Спасо воротынский монастырь

С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.

Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.

Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.

Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.

Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.

Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, также известный как Спас-на-Угре — действующий женский монастырь, расположенный в селе Спас в том месте, где р. Угра впадает в р. Оку. На территории монастыря находятся два каменных шатровых храма, построенных в XVI-XVII веках. Ансамбль монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.
Монастырь был основан на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в конце XV-начале XVI вв. вскоре после Великого Стояния на реке Угре. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. Монастырские постройки в основном были деревянными. Исключение составляли три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. В 1764 г. монастырь был упразднен в связи с секуляризационной реформой Екатерины II, храмы стали приходскими. Уже к началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в начале ХХ века. Источник: сайт монастыря
В 30-е гг. XX века оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно которому ансамбль Спасо-Преображенского Воротынского монастыря ставился на государственную охрану. Впрочем это мало повлияло на общее состояние храмов. Здания продолжали ветшать.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 1965-1970 гг. Источник: PastVu
Фактически в 1990 году храмы пребывали в руинированном состоянии, что видно на соответствующей фотографии.

Храмы Спасо-Преображенского монастыря в 1990 г. Источник: Соборы.ру
За последующие десять лет никаких позитивных подвижек в вопросе реставрации зданий не случилось. Возрождение монастыря и реставрация храмов начались в начале XXI века.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2000 году. Источник: сайт монастыря
Состояние зданий до начала реставрационных работ было плохим. В шатре Преображенской церкви была пробоина, по сводам шли трещины. У Введенского храма не было кровли, из-за чего своды трапезной разрушились, а по стенам поползли разломы. В стене первого этажа в советские годы пробили проём для проезда автомобилей. Оба храма почти на метр вросли в землю, из-за чего исказились их пропорции.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2004 г. Источник: Соборы.ру
Проект реставрации храмов был разработан московским реставратором В. Н. Шараповым с группой архитекторов. Спасательные работы велись под руководством Д. Аксенова.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2006 г. Источник: Соборы.ру
В 2007 году монастырь был возрождён как женский — в качестве скита Калужского Казанского монастыря.

Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2008 г. Источник: Соборы.ру
Реставрация храмов заняла несколько лет. Помимо этого были выстроены новые монастырские постройки, в том числе жилой корпус для сестер.
Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2009 г. Источник: Соборы.ру
В настоящее время на территории монастыря расположены собор в честь Преображения Господня (1), церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (2), сестринский корпус (3), кельи (4), церковная лавка (5), некрополь (8), смотровая площадка (9), хозяйственная постройка (11) и гостиница для паломников (14). Территория обнесена оградой (7) со Святыми воротами (6) и хозяйственными воротами (13). Выполнено благоустройство: устроены декоративные каменные стенки (10), разбиты цветники (12).
Источник: Соборы.ру
Как отмечалось выше, Спасо-Преображенский Воротынский монастырь расположен в селе Спас. Само село очень небольшое, его постоянное население в 2010 году составляло 32 человека.
Со смотровой площадки монастыря открывается вид на берега Оки. Чуть дальше виден железнодорожный мост в устье реки Угры.
Сразу при входе на территорию монастыря по левую руку располагаются кельи, построенные в начале XXI века.
Вдоль дорожек размещены небольшие скульптуры. Эта композиция, например, располагается возле Спасо-Преображенского собора:
Ближе к Оке на камнях расселись две совушки:
К востоку от Спасо-Преображенского собора находится некрополь. В XIX веке архимандрит Леонид Кавелин обнаружил на кладбище бывшего Спасского монастыря надгробные плиты. После революции 1917 года кладбище было разорено. Местные жители рассказывают, что был приказ уничтожить плиты, но некто спас их, приказав закопать в землю. В 1970-х гг. известный археолог Л. А. Беляев, занимавшийся изучением надгробий, во время раскопок на месте бывшего кладбища обнаружил несколько надгробных плит и описал их. Позже, уже при восстановлении монастыря в начале XXI века, возникла необходимость снять лишний грунт возле храмов. Тогда обнаружились закопанные в землю надгробия.
Калужские археологи Г. А. Массалитина и И. В. Болдин сделали описание некоторых плит. Стилистический анализ и прочтение надписей, нанесенных на части плит, позволили установить, что самые ранние из них могут быть отнесены к концу XV — началу XVI в., наиболее поздние — к первой половине XVIII в. На протяжении нескольких лет, пока велись работы по планировке территории монастыря, надгробия продолжали попадаться в земле. Некоторые из них были целые, много оказалось частей, из которых постепенно составились почти целые плиты.

Старейшей постройкой монастыря является собор в честь Преображения Господня, представлящий собой прекрасный образец архитектуры шатровых храмов. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогов в архитектуре других стран.
Спасо-Преображенский собор был построен в XVI веке, не ранее 1550 года.
Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. Декор фасадов лаконичен. Плоскости фасадов разделены пилястрами и увенчаны ложными закомарами — кокошниками. Центральный кокошник укрупнен по отношению к боковым. Килевидный рисунок повторяют и декоративные элементы восьмерика.
Главный вход в собор, расположенный на западном фасаде, оформлен в виде перспективного портала. Из плоскости стены игрой светотени выступает лишь верхний киль портала.
Аналогично оформлен и южный вход в Преображенский собор. Над входом разположены киот и окно без наличника.
В киот помещена икона с образом Исуса Христа.
Южный портал входа в собор и киот с иконой:
Рядом с южным порталом когда-то размещалась палатка, построенная одновременно с собором. Ее остатки обнаружены при археологических работах Л. А. Беляевым в 1970-х годах. Это была квадратная в плане, трехстенная палатка, возведенная вперевязку с южной стеной храма. Вход располагался в западной стене. Над палаткой, перекрытой коробовым сводом, помещалась маленькая главка, крытая черепицей. Почти всю небольшую площадь палатки занимал высокий кирпичный постамент, вытянутый с запада на восток. Возможно, в палатке почивали святые мощи какого-то неизвестного подвижника. Палатка предположительно была разрушена в Смутное время, когда монастырь был полностью разорен. В настоящее время место, где располагалась палатка, распознается за счет неровной кладки и разрыва тяги, отделяющей основной объем здания от цоколя.
С востока к четверику храма примыкает трехчастный алтарь.
Грани пирамиды шатра не отмечены какими бы то ни было рёбрами. Переход на восьмигранный световой барабан выполнен в виде простой перемычки.
Главка, венчающая барабан, покрыта муравлёным лемехом.
Церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы построена приблизительно между 1660 и 1725 годами. Впрочем, по косвенным признакам исследователи установили, что вероятно построена она была до 1607 года, а спустя примерно сто лет перестраивалась и переосвящалась.
Отличительная особенность храма — наличие двух небольших шатров, что является крайне редким иконографическим типом в русском зодчестве. Примечателен и тот факт, что в середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Например,когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то Никон повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами. Введенская церковь в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре, несмотря на перестройки в конце XVII — начале XVIII веков, сохранила завершение в виде двух шатров.

Изящный верх, оформленный шатрами, контрастирует с массивным низом, включающим трапезную и большой подклет. При этом объем собственно церкви представляет собой прямоугольный параллелепипед, вытянутый не по продольной, как обычно, а по поперечной оси храма.
С восточной стороны стены здания поддерживаются тремя мощными контрфорсами.
В отличие от строгой монументальности Спасо-Преображенского собора, Введенская церковь подчеркнуто нарядна. Оконные проемы обрамленны каменными наличниками, завершающимися треугольными фронтончиками.
Переход от основного объема здания к шатровому завершению осуществлен при помощи кокошников.
Шатры поставлены на восьмигранное основание, декорированное нишами, горизонтальной тягой, карнизом с дентикулами («сухариками»), кокошниками.
Снаружи расположение шатров подчеркивает планировочные особенности храма.
Трехярусная колокольня, увенчанная шпилем, является более поздней пристройкой. Она была возведена в конце XVIII века.
В отличие от старинной части храма, колокольня оштукатурена. Второй ярус завершен треугольными фронтонами.
Во время восстановления монастыря монахини пытались звонить в старые треснувшие колокола на «импровизированной колокольне» — трубе, прикрепленной к опоре. Вскоре монастырю были подарены первые пять небольших колоколов. Со временем количество колоколов увеличивалось, и сейчас на отреставрированной колокольне имеется оборудованная звонница.
Сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь является подворьем Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге. Храмы монастыря являются одними из старейших зданий Калужской области и редким примером шатровой храмовой архитектуры.

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь расположен в селе Спас Калужской области. Монастырь основан вскоре после «стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье реки Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 году. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 года монастырь запустел и в 1764 году был упразднен.
К началу XX века от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими – каменный собор в честь Преображения Господня и храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эти храмы – редкие образцы шатровой архитектуры.
Летом 2000 года развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви, начались работы по возрождению древней обители.

Недалеко от Калуги на берегу реки Вепрейки расположена Свято-Успенская Тихонова пустынь. Она была основана в конце XV века преподобным Тихоном Медынским (Калужским) и ко времени правления Ивана Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова Пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Живописный архитектурный ансамбль монастыря сформировался в XVIII-XIX вв. В 3 км от обители, среди густого леса находится монастырский скит. Здесь над целебным источником в 1887 г. была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». При обители существовали свечной завод и странноприимный дом.

Во время посещения Владимирского скита вы сможете совершить путешествие на более чем 5 столетий назад и стать свидетелями грандиозного и бескомпромиссного противостояния древнерусских дружин с воинами Золотой Орды. Тогда, в 1480 году именно историческое стояние двух армий на реке Угре положило конец монголо-татарскому игу. Самым интересным местом для посещения является музей-диорама «Великое стояние на Угре». Здесь представлена небольшая экспозиция археологических находок, а также грандиозная диорама «Стояние на реке Угра». Ее размеры достойны книги рекордов Гиннесса – диорама высотой более 6 метров протянулась на 20 метров в длину, она оборудована специальным освещением и объемным звуком.
Открытие музея-диорамы состоялось в сентябре 2014 года, в церемонии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Оформлением диорамы занималась студия им. М.Б. Грекова. Автором полотна «Стояние на реке Угре» является художник Павел Рыженко, для которого эта работа стала последней в жизни. Кроме того, в музее можно посмотреть и другие работы художника, посвященных теме освобождения Древней Руси от монголо-татарского игра. В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий и образцы воинского вооружения и доспехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *