Спаси господи люди твоя

Содержание

Тропарь Кресту

Тропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения — одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя…». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.

Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос. Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства — симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства. Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» — то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»

19 Марта 2017 | 2080

В воскресение третей недели Святой Четыредесятницы, в Крестопоклонную Неделю, в Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

Богослужение возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей.

Преосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких, благочинный Россошанского церковного округа иерей Алексий Кувалдин, духовенство собора.

По запричастном стихе о. Илья вышел к молящимся с проповедью, в которой разъяснил духовный смысл сегодняшнего церковного дня: «За крестом, за Голгофой, за испытаниями следует воскресение, отдохновение. Человек, который идет на Голгофу, поднимается, не оставляет своего пути, не пасует перед испытаниями, но стремится к Богу, и такого Господь награждает, такому даёт утешение, с таким желает быть в Небесном Царстве».

В завершение литургии со словом архипастырского наставления к прихожанам обратился Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский.

Владыка и духовенство собора пропели молитвословия перед Животворящим Крестом Господним, который был изнесен из алтаря накануне за Всенощным бдением.

Много размышлений посвятили нынешнему церковному дню святые отцы Церкви. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада её, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотню и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с её страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать её в страстях её и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, – как бы так вещает нам Господь со Креста, – что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесёте некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более её услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь».

Фоторепортаж

Последние новости раздела
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в Алексиево-Акатовом монастыре

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, память святых отцев VII Вселенского собора, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в к…

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение»

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в воронежском храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно управляющий Россошанской епархией, Глава Воронежской митрополии, посетил с ар…

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии посетил храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, митрополит Воронежский и…

Поздравление с днем тезоименитства Высокопреосвященнейшему митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию от клира и мирян Воронежской митрополии

Слово поздравления и благие пожелания от духовенства, монашествующих и всей паствы Главе Воронежской митрополии произнес после Божественной литургии в день памяти преподо…

Вернуться в раздел с новостями

В большинстве современных молитвословов, издаваемых Московской патриархией, приводится такой текст тропаря Кресту Господню:

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Лишь изредка встречается текст, в котором слова «православным христианом» отсутствуют.

Понятно, что эти слова сродни словам «масло масляное», поскольку слово «православный» (право славящий Господа) есть синоним слова «христианин». Человек, славящий Господа неправо, — уже не христианин.

Поэтому упомянутые слова молитвы представляются позднейшей вставкой, что косвенно подтверждается текстом тропаря из молитвослова 1914-го года издания, содержащим слова: «победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя».

Последний, обнаруженный мной, неискаженный текст тропаря содержится в издании 1980-го года.

По сути вставка в молитву слов «православным христианом» означает признание существования неправославных христиан, то есть признание христианами католиков и протестантов лишь на том основании, что они сами себя называют таковыми.

Эти слова представляют собой жалкую лукавую, носящую явно экуменический характер, попытку одних нехристей формально, в угоду местечковым интересам, отгородиться от других нехристей, неправо (как и первые) присвоивших себе наименование христиан.

Жирную точку в этом вопросе поставил некий «митрополит» Воронежский и Борисоглебский Сергий, благословивший издание в 2006-м году молитвослова (на славянском языке!), в котором тропарь Кресту Господню отсутствует вообще.

Радикальное решение: в духе времени. На нет и суда нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *