Спас заулок

Село Спас-Заулок расположено на Санкт-Петербургском тракте в 18 км от города Клина и в 104 км от Москвы.

Свое название село получило от названия храма Преображения Господня (Спас-Пеображения) и слова «Заулки» (место в стороне от улицы, в переулке). В материалах Генерального межевания 1784 года село Спас-Заулок упоминается как Спасское, что в Заулках. Постепенно название упрощается. В Списке населенных мест 1862 года село называется Спас-Заулки, в 1890 году — Спас-Заулок.

Первое упоминание о селе относится к 1624 году: «Село Спасская слободка, а в ней крестьян…». В Переписной книге дворов посадских 1646 года записано: «Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека». В Переписной книге посадских дворов 1678 года отмечено: «Село Спасское, а в нем церковь Преображение Господне. У тоя церкви двор попа Семеона Климантова».

Указом Петра I от 25 января 1702 года cело было повёрстано в «ямщину» и управлялось палатой государственных имуществ. На крестьян налагалась повинность исполнять ямскую гоньбу, то есть на своих тройках и в повозках перевозить почту и пассажиров. Ямщики служили пожизненно и наследственно. В 1767 году село упоминается как «общее владение Коллегии экономии и Клинского яма».

Село Спас-Заулок стояло на тракте Санкт-Петербург-Москва, туда нередко заезжали известные соотечественники, а также иностранцы.

В 1661 году село проезжал австрийский дипломат барон Августин Мейерберг (1612 — 1688), возглавлявший делегацию в Москву к царю Алексею Михайловичу. Любознательный путешественник с увлечением вел путевые заметки о поездке, делал зарисовки всего, что встречал на пути: городов, сел, деревень, монастырей, их жителей. В большом альбоме художественных зарисовок Мейерберга есть рисунок «Спасъ-Заулки».

Сведения о Спас-Заулке ХYII века можно также найти в книге «Три путешествия» голландского путешественника Яна Стрёйса (1630-1694). Жители села встретили иностранца не очень гостеприимно, о чем он не преминул записать следующее: «24-го переправились мы через две реки у деревни Завидово (Sawidowa) и вечером приехали в деревню Спас-Заулок (Saulka Spaz), где и остановились. Нам нужны были свежие лошади, и мы были ошеломлены столкновением с московитами, которые в словесной перебранке поносили нас такими гнусными и позорными словами, что мне стыдно приводить их здесь. Наконец после долгих споров мы получили лошадей и сани и продолжали наше путешествие».

В 1852 году в Спас-Заулке проживало 275 душ мужского пола и 305 женского.

В начале XX века село входило в состав Завидовской волости. Спас-Заулок обслуживали: Почтово-телеграфная контора при станции Завидово, Завидовская пожарная команда, Завидовская лечебница.

Краевед Д.А. Рубцов полагает, что церковь стояла в селе еще до начала ХYII века. Вероятно, она была разорена в Смутное время.

Деревянная церковь (три стоящих рядом сруба), нарисованная бароном Мейербергом, к 1737 году обветшала, ее разобрали, отдали погорельцам. В селе построили новую деревянную церковь, освященную во имя пророчицы Анны. В 1970 году деревянная церковь Анны Пророчицы была перевезена в Истринский музей деревянной архитектуры.

В 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, был заложен новый храм — каменный. Строительство велось быстро, и в 1837 году начались первые богослужения. Известно, что строительную артель возглавлял И.И.Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, автора проекта не сохранилось.

Монументальное здание в стиле ампир сложено из кирпича с использованием камня в конструкциях и деталях. Размеры церкви могут поразить воображение: высота под главным куполом составляет 33 метра. Четырехстолпный основной объем увенчан большим центральным барабаном с куполом и четырьмя малыми. Фасады храма и четырехъярусной колокольни украшены величественными портиками и колоннадами. Симметрично зданию церкви на передней линии ограды в 1837 и 1876 годах были построены две одинаковые церковные сторожки.

В 1844 году при храме открылось приходское училище, одно из первых учебных заведений Клинского уезда. В училище преподавал священник Петр Лебедев, настоятель Преображенской церкви. Дети изучали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание.

В 1859 году в храме были выполнены росписи, частично сохранившиеся до наших дней. В 1871 году отлит большой колокол весом 8360 кг.

После 1937 года богослужения в Преображенском храме были запрещены. 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, позднее разграблен. Несколько раз в храме возникали пожары, в годы Великой Отечественной войны он подвергся сильному обстрелу.

Восстановление Преображенского храма началось в 1993 году, настоятелем храма стал отец Владимир Кильчевский.

26 октября 2002 года, в день празднования Иверской иконы Божий Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию и освятил полным чином Преображенский храм.

В 1868 году земством Клинского уезда была построена деревянная Спас-Заулковская (приходская) школа. Школа обслуживала семь деревень: Спас-Заулок, Минино, Головково, Жуково, Захарово, Вельмогово, Медведково, Решетниково. В школе было три класса.

После Октябрьской революции 1917 года в село для проведения коллективизации были направлены два коммуниста из города Высоковска: Градов и Александров. С помощью сельских активистов: Темушкина, Шалаева, Шуваловой, Смирновой, Лакеева они проводили агитационную работу среди крестьян.

В 1929 году был образован колхоз, в который вошли 5-6 семей. Председателем колхоза был П.А. Лакеев.

В годы Великой Отечественной войны сотни жителей Спас-Заулка ушли на фронт.

Осенью 1941 года близ Спас-Заулка шли кровопролитные оборонительные бои. 20 ноября 1941 года село было оккупировано немецко-фашистскими войсками. Фашисты бесчинствовали на захваченной территории. Сжигали дома тех, кто отказывался прислуживать гитлеровцам: пилить и колоть дрова, носить воду и стирать фашистское белье.

12 декабря 1941 года 379-я стрелковая дивизия полковника В.А.Чистова освободила село Спас-Заулок и близлежащие окрестности.

В послевоенные годы село восстанавливалось и стабильно развивалось. В марте 1960 года на базе восьми колхозов был образован совхоз «Ленинец». Первым его директором был назначен Г.Л.Сурис, секретарем парткома избрана М.Г. Амелькина, бывший председатель колхоза «Заря». Впоследствии совхоз «Ленинец» возглавлял В.Е.Гусев. В 1977 году в совхозе работало 7 молочно-товарных ферм. С 1977 по 1995 годы директором совхоза был Михаил Иванович Калиткин.

В 1992 году совхоз «Ленинец» был преобразован в АОЗТ «Земледелец». С 1996 года по 1998 год хозяйством руководил Петр Васильевич Чернышев. В 1997 году был образован СПК «Колхоз Восток». С 1998 года его возглавляет выпускник сельскохозяйственной академии имени Тимирязева Олег Александрович Кобзарев. Основными направлениями сельскохозяйственного производства колхоза является молочное животноводство и картофелеводство.

В 2002 году в Спас-Заулке началось строительство крупнейшего в Европе стекольного завода «Главербель». В марте 2005 года предприятие выдало первую продукцию. Официальная церемония открытия завода состоялась 16 сентября 2005 года.

С 1960 года по 2002 год в селе было начато строительство многоэтажных домов со всеми коммунальными удобствами.

23 декабря 2014 года в рамках программы губернатора Московской области «Чистая вода» была открыта станция обезжелезивания воды. Станцию открыли министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушкин и глава Клинского муниципального района Алена Сокольская.

Развивалась и социально-культурная сфера села.

В 1985 году был построен Дом Культуры со зрительным залом на 300 мест.

30 августа 1960 года была открыта Спас-Заулковская школа-интернат. В 1970 году на территории центральной усадьбы была построена средняя общеобразовательная школа на 624 учащихся.

18 июля 2012 года в результате слияния двух образовательных учреждений: МОУ «Спас-Заулковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Спас-Заулковская школа-интернат среднего (полного) общего образования» было образовано МОУ «Спас-Заулковская школа-интернат среднего (полного) общего образования — Центр образования «Планета детства».

В 1974 году начал работу детский комбинат на 140 мест.

В предвоенные годы в селе работала изба-читальня, в которой велась агитационная и разъяснительная работа с населением. В годы Великой Отечественной войны агитаторы избы-читальни использовали такую форму повседневной информации, как витрины с вырезками из газет на темы: «Герои Отечественной войны», «Партизанское движение в тылу врага» и другие.

11 июля 1953 года исполком Клинского районного совета депутатов трудящихся в соответствии с решением исполкома Мособлсовета от 18 июня 1953 года № 716-20 принял решение «Об открытии новой сети библиотек». Было открыто 6 сельских библиотек, среди них — Спас-Заулковская библиотека. Заведующей библиотекой была назначена А.А.Горячева.

Библиография:

1. Протокол №29 заседания исполнительного комитета Клинского районного совета депутатов трудящихся от 11 июля 1953 г. //Арх. упр. Администрации Клинского муниципального района. Ф.1. Оп.1. Д.176. Л.159, 161, 178, 179. – Из содерж. : Об открытии новой сети библиотек.

Книги:

7. Юдин В.С. Край наш Клинский / В.С. Юдин. — Клин : Б.и., 1999. – Из содерж. : Спас-Заулок. – С. 157-159.

Периодические издания:

11. Будни и праздникиклуба «Звездный» // Серп и молот. — 2014. — 22 июля. — С. 9. — (Из редакционной почты).

15. Гордимся своей школой : // Серп и молот. — 2010. -3 июня. — С. 10.

17. Группа АGС провелаэкологическую модернизацию // Серп и молот. — 2008. — 11 декабря. — С. 7.

19. День поселка вСпас-Заулке // Серп и молот. — 2010. -16 сентября. — С. 10. — (Из редакционной почты).

21. Евланов, А. .Спас-Заулок отпраздновал День села / А. Евланов // Клинская неделя. — 2012. — 15 сентября. — С. 3 : цв.ил. — (Праздник).

37. Сицков, А. Горжусь своими земляками : / А. Сицков // Серп и молот. — 2008. — 28 августа. — С. 6.

49. Сыров, А. Чистая вода теперь и в Спас-Заулке / А. Сыров // Серп и молот. — 2014. — 25 декабря. — С. 2 : цв.ил. — (Событие).

51. Учителя с «Планеты детства» : // Серп и молот. — 2013. — 3 октября. — С. 1, 11 : цв.ил. — (С Днем учителя!).

52. Чеховская, О. Чувствуют себя как дома : / О. Чеховская // Серп и молот. — 2008. — 11 декабря. — С. 1,3.

Храм Преображения Господня в селе Спасс

к 225-летию (1791) возведения кирпичного здания церкви, памятника архитектуры

(постановление Правительства Московской области № 84/9 от 15.03.2002)

Фот. Н. Кудрявцева

Фот. Г. Лепёхина, 2014 г.

Спасс – одно из наиболее древних мест Волоколамского края. В древности село называлось Спасским и относилось к Льняникову Стану Рузского уезда. Во второй половине XV века оно принадлежало удельному князю Борису Васильевичу Волоцкому, брату Великого князя Московского Ивана III. Борис Васильевич получил его от своей бабки, Великой княгини Софии Витовтовны.

В 1477 году Борис Васильевич Волоцкий завещал село Спасское своей жене княгине Ульяне.

В 1497 году, после смерти Бориса Васильевича Рузский удел получил младший сын Волоцкого князя Иван Борисович. Новый владелец села, Иван Борисович Рузский был крестным и духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого. Вскоре после смерти матери, в ноябре 1503 года, двадцатилетний Иван тяжело заболел и, невзирая на недовольство бояр, велел перевезти себя в Иосифо-Волоцкий монастырь. Перед смертью юный князь составил духовную грамоту, согласно которой Рузский удел как вымороченный поступал во владение Ивана III. Село же Спасское с деревнями Иван Борисович завещал Иосифо-Волоцкому монастырю.

Храм Преображения Господня существовал в селе Спасском, без сомнения, и в XV веке. В начале XVI века за селом числилось 43 деревни, следовательно, церковный приход был немалый.

В 1669 году вместо старой обветшавшей церкви в селе при святейшем Патриархе Иосифе был построен и освящен новый храм. И старая, и новая церкви были деревянными. По переписным книгам 1678 года приходских дворов у Спасса Преображения насчитывалось 78.

С 1715 года село Спасское принадлежит светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову.

Строительство существующего здания церкви относится ко второй половине XVIII века. Время его сооружения точно не установлено. В литературе приводится две даты: 1770 год и 1791 год.

План церкви

В клировой ведомости за 1877 год церкви Преображения Господня села Спасского написано: «Построена каменная в 1770 году тщением генерала-поручика Александра Артемиевича Загряжского. Престолов 2: Преображения Господня, в приделе теплом – Святителя Николая. Причта положено по штату издавна – священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у причта деревянные, собственные, на церковной земле».

В первой половине XIX века храм надстроен и покрыт вспарушенной кровлей с глухим каркасным, обшитым железом граненым барабаном. В 1854 году по проекту архитектора И.С. Бородина сооружена на прежнем месте новая колокольня.

Здание с осевой трехчастной схемой представляет реплику на Христорождественскую церковь в Волоколамске,

План церкви Рождества Христова.

его архитектура носит двойственный характер. Архаичные, восходящие к XVII веку конструкции и организация внутреннего пространства сочетаются с наружным убранством, включающим элементы раннего классицизма. Основу композиции составляет бесстолпный двусветный одноглавый куб храма. Его высокий сомкнутый свод прорезан отверстием для квадратного фонаря, скрытого чердаком поздней надстройки. Квадратное помещение алтаря и удлиненная трапезная без столбов перекрыты полулотковыми сводами. В стенах здания – голосники. Несложная организация фасадов храма с лопатками на углах достаточно своеобразна благодаря характеру наличников высоких нижних окон.

Гладкие прямоугольные с многорядным кирпичным карнизом наличники поднимаются до окон второго света. Таким образом проемы объединяются в вертикальные звенья, равномерно членящие плоскость стены. Декорация остальных частей здания сводится к простым рамочным наличникам с накладными «досками» по осям проемов. Детали характеризуются сильным рельефом и отсутствием тесаных профилей, огрублены покрывающей фасады цементной штукатуркой. В пропорциях и силуэте увенчанной шпилем колокольни из пяти квадратных ярусов сильно влияние канонов классицизма. Однако в плоскостной декорации с робким привлечением псевдорусских мотивов явно намечается отказ от ордерных форм.

В интерьере церкви стены и своды покрыты сюжетной масляной живописью середины XIX века, сильно поновленной в 1970-х годах. Деревянные резные позолоченные иконостасы – четырехъярусный главный и двухъярусный в приделе – так же как утварь и паникадила – конца XIX – начала XX века.

Очевидно, в конце XIX – начале XX века настоятелем Преображенской церкви был протоиерей Петр Иванович Руссов. Его имя известно из надписей на двух находящихся в храме металлических, вызолоченных, украшенных меднолитыми дробницами с цветными эмалями хоругвях, сделанных по заказу прихожан в 1903 году. На одной из них изображен патрональный святой о. Петра Руссова – св. Петр Митрополит Московский. На оборотной стороне хоругвей резная надпись: «Сия хоругвь сооружена в память своего настоятеля и учителя духовного о. протоиерея Петра Иоанновича Руссова от прихожан Спасо-Преображенского храма 1903 года».

К этому времени относится сооружение и существующей ныне ограды храма. Надпись на воротах ограды свидетельствует: «Сия ограда сооружена на средства прихожанина сего Храма деревни Клишинской Павла Михайловича Русева при настоятеле Храма священнике Иоанне Павловиче Троицком, втором священнике Павле Александровиче Никольском и церковном старосте Иоанне Федоровиче Фролове в 1903 году».

В 30-е годы ХХ столетия Храм Преображения в отличие от множества других храмов не был закрыт. Но все же храму был нанесен некоторый ущерб. Были уничтожены все колокола. Самый большой колокол, предположительно в 200 пудов, был разбит и по частям сброшен на землю, так как не проходил в проем колокольни.

В 1941 году во время наступления немцев на Москву Храм Преображения снова пострадал. Известно, что немцы бомбили село Спасс и Преображенский Храм, на колокольне которого размещался наблюдательный пункт. Одна бомба упала возле северной стороны трапезной, другая – разрушила ограду храма вблизи южной стены. Были повреждены кровля, окна и двери. Стены храма не были разрушены, но получили трещины.

Ноябрь 1941 года

С 1945 года храм восстанавливается трудами настоятеля архимандрита Даниила, который собственноручно соорудил престол в правом приделе храма.

В Спасском храме две особо чтимые иконы – Тихвинской и Казанской Божией матери. Интересно, что почитание Тихвинской иконы Божией матери перешло в Спасский храм из храма Троицы Живоначальной села Рюховского.

Храм Троицы Живоначальной в Рюховском был двухэтажный, типа восьмерик на четверике, построенный на средства И.М. Левашева в 1779 году. Внизу был Тихвинский придел, вверху Троицкий. Колокольня построена в 1885. Закрыт в 1930-х годах, снесен в конце 1960-х.

Церковь Троицы Живоначальной, 1960-е годы

Вот как о сносе этого храма в 1992 году писал Вадим Иванович Кедров:

«Двести лет! Такую дату, неправда ли, стоило отмечать… Два века простояла церковь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в селе Рюховское, призывая своим благолепием к святым. И якобы охраняемая «каким-то» законом, была взорвана. Сработал «динамитный» атеизм.

Храм превратился в дорожную пыль. И кому бы помешал? Современные предания гласят, что он встал на пути черной «Чайки», хозяином которой был Сам. То есть тогдашний первый секретарь обкома партии Василий Конотоп. Именно он решил ее судьбу: «Их, таких памятников, в Волоколамском районе слишком много…» И через фундамент храма вскоре пролегла дорога Волоколамск – Руза.

…Рюховская церковь встала на пути черной «Чайки», словно хотела кого-то собой заслонить… В легенде, услышанной от местных прихожан, утверждается, что она принесла себя в жертву, защищая спасскую церковь. Ту, что в трех километрах от села Рюховское. И еще: едва устоялась пыль, как, вспоминают верующие, грянул дождь. Лил полные сутки. Природа оплакивала мученическую смерть божьего храма…»

Литература

Зуева, О. Рюховская высота / О. Зуева // Волоколам. край. – 2015. – 21 авг. : фот.

Кедров, В. Храм Преображения Господня / В. Кедров // Волоколам. край. – 1992. – 30 июля : фот.

Пургина, Раиса. Село Спасс и Храм Преображения Господня / Раиса Пургина // Волоколам. край. – 1999. – 23 окт. : фот.

Местом расположения села Спас-Прогнанье Калужской области является Жуковский район между населенными пунктами Боровское и Тарутино на реке Прогнани.

В исторических летописях это название впервые появилось в начале XVII века. В то время здесь был расположен Свято-Папфнутьев Боровской монастырь, который размещался на территории погоста, а службы проходили в деревянной церкви.

Доехать в эти места можно на электричке с Киевского вокзала Москвы до станции Балабаново или на автобусе, который отправляется от метро Юго-Западная и следует до поселка Курилово.

Недалеко от села историки нашли несколько стоянок древних людей эпохи неолита.
Окрестности Спас-Прогнанья стали излюбленным местом отдыха эко-туристов, для которых здесь построены гостиницы и дома отдыха.

Село окружают лесные ручьи и родники, сосновые и березовые леса с большими живописными полянами. На выходные дни сюда часто приезжают жители Москвы и близлежащих областей. Леса наполнены оврагами, в которых можно увидеть уникальные растения, многие из которых обладают лечебными свойствами. Большим разнообразием отличается местная фауна. Здесь обитают некоторые виды птиц, которые занесены в Красную книгу. К ним относятся ястреб, каюк и белый аист. Из животных в большом количестве в местных лесах можно встретить лосей, кабанов, оленей, маралов, куниц, белок, лисиц, волков и зайцев. Это говорит о высокой экологической обстановке здешних мест.

Ученые исследовали гамма-фон, воздух и воду, взяли пробы почвы и не зафиксировали превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ.

На территории села Спас-Прогнанье расположен первый в нашей стране парк птиц под названием «Воробьи». Он насчитывает порядка двухсот разновидностей этих представителей животного мира, включая фазанов, журавлей, аистов, страусов, пеликанов, попугаев и павлинов. Живут здесь и типичные представители домашней птицы – индюки, утки, гуси, куры и голуби.

Недалеко от парка птиц расположено красивое озеро с песчаным побережьем, рядом с которым высится старинная церковь Преображения Господня.

В свое время Спас-Прогнанье было собственностью дворянской семьи Чебышевых, а церковь построена представителями этого рода, среди которых есть известный российский ученый, изучавший механику и математику и прославившийся своими разработками в области изготовления артиллерийских орудий Пафнутий Чебышев. В свое время в Санкт-Петербурге им была основана знаменитая математическая школа.

В церкви есть четыре престола:

  • преподобного Пафнутия Боровского;
  • Георгия Победоносца;
  • Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Преображения Господня.

Наиболее почитаемыми иконами в храме являются образы Богородицы «Целительница», «Калужская» и «Взыскание погибших».

Недалеко от церкви находится источник Казанской иконы Божией Матери. Каждый год 4 ноября здесь проходит крестный ход. Стоит отметить, что источник был открыт одновременно с началом строительства церкви. Его вода течет непосредственно из ручья и славится своими целебными свойствами в излечении простуды и мигрени, а также уменьшает болезненные ощущения в организме.

Рядом с церковью расположена семейная усыпальница представителей рода Чебышевых.

В свое время в помещении колокольни находился музей знаменитого ученого Пафнутия Чебышева, который впоследствии переместили в здешнюю школу.

Также возле церкви похоронен старец Амвросий Могилка, к месту упокоения которого приезжают паломники со всей России, чтобы поклонится ему и мироточивой иконе преподобного Пафнутия Боровского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *