Спасо андрониковский

Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

Спасский собор б. Андроникова монастыря, одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы

Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие.

В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна.

В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал — полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.

Закрытие и разорение монастыря

В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы — неизвестно.

В 1947 году по распоряжению И.В. Сталина территория монастыря была передана новообразованному музею.

В середине XX столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены в 1959-1961 годах бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида.

Возрождение приходской жизни

В конце 1980-х директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.

К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым).

В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.

С Рождества 1991 года начались богослужения в храме по воскресным дням.

Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.

В 1993 году, с момента получения дополнительных помещений, была организована иконописная мастерская.

В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В том же 1993 году решили найти место древнего престола Спасского собора. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи шести монахов начала XV века. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.

В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.

Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.

Настоятели

  • Вячеслав Савиных (с 23 марта 1991)

Архитектура

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Использованные материалы

  • Раздел «О храме» приходского сайта, по материалам книги Т.В. Барсегян (Куксинской) «Московский Спасо-Андроников монастырь»
  • Краткая история прихода, страница приходского сайта

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.

Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих завода «Серп и Молот».

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Коротко о главном

  • — Наиболее вероятный год основания монастыря — 1357-й.
  • — В 1380 году монахи встречали войско Дмитрия Донского, вернувшегося с победой с битвы на Куликовом поле.
  • — Монастырь служил древним «центром книгоиздания». Значительную часть сочинений Максима Грека здесь же и хранили.
  • — В 1653 году здесь заточили лидера старообрядцев протопопа Аввакума — перед тем, как сослать в Сибирь.
  • — В 1812 году монастырь был разорен французами.
  • — В 1918 году его отняли у Церкви и закрыли.
  • — В 1947 году Сталин подписал постановление о создании на территории обители музея имени Рублева. Инициатор — архитектор-реставратор Петр Барановский.
  • — В 1951 году в Совет Министров СССР поступило предложение о закрытии (еще не открытого!) музея. Отстояли благодаря поддержке секретаря ЦК Михаила Суслова.
  • — В 1989 году в Спасском соборе возобновлены богослужения.
  • — Патриарх Алексий II в январе 1994 года посетил раскоп под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи четырех монахов. Предполагают, что один из них — первый настоятель обители преподобный Андроник.
  • — В 1991 году музей имени Рублева внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Кстати

В обители похоронены

  • — Андрей Рублев (предположительно в Спасском соборе).
  • — Друг Рублева великий иконописец Даниил Черный.
  • — Родственники царицы Евдокии Лопухиной. Царица очень много сделала для обители.
  • — Представители древних родов: Барятинские, Трубецкие, Толстые, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины, Волконские (в т. ч. дед Л.Н. Толстого).
  • — Воины, погибшие в Северную войну 1700-1721 годов, на Куликовом поле в 1380 году, в Отечественную войну 1812 года.
  • — Купец первой гильдии Семен Васильев. Он финансировал строительство колокольни, которая по проекту была выше «Ивана Великого» в Кремле. Умерил пыл строителей император Павел I. В итоге ее высота составила 72,5 метра (до высоты в 81 метр колокольня «Иван Великий» доведена во время правления Бориса Годунова — в 1600 году).
  • — На территории есть кенотаф (надгробие без останков) основателю Русского театра Федору Волкову.

В августе 1356 г. корабль митрополита Киевского и всея Руси Алексия был застигнут бурей. Святитель молился перед образом Спасителя и дал обет построить храм. И «от того часа ветри и море от волнениа своего престаша, и бысть тишина велиа…».

По возвращении Алексий основал монастырь на высоком берегу Яузы. Был построен деревянный Спасский храм: в день перенесения Нерукотворного образа Спасителя корабль пристал к берегу. Первым настоятелем обители стал ученик Сергия Радонежского преподобный Андроник.

В 1420-х гг. был возведен Спасский собор — древнейшая каменная постройка Москвы за пределами Кремля. В росписи принимал участие инок Андрей Рублев. Его росписи, кроме остатков травного орнамента в алтаре, погибли в пожаре 1812 г. Здесь Рублев и был похоронен. Последним видел надгробие историк Г.Ф. Миллер в конце XVIII в. Считается, что Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены под колокольней, разобранной при строительстве новой. Их могилы были утрачены.

В нач. XVI в. повелением Ивана III построена одностолпная Трапезная палата, одна из первых в русском зодчестве.

В 1690 г. выстроено лаконичное двухэтажное здание Настоятельских покоев.

На рубеже XVII и XVIII вв. Евдокия Феодоровна, первая жена Петра I, построила трехъярусную церковь во имя Архистратига Михаила, ставшую усыпальницей Лопухиных. Строительство началось в 1691 г., но из-за ссылки царицы было приостановлено. Освящена церковь была только в 1739 г.

Главной утратой монастыря является огромная (72,5 м. — всего на 8,5 м. ниже Ивана Великого) надвратная колокольня, построенная в 1795-1803 гг. Родионом Казаковым — учеником и однофамильцем М.Ф. Казакова. Она стала доминантой района, но в нач. 1930-х гг. была разобрана на кирпич.

В 1810-1816 гг. построено здание Духовного училища.

В праздник Спаса у стен монастыря проводились ежегодные народные гуляния. Обитель славилась прекрасным хором — слушать его приходил С. Рахманинов.

После 1917 г. монастырь был закрыт и передан в ведение Московской ЧК. До 1922 г. он использовался как место заключения, позже здесь были устроены «пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района» и колония для беспризорных. Вместе с колокольней было уничтожено кладбище, в т. ч. могилы родоначальника русского театра Ф. Волкова, генерала В. Лопухина, благотворителей П. Демидова, Д. Горихвостова, коллекционера-нумизмата П. Зубова, князей Трубецких, Барятинских, Толстых. Уничтожены были и памятники работы известных скульпторов, в т. ч. И. Витали.

В 1960 г. здесь открылся Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Сейчас экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения Трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *