Спасская церковь городец

Престол
в честь Собора Пресвятой Богородицы (8 января)

Святыни

  • старинная икона Николая Чудотворца;
  • иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, Оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом;
  • чтимая «Державная» икона Божией Матери.

История

Освящен в 1719 году, повторно — в 1993-м.

Храм был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701 году строительство было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной, в девичестве Новосильцевой. Освящен храм был в 1719 году преосвященным Питиримом (1719–1738), архиепископом Нижегородским.

В Нижнем Новгороде Строгановы обосновались в XVII веке. Это было связано с выгодным географическим положением города и с экономическими преимуществами, которое оно давало. Вначале Строгановы обосновались за рекой, в Гордеевке, а потом перебрались в нагорную часть – туда, где кипела торговая жизнь города. Здесь-то Григорий Дмитриевич Строганов и занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова. Всего Строгановы построили в России пять храмов: в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Троице-Сергиевой лавре и два в Нижнем Новгороде.

Историки архитектуры говорят об особом стиле — «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Среди выстроенных Г. Д. Строгановым храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

Рождественская же церковь в полугоре над слиянием Оки с Волгой стояла издревле. Безымянный летописец в записи, относящейся к 1521 году, сообщал, что при нападении на Нижний Новгород казанцы «сожгли церковь Рождества Пресвятыя Богородицы да 240 дворов по Гремячий ручей». В 1653 году торговый гость С. Ф. Задорин отстроил Рождественскую церковь впервые каменной, а в 1685 году граф Григорий Строганов пристроил к задоринской Рождественской церкви каменный придел в честь своего небесного покровителя святого Григория Богослова. В XIX веке Рождественская церковь, стоявшая неподалеку и давшая название одной из крупных торговых улиц Нижнего Новгорода, была разобрана. Но нижегородцы по старой памяти Рождественским называют храм, воздвигнутый Строгановым.

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был освящен в 1719 году, а спустя три года в Нижний Новгород приехал император Петр I, был на Божественной литургии в Строгановской церкви. После этого храм был закрыт. Возможно, причиной закрытия стало то, что в двух иконах местного чина (они сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, которые он заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич заботился об украшении своей церкви и, увидев их в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив Каравака для Петропавловского храма написать другие.

На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали также течение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению у него интереса к механике.

Храм неоднократно горел (в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

В 1913 году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри, а в 1930-е годы закрыт большевиками. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас — из 46 икон конца XVII столетия до нашего времени дошло 43. Все остальное убранство церкви было потеряно. В 60-е годы XX века Строгановская церковь была передана краеведческому музею под один из филиалов, который и занимал ее до 1993 года.

3 июня 1993 года Строгановская Рождественская церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (1977–2001) с сонмом духовенства, при множестве собравшегося народа. На освящении присутствовали представители городской и областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, князь-отрок Георгий, а также сопровождавший их кинорежиссер Никита Михалков, который впоследствии неоднократно помогал восстановлению храма.

История создания Спасского Храма

В конце XVII века Городец становится центром старообрядчества. Практически открыто всей духовной жизнью Городца и округи в конце XVIII века управлял беглый поп Городецкой же Пятницкой церкви Алексей Иванов, которого почитали авторитетом не только старообрядцы, но и православные. Неоднократно зачитанный на торгу указ нижегородской консистории,чтоб местные жители «не почитали» А. Иванова за священника», не дал результатов.

В этих условиях губернские власти были вынуждены проявлять особую заботу о «благолепии» городецких православных храмов, чтоб этим привлечь прихожан. Еще в XVI веке на северо-западных подступах к Городцу существовала так называемая Ионина пустыня. В 1691 году по указу патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на ее территории церковь Спаса.

Сразу же к ней было приписано 40 крестьянских дворов из владений Тихона Никитича Стрешнева, а в 1705 году вдова Анна Никифоровна Лобанова-Ростовская приписала еще 67 крестьянских дворов.

Но прослужила она недолго. Уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить перестроить церковь в камне, так как «та церковь Божия деревянная стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно». Подобное разрешение было дано 19 мая 1718 года митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном. Строительство новой каменной церкви велось на средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афонасьев сын Воинов. Однако, возведение храма в камне затянулось. Местные жители-старообрядцы не желали жертвовать средства на строительство православной церкви. В этих условияхзначительную помощь храму оказывали купцы Кузнецовы, И.М.Митюков,П.И.Шадрин. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. В доношении Балахнинского духовного управления в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору храм описан так: «новопоставленная каменная церковь имеется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочия каменные церкви, и ко освящению тоя церкви иконы все изготовлены».Указ Святейшего Синода об освящении «освящении церкви Нерукотворного образа Спасова был дан 4 января 1746 года. Во вновь построенном храме было два престола: в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в честь Алексея Божьего человека.В 1881 году священник Иоанн Звездин попросил у епархиального начальства разрешение открыть при Спасской церкви начальное училище для детей близлежащих деревень и слободок. 19 сентября 1882г. начальное приходское училище было открыто в доме причта, где раньше размешалась свечная лавка. В первый год в училище обучалось 40 мальчиков.

XX век.

Во время первой мировой войны воспитаники церковно-приходской школы Спасской церкви принимали активное участие в делах милосердия, собирая пожертвования в помощь раненым.

В конце двадцатых годов стали закрываться церкви. В «Нижегородской коммуне» 15 декабря 1928г. появилась небольшая заметка под символическим названием «Вместо церквей — сады, кино и клубы». В этот год закрылась Спасская церковь. В декабре 1928г. был арестован диакон Спасской церкви Николай Державин. В начале 1930г. служба возобновилась после поездки старосты церкви Екатерины Фокишны и Герасимовой Матрены Евграфовны в Москву к первому секретарю ЦИК СССР Калинину М. И. С 1934 по 1937 годы в храме служит о. Николай Державин.В 1937 году во время службы о. Николай арестован, храм закрыт.Община Спасской церкви вынуждена уйти в подполье — моления вплоть до освящения храма проводятся на дому у верующих. Последовательно в здании церквирасполагались:до 1961г. — молокозавод, затем — столярный цех.В конце 80-х годов церковь вернули общине верующих.

Наши дни.

Силами прихожан началось восстановление храма. По архивам была восстановлена храмовая ограда. Долгое время не было в храме колокольни, стараниями о. Фёдора Скворцова колокольный звон – глас Божий был услышан жителями Городца в 2006 году колокольня была восстановлена.

В настоящее время при Спасском Храме действуют: воскресная школа, музей, три кружка: хоровой, лепки из теста, рисования а также туристический клуб «компас», и секция рукопашного боя. В помощь родителям организована детская комната в которой с маленькими прихожанами во время служб до причастия занимаются квалифицированные педагоги.

А. Шихорина, И. Рожков «История Спасского храма г. Городца» 2010г.

Н.Ф.Филатов «Городец на Волге» 2005 г.

5 марта 1844 г. в Городце освятили вновь построенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь поставили у восточного склона холма, неподалеку от старого Георгиевского храма. Успенский храм был устроен усердием городецкого священника Иоанна Шишова, церковного старосты из городецких крестьян Григория Михайлова и помещика инженер-генерал-майора Михаила Павловича Сакера, уже знакомого нам по рассказу о часовне в д. Александровской. Церковь строилась на частные пожертвования.

Особую роль в ее строительстве сыграл генерал Сакер. Видя, что крестьяне в принадлежавших ему окрестных деревнях Александровская, Заозерье, Жглино, Михайловское, Кукуевка вынуждены приходить на богослужение в малопоместительный и ветхий Георгиевский храм, он задумал построить для них новую, более просторную церковь, выделив для этой цели значительную сумму. Для проектирования церкви он пригласил вольнопрактикующего архитектора Петра Лукашевича. Проект церкви, включающий план, фасады, разрез, был разработан и утвержден в 1838 г. Дата освящения храма помещена в надписи на кресте под престолом храма. На средства Сакера произвели и поновление Георгиевского храма в 1851 г.

Деревянная, на фундаменте из колотых гранитных валунов Успенская церковь построена «кораблем», то есть все ее части стоят на одной продольной оси. Основной объем имеет квадратный план и завершается восьмиэтажным куполом на высоком барабане. С востока к нему примыкает пятигранная апсида. С запада двухъярусная колокольня соединяется с ним небольшим притвором.

Успенская церковь была почти вдвое просторнее поновленного Георгиевского храма и во многом превосходила его в художественном отношении, напоминая каменные храмы периода классицизма. Двери и оконные проемы выделяются полуциркульными завершениями. Площадка звона в четверике второго яруса колокольни оформлена арочными проемами. Верх колокольни решен в виде восьмигранного барабана с купольным покрытием и шпилем с водруженным на нем крестом. Несомненную художественную ценность представляют интерьеры церкви, где роль главной архитектурной доминанты играют опоры подкупольного основания, каждая из которых представляет собой группу из трех колонн с пышными коринфскими капителями.

Успенская церковь преобразила облик городецкого холма. Его выразительность первой оценила уже знакомая нам Олимпиада Шишкина. В заметках от 30 мая 1845 г. путешественница, ошибочно называя Успенскую церковь каменной, пишет: «Положение двух церквей Городецких, деревянной и каменной, на высоком, отдельном холме так необыкновенно, что мы решились взойти на него по крутой лестнице и в награду за труд полюбовались живописными окрестными видами… В каменной (Успенской. – А.Н., О.Н.) церкви… для входа трое дверей. Двенадцать столбов, по три вместе соединенные, поддерживают купол. Действительно, эта церковь гораздо лучше Лугского собора (Екатеринского. – А.Н., О.Н.), и очень приятно видеть в селе такое доказательство ревности прихожан».

Вид Городецкого холма, каким его вполне могла видеть автор только что приведенных строк, запечатлен на рисунке 1927 г. археолога Н.Н. Чернягина. Слева по верху холма хорошо выделяется скромная Георгиевская церковь. Силуэт Успенской церкви заметен в окружении древесных крон.

Сегодня на древнем городище находится действующее кладбище. Здесь сохранилось значительное число исторических надгробий, в том числе и на могиле инженер-генерал-майора М.П. Сакера, у южной стены Успенской церкви.

В 160 км к югу от Петербурга и 20 от Луги, прямо на шоссе, ведущем во Псков и Киев, на высокой горе возвышается среди деревьев и зелени Успенская церковь села Городец. Древний погост, по летописным свидетельствам, был в древности монастырем, где в XVI веке был настоятелем архимандрит Трифон, по преданию около 1592 г. погибший за веру при нашествии литовцев. При Екатерине II, в 1764 г. Георгиевский Городецкий монастырь был упразднен, а старинный Георгиевский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы обращен в приходской. В 1838 — 1844 годах усердием священника Иоанна Шитова и местного помещика генерал-майора М. П. Сакера был построен отдельный храм Успения Божией Матери, существующий поныне. Здание церкви сооружено по проекту архитектора П. Лукашевича. Храм был освящен 5 марта 1844 года. Храм имел колокольню, звон его колоколов был слышан за 12 верст в с. Заплюсье. В советское время все они были сброшены, остались 3-4, и те были возвращены на колокольню в годы войны. Церковь была закрыта в 1937 году, а в 1941 году богослужения в ней были возобновлены. Пострадавший во время боевых действий храм был восстановлен в 1944 году. Сейчас Городецкого прихода как такового не существует: большинство верующих умерло от старости. Сейчас храм закрыт на ремонт, после завершения которого планируется приписать храм к одному из лужских соборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *