Современные старообрядцы

Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, на состоявшейся 23 и 24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» выступил с докладом о современном положении старообрядческих согласий в России и их численности.

***

Несмотря на историко-культурную общность, старообрядчество в конфессиональном плане не имеет единства. После никоновского раскола середины XVII века наиболее традиционная часть Церкви сохранила старые православные устои, но оказалась в условиях гонений. В результате некоторых идеологических разногласий древлеправославие разделилось на два основных направления — «поповское» («беглопововское») и «беспоповское», в рамках которых в XVIII-XIX веках сформировалось несколько согласий (религиозных деноминаций). В правовом поле современной России представлено четыре старообрядческих согласия, имеющих централизованные религиозные организации.

К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь. К безпоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ, белокриницкое согласие, «австрийское» согласие, старое название (в 1846-1988 годах) — Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии. Белокриницкая иерархия была учреждена в 1846 году после присоединения к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия.

Произошло это в с. Белая Криница, на территории Австро-Венгерской империи (ныне Западная Украина), от этих именований и произошло бытовое название согласия. С 1853 г. структура Белокриницкой иерархии складывается и на территории России. Во второй половине XIX — начале XX веков возникло несколько расколов, которые к середине XX века в основном были преодолены.

В РПСЦ совершаются все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в официальных новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение, также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (Титов).

Высший орган церковной власти — ежегодно созываемый Освященный Собор. Административно церковь разделена на епархии. В настоящее время в России 12 епархий РПСЦ и 7 епископов. По данным Министерства Юстиции на 2015 год, зарегистрировано 184 религиозных организации и действует 1 монастырь. При митрополии в Москве имеется Духовное училище, а также церковно-исторический музей и общественная библиотека с читальным залом. За пределами России Московская митрополия объединяет общины на территории стран СНГ, а также имеет заграничные епархии на Украине и в Молдавии.

РПСЦ состоит в каноническом общении с братской церковью в Румынии, которая имеет 6 епархий и около 70 приходов. РПСЦ ведет активную церковную и общественную деятельность, строятся новые храмы, организовываются общины, проводятся крестные ходы, выступления хоров знаменного пения, фотовыставки и прочее. Ведется миссионерская работа среди других старообрядческих согласий, а также в Африке. Митрополит Корнилий является членом совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ.

Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ, беглопоповцы, «новозыбковское» согласие). РДЦ организационно оформилась в начале ХХ века, с учреждением иерархии после присоединения к старообрядчеству из новообрядчества архиепископа Николы (Позднева) в 1923 году и епископа Стефана (Расторгуева) в 1929 году.

Возникшая иерархия к середине ХХ века объединила оставшихся беглопоповцев, которые не признавали уже имеющуюся Белокриницкую иерархию. Крупнейший духовно-административный центр находится в г. Новозыбкове Брянской области. В конце ХХ века произошло несколько разделений, которые в настоящее время в основном преодолены.

РДЦ содержит все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение. Также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин).

Высшим органном управления церкви является регулярно собираемый Освященный Собор. Административно церковь в России разделена на 6 епархий, в которых служат четыре епископа. Также есть еще две епархии вне пределов России и два епископа. Еще два епископа находятся на покое. По данным Минюста на 2015 год, в России действуют 105 религиозных организаций РДЦ, из них 5 монастырей и одно учебное заведение. В Новозыбкове действует Высшее духовное училище. РДЦ находится в каноническом общении с Грузинской Древлеправославной Церковью и ведет активную работу по организации новых приходов и строительству церквей. Особо активно ведется работа в Нижегородской области и в республике Бурятия. Хорошо развита издательская деятельность. В общественной жизни РДЦ не так активна, как РПсЦ.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ, поморское согласие). Старое название (в 1909-1989) — Старообрядческая Поморская Церковь. Поморское согласие оформилось в конце XVII века. После смерти последних дораскольных священников была отвергнута практика приема беглых священников из новообрядчества. Наименование «поморцы» утвердилось благодаря следованию в службах Поморскому Уставу, который был рассчитан на проведение служб мирянским чином, то есть без священства. Устав ДПЦ был составлен на основе Соловецкого устава. С конца XVII до середины XIX веков ведущим духовным центром был Выговский монастырь в Карелии.

В первой половине XVIII века произошли разделения по вопросу отношения к браку и по отношению к властям. Поморцы среди безпоповцев занимали наиболее либеральные позиции. ДПЦ признает все таинства, принятые в православии, однако в связи с отсутствием священства исполняются только два таинства — крещение и исповедь, допустимые для исполнения мирянами. Также по решениям соборов благословляется христианский брак. Старообрядцы-поморцы высшим органом власти имеют Церковный Собор, состоящий из мирян — представителей общин. В период между соборами деятельностью церкви управляет Российский Совет ДПЦ — председатель Олег Иванович Розанов.

Каноническая дисциплина держится на основе авторитета духовных наставников и признании решений Церковных Соборов. В России ДПЦ имеет условное деление на регионы — 9 церковных областей, в которых имеются ведущие ответственные общины, а в некоторых местах региональные советы. По данным Минюста зарегистрировано 48 религиозных организаций ДПЦ, однако большая часть общин действует без регистрации. В Санкт-Петербурге действует заочное духовное училище. Общины ДПЦ ведут учебную, издательскую, культурно-просветительскую и прочую деятельность, направленную на развитие церкви и общества.

В других странах имеются свои поместные объединения во главе с Центральными или Высшими Советами ДПЦ. Поместные объединения ДПЦ разных стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина) находятся между собой в молитвенном общении и каноническом единстве.

Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС, федосеевцы) Одно из старых названий — христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия.

Староверы федосеевского согласия в 2014 году зарегистрировали собственную ЦРО ДСЦФС, ее председатель — Кожев Константин Викторович. Однако большинство общин по традиции сохраняют автономный статус либо действуют без государственной регистрации. Общины распространены в основном в европейской части России.

Федосеевское согласие в условиях отсутствия священства исполняет только два таинства — крещение и исповедь, при безусловном исповедании всех семи таинств. Федосеевцы оформились в начале XVIII, разделившись с поморским согласием в вопросе возможности заключения церковных браков в отсутствии священства. Наименование имеют в память о духовном отце и учителе Феодосии Васильеве (умер в 1711 году).

В Федосеевском согласии имеется два основных духовных центра: Московская Преображенская община и Казанская старопоморская община.

Численность старообрядцев

Во второй половине XVII века численность оставшихся верными древлему церковному благочестию некоторыми исследователями оценивалось как половина всего населения, а это минимум 7-9 миллионов человек, а в XVIII веке — в пределах трети всего населения. Наибольшую заинтересованность в исчислении действительного количества старообрядцев всех согласий проявил чиновник МВД по особым поручениям П.И. Мельников-Печерский, который указывал на несоответствие официальных данных и реальной численности. Причем в некоторых регионах расхождение данных оказалось в разы.

В начале ХХ века, как современниками, так и исследователями, численность старообрядцев оценивалась в 10-20 миллионов человек. За период советской власти, когда старообрядчество потеряло опору в среде купеческого и промышленного капитала, когда были разрушены патриархальные родовые семьи, нарушена преемственность поколений при полном отсутствии духовного воспитания, численность верующих старообрядцев стала стремительно уменьшаться. Ранее крепкое деревней старообрядчество теперь становится во многом городским движением, к сельским общинам принадлежит лишь четверть населения.

Численность старообрядцев в СССР подсчитывали с помощью сводок, передаваемых из местных органов власти, которые, в свою очередь, получали эти данные очень часто от представителей самих общин, при этом неважно, была община зарегистрирована или нет. Учету также подлежали количество священников, наставников, совершенных венчаний, крещений, погребений и т.д. Получаемые при этом данные, скорее всего, оказывались весьма близкими к действительным. В 1980-х годах указывались цифры в 1,5-2 миллиона «приверженцев» старообрядцев всех согласий. Даже современные оценки численности старообрядцев очень часто основываются на этих данных.

Исследовательской службой «Среда» в 2012 году было проведено свое исследование, которое осуществлялось посредством опроса населения. Такой метод выявил порядка 0,5% старообрядцев из числа опрошенных, что в масштабах всей страны дает не более 700 тысяч человек. Причем, согласно этому же опросу, 31% (около 220 тысяч) из них стараются соблюдать все предписания своей веры, и лишь 3% (около 22 тысяч) являются активными прихожанами. Однако такой метод полон погрешностей, так как разные регионы имеют разную плотность старообрядческого населения, да и не всякий старообрядец в ходе опроса укажет свою религиозную принадлежность как старообрядчество, предпочитая православную или христианскую идентичность.

Вопрос о примерной численности старообрядцев, если и не каждого согласия, то по крайней мере общего количества, можно было бы решить, включив вопрос о вероисповедании в проходившую Всероссийскую перепись, однако этого сделано не было, и нам теперь остается пользоваться случайными и примерными оценочными сведениями.

Министерство Юстиции Российской Федерации ведет учет зарегистрированных религиозных организаций, из отчетов можно узнать данные о количестве таких организаций по основным конфессиям, что также дает нам возможность определить долю старообрядцев среди религиозных организаций России и взять на себя смелость пропорционально оценить хотя бы примерную численность людей, относящих себя к старообрядчеству, с учетом атеистов, имеющих старообрядческое происхождение.

Так, всего в России на конец 2015 года зарегистрировано 27785 религиозных организаций, из них к «новообрядному» православию принадлежит 16359 (58,9%) (из них РПЦ МП — 58,6%), к исламу всех направлений — 5151 (18,5%), к различным протестантским деноминациям — 4860 организаций (17,5%) и к староверию всех согласий — 353 организации (1,3%). Несмотря на малый процент, старообрядчество занимает четвертую позицию в России по численности среди религиозных направлений, превышая иудеев 268 (около 1%), буддистов 249 (0,9%) и католиков 235 (0,8%). В относительном пересчете на население страны 1,3% составляет 1,9 миллиона человек, что, по нашему мнению, с учетом всех условностей весьма близко к реальности.

Со своей стороны мы могли бы предположить следующий метод подсчета населения, принадлежащего к старообрядчеству. Как известно, в старообрядчестве не ведется учет принадлежащих к древлеправославию, но в тоже время в каждой общине известно количество исповедников. Опрос исповедников в общинах ДПЦ как в городах, так и в сельской местности привел к следующим выводам: в среднем на каждого исповедника приходится до 5 человек родственников и знакомых староверов, которые на исповедь не ходят, но при этом иногда посещают храм или обращаются за заказом треб, то есть в некоторой степени участвуют в жизни общины. Кроме них есть еще до 20 человек крещеных, но совсем не ходящих. Получается соотношение 1:5 и 1:20. К примеру, если в общине около 100 исповедников, то условно прихожан будет около 500 человек, а хоть как-то осознающих свою принадлежность к старообрядчеству может быть до 2 тысяч человек. В зависимости от уровня духовности этот показатель может изменяться в ту или иную сторону, но в среднем он вполне отражает общее положение. Однако для подсчета общего количества принадлежащих к старообрядческим согласиям необходимо знать число исповедников во всех общинах, что в настоящее время не представляется возможным, хотя и может быть организовано в конкретных сообществах.

Еще один способ выяснить примерное количество старообрядцев в России связан с теми данными, которые нам доступны. Так, по собственным исследованиям, количество официально зарегистрированных и действующих без регистрации общин и групп всех согласий в России примерно около 800-900, из них имеет регистрацию 353 религиозные организации. Количество прихожан (исповедников) можно оценить в среднем 200-300 человек на общину, исходя из этого, общее количество активных прихожан можно предположить в пределах 160-270 тысяч человек. Применив вышеупомянутый метод, мы получим общее количество прихожан в диапазоне от 800 до 1350 тысяч, также можно предположить, что количество старообрядцев по крещению может составить от 3 до 6 миллионов человек (2-4% от населения России). Учесть же потомков староверов вообще не представляется возможным.

В Петербурге закончились Дни старообрядчества. На это время город стал центром различных богословских мероприятий. Любопытно, что самое значительное из них происходило в Александро-Невской лавре — крупнейшем православном монастыре Северо-Запада.

Там на конференции выступали с докладами старообрядческие священники. То есть два направления христианства вновь находят общий язык после раскола.

О том, как сейчас живут старообрядцы, рассказывает корреспондент НТВ Антон Давыдов.

Он и крестится двумя перстами, и на колени припадает, как старовер. Но саму идею, из-за которой разделилась русская церковь в XVII веке, трактует как-то современно.

Себя называет православным единоверцем. Службы проводит на манер раскольников, но в то же время подчиняется московской епархии. Поэтому двери в его храм открыты для всех.

Сергей Чиж, православный единовер: «Все больше и больше взаимопонимания. У нас есть духовенство, которое нас поддерживает. Есть даже новообрядческие священники, которые приходят к нам и служат по старому обряду. Поскольку это наши корни, это наша культура».

Богослужения совершаются возле православного креста, сделанного из трансформаторных брусков. Здесь еще должен появиться иконостас во всю стену и фреска.

Само же место для молитв Сергей строит, соблюдая каноны староверов, то есть строго из древесины. Сруб — карельское дерево, крыша канадского происхождения. Постройка шатровая, совмещенная с колокольней. Звонница пока стоит рядом, а колокола из-за воровства пришлось делать из подручных средств — баллонов для кислорода.

Молитвы староверы читают по немногочисленным сохранившимся книгам. Хор звучит не многоголосно, как привыкли сегодняшние христиане, а в знаменном распеве. Именно такое песнопение и побудило Сергея — отца троих детей — всю семью вернуть к истокам богослужения на Руси.

Теперь они так же пользуются всеми благами общества, дети ходят в обычную школу. Только сверстники не всегда их понимают. Хотя старообрядчество здесь не причем.

Татьяна Чиж, старовер: «Кто-то его обзовет попом. Богохульничают и он сразу дерется. Вот такие проблемы».

Прихожан в храме, поклоняющихся по старому чину, около двухсот. И, в общем-то, никто из них не чувствует себя сектантом. Да и с чего? Ведь по большому счету, какая разница в перекрещивании двумя или тремя перстами.

Подписаться на уведомления Отписаться от уведомлений

ООО «Столичный учебный центр»

Контрольная работа к модулю 6

Эссе на тему: «Старообрядчество в современной России»

Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики: формирование профессиональных компетенций педагогов для преподавания основ духовно – нравственной культуры»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Кисенкова Наталия Алексеевна

Москва, 2019

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. История возникновения старообрядчества в Русской Православной церкви………………………………………………………………………………3

    1. Что такое старообрядчество и кто такие старообрядцы…………………3

    1. Реформы, которые привели к расколу……………………………………3

Глава 2. Старообрядчество и современность…………………………………..5

    1. Основные течения старообрядчества……………………………………5

    1. Современная православная старообрядческая религиозная организация………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….7

Список литературы………………………………………………………………8

Введение

Мы живем в уникальной стране, в России, в которой проживает большое количество народов, каждый со своей культурой, традициями и религией: мусульмане, представители буддизма, ведических культов, иудеи и другие последователи различных религиозных общин. Но именно православное христианство играет особую роль во многовековом становлении нашего государства. Старообрядчество, являясь одним из религиозных течений русской православной церкви, существует и сегодня. Данная тема позволяет приоткрыть малоизвестную страничку в истории нашего государства. К тому же старообрядчество – неотъемлемая часть российской истории, которую необходимо знать потомкам. Интерес старообрядчеству в нашей стране стал проявляться в последние годы. Многие авторы публикуют свои материалы и статьи, посвященные старообрядчеству. Данная тема актуальна в наши дни. Старообрядчество сыграло значительную роль в становлении современной России. Поэтому мною и была выбрана тема эссе «Старообрядчество в современной России».

Глава 1. История возникновения старообрядчества в Русской Православной церкви

    1. Что такое старообрядчество и кто такие старообрядцы

В энциклопедии этот термин трактуется так: «Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации» . Таким образом, можно сделать вывод, что старообрядцы – это люди старой веры. Старообрядцев также называли раскольниками, обвиняя их в расколе русской церкви, в отделении от православия. Сами же старообрядцы употребляют термин «истинно православная церковь» . Какие же реформы привели к расколу русской церкви?

    1. Реформы, которые привели к расколу

Реформы, которые привели к расколу русской церкви – это реформы патриарха Никона, начатые в 1653 году, по ведению богослужения по современным по греческим образцам, которые встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. На поместном соборе Русской церкви в 1656 году все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. На Большом Московском соборе в 1667 году были одобрены книги новой печати, утверждены новые обряды и чины и наложены клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. Соловецкий монастырь, который восстал первым, был разорён в1676 году стрельцами. Поместный собор Русской церкви, состоявшийся в 1681 году, настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над старообрядцами. После собора начались расправы: массовые казни, изгнания, тюремные заключения, пытки, сожжения, сопровождавшиеся клеветой, ложью, подлогами. Все это на основании знаменитых «Двенадцать статей» правительницы Софьи, которые были изданы по просьбе духовенства собора в 1685 году. В 1716 году при правлении Петра I «Двенадцать статей» были отменены. Старообрядцы существовали полулегально и платили за это налог вдвое больше, было также введено наказания за уклонение от регистрации и выплаты этого двойного налога: штрафы, ссылка на каторгу. За всякое старообрядческое богослужение полагалась смертная казнь.

Но, несмотря на репрессии правительства, к XIX веку почти треть русского населения была старообрядцами, причем купечество, состоявшее из старообрядцев, богатело. Таким образом, в следствие изменения государственной политики в отношении старообрядцев произошел социально-экономический расцвет. И правительство, пойдя на компромисс, ввело единоверие. Старообрядцам-беглопоповцам в 1846 году удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев благодаря греческому митрополиту Амвросию. Так появилось Белокриницкое согласие, которое первоначально действовало среди эмигрантов, к которым присоединились донские казаки-некрасовцы. Когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии Софроний в 1849 году, белокриницкое согласие распространилось и на Россию. В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний, который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Старообрядцам запрещалось строить и чинить церкви, заводить скиты, издавать книги, были ограничения при занятии общественных должностей, религиозный брак старообрядцев не признавался государством, а дети считались незаконнорожденными. С 1874 года для старообрядцев был введён гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака». Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 году . Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный в 1905 году, отменял законодательные ограничения для старообрядцев: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ давал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие.

В Советский период власть относительно благосклонно относилась к старообрядцам. Во время Великой Отечественной войны большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения.

Глава 2. Старообрядчество и современность

2.1. Основные течения старообрядчества

Основными течениями старообрядства являются поповство, единоверие и беспоповство.

Поповство является одним из широких течений старообрядчества, которое возникло в последнем десятилетии XVII века. Протопоп Аввакум призывал принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить» . Поповцы признают таинства Православного христианства и необходимость священников при богослужениях и обрядах. Участие в церковной жизни могут принимать не только священнослужители, но и миряне. Центрами поповства были Нижегородский край, Донская область, Черниговщина, Стародубье. Поповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви, их называли «беглопоповцами». После перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия в 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, являющаяся в настоящее время одним из самых крупных старообрядческих направлений. Поповцы придерживаются старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.

Большая часть поповцев сосредоточилась в России, их численность на конец XX века составляет около 1,5 миллионов человек. Основные группы поповцев на настоящий момент – это Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Единоверие, как течение, появилось в 1800 году. Митрополитом Платоном были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами. На сегодняшний день единоверие или православное старообрядчество имеет в Русской православной церкви приходы, сохраняют дореформенные обряды, но при этом признают иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви.

Беспоповство появилось в XVII веке. Так как старообрядцы после смерти священников старого рукоположения остались без епископов и не признавали новых священников, сформировалось беспоповство. Такие старообрядцы стали именоваться официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие, в быту их стали называть беспоповцами. Богослужение беспоповцы проводят мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем. Центры беспоповцев — это побережье Белого моря, Олонецкий край — современная Карелия и речка Керженец в Нижегородских землях. Позднее появились новые разделения и появились согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово, средники, дырники и бегуны. В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства — Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.

2.2. Современная православная старообрядческая религиозная организация

В настоящее время крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь. Это — Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 году. Она насчитывает около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, в Румынии. Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии образовалась в 2007 году в самостоятельную церковь. Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а затем — в Москве.

На Архиерейском соборе в 2000 году Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью…» . На круглом столе, который был проведен 3 марта 2016 года в Московском доме национальностей, обсуждались актуальные проблемы старообрядчества. На нем присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви . Представительство было самое высокое — московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые . В 2018 году в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына состоялся Всемирный старообрядческий форум для решения общих проблем и сохранения культурных и духовных ценностей, объединяющих современных старообрядцев.

Численность старообрядцев в России свыше 2 миллионов человек. Среди них большинство русских, есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. Помимо России старообрядческие общины присутствуют в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде, в ряде стран Латинской Америки и в Австралии.

Заключение

Старообрядцы сохранили свою веру, несмотря на жестокие преследования. Они проявили мужество в борьбе за свои убеждения и способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Старообрядчество сыграло большую роль в развитии и укреплении экономических отношений России. Старообрядцы проявили себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Общины старообрядцев сохранили для потомства древние рукописи, старопечатные книги, старинные иконы и церковную утварь.

Мне было очень интересно работать по данной теме. Не может не восхищать самоотверженность и непреклонность людей в борьбе за свои убеждения, которая стала одной из страниц духовной истории русского народа.

Список литературы

  1. Старообоядчество — Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Старообрядчество и старообрядцы. Ответ из первых уст. – Режим доступа: https://ruvera.ru/staroobryadchestvo

  3. Градовский А. Д. Гл. 6. О веротерпимости // Начала русского государственного права. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875. — Т. I.

  4. Закон от 3 мая 1883 г. и трансформация ответственности сектантов за некоторые религиозные преступления. Тольяттинский государственный университет (3 мая 1883).

  5. Библиофонд. — Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=770696

  6. Азбука веры. Православная библиотека. Николай Иванович Попов. Опыт исследования: что такое современное старообрядчество в России? – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/opyt-issledovanija-chto-takoe-sovremennoe-staroobrjadchestvo-v-rossii/

  7. Н. И. Субботин. Материалы по истории раскола. — Т. 5. — С. 221

  8. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия.

  9. Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества» Русская Православная Старообрядческая Церковь.

  10. Живые и мертвые, Независимая газета (16 марта 2016). Дата обращения 22 ноября 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *