Совершенство – что это?

Рамбам (Маймонид), обсуждая пророчества Торы о грядущем приходе Машиаха, приводит в качестве одного из примеров пророчество Билъама (Валаама), где тот говорит о двух Машиахах – «о первом Машиахе, то есть царе Давиде, освободившем Израиль от врагов, и о последнем Машиахе, вставшем из его (Давида) сынов, что освободит Израиль от сынов Эсава”.

Рамбам истолковывает слова Билъама: «”Вижу его, но не сейчас” – это Давид, «всматриваюсь в него, но не близко” – это Царь Машиах; «взошла звезда от Яакова” – это Давид, «и встал скипетр от Израиля” – это Царь Машиах; «и сокрушит он пределы Моава” – это Давид, «и разгромит всех сынов Шета” – это Царь Машиах…” И далее Рамбам продолжает разъяснять детали пророчества Билъама, соотносящиеся с царем Давидом и с Машиахом.

Книга Рамбама «Мишнэ Тора” является, как известно, сводом законов, и должна, по идее, указывать нам, что и как делать, а не давать истолкование словам Писания. Помимо этого само пророчество, связывающее Машиаха с Давидом, тоже нуждается в объяснении. Ведь если уж говорить о спасителях Израиля, то ближе всех быть к Машиаху, казалось бы, должен Моше, о котором в книге Зогар сказано, что «он первый спаситель и он последний спаситель”. Если Рамбам приводит столь пространное толкование пророчества Билъама, следовательно, у этого есть смысл с точки зрения разъяснения Закона, а раз он проводит связь Машиаха с Давидом, значит, именно эта связь выражает сущность и основную идею прихода Машиаха.

В начале главы, где речь идет о Машиахе, Рамбам определят веру в Машиаха и ожидание его прихода как обязанность. В дальнейших параграфах это подвергается большему уточнению, то есть Рамбам разъясняет, что подразумевает и что включает в себя вера в приход Машиаха, и кем является и что собой представляет этот самый Машиах, в которого мы должны верить.

В перечислении этих законов Рамбам подчеркивает: «И да не придет тебе в голову, что Царь Машиах должен будет творить чудеса и небесные знамения и изменять природу мира”. А что же он да должен будет сделать? Рамбам объясняет: «Царь Машиах в будущем должен будет прийти и возвратить царство дома Давида как прежде к изначальной власти. И он построит Храм и соберет изгнанников народа Израиля. И все законы в его дни станут, как были издревле”. Таким образом, Рамбам сообщает нам, что главная идея прихода Машиаха заключается в том, что он возродит царство дома Давида и приведет все, что связано с Торой и ее заповедями, в состояние совершенства (которым мы, ныне живущие в Изгнании, не обладаем). Благодаря тому, что Машиах возвратит царство дома Давида, отстроит Храм и соберет изгнанников Израиля, он тем самым сделает возможным для еврейского народа вернуться и жить еврейской жизнью во всей полноте и совершенстве, как это было в дни царя Давида.

Поскольку в этом заключается суть и назначение Машиаха, то и возможность определить, кто им является, тоже лежит в этой области. Подчеркивая, что Машиах не должен будет творить чудеса и знамения, Рамбам объясняет истинные критерии: «И если встанет царь из дома Давида, изучающий Тору и исполняющий заповеди, подобно праотцу его Давиду, согласно Письменной Торе и Устной, и будет побуждать весь Израиль следовать путем Торы, и будет вести войны за Всевышнего – то он считается Машиахом. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на своем месте, и собрал изгнанников народа Израиля, то этот человек — наверняка Машиах”.

В свете этого становится ясным, зачем Рамбам приводит слова пророчества Билъама, говорящие о «двух Машиахах” и связывающие Давида и Царя Машиаха. Прямое соотношение с царем Давидом подчеркивает и укрепляет роль Машиаха как того, благодаря кому наступит полнота и совершенство в области Торы и Заповедей. Ведь Давид тоже был тем, кто создал условия для достижения подобного совершенства: он был царем над всем Израилем, он закончил овладение Святой Землей и победно завершил войны с врагами Израиля и именно благодаря ему началась подготовка к возведению Храма.

Царство Давида символизирует высшую степень и полноту жизни согласно Б-жественному Учению, то, чего мы лишены все время, пока находимся в Изгнании. Задача Царя Машиаха – вывести нас из этого положения и вернуть нам утраченное совершенство.

Духовное совершенствование Человека

Невозможно дать то, чего нет в тебе к себе: Любви, Радости, Благодарности,
Принятия, Осознания, Свободы, Совершенствования и т.д.

В Новое Время очень важно понять, что уже нужно нечто большее чем духовное совершенствование Человека, т.к. не хватает световых частот, энергопотенциал низкий, да и отношения с собой на Духовном уровне еще не мощные, т.к. должна произойти «переоценка ценностей», приоритетности, освобождение от контрактов любых уровней, а их очень много у всех людей духовных и не-духовных. Этот этап развития еще не достиг реального освобождения и просветления и соединения с Создателем как Единого Целого. Вибрационные уровни разные, и нет хороших и плохих, есть определенное развитие для Человека, и когда полностью Душа подтолкнет на это его Тело.

Духовное совершенствование Человека – это понимание, что ты не только плотное тело, а еще имеются в Человеке тонкие строения, тонкий план и Божественное руководство, но и этого недостаточно. Внутри такое почувствовать надо, Единение с Высшими, в высокой Любви внутри можно это в действии. Любое развитие на Духовных уровнях – это подготовка к чему-то большому, грандиозному, и поэтому всё, что мы знаем, чему научились, что познали, сделали – всё это перевести в безценный опыт и пойти дальше.

Одна из ошибок и остановок в развитии – это вспоминать, что было открыто в 80-90е гг., жить прошлым и тешить свою значимость десятилетней давности, включая эго, самость. Это очень серьёзная иллюзорная остановка в Духовном совершенствовании Человека.

В Новом Времени всё по-другому: углублённое самопознание даст возможность чувствовать это, ощущать, слышать, видеть, меняя свою реальность в сочетании с Высокими Иерархиями. Всё с Божественных уровней происходит по-другому, жизнь в своей реальности не духовная – она целостная и гармоничная в Божественном, Духовном, Материальном, как единого целого на Земле, соединяя верх и низ (небо и землю) в одно. Тонкий мир тебе понятен, и ты пребываешь в постоянной связи – как правило, не возникает вопросов. Вот это состояние, и не важно сколько в тебе знаний и способностей, они без Любви есть серьёзная остановка в Эволюционном Божественном Развитии для Человека.

Будь в Божественной Любви, и твоё эволюционное направление, развитие и жизнь превратятся в интересное, чудесное нахождение на планете Земля.

Основное понимание: Духовное совершенствование Человека перевести на Божественный уровень в вертикальном развитии через увеличение энергии Любви в себе, к себе.

СОВЕРШЕНСТВО – понятие, выражающее идею высшего образца, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. Под совершенством может пониматься также практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота, гармоничность.

С антропологической точки зрения, представление о совершенстве соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворенности потребностей (Г.Лейбниц, З.Фрейд). С аксиологической точки зрения, при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея совершенства воспринимается как трансцендентная человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта. С теологической точки зрения, идея совершенства исполнена в Божестве.

В этике понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала; идея совершенства развивается в противопоставлении гедонистическому опыту – как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Одно из них ассоциировано с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности (Аристотель). Другое – с понятием долга: Кант, принципиально отрицая совершенство в качестве основного принципа нравственности, определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства и предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться – развиваться в качестве нравственного субъекта. Еще один тип рассуждения связан с пониманием совершенства как самодостаточности: совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе, т.е. в апатии (стоицизм, буддизм). Особое понимание совершенства содержится в христианстве, согласно которому совершенство опосредствовано деятельной любовью к людям: человек совершенствуется только в милосердии. Для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение – подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться, приближаясь к осуществлению идеала Богочеловека. В контексте религиозно-философской мысли обращение человека к совершенству имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ абсолютного – Бога. Всякое помышление о смысле или цели жизни предполагает осознание необходимости совершенствования.

Нравственное совершенство индивида не обусловлено воспитанием, характером или благоприятными обстоятельствами; оно – результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т.е. о собственном несовершенстве (Августин). Отсюда следует важный вывод о пути к совершенству: личность отвергает наличное в себе ради желанного и требуемого возвышенного.

В религиозной мысли этот процесс представлен в контрастных понятиях преодоления плоти, умирания во плоти и обожения. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта – стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, – которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к совершенству.

Литература:

1. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.–Л., 1981, с. 336–58;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *