Спасо преображенский мирожский монастырь

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря останется в государственной собственности, а его хранителем по-прежнему будет Псковский музей-заповедник, заявила председатель комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

После осмотра Спасо-Преображенского Мирожского монастыря председателем комитета Госдумы по культуре Григорием Ивлиевым и руководитель административной группы проекта «Историческая память» Игорем Егоровым, сопровождавшая их Зинаида Иванова сделала заявление, в котором озвучила позицию администрацию Псковской области в отношении памятников Мирожского монастыря.

«Не подвергается сомнению, что уникальный Спасо-Преображенский собор должен остаться под эгидой государства. При том хранителем собора по-прежнему будет Псковский музей-заповедник, — заявила председатель регионального комитета по культуре. — Здесь по-прежнему в рабочем режиме будут идти реставрационные работы. А в скором времени начнутся и археологические».

Зинаида Иванова отметила, что доступ для паломником и туристов останется беспрепятственным. «При этом весь остальной монастырь должен жить нормальной монастырской жизнью, где должны возносится молитвы Всевышнему за всех нас».

Председатель комитета Псковской области по культуре выразила надежду, что позиция администрации региона будет «принята и правильно понята псковской общественностью».

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан между 1148 и 1153 годом. Обитель расположена на Завеличье, на возвышенной части мыса, при устье реки Мирожи, у ее впадения в Великую.

Основателем монастыря был Новгородский епископ Нифонт, выстроивший из плитняка главную монастырскую церковь во имя Спасо-Преображения и обеспечивший обитель крупными земельными владениями. Вскоре после постройки Спасо-Преображенский собор был украшен фресковой живописью.

Спасо-Мирожский монастырь был владычным, в XII веке в нем останавливались Новгородские епископы, приезжавшие в Псков. В XII-XIII столетиях монастырь был центром чернового псковского летописания. Пресвитер Спасо-Мирожского монастыря Иосиф в XIII веке заказал для себя копию текста «Слово о полку Игореве», с которой в XVI веке был сделан список, попавший в XVIII веке к собирателю старины Мусину-Пушкину.

В 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. В 1567 году, в царствование Ивана Грозного, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери Знамение, которая стала именоваться Мирожской. Мирожская чудотворная икона написана по чину Оранты. Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский, слева – его супруга, преподобная Марфа Псковская. Царь Иван Васильевич увез чудотворный Мирожский образ Божией Матери, а в монастыре остался список с этой иконы – т.н. «Великая Панагия» или «Оранта Мирожская».

В 1581 году Баторий поставил у Мирожского монастыря батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами.

В 1744 году за монастырем числилось 952 крестьянские души.

По духовным штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу.

С 1850 до 1864 года Спасо-Мирожский монастырь был приписан к Архиерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками.

В середине XIX века Мирожская обитель состояла из невысокой каменной ограды с двумя воротами – на севере и на юге. С юга находилась церковь архидьякона Стефана и здание бывших братских келий. На востоке – соборный храм Спасо-Преображения; с запада – деревянный на каменных погребах флигель, по сторонам от которого был фруктовый сад. В юго-восточной части монастыря располагался небольшой флигель трапезной.

В 1902 году после реставрации и капитального ремонта Спасо-Преображенского собора в нем был установлен мраморный иконостас итальянской работы.

В начале XX века в Спасо-Мирожском монастыре было 7 монахов, 2 послушника. Монастырю принадлежали 67 десятин земли.

После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Как сообщает газета «Псковский набат» за 30 июня 1922 года, монастырь продолжал оставаться действующим. Однако вскоре после 1922 года монастырь был закрыт и полностью поступил в ведение Псковского музея-заповедника. Большинство церковной утвари и древних икон, среди которых и «Оранта Мирожская», покинули святую обитель.

В 1994 году часть древней обители была передана Русской православной церкви. Стефановский храм, братский корпус и дом наместника используются для нужд братии монастыря, а Спасо-Преображенский собор со знаменитыми фресками остается в ведении музея, и используется как памятник архитектуры и монументальной живописи.

15 августа 1997 года, в престольный праздник святого первомученика Стефана, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил первую на Псковщине иконописную школу и благословил иконописцев на начало их труда.

В Спасо-Преображенском соборе сохраняется уникальный ансамбль фресковой живописи XII столетия. Впервые фрески собора были обнаружены случайно в 1858 году при ремонте храма. В 1890-х годах штукатурка была отбита и драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. В 1900 году иконописцем Н.М.Сафоновым была проведена первая реставрация древней живописи, которая привела к тому, что древние фрески были скрыты под грубой поновительной записью. До революции сохранением фресок занималась Императорская археологическая комиссия. В 1969-1983 годах была произведена полная реставрация древней живописи бригадой объединения «Росреставрация» под руководством художника-реставратора Д.Е.Брягина. Исследователям удалось доказать, что фресковая роспись была выполнена около 1156 года, в создании фресок принимали участие греческие мастера.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове был возведен в конце 1130-х годов в монастыре, основанном в Завеличье в месте впадения речки Мирожки в реку Великую. Он был задуман как крестово-купольный храм типа «свободный крест» с пониженными западными углами и низкими боковыми апсидами, в связи с чем, из квадратного в плане основания поднимался крестообразный объем, осененный большой главой на высоком барабане. В интерьере крестообразное пространство выделяется нерасчлененными стенами. Подпружные арки, возносящие огромный купол на широком световом барабане, опираются на консоли, выступающие из плоскости стен. Необычность сооружения позволяет предполагать, что в новгородской бригаде присутствовал византийский мастер.
После перестройки Спасский собор получил замкнутые угловые камеры над западными углами четверика, которые соединил деревянный настил хор. Изменившиеся формы здания не повлияли на высоту боковых фасадных ниш, соответствовавшую первоначальной величине прясел.
Глубокое центральное алтарное пространство, отделявшееся алтарной преградой, сохранило синтрон.
Интерьер собора украшен фресковой росписью, выполненной византийскими мастерами. В настоящее время эти уникальные росписи, отличающиеся высоким качеством исполнения и редкими особенностями иконографии, представляют наиболее полный фресковый цикл на территории нашей страны, дошедший до наших дней от домонгольского периода.



Адрес: Мирожская наб., 2

Тел.: 8(8112) 56-73-02

Время работы:

— вторник-воскресенье с 11.00 до 17.00

Последний вторник месяца — санитарный день.

Билеты продаются до 16.30

Стоимость посещения:

— взрослые — 200 руб./чел.;

— школьники, студенты, пенсионеры — 100 руб.

— семейный билет — 400 руб.

Для иностранных граждан:

— взрослые — 350 руб./чел.

— школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб.

Собор открыт для посещений только в сухую погоду.

Мирожский монастырь

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.
Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII — н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — не только древнейший в Пскове, но и один из древнейших на Руси. Основание монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Историографы обычно связывают основание Спасо-Мирожского монастыря с именем преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год.

В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями. Только в 1994 году под сводами монастырских стен вновь зазвучала молитва. Сегодня Мирожский монастырь действует, но вместе с тем он представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения.

В ансамбль монастыря входят:

Собор Спаса Преображения – древнейший монастырский храм, возведенный в середине XII века, центр христианского просвещения в Пскове. На стенах собора на 80% сохранились фрески домонгольского периода — всемирно известное достояние культуры. Фрески повествуют об основных сюжетах Священного Писания и задумывались как своеобразное Евангелие в красках, доступное любому, даже неграмотному человеку.

Основатель монастыря епископ Нифонт ставил перед собой задачу христианского просвещения псковской паствы, для которой зрительный образ был единственно доступным. От мирожских фресок на псковской земле стала развиваться местная изографическая школа. Первые псковские иконы писались здесь же — в междуречье Мирожки и Великой, в монастырской иконописной мастерской. Мирожская обитель была мощнейшим культурным центром средневекового Пскова и Северо-Запада. При монастыре и сейчас работает иконописная мастерская. Многие иконы, представленные в монастырской галерее, можно заказать и купить.

Стефановская церковь датируется XVII веком. Ее замечательным украшением и стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 1990-х годах.

Колокольня монастыря возведена в 1879 году. Увенчанная куполообразной кровлей, она примыкает к Святым воротам, а к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус постройки XVIII–XIX веков находится к западу от Преображенского собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *