Спасо преображенский монастырь Рязань

Мужской монастырь, образованный не позже XVI в. Был немноголюден, с 1868 г. — резиденция викарного епископа. Закрыт в 1920 г., постройки заняты под жилье, затем переданы музею. С 1996 г. в части построек действует Рязанская духовная семинария. Вновь открыт в 2005, все постройки переданы епархии в 2007-2008 г.г.

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

Несколько веков монастырь стоял деревянным. Он перенес несколько пожаров и разрушений, одно из которых пришлось на время нападения отрядов гетмана Петра Сагайдачного и войск королевича Владислава на Переяславль Рязанский. В 1647 г. сильный пожар уничтожил все деревянные постройки кремля и весь монастырь. В 1640-х г.г. была возведена первая каменная церковь Богоявления Господня, у которой было два придела — во имя Покрова Божией Матери и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с ней была возведена колокольня на шесть колоколов.

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так, на Соборе 1589 г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

С 25 декабря 1742 г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743 г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868 г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902 г. А в 1902 г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907 г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911 г., замученного в Самаре в 1918 г.

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746 г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском… К 1917 г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746 г.

В 1757 г. епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные, и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII в. архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия, архиепископа Рязанского, он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808 г., 19 апреля произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813 г. переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж, прекрасный педагог, устроитель обители и… монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался город. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI-начала XX века. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные для выхода были украшением монастыря.

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу — круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, к северу от первого, каменный, для жительства братии. Он был построен в 1825 г. и надстроен в 1894 г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 г.г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан.

Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911 г.; 1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета; 2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет; 3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о…; 4. Келия из трех комнат… При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа… «.

В 1920 г. монастырь был закрыт.

Передача монастырских зданий началась в 1996 г. Вначале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 г. решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь в Рязани, основанный около XIII века рядом с архиерейским домом в Рязанском кремле. История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Первое документальное упоминание о монастыре датируется 1467 годом. В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1996 году вновь открыт. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI—начала XX века: Спасо-Преображенский собор, храм Богоявления Господня, гостиница Знати.
Церковь Богоявления – памятник архитектуры середины XVII века, построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в., разрушенной пожаром 1647 года. В советское время здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области, а в 1992 году здание было передано церкви.

Вид церкви (слева) в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Спасо-Преображенский собор, построенный на рубеже XVII — XVIII веков и освященный в 1702 году.

Вид собора в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Гостиница Знати – памятник гражданской архитектуры XVII-XIX вв. Здание оформлено в стиле второй половины XIX в., однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII в. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII-XIX вв., которые в начале XX в. были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова. До начала 1990-х годов здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель Констнатин Симонов. С 1995 года здание передано Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария и гостиница.

Вид здания в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Западные ворота и одна из башен монастыря.

Вид в 2019 году. Фото: Михаил Архипов

Вид в 2019 году. Фото: Михаил Архипов
Другие объекты и постройки на территории Рязанского кремля:
Архангельский собор
Соборная колокольня
Успенский собор
Храм Сошествия Святого Духа
Христорождественский собор

Успенский собор Елецкого монастыря построен по последним исследованиям (Н. В. Холостенко) князем Олегом Святославичем в 1090-х гг. (очевидно, в 1095 г., когда он вернулся после долгого пребывания в Византии княжить в Чернигове). Сходство планов, размеров, строительной техники и другие особенности, например сходство княжеских клейм на кирпичах обоих соборов, позволяют выдвинуть предположение, что Успенский собор в Старой Рязани был построен тоже по указанию Олега Святославича и тем же выдающимся по своим знаниям и способностям зодчим. Вероятно, рязанский собор был начат тотчас же после постройки Успенского собора в Чернигове, то есть в 1096 г. (когда Олег Святославич был в Рязани, рассматривая ее как свой главный город в Поочье), а закончен после Любечского мира, то есть в 1098 г. (приблизительно).

Пользуясь аналогией черниговского собора и на основе данных раскопок, можно представить себе внешний облик Успенского собора в Старой Рязани. Он был выложен из продолговатой плинфы – кирпичей толщиной 3,7 х 5,5 см, уложенных сплошными ложковыми рядами, с относительно тонкими швами цемяночного раствора. В цокольной части, вероятно, был использован белый камень. Снаружи все стены были затерты тонким слоем известки желтовато-розоватого цвета, на которой были «расписаны» белой известью швы, создававшие впечатление кладки из камня. Были применены резные детали из камня: карнизы, капители колонн, обрамления порталов и т. п., а также скульптура (мужская голова, ГИМ; голова льва), которая была подкрашена.

Перед входом располагались низкие притворы, завершавшиеся посводной кровлей. Пирамидальность построения объема собора особенно подчеркивалась с востока, где пониженные боковые апсиды составляли переход к средней. Храм завершался тремя главами (над средокрестием и над западными угловыми частями) на барабанах с вертикальными тягами. Стены собора разделялись пилястрами с полуколоннами с резными капителями на три части и заканчивались закомарами. Вверху они были украшены аркатурным карнизом. Окна в три яруса и окна на барабанах глав имели полукруглые завершения: их узкие щелевидные проемы были заполнены мелкими круглыми стеклами, вставленными в деревянную колоду. Двери, вероятно, железные, были отделаны медными пластинами с рисунком золотой наводкой по черному лаку. Кровли были, по-видимому, медные, красивого зеленого цвета или позолоченные, а по сводам свинцовые. Высота Успенского собора была 161 тмутараканских саженей, то есть 25 м.

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Телефон: 8-(4912)-28-08-03
Адрес сайта: www.spassmon.ru
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исполняющий обязанности игумена: игумен Евфимий (Шапкин)

Справка

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Храмы

Преображенский собор
Богоявления Господня
Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и праведного Иосифа Обручника Престольные праздники

Преображения Господня
Богоявления Господня
Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святого Иосифа Обручника
Иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»

Святыни

Мироточивый образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
Мироточивый образ Спаса Нерукотворного
Образ Пресвятой Богородицы Одигитрия (Феодотьевская)
Ковчег с мощами Св. блж. Матроны Московской
Ковчег с мощами Свят. Феофана затворника Вышенского
Ковчег с мощами Прп. Евфросинии Полоцкой
Чтимая икона св. прав. Иоанна Кронштадского с частицей ризы

Богослужения

В будние дни: Начало утреннего богослужения в 6.40.
Начало вечернего богослужения в 16.45.
Накануне праздничных и воскресных дней – в 17.00 Всенощное бдение,
а в день праздника две Божественные литургии:
ранняя в 6.15 (Иоанно-Богословский храм)
и поздняя в 8.30 (Спасо-Преображенский собор)

Проезд

Добраться до монастыря можно общественным транспортом до площади соборной (троллейбус № «1», маршрутка № «41»), далее пешком до Рязанского Кремля.

За большими валами, оставшимися от древнего кремля, располагаются белокаменные постройки древнейшей обители современной Рязани — Спасо-Преображенского мужского монастыря. Он привлекает к себе паломников, туристов и людей, ищущих покоя и умиротворения.

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Другие православные храмы в Рязани:

  • Казанский женский монастырь в Рязани
  • Свято-Троицкий мужской монастырь в Рязани

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

Современность

Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь — действующая обитель. В ней ведётся богослужебная, социальная и просветительская деятельность.

Расписание богослужений

В действующих храмах спасской обители ежедневно проходят божественные службы. Их расписание выглядит следующим образом:

  • в будние дни проходят 2 службы (6.30 и 16.45);
  • в субботу утреннее богослужение проводится в 8.00,а Всенощное бдение начинается в 17.00;
  • в воскресенье и праздничные дни проводятся 2 утренних богослужения в 6.15 и 8.30, после которого проводится водосвятный молебен;
  • воскресным вечером в 6.15 проводится панихида.

В современной обители отмечают следующие престольные даты:

  • Преображение Господа (19 августа);
  • Богоявление (Крещение) Господа (19 января);
  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января);
  • день памяти Иоанна Богослова (21 мая);
  • почитание памяти Иосифа Обручника;
  • день почитания образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Богослужение в Спасо-Преображенском монастыре Рязанского кремля

Социальное служение

Сегодня монастырская братия состоит из 8 человек. Несмотря на малочисленность монашеская община несёт социальное служение. В него входит:

  • окормление медицинских учреждений;
  • помощь инвалидам и престарелым людям;
  • преподавание в духовной семинарии, советском городском университете и воскресных школах.

Архитектурный ансамбль

К настоящему времени спасской монашеской общине переданы все постройки, числящиеся за ней в дореволюционное время. В современных архитектурный ансамбль обители входят несколько старинных построек.

Спасо-Преображенский собор, возведенный, в начале XVIII века. Традиционный для русского храмового зодчества бесстолпный храм представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей, увенчанной небольшой луковичной главой, которая установлена на высокий узкий глухой барабан. К восточному фасаду примыкает полукруглая община, состоящая из трёх частей.

Внешняя отделка фасадов выполнена в стиле нарышкинского барокко, характерными чертами которого являются:

  • визуальное горизонтальное деление фасадов при помощи широких карнизов;
  • фасады украшены лентами полукруглых закомар и пояса и из многоцветных изразцовых плиток;
  • широкие наличники вытянутых прямоугольных окон украшены декоративной каменной резьбой.

Особенностью храмового интерьера являются сохранившиеся росписи сводов, датируемый XIX веком и красивый пятиярусный иконостас, созданный в начале текущего столетия. В настоящий момент собор является главным действующим храмом монастыря.

Собор Спаса Преображения в Рязанском монастыре

Около западной границы монастырских владений стоят два длинных двухэтажных корпуса, в которых располагаются кельи насельников и помещения духовной семинарии. В начале XX столетия между этими зданиями построили небольшую церковь во имя Иоанна Богослова и Иосифа Обручника. Сегодня в этом небольшом храме проводят некоторые богослужения.

Самым большим зданием обители является Богоявленская церковь, которая на современном этапе её существования находится на реконструкции. Основной объём собора представляет собой четверик, увенчанный пятью позолоченными главками. Они стоят на высоких узких барабанах, основание которых украшено килевидными кокошниками. К основе примыкают полукруглая апсида и трапезная часть с двумя приделами. Индивидуальность храму придает восьмигранная шатровая колокольня с открытой звонницей. В её основании находится четверик, в котором расположен главный вход и притвор.

Интересно: до революции в одной из башен монастырской ограды располагалась часовня во имя целителя Пантелеймона. На сегодняшний день её восстановление остаётся долгосрочной перспективой.

Святыни

В современном Спасо-Преображенском мужском монастыре множество реликвий, к которым ежедневно приходят верующие люди. Среди них выделяются:

  1. Образ Спаса Нерукотворного, замироточивший после обновления Спасского собора.
  2. Икона Богородицы «Умягчение злых сердец», выделяющая миро. Её передала в монастырь одна из прихожанок.
  3. Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого, по молитве которому исцеление получали люди, страдающие от повреждений конечностей и других физических недугов.
  4. Святой образ Божией Матери Феодотьевская, явившаяся несколько случаев помощи при бесплодии и проблемах в течении беременности.
  5. Икона Богоматери «Нечаянная Радость», выделяющая миро. Она считает чудотворной, так как по молитве перед ней получали исцеление немощные и страдающие различными физическими недугами люди. Также она помогает при склонности к пагубным привычкам.
  6. Также здесь находятся мощи святой Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, Евфросинии Полоцкой.
  7. Особое почитание оказывается иконе Иоанна Кронштадтского, содержащей частицу облачения святого праведника.

Как добраться

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится на территории рязанского кремля.

В Рязань можно добраться любым из видов автомобильного и железнодорожного транспорта. От железнодорожной станции «Рязань-1» до монастыря можно добраться пешком, совершив 30-ти минутную прогулку по центральному району Рязани. От автовокзала необходимо сесть в общественный транспорт и доехать до остановки «Соборная площадь».

Спасо-Преображенская обитель — важная часть исторического наследия рязанской земли. Возобновление здесь монашеской жизни играет важную роль в развитии духовности жителей Рязани и возрождении православных традиций.

Рязань. Спасо- Преображенский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *