара 2:28-31.

Этот особый гносеологический статус придается человеку с определенной целью: знание, переданное ему Аллахом, делает человека наместником (халифа), который должен исполнять определенные обязанности . Именно данная функция является отличительной чертой человека с точки зрения исламской антропологии. Если все во Вселенной стремится к прославлению Всевышнего и поклонению Ему, поскольку является муслимун, т. к. подчиняется воле Аллаха и Его законам (3:83, 24:41), если прерогативой поклонения наделены и джины, и люди при своем творении (51:56), то быть халифа изначально предназначалось только человеку (2:30).

В чем же особенность статуса наместника, определенного Богом для человека? Начнем с того, что термин халифа несет в себе идею замещения, преемственности и наследственности . Поскольку вся Вселенная находится под контролем Аллаха и в Его ведении (3:105), то функция замещения, отведенная человеку, является только частичной, даже принимая во внимание превосходство людей над остальным творением. Какие же именно сферы были отданы человеку в доверительное управление? Для ответа на данный вопрос мы воспользуемся не только текстологическими данными, но и эмпирическими, которые возвращают нас к действительности, со свидетельствами которой трудно спорить.

Первая сфера, которая поступила в распоряжение человека, — это его внутренняя составляющая, нафс. Человеку было поручено заниматься очищением своей души, и в этом он должен был обрести блаженство (91:7-9). Однако современная действительность свидетельствует о том, что с этим заданием Божий наместник не справляется: об-

83 Все аяты Корана даются в переводе Крачковского И.Ю. . — URL: http: //falaq.ru/quran/krac/.

84 См. 2:30; 15:26, 28-29, 33; 38:71-72.

ретение гармонии с самим собой является самой трудной задачей для современного человека, несмотря на все многочисленные попытки, предпринимаемые им.

Вторая сфера относится к межличностным отношениям, созданию совершенного общества людей (3:110). Логическим завершением эволюции религиозной истории должно было стать создание человеческого сообщества, в котором расовые, этнические, социальные и прочие различия должны были исчезнуть. Именно в этом было предназначение исламской уммы. Но действительность даже в современных исламских государствах указывает на то, что в них существуют глубокие противоречия, как социального, так и религиозного характера, развивающиеся внутри самого исламского мира. И здесь человек потерпел неудачу в исполнении своего призвания.

Третья сфера — взаимоотношения с окружающим миром. Будучи сотворенным из земли, человек был поселен на ней (11:61) и одарен всеми необходимыми благами, которые при разумном распоряжении должны были вести к благополучию и благосостоянию (16:10-12). Но современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, различные природные катаклизмы, вызванные отнюдь не естественными причинами, вновь подтверждают тот факт, что человек как наместник Аллаха на Земле не справляется с возложенной на него миссией так, как от него ожидалось.

Что же получается? При всем том особом статусе, который Аллах изначально определил для человека, тем самым выделив его из всего остального творения, сложно говорить о том, что люди преуспевают в управлении доверенной им части Вселенной. Быть представителями Творца, подражая Ему, оказалось сложной задачей. Получается, что правы были ангелы, когда сетовали на подобный печальный исход событий еще до появления человека на Земле (2:30), или наше понимание человека с точки зрения ислама нуждается в том, чтобы мы нашли новую перспективу. Здесь нам необходимо обратиться к следующей концепции, формирующей исламскую антропологию, — концепции греха.

Грех в исламе

Анализируя специфику понимания концепции греха, необходимо отметить, что в Коране нет понятия первородного греха в его христианском, в первую очередь католическом, понимании. Несмотря на все многочисленные параллели истории кораническо-го Адама с описанием грехопадения в библейской книге Бытие, необходимо взглянуть на нее, отрешившись от этого сходства. Именно такой подход поможет нам увидеть собственно исламскую антропологию и понять, что же отличает понимание судьбы человека Аллахом от понимания ангелов.

В течение долгого времени иудейские и христианские ориенталисты считали историю грехопадения Адама в Коране грубым искажением библейского повествования, «которое, знай он его лучше, Мухаммед просто бы скопировал» . Такой подход во многом определил и собственно исламскую аргументацию в отношении греха. Создается впечатление, что исламские мыслители, особенно современные, рассматривая данную проблему, словно ведут полемику с христианским богословием, пытаясь доказать, что идея грехопадения в обеих религиях весьма схожа, только Коран не говорит о том, что человек вкусил от дерева познания, поскольку познание было дано ему еще раньше (2:31-33), и в нем нет ничего плохого85.

Вместе с тем многие мусульманские авторы, отталкиваясь от определения греха как непослушания заповеди, делают вывод, что грех Адама, вкусившего от древа вечности (2:35-36; 7:19-25), есть акт его личного непослушания Богу, и он не имел последствий для всего человечества, тем более наследуемого статуса. Адам и его жена просят прощения и получают его. В этом и заключается ключевой момент кораниче-ской интерпретации греха: Адам ослушался и сбился с пути, но пришло прощение и руководство от Бога, и Адам пошел (в той или иной степени) прямым путем. Грех Адама и Хавы — первый грех человека, но не первородный грех человечества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все вышесказанное снова и снова указывает на то, что в исламе отсутствует концепция испорченности грехом человеческой природы, а поэтому отсутствует и нужда в искуплении, которая является краеугольным камнем для христианства, в котором постоянным рефреном звучит обращение к Мессии как к Искупителю человечества. Наоборот, ислам всячески подчеркивает, что каждый человек рождается совершенным, с первозданной природой, которая изначально признает единство Всевышнего и необходимость покорности Ему. Об этом знаменитый хадис, в котором говорится следующее: «Каждый ребенок рождается согласно фитре. Затем родители делают его христианином, иудеем или зороастристом»86.

Данный хадис использует важное для исламской антропологии понятие — фитра, или первозданная внутренняя природа человека . Согласно суре Ар-Рум 30:29 (30), это та природа, которой соответствует вера ханифа, к которой Коран призывает стремиться и которой нет изменения: «Обрати же свой лик к религии верным ( Цу^ ц^ — по устроению Аллаха, который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это — вера прямая, однако большинство людей не знает!».

Фитра — природа, которой изначально был наделен каждый человек, которая составляет человеческую сущность и непосредственно связана с присягой или заветом (‘ахд) «Аляст», имевшим место до появления человека на Земле, о чем повествует сура Аль-А’раф (7:171 (172)): И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…».

Данный аят во многих отношениях является ключевым, как в священной истории ислама, так и в исламской антропологии. В нем отражается идея того, что фундамент взаимоотношений между Богом и всем человечеством был заложен еще во вневременной период, и они зиждятся на простом, прямом признании господствующего положения Аллаха. И хотя слова «завет» или «соглашение» в самом аяте отсутствуют, он стал широко известен именно как Ахд Аляст, или Завет Аляст.

86 Хадисы Бухари 1358-1359 и Муслим 2658. В версиях Табари 2138 и Х 7394 вместо фитра фигурирует милля, т. е. вера. А в хадисе Муслим 2865 передаются слова Бога: «Воистину всех рабов Моих Я создал правоверными (хунафа’)». См. также Коранические чтения I. «Соревнуйтесь в деяниях добрых». . — Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/theology/7267.

Несмотря на то, что люди не помнят этот первоначальный, доисторический завет, многие классические исламские комментаторы говорят о том, что первое свидетельство о владычестве Бога оставило неизгладимый след в их душах (фитра), положив начало ответственности человека в этическом плане. Рождаясь в земных телах и достигая возраста осознания моральной ответственности, эти души «пробуждаются» в верующих в момент их встречи с пророческим писанием, учением и божественным законом, которые служат напоминанием и ведут к возобновлению первоначального завета с Аллахом .

Таким образом, забывчивость человека в исламе можно приравнять к первородной греховности в христианстве. Разрыв Бога и человека с точки зрения христианства происходит в результате изменившейся природы, искаженной грехом и поэтому бегущей от своего Творца и Господа. Необходимо кардинальное решение проблемы — изменение этой падшей природы, ее перерождение в новую, что и происходит в Иисусе Христе, который назван в Библии «вторым Адамом» (1 Коринфянам 15:22). Вся догматика, ортодоксия и ортопраксия христианства строится именно вокруг этой идеи. В исламе же человек забывает о том, что Аллах есть его Господь, при этом первоначальное знание никуда не исчезает, а оказывается погребенным под слоем земной рутины. Следовательно, решением проблемы должно стать воспоминание, на что и направлены все столпы ислама и его ритуалы: шахада — вербальное напоминание, намаз — вербальное и физическое, Коран — напоминание вербальное, физическое и интеллектуальное. Недаром одной из центральных концепций в исламе является зикр или воспоминание. Этим словом обозначаются не только определенные ритуальные действия (например, перечисление имен Аллаха), но Священные Писания: Тора (21:105), Коран (38:87). Поэтому если рассматривать религию как путь, ведущий человека к воссоединению с Богом, к восстановлению отношений с Ним, то наряду с догматикой антропология будет указывать на то, что именно привело к разрыву и требует изменения.

Заключение

Исламская антропология, представляющая человека результатом божественного творения с совершенной, но слабой из-за своей забывчивости природой, непосредственно повлияла на формирование основ исламской цивилизации. Указывая на то, что человек по своей природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким, и чтобы быть праведным ему не хватает только моральных сил, ислам выделил особую роль Божьих посланников и пророков. Они были не только теми, кто напоминал людям, что они должны делать для своего спасения, но и передатчиками Божественного Закона (шариата) в рамках которого шло формирование культурных, социальных, экономических и политических отношений и установлений.

В контексте исламской цивилизации хочется отметить следующие моменты. Во-первых, можно с уверенностью говорить о том, что именно амбивалентность человеческой природы с точки зрения ислама рефлексируется в исламском праве, которое, по мнению И. Шахта, представляет собой сумму как персональных привилегий, так и индивидуальных обязанностей . Во-вторых, нормативные аспекты шариата, касающиеся культовых взаимоотношений, всегда исходят из коранического принципа, который многократно подчеркивался самим Мухаммадом и который говорит о том, что нельзя требовать от человека невозможного. «Аллах создал эту религию легкой» . Человек — слабое существо и не выполнит возложенное на него сверх меры. В-третьих, эта же особенность человеческой природы, на наш взгляд, определила и главный принцип ислама в отношении мирских благ и поведения человека. На первом месте — дозволение, а к запрещенному относится только то, о чем однозначно говорит Коран и Сунна . И наконец, в-четвертых, характеризуя исламский подход в

целом, можно говорить о том, что его существенной характеристикой является подчинение человека в его внешнем поведении воле Аллаха. С одной стороны, он — раб Божий, но он также и наместник, наделенный всей полнотой власти на Земле. Однако, занимаясь земными проблемами, человек несёт всю полноту ответственности за свои поступки в первую очередь перед своим Творцом.

Литература

1. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь: около 84000 слов. — Ташкент: Каламак, 1994. — 912 с.

2. Ауд Д. Цели шариата (руководство для начинающих). — М.: Изд. дом «Марджа-ни», 2015. — 192 с.

3. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека. — М.: Садра, 2014. — 212 с.

4. Ayoub M. and Irfan A. Omar. A Muslim View of Christianity: Essays on Dialogue. -Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 2007. — 266 p.

5. Esposito J.L. The Oxford Dictionary of Islam. — New York: Oxford University Press, 2004. — 384 p.

6. Izzat A.F. Islam and Natural Law. — London: ICAS Press, 2002. — 201 p.

7. Nasr S.H. The Study Quran: A New Translation and Commentary. — N.Y.: Harper One, an imprint of Collins Publishers, 2015. — 1996 р.

8. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. — Oxford: Clarendon Press, 1983. -312 p.

9. Schoeler G., James E. Montgomery and Uwe Vagelpohl. The Oral and the Written in Early Islam. — London: Routledge, 2006. — 218 p.

10. WildS. The Qu’ran as Text. — Leiden: E.J. Brill, 1996.

1. Arabsko-russkii slovar’: okolo 84000 slov Tashkent. Kalamak, 1994. 912 s.

3. Syukiyainen L.R. Islam i prava cheloveka. Moscow. OOO «Sadra», 2014. 212 s.

4. Ayoub M., and Irfan A. Omar. A Muslim View of Christianity: Essays on Dialogue. Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 2007. 266 p.

5. Esposito J.L. The Oxford Dictionary of Islam. New York: Oxford University Press, 2004. 384 p.

6. Izzati A.F. Islam and Natural Law. London: ICAS Press, 2002. 201 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *