БОГОСЛОВИЕ. ИСТОРИЯ
УДК 616.5
Диак. Олег Терлецкий, свящ. Григорий Григорьев*
ОБ ИСТИННОЙ БОЛЕЗНИ ЦАРЯ АВГАРЯ, СТАВШЕЙ ПРИЧИНОЙ СОТВОРЕНИЯ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, ПЕРВОЙ ИКОНЫ ХРИСТА — НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА
В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа?
В церковном восточном предании повествуется о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить».
В вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции — «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа псориаз был известен под названием «1ерга» и «psora» (по-греч. psora — чесотка, парша).
В сирийских источниках VII-VIII вв. указывается, что царь Авгарь болел подагрой, а в армянском апокрифе подагру называют «болезнью Авгаря».
В результате исследования мы пришли к выводу, что царь Авгарь проказой не болел, а, вероятнее всего, был болен псориазом, осложненным псориатическим артритом, что объясняет наличие у него так называемой подагры.
Ключевые слова: церковное восточное предание, царь Авгарь, проказа, псориаз, «Святой Мандилион», первая икона Христа — Нерукотворного образа, «икона икон».
* Терлецкий Олег Васильевич — диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, docterl@yandex.ru; Григорьев Григорий Игоревич — священник, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультета психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, дидог^@ hotmail.com.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4
В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа? Изучение этого вопроса непосредственно связано с царем Авгарем, «мучимым болезнью, излечить которую было не в силах человеческих» . Авгарем в христианском предании именуется правитель «арамееязычной Осроены, эдесский царь Абгар V (или Абгар Эдес-ский, Абгар Большой, Абгар Уккама (Чёрный), правивший с 4 г. до н. э. до 7 г. н. э. и затем вновь в 13-50 гг. н. э.)» . Исцелившись от недуга по воле Божьей с помощь «Святого Мандилиона», Абгар принял христианство и стал первым в истории христианским монархом. Такой вывод делает азербайджанский историк Рамиз Мехтиев: «Как бы то ни было, большинство источников сходится во мнении, что Абгар V Чёрный лично принял христианство и разрешил последователю Иисуса Аддаю Эдесскому проповедовать его в Осроене, тем самым превратив эту религию в официальную и став первым в истории христианским монархом» .
С целью установления истинной болезни царя Авгаря, которая стала причиной обретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа на плате, «иконы икон», которую называли в Византии «Святым Мандилионом», а в Древней Руси — «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным» , мы решили изучить сохранившиеся церковные предания и письменные источники.
Согласно церковному восточному преданию, первым изображением лика Христа был именно Спас Нерукотворный. Этот тип воплощения образа Спасителя известен со времен иконоборчества, когда философ и богослов, преподобный Иоанн Дамаскин в свой труд «Точное изложение православной веры» включил рассказ об Авгаре, царе Эдесском:
«.когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему божественному и животворящему Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ, и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю» .
Первый историк Церкви Евсевий (IV в.) «на основании одного сирийского документа, говорит, что Авгарь, страдая тяжкою болезнью, просил Иисуса Христа о помощи, признавая Его Сыном Божиим и предлагая ему свою столицу для проповеди.» .
Стоит упомянуть, что и в своем «Первом защитительном слове против порицающих святые иконы» прп. Иоанн привел такое свидетельство из труда св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии»:
«До нас дошло издавна переданное повествование о том, что Авгарь, — разумею Эдесского царя, — воспламененный тем, что он слышал о Господе, до божественной любви, отправил послов, просивших посетить его. Если же Он отказался бы сделать это, то Авгарь приказал, чтоб живописец срисовал бы Его изображение. Узнавши это, Тот, Кто все знает и все может, взял кусок холста и, приблизивши Свое лицо, в это время напечатлел Свой собственный образ, что сохраняется и доныне» .
А. М. Лидов, зав. отделом культуры древности Института материальной культуры МГУ, академик Российской академии художеств, указывает на то, что «первые упоминания о существовании Образа относятся к концу VI века. В середине X века создается «Повесть о Нерукотворном Образе», в которой излагаются два предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории, топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней , узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его» (Повесть, 13). Согласно второй истории, Нерукотворный образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидит Свои крестные муки: «Когда Христос должен был идти на вольную смерть, когда, являя человеческую немощь, Он явился борящимся и молящимся, когда пот капал с него, подобно каплям крови, как указывает евангельское повествование (Лк 22: 44), тогда, говорят, взяв у одного из учеников этот ныне видимый кусок ткани, он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ» (Повесть, 17 и 21) . Апостол Фаддей рассказал Авгарю об «изображении без красок, от пота» (Повесть, 21).
Таким образом, Сам Христос создал Спас Нерукотворный — Свой образ, послуживший достоверным источником к написанию целого ряда списков «иконы икон». По некоторым источникам, икона Спаса Нерукотворного получила распространение в Древней Руси уже с IX в.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Те же сведения приводятся во многих современных работах с прибавлением того, что называется страшная болезнь царя Авгаря — проказа. Правда, откуда взяты сведения, что Авгарь болел проказой, авторы не уточняют, ограничиваясь глухими ссылками на церковное предание. Например, И. Языкова сообщает, что в церковном восточном предании говорится о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить» . Епископ Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие», рассказывая о князе Авгаре и обретении Нерукотворного образа Христа, пишет: «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его» .
Где именно церковное восточное предание сообщает о проказе царя Авгаря, нам в процессе исследования данного вопроса, к сожалению, так и не удалось выяснить.
В западном предании существует рассказ о «праведной женщине Веронике».
Вероника, «видя Спасителя, шедшего с крестом на Голгофу, прониклась к Нему чувством сострадания и отерла Его лицо своим платком. И тут чудесным образом Лик Спасителя запечатлелся на ее платке. Западная иконография изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным на нем нерукотворным Ликом. Обычно это Лик страдающего Спасителя, в терновом венце, со следами бичевания. В XVII веке этот извод получает распространение и в России» .
В результате мы пришли к выводу, что при рассмотрении этого сюжета исследователи используются два вида источников: одни опираются на церковное предание, а другие — на древние письменные источники, дошедшие до нашего времени, где «проказа» в качестве заболевания царя Авгаря не упоминается. Например, епископ Кесарийский Евсевий Памфил (ок. 263-340), создатель первой «Церковной истории» (нач. IV в.), охватывающей время от начала христианства до 324 г. (при ее написании он пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами), пишет: «Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни» .
Евагрий Схоластик (ок. 536-594), автор «Церковной истории» (кон. VI в.), охватывающей время с 431 по 594 г., «описывает предания древних об Эдессе и Авгаре, и о том, что Христос писал к Авгарю послание» , но какой болезнью царь страдал, не говорит. Также он пишет, что некогда избавлению Эдессы от персидской осады споспешествовала «Богозданная нерукотворная икона», которую «Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть» .
«Литургическое предание Церкви сохранило в богослужебных книгах историческую память об истории царя Авгаря. Она передается в стихирах на великой вечерне, каноне на утрене и в особой молитве образу» . Например, вот стихира на «Господи, воззвах»:
«Пречистаго Твоего лица зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, воз-желавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимаго. Яко да Твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшего волею, к Твоей любви распалаемся, юже на нас излиял еси, великия ради Твоея милости» .
Как видим, в этой стихире о болезни царя Авгаря ничего не сказано. Информацию о болезни царя Авгаря и чудотворениях «Святого Манди-лиона» в Эдессе находим в сирийских источниках VП-VШ вв. и армянском апокрифе.
В сирийских источниках присутствует предание о чуде:
«Оно рассказывает, что некий человек с Востока украл Нерукотворный образ, который хранился в церкви Эдессы. Когда вор остановился на ночлег в монастыре свв. Козьмы и Дамиана за пределами города, Мандилион вдруг наполнился огнем и стал жечь похитившего его. Вор бросил реликвию в глубокий монастырский колодец, и немедленно огненный столп спустился с небес на колодец. Мандилион был найден, и с того времени каждый, кто омывался водой из колодца, получал исцеления, особенно те, которые, подобно царю Авгару, были больны подагрой» .
В армянском апокрифе содержится предание о происхождении этого колодца, созданного самим Авгарем, который, получив Мандилион, «выкопал колодец, омыл свое тело, затем облобызал образ Спасителя и исцелился и многие другие с ним. После того он построил церковь и с великой честью поместил божественный образ в ней на святую трапезу» 1. Вода колодца, согласно более поздним свидетельствам, исцеляла и христиан, и иноверцев. Она особенно помогала от проказы, «слоновой болезни» и подагры («болезни Авгаря»). Вскоре после разгрома Эдессы в 1144 г. колодец в разрушенном монастыре посетил новый правитель края, Занги, который, исцелившись от болезни ног, повелел основать при колодце лечебницу» 2.
Учитывая приведенные ранее сведения, попытаемся установить истинную болезнь царя Авгаря.
1. Как мы установили, самым древним письменным источником, где указывается о болезни царя Авгаря, дошедшим до нашего времени, является «Церковная история» Евсевия, епископа Кесарийского.
2. В ней Евсевий Кесарийский характеризует царя Авгаря как «мучимого болезнью, излечить которую было не в силах человеческих». Но какой именно болезнью страдал царь, не говорится.
3. Мы знаем из этого же источника, что больной не был изолирован от окружающих его людей, как, например, царь Озия: «И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли» (2 Пар 26: 21). В глаголемые времена изгнание прокаженного из города (селения) или его изоляция, как в случае с царем Озией, были обязательными.
4. Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13: 3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2:7-8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину: считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15: 4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13: 46; Числ 5: 2; 12:14), и они жили за го-
1 Апокриф, известный в ХП-ХШ вв., восходит к более раннему сирийскому источнику.
2 Этот чудотворный колодец почитался еще в XIX в. Согласно сказаниям армян Урфы (Эдессы), близ города находился «колодец Мандилиона» (Джеб-аль-Мендиль): Авгарь исцелился от проказы водой, наполнившей колодец, в котором спрятан был Нерукотворный образ.
родскими воротами, как те четверо прокаженных, которые были вынуждены находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7: 3-10) . Профессор А. П. Лопухин в толковании на книгу Левит пишет:
«Раз объявленный нечистым, прокаженный должен был немедленно облечься в костюм носящего траур и носить его в течение всей болезни: голова его была обнажена, одежда (на груди) разодрана, волосы на голове в беспорядке, подбородок подвязан, и он должен, предупреждая чистых от осквернения, взывать: «тамэ, тамэ» («нечисть, нечисть!»), ср. Плач 4:15. Этим уже предполагается заразительность проказы по древнееврейскому воззрению (в медицине об этом в древнее и новое время существовали два противоположных взгляда). По талмудистам, прокаженный, войдя в чистый дом, осквернял всех, там находящихся, и все сосуды, исключая только покрытых или обвязанных (Мишна, Келим 1:4; Негаим 13:11). Так как одно прикосновение к прокаженному оскверняло, то прокаженный во все время болезни должен был жить отдельно от здоровых вне стана или города (ср. Числ 5: 2-3; 4 Цар 7: 3; Лк 17: 12) в особых, нарочито для прокаженных отведенных строениях. В позднейшее время, если прокаженный хотел посетить синагогу, храм, то он занимал особо отгороженное там место и должен был первый войти в здание и последним выйти (Негаим, 13:12). Это талмудическое свидетельство, впрочем, мало согласуется с библейскими данными (Лев 13; 14)» .
5. Возможно, что язычники придерживались других правил и больного проказой не изгоняли и не изолировали, как это было с Нееманом Сириянином: «Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный» (4 Цар 5: 1); «И пошел и передал это3 господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской» (4 Цар 5: 4). В предыдущей нашей работе мы определили, что Нееман Сириянин болел не проказой, а псориазом. Поэтому, даже если учесть, что Авгарь был язычником, аргументов все равно больше в пользу того, что царь болел псориазом, осложненным псориатическим артритом. Также важно то, что проказа не относится к наследственным заболеваниям, а мы знаем из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, что сын царя Авгаря болел подагрой и был исцелен апостолом Фаддеем, одним из семидесяти.
«И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись. Изумился Авгарь: что слышал он об Иисусе, то на деле свершилось на нем через Его ученика Фаддея, который исцелил его без лекарств и трав, и не его только, но и сына его Авда, болевшего подагрой. Тот тоже, подойдя к Фаддею, упал ему в ноги и был исцелен молитвой и прикосновением руки. Фаддей исцелил много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие» .
Наследственным заболеванием как раз таки является псориаз, но не проказа. Как мы помним, в сирийских и армянских источниках говорится, что царь
3 Рассказ пленной маленькой девочки из земли Израильской, которая служила жене Неемановой, о пророке: «И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (4 Цар 5: 2-3).
Авгарь болел подагрой . Но в те далекие времена подагрой называли практически все заболевания суставов. Современной медицине известно, что псориатический артрит, как и псориаз, относится к наследственным заболеваниям. Причем псориаз может начинаться именно с поражения суставов. Поэтому мы предполагаем, что сын Авгаря Авда имел поражение суставов, связанное с псориазом.
6. К сожалению, описательной картины кожного поражения у царя Авгаря не существует, и в Библии об Авгаре нет упоминаний. И тем не менее такой косвенный признак, как отсутствие его изоляции или изгнания, а также уточнение случая с Нееманом Сириянином наталкивают на мысль, что этот человек страдал все же от псориаза, несмотря на существующее мнение церковного восточного предания о том, что царь Авгарь болел проказой. Потому что в греческой медицине слово «проказа» означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы.
Более подробно «ключевые слова», относящиеся к описанным в Библии кожным болезням, помогающие понять, где речь идет о псориазе, а где о проказе, мы разобрали в нашей предыдущей работе «Псориаз и кожные болезни в Библии» . Например, учитывая описанную в Библии клиническую картину: «.и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12: 10), авторы настоящего доклада как врачи (один из которых дерматолог) считают, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, а также и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал передающимся по наследству псориазом, потому что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него от проказы, как снег» (4 Цар 5: 27).
В настоящее время медицинской науке известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа — инфекционным, но не наследственным.
Также думаем, что речь идет о псориазе и в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4: 6).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Соответственно, мы предполагаем, что Симон прокаженный (Мф 26: 6-13) был ранее исцелен Иисусом или у него был незаразный псориаз, как, по нашему мнению, и у нищего Лазаря (Лк 16: 20-21).
Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания, похожие на снег, совершенно не характерны. Поэтому можно предположить, что, когда в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом» или говорится, что «все превратилось в белое», а также и в тех случаях, когда больного не изолируют и не изгоняют за пределы города (селения), речь идет все же о псориазе.
Таким образом, подытожив имеющуюся у нас информацию по исследуемому вопросу, мы пришли к выводу, что царь Авгарь все же проказой не болел, а если и был болен, то, вероятнее всего, псориазом, при этом так называемая
подагра — не что иное, как одно из осложнений псориаза в виде псориатиче-ского артрита.
Стало быть, икона Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира — была сотворена Христом, Сыном Божьим благодаря болезни царя Авгаря. Как мы установили, Авгарь был «мучим» псориазом, осложненным псориатическим артритом. По преданию, изображение Господа чудесным образом запечатлелось на куске ткани, которым Он отер лицо после омовения, а затем отдал убрус (плат) со Своим «Божественным и животворящим» ликом посланнику эдесского царя. Образ исцелил Авгаря, который, крестившись, стал первым христианским царем4.
Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности ее икон.
Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима в форме соборного постановления, именуемого «Послание трех восточных патриархов императору Феофилу», Эдесский образ ввели в контекст основных аргументов иконопо-читателей, и им возглавили перечень из 12 важнейших чудотворных икон 5.
«Итак, прославляя Нерукотворный образ, Церковь говорит о Христе как о вочеловечившемся Боге» . Его «икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию» .
В результате становится понятна спасительность почитания священных изображений. Руководствуясь определением Седьмого Вселенского собора, следует помнить, что через почитание иконных образов все внимание и ум возносятся к невидимому Первообразу. «Такое исповедание почитания икон ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее — быть светлыми вратами неизреченных таин, путем божественного восхождения» .
К сожалению, «икона икон» была утрачена в 1204 г., после разграбления Константинополя крестоносцами, когда «корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян» .
Известно, что псориазом в мире болеет примерно 110 млн человек. Хотя на самом деле эта цифра значительно выше. Нашедшему лекарство от псориаза гарантировано получение Нобелевской премии и еще нескольких миллионов евро из разных фондов. В настоящее время на поиск и разработки лекарственных препаратов потрачены уже сотни миллионов евро, однако универсальной мази или таблетки не найдено.
Изучение истории обретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа, приводит к мысли, что, кроме молитвы к Господу, веры и покаяния, Богу угодно, чтобы болеющий человек, имея нужду и желая
4 Армянская апостольская церковь 19 декабря поминает святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа .
5 The letter of the Three Patriarchs, 1997. — P. 32-35.
исцелиться, прикладывал собственные усилия к выздоровлению. Царь Ав-гарь страдал от мучительной кожной болезни и поражения суставов. Сам он из-за невыносимой боли и страданий не мог совершить длительное путешествие в Иерусалим к Иисусу Христу. Но он не впал в уныние, а с великой верою в исцеляющую силу Сына Божьего отправил к Спасителю своего посланника Ананию с просьбой прийти и исцелить его. Господь не смог посетить Авгаря, но с помощью Своего Нерукотворного образа исцелил больного. И эта история еще раз подтверждает слова апостола, что «без веры невозможно угодити Богу» (Евр 11: 6). «Без веры в Бога невозможно ни любить Его, ни надеяться на Него. Поэтому вера в Бога есть первейшая нравственная обязанность христианина к Богу» . Поэтому оптимальными для выздоровления больного, как мы считаем, являются условия, когда он с верою, покаянием, молитвою ко Господу прикладывает усилия к выздоровлению, в том числе выполняя рекомендации лечащего врача, в результате чего Господь может его исцелить.
Итак, на примере исцеления царя Авгаря от псориаза, осложненного псо-риатическим артритом , можно с уверенностью сказать, что, взывая к помощи самого совершенного и искусного врача и целителя — Господа Иисуса Христа, человечество все же сможет избавиться от этого мучительного недуга.
ЛИТЕРАТУРА
4. Евсеева Л. М., Лидов А. М., Чугреева Н. Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. — М., 2005. — С. 12-39.
5. Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. — М.: Эксмо, 2012. — С. 138.
7. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. — М.: Отчий дом. 2011. — 480 с.
9. История иконы «Спас Нерукотворный». URL: http://blagosever.ru/novosti/istorija-ikony-spas-nerukotvornyj.
10. Лидов А. М. Нерукотворные образы в Византии. URL: http://wiki.ru/sites/ vizantiyskaya_imperiya/ articles-8144.html.
13. Минея. — Август. — Ч. II. — Изд-во Московской Патриархии, 1989.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
14. Святой Абгар, первый уверовавший во Христа царь Армении. URL: http://ria. ru /religion/20091219/200085797.html.
16. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. — СПб., 2013. — С. 190.
17. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Псориаз и кожные болезни в Библии // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15, № 4. — С. 220-228.
18. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Об истинной болезни царя Авгаря, побудившей Господа Иисуса Христа Сына Божьего сотворить «Святой мандилион». — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2015. — С. 192-193.
19. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — Изд-во ЗападноЕвропейского экзархата МП, 1996.
20. Языкова И. Со-творение образа // Богословие иконы. — М.: Изд-во ББИ, 2012. — С. 97. — Серия «Современное богословие».
Содержание
Спас: медовый, яблочный, ореховый
- | Печать |
С 1 августа 2011 года в отделе отраслевой литературы Национальной библиотеки Чувашской Республики работает выставка-просмотр «Спас: медовый, яблочный, ореховый». Три больших православных праздника — три Спаса — выпадают на август. «Пришли Спасы — готов припасы» — известная пословица, и в ней сокрыта вековая житейская мудрость: лето кончается, пора наполнять закрома. В народе их издавна связывали с хозяйственными заботами, приходящимися на это время.
Медовым называют первый Спас — 14 августа, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В любом случае, в медовый Спас принято есть блюда, в состав которых входит мед, печь пироги, пирожки, рулеты и торты с медом и маком. И особой популярностью, конечно, всегда пользовались медовые пряники, печь которые на Руси были мастера. Считается, что именно с момента медового Спаса становится холоднее. В старину говорили: пришел Медовый Спас — провожай лето.
Второй Спас — Яблочный — отмечается 19 августа. В этот день происходит освящение нового урожая яблок. На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году после освящения в церкви. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. По народным приметам, в этот день начинают отлетать журавли.
Третий — ореховый Спас — отмечается 29 августа. Именно 29 августа в народе было принято начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Все три Спаса весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки.
Всех заинтересовавшихся приглашаем посетить нашу выставку, которая продлится до 31 августа, ежедневно, кроме воскресенья, с 9 до 18 часов (каб. 312).
Лечение в Болгарии на курорте Велинград :Бальнеологический комплекс»Святой Спас» 5* ( Sveti Spas )
Описание отеля Sveti Spas 5*
Бальнеологический комплекс Sveti Spas — самый новый 5* комплекс на территории Болгарии, с подведенной водой из минерального источника. Расположен в одноименной уникальной местности, на краю города, в долине реки Чепинска, среди холмов с вечно зелеными соснами, полянами.
Медикал зона комплекса включает в себя: кабинет физиотерапии, кардиологии и внутренних болезней, акушерства и гинекологии, хирургии, гастроэнтерологии, урологии и дерматологии, лаборатория, зал для кинезитерапии; есть терапевтический бассейн, помещения для грязелечения, светолечения, ультразвука, ингаляций, водолечения.
Бальнеологический комплекс «Святой Спас» 5* в г. Велинград – это самый новый пятизвездочный бальнеологический комплекс на территории Болгарии, с подведенной водой из минерального источника. Комплекс «Святой Спас» 5* расположен в одноименной уникальной местности, на краю города, в долине реки Чепинска, среди складок холмов с вечно зелеными соснами, обширными бархатными полянами, где хрустальное синее небо и южное солнце Родопской горы Орфея.
Земной уголок, благословенный своим лечебным даром, здесь с древних времен строили свои бани, сначала римляне, а затем турки, а позже в своих путевых заметках был описан большими болгарскими писателями.
Здесь находиться самый большой источник минеральной воды в городе – «Радоновая баня”, а рядом одно из чудес болгарской природы – карстовый источник «Клептуза”, крупнейший карстовый источник на Балканах.
Размещение в отеле
Гостиничная часть Санаторно-оздоровительного комплекса Свети Спас предлагает 105 двухместных номеров, 115 апартаментов люкс и 4 VIP студии класса «люкс” – привлекающие не только своим дизайном и цветовым решением, но и божественным видом на величественные Родопы.
Все номера оборудованы LCD телевизорами, мини-баром, интернетом, сателитным телевидением, телефонами в бане и комнате.
Двухместный номер
Площадь номера: 35 кв.м.
В номере:
- две одноместные кровати,
Оснащение номера:
- LCD телевизор
- мини-бар
- интернет
- спутниковое телевидение
- телефон в комнате
- телефон в ванной комнате
- феном в ванной комнате
VIP студии
Однокомнатный номер
Площадь номера: 59 кв.м.
В номере:
- одна двуспальная кровать
- возможно дополнительное место
Оснащение номера:
- LCD телевизор
- мини-бар
- интернет
- спутниковое телевидение
- телефон в комнате
- телефон в ванной комнате
- джакузи в комнате
Апартамент
Двухкомнатный номер
Площадь номера: 75 кв.м.
В номере:
- одна двуспальная кровать
- возможно дополнительное место
Оснащение номера:
- LCD телевизор
- мини-бар
- интернет
- спутниковoe телевидение
- балкон
- ванна
- телефон в комнате
- телефон в ванной комнате
Цены на рецепции за 1 ночевку /Rack Rates/
.
Цена за помещение, за основные кровати, и включает ночевка, завтрак, страховку, туристический налог, пользование бассейна с минеральной водой 30-32 0С, джакузи и топило с минеральной водой 36-38 С, 2 наружных джакузи с минеральной водой, детский бассейн с минеральной водой 36-38 С, сауну, фитнес, парную баню, релакс зону, профессиональная детская анимация, интернет, парковка, 9% НДС.
Скидка за одноместное размещение – 10% за ночь от цене за помещения на завтраках.
Скидки и доплаты:
Ø Дети до 6 лет проживают бесплатно во всех помещениях на базе пансиона для взрослых на дополнительную кровать;
Ø Дети 6-12 лет, проживающий с двумя полнооплачивающими взрослыми во всех помещениях проживает на базе пансиона взрослых при доплату €11в ден;
Ø Ребенок 6-12 г. на рядовой кровати с 1 взрослым – 10% скидки от стоимости номера.
Ø «Ребенок 6/12 лет». обозначает неполных 6/12 лет
3-тий взрослый в апартаменте |
€40 |
Дети с 6 до 12 лет |
€13 |
Обед для взрослого |
€15 |
Ужин для взрослого |
€18 |
Скидки обед и ужин для детей 6 до 12 лет |
50% скидки из цени взрослого |
Группы от 30 и более человек — питание на шведском столе, для групп до 30 человек, обслуживание осуществляется по меню.
Медицинские пакеты |
Цена |
2 процедуры в день |
€20- |
3 процедуры в день |
€29 |
5 процедуры в день |
€38 |
Медицинский осмотр |
€20 |
Для более лучшего эффекта от медицинских процедур, рекомендуется проживание от 10-14 дней. При заказе от 30 процедур, медицинский осмотр бесплатно. Подробное описание бальнеопрограмм – по запросу.
ТРАНСФЕРЫ:
Аэропорт София/Пловдив – Велинград – Аэропорт София/Пловдив (туда и обратно):
€ 150 /для машину до 3 человек, € 170 микроавтобус для 4-7 человек, 7 и более человек – по заявку
Питание :
завтраки (BB), полный пансион (FB), полупансион (HB)
Рестораны, бары:
Развлекательная зона, включающая: основной ресторан на 300 мест, ресторан-терраса – 100 мест, кафе-терраса – 50 мест, бар-ресторан Панорама – 80 мест, лобби-бар — 60 мест, игральный зал, компьютерный зал, детский угол, фитнес, салон красоты, туристическое бюро.
Бизнес зона, включающая бизнес центр и два конференц зала на 30 и на 200 мест. Залы располагают флип чартами, экранами, мультимедийными плейерами.
Велнес зона, включающая: большой и малый (детский) закрытый бассейн с минеральной водой, финская сауна, сауна с хромотерапией, парная баня, зал для релакса, фреш и витамин бар, джакузи, финская сауна, фитнес. Платно: SPA-центр (2 кабинета для косметических процедур, 15 комнат для массажа и 6 помещений с ваннами, египетская баня, турецкая баня, солярий) , зал для релакса, салон красоты/парикмахерская, сауна (с хромотерапией)
Спа центр отеля «Святой Спас» 5*
СПА зона, включающая: 2 кабинета для косметических процедур, 15 комнат для массажей и 6 помещений с ваннами, египетская баня, турецкая баня, солярий.
СПА пакеты: включают водную СПА процедуру (ароматическая ванна, ванна с лечебными травами и др.) и частичный массаж — на выбор клиента. При назначении СПА пакета, по усмотрению клиента, можно получить бесплатную консультацию у главного врача или менеджера СПА центра.
Oбслуживание в Санаторно-оздоровительном комплексе «Свети Спас» 5* осуществляется высококвалифицированными специалистами, которые свободно владеют русским языком!
В санаторно – оздоровительном комплексе «Свети Спас”5* и в Медицинском центре «Сирона” используются 10 видов минеральной воды из различных источников, расположеных по всему городу Велинграду.
— Основной источник. Минеральная вода из источника Чепино («Чепино баня”) поставляется напрямую из источника (в 250 метрах), посредством собственного трубопровода. Источник известен еще с IV-Vв. н. э. как древний фракийский нимфеум и римский терм, еще про него рассказывала сама пророчица Ванга, состав воды — гидрокарбонатная, натриевая, фтористая, кремниевая, слаборадоновая, содержащая гидросульфит.
— Дополнительные источники. В бальнеотерапии применяется минеральная вода еще из 10 других источников в регионе Велинграда, сообразно выполняющиеся лечебные программы, в том числе: источник «Каменица Влас» — состав воды: силициево-фторно-гидрокарбонатная , источник «Сярна баня» — состав воды сероводородная —сульфатно-натриево- гидрокарбонатно -силициево-фторная, источник «Кална баня» — состав воды: гидрокарбонатно-силициево-фторно-сульфатная (микроэлементы: литий, галлий, селен) и другие минеральные воды.
Все минеральные источники подходят как для внутреннего, так и для наружного применения!
В отеле — крытый бассейн (большой и детский с минеральной водой).
Медицинская зона, включающая: кабинет Физиотерапии, Кардиологии и внутренних болезней, Акушерства и гинекологии, Хирургия, Гастроэнтерологии, Урологии и Дерматологии, лаборатория, зал для кинезитерапии, терапевтический бассейн, помещения для грязелечение, светолечения, ультразвука, ингаляций, водолечения.
Бальнеологические пакеты: осуществляются в филиале Медицинского центра «Сирона”, находящегося в комплексе. Лечебные пакеты (реабилитация и восстановления) изготовлены по отдельным группам заболеваний.
Пользование определенного вида бальнеологического пакета определяется главным врачом Медицинского центра и включает бесплатный медицинский осмотр, 5 лечебных процедур каждый день (включительно в субботу и воскресенье, и выходные дни).
Программы разработаны ведущими болгарскими и иностранными специалистами, по стандартам Министерства здравоохранения Республики Болгария, и отвечают всем требованиям Европейского союза.Процедуры включают физиотерапию, кинезитерапию, водолечение, климатолечение, правильное питание, и проводятся высококвалифицированным персоналом.
Пакет «Лечение» — цены на лечение для одного человека (EUR)
Реабилитация и Восстановление
В медицинском центре «СИРОНА» могут приниматься различные реабилитационно-восстановительные программы, такие как:
Здоровая опорно-двигательная система, Здоровая система дыхания, Здоровая нервная система, Ревматология, Дерматология, Гастроэнтерология, Тонизирующая программа, Антицеллюлитная программа, Гармоничное тело, Программа – Антистресс, Антиэйдж программа, Программа уменьшения веса, Избавление от токсинов, Победа над усталостью, Женское здоровье 50+, Мужское здоровье 50+, Реабилитация профессиональных заболеваний – профессиональные заболевания системы дыхания, Реабилитация профессиональных заболеваний- профессиональные заболевания физических перегрузок, Авиaреабилитация.
Предварительная информация – пациент, который будет пользовать программой для реабилитации и восстановления в Медицинском центре «Сирона», должен иметь при себе направление от своего лечащего врача в России, медицинскую карту с информации о предварительно проведенном лечении или другой вид медицинской документации.
Программа «Бальнеореабилитация»
Программа «Бальнеореабилитация» включает в себя: 5 процедур каждый день (включая субботу и воскресенье) в зависимости от состояния здоровья, согласно программе «Проверка Вашего здоровья», минеральные бассейны, фитнес, сауну, парную баню, джакузи.
Для клиентов с избыточным весом и метаболическим синдромом (или метаболическими нарушениями) предлагается бесплатная консультация с составлением диеты и индивидуальной программы для лечебных прогулок.
Программа «Уменьшение веса»
Программа «Уменьшение веса» включает в себя от 3-х до 5-ти процедур каждый день (включая субботу и воскресенье) в зависимости от состояния здоровья, согласно программе «Проверка Вашего здоровья», минеральные бассейны, фитнес, сауну, парную баню, джакузи.
Данная программа проводится в группе минимум из 10-ти человек под медицинским наблюдением высококвалифицированных специалистов — реабилитаторов, кинезитерапевтов, медсестер, врачей и диетологов.
Для клиентов с избыточным весом и метаболическим синдромом (или метаболическими нарушениями) предлагается бесплатная консультация с составлением диеты и индивидуальной программы для лечебных прогулок
Развлечения
На территории комплекса «Святой Спас» 5* организуются спортивные турниры по бриджу, шахматам и шашкам, настольному теннису, водному поло. Можно посещать спортивные школы или курсы по: плаванию (индивидуальные и групповые занятия), спортивным танцам, болгарским народным танцам, калланетике, групповой подводной гимнастике.
О детях позаботятся опытные педагоги-аниматоры.