Современная теология

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 34-39.

Л.. Н. Шабатура, Д. Н. Майоров

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

Рассматривается традиционная философская проблема соотношения разума и веры в контексте социально-философского дискурса. В католическом и протестантском мире попытки доказательства бытия Божия без апелляции к Божественному Откровению наталкивались на справедливые интеллектуальные возражения философов. Однако на православном Востоке в естественной теологии различимы не менее пяти особенностей, позволяющих более миролюбиво осуществлять межрелигиозные и другие коммуникации.

Ключевые слова: естественная теология; естественное Откровение; социально-философский дискурс; коммуникации; мировоззренческий диалог.

Дискурсология — сравнительно моло -дое философское направление, сформировавшееся в значительной мере благодаря работам Мишеля Фуко, рассуждавшего о невербализируемых в традиционных обществах вопросах о природе безумного или сексуальности. Философская дискурсоло-гия активно развивается в западной философии со второй половины XX в. вплоть до настоящего времени. Философия дискурса присутствует в теории универсальной прагматики Ю. Хабермаса («Теория коммуникативного действия», 1981), теории речевых актов Д. Остина («Чужое сознание», 1946) и Д. Серля («Разум, мозг и программы», 1980). Структурно-семиотическое понимание дискурса А. Ж. Грейсмана и Ж. Курте дано в «Объяснительном словаре теории языка». Зародившаяся совсем недавно отечественная дискурсология, в частности ее уральская школа (О. Ф. Русакова, В. М. Русаков, Д. Л. Стровский и др., издательский дом «Дискурс-Пи»), требует еще глубокого философского осмысления: «.. .усилиями отечественных исследователей в настоящее время широко развернулось творческое освоение интеллектуального импорта. И сре-

ди новейших заимствований российских социальных наук у западной мысли особое место занимает понятие дискурса <…> на базе лингвистических новаций зарождается скороспелое направление научной мысли, не обремененное фундаментальной прора-боткой»1. Таким образом, дискурсология продолжает традицию неопозитивистов в изъяснении функции и структуры языка, различимого в элементарных речевых актах, соединенных синтаксисом и семиотикой в предложения и речи, и она является одним из трендов философии постмодерна. Возможен ли в принципе социально-философский дискурс несемиотических проблем философии? Да, конечно, если под словом ‘дискурс’ понимать его исходное значение -«речь, лекция, рассуждение, беседа…». Социально-философский дискурс, таким образом, предполагает изучение философской проблематики под углом социальной практики, и это не просто анализ речи как суммы элементарных коммуникативных актов, а исследование самой способности мышления, взаимопонимания, отношения, эмпатии при осуществлении социальных коммуникаций. Эти коммуникации в данной статье

представлены как мировоззренческие диалоги между философами и теологами христианства, иудаизма и ислама.

Актуальным и имеющим значительную степень научной новизны будет социально-философский дискурс (новая социально-философская парадигма) естественной теологии и естественного Откровения (традиционный философский спор о взаимоотношении веры и разума). В данной работе вслед за классическим католическим мыслителем Фомой Аквинским мы будем понимать под «естественной теологией» способ богопознания «в свете естественного разума» без апелляции к Божественному Откровению2. Вслед за классическим православным философом преподобным Иоанном Дамаскиным «естественным Откровением» мы будем называть то знание о Боге, которое «всеяно нам естественным образом»3. Конечно, ни св. Фома, ни преп. Иоанн Дамаскин не являются авторами терминов ‘естественная теология’ и ‘естественное Откровение’, в указанных работах они говорят о них, но не именуют их так, как мы делаем это теперь. Авторство терминов, пожалуй, уже невозможно установить, но эти мыслители на века определили дух понимания этих дефиниций и своим авторитетом продолжают оказывать влияние на философов и теологов вплоть до наших дней. Понятия ‘естественной теологии’ и ‘естественного Откровения’ почти совпадают, но анализ их все же существующих различий как раз и требует социально-философского дискурса: эти различия значительно влияют на характер социальных коммуникаций на Западе и Востоке, возникающих на почве взаимоотношений веры и знания.

Проект естественной теологии потерпел фиаско в Средневековье. Быть может, поэтому мы не встретим этого фундаментального для католического богословия понятия в многотомных «Католических энциклопедиях» ни на английском (15 томов), ни на русском языке (5 томов). Средневековые философы решали гносеологическую проблему: возможно ли познание Бога без Божественного Откровения? Мы можем вспомнить ничем не закончившийся спор реалистов и номиналистов, бритву У. Оккама, скепсис И. Д. Скота или критику доказательств бытия Бога в «Критике чистого разума» и «Религию в пределах одного разума» И. Канта, убежденность Гегеля в преимуществе философии над

богословием, лишения статуса какой-либо значимости естественной теологии в «диалектической теологии» протестантизма первой половины XX в.

Проект естественной теологии, начавшийся, пожалуй, с онтологического доказательства бытия Божия Ансельма Кентерберийско-го в «Прослогионе» и получивший официальный статус после «Суммы теологии» Фомы Аквинского, вплоть до наших дней сохраняет, на наш взгляд, интенцию непреодолимой силы поставить философию служанкой богословия — «philosophia theologiae ancilla». После энциклики Иоанна Павла II «Fidei et ratio» 1998 г. никакая философская доктрина, в том числе и неотомизм (философия св. Фомы в современной интерпретации), не может именоваться официальной философией католи-цизма4. Однако идея подчиненности философии богословию в католическом мире не исчезала никогда, вызывая справедливое отторжение у секулярной философии.

Естественное Откровение не имеет такой богатой философской рефлексии, как естественная теология. И богословы православного Востока убеждены, что богословие выше философии хотя бы потому, что небо выше земли, а имманентное бытие подчинено трансцендентному. Так, выражение «философия — служанка богословия» родилось именно на Востоке, в работах Климента Александрийского во II в. Но привычного для Запада противостояния веры и разума в странах традиционного православия не встречается. В патристической традиции в трудах Иус-тина Философа, Оргиена, Дионисия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема и Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы мы не встретим противопоставления веры и разума. Они существовали в гармоничном единстве в райском состоянии человека, они повреждены в падшем естестве и враждуют, они снова соединяются в обновленном во Христе человечестве. Католического понятия «чистой природы», способной без Божественного Откровения — естественного и Сверхъестественного — познать Бога, в православном богословии не существует. Поэтому конфликта между двумя законными видами богословия, основанного на разуме или на Откровении, быть не может. Это соотношение хорошо раскрыто в русской религиозной философии в трудах А. Хомякова, И. Киреев-

ского, о. П. Флоренского. Но, пожалуй, самое решительное обоснование необходимости союза веры и разума в деле гармонизации социальных коммуникаций мы встречаем в отечественной академической философии, существовавшей в стенах православных духовных академий России со второй половины XIX в. до первой четверти XX в., когда традиция академической философии у нас в России была насильственно прервана.

После этих предварительных замечаний мы можем приступить к рассмотрению общего и различного в понятиях ‘Естественное Откровение’ и ‘естественная теология’. При семантической близости определений мы с некоторой смелостью соединяем их вместе под общим философским знаменателем и идентифицируем оба этих понятия как единое -‘естественное богословие’. Это тем более необходимо сделать потому, что естественное Откровение такой богатейшей философской традиции, как естественная теология, не имеет. Однако соединяя эти понятия, мы должны помнить об их неустранимых различиях.

На христианском Западе, начиная с «Про-слогиона» св. Ансельма Кентерберийского, доказательства бытия Божия уже не опирались на Священное Писание. Эта искусственная схема разделения веры и разума в постижении Бога не исключает веру, разумеется, но отныне она зачастую опирается на принцип Ансельма: «Правильный порядок требует, чтобы прежде, чем приняться судить о вере разумом, мы имели глубокую веру, но мне видится пренебрежение в том, если, будучи укрепленными в вере, мы не будем стремиться понять, во что мы веруем»5. Иными словами, это знаменитое credo ut intelligam и эта парадигма прослеживаются до наших дней. Более того, по мнению католиков, собственно христианская философия, строго говоря, невозможна, так как богооткровенная теология — это уже не философия, пишет прот. Василий Зеньковский6. Философия — служанка такой теологии, и она не может считать имущество госпожи своей собственностью. Однако и госпожа (теология) ослабнет, если изгонит служанку (философию), считает известнейший католический богослов Этьен Жильсон7 (1884-1978). В католическом, протестантском богословии и в современной философской теологии Божественное Откровение искусственно вынесено за рамки естественного богословия. Например, перед

прочтением известнейшего Гиффордовского курса лекций по естественной теологии (они читаются с 1888 г. в четырех ведущих шотландских университетах) известного британского специалиста в области математической физики, священника Англиканской Церкви Джона Полкинхорна попросили придерживаться принятой традиции — не опираться на Откровение даже при объяснении Никейско-го Символа веры!8

В восточно-православной философской традиции такого противопоставления нет. Заведующий кафедрой философии Московской духовной академии профессор В. Д. Платонов-Кудрявцев (умер в 1891 г.) опровергал мнение тех, кто говорит, что философия не нужна, когда есть Откровение, как не нужно пламя свечи, когда воссияло солнце. Он же считал, что философия необходима, как само зрение, ибо без него не увидеть не только пламя свечи, но и само Солнце. Это убедительная актуализация философии уже не как служанки богословия, но как ее необходимейшей ча-сти!9 Однако он же полагал, что естественная теология нуждается в дополнении Откровением, само по себе оно недостаточно, слабо, и совсем необязательно, что оно приведет к богопознанию10. Следовательно, определения естественной теологии в восточном и западном христианстве при сохранении общей онтологии различаются гносеологически.

Существуют как общие признаки естественного богословия в Православии и иных религиозных монотеистических мировоззрений, так и коренные отличия. Сформулируем их.

Два важнейших общих принципа естественной теологии, присутствующих в иудаизме, христианстве, исламе, можно сформулировать так:

A. Познание Бога доступно каждому человеку в силу его богосотворенности и богопо-добия. Оно всеяно в его природу и раскрывается через созерцание природы и самопознание.

B. Этот способ богопознания весьма ограничен в силу поврежденности человеческой природы грехом и нуждается в Божественном Откровении, ибо является необходимым, но отнюдь не достаточным основанием. Это только первый шаг на пути познания Бога.

Эти принципы, конечно, справедливы и для Православия. Однако в мировоззренческих диалогах можно обнаружить не менее

пяти отличий естественной теологии православия:

1. Цель православной естественной теологии — не просто возвестить учение о бытии Бога, но привести участника диалога к учению о Логосе как о втором Лице Святой Троицы, Слове, предвечно существующем и воплотившемся от Девы, т. е. о Сыне Божьем.

2. Методы Логосного богословия при изложении космологического и телеологического аргумента бытия Божия.

3. Учение о нетварном характере Божественных энергий (свт. Григорий Палама).

4. Отсутствие в православии понятий ‘чистая природа’ человека и его ‘света разума’, способного самостоятельно познать Бога, и, как следствие, четкое указание на то, что только Бог является причиной способности человека к естественному умозрению.

5. Модель независимости во взаимодействии науки и религии.

Следовательно, православие может представить два общих принципа (А и В), присутствующие в естественной теологии монотеистических религий. Это делает возможным участие православия в мировоззренческих диалогах не только с христианами, но и с мусульманами и иудеями. Есть и два коренных отличия христианской естественной теологии от естественной теологии этих религий единобожия (первое и второе отличие из пяти): всем известно, что учение о Троице и Боговоплощении иудаизм и ислам отрица-ют11. Третье, четвертое и пятое отличие глубоко фундированы в естественную теологию православия, но они практически отсутствуют в естественной теологии протестантизма и католицизма. Зато первые два отличия от иудаизма и ислама есть у православных, католиков и протестантов, они совпадают.

Итак, общими естественно-теологическими вопросами в социальных коммуникациях монотеистических мировоззрений остаются основные положения, которыми руководствуется человеческий ум при исследовании вопроса о бытии Бога, Божественного происхождения мира и Божественного Промысла, в нем действующего, — словом, тех вопросов, которые предложены самой природой каждому мыслящему человеку. Однако есть и пять отличительных черт, которые позволят православным участникам диалога представить свое видение естественной теологии. Доказательство этих общих и отличитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных черт православной естественной теологии проведено в работах одного из авторов данной статьи12. К этим пяти существенным отличиям добавляются еще разделы православного вероучения о Единстве Божьем, Троичности Лиц Бога, творении мира и про-мышлении Бога о нем, о Воплощении Сына Божия, о Церкви — экклесиологии, о конце мира и Божьем Суде — эсхатологии. В этих разделах прежде раскрытия на их основе Божественного Откровения всегда приводятся доводы естественного рассудка, подобно тому, как это делал Фома Аквинский в «Сумме теологии», но при этом сохраняется неповторимое своеобразие православного метода богословствования. В коммуникации мировоззрений эти существенные отличия представляют ценность для плодотворного и взаимообогащающего диалога для религий друг с другом. При всей открытости диалога мировоззрений методами естественной теологии остается неприкосновенным запас внутреннего содержания традиционных религиозных культур России и всемирно признанного значения российской культуры. Эти нравственные, религиозные, культурные ценности не нивелируются таким диалогом, но получают импульс развития от плодотворного соприкосновения родственных культур13. Новое развитие получает антропологическое измерение аксиологических проблем совре-менности14, в коммуникациях мировоззрений ценности рождаются из имманентно присущей человеку способности богосозерцания и имплицитного устремления к идеалу.

В настоящее время интерес философского сообщества к естественной теологии возрастает — как на Западе (А. Платинга, Р. Суинберн, А. МкГрат, С. Яки, И. Барбур, Д. Х. Брук), так и в России (В. К. Шохин, А. Р. Фокин, П. Б. Михайлов, Г. В. Вдовина, прот. Кирилл Копейкин). В качестве примера можно привести неослабевающий интерес к наследию англиканского богослова Уильяма Пэйли (1743-1805). Его книга «Естественная теология» (1802) выдержала огромное, вряд ли исчислимое, количество переизданий в США и Западной Европе. Уже к 1809 г. она стала бестселлером, выдержав 9 изданий15. Происходит возрождение философской теологии, ищущей новых сил и импульсов у прежде отринутой естественно-теологической парадигмы мышления. И в этом мировоззренческом диалоге разных религиозных и фило-

софских культур укорененные в глубокой древности православные традиции естественной теологии могут сыграть положительную, созидающую роль сближения. Естественное Откровение как метод начального богопо-знания рождался в некогда неразделенной на Запад и Восток христианской Церкви первого тысячелетия, и православие, по признанию видных западных богословов, наиболее бережно хранит ее первоначальные смыслы, и может обогатить ими участников межрелигиозного диалога16. В условиях российской действительности естественная теология представляет один из проектов обеспечения межрелигиозного мира, и поиск общих компромиссных оснований для многих российских исследователей находится под большим вопросом17.

Таким образом, социально-философский дискурс естественной теологии и естественного Откровения, проведенный социально-философский анализ позволяют сделать вывод о том, что естественная теология православной церкви имеет свои индивидуальные черты, отличающие ее от естественного богословия не только иудаизма и ислама, но и от естественной теологии католицизма и протестантизма. В коммуникации мировоззрений эти существенные отличия представляет ценность для плодотворного и взаимообогащаю-щего диалога не только религий друг с другом, но и с представителями нерелигиозных мировоззрений — прежде всего с научным российским и мировым сообществом.

Примечания

Можно ли познать Бога в свете естественного разума (еще) в этой жизни?). С. 138.

4 Энциклика «Вера и разум» (FIDES ET RATIO) Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. М. : Изд-во Францисканцев, 1999. С. 65: «Другим типом философских размышлений является философия, которую многие называют христианской. Этот термин сам по себе обоснован, но его не следует понимать превратно: он не должен наводить на мысль, что существует какая-то официальная философия Церкви, ибо вера как таковая не является философией. Скорее, он обозначает христианские философские размышления, умозрительные рассуждения, которые возникли в живой связи с верой». С. 103.

5 Жильсон, Э. Философ и религия / пер. с фр. К. Демидова. М. : Гнозис, 1995. С. 64.

6 См.: Зеньковский, Василий, протоиерей. Основы христианской философии. М. : Рус. цивилизация, 2010. С. 6.

7 Жильсон, Этьен. Философия в средние века. М. : Культур. революция : Республика, 2010. С. 182.

8 См.: Полкинхорн, Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу-вверх». М. : ББИ, 1998. С. 10.

9 См.: Платонов-Кудрявцев, В. Д. Введение в философию. М. : Тип. М. Г. Волчанинова, 1890. С. 66.

10 См.: Платонов-Кудрявцев, В. Д. Сочинения : в 3 т. Т. 2. Исследования и статьи по естественному богословию. Вып. 3. Сергиев Посад : Изд. Братства преп. Сергия, 1893. С. 208: «Но прежде, чем мы перейдем к изложению и оценке этих доказательств , мы должны устранить принципиальное возражение против самой их возможности, возражение, которое для нас тем важнее, что, по-видимому, исходит из той же точки воззрения на источник и глубочайшее основание полной уверенности в бытии Божества, которое разделяем и мы. Этот источник мы нашли не в самостоятельной деятельности умозаключающего рассудка, но в религиозном сознании, в реальном и живом воздействии на наш дух высочайшего объекта религии, — Существа бесконечного. Но если так, то и последнего заверения этой истины мы должны искать в том же религиозном со-

знании, в вере, и нигде вне ея, менее всего в абстрактной деятельности рассудка. Говоря иными словами, «чистой», вне действия Бога, абстрактной деятельности рассудка не бывает — к каким бы выводам о бытии Бога этот рассудок не пришел. С. 208.

12 Там же; Майоров, Д. Социально-философские аспекты естественной теологии. Солидарность общества, межрелигиозный диалог, диалог верующих и неверующих граждан методами естественной теологии. LAP LAMBERT Academic Publication, 2013. С. 63-80.

13 См.: Шабатура, Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности : дис. … д-ра филос. наук. М., 2004. С. 362: «…традиция определяет культуру как, в первую очередь, духовный процесс, а не как прагматизацию нашей морали и нравственности, к которой подводит цивилизация. Традиция представляет культуру не просто как систему сложившихся ценностей, а как духовное воспроизводство и самовоспроизводство человека посредством постоянного совершенствования этих социокультурных ценностей в поле традиции».

16 Энциклика «Свет Востока» (ORIENTALE LUMEN) Его Святейшества Папы Иоанна Павла II к епископам, клиру и верующим по случаю столетия апостольского послания «ORIENTALIUM DIGNITAS» папы Льва XIII) » // Дельфис. 1998. № 13. С. 30: «Поскольку мы действительно верим, что достойное древнее предание Восточных Церквей представляет собой неотъемлемую часть наследия Церкви Христовой, то для католиков изначально необходимо познание его с тем, чтобы питаться им и содействовать, в меру возможности каждого, процессу единства».

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 1 (10). С. 203-208 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 21:1

Теологическая самоидентификация: к постановке проблемы

Т. В. Пешкова, Т. В. Быкова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена анализу проблемы теологической самоидентификации личности.

Ключевые слова: самоидентификация, теология, онтология, бытие, сущее, религиозный опыт, аскеза, герменевтика, типос.

В настоящей статье попытка рассмотрения феномена теологической са-моиндентификации человека осуществляется посредством типологического метода, развитого в христианской герменевтике.

Актуальность и значимость философского осмысления феномена теологической самоидентификации личности продиктованы, по крайней мере, двумя важнейшими обстоятельствами: с одной стороны, общемировой антропологической ситуацией, разрушающей классическую европейскую модель человека, ее гуманистическую направленность, а с другой, — тем, что в этих условиях сам человек стал резко, неконтролируемо меняться, менять себя, и эти изменения, эта неведомая и непонятная антропологическая динамика явно становятся главным, решающим в динамике всей Глобальной Системы.

Осуществление феномена теологической самоидентификации включает два аспекта: сбор информации об интересующей индивида религиозной доктрине и систематическую интерпретацию собранного им материала с целью установления ее значения. Ввиду разнообразия религий человечества дать приемлемое определение теологической самоидентификации достаточно сложно. Адепты веры (Ьотоге^^ш (человек религиозный)) разных религиозных традиций будут иметь различные структуру, природу и динамику религиозного опыта. Иными словами, ядро, центр тяжести каждого вероучения имеет свои специфические особенности, и попытки сравнений могут скрыть их уникальные аспекты. Отсутствие точных определений означает, что всегда будет наблюдаться ряд случаев, относительно которых нельзя прийти к однозначному мнению.

Так, например, Фома Аквинский, рассуждая о предмете теологии, полагает, что таковым выступает Бог в аспекте своей божественности (сущности, но не проявлений): duessubrationedeitatis; Иоанн Дунс Скот делает заключение о том, что теология — самая трудная из образовательных дисциплин на основании такого критерия, как сложность ее объекта. Принципиальная непредметность Бога зафиксирована Ансельмом Кентерберийским («одно

дело, когда вещь есть в разуме, а другое дело, когда разум мыслит ее как то, что есть») . А, к примеру для сравнения, в буддизме тхеравады («Пути старших») роль богов второстепенна и незначительна.

Таким образом, элементы, являющиеся основополагающими в одних религиях, могут оказаться не столь существенными в других. Отсюда возникает сложность сравнительного признака, критерия, типичности.

Дальнейшее исследование показывает, что существуют сомнения и относительно пределов нейтральности и субъективности в изучении проблемы теологической самоидентификации. Обычно человек не может быть адептом более чем одной религии, поэтому необходимо внести ясность относительно того, что означают в религиозном сознании понятия объективности и субъективности.

Религия может, как считается, быть субъективной, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, практика религии включает внутренние опыты и ощущения, например, ощущение Бога, направляющего жизнь верующего. Здесь в религию вовлекается элемент субъективности в смысле индивидуального опыта. Религия может считаться субъективной, потому что критерии, в соответствии с которыми постигается ее истинность, могут быть неясны и труднодостижимы, поэтому не существует очевидных тестов на «объективность», как это бывает при проверке положений, относящихся к физическому миру. Коротко говоря, исследователь с первых шагов обнаруживает проблему познания феномена с его внутренней, индивидуальной стороны, которая незаметна при прямом рассмотрении.

При работе же с текстами, описывающими религиозные феномены, есть возможность отделить те эмоции и чувства, которые эти источники пробуждают и выражают, и, тем самым, попытаться достичь позиции нейтральности исследования, лежащего одновременно в двух плоскостях — индивидуального религиозного опыта и точки зрения, фиксированной в тексте, вероучительной доктрине, Священном Писании.

Что же до религиозного и аскетического опыта, то религиозный опыт как таковой актуален всегда: религиозное измерение в человеке существует и никуда не исчезает, покуда человек есть человек. И как опыт о человеке сегодня он более актуален, чем прежде. Опыт же аскетический выделяется еще особой сосредоточенностью на индивиде, он весь строится как развитие некоего активного подхода к антропологической реальности как четко поставленной и методично решаемой задачи о человеке. Благодаря отчетливой отрефлексированности и методической строгости, древняя школа аскезы — с виду предельно узкий, частный подход к человеку — несет в себе на поверку цельный взгляд на человека, цельную антропологическую модель. Модель эта основана на иных общих интуициях, иных понятиях, чем классическая европейская модель, она строится в ином дискурсе и потому сегодня представляет собой почти неосвоенный ресурс сознания в его усилиях разгадать происходящее с человеком.

Как известно, философия различает бытие и сущее, онтологическое и онтическое. Когда мы говорим об онтологическом восхождении, мы имеем в виду изменение самого способа (образа, горизонта) бытия человека. И это

изменение неосуществимо только изнутри и только собственными усилиями. Разумеется, есть обширный диапазон изменений вполне радикальных, но остающихся в рамках здешнего горизонта бытия. Такие изменения называются в философии онтическими. Таким образом, есть область онтологического, относящегося к бытию, и область онтического, относящегося к сущему. И подъемная — онтологическая — сила может принадлежать только иному, нездешнему плану бытия. Православие оперирует именно этой логикой: оно говорит о том, что подъемную силу дают человеку божественные энергии. В иных терминах задача обретения онтологической подъемной силы обозначается как стяжание благодати.

В рамках данной статьи мы не будем подробно затрагивать механизмы реализации теологической самоидентификации, нам важно определить, т. е. очертить границы области, территории, карты, выражаясь языком психоанализа, области, где мы можем обнаружить этот феномен.

В своем исследовании этих границ в теологическом ключе мы обратились к трудам св. Иоанна Златоуста (347-407 гг.) — архиепископа Царьграда, именуемого «великим вселенским учителем Церкви» . Константинопольский святитель Хрисостом (Златоуст — это русская или церковнославянская калька с греч.) посвятил герменевтические труды греческим понятиям, анализу платоновской «притчи о пещере».

В греческой философии существовала тенденция, реализованная в онтологии Платона, — мыслить сущее двойственным: истинно сущее представлялось скрытым от человека, а видимое, явленное понималось как тень сущего. Эта двойственность мира особенно наглядно представлена в притче о пещере, которая построена на антитезе «пещера — солнечный мир»: первое в этом случае изображает мир явленный, а второе — мир идей, истинно сущий . Переход из одного состояния в другое, который состоит в раскрытии сокрытого сущего, т. е. в обнаружении того, «что есть сущее в том или ином случае», по Платону, и есть (лm5sía), которая понимается как постоянное преодоление без — образованности (алагЗ^Ыа): и первое, и второе, таким образом, находятся в существенной связи, и одно не мыслится без другого. В таком случае (ла1^а), понятая как расплавляющая чеканка, и сопровождающее ее формирование образа по первообразу, эталону, состоит, главным образом, в приведении разума от теней (образов) к идеям (первообразам). Эти два принципа, «акш — aA^0sш» и «лш5sía», легли в основу типологического метода в христианской герменевтике, развитого св. Иоанном Златоустом.

Герменевтика Хрисостома представляет собой пример уникального философского и культурного синтеза. В своих толкованиях библейских сюжетов св. Иоанн следует уже сложившейся герменевтической традиции антиохийской школы, вносит в нее ряд изменений, реформирует ее своим учение о типосе.

Таким образом, с одной стороны, типос — это сам след, оставленный кем-то или чем-то, а с другой — это и та форма, которую данный след имеет. При этом отпечаток-след, оставленный печатью, не единственный, но может быть воспроизведен еще множество раз. У типоса (следа) всегда есть то, что его оставило, при этом последнее всегда совершеннее и полнее первого.

В творениях св. Иоанна типос оказывается и педагогическим термином: процесс воспитания он описывает как запечатление в душе ребенка благих нравов: «Если в неокрепшей еще душе будут отпечатаны (evcunraBn) благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью (типод). Ты имеешь в нем существо еще робкое, дрожащее, боящееся и взгляда (oyig), и слова (р^ця), всего, чего угодно: используй власть (ap%q) над ним, для того, что должно» .

В толковании одного из значимых и трудных библейских фрагментов -явления царя-священника Мелхисидека, образе, который традиционно представляет сложность для понимания, св. Иоанн Златоуст пишет следующее: «…ему предстояло (s^sAAsv) быть и типосом Христа. …Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Но как, скажешь, возможно человеку.? Ты слышал, что он был типосом: итак, не изумляйся и не ищи в типосе всего; он не был бы и типосом, если бы имел все, что только свойственно несокрытости (aA^Bsia)… Видя типос, помышляй о несо-крытости (aA^Bsia), и дивись силе Божественного писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть (та ^sAAovra sosoBai) в последствии» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типос почти всегда связан с формами глагола (цеААю) — предстоять, надлежать, что указывает на его связь с событиями грядущего, того, что должно произойти. Так же как след, оставленный ногой, повторяет форму ноги, но ею не является, так и тень (oKia), отбрасываемая событиями (aA^Bsia), сохраняет (siK®v) внешний вид несокрытости, но ей нетождественна. Тень же по существу и есть типос «tunog-dA^Bsia». Златоуст уравнивает их, и в его экзегезе они становятся своего рода синонимами. В прошлом отпечатано настоящее, а в настоящем — будущее, отпечатки же эти суть типосы.

При первом приближении становится очевидным, что религиозная область типосов имеет различные формы и уровни выражения, постигаемые посредством высокоорганизованного духовного опыта, аскетических практик, «практик себя».

Попытка концептуализации теологической самоидентификации через аспекты и структуры религиозных типосов как особого горизонта в онтологическом бытии обнаруживает выражение первичной бытийной установки, ядра или генеративного пласта . Однако это ядро может быть глубоко скрытым так, что его выявление может оказаться затруднительным. Школа духовной традиции и практики служит руслом, по которому мы можем войти в эти глубинные измерения исследуемого предмета.

Ключевой концепт обожевания, в толковании фрагмента о Мелхиседеке как типосе Христа, св. Иоанн Златоуст открывает генеративный пласт первичных бытийных установок. Каковы же кардинальные особенности этих структур?

Позволим себе предположить, что если всякий опыт, по Гегелю, есть «акт сознания», несущий определенный «поворот сознания» , то «поворот», связанный с религиозным опытом, равно как и с философским опытом, относится к восприятию сознанием феномена человеческого существования в его цельности, как целостный подход человека к самому себе. Суть в том, что теологический типос и есть «феномен человека», идеал, в его запредельном устремлении, воиспроизводящий идентичность в главном, консти-туитивном принципе. Эта внутренняя стуктура необходимо переходит с дискурса теологического в антропологический, и, следовательно, позволительно использовать эти понятия как равносильные — это иной антропос.

В чем же его инаковость? Это свойство инаковости проявляется посредством осознанного осуществления этой первичной бытийной установки, ядра, генеративного пласта религиозного сознания человека.

Итак, попытка анализа теологической самоидентификации человека приводит к выводу, что этот феномен принадлежит к числу ключевых характеристик самосознания личности. Вместе с ним кардинально меняются в ходе реализации стратегии духовной практики. В концептуальную основу исследования мы положили учение о типосах св. Иоанна Златоуста, работы в рамках синергийной антропологии С. С. Хоружего.

Наш анализ аспектов и структуры религиозных типосов как особого горизонта в онтологическом бытии обнаруживает, что они включают в себя важнейший общий элемент или блок первичных бытийных установок, в рассмотрении которых и следует начать искать универсальное. Во всех случаях в центре религиозной сферы — Бог. Говоря философски, Бог — вершина религиозного дискурса и его полагающий, производящий, конституирующий принцип.

1. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. -М. : АСТ, Минск : Харвест, Совр. литератор, 2001. — 1312 с.

2. Максутов И. Х. Хайдеггер и Златоуст // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 2008. — № 4. — С. 26-38.

3. Платон. Соб. соч. : в 4 т. / Платон. — М. : Мысль, 1994. — Т. 3.- 654 с.

5. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. — М. : Изд-во гума-нит. лит., 1998. — 352 с.

Theological Self-identification: Formulating the Problem

T. V. Peshkova, T. V. Bykova

Irkutsk State University, Irkutsk

The article considers the problem of theological self-identification of a person.

Пешкова Татьяна Викторовна — религиовед, соискатель кафедры философии и методологии науки факультета религиоведения и теологии Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410, тел. 8(3952)334372, e-mail: 518214@mail.ru

Быкова Татьяна Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки факультета религиоведения и теологии Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410, тел. 8(3952)334372, e-mail: tanvla@mail.ru

Направление подготовки Теология ориентировано на потребности рынка в работниках со светским высшем образованием, компетентным в области православной теологии. Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки Теология являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.

Современный теолог, завершивший обучение по программе высшего уровня профессионального образования (магистратура) должен обладает высоким уровнем компетентности для осуществления научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой деятельности в образовательных учреждениях, в сферах межконфессиональных отношений, взаимодействия религиозных объединений, государственных структур, и религиозных организаций, проведения экспертизы при органах государственного и муниципального управления.

В целом профессиональная и общекультурная компетенция магистра представляет в перспективе основание для реализации инновационных программ подготовки высококвалифицированных кадров в аспирантуре, докторантуре и других формах пополнения интеллектуального ресурса страны.

Цель программы: подготовка современных, компетентных, высококвалифицированных теологов-профессионалов, обладающих глубокими знаниями базовых предметов теологии, владеющих методологическим и методическим инструментарием исследования конфессии, современных религиозных процессов и инновационными технологиями образовательного процесса, в том числе коммуникативными практиками, логикой и практикой аргументации, а также инновационными информационно-коммуникационными технологиями, способных осуществлять организацию управления в учебных и научно-исследовательских коллективах, различных общественных, коммерческих, государственных организациях, в отделах по связи государственных органов с религиозными объединениями, умеющих использовать знание природы и специфики современных религиозных процессов, их связи с тенденциями социально-экономического и духовного развития общества и на этом основании делать прогнозы и выдавать компетентные рекомендации.

Выпускники могут работать в качестве преподавателей в высших учебных заведениях, учреждениях среднего профессионального и общего образования, реализуя инновационные формы обучения по профилям религиоведения и смежных дисциплин; осуществлять экспертно-консультативную деятельность в различных организациях среднего и высшего профессионального образования, органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях культуры и СМИ. Магистры могут выступать в роли координаторов межконфессиональных и международных программ и проектов в регионе и муниципальном образовании, предлагать решения конфликтных ситуаций межконфессионального уровня, обрабатывать аналитическую информацию для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; осуществлять общую и научную редакцию религиозной и религиоведческой литературы, выполнять подготовку учебных и учебно-методических пособий, литературы и материалов в области религиоведения и смежных дисциплин.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ

Тема: Политология.

1. Политология — это наука, изучающая

A) общие закономерности и принципы организации и функционирования политической сферы человеческого общества

B) психологические факторы политического поведения людей

C) строение общества и поведение людей в нем

D) процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений

E) регулирование отношений и поведения людей в процессе общественной жизни

Верный ответ: A

2. Объектом политологии является

A) политическая система и жизнь общества

B) экономическая сфера жизни общества

C) закономерности становления, функционирования и изменения политической власти

D) политические партии

E) закономерности становления судебной системы

Верный ответ: A

3. Основными методами политологии являются

A) безопасный

B) системный

C) исторический

D) безсистемный

E) географический

F) психологический

G) бихевиористский

H) институциональный

Верный ответ: B, C, G, H

4. Предметом политологии являются

A) закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, развитие политических процессов

B) социально-экономическая сфера жизни общества

C) политика, политическая сфера жизни общества

D) политические партии, организации и движения

E) закономерности становления судебной системы реальность, данная нам в ощущениях

Верный ответ: A

5. Под субъектами политики понимают

A) отдельных граждан и организации, разрабатывающих и осуществляющих политику

B) семьи, производственные коллективы

C) организации, на которые направлена политика

D) группы поддержки

E) религиозные учреждения

Верный ответ: A

6. Функция политологии, призванная разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов

A) прогностическая

B) методологическая

C) аксиологическая

D) регулятивная

E) мировоззренческая

Верный ответ: A

7. Политология входит в систему

A) гуманитарных и социально-экономических дисциплин

B) философских дисциплин

C) исторических дисциплин

D) психологических дисциплин

E) правоведческих дисциплин

Верный ответ: A

8. Под объектами в политике понимают

A) отдельных граждан и организации, на которых направлена политика

B) государственные учреждения

C) отдельных граждан, осуществляющих власть

D) отдельные учреждения, организации, осуществляющие политику

E) политические партии

Верный ответ: A

9. Политика- это

A) искусство управления государством и обществом

B) система законодательных актов

C) отношения между людьми одной национальности

D) организаций производственной сферы

E) выборы в законодательные органы

Верный ответ: A

10. Теологи объясняют, что

A) политика определяется богом

B) политика определяется географическими факторами

C) политика зависит от правителя

D) политика зависит от соседних государств

E) политика определяется отношениями классов

Верный ответ: A

11. Геополитический подход к объяснению политики состоит в том, что она определяется

A) естественными факторами

B) богом

C) отношениями между классами

D) чертами характера правителя

E) желаниями граждан

Верный ответ: A

12. Политология с древнегреческого языка переводится как

A) учение о государстве

B) власть народа

C) структура общества

D) власть одного

E) власть олигархов

Верный ответ: A

13. Категория, используемая в политологии из социологической науки

A) прогресс

B) партия

C) формация

D) государство

E) избирательная система

Верный ответ: A

14. Политика имморализма, выраженная в формуле «цель оправдывает средства», есть

A) макиавеллизм

B) бонапартизм

C) волюнтаризм

D) национализм

E) сепаратизм

Верный ответ: A

15. Концепция политики, исходящая из всеобъемлющей политизации общества, политического командования экономикой, культурой и т. д.

A) тоталитарная

B) анархистская

C) либеральная

D) консервативная

E) теократическая

Верный ответ: A

16. Интегральный характер политологии характеризуется тем, что

A) политология включает весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом

B) политическая наука складывается из основных направлений внутренней политики

C) политические знания формируются на основе обобщенного глобального исторического опыта

D) политология изучает международные отношения независимых государств

E) политология анализирует историю политических идей

Верный ответ: A

17. К французской школе современной зарубежной политологии принадлежит известный политолог

A) М. Дюверже

B) К. Райт

C) С. Липсет

D) Р. Дарендорф

E) С. Хантингтон

Верный ответ: A

18. Выдающийся представитель средневековой политической мысли

A) А. Августин

B) В. Паретто

C) Дж. Локк

D) Ж.-Ж. Pуcco

E) Ш.-Л. Монтескье

Верный ответ: A

19. Представитель политической мысли Древнего Востока

A) Конфуций

B) Платон

C) Фома Аквинский

D) Сократ

E) М. Вебер

Верный ответ: A

20. Представителем политической мысли Древней Греции является

A) Аристотель

B) Конфуций

C) Лао-цзы

D) Фома Аквинский

E) Томас Мор

Верный ответ: A

21. Фома Аквинский является представителем политической мысли

A) средневековья

B) древнего Востока

C) древней Греции

D) древнего Рима

E) нового времени

Верный ответ: A

22. Жан-Жак Руссо является представителем политической мысли

A) Нового времени

B) Средневековья

C) Древней Греции

D) Новейшего времени

E) Эпохи Возрождения

Верный ответ: A

23. Мыслителем Востока, автором «Тракта о добродетельном городе» является

A) аль-Фараби

B) Навои

C) Низами

D) Ибн-Рушда

E) Конфуций

Верный ответ: A

24. Трактат «О добродетельном городе» принадлежит

A) аль-Фараби

B) Полибию

C) Сократу

D) Титу Лукрецию Кару

E) Диогену

Верный ответ: A

25. «Макиавеллизм» — это определение соотносят с высказыванием

A) оправдыванием достижения цели любыми средствами

B) властью толпы

C) произволом, самодурством

D) недооценкой принципа разделения властей

E) верой в светлое будущее

Верный ответ: A

26. Мотив подчинения, делающий власть наиболее стабильной

A) интерес

B) убеждение

C) страх

D) вера

E) принуждение

Верный ответ: A

27. Если власть установлена на основе Конституции, то такая власть является

A) легально-легитимной

B) наследственной

C) патриархальной

D) божественной

E) принудительной

Верный ответ: A

28. Власть — это

A) отношения между людьми, где воля и действия одних господствуют над волей и действиями других

B) насилие

C) принуждение

D) профессия

E) отношения между суверенными государствами

Верный ответ: A

29. ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ БАЗИРУЕТСЯ НА:

A) полководческом искусстве

B) обычаях

C) авторитете

D) интересах

E) традициях

F) способностях

Верный ответ: B, E

30. Автором патерналистской концепции власти является

A) Конфуций

B) Аристотель

C) Платон

D) Каутилья

E) Сократ

Верный ответ: A

31. Власть, осуществляющаяся с помощью научных знаний, есть

A) духовная власть

B) принудительная власть

C) социальная власть

D) харизматическая власть

E) личная власть

Верный ответ: A

32. Автором теории разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную является

A) Ш. Монтескье

B) Э. Дюркгейм

C) Д. Локк

D) К. Маркс

E) Э. Бёрк

Верный ответ: A

33. Авторство теории «Лисы» и «Львы» принадлежит

A) В. Парето

B) Г. Моска

C) Г. Алмонду

D) Р. Михельсу

E) Платону

Верный ответ: A

34. Власть, выступающая по отношению к другим в качестве верховной

A) политическая

B) теократическая

C) экономическая

D) военная

E) бюрократическая

Верный ответ: A

35. Доминирующая над всеми остальными форма власти

A) политическая

B) экономическая

C) религиозная

D) производственная

E) духовная

Верный ответ: A

36. Наиболее совершенной формой правления Аристотель считал

A) политию

B) тиранию

C) олигархию

D) аристократию

E) демократию

Верный ответ: A

37. Обоснование теологической концепции власти характерно для политических учений эпохи

A) Средневековья

B) Эпохи Возрождения

C) Нового времени

D) Просвещения

E) Реформации

Верный ответ: A

38. Идея разделения власти заключается

A) в разграничении специфики их функционирования

B) в своеобразии их роли в политической сфере

C) в предотвращении конфликта

D) в осуществлении их взаимного контроля

E) в способах формирования структуры

Верный ответ: A

39. Субъектом политики человека делает

A) активная политическая деятельность

B) уровень образования

C) правовая культура

D) информированность о политических фактах и событиях

E) профессиональная подготовленность

Верный ответ: A

40. Зарождение силовой концепции власти связано с именем

A) Н.Макиавелли

B) М.Вебера

C) М.Фуко

D) Э.Тофлера

E) Г.Алмонда

Верный ответ: A

41. Первая в истории конституционная монархия установилась в результате

A) английской революции

B) французской революции

C) гражданской войны в США

D) революции 1917 г. в России

E) гражданской войны в Испании

Верный ответ: A

42. Взаимосвязь этнической и политической действительности изучает наука

A) этнополитология

B) этнология

C) этнография

D) этносоциология

E) этнопсихология

Верный ответ: A

43. Основоположником теории этнополитической общности казахстанцев является

A) Р. Абсаттаров

B) А. Калмырзаев

C) М. Сужиков

D) Т. Сарсенбаев

E) Г. Малинин

Верный ответ: A

44. Политика, регулирующая национальные отношения в государстве, есть

A) национальная политика

B) национальный вопрос

C) национальное самосознание

D) национальная безопасность

E) национальный интерес

Верный ответ: A

45. Понятие «политическая система общества» аналогично древнегреческому слову

A) полития

B) автаркия

C) полис

D) демократия

E) монархия

Верный ответ: A

46. В зависимости от концентрации и распределения власти, политические системы подразделяют на

A) централизованные и децентрализованные

B) модернизированные и традиционные

C) демократические и автократические

D) соревновательные и социопримирительные

E) прогрессивные и реакционные

Верный ответ: A

47. Автором теории политической системы является

A) К. Дойч

B) Д. Истон

C) М. Дюверже

D) Г. Алмонд

E) Т. Парсонс

Верный ответ: A

48. Важнейшим элементом политической системы общества является

A) государство

B) нация

C) социальная группа

D) политическая культура

E) церковь

Верный ответ: A

49. Функциеи «входа» политической системы является

A) артикуляция интересов

B) агрегирование интересов

C) выработка новых правил и норм

D) реализация существующих правил и норм

E) контроль за соблюдением установленных правил

Верный ответ: A

50. Родоначальником теории социальных систем является

A) Т. Парсонс

B) Д. Истон

C) Ж. Блондель

D) Г. Спиро

E) Г. Алмонд

Верный ответ: A

51. Основоположником теории политических систем является

A) Д. Истон

B) Н. Макиавелли

C) Т. Гоббс

D) Е. Вятр

E) Г. Алмонд

Верный ответ: A

52. Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово

A) полития

B) полис

C) автаркия

D) демократия

E) монархия

Верный ответ: A

53. Сущность функции политической коммуникации, выполняемой политической системой заключается в

A) различных взаимодействиях между элементами политической системы

B) урегулировании конфликтов, наложении наказаний

C) приобщении членов общества к политической деятельности

D) контроле над соблюдением законов и правил

E) разработке правил и законов, регулирующих поведение людей и групп в обществе

Верный ответ: A

54. Сущность функции артикуляции интересов, выполняемой политической системой заключается в

A) предъявлении требований к тем, кто вырабатывает политические решения

B) различных взаимодействиях между элементами политической системы

C) разработке правил и законов, регулирующих поведение людей и групп в обществе

D) обеспечении внутренней и внешней безопасности

E) распределении материальных и духовных ценностей

Верный ответ: A

55. Гарантом Конституции в РК является

A) президент

B) прокуратура

C) премьер-министр

D) суд

E) народ

Верный ответ: A

56. Государство, в котором правительство формируется президентом и подотчетно ему, является

A) президентской республикой

B) президентско-парламентской республикой

C) автономией

D) монархией

E) парламентской республикой

Верный ответ: A

57. Основой гражданского общества немецкий мыслитель Г. Гегель считал

A) частную собственность

B) наличие действующей оппозиции

C) развитую экономику

D) многопартийную систему

E) действующую конституцию

Верный ответ: A

58. Характерной чертой президентской республики является

A) подотчетность исполнительной власти президенту

B) избрание президента парламентом

C) управление государством монархом

D) назначение президента монархом

E) выборы президента доминирующей в стране политической партией

Верный ответ: A

59. Исполнительными органами на местах в Казахстане являются

A) акиматы

B) маслихаты

C) депутаты

D) советы

E) суды

Верный ответ: A

60. Главой государства в Республике Казахстан является

A) Президент

B) премьер-министр

C) спикер мажилиса

D) Генеральный прокурор

E) спикер Сената

Верный ответ: A

61. Унитарное государство состоит

A) из административно-территориальных единиц

B) из несуверенных государств

C) из автономных республик

D) из суверенных государств

E) из автономных областей

Верный ответ: A

62. Центральным институтом политической системы является

A) государство

B) политическая партия

C) глава государства

D) премьер-министр

E) оппозиция

Верный ответ: A

63. Издавать законы имеет право

A) государство

B) политическая элита

C) конституционный суд

D) правительство

E) народ

Верный ответ: A

64. Привлечение президента к ответственности при помощи особой процедуры называется

A) импичментом

B) игнорированием

C) осуждением

D) наказанием

E) лишением гражданства

Верный ответ: A

65. В парламентских республиках конституцией предусматривается выборная должность

A) президента

B) генерального прокурора

C) министра иностранных дел

D) министра внутренних дел

E) министра юстиции

Верный ответ: A

66. Учение, ориентированное на сохранение исторически сложившихся форм государственной жизни, называется

A) консерватизмом

B) марксизмом

C) авторитаризмом

D) демократией

E) либерализмом

Верный ответ: A

67. Сравнивал государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии

A) Т. Гоббс

B) Аристотель

C) Платон

D) М. Ориу

E) Г. Алмонд

Верный ответ: A

68. Термин «государство» для определения политически организованного общества первым ввел в научный оборот

A) Н. Макиавелли

B) Дж. Локк

C) Т. Гоббс

D) Ж. Боден

E) Д. Дидро

Верный ответ: A

69. Форму идеального государства, где властвует большинство, Аристотель назвал

A) политией

B) технократией

C) клептократией

D) автократией

E) ноократией

Верный ответ: A

70. Концепция, объясняющая происхождение государства соглашением между правителем и подданными, называется

A) договорной

B) модернизационной

C) органической

D) теократической

E) патриархальной

Верный ответ: A

71. Автором патриархальной концепции, интерпретирующей государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен — в большие общности, является

A) Конфуций

B) Дж. Локк

C) Л. Гумплович

D) Н. Макиавелли

E) К. Каутский

Верный ответ: A

72. Теократическая теория

A) рассматривает государство как Божий промысел

B) трактует государство как большую семью

C) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности

D) объясняет происхождение государства результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания

E) понимает государство, как общественный договор, согласно которому люди в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство

Верный ответ: A

73. Марксистская теория

A) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности

B) трактует государство как большую семью

C) рассматривает государство как Божий промысел

D) объясняет происхождение государства результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания

E) понимает государство, как общественный договор, согласно которому люди в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство

Верный ответ: A

74. Патриархальная концепция

A) трактует государство как большую семью

B) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности

C) рассматривает государство как Божий промысел

D) государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания

E) понимает государство, как общественный договор, согласно которому люди в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство

Верный ответ: A

75. Сторонники теории насилия

A) считают, что государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания

B) объясняют происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности

C) рассматривают государство как Божий промысел

D) трактуют государство как большую семью

E) понимают государство, как общественный договор, согласно которому люди в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство

Верный ответ: A

76. Концепция, объясняющая происхождение государства развитием производства, социальной и имущественной дифференциацией, общественным разделением труда, называется

A) социально-экономической

B) теорией насилия

C) теократической

D) органической

E) договорной

Верный ответ: A

77. Форма правления в государствах, при которой верховная государственная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства, называется

A) монархией

B) республикой

C) федерацией

D) конфедерацией

E) диархией

Верный ответ: A

78. Абсолютные монархии установлены в странах

A) Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ

B) Дания, Австрия, Швейцария

C) Япония, Испания, Южная Корея

D) Великобритания, Австралия, Канада

E) Бразилия, Аргентина, Чили

Верный ответ: A

79. Первая президентская республика была провозглашена

A) в США

B) во Франции

C) в Германии

D) в Италии

E) в Австрии

Верный ответ: A

80. Форма государственного устройства, при которой несколько суверенных государственных образований объединяются в одно союзное государство, называется

A) федерацией

B) конфедерацией

C) монархией

D) республикой

E) унитарным государством

Верный ответ: A

81. Государственное устройство, при котором территория государства не имеет в своем составе федеративных объединений, а подразделяется на административно-территориальные единицы, по форме является

A) унитарным государством

B) унией

C) монархией

D) конфедерацией

E) содружеством

Верный ответ: A

82. Межгосударственное устройство, при котором составляющие общее государство единицы, сохраняя свой суверенитет, добровольно передают часть полномочий в центральные органы власти и управления для

координации деятельности с другими членами государственного объединения, по форме является

A) конфедерацией

B) унией

C) союзом

D) республикой

E) федерацией

Верный ответ: A

83. Гражданское общество — это

A) система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и объединений

B) система государственных органов и объединений

C) государственные и негосударственные организации

D) партийная система

E) ассоциации избирателей

Верный ответ: A

84. Понятие «гражданское общество» восходит к периоду

A) античности

B) средневековья

C) нового времени

D) эпохи Ренессанса

E) новейшего времени

Верный ответ: A

85. Начало формирования гражданского общества и выявление различий между ним и государственными институтами относится к

A) Новому времени

B) периоду Античности

C) эпохе Средневековья

D) эпохе Возрождения

E) Новейшему времени

Верный ответ: A

86. Центральным институтом политической системы является

A) государство

B) политическая партия

C) исполнительная власть

D) творческая интеллигенция

E) гражданское объединение

Верный ответ: A

87. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей

A) либерализма

B) консерватизма

C) утопического социализма

D) анархизма

E) социал-реформизма

Верный ответ: A

88. Административными единицами управления частью территории унитарного государства являются

A) область, район

B) национальный округ

C) автономная республика, автономная область

D) суверенная республика

E) союзная республика

Верный ответ: A

89. Образцом считается конституция

A) США

B) Франции

C) Казахстана

D) Англии

E) России

Верный ответ: A

90. По форме власти конституционной монархией является

A) Великобритания

B) Украина

C) Катар

D) США

E) Казахстан

Верный ответ: A

91. Конституционная монархия впервые была установлена в результате

A) английской буржуазной революции

B) французской буржуазной революции

C) революции в Германии в 1918 г.

D) первой русской революции

E) революции в Австро-Венгрии

Верный ответ: A

92. Признаком правового государства является

A) разделение власти на 3 ветви

B) монарх

C) парламент

D) Президент

E) наличие нескольких субъектов власти

Верный ответ: A

93. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только

A) государство

B) общественное движение

C) политическая партия

D) оппозиция

E) орган местного самоуправления

Верный ответ: A

94. Характерной чертой тоталитарных государств является

A) однопартийность

B) многопартийность

C) отсутствие монополии государства на средства массовой информации

D) нет равенства классов

E) реально существует независимость судов

Верный ответ: A

95. Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A) Платон, Аристотель

B) Демокрит, Софокл

C) Эйнштейн, Пуанкаре

D) Локк, Михельс

E) Маркс, Энгельс

Верный ответ: A

96. Действующая Конституция РК была принята

A) в 1995 г.

B) в 1993 г.

C) в 1998 г.

D) в 1994 г.

E) в 1996 г.

Верный ответ: A

97. По форме правления Республика Казахстан

A) президентская республика

B) полупрезидентская республика

C) социалистическая республика

D) парламентская республика

E) элитистская республика

Верный ответ: A

98. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

A) институт гражданства или подданство

B) участие в политической деятельности

C) знание государственного языка

D) идеологическое единомыслие

E) принадлежность к общей религии

Верный ответ: A

99. Для унитарного государства характерно

A) наличие единственного субъекта власти

B) наличие конституций в каждом административном образовании

C) наличие нескольких субъектов власти, т.е. наличие нескольких властных структур

D) наличие в каждом административном образовании самостоятельных правительств

E) наличие нескольких независимых субъектов власти, которые заключают соглашения между собой по определенным вопросам

Верный ответ: A

100. Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A) количество субъектов власти

B) территория государств

C) политический режим государства

D) республиканская форма правления

E) наличие президента

Верный ответ: A

101. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы

A) конфедерация

B) автономия

C) унитарное государство

D) монархия

E) федерация

Верный ответ: A

102. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан, есть

A) государство

B) политические партии

C) общественная организация

D) армия

E) церковь

Верный ответ: A

103. Политический институт, выполняющий исполнительские функции, есть

A) правительство

B) мажилис

C) маслихат

D) суд

E) парламент

Верный ответ: A

104. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если формой государства является

A) конфедерация

B) унитарное государство

C) федерация

D) уния

E) империя

Верный ответ: A

105. Под категорией «политическая власть» в правовом государстве понимается

A) делегирование полномочий обществом государству

B) управление сильных слабыми

C) умение навязывать свою волю другому

D) использование элитой своих преимуществ

E) господство управляющих

Верный ответ: A

106. Централизованный контроль за экономикой характерен для

A) тоталитарного режима

B) полупрезидентского режима

C) президентского режима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *