Спасо евфимиевский монастырь Суздаль

1 – Спасо-Преображенский собор
2 – Надвратная Благовещенская церковь
3 – Успенская трапезная церковь
4 – Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5 – Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Звонница)
6 – Киворий
7 – Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского
8 – Архимандритский корпус
9 – Больничные покои при Никольской церкви
10 – Тюремный корпус
11 – Братский (келейный) корпус
12 – Главная проездная (проходная) башня
13 – Башни и стены ограды
14 – Северные ворота
15 – Смотровая площадка
16 – Пешеходный мост через р.Каменка
17 – Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому

В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри – Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство. Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м. О боевом замысле монастырской крепости говорят также многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки они ниже, с южной, равнинной стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей. Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения. Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни – еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных ворот монастыря на рубеже XVI — XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть. В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. – вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник – в Госархиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь относительно. Таким сложным и очень редким памятником является Звонница, которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы — Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. — 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день, и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.

Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, — в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества. Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел). С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей. Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался одностолпный трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства – первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев. Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII – начала XX вв.».

Братский корпус – это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г. располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».

Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в. Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись. К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора – в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная церковь использовалась для исповеди князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора.

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 –х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной — некому было заботиться о могилах предков. В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г. были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение. Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже. Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами. Монастырь с середины XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность. По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. До 1939 г. в ней существовал политизолятор, в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г. более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

В. Королькова

Проездная башня и стены монастыря

Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную ограду заменили каменной в 1664 г. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром около1200 м. Новая каменная крепость построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.

Главная башня -прямоугольная – в отличие от прочих (гранёных и круглых) – высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей.

Благовещенская надвратная церковь

Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI в., до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.

Здание XVII в. представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

Архимандритский корпус

Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

Первоначальное назначение корпуса: вверху – казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу – приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI в.) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

К храму примыкает Диомидовский придел – миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата – двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху – для общей трапезы, внизу – для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей – «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI в.

Спасо-Преображенский собор

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря –Спасо-Преображенский собор – построен в XVI в. в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия – с южной и святого Сергия Радонежского – с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII в.

Памятник-часовня на месте захоронения Д.М. Пожарского

Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В 1885 г. над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен.

В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения – памятник-часовня.

Звонница

Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI–XVII вв. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI в. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII в. верх был изменён на шатровый.

В конце XVI в. к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII в. пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. – 560 кг. В XVII в. над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Братский корпус

Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX в. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями – «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей… а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».

Никольская больничная церковь

Построена в 1669 г. «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.

К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. С первого этажа наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.

Тюремный корпус

Здание построено первоначально (1730) как келейный корпус и это была последняя крупная постройка монастыря. В 1823 г. перестроено специально под монастырскую тюрьму для лиц духовного звания (архитектор Е.Я. Петров). Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположено за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.

Аптекарский огород

Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи -«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.

Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.

Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.

Силами сотрудников ВСМЗ этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3 x 3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

Отзывы Спасо-Евфимиев монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Евфимиевский монастырь, панорамный вид

Спасо-Евфимиевский монастырь был возведен в Суздале в середине 14 века как оборонительное сооружение. Крепкие стены обители сохранились и до наших дней, а вместе с ними и целый комплекс сооружений, которые заинтересуют любого туриста. Начнем со Спасо-Преображенского собора, относящегося, по мнению историков, к 16 веку. Храм, несмотря на минувшие столетия, в хорошем состоянии, в частности, нетронутым временем остались его знаменитые фрески и росписи стен.

Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном как музейный комплекс.

Недалеко от собора можно увидеть еще три храма, которые также входят в ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля. Это Благовещенская надвратная церковь, Никольский храм и Успенская трапезная церковь. Их можно осмотреть наравне со Спасо-Преображенским собором.

Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном на благо туристам как музейный комплекс. Тем не менее каждый час посетители обители могут услышать перезвон, издаваемый звонарями колокольни. К слову, на башне установлены и старинные часы.

При желании в Спасо-Евфимиевском монастыре можно посетить и тюремный замок. В этом остроге содержались сначала неугодные Екатерине II арестанты, а при советской власти — политзаключенные и немецкие военнопленные.

В ходе экскурсии по Спасо-Евфимиевскому монастырю не пропустите склеп князя Михаила Пожарского, действительно покоящегося здесь. А посетить обитель можно каждый день с 10:00 до 18:00, за исключением понедельника и последнего четверга месяца. Кстати, вход на территорию Спасо-Евфимиевского монастыря платный.

Лучше сразу приобрести единые билеты (они стоят 400 RUB для взрослых и 250 RUB для школьников, а также пенсионеров), чем потом по отдельности оплачивать экскурсии в каждый храм. Цены на странице указаны на август 2020 г.

Адрес: Суздаль, ул. 3-я Интернационала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *