Современная антропология

4. Философская антропология

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл этого термина отражает нацеленность философской мысли на углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека.

Еще в 1929 г. в своей работе «Кант и проблема метафизики» М. Хайдеггер (1889–1976) переосмысливает известные кантовские вопросы – что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? В своей совокупности эти вопросы сводятся к обобщающему – что есть человек? Для философской антропологии главная задача видится в том, чтобы подойти к новой трактовке предмета человеческого познания, деятельности и веры. В современных условиях важно то, как мы познаем, как делаем, как верим.

Предпосылки философской антропологии были заложены феноменологической философией Э. Гуссерля (1859–1938) и экзистенциализмом. Сторонники философской антропологии считали, что традиционный философский объективизм и позитивизм игнорировали субъективную и активную стороны познания, недооценивали самого человека как первоисточник смысловых значений мира, не в полной мере учитывали внутренний опыт человека. Отсюда вновь заявляла о себе задача, связанная с отысканием специфического предмета философии, позволяющего избежать его отождествления (как это было в случае с неопозитивизмом) с предметом научного исследования.

Условно концепции, объединяемые философской антропологией, разделяют на две группы – на субъективистские-антропологические и объективистски-онтологические.

К первой группе относятся учения, в которых бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». При этом сам человек рассматривается как существо автономное, независимое от объективных условий и норм. В качестве подлинных основ человеческой свободы полагаются спонтанность разумно-познавательной деятельности, духовно-нравственные силы, бессознательно-иррациональное и волевые импульсы.

Ко второй группе относятся учения, в которых смысл бытия познается из самого объекта, мира. При этом человек предстает как существо, находящееся во Вселенной, где космос, мировой разум, божественное провидение, абсолютный дух образуют жестко детерминированную систему. Ее естественная природа порождает социально-исторические закономерности, с неизбежностью носящие фаталистический характер.

Тем самым, по сути, предлагается изучать не бытие само по себе, не законы его фактического существования, а разъяснять и раскрывать смысл самого бытия. Проводится мысль, что чистая субъективность – действующая основа всякой объективности, а в качестве подлинного бытия человека выступает его творческая деятельность. Исходным моментом такой деятельности выступает определенный, конституирующий мир вид активности человека. Сам человек относится к миру как к материалу, средству для обретения своей подлинности, осуществления поставленных целей. В итоге человек созидает мир как совокупность ценностей и благ, без которых его жизнь утрачивает смысл.

В зависимости от преобладания в философских построениях тех или иных специальных естественнонаучных подходов сторонников философской антропологии подразделяют на физикалистов, социобиологов и структуралистов. Основу физикалистского взгляда предопределяет физическая картина мира, ориентация на познание закономерностей физического развития (У. Куайн, Дж. Дж. Смарт, Дж. Армстронг). Социобиологи к представлениям о поведении человека, проявлении социальной и нравственной жизни подходят путем редукции к эволюционному генотипу данного биологического вида (К. Лоренц, М. Рьюз, Э. Уилсон, Р. Триверс, Р. Александер). По мнению структуралистов, человек лишен своей самости. Структура – это всего лишь инвариантный образец. Никакой истории в собственном смысле нет, поскольку общественная жизнь, и прежде всего сам человек, – лишь конкретное выражение соответствующей целостности. Поэтому человеческой свободы не существует, она заменяется ролью и функцией (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).

В 70-х годах происходит переосмысление проблематики философской антропологии, продиктованное стремлением расширить конкретно-научную базу философско-антропологического объяснения человека. Предпринимается попытка на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа человеческой природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре, то есть речь идет о «новой антропологии». Представители этого философского направления развивают идеи, высказанные в трудах М. Шелера и Г. Плеснера. Так, М. Шелер (1874–1928) в своей работе «Положение «человека в космосе» (1928) представляет философскую антропологию как основополагающую науку о сущности человека. Эта наука должна соединить конкретно-научное, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с его целостным, философским постижением. В большом труде Г. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928) рассматриваются некоторые аспекты сущности человека под утлом зрения его отношения к миру животных и растений.

Дальнейшее развитие философско-антропологические исследования получают за счет распространения их в области культуры и религии. Ведь человек является творцом культуры. Многообразие форм культуры отражает определенные стили жизни, которые, в конечном итоге, должны быть объяснены основополагающими структурами человеческого бытия. Бытие человека реализуется в «окружающей среде», формируемой культурой. Сторонники культурной антропологии по-своему толкуют понятия действительности и мира. Действительность для них – это таинственная и чуждая человеку объективная реальность, которая подлежит использованию. Мир – это то, что уже истолковано человеком, что переживается им, что имеет для него значение в рамках определенного стиля жизни. «Человек, – пишет Э. Ротхакер, – живет в мире феноменов, которые он высветил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности».

Философско-религиозная антропология рассматривает человека как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой зависимости от характера отношений с Богом, с трансцендентным Божественным началом (Г. Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).

Следует отметить, что к философской антропологии примыкают многочисленные психоаналитические концепции, исходящие из признания бессознательного как важной части бытия человека. Проблема бессознательного имеет длительную историю. Достаточно упомянуть Лейбница, Канта, Гегеля, Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, чтобы стало ясно, какие умы обращались к ее разработке. Но лишь в XX веке, начиная с психоаналитического учения 3. Фрейда (1856–1939), специфическая трактовка человеческого существа занимает прочное место в психоаналитической философии (К.Г. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3.1. Проблема человека в философии Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие

Раздел пятый Философская антропология

Раздел пятый Философская антропология В настоящем разделе термин «философская антропология» употребляется в широком смысле, давно утвердившемся как в зарубежной, так и отечественной философской литературе. В частности, «антропология» означает учение о человеке, а

Философская антропология Макса Шелера

Философская антропология Макса Шелера Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ. Он полагал, что определение личности через разум обезличивает человека. Разум и деятельность у людей слишком идентичны. Личность полнее определяется присущими только ей эмоциями духа,

76. Философская антропология М. Шелера

76. Философская антропология М. Шелера Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ. Он полагал, что определение личности через разум обезличивает человека. Разум и деятельность у людей слишком идентичны. Личность полнее определяется присущими только ей эмоциями духа,

§ 6. Фундаментальная онтология и философская антропология

§ 6. Фундаментальная онтология и философская антропология Этот частый рефрен был бы должен, пожалуй, самим фактом его повторения навести на мысль, что экзистенциализм (в частности, воплощенный в «постфеноменологической» онтологии «Бытия и времени») есть не что иное, как

2. Философская антропология и глобальные проблемы

2. Философская антропология и глобальные проблемы Одним из последствий практической деятельности человека, преобразующего окружающий мир, общество и самого себя, являются глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом

Антропология Фейербаха

5. Антропология Фейербаха Одной из самых заметных попыток перевернуть Гегеля «с головы на ноги» стала философия Людвига Фейербаха (1804– 1872). После обучения в Гейдельбергском и Берлинском университетах, с 1828 по 1830 г., Фейербах преподавал в Эрлангене, откуда был уволен после

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человекаПод философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек?Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как

70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.

70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в. Философская антропология — философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека

V.] Коммунизм и антропология

V.] Коммунизм и антропология «Грамматика множества» заканчивается провокационным тезисом: постфордизм вместе с кризисом государственной формы, размыванием границы труда и нерабочего времени и т. д. — это своего рода парадоксальный «коммунизм капитала», ответ

§ 4. Антропология и историология

§ 4. Антропология и историология В своей антропологии и историологии Штраус продолжает исследование дологической сферы опыта и останавливает свое внимание на его развитии во времени, т. е. его историчности. Впервые исследование опыта он проводит в работе «Vom Sinn der Sinne», а

Антропология (Anthropologie)

Антропология (Anthropologie) Этимологически – познание (logos) человека (anthropos). Но термин выглядит достаточно туманным, как, впрочем, и само понятие. Имеется ли в виду философское познание? Или научное познание? Тогда в области какой конкретно науки оно лежит? Многое из того, что нам

Человек познает мир благодаря различным научным дисциплинам. Так, например, происхождение и развитие человека изучает антропология. Соответственно ученые, которые занимаются этими вопросами, называются антропологами. С самыми известными их представителями мы и хотим вас познакомить.

Мари Эжен Франсуа Тома Дюбуа

Первым в этом списке является нидерландский антрополог

Мари Эжен Франсуа Тома Дюбуа, живший в период 1858-1940 года. Являясь доктором медицины, Дюбуа много внимания уделяет антропологии. Он старается выяснить, каким образом происходил процесс превращения человекообразной обезьяны в человека. Большую часть исследований ученый проводит на собственные средства. Он ведет раскопки в местах стоянок неандертальцев, исследует огромное количество пещер, пытаясь найти останки древних людей. В 1890 году во время раскопок на острове Ява он все же находит останки питекантропа. Таким образом, Дюбуа становится первым ученым, которому удалось найти останки древнего человека, изучить их и представить в научных трудах новую концепцию появления и развития архантропа.

Геккель Эрнст

Германский антрополог и археолог, приверженец теории Дарвина, один из создателей эволюционного учения о рекапитуляции, согласно которому, при индивидуальном развитии организма идет поэтапное повторение всех стадий его эволюционного развития. Ученый первым представил научное описание «обезьяночеловека бесславного». При этом он был приверженцем гипотезы, что родиной человека являлся Азиатский континент.

Вирхов Рудольф

Германский антрополог и археолог, живший в период 1821 -1902 годы. Являясь врачом патологоанатомом, Рудольф огромное внимание уделял антропологии и археологии. Он принимал активное участие в раскопках Шлимана, изучал египетские мумии, вникал в суть анатомических особенностей человеческих рас, изложил в научных трудах свое мнение по отношению к останкам питекантропа и неандертальца.

Дарт Раймонд Артур

Врач антрополог и археолог, живший в ЮАР в период с 1893 по 1988 года. Он первый исследовал останки Australopithecus africanus и Australopithecus prometheus, и сделал подробное научное описание этого рода и вида. Именно Дарту принадлежит первенство в открытии австралопитека. Ему удалось найти останки детеныша человекообразной обезьяны, возраст которой составлял один миллион лет, получившей название австралопитека.

Буше (де Кревкёр) де Перт Жак

Французский археолог, живший в период 1788-1868 годы. Этого ученого по праву можно считать родоначальником доисторической археологии. Он участвовал в многочисленных раскопках, собрал огромное количество доисторических артефактов, изготовленных древними людьми, написал большое количество научных трудов, одним из которых является книга «Допотопный человек и его труды».

Алексеев Валерий Павлович

Годы жизни 1929 – 1991.

Это один из известнейших российских антропологов, который занимался изучением эволюционного развития человека, и был родоначальником таксономии ископаемых останков гоминид. То есть, он систематизировал их по родам, видам, подвидам. Подробно описал Homo rudolfensis. Алексеев являлся приверженцем теории полицентризма, считая, что человек появился не на одном, а сразу на нескольких континентах планеты.

Арсуага Дж.Л., Бермудес де Кастро Дж.М., Карбонелл Э.

Это целая плеяда популярных испанских антропологов, которые внесли неоценимый вклад в науку, изучающую эволюцию развития человека. Они приняли участие в многочисленных раскопках, исследовали большое количество пещер и стоянок древнего человека, что позволило найти и исследовать останки самых древних гоминид, живших на территории Европы. В их научных трудах дано описание гоминид из Сима де лос Уэсос, которые были предками неандертальцев.

Бонч-Осмоловский Глеб Анатольевич

Это российский антрополог, в научных трудах которого представлено подробное описание ископаемых останков неандертальцев, найденных в крымской пещере Киик – Кобы.

Бунак Виктор Валерианович

1891 — 1979, СССР / Россия

Огромный вклад в развитие антропологии внес советский ученый Бунак Виктор Валерьевич. Его работы, касающиеся этапов эволюционного развития человека, легли в основу антропологии. Ученый подробно описал этапы развития мозга и речевого аппарата человека, указал причины, которые привели к изменению формы его черепа.

Говард Картер (Хауард Картер)

Один из самых известных английских археологов и египтологов, которому в 1922 году удалось открыть и исследовать гробницу Тутанхомона, что явилось самым важным событием в египтологии.

Эти материалы будут вам интересны:

Современная антропология

как образовательный проект

Анатолий Зеленков,

заведующий кафедрой философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ, доктор философских наук, профессор

Лидия Тегако,

главный научный сотрудник отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор

Одна из отличительных особенностей современной науки — наличие в ней очевидных тенденций развития универсальных методологий и междисциплинарности. Это наглядно обнаруживается в функционировании и динамике

антропологического знания.

Резюме. В статье раскрывается междисциплинарный статус современной антропологии, которая синтезирует значительный объем знаний о человеке, накопленных в философии, науке и культуре ХХ-ХХ1 вв. Представлены разработанные на этой основе перспективные стратегии развития высшего образования в сфере современной антропологии, обозначены достижения белорусских ученых в этой области.

Ключевые слова: антропология, культурная и социальная антропология, экология человека, междисциплинарные стратегии высшего образования.

Предмет современной антропологии трактуется весьма произвольно и, как правило, варьируется в широком диапазоне версий и интерпретаций, однако практически все авторы подчеркивают его комплексность. Антропология объединяет в себе не только человеческий род, но и различные народы; не только духовность, но и разные типы ментальностей; не только жизнь человека как метафизический конструкт, а еще и разнообразные ее проявления, определяемые спецификой нравственного, психологического, эстетического, витально-повседневного типов мировосприятия. Иными словами, лишь благодаря систематическому рассмотрению всех этих различий и особенностей можно увидеть человека в его реальной целостности, в единстве многообразных его качеств и проявлений . «Социально-философская антропология как научная и учебная дисциплина появляется в результате междисциплинарного взаимодействия философской антропологии и социальной философии, с одной стороны, и социальной и культурной антропологии, с другой стороны» .

Уровень и характер синтеза знаний и методов антропологической направленности существенно варьируются в зависимости от предметной и операциональной специ-

фики того или иного массива информации, описывающего человека. Вместе с тем практически любой ракурс анализа структуры и генезиса социальной антропологии как научной и учебной дисциплины позволяет зафиксировать ее сложную, многоуровневую организацию, в которой взаимодействуют и взаимопроникают философские, гуманитарные и социальные компоненты.

Как наука со специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. В России и СССР традиционно развивалась физическая антропология с ее разделами — морфологией, антропогенезом и расоведением. Ко второй половине XX в. наука о человеке обогатилась новыми методами: в программу изысканий стали включаться групповые факторы крови, дерматоглифика, особенности зубной системы, обмен веществ, гормональный фон, то есть антропология приобрела статус морфофизиологической дисциплины.

Отличительной чертой советской антропологической науки являлась ее более узкая, нежели у зарубежной, трактовка — физическая антропология от начала ее становления до недавнего времени была единственной дисциплиной, обозначавшейся термином «антропология». В странах дальнего зарубежья она подразделялась на физическую, или биологию человека, и культурную. В советской науке содержание культурной антропологии раскрывалось рядом отдельных отраслей знания, среди которых ведущая роль принадлежала этнографии и археологии.

Современная антропология располагает комплексными знаниями о различных уровнях жизнедеятельности человека, о влиянии на него природных, социальных и культурных факторов. Используя данные ряда естественных и социальных наук для подтверждения своих выводов, антропология выступает как интегративная наука. Наиболее тесно связаны с ней такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология и ряд других. Из гуманитарных можно назвать археологию, этнологию, психологию, демографию и т.д.

В результате интеграции знаний о человеке появился ряд новых междисциплинарных разделов и субдисциплин. В отечественной науке (у нас в Беларуси с 1995 г.) утвердился термин «культурная антропология». Имеется в виду наука, изучающая формирование культуры и обосновывающая концепцию понимания современной цивилизации в ее развитии. Выделяется направление, называемое психологической антропологией, которое, по мнению члена-корреспондента РАМН профессора Б. А. Никитюка, изучает психосоматическое единство организма, этно-расовые вариации мозга и биологические основы индивидуально-психологических различий. На стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии развиваются педагогическая антропология и этно-педагогика, в которых человек рассматривается в аспекте социализации и обучения с учетом специфики различных этносов.

Достаточно широко используется термин «социальная антропология», впервые примененный Дж. Фрезером для обозначения направления, изучающего особенности социальной организации у различных народов мира. В странах СНГ она часто воспринимается как часть философской антропологии, раскрывающей сущность и формы существования человека в системе природной и социальной реальности.

С проблемами здоровья человека, обоснованием форм и критериев его гармонического развития, дифференцированных в соответствии с возрастом, полом, этно-тер-риториальной принадлежностью, профессией и другими факторами, связаны медицинская и валеологическая антропология, а также экология человека, изучающая закономерности взаимодействия людей с факторами среды обитания. Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или промышленная антропология, постигающая деятельность человека в системе организации производственной деятельности.

В нашей республике антропологическая наука начала развиваться позже, чем в других странах СНГ. В 1965 г. в Институте этнографии и фольклора АН БССР приступили к подготовке специалистов-антропологов, со временем здесь был создан отдел антропологии и экологии, позднее он был переведен в Институт истории, этнографии и фольклора НАН Беларуси (ныне — Институт истории). Сегодня этот отдел является единственным в республике центром, который осуществляет научные исследования и участвует в подготовке специалистов по профилю «антропология». В 1998 г. цикл работ по экологическим аспектам изменчивости и адаптации, опубликованных специалистами отдела, был отмечен Государственной премией Республики Беларусь.

В 1990-е гг. возрастает интерес к антропологической науке со стороны высшей школы. В 1994 г. в России утверждена новая специальность — «социальная антропология». Государственный образовательный стандарт по ней предполагал комплексную подготовку специалистов, которые бы обладали знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для успешного выполнения научно-исследовательских, учебно-воспитательных, организационно-управленческих, экспертно-консультативных и других функций.

Преподавание антропологии вводится на различных факультетах БГУ. В БГПУ им. М. Танка антропология включается в учебные планы факультетов естествознания и исторического. Ежегодно при активном участии сотрудников Института истории НАН проводятся международные конференции на актуальные темы антропологии и экологии человека, в них принимают участие ведущие отечественные специалисты, ученые стран ближнего и дальнего зарубежья. В научно-исследовательской деятельности большим подспорьем являются гранты. В 1998-1999 гг. осуществлялась работа по теме «Роль биосоциальных факторов в популяционной

изменчивости генодемографической структуры и соматических признаков в связи с процессами адаптации». Грант был поддержан Министерством образования Республики Беларусь, к исследованию привлекались и студенты, которые участвовали в экспедициях, выступали с докладами на конференциях. В итоге было опубликовано 18 научных работ.

Ученые НАН и кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ уже более 15 лет занимаются исследованиями в области современной социальной антропологии, причем одним из приоритетов выступает злободневная проблематика изучения механизмов адаптивного поведения человека в различных социокультурных и природных условиях жизнедеятельности. Такой социально-экологический акцент позволяет представить жизнь современника как сущностно определяемую факторами социокультурной нестабильности, вызовами и угрозами в его отношениях с природной средой обитания. Степень и интенсивность этих факторов особенно возрастают, когда человек оказывается вовлеченным в пространство повседневности, погруженным в заботы обыденной жизни с ее универсальной презумпцией адаптации и выживания. Поскольку сегодня достаточно широко распространено мнение о том, что антропология есть прежде всего наука о повседневной жизни людей, уходящая своими корнями в архаические структуры человеческой ментальности и подсознания, постольку становится очевидной необходимость междисциплинарного синтеза знаний в категориальных структурах современной социальной антропологии, призванной сформулировать принципы адаптивного поведения индивида в условиях социоприродной нестабильности.

В 2012 г. в Белгосуниверситете была начата подготовка студентов в рамках практико-ориентированной магистратуры по специальности «философия и социальная антропология», органично синтезирующая четыре исследовательских стратегии в области антропологической проблематики, каждая из которых получила достаточную апробацию в образовательных технологиях.

В качестве первого содержательного компонента фигурирует физическая (или медицинская) антропология, в которой особое внимание акцентируется на проблемах адаптации человека к экстремальным условиям жизнедеятельности в социально и экологически деформированных ареалах обитания. Данное направление широко представлено в Институте истории НАН Беларуси и, в частности, активно развивается коллективом отдела антропологии и экологии .

Вторая исследовательская стратегия сформирована на основе значительного опыта в области социальной экологии и экологии культуры, накопленного в последние годы сотрудниками кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ. Отличительная особенность этих исследований состоит в проведении системных историко-культурных реконструкций типов экосознания различных этносов и на-

родов мира с целью выявления их антропологической составляющей и ее влияния на формы и методы традиционного и современного природопользования .

В качестве третьего компонента программы выступает социологическая концепция антроподинамики, сконцентрированная на механизмах социокультурной адаптации личности в условиях транзитивного социума. Проблема человеческих ресурсов в современных типах коммуникации и деятельности, детерминированная потребностями реформирующегося общества, его политическими приоритетами, экономическими потребностями и социокультурными предпочтениями, активно исследуется и разрабатывается сотрудниками и преподавателями факультета философии и социальных наук БГУ.

Четвертое направление программы представлено комплексом этнологических и этнографических исследований и разработок, которые широко адаптированы в опыте преподавания различных дисциплин антропологической направленности на историческом факультете БГУ.

Системная конфигурация перечисленных стратегий позволила разработать комплексную программу подготовки специалистов в области современной социальной антропологии и обозначить перспективные векторы развития антропологических изысканий в условиях нестабильных и транзитивных социумов. Важно, что в данной программе последовательно реализован принцип междисциплинарного конституирования социальной антропологии, который на институциональном уровне сопрягается с современными технологиями коллективного творчества в рамках межведомственных исследовательских и образовательных структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем уже первый опыт реализации этого проекта убедительно продемонстрировал необходимость органического синтеза двух фундаментальных традиций изучения проблемы человека: в рамках конкретных научных дисциплин антропологической направленности и в формах собственно философской рефлексии. Обстоятельный анализ актуальности такого синтеза и наиболее перспективных направлений его реализации представлен в .

Принято считать, что идея специального выделения в структуре философского знания антропологической составляющей или раздела, посвященного философской интерпретации бытия человека, возникла в ХVШ ст. и принадлежит И. Канту. Эту точку зрения разделяют многие исследователи, отмечая, что именно он впервые в истории философии системно обосновал необходимость особого раздела, в котором должна специально рассматриваться проблема уникальности человеческого бытия, а сам человек интерпретироваться как бесконечно сложный и загадочный объект интеллектуального умозрения. За несколько тысячелетий существования философии мыслителями различных эпох и цивилизаций, школ и направлений философско-антропологической мысли было выдвинуто и обосновано немало оригинальных концепций о сущности, предназначении и смысле бытия

человека в мире. В них убедительно показано, что философское самопознание нельзя трактовать как чисто логический и рационально-дискурсивный процесс. Скорее он должен быть представлен как неизбывная устремленность индивида на внутреннее самоощущение, некое экзистенциальное самочувствие. Соответственно, для философии человек — всегда тайна, предощущение непостижимости, метафизической неисчерпаемости. Ни наука, ни религия, никакие иные формы культуротворчества не в состоянии аутентично постичь эту тайну и выразить ее сущность в символических кодах культуры. Лишь философия способна приближаться к этой цели, если она разделяет и исповедует чувство изумления перед тайной бытия человека.

Исходя из этой имманентно иррационалистической установки, М. Бубер считает, что антропологическая тема не может быть универсальной и в равной мере присутствовать в любой системе философских представлений о мироздании. Она активизируется лишь в особые эпохи, под воздействием драматических обстоятельств истории и усилий постичь ее неуловимую логику. Философ различал эпохи «обустроенности и бездомности», или, в иной терминологии, «человеческие и внечеловеческие» периоды истории. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, испытывая чувства благополучия и единства с миром вещей. Он пребывает в состоянии гармонии с Космосом, оценивая и рассматривая себя как микрокосм. Классический пример такой гармоничной эпохи — Античность как очевидное воплощение идеалов истины, красоты и благополучия. Конечно, в такие времена проблема человека не является доминирующей в философии. Она уходит на периферию интеллектуальной жизни, уступая место искусству и ценностям обыденного сознания. Однако в истории таких гармоничных эпох было очень немного. Как правило, в ней доминировали периоды «бездомности», когда мир человека оказывался хрупким и уязвимым, подверженным хаосу нестабильности, исполненным драматических событий и испытаний. Именно в такие времена философия неизменно обращала свой взгляд на феномен человека и пыталась осмыслять таинственные пути его бытия в мире.

В философии ХХ в. представлено множество концепций и идей антропологической направленности: персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер и др.), психоаналитической теории (З. Фрейд, А. Адлер, К.-Г. Юнг, Э. Фромм и др.). В конце 1920-х гг. в ряде стран Западной Европы возникает особое течение, претендующее на создание синтетической концепции человека во всей полноте его бытия,- «философская антропология». Основные идеи и методологические установки новой концепции восходят к работам М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера. Эти исследователи на базе огромного массива научных данных о человеке и основных философских его интерпретаций предприняли весьма амбициозную попытку создать фундаментальную науку о сущности человека и формах ее проявления в различных сферах бытия.

Одна из особенностей философской антропологии -активное использование новых научных данных о человеке, и прежде всего — накопленных в науках биомедицинского профиля. В частности, А. Гелен разрабатывает так называемый антропо-биологический подход, в рамках которого определяет человека как незавершенное и «биологически недостаточное существо». В этом одна из причин социокультурной эволюции человека, позволившей ему возвыситься над миром животных и компенсировать свою биологическую уязвимость с помощью культурных ресурсов и возможностей техносферы. Исследовательская программа философской антропологии впервые на системной основе и с привлечением новейших научных данных о человеке выдвигает задачу разработки междисциплинарной стратегии изучения человека как уникального феномена во Вселенной.

Осознание безусловной конструктивности и эвристич-ности синтеза философских и конкретно-научных знаний о человеке стало дополнительным импульсом дальнейшего развития сотрудничества между специалистами Белгосуниверситета и отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси. Так, на базе Института в мае 2014 г. организован филиал кафедры философии и методологии науки БГУ. Данная инициатива существенно активизирует работу по подготовке специалистов в практико-ориентированной магистратуре. Во-первых, она создаст гораздо более эффективные возможности для учебной, производственной и преддипломной практик, выполнения магистерских диссертаций. Во-вторых, позволит более активно и целенаправленно привлекать сотрудников отдела антропологии и экологии к чтению лекций и проведению практических занятий, руководству курсовыми и дипломными работами студентов, а также их магистерскими диссертациями. В-третьих, на системной основе можно будет организовать внедрение результатов совместных научных исследований и разработок в учебный процесс и тем самым обеспечить повышение квалификации преподавательского состава кафедры на базе отдела антропологии и экологии Института истории НАН.

See: http://innosfera.org/2014/11/anthr_imp

Литература

1. Бубер М. Два образа веры.- М., 1995. С. 162.

3. Резник Ю. М. Социальная антропология как учебная дисциплина // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 1998, № 1. С. 164.

4. Тегако Л. И. Основы антропологии и экологии человека / Л. И. Тегако, И. И. Саливон.- Мн., 1997.

5. Тегако Л. И. Современная антропология / Л. И. Тегако, А. И. Зеленков.- Мн., 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *