Современное монашество

16:20, 19 сентября 2009, ПАИ = su.pol (2:5033/21.173) ==================== … ================== Msg : 866 of 942 From : Yury Sukachyov 2:5004/75.346 17 Сен 09 23:04:30 To : All Subj : Православная педагогика как она есть ========== … ====================
Воспитанница монастыря написала письмо Президенту России
2009-09-16 14:12:32
Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
копии:
Его Святейшеству Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси;
Генеральному прокурору РФ;
Уполномоченному по правам ребёнка при президенте РФ
От несовершен … ей Перовой Валентины Евгеньевны … рированной по адресу: Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово, ул. Ленина, д. 51 в, Свято-Боголюбский монастырь.
Фактически проживаю по адресу:
г. Москва, ул. Профсоюзная, д.27, корп.4.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Я, Перова Валентина Евгеньевна, родилась 26 сентября 1992 г. До 6 лет жила в Ростовской области в п. Голубинка. Мои родители, Перова Татьяна Анатольевна (нигде не работала) и Перов Евгений Михайлович (сначала работал в милиции, потом электриком), развелись из-за того, что папа стал часто выпивать. После этого мы, три сестры Женя, Маша и я, с мамой уехали в г. Казельск, ул. Победы. Там мы прожили 3 года. Потом мама отвезла в 2001 г. меня и старшую сестру Женю во Владимирскую область, Суздальский район, п. Боголюбово, в Боголюбовский женский монастырь. Я в монастыре оставаться не хотела, но мама сказала, что мы с Женей поживем две недели и потом она нас заберет, а сама с младшей сестрой Машей уехала. Приехала через год и тоже осталась в этом монастыре. Там нас определили в разные группы, меня и Машу в младшую (в разные комнаты), а Женю в старшую. Мама в монастыре работала на сенокосе (летом), зимой на кухне. Виделись очень редко (не разрешали). Мама запрещала писать письма родным, звонить, забрала все адреса. Жила мама недолго, заболела раком и в 2003 г. умерла. Когда мама болела, нас к ней не пускали, два месяца до смерти мы ее не видели вообще. В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, 1000 без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без Иисусовой молитвы, то 1000 раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные, по 4 часа, а стоять надо не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли. Летом мы работали на поле, а поле большое, 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти до 8-ми вечера. А перерыв был маленький, один час и 30 мин. Или 2 часа. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто стоя засыпал, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке Веронике Сариной все надоело, и мы решили сбежать с монастыря. Это было в 2007 году утром, в 7 часов утра. Мы с этой девочкой, пока никто не видел, перелезли через ограду за храмом и убежали в г. Владимир к Ксении (эта Ксения тоже раньше была в этом монастыре, и бабушка у нее работала юристом, поэтому мы и решили убежать к ней). Побыли мы там недолго, всего до 12-ти дня, потому что бабушки в этот момент не было дома и за нами приехали из монастыря на машине, они нам заломали руки за спину и затащили в машину. Приехали за нами наша воспитательница Малькевич Анастасия Сергеевна (м. Рафаила), водитель монастырский и Вероникина мама. Когда нас привезли в монастырь, то стали обзываться, очень сильно ругать, надсмеиваться над нами. И в этот же день посадили нас в затвор (т.е. три дня не есть и не спать, а молиться. Эти затворы в монастыре были часто. Взрослые каждый месяц были в затворе, а дети от 12 лет каждый пост). А в 2008 году нам меняют воспитателя — Малькевич Анастасию Сергеевну (м. Рафаилу) ставят помощником благочинной (это ответственные за порядок в монастыре), а нам ставят воспитателем Ефремову Hаталью Ивановну (она в 2007 году пришла в монастырь и имеет юридическое образование). Сначала она к нам относилась нормально. Потом ее начала учить наша бывшая воспитательница, как к нам нужно относиться, перечислила все бывшие наказания и за что наказывать тоже. Hаталья Ефремова переусердствовала, молились мы с ней больше, наказания были почти каждый день. Потом она заказала в швейной черные, толстые ночнушки и заставляла спать только в них, а если постираешь и она за день не высохнет, то заставляла спать в сырой. Монахинь она заставляла носить под низом верхней одежды такие ночнушки, а кто не носил, тех очень сильно наказывали ремнем. Воспитательница наша попросила у начальства монастыря древний устав (правила, по которым живут монахи) 1803 года и заставляла нас по этому уставу жить, а там строгие правила. Когда утром наш детский хор пел службу, а потом сразу два акафиста, я и одна девочка Света Кузнецова присели во время акафиста, когда не пели, регенту это не понравилось, и поэтому она про нас хотела рассказать воспитательнице. Мы просили у нее прощения, а она все равно рассказала. Hаталья Ефремова нас не стала наказывать, она пошла и рассказала про нас начальству, и они решили нам за это отрезать волосы. Мы ничего про это не знали. Вечером воспитательница зовет меня и Свету Кузнецову и ведет в главный корпус в архиерейскую (там, где владыку принимают), заходим, за нами сразу закрывают двери и облокачивается на них благочинная Валентина Сумина (м. Людмила). В этой комнате были архимандрит Петр, настоятельница монастыря монахиня Георгия, казначей монахиня Арсения (тетя бывшей воспитательницы) и наша бывшая воспитательница м. Рафаила. Hастоятельница молча достает из кармана ножницы и дает их архимандриту Петру (Кучер Петр Петрович). Он сначала подзывает Свету, обрезает ей волосы, а потом мне. Мне было очень обидно, потому что за нас некому было заступиться. Старшую сестру после этого перевели жить в главный корпус, чтобы я ей не жаловалась и не общалась с ней. После этого воспитательница стала на меня злиться еще больше. Она стала про меня сочинять всякие разные сплетни. То, что я в храме ворую деньги, хожу в магазин, покупаю косметику и раздаю ее девочкам. Она насчет этого ходила к начальству, и они мне придумывали всякие наказания. Хотя все прекрасно знали, что я никаких денег не ворую, а за пределы монастыря не разрешают выходить даже взрослым. Еще она придумала то, что я целуюсь с мальчиками в монастыре (там даже не разрешают на них смотреть, за это ремнем наказывают). Этому начальство тоже поверило. Меня и еще одну девочку, Ксению Головченко, наказали очень сильно. Hас посадили в разные комнаты без удобств и практически без мебели на 12 суток без еды (на одних сухарях и воде). Эти комнаты были холодные, а общались мы через форточку, т.к. окна выходили на одну сторону. В это время мы ходили пешком за 3 км сдавать экзамены в новосельскую школу. Учителя в это время заниматься к нам не ходили. Из-за всего этого я сбежала второй раз с Кристиной Фёдоровой (девочка из нашей группы). Я туда возвращаться не хочу и видеть этих людей тоже не хочу, кроме родных сестер. Я хочу учиться в школе и получить образование. Хочу жить нормальной жизнью. Прошу защитить мои права и интересы, я не хочу быть прописанной в монастыре.
С 19.08.2009 г. я проживаю в Москве по адресу: Ул. Профсоюзная, д.27, корп.4, телефон: 8-499-128-66-20, приют .
31.08.2009 г. органы опеки Суздальского района приезжали ко мне и хотели меня забрать. Я отказалась ехать, т.к. очень боюсь, что они меня вернут в монастырь. Мои сестры Маша и Женя продолжают жить в монастыре. Очень надеюсь на Вашу помощь и защиту.
11.09.2009 Перова В.Е.
— * Origin: Kaluga, Russia (2:5004/75.346)

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Астэр, Ирина Валериевна, 2009 год

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994. -58 с.

2. О свободе вероисповеданий. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. -М.: Юридическая литература, 1990. -36 с.

4. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. -1997. № 39. Ст. 4465.

5. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. -М.: Изд-во РАГС, 1997. -472 с.

10. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М.: РИКРАН, 1996.-116 с.

11. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95-197. М.: Мол.гвардия, 2003. — 322 с.

13. Аристов Н. Невольное и неохотное пострижение в монашество у наших предков // Древняя и Новая Россия. 1878. — №9.

16. Велик А. А. Этологические исследования в этнологии // Советская этнография. 1989. — №3.

18. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Ка-нон+ 1999.-464 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.

20. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -375 с.

21. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: Ymca-Press, 1952. 97 с.

22. Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник. 1990. — №10. — С. 83-103.

23. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2000. — 212 с.

24. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. — 464 с.

25. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: ТЕРРА, 1991.-415 с.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М: Республика, 1994. — 415 с.

27. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Поэтика и Политика. СПб.: Алтейя, 1999. — С. 125-166.

28. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. — 288 с.

29. Бурдье П. Некоторые свойства полей / Пер. Ю. Марковой. URL: // www.biurdieu.narod.ru

30. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.- СПб.: Имп. Акад. Наук, 1910 Т. 2 — 455 с.

31. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.

32. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

33. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта. СПб.: Учебно-метод. центр по образованию, 2002. — 228 с.

34. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1994. — 286 с.

37. Гегель Г. Феноменология духа // Соч. М.: Наука, 1959. Т. IV. 389 с.

38. Гегель Г. Философия религии: В 2-х т. М: Мысль, 1975-1977. 532 с.

39. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.

40. Гнездилов А. В. Психологические аспекты в условиях хосписа. СПб.: Клинт, 1996. — 112 с.

41. Гоголь Н. В. Собрание сочинений. Т. 6. Духовная проза. Критика. Публицистика. М.: Русская книга, 1994. — 556 с.

42. Гольбах П. Избранные произведения. М.: Соцэкгиз, 1963, Т. 1—2.

43. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. JL: Лениздат, 1987. -304 с.

45. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.

48. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи / Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России и 2 иностранных государствах мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М., 1908. — 984 с.

49. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Изучение человеческой природы. М.: Наука, 1993. — 432 с.

50. Джонсон Т., Дандекер К., Шуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментарности и единства // THESIS. 1993. — №1.

51. Дискин И. Российская модель социальной трансформации // Pro et contra. Т.4. Лето. Три века отечественных реформ. 1999. — С. 5-40.

52. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Этюд об организации власти общества. М.: Наука, 1991. — 572 с.

53. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998. — С. 175-231.

54. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: История, предания. -М.: МАИК «Наука», 1997. 602 с.

58. Зеньковский В. Смысл православной культуры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 272 с.

59. Зиммель Г. Религия: Социально-психологический этюд // Избранное. В 2 т. Том первый. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. — С. 545-606.

60. Зоц В.А. Православие и культура: факты против домыслов. Киев: Политиздат Украины, 1986. — 220 с.

62. Иваненков С.П. Традиция и будущее // Теоретический журнал Credo. -1997. -№1.-С.34-48.

63. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Размышления о российском менталитете // Россия XXI. 1994. — №№ 11-12.

64. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2-х т. М.: Рарогъ, 1993. -448 с.

65. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.

66. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.- 128 с.

67. Казанский П.С. История православного русского монашества от основания ‘ Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием. М., Б.м., 1855. — 204 с.

68. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. -С.78-278.

69. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.:Высшая школа, 1992.-192 с.

70. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М.: Изд-во МГУ, 1994. 178 с.

71. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М.: Терра, 1993. Т.1.- 686 е.; Т.2. — 569 с.

72. Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Республика, 1997. — 422 с.

73. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.- 383 с.

74. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник., Репринт. М.: Наука, 1988. — 509 с.

76. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с.

77. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб.: СПбГУ, 2005. — 324 с.

78. Котельников В.А. Аскетизм как фактор развития культуры // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. — СПб., 1996. С. 28-45.

79. Красиков В.И. Религиозная харизма: аватары и пророки // Теоретический журнал Credo new. 2008. — №1 (53). — С.124-136.

80. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. — 96 с.

81. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. — 288 с.

82. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971.-270 с.

83. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. — 263 с.

84. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 603 с.

85. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. — 538 с.

86. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: В 3-х т. Т.1. Л.: Худож. литература, 1987. — 656 с.

87. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М.: МАРС, 2001. — 28 с.

88. Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. — 622 с.

89. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. Т.1. СПб.: Алтейя, 2000. — 252 с.

90. Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей / Под ред. проф. Р.П. Шлаковой. СПб.: СПбГУ, 1997. — 214 с.

91. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. — 304с.

92. Маннхейм К. Христианские ценности и изменение социальной среды // Общественные науки и современность. 1993. — №5. — С. 180-191.

93. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. -689 с.

94. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая Идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1985. 544 с.

95. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1986. -670 с.

96. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2005.-210 с.

97. Маслоу А.Г. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.: Наука, 1995. 190 с.

98. Мережковский Д.С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. — 621 с.

100. Миссия церкви и современное православное миссионерство: Международная богословская конференция к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского (9-11 октября 1996 г.). М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. -236 с.

101. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. — 416 с.

102. Монастырская культура: Восток и Запад / Сост. Водолазкин Е.Г. -СПб.: РАН, Ин-т русской литературы, 1999. 287 с.

104. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. — 773 с.

105. Морозов А. Юрген Хабермас о секулярном и религиозном. // www.archipelag.ru

106. Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. 2002. — № 1. — С. 15-18.

108. Немирович-Данченко В.И. Святые горы. Донецк: Донбасс, 1990. — 180 с.

109. Никольский Н.М. История Русской церкви. М.: Политиздат, 1983. -448 с.

110. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат, 1979. -167 с.

111. Ш.Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.: Луч, 1994. — 171 с.

112. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

113. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. школа, 1994.-368 с.

114. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI-начало XII века. М.: Худ.лит., 1978. — 413с.

115. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.

117. Платонов К.К. Психология религии: Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967. — 239 с.

118. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке: М.:. Республика, 1995. — 511 с.

120. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., Б.м., 1901.

122. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. — 718 с.

124. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Га-раджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.

125. Розанов В.В. Религия и культура // Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.: Правда, 1991.-640 с.

126. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. — 399 с.

127. Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. -М.: Молодая гвардия, 2002. 329 с.

128. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: трактаты. М.: Канон-пресс, 1998. — 416 с.

130. Скворцов JI.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. -№3.- 1997.-С. 138-155.

131. Смирнов П.И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. СПб.: Химиздат, 2004. — 324 с.

133. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: Ле-нингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1989. 83 с.

134. Соловьев В. Аскетическое начало в нравственности. // Вопросы философии и психологии. М., 1895. — № 25 (1) январь.

135. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. М.: Правда, 1989.

136. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 425-504.

137. Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. -512 с.

138. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.: Искусство, 1948. -507 с.

140. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — 398 с.

141. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. М.: Наука, 1972. — 96 с.

142. Тальберг Н. История христианской церкви. М.: Интербук, Нью-Йорк: Астра. Репринт. В 2-х ч. 1991.

143. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240 с.

144. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. — 380 с.

145. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. -М., 1973.

146. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. — 431 с.

149. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Изд-во полит, лит., 1982. -288 с.

150. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 350 с.

152. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. — СПб.: София, 1991. Т. 1-2.

153. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Мысль, 1965. -414 с.

154. Филатов С.Б. Новое рождение старой идей: православие как национальный символ // Полис. 1999. — №3. — С. 138-149.

155. Флоренский П. А. Освящение реальности // Богословские труды. М., 1977. С6.17.-С. 147-156.

156. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. I. -490 с.

157. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV в. (Из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1931. — 240 с.

158. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607 с.

159. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 346 с.

160. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: ренессанс, 1992. 293 с.

161. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. -447 с.

162. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 251 с.

163. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

164. Фромм Э. Наш образ жизни делает нас несчастными // Литературная газета. 1964. 24 окт.

165. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. / Пер.с нем. М.: Весь Мир, 2002. — 144 с.

166. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Изд-во ББИ, 2006. — 112 с.

167. Хомяков А.С. Сочинения: В 2-х т. М.: Моск. философ, фонд. 1994.Т.1. — 590 с.

168. Хоружий С.С. Аскетика православия и идея синергии // Вестник Российского гуманитарного фонда. 1996. — № 1. — С. 130-137.

170. Хоружий С.С. Православная аскеза ключ к новому видению человека:

171. Сб.статей. М.,: Веб-Центр «Омега», 2000.http://www.wco.ru/biblio/books/homzhyl/Main.htm

172. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М.: Наука, 1991. Т. 1.-800 с.

173. Челышева Н.И. Религиозность молодежи // Социология молодежи. Учебник /Под ред. Лисовского В.Т. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 380-397.

174. Чертков А.Б. Культ и его роль в религии. М.: Знание, 1975. — 64 с.

175. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 490 с.

176. Шахтерман Е.И. Вера и знание. Алма-Ата, 1967. — 62 с.

177. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. СПб.: Алтейя, 1994. — 333 с.

178. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. — №1.

179. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. -488 с.

180. Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1965.

181. Юнг К. Проблема души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. — 329 с.

182. Юнг К. Психология и религия // Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-С. 129-202.

183. Яблоков И. Н. Введение в общее религиоведение: Учебник. М.: Книж ный дом «Университет», 2001. — 567 с.

184. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 2000.- 480 с.

185. Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума: Сб. статей // Наука, религия, гуманизм. М., Майкоп: Меоты, 1996. — 218 с.

186. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. — 113 с.

187. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.

188. Berger P. L. The heretical imperative. N. Y., 1979.

189. Berger P. L. The sacred canopy. Elements of a Sociological Theory of Religion. N. Y. 1990.

190. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. N. Y., 1965.

191. Inter-Religious Monastic Conference \\ Vedanta Kesari. 1987. Vol. 74. — №2.

193. Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. Cambridge, 1979.

194. Leach E. Genesis as Myth and Other Essays. London. — 1969.

195. Luckmann T. The Invisible Religion. The Problem of Religion in Modern Society. N. Y., London. — 1967.

197. Paul D. Women in Buddism: Images of the Feminine in the Mahayana Tradition. Berkeley. 1985.

198. Rahula, Walpola. What the Buddha Taught. Bedford. — 1967.

199. Rahula. Zen and the Taming of the Bull. Towards and Definition of Buddhist Taught. London. — 1978.

202. Богословские труды, документы и издания Московской патриархии, другихправославных издательств

203. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г.) / Составил С. В. Калашников. СПб.: Издание И.Л. Тулузова, 1902.

204. Антоний (Сурожский), митрополит. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 1995. — 510 с.

205. Антоний (Сурожский), митрополит. О монашестве // Вестник РХД. -1994. -№ 170.

206. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 18-23 февраля 1997 г. М.: Свято-Данилов монастырь, 1997. — 512 с.

208. Вениамин (Федченков), митрополит. Встречи со святыми: мои духовные встречи. М.: Сретенский монастырь, 1999.

210. Всемирный русский собор: Второй этап. М., 1995.

211. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного вероисповедания за 1899 год. СПб., 1902.

212. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного вероисповедания за 1900 год. СПб., 1903.

213. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1914 год. Пг., 1916.

214. Георгий (Тертышников), архимандрит. Аскетизм // Альфа и Омега. №3.- М., 1999.- С. 163-166.

215. Голубинский Е.Е. Исследование канонизации святых в Русской Церкви. -М., 1903.

216. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900-1917. Т. 1-2.

217. Добротолюбие. М.: Троице-Сергиева лавра,1992.

218. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах женщины и мужчины. Мн.: Лучи Софии, 1999. — 272 с.

220. Зарин СМ. Аскетизм по православно христианскому учению: этико-богословское исследование. — М.: Паломник, 1996. — 693 с.

221. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 1996. — 474 с.

222. Исидор (Минаев), игумен. Монашество // http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/grad petrov monashestvo-all.shtml

223. История православного монашества / Сост. диакон Матфей Кудрявцев. М., Крутицкое Патриаршее Подворье: О-во любителей церковной истории, 1999. — 275 с.

226. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.: Московский Патриархат: Посад, 1993. — 227 с.

227. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. -М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997.

228. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. М.,-Клин, 1995.

230. Лествица преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы. М.: Лествица, 2002. 671 с.

232. Мень А. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992. — 495 с.

235. Никольский П. Интересы и нужды епархиальной жизни. Воронеж, 1901.-287 с.

236. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года // Московский церковный вестник. 1998. 29 дек.

237. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001. — 135 с.

238. Петр (Екатериновский). О монашестве. М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1998. — 151 с.

239. Преподобный Нил Сорский первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. — М., 1869.

240. Рассказы о православных святых / Под ред. В.М.Воскобойникова. СПб.: Золотой век, 2003. — 624 с.

241. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Нижний Новгород, 2001. — 286 с.

242. Святые и животные // http://www.rchgi.spb.ru/Izdat/Chrstian

243. Серафим (Кузнецов). Женские иноческие уставы. Кунгур, 1910.

245. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. -М.: Православный паломник, 1998. 526 с.

246. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Репринт. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. — 456 с.

248. Соловьев А., протоиерей. Старчество по учению святых отцов и аскетов. -Семипалатинск, 1900.

249. Таисия, монахиня. Жития русских святых. Т. 2. Июль-декабрь. Джордан-виль: Тип. Преп. Иова Почаевского, 1984.

250. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 88. Ярославль, 1904.

251. Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. М.: Валаамский монастырь, 1994. — 559 с.

252. Устав об управлении Русской Православной Церкви. Принят Поместным Собором. 8 июня 1988. М., 1989.

253. Устав Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2000. — 64 с.

254. Феодор (Поздевский), иеромонах. Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана Римлянина, пресвитера Массилийского. Казань, 1902.

255. Феофан (Говоров), епископ. Толкование Послания к Колоссянам и Филимону (Кол. 1, 29). М., 1880.

257. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия // http://hl.mailru.su/cached

258. Хомяков Д. А. Собор, соборность, приход и пастырь // Религиозно-философская библиотека. М., 1917.

259. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения. Составитель — свящ. Антонов Н.Р. СПб., 1912. Репринт: Коломна, 1993.

260. Хрущев И. Преподобный игумен Иосиф Волоцкий. СПб., 1856.

261. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. — Клин: Христианская жизнь, 2004. 702 с.

262. Шмелев И.С. Избранные сочинения: в 2-х тт. Т.2 Рассказы. Богомолье. Лето Господне. М.: Литература, 1999. — С. 99-224.

263. Экономцев И. Исихазм и восточноевропейское возрождение // Богословские труды. Вып. 29. 1989. — С. 59-73.1. Авторефераты

267. Энциклопедические и справочные издания

268. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1974.

269. Большой энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1991.

270. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь (М) Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 8. М.: Полрадис, 1996. — 447 с.

271. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. СПб.: Издание М.О. Вольфа, 1880. -724 с.

272. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.

273. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 112 с.

274. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. Т. 1. — 447 с; Т. 2. — 447 с.

275. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М.: Изд-во Московской Патриархии; Христианский православный благотворительный фонд «Преображение», 2001.-464 с.

276. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т./ Сост. П.П. Сойкин. Репр. изд., М.: ПСТБИ, 1992.

278. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия П.- М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. 655с.

279. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / Сост. П.П. Сойкин. Репр. изд. СПб.: Воскресение, 1994. 712 с.

280. Религии мира: словарь-справочник / Под ред. А. Григоренко. СПб: Питер, 2009. — 400 с.

281. Философская энциклопедия. В пяти томах. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

282. Христианство. Энциклопедический словарь в трех томах / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: БРЭ, 1993-95. Т. 1-3.

«Вернись немедленно!»

Я ушла из Новодевичьего монастыря в Петербурге, потому что сил не было терпеть такую жизнь. Миф о доброй матушке-игуменье был развеян ею же. Я долго собиралась с духом, перебирала возможные варианты ухода. Помог случай.

30 сентября игуменья София праздновала день ангела. Обычно этот праздник — день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — приравнивался по торжественности к приезду в обитель патриарха. За несколько дней у сестер и минутки свободной не выдавалось: они мыли, чистили, закупали множество продуктов для пышной трапезы. Из цветов плели гирлянды и составляли громадные клумбы. Храм празднично украшался. Гости шли длинной чередой. Тех, кто чином попроще, игуменья принимала в храме и в сестринской трапезной. Представителей власти и бизнесменов потчевала деликатесами и наливками в собственном домике. Сестрам в свой день ангела мать София тоже сделала подарок. Подарила каждой набор: книга, иконка и пачка чая. Я на праздничную трапезу не пришла: была дежурной по храму. Да и не очень-то хотелось. Отношения у нас с матушкой уже были напряженные.

Мой подарок принесла в храм инокиня Ольга. Но по ошибке взяла набор для другой послушницы. Та раскричалась, что осталась без подарка. Матушка на следующий день вызвала нас с инокиней Ольгой в свой кабинет. «Ты почему ей носила подарок? Ты — ее келейница? (Прислуга лиц монашеского звания. — Авт.)» — грозно спросила она трепещущую Ольгу. Не слушая наших ответов, сообщила свой вердикт: «С Ольги я снимаю апостольник (головной убор в женском монашестве), а Иоанну — отправляю домой». Я развернулась и ушла. Не отреагировала даже на возгласы настоятельницы, обращенные ко мне: «Вернись! Вернись немедленно». Пошла собирать вещи. Как полное нарушение человеческих прав, как акт недоверия к своим сестрам, я рассматриваю тот факт, что насельницы обязаны в монастыре сдавать паспорта. Хранятся они в канцелярском сейфе: это дает гарантию игуменье, что сестра без документа не сбежит. Мне паспорт долго не возвращали. Пришлось пригрозить, что приду в обитель с полицией…

Новая обитель

Дома я долго не могла вернуться к нормальной жизни. Ведь в монастыре привыкла работать без выходных. Порой невзирая на боль и плохое самочувствие. Не считаясь со временем суток и погодными условиями. И хотя была вымотана физически и морально, продолжала и дома по привычке вставать в шесть утра. Чтобы занять себя и как-то сориентироваться, что делать дальше, ездила в Стрельну, в Троице-Сергиеву мужскую пустынь. Посещала богослужения. Помогала убирать храм, работала в огороде. Требовались душе покой и отдых, какая-то перемена. И я поехала в двухнедельное путешествие в Израиль. Посетила Иерусалим и главные места в жизни Иисуса Христа: Назарет в Галилее, гору Фавор, омылась в реке Иордан… Когда вернулась, отдохнувшая и просветленная, священник пустыни отец Варлаам, на мой вопрос, что же мне делать дальше, благословил ехать в Москву в Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Я о нем прежде не слышала. Нашла в Интернете адрес. Собралась в дорогу. Мама плакала. Так же горько и безутешно, как и три года назад, когда я уходила в Новодевичий монастырь…

С трудом нашла в Москве эту обитель, долго кружила вокруг нее, хотя от метро «Китай-город» было до монастыря пять минут ходьбы пешком. На звонок в дверь на крыльцо вышла приветливая миловидная сестра в черном монашеском облачении. Она провела меня к игуменье Афанасии. Я пришла очень вовремя: через полчаса настоятельница уезжала в больницу, где ей предстояло провести три недели. Когда меня вели наверх по лестнице, отметила про себя, какая кругом разруха и грязь. И, конечно, в дальнейшем тоже постоянно сравнивала свою жизнь в первом монастыре и в теперешнем.

Глушь возле Кремля

Игуменью Афанасию сестры видели редко: или во время богослужения, или если сама к себе в келью вызывала. Матушка была серьезно больна — даже ходила с трудом. Так и сидела все время у себя в келье. На общую трапезу игуменья не спускалась из-за больных ног. Три раза в день к ней с подносом еды поднималась особо приближенная женщина, которая работала по найму поваром. За годы в монастыре она нашла к игуменье подход, они подолгу вели беседы за закрытыми дверьми. От Натальи игуменья узнавала все новости обители и была в курсе жизни сестер. Когда у Натальи был выходной день, еду благословляли приносить кому-нибудь из сестер. А поднос с пустой посудой игуменья выносила в коридор и ставила на аквариум с золотыми рыбками.

По сравнению с Воскресенским Новодевичьим этот монастырь был куда проще. Хоть и находился Иоанно-Предтеченский в десяти минутах ходьбы от Кремля, бедность была такая, как будто в глуши лесной жили сестры. В Новодевичьем я принимала душ каждый день. А здесь — экономили воду. Для сестер и игуменьи стало потрясением, когда они узнали, что я моюсь ежедневно. Душ, как оказалось, настоящий монах принимает раз в неделю (а лучше и в две!). Телефон с городским номером прослушивался. Такой же аппарат стоял в келье у благочинной, и в любую секунду среди разговора можно было услышать в трубке сопение бдящей порядок сестры: думай, что говоришь, и не празднословь. Свет гасили по всему монастырю еще до одиннадцати часов вечера. В Новодевичьем же у нас во всех коридорах горел ночной свет. Конечно, к бережному отношению к электроэнергии там взывали, но не настолько, чтобы по ночам проверять. Игуменья София благословляла в храме вешать объявление: «В монастыре долг по электроэнергии 3 миллиона рублей. Просим прихожан пожертвовать на оплату долга». А в Иоанно-Предтеченском просто экономили…

В комнате с высоким под три метра потолком, куда меня поселили в новом монастыре, свисали лохмотья штукатурки. Окно было закрыто и наполовину завешано,

как делают это в деревне, серой застиранной задергушкой. Стены закопченные и

грязные. На полу, между покосившимися шкафами — включенные на полную мощность обогреватели. Спертый воздух: тяжелый запах горелого воздуха, смешанный с запахом пота и старых вещей. Как позже призналась мне монахиня Анувия, все эти столы и шкафы подобраны были на помойке.

Кроме меня, еще три жильца. Две инокини — мать Алексия и мать Иннокентия (позднее с ней у нас шла постоянная борьба за открытое окно. Даже в теплую погоду она велела его закрывать — боялась простудиться) и послушница Наталья. Комната перегорожена веревками, на которых висят одинаковые серые от грязи большие лоскуты ткани. У каждой сестры за занавеской горит свечка или лампадка. В моем закутке кровать, на стене — тканый ковер с изображением Божией Матери «Умиление». Стул, стол с провисающими ящиками, тумбочка. В углу — полка с иконами и лампадкой. Я бессильно опустилась на стул. Заснуть в эту ночь мне не удалось. За занавеской я чувствовала себя как в норе. Воздуха не было совсем. Кровать жалобно скрипела. А все три мои соседки, едва улеглись и погасили свет, начали… храпеть! Это был самый настоящий кошмар. По потолку носились причудливые тени от мерцающих лампад. Я не выдержала и тихо заплакала. Забыться, провалиться в тяжелый сон мне удалось только под утро. Едва я задремала, зазвонил колокольчик: подъем!

Суп нищим

Для начала дали мне послушание — фотографировать (почему-то никто не хотел брать в руки фотоаппарат) все события и внутреннюю жизнь обители, помогать на кухне повару в приготовлении трапезы, мыть посуду вечерами. Иногда я мыла и лестницу, ведущую наверх в сестринские кельи.

Позже мне доверили кормить нищих у ворот. Это было морально тяжелое послушание. К двум часам дня к воротам выносился стол. Со всех сторон начинали стекаться бомжи. Многих мы уже знали в лицо, но приходили и те, кто попал в трудную жизненную ситуацию — например, обокрали человека на вокзале. В строго назначенный час все эти несчастные спешили в Иоанно-Предтеченский монастырь. В этом тоже было огромное отличие двух обителей. В Новодевичьем, несмотря на всю его роскошь, сухой корки не получит просящий, пока не отработает. Однажды меня остановил мужчина, оборванный, еле держащийся на ногах от слабости. Он просил всего лишь хлеба. Я обратилась за благословением на это к ризничей, которая осталась за старшую в обители, пока игуменья находилась в отъезде. Она была неумолима: пусть хотя бы подметет двор.

Нищим (их ласково называли «бедненькими») в Иоанно-Предтеченском монастыре выносили суп в одноразовой пластиковой тарелке, два куска хлеба и жидкий чай. Их голодные глаза загорались при виде еды! Бомжам постоянно требовались одежда и обувь. Поэтому в монастыре был налажен круговорот одежды. Прихожане приносили ненужную одежду. Нищие моментально расхватывали выносимые им, особенно по лютой зимней стуже, варежки, носки и шапки.

Массаж — богачам

В Новодевичьем монастыре долгое время арендовали помещения различные организации. Кроме платы, они дарили сестрам подарки к праздникам. Косметическая фирма «Рив Гош», например, снабжала монахинь шампунями и гелями для душа. Когда срок аренды закончился и организациям ее не продлили, игуменья стала искать применение освободившимся помещениям. Хотела семейный детский дом устроить, но сестры запротестовали, забоявшись ответственности. Тогда, по благословению патриарха Кирилла, София устроила в этих помещениях архиерейскую гостиницу. Каждая келья по своей роскоши мебели и утвари соперничала с самым дорогим мирским отелем. Пол устлан пушистым ярким ковром. В трапезной в огромной келье весело трещали канарейки. На нижнем этаже расположились сауна, массажное кресло и даже бассейн. Унитазы в особо роскошных кельях были с подсветкой и функциями омывания и массажа, даже функция «клизма» предусмотрена… А в Иоанно-Предтеченском в это время глубоких тарелок для супа не на всех едоков хватало! А унитазы были еще советских времен — чтобы спустить воду, надо было дергать за веревочку.

Судьба балерины

Удивительное все-таки создание человек: сколько же он может вынести!? Но, как говорится, каждому крест по силам дается. Инокиня Евсевия, с которой первые дни мне пришлось делить и келью, и послушания, — хрупкая женщина пятидесяти лет. На момент нашего с ней знакомства ее монашеский стаж был семнадцать лет. Интересно, что в прошлом она окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была балериной Мариинского театра. В монастырь ушла накануне ответственных длительных гастролей театра в Японию… Основное ее послушание — старшая просфорница. Мне довелось в первый месяц трудиться в просфорне. Без преувеличения скажу: печь просфоры — тяжелейшая работа.

Те, у кого там послушание, встают раньше всех. На утреннюю службу не идут — в самой просфорне зажигают лампаду перед иконой Иисуса Христа и читают молитвы. И только после этого приступают к работе.

В просфорне мы проводили весь день: с 6 утра и до 16–17 часов вечера. Все это время — на ногах. Присесть некогда — пока одна партия просфор выпекается, другую надо вырезать из теста. Обедали наспех и всухомятку. Здесь же, примостившись на краешке разделочного стола. В маленьком помещении очень жарко, душно. Противни с «верхами» и «низами» просфор тяжелые — из железа. Вырезать будущие просфоры надо очень аккуратно, по строго определенному размеру, иначе получатся кривобокими, а это — брак. Мать Евсевия была незаменима на этом послушании. Я удивлялась: откуда у нее, такой болезненной и хрупкой, столько сил? Ведь работой в просфорне не ограничивался список ее послушаний. Была она также помощником келаря (заведующий трапезной), в швейной мастерской помогала, по храму церковничать (следить за свечами и чистотой икон) ее ставили. Я, набегавшись по послушаниям, так уставала, что падала в конце дня в келье на кровать и моментально засыпала. А за занавеской мать Евсевия еще полночи читала бесконечные молитвы, каноны, акафисты, жития.

Несчастный случай в просфорне

Случались и серьезные неприятности: сестры от постоянной усталости и недосыпания становились рассеянными и могли сломать руку или ногу. Послушница Наталья (я удивилась, когда узнала, что ей всего 25 лет: в платке, надвинутом на самые глаза, с огрубевшей кожей, постоянно насупленная, она производила впечатление бабушки за 60…) готовилась стать инокиней, а время ожидания пострига коварно и полно искушений — это настолько естественно в монастыре, что уже никого не удивляет. Однажды в просфорне раскатывающей тесто машиной Наталья раздробила себе кисть левой руки. Мать Евсевия была с ней, от ее рассказа о случившемся мурашки бежали по коже от ужаса.

Мать Евсевия замешивала тесто: в большой чан засыпала просеянную муку, сухие дрожжи, соль, добавляла крещенскую воду. Вдруг за спиной у нее раздался душераздирающий крик. Обернулась: ее помощница скорчилась от боли, а вместо кисти у нее — кровоточащий кусок мяса. Скорая помощь увезла Наташу в больницу. Срочно сделали операцию. Заживала рука долго. Но и в голове у Наташи что-то переключилось: она вдруг стала заговариваться. Страшные вещи говорила девушка: то винила сестер, что она поранила руку из-за их колдовства, то уверяла, что казначея мать Анувия завалила ее работой и «хочет сделать из нее мальчика». Старшие сестры вовремя заметили, что с Натальей творится что-то неладное. Постриг отменили, а саму девушку отправили домой: «отдыхай и восстанавливай здоровье».

На особом положении

Казначея и строительница монастыря монахиня Анувия раньше работала археологом, руководила экспедициями в ближнем зарубежье. Она постоянно обещала сестрам: вот будущей весной обязательно переедем в новый корпус. У каждой будет своя келья! Пришла весна, за ней — лето, наступила осень… все оставалось без изменений. Жили сестры в тесноте и грязи. Казначея — женщина добрая и веселая. Но сама она обитала в своей квартире на окраине Москвы. С сыном, его женой и тремя внуками. В монастыре не жила ни одного дня — приезжала три-четыре раза в неделю: в алтаре послужит во время богослужения, обойдет обитель — и снова в мир. Келью отдельную имела: ей же надо хранить где-то свои вещи, подарки прихожан, переодеться из мирского платья в монашеское облачение для богослужения… Ездила на собственной машине. Каждый год обещала и игуменье, и духовнику: «Последний год так живу! Поселюсь в монастыре окончательно». Наступал следующий год — история продолжалась.

В душевой облупился кафель, и постоянно засорялся люк — у сестер выпадали их длинные волосы и забивали решетку. Убирать за собой, а тем более за мывшейся перед тобой сестрой, никто не спешил. Ответственная за душевую комнату ругалась, вывешивала объявления, увещевающие нерях. Однажды, отчаявшись докричаться до неопрятных сестер, повесила замок на пару дней на дверь. В пекарне по ночам водили хороводы рыжие тараканы. Днем на этих столах раскатывали тесто под пирожки и сдобу, которая продавалась в палатке рядом с монастырем. Я однажды зашла в пекарню поздно вечером, чтобы почитать книгу (в кельях-то свет давно погасили, даже свечку нельзя затеплить). Включила свет. Тараканы брызнули в разные стороны…

Уйти труднее, чем прийти

Однако не трудности быта гнали меня из монастыря. Когда за тебя годами принимают решения, а твое дело маленькое — не рассуждая исполнять послушание, отвыкаешь думать и чувствуешь себя бессильным связно выразить свои мысли и желания. Я начала пугаться сама себя — поняла, что стала плохо соображать. И еще мне хотелось деятельности. И свободы. Я уже не раз высказывала свое желание сестрам. Уезжая домой в отпуск, озвучила его и поставила вопрос на рассмотрение администрации монастыря. Спустя дней десять мне пришла на телефон (в Иоанно-Предтеченском монастыре, учитывая сложные бытовые условия, сестрам было разрешено пользоваться мобильным телефоном и Интернетом) эсэмэска о том, что меня благословляют уйти. Нужно было собрать вещи, сдать в библиотеку книги и свое облачение. Сестры трогательно прощались. Звали вернуться через год. Временно я перебралась на квартиру к знакомым. Но, когда бы ни зашла в монастырь, меня приветливо встречали и даже угощали обедом. Мне звонили в течение всего следующего года. Но я, видя знакомый номер, не брала трубку. Хотелось забыть все со мной произошедшее. Но не так-то просто это оказалось. Даже в снах возвращалась я в монастырь.

Первые дни я не верила своему счастью. Я буду спать столько, сколько хочу! Есть что хочу (я пять лет жила без мяса и, когда первый раз попробовала его после длительного перерыва, мне показалось, что я жую резину). И главное — отныне я сама себе игуменья. Дома родные приняли меня с распростертыми объятиями! Но прошел целый год, прежде чем я начала возвращаться к нормальной человеческой жизни. Во-первых, я никак не могла выспаться: сколько бы ни спала, мне было мало. Двенадцать, четырнадцать часов в сутки — все равно чувствовала себя утомленной и разбитой. Я засыпала в театре во время представления, на лекциях в фотошколе (куда я поступила, так как полюбила фотографировать в монастыре и хотела продолжать это занятие в миру), в транспорте — стоило только присесть или даже прислониться к чему-либо, как глаза сами собой закрывались.

Первые месяцы сложно было сосредоточить внимание и даже четко сформулировать свою мысль. В монастыре, если выдавались свободные полчаса, мы сидели в огороде на лавочке, молча и сложив руки, дышали воздухом — радовались выдавшемуся перерыву. Ни на чтение, ни на разговоры не было ни сил, ни желания. Одна из монахинь монастыря научила меня плести четки. И пользу обители приносило (четки шли на продажу в монастырскую лавку), и все какая-то смена деятельности. Занятие это меня выручило, когда я вернулась в мир: свои плетеные изделия я относила в церковь и даже получала за них немного денег. Какое-никакое подспорье для жизни.

Одним словом, уйти в монастырь оказалось морально гораздо проще, чем выйти из него….

Жанна Чуль

Читайте «МК в Питере» на Google News

Игумен Петр (Мажетов)

Доклад наместника мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь (Екатеринбургская епархия) игумена Петра (Мажетова) на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях» (Свято-Троицкая Сергиева лавра. 23–24 сентября 2017 года).

О пустынниках, отшельниках и безмолвниках на протяжении церковной истории сказано так много и так возвышенно, что нам остается с благоговением покрывать свои уста молчанием. Есть интересное рассуждение преподобного Иоанна Лествичника о степенях духовного восхождения. Как ангел, говорит Лествичник, не может успокоиться, пока не придет в меру Херувима, так и монах не успокоится, покуда не достигнет степени ангела. В свете этого изречения и мы, современные монахи, не можем быть спокойными до тех пор, пока не станем причастными своей меры «священного безмолвия», высшую степень которого явили древние монахи-пустынники.

Итак, с чего же начинается современное «пустынничество»? Преподобный Зосима Верховский, живя со своими духовными сестрами в общежительном монастыре, вспоминал со слезами свое былое отшельничество одной фразой: «Эх! Пустыня!» Почему же ныне умолкли подобные воздыхания?

Сегодня в публичных рассуждениях о христианской нравственности часто звучат призывы «быть как дети». Быть чистым душой, как ребенок, как дитя верить и любить. Но порой под таким нравственным богословием о любви скрывается обычная сентиментальность, являющаяся полной противоположностью Любви евангельской. В духе сентиментальных восторгов многие рассуждают сегодня и о пустынничестве. Но если мы посмотрим, как вели себя настоящие монахи-пустынники, то мы должны будем заключить, что они как раз и являются настоящими евангельскими детьми. Исходя из заданной темы, ограничимся описанием некоторых особенностей этого феномена.

Если старика, уставшего от жизни, уже ничто не может заинтересовать и обрадовать, то ребенок, только начинающий свой жизненный путь, испытывает постоянную, непреодолимую потребность в новых знаниях, чувствах и радостях. Монашеская жизнь предполагает отказ от мирских ценностей, таких, как супружеская любовь, привязанность к родственникам, многоразличная озабоченность устроением «места под солнцем» для себя и для своих близких. Через эту своеобразную «осиротелость» обретается постепенно апостольская свобода духа. Высвобождаясь от томительной суеты века сего, человек буквально переживает второе рождение. В его сердце расцветает новыми, чистыми чувствами и желаниями своеобразная духовная весна. Душа начинает не по-книжному испытывать жажду Благодати. Всё вокруг становится ярким и притягательным, как в детстве.

Однако именно на этом этапе инока подстерегает очень серьезное искушение. Цветущая молодость, не обремененная благодатным игом супружества, всегда расположена к распутству. Так и душа монаха, свободная от подлинной Любви во Христе, то есть не знающая молитвенной сладости келейного уединения, будучи духовно голодной, неизбежно будет переходить на «подножный корм» посторонних и праздных интересов. Как правило, изначально множественность сердечных увлечений связана с монастырскими послушаниями, но постепенно внутренний мир инока наполняется всем, что попадает в поле зрения «ока его души». Сказывается принцип вакуума, втягивающего в себя все окружающие предметы. Природа не терпит пустоты, особенно если это природа духовная.

Монах отказывается от своих родственников ради того, чтобы возыметь родственником всякого ближнего своего, первейшим из которых является Сам Христос. Но в такой сердечной свободе кроется не только преимущество. Если для мирянина искушением является недобрый взгляд со стороны, то для инока, чье сердце расположено к евангельскому состраданию, напротив, благодарное и теплое отношение окружающих может послужить роковым потрясением всей жизни. И это касается не только отношений с лицами противоположного пола. Постоянное общение в дружеской атмосфере с людьми мирского духа располагает сердце инока к жизненным смыслам самих этих людей. И здесь уже происходит подмена настоящей Любви на обычную сентиментальность.

Умение не поддаваться этим чувствам и есть начало «пустынничества». Старец Порфирий Кавсокаливит приводит интересный образ: чтобы перебить круги на воде от брошенного камня, нужно бросить в воду камень еще больших размеров. Любовь можно победить только большею любовью. Любовь к миру – вражда Богу есть (ср. Иак. 4:4), говорит апостол. Непреодолимое желание наслаждаться удовольствиями этой временной жизни порождает страх болезней, страх смерти, жизненных неудач. Но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18) – любовь к Богу есть единственная сила, способная победить или вытеснить душепагубную любовь к миру.

Конечно, Литургия, чтение святых отцов, да и само монашеское служение непременно являются проявлением любви к Богу, но войти в храм на богослужение – не значит уже стать причастным «брачному пиру» священной Евхаристии, ведь еще необходима «брачная одежда» искренних чувств во Христе. Равно как и рассуждать о Боге, говорить о Нем – не всегда означает самому быть причастным Его Любви. Архимандрит Эмилиан (основатель братства в Симонопетре) выражается прямо: если проповедник, полагая множественные труды в своем благовестии, оставляет собственное молитвенное правило, то он просто становится лжецом.

Понуждение себя в келейной молитве всегда вызывает в сердце изначально мучительное сопротивление страстей и помыслов. Умное делание приводит в движение змия, сокрытого в нас, – говорит преподобный Нил Сорский, умное делание его и умерщвляет. Брань за соединение ума и сердца в молитве простирается до кровавого пота. Это и объяснимо, ведь современный окружающий мир яркими красками и звуками пытается вжиться в человека со всех сторон. Калейдоскоп впечатлений препятствует порой даже просто подумать о молитве, а сам процесс внимательного произнесения заветных слов по степени страдания часто подобен отрыванию от ран запекшихся кровавых повязок. Легко вычитать устами канон, но пребывание со Христом наедине во внимании – есть тернистый путь к своей священной пустыне.

И здесь мы должны сказать о двойном мученичестве монаха. Два духовных подвига, как два евангельских ножа, о которых приточно обмолвился Сам Спаситель в прощальной речи, должны непременно украсить жизнь монаха. К сожалению, многие современные иноки, мечтающие о молитвенном уединении в пустыне, не всегда готовы подъять на себя томление второго евангельского «острия». Я имею в виду мученичество послушания. Когда монах несет на себе подвиг безотказного послушания в монастыре и в то же время стремится неукоснительно исполнять свое келейное правило, то поначалу складывается впечатление, что Сам Бог как будто противится подвижнику. И болезни, и усталость, и неожиданные перемены режима дня. Но подобно праведному Иакову, вступившему в схватку с неким священным мужем, монах, сопротивляясь ударам монастырской жизни, обретает право носить имя Израиль, то есть зрящий Бога. Что интересно: упорство в своих убеждениях и личных потребностях, как правило, приводит к обезличиванию внутреннего мира души. Страсти делают человека безликим, со стандартным набором желаний – добиться, утвердиться и в конце-концов идти в другой монастырь. И напротив, чем сильнее инок отсекает свою волю перед игуменом и братством, тем ярче в нем раскрываются личностные особенности души, ясность ума и своеобразие молитвенных переживаний.

Святой Исаак Сирин, утешая пустынников, дает такой совет: будь в келии, и она тебя всему научит. Современному монаху, желающему, по силам, стать причастным священному безмолвию древних, уместен будет другой совет: будь в обители, то есть будь во всех проявлениях монастырской жизни, и эта жизнь тебя всему научит – молитве, благодати, любви.

Никто не станет спорить, что иногда святая обитель становится великой благодатью благодаря христианским святыням, пребывающим в стенах монастыря – чудотворным иконам, мощам святых угодников, или проживающим в составе братства благодатным старцам. Но позволим себе отметить, что блаженна будет та обитель, которая уподобится тому евангельскому неводу, в котором обретется священный улов монахов, носящих в сердце своем подлинную Любовь ко Христу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *