Справедливая

Правосудие и справедливость

В древнем Риме, с его филиппиками и катилинариями, юстиция была разновидностью театра. При Катоне Старшем на судебные состязания приходили со своими стульями, представление на форуме интересовало римлян едва ли не больше вынесенного приговора. При этом каждый умел выставить противника в неприглядном свете, гонорары же адвокатов приравнивались к вознаграждению актёров, которым платили не за профессию, а за искусство.

У восточных народов с распространением мусульманского права в некоторых областях стал практиковаться суд странника. Истец и ответчик в окружении сторонников выходили на дорогу и останавливали первого, казавшегося им достойным, встречного. Он был обязан сойти с коня и разрешить их спор. Считалось, что его устами говорит Аллах, воля которого требовала абсолютного подчинения. При всей его случайности у такого суда были свои преимущества — быстрота и очевидная непредвзятость.

В средневековой Европе, когда вера в высшую справедливость ещё не утратила своих позиций, Божий суд творился испытанием огнём и кровавым поединком. И только в Новое время сведение счётов окончательно перекочевало в залы заседаний, подменив дуэль препирательством адвокатов и денежными подношениями. Но чем крючкотворы-стряпчие предпочтительнее секундантов, чем бесконечно скучная тяжба лучше русской рулетки?

Когда-то камертоном справедливости был жрец или царь, но сегодня мы охотнее доверяем судьбу бездушной машине, участвуя в судебном спектакле и следуя наставлениям суфлёра из адвокатской конторы. Наша вера в судейскую мантию поистине безгранична! Однако каждый процесс сродни кафкианскому, всякий, кто столкнулся с законом, знает, что любого можно осудить и зарезать, как собаку.

Как человеку судить людей? У каждого своя правда. «Не судите, да не судимы будете», — учит Христос. «Что есть истина?» — по-своему вторит ему иудейский прокуратор, как никто понимающий ангажированность любого суда.

В одном фантастическом обществе, где поклонялись Случаю, бал правила лотерея. Правосудие вершилось там с помощью белых и чёрных шаров, которые наугад доставали из слепого мешка.

И это, на мой взгляд, ничуть не уводило от справедливости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

И пойдут сии (грешники) в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную.
(Мф. 25, 46)

О Божиих дарах

Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например — любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные — без которых жизнь в мире становится просто невозможной. К этим важным и нужным чувствам и относится справедливость.

Cлово справедливость звучит в частных беседах, на официальных встречах, в разговорах, касающихся нормативной законодательной деятельности, и в приговорах, которые выносит суд, и просто в обиходе.

Но, несмотря на частоту употребления, это слово вызывает полемические размышления и толкования. Зачастую мы просто приравниваем справедливость к тому, что человек получает по заслугам.

Ведь ещё Аристотель определил справедливость как «присуждение человеку того, что ему положено». «Государственным благом,— пишет он,— является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе «..По общему представлению справедливость есть некое равенство», она имеет отношение к личности, «равные должны иметь равное»(1)

Стало быть справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, что ему причитается. Но резонный вопрос :
«Откуда нам знать, что именно каждому причитается — то ли в рамках ли справедливости, связанной с распределением благ или же когда распределяются антиблага, то есть наказания ?»

Мы говорим о людях, которые понесли справедливое наказание или были вознаграждены по справедливости. Однако же, награда далеко не всегда присуждается в соответствии с заслугами человека. «Положенное» может быть обусловлено этическими обязательствами или некими предварительными соглашениями.
Если человек наказывается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, наказание будет несправедливым. Если же виновный понес более мягкое наказание, чем он того заслуживает, мера воздействия также будет несправедливой.

Люди часто обвиняют Бога в несправедливости, потому что Он являет Свою благодать и милость не всем людям в равной мере. Мы полагаем, что если Бог прощает одного человека, Он обязан простить и всех остальных людей.

Но из Священного Писания мы знаем, что Бог не относится ко всем людям одинаково. Он открыл Себя Аврааму так, как не открывался ни одному язычнику в древнем мире. По милости Своей Он явился Павлу так, как не являлся, например, Иуде Искариоту.

Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда дают — мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирают — начинаем протестовать и искать виноватого.

Совершенно очевидно, что милость и справедливость — разные понятия, хотя их часто отождествляют. О милости можно говорить тогда, когда человек несет более мягкое наказание, чем он того заслуживает, или получает награду больше той, которой достоин.

Милость Божья — это всегда акт Его доброй воли. Он не обязан быть к нам милостивым. Он оставляет за Собой право провлять Свою благодать в соответствии со Своей благой волей. Ибо Он сказал Моисею:»Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15).

О высокой ценности справедливости в человеческих отношениях читаем в Библейской книге Премудрости: «праведность… научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем. 8: 7).

В монотеистических религиях справедливость — это всегда отношение любви. «Злые люди не разумеют справедливости, — говорит Премудрый царь Соломон, — а ищущие Господа разумеют все» (Притч. 28: 5).

Каждый человек, пусть подсознательно, стремится к Богу и миру с Ним. Вместе с этим, мы понимаем, какая пропасть разделяет нас, грешных людей, и Святого Бога.

Апостол Павел заявляет: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Действительно, порой мы стараемся загладить свою вину перед Богом, совершая добрые дела

Однако же, архимандрит Лазарь(Абашидзе) предупреждает, что
«…совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и дела веры — не одно и тоже! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни. И вообще не правильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце. Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотиться в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь»(2)

И как поучал митрополит Антоний Киевский: «Всякое добро, где бы оно ни было, кем бы оно ни творилось, всякое добро непременно принадлежит Богу». (3)

В глазах людей мы можем казаться способными делать добро, но Бог знает тайны нашего сердца. Всякое благое дело угодно Господу, но тот, кто пытается добрыми делами заслужить оправдание, обманывает себя. Ибо, во-первых, все наши добрые дела никогда не могут перевесить чашу с нашими грехами, а во-вторых, и самые лучшие наши дела запятнаны гордостью или самодовольством.

Бог смягчает Свое правосудие милостью. Его благодать в сущности представляет собой некий род милости. Бог проявляет Свою милость, когда не торопится обрушить на нас вполне заслуженное наказание и награждает за послушание, хотя мы обязаны Его слушаться и потому не заслуживаем никакой награды.

Если же мы говорим о наказании кого-либо за другого, то подразумеваем, что зло, положенное одному, возложится на другого. Но опять же зло другому, не переносится. У каждого человека своя судьба, каждый будет отвечать за себя. Нести наказания за чужие грехи, человек не будет.

Рассуждая, можно рассматривать наказание (от слова «наказ»), как — вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на дальнейший благой путь.

Святоотеческое учение говорит о трех мотивирующих началах в человеческой душе: рабском (из страха перед наказанием), наемническом (из интереса к вознаграждению) и сыновнем — начале любви.

Первые два начала вполне охватываются житейским понятием справедливости. И наказание, и вознаграждение Господь определяет нам строго по мере наших собственных действий.

Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу.

Третье же начало к справедливости не сводится. И без него нет христианства. Нет и спасения.

Высшее проявление справедливости

Любовь есть высшее проявление справедливости. Любовь открывается в Законе. Она познается и призывается Законом в мир для реализации подлинной любви и совершенства.

Кто не познал Любовь в Божьем Законе, живя по принципам закона справедливого Суда, тот не познал Христа, прошел мимо подлинной и сокровенной сути Божьего закона. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» ( Ин 4:8)

Преподобный Исаак Сирин писал «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение»(4)

Наши человеческие представления о карающей справедливости совершенно неприменимы к Богу. Он не есть Бог мести, а только милующей любви, Его справедливость есть не что иное, как Его же любовь. Он наказывает не с целью отплатить, а ради того, чтобы исцелить.

Таким образом, поскольку Бог есть Любовь, то человек спасен, ибо милость Её Беспредельна.

Людям обычно свойственно юридическое понимание справедливости. Возложение на кого-либо ответственности за вину другого — они отвергают, как неправду. В их сознании это не укладывается. Их понимание справедливости основывается на исключительном подходе, когда человек некритично относится к мнению о своей собственной правоте, а взгляды иных людей заранее считает ошибочными.

Но иное говорит дух христианской любви. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее, не только не чуждо, но и абсолютно естественно. Более того, в этом несении чужой вины и выявляется подлинность любви и достигается ее самосознание.

Если от любви пользоваться только ее услаждающей стороною, то где разумность? Но когда приходит свободное принятие на себя вины и трудов любимого, тогда любовь достигает своего всестороннего совершенства.

Христианство снимает вопрос о «своих» и «чужих», ибо в Церкви, по слову апостола Павла, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).

Христианская любовь к ближнему не есть простое внимание к другому, она не есть просто благотворительность. Любовь — это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас.

Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя ближних и всех братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5-10; 1 Кор. 12:12-27).

Все то, что мешает нам проявить любовь и укрепиться в ней, становится препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению.

Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет :
«О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т.е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест. А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления. Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову апостола (Рим. 8, 20-22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви».(5)

«Мы должны хорошо усвоить себе, что любовь — выше страха, выше справедливости. Закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего должны бояться потерять любовь. И этот страх не позволит нам совершить зло.
Мы должны гореть любовью к Богу, и эта любовь не позволит нам совершить грех, сделает нас милосердными и смиренными. Мы не должны делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей. Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, — то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви.»(6)

Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен добром, теплом, заботой, любовью, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила наша совесть.

Вера действует Любовью

В Новом Завете есть такие слова: «Муж с двоящимися мыслями неустроен во всех делах своих». И жизнь показывает, что тот, кто лукаво думает: «Вот сейчас я поживу в свое удовольствие, а потом раскаюсь», — ни счастья не достигает, ни покаяния не успевает принести. Верны слова: «С милостивым Ты (Господи) поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его». «Душа лукавая погубит своего обладателя». Первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия, святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что уж такого он сделал, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»…

Жизнь проходит быстрее света. Но в ней нет случайного. Все творится по Божьему Промыслу. И очень важно, чтобы сам человек познал блага для себя, чтобы все было им воспринято достойно, благодарно и смиренно

Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом — вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19).

Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда активен и любящий саму жизнь, какой бы она ни была сложной.

Если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны на небесах, мы должны быть пропитаны истинной христианской любовью. Любовь — это та сила, которая побуждает каждого христианина плакать не только над своими грехами, но и над бедами ближних.

Любовь заставляет человека молиться как за живых, так и за мертвых. Любовь — это именно та сила, которая бережет и отдаляет нас от осуждения других, от многословия, ревности, агрессивности.

«Вера действует любовью», — говорит апостол Павел. Любовь — это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры. Любовь — это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры. (8)

Милосердие Бога безмерно превышает всякое человеческое представление о Его правосудии или справедливости:
«Как песчинка не уравновешивает большое количество золота, так требования правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Что горсть песка, брошенная в великое море, то прегрешения всякой плоти в сравнении с Промыслом и милостью Божией. И как источник, изобилующий водою, не заграждается горсткой пыли, так милосердие Создателя не побеждается пороками тварей». (9)

Бог и на Страшном Суде остается Любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: «Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой»

Все наше спасение основано на милости Божьей. Мы принимаем спасение как проявление незаслуженной милости к нам со стороны Бога. Здесь нет и тени справедливости а лишь милость.

Не из страха перед адом, не из корыстного желания получить блаженство на Небесах служит христианин Господу, но, служа Ему по любви к Нему, знает христианин, что и Господь, в безграничной мере отвечая любовью на любовь, не оставит души верной Ему в сколько-нибудь бедственном состоянии, но привлечет ее к Себе по слову Своему: «Идеже есмь Аз и вы будете» (10).

Все, что относится к спасению, исходит не из справедливости, а из любви Божией, основанной на жертве Иисуса Христа. Христианство говорит нам, никто не может обладать такими заслугами, чтобы по справедливости заслужить себе вечное спасение. Оно не может быть справедливым вознаграждением за наши, пусть даже самые выдающиеся, но все же конечные заслуги. Итак, Бог не справедлив, но милосерден. Только Бог может быть поистине справедливым. Человеческая же справедливость всегда защищает интересы того, кто ею пользуется.

За всё благодарить Бога

И на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и очевидности откроется все нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его величайшее самоуничижение ради нашего спасения — Его Любовь. Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния». (11).
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) научает нас:
«Я благодарю Бога за всё, что со мной происходит. За все несчастья, которые были в моей жизни. За все оскорбления, которые я слышал в свой адрес и более всего — за незаслуженные из них. За то, что Бог, по величайшей милости своей, давая мне осознание греховности моих деяний и помыслов, дает и возможность спасения». (12)

Евангелие говорит, что первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия, святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что он такого сотворил, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли».

Да он исповедовал свою вину, осознал, что действительно заслуживает этой страшной казни. И что же он слышит в ответ от Того, Кто для христиан является Богом и Спасителем? «Сегодня же будешь со Мной в раю»! (13)

Всякий человек, во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя хотя бы частично виновником зла в мире, оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобною свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться — рабское дело, а не богосыновнее.(14)

Вера в Бога и вера Богу, надежда на Бога и любовь о Господе — вот единственное, что не даст человеку на земле обречь себя на вечные муки ада.

Самое великое торжество справедливости совершится на последнем Суде, когда Бог «отрет всякую слезу» с глаз человека. Все тогда будет названо своим подлинным именем, падет всякое ложное величие, и правда займет свое место. Это будет апофеоз всемирной справедливости и высшей Любви. Увидеть справедливость окружающих нас, испытать и свою справедливость в отношении людей — это большое счастье, так как высшая справедливость — выше справедливости, и имя ей Любовь. (15)

Сокровища православной духовной и мистической традиции напоминают православным христианам, что они призваны быть «свидетелями сему» (Лк 24:48). Из этого посыла мы получаем вдохновение, как свидетели новой жизни, пришедшей в мир через Христа.

Будучи свидетелями преображения и воскресения, — мы можем, несмотря на окружающее нас смятение и мрак, хранить надежду на лучшее будущее и говорить :

«Благодарю Бога за то,
Что за каждым закатом
Следует рассвет» (16)

Спасение христианина находится как бы между страхом и надеждой. Оно строится на смирении, которое мы так усердно расхваливаем и так нерадиво претворяем в жизнь.

По учению всех святых Отцов Православной Церкви, без смирения невозможно единение с Духом Божиим, ибо невозможна истинная любовь, которая и составляет сущность Бога. Пример действительного смирения разбойника — доказывает условие спасения любого человека. Спасение, оказывается — в искреннем раскаянии человека. Христианство говорит, что человек, который искренне кается, оказывается выше того, кто исполняет все предписания.

Ибо только, смиренный человек осмысленно и осознанно отбросит всякие домыслы и размышления о «достойных» и «недостойных» Небесного Царства. Ибо действительно на всё и вся Божья воля.

И если бы нам удалось гипотетически заглянуть в «рай», то возможно, мы бы изумились до крайности, не найдя среди его обитателей всех тех, кого мы ожидаем там увидеть, и наоборот, обнаружили бы там тех, кому по нашему мнению там не место.

Александр А. Соколовскиp

Итак, греки разобрались с тем, что такое благо. Разобрались с тем, что такое естественный порядок вещей. Разобрались с тем, что такое справедливость.

Но был один грек, который любил задавать вопросы. Добродушно, последовательно и логично. Вы уже поняли, что речь идет о Сократе.

В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта есть удивительная главка» Разговор с Евфидемом о необходимости учиться». Кончается эта главка следующими словами: «И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела». Причиной отчаяния стали те самые последовательные вопросы, которые Сократ задавал молодому политику Евфидему о справедливости и благе.

Прочитайте этот блистательный диалог у самого Ксенофонта или, может, даже лучше, в изложении Михаила Леоновича Гаспарова. Впрочем, можете и прямо тут.

«Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?» – «Конечно, несправедливо!» – «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?» – «Нет, пожалуй что, справедливо». – «А если он будет грабить и разорять их землю?» – «Тоже справедливо». – «А если будет обманывать их военными хитростями?» – «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».

«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, – такая ложь будет несправедливой?» – «Нет, пожалуй что, справедливой». – «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, – такой обман будет несправедливым?» – «Нет, тоже справедливым». – «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, – что сказать о таком воровстве?» – «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло».

«Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?» – «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». – «Так что же это такое?» – «Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло». – «Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?» – «Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?» – «А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье – благом или злом?»

«Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо!» – «А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?» – «Тогда – красота, сила, богатство, слава!» – «Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла».

«Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чем мне молиться богам». – «Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?» – «Думаю, что знаю, Сократ». – «Из кого же состоит народ?» – «Из бедных и богатых». – «А кого ты называешь бедными и богатыми?» – «Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка». – «А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?» – «Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы». – «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?» – «Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю».

«Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?» – «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных». – «А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?» – «Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок». – «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!» – «Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»

Самое подробное описание: молитва о справедливости в жизни — для наших читателей и подписчиков.

Православная молитва от трудностей и неприятностей на работе

У каждого человека случаются неприятности в жизни, требующие помощи Свыше. Во многих ситуациях мы молим о защите Святых Угодников, ведь они имеют дерзновение молить о нас перед Всевышним. К тому же они тоже в свое время были обычными людьми и понимают наши проблемы.

И после смерти Господь сподобил их дар помогать людям в различных ситуациях.

В каких случаях просить о помощи молитвой

Работа — это то место, где человек проводит большую часть своей жизни. Трудовая деятельность дает нам возможность обеспечить себя и семью материальными благами.

Но иногда на работе наступает «черная полоса», череда неприятностей, что вынуждает искать выход из проблем. Конечно, можно терпеть нападки коллег и начальства, ежедневно находиться в стрессовом состоянии или искать новое место работы, что во время кризиса довольно сложно.

Молитва от неприятностей на работе Святым Угодникам способна повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону.

Икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная»

Пречистая Дева Мария способна разрешить любую проблему, вразумить врагов и успокоить их сердца. Богородица защитит от врагов, исключит недомолвки среди коллег, наладит микроклимат.

О Многоскорбная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли пренесенных! Приими многоолезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Николай Чудотворец

Николай Мирликийский — один из любимейших и особо почитаемых святых у нашего народа.

Нет числа его чудесам, он помогает людям практически во всех делах и жизненных ситуациях, в том числе разрешает рабочие конфликты.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Трифон

Молитва Святителю благоволит отчаявшимся и слабым духом людям выйти из сложной ситуации.

Будущего святого Господь наградил даром целительства еще в детские годы. Мальчик мог изгонять бесов, врачевать болящих. Согласно преданию, святой Трифон спас один из городов от ползучих гадов, за что император Троян, противник христианства, подверг его мучениям, а затем приказал отсечь голову, которая до сих пор хранится в Черногорском соборе св.Трифона.

Святитель не отказывает никому, он приоткрывает верующим в его помощь новые пути и придает силы для добрых свершений.

О святый мучениче Христов Трифоне, к тебе в молитве прибегаю, перед образом твоим молю. Испроси Господа нашего о помощи в работе, ибо страдаю бездеятельно да безысходно. Моли Господа да испроси у него помощи в делах мирских. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Митрофан Воронежский

Святому молятся при конфликтных ситуациях на работе.

В молодости он служил священником на одном из приходов, благодаря чему его домочадцы жили в достатке и покое. Став вдовцом, клирик задумался о подвижничестве и был назначен епископом Воронежским.

Митрофан прославился делами милосердия и помощи в разрешении конфликтов. Он всегда заступится за просящего.

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (просьба о работе) молитвами, святе, твоими. Аминь.

Спиридон Тримифунтский

Молитва святому Чудотворцу должна идти из самого сердца, он не поможет в обмане, а чистые помыслы просящего принесут огромную пользу.

Не нужно забывать о благодарении святого, предстательствующего пред Господом, за помощь.

О преблаженне святителю Спиридоне! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога наше мирное безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Поминай нас у престола Спасителя и умоли Господа, да подаст грехов наших прощение, житие безбедное да мирное. Возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Апостол Петр

Молитва о работе укрепит дух и веру, избавит от искушений, поможет в трудных ситуациях.

Молитва Оптинским старцам

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Чтение псалмов

В Псалтыри молитвенникам открывается Слово Божие.

Давидовы песни помогают избавиться от любой житейской напасти, унять недоброжелателей, творящих зло. Чтение псалмов способно обезопасить от демонических нападок.

  • 57 — если вокруг накалилась ситуация и нет возможности унять «бурю», молитва защитит и призовет помощь Господню;
  • 70 — подскажет путь выхода из конфликта, уймет начальника-тирана;
  • 7 — помогает противостоять обидам и ссорам, указывает верные шаги к решению проблемы;
  • 11 — усмиряет дух злого человека;
  • 59 — открывает правду перед начальником в случае, если работник стал жертвой сплетен или заговора.

Молитвенные правила

При входе в Святой храм необходимо трижды перекреститься. Важно, касаться своего тела перстами, а не перекрещивать воздух.

Войдя в придел храма и встав перед ликом святого, нужно сосредоточиться и посвятить свои мысли святому, которому будет обращена молитва.

Желательно перед тем, как обратиться к святому, прочитать его житие, исповедоваться в грехах, причаститься. А крепкая вера и православный дух придадут сил в сложившейся ситуации.

В прошениях не стоит забывать об элементарной благодарности. Даже если просьба еще не исполнилась, то нужно продолжать моление, не отрекаться от святых и никого не обвинять.

Следует помнить, что для каждого действия и события есть свое время и место.

Безудержный крик о справедливости

«В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего» (Лук. 18:3).

Поразительно то, что Иисус в этой притче использует об­раз вдовы. Когда мы думаем о вдове, то представляем сла­бую, одинокую, бедную, беззащитную и не имеющую вли­яния в обществе женщину. Однако помимо всего прочего в жизни этой вдовы случилось горе. Она потеряла мужа.

Кто-то из вас тоже пережил в своей жизни подобное горе, может, в вашей семье кто-то умер. Для кого-то из вас смерть пришла в ваш дом иным образом. Может, вы пе­режили смерть брака или ценных для вас отношений, давней мечты и желаний или финансового равновесия, смерть карьеры, психического или эмоционального здо­ровья, смерть физического благополучия или какую-то другую форму смерти.

Смерть или тяжелая утрата — самое распространен­ное переживание в жизни человека. Когда мы думаем об утрате, мы, как правило, ассоциируем ее с такими чув­ствами, как печаль, боль, ощущение беспомощности, тя­жести, горя, уныния и подавленности. Таким образом, вдова из нашей истории переживала эмоции, которые испытывало большинство из нас или еще испытает в бу­дущем. Когда мы расширяем определение утраты и вклю­чаем в него потерю чего-то ценного для нас, то мгновенно отождествляемся с чувствами и эмоциями вдовы.

В притче практически ничего не говорится о против­нике вдовы. Кто бы он ни был, возможно, он решил, что вдова будет для него легкой добычей. Если он сможет одержать над ней победу, то завладеет ее домом и иму­ществом. Ее противник намеревался использовать любые дьявольские средства, необходимые для злоупотребления ее беззащитным положением, чтобы уничтожить ее и кон­фисковать все, чем она владела.

Возлюбленное чадо Божье, надеюсь, ты вполне осозна­ешь эту реальность — у тебя тоже есть противник. Его имя — сатана. Вместе со своими демонами он стремит­ся обобрать тебя и придавить к земле. Его единственная цель относительно тебя — украсть, убить и погубить (см. Иоан. 10:10). Духовная война — не мистика и не сюр­реализм, это осязаемая и реальная действительность. Ты вовлечен в войну грандиозных, эпических масштабов, направленную против врага, который ненавидит тебя без­граничной ненавистью.

По сути, он ненавидит не столько тебя, сколько твое­го Бога. Однако он ничего не может сделать с Богом, по­этому нападает на Бога, атакуя тебя.

Божий пророк писал Божьему народу: «Касающийся вас, касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8). Зеница ока — это зрачок глаза. Зрачок — самый чувствительный орган во всем теле. При малейшей опасности мы начинаем мор­гать, потому что это непроизвольная и инстинктивная ре­акция, направленная на защиту глаза. Когда в глаз попада­ет соринка, вся вселенная останавливается и ждет, когда вы вытащите ее из глаза. Называя нас зеницей Своего ока, Бог говорит, что Он защищает нас так, как мы защищаем свои глаза. Сатана знает, что когда он наносит нам удары, Бог воспринимает их болезненно, словно Он Сам полу­чает эти удары. Поэтому враг изобретает любые способы, чтобы причинить нашей жизни максимум вреда, то есть чтобы нанести удар Богу. Сатана знает, что когда он нано­сит нам удары, Бог воспринимает их болезненно, словно получает эти удары Сам.

Но меня больше всего впечатляет не возможность сата­ны наносить удары, но способность Бога защитить и со­хранить нас. Однажды я слышал, как Джек Тейлор сказал об этом так: «Большой Бог и маленький дьявол». Однако мудрый верующий не будет относиться легкомысленно к беспощадной духовной войне, которая кипит вокруг нас. Наш противник будет дожидаться момента, ко­гда мы почувствуем себя в безопасности, когда наша бдительность ослабеет, и тогда он сможет нанести сокрушительный удар в том месте и тем способом, который мы никак не ожидали. В этой войне нет за­прещенных приемов. Враг пользуется лю­быми, самыми низкими, самыми подлыми приемами, чтобы причинить нам вред. Он готов на все. Мы живем в зоне военных действий, и муд­рые будут всегда бодрствовать и сохранять бдительность относительно злокозней сатаны.

Иногда мы оказываемся в гуще военных действий, по­лучаем удары от невидимого врага и не знаем, как отве­чать, потому что не понимаем природы этой войны. Ко­гда со мной происходило нечто подобное, я испытывал тревогу, потому что не мог различить природу того, что выступало против меня. Я не видел, где находится мой враг, поэтому не понимал, как защититься. Но Господь утешил меня молитвой Давида: «Враги мои все пред То­бою» (Пс. 68:20). Давид, по сути, говорил: «Даже когда я не знаю, кто мой враг, и не понимаю природы того, что выступает против меня, Ты, Господь, это знаешь». Я могу не понимать источника атаки против меня, но я знаю Того, Кто все это видит. Он видит моих врагов. Он зна­ет все стратегии, изобретенные против меня, и Он спо­собен избавить меня от всякого зла, чтобы представить меня пред Собой без пятна и порока в величайшей славе. На это я уповаю, и в это я верю.

Власть судьи

Противник нацелился на вдову, и единственной воз­можной защитой для нее в городе был неправедный су­дья. И хотя она знала, что он неправедный, ей больше не­куда было обратиться. Он был единственным, кто имел власть восстановить правосудие в ее ситуации, поэтому она пошла к нему.

Обратите внимание, она не пошла за справедливостью к своему противнику. Если бы она сделала это и сказала: «Я прошу тебя прекратить причинять мне зло и отнес­тись ко мне милостиво», ее противник засмеялся бы ей в лицо. Она была слабой и бедной женщиной, а он был сильным и могущественным. И поскольку у нее не было власти над противником, она направилась к тому, кто имел такую власть. Она пошла к судье.

Наши модели в ведении духовной войны нуждаются в корректировке в этом отношении. Некоторые из нас в противостоянии сатане пытаются получить от него спра­ведливость, говоря, например, следующее: «Сатана, я по­велеваю тебе вернуть все, что ты украл, во имя Иисуса!» И потом мы удивляемся, почему ничего не меняется. А вы в ответ на свои требования не слышали тихий смешок?

Дело в том, что сатана не собирается творить справед­ливость! Если я буду обращаться к нему, он просто посме­ется надо мной. Он не отступит ни на пядь и не отдаст ни миллиметра своей территории, пока вы не выбьете его оттуда силой.

Нет, я не собираюсь разговаривать с сатаной, ибо я на­правлюсь прямо к моему Судье. Я не могу равняться и со­перничать с силой сатаны, а он не в состоянии соперни­чать с Богом, Которому я служу! Поэтому я принесу все свои жалобы и притязания моему Судье и буду взывать к Нему до тех пор, пока Он не восстановит справедли­вость и не поставит на место моего противника.

Твердая позиция

Пострадав от враждебного отношения своего про­тивника, вдова решила предстать перед судьей и взывать к нему до тех пор, пока он не встанет на ее сторону.

Могу представить, как вдова говорила в сердце: «Когда Бог поднял руку против меня и забрал жизнь моего мужа, я молча страдала. И когда люди делали выводы и судили меня, да, я знаю, что они говорили обо мне, предполагая, что я сделала нечто дурное, и потому заслужила подоб­ное наказание, — я молча страдала от упреков и осужде­ния людей. Но теперь против меня поднялся противник, и я больше не буду молчать! У меня нет влияния и связей в обществе и нет денег, чтобы заплатить судье, но у меня есть голос — и я буду кричать. Итак, я возвышу свой голос и буду кричать к судье до тех пор, пока не получу защиту от своего противника!»

Но обратившись к судье, вдова показала нам пример духовной войны. Когда противник направил против нее все свои силы, она направилась к судье. Мы должны реа­гировать таким же образом на атаки со стороны сил тьмы. Павел ясно говорил о нашей борьбе с демоническими силами (см. Еф. 6:11-18). Он недвусмысленно сказал, что духовная война предполагает облачение во всеору­жие Божье и твердую позицию, чтобы «все преодолев, устоять» (Еф. 6:13). Но война не ограничивается нашей способностью только устоять, на этом дело не заканчи­вается. Когда наша позиция тверда, и когда мы облачены во всеоружие Божье, наступает следующая фаза нашей борьбы — «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Другими словами, — взывайте к Богу. Цель оружия Божьего — защитить веру­ющего и наделить его силой и властью для молитвы. Мы должны устоять для того, чтобы молиться. Именно это и делала вдова. Она стояла и взывала к судье, что является образцовой моделью духовной войны. Нужно не просто устоять, нужно устоять и молиться.

Но какие формы молитвы мы используем? Павел го­ворит, что нужно молиться «всякою молитвою». Когда мы молимся всякою молитвою, то используем все и лю­бые возможные варианты молитвы, доступные для нас, такие, например, как благодарение, прошение, ходатай­ство, пение, выражение радости, плач, мольба, поклоне­ние, благоговение, приказ, ожидание, моление, танец, смех, молитвенные муки, покой, настояние и так далее. Мы облачаемся во всеоружие Божье для того, чтобы усто­ять и взывать к нашему Судье, используя весь спектр мо­литвенных выражений до тех пор, пока Он не станет дей­ствовать в нашу пользу. Когда мы, подражая вдове, пред­станем перед нашим небесным Судьей и воззовем к Нему о справедливости в нашем споре с противником, битва примет новый оборот. Когда противник увидит, что мы стоим и взываем к Господу, он встревожит­ся и изменит свою тактику. Он попытается сокрушить нашу решимость стоять перед Богом в непрестанной молитве.

Враг знает, что если вы стоите в этой по­зиции, не умолкаете и не сдвигаетесь с мес­та, но возвышаете свой голос к Искупите­лю и будете взывать к Нему до тех пор, пока Он не восстановит справедливость, что-то, наконец, произойдет. Бог обязательно вме­шается и начнет действовать, и Его сверхъ­естественная сила изменит вашу ситуацию.

Божьи обетования исполнятся, а вы по­лучите свидетельство, которое вдохновит и даст силу следующему поколению. Другими словами, сатана испытает полное поражение.

Вот почему все средства и методы, направленные про­тив вас, нацелены только на одно — сдвинуть и отвратить вас от постоянной молитвы Богу.

Мы не воюем против начальств, властей и сил для того, чтобы получить от них желаемую справедливость. Мы сражаемся за наше право стоять твердо и не унывать. Они попытаются подтолкнуть нас к компромиссу, они сделают все, чтобы заткнуть нам рты. Но мы не сдадимся, не от­ступим с твердых позиций перед престолом Бога и не за­молчим! Мы будем стоять против всех средств и методов тьмы, направленных на то, чтобы сдвинуть нас с места. Но ничто не сможет заставить нас прекратить обращать­ся к Судье.

Попытка сдвинуть вас с твердой позиции

Все сводится к нашей способности стоять и взывать. Бу­дете ли вы стоять и взывать к Богу, или вас можно разубе­дить? Пока вы стоите пред Богом и продолжаете молить­ся, ничто не остановит осуществление вашей духовной судьбы. Но если вас можно будет сдвинуть с молитвенно­го места, — с места, где вы смотрите в лицо Христу, — то­гда вы подвергаете риску все то, что Бог приготовил и за­мыслил для вас.

Ад направит на вас свое лучшее оружие, чтобы сдви­нуть с места пред престолом. У врага имеются три основные стратегии для осуществления его злых замыслов. Он попытается отвлечь вас от непрестанной молитвы, либо увести вас из Божьего присутствия. А может, он постара­ется разочаровать вас в вашей позиции пред Богом.

Отвлечь. Соблазнить. Разочаровать. Эти три слова суммируют борьбу для каждого верующего человека. Вы обязательно встретитесь со всеми тремя методами в разные периоды своей жизни, но в моменты сражений столкно­вение будет особенно сильным с одним из этих методов. Так что, скорее всего, в данный момент вы боретесь с од­ним из них. С каким именно? Может, вы легко отвлекае­тесь от своей позиции пред Господом? И тогда верх берут заботы повседневной жизни, суета, работа, напряженное расписание? Или враг рассыпает перед вами искушения, чтобы подтолкнуть к компромиссам ваши нравственные стандарты? Или же он пытается заполнить вашу душу унынием, разочарованием, отчаянием и ощущением бес­цельности?

Я знаю все три уловки врага, и вы, может быть, тоже, потому что наш противник временами использует про­тив нас весь свой арсенал. Силы тьмы сделают все, что­бы сдвинуть вас с самой могущественной позиции, ко­торую может занимать человек. Все — чтобы заставить вас замолчать! Все — чтобы заставить вас упасть духом! Все — чтобы отвлечь вас от жизни с Богом.

Вдове пришлось пережить все нападки своего про­тивника, но она не прекратила взывать и кричать к судье. Должно быть, попытки отвлечь, искусить и разочаровать разрывали ей душу, но нам не рассказывают об этих аспек­тах ее борьбы. Поэтому чтобы лучше понять такую борь­бу, нам нужно вспомнить другие истории. Мы знаем, что есть тот, кто боролся — и победил — эти ухищрения сил тьмы. Это Иосиф.

Подобно вдове, Иосиф был знаком с печалью и болью. Он прошел весь тяжкий путь, который ведет к величию. Враг заранее знал, что успех Иосифа приведет его к духов­ным высотам, и он сделал все, что было в его силах, чтобы остановить и разочаровать Иосифа. Давайте посмотрим, как Иосиф преодолел все три уловки тьмы.

Как Иосиф одержал победу

Иосиф был преисполнен решимости оставаться пре­данным Богу. И даже когда его оторвали от семьи, от­правили в Египет и продали в рабство, он продолжал оставаться в общении со своим Богом. Однако враг не собирался позволить Иосифу завладеть высоким по­ложением, прежде не испытав его, поэтому сначала он попытался отвлечь Иосифа от Божьего присутствия. Для этого он просто продвинул его вверх по карьерной лестнице. Иосифа назначили управляющим над всем вла­дением хозяина. Он отвечал за все сферы жизни и весь бизнес. Он мог пренебречь присутствием Бога, и его вполне можно было понять, ибо он мог сказать: «Гос­подь, Ты Сам дал мне эту работу. Мне приходится долго и упорно работать, чтобы заслужить одобрение хозяина. Конечно, Ты должен быть доволен моим старанием и от­ветственностью, с которой я подхожу к данной Тобой работе». Иосиф мог использовать в своих рассуждениях такую логику, чтобы оправдать пренебрежение присутст­вием Бога. Но нет, он не позволил своим обязанностям отнять у него то, что он считал самым драгоценным. Бо­лее того, он хотел слышать нежное движение Бога в его сердце, поэтому ревностно берег свои взаимоотношения с Богом.

Когда уловка с отвлечением не увенчалась успехом, враг задействовал вариант номер два из своего арсенала — ис­кушение. И тогда на сцену вышла жена Потифара (Поти-i фар был хозяином Иосифа). Жена Потифара несколько раз пыталась соблазнить Иосифа, но он занял твердую позицию и не поддавался ее обольщениям. Наконец, она буквально схватила его и попыталась затащить в постель, но он выскользнул из своей одежды, оставив ее в руках хозяйки, и выбежал на улицу. В ярости женщина придума­ла историю, в результате которой ее муж бросил Иосифа в тюрьму. Но главное вот в чем — Иосиф выдержал испы­тание. Он не позволил соблазнам отвратить его от отно­шений с Богом.

Я часто спрашивал себя, как Иосифу это удалось? Как он смог мобилизовать внутренние ресурсы, чтобы высто­ять против соблазнов? В конец концов жена Потифара, должно быть, была привлекательной молодой женщиной, а Иосиф был нормальным молодым мужчиной. Тем не ме­нее он сказал ей «нет». Я думаю, что разгадка заключает­ся в осознании Иосифом своего духовного наследия, которое ожидало его. Он знал, что Бог обещал великое будущее его от­цам — Аврааму, Исааку и Иакову. И он по­нимал, что следует делать, чтобы получить Божьи благословения. Но он точно так же осознавал, что нравственные компромиссы лишат его самого лучшего и высокого, что приготовил для него Бог. Иосиф понимал, что не может гореть Божьим огнем и огнем плоти одновременно. Ему пришлось решить, какой огонь он предпочтет для своей души. Чтобы овладеть Божьим огнем, ему пришлось отказаться от огня плоти. Он смот­рел на свое духовное наследие, видел пламенное вели­чие и радость, которые Бог предназначил для его жизни, и принял решение гореть Божьим пламенем вместо пла­мени соблазна. Он прошел испытание!

Но враг не перестал донимать Иосифа. У него в запа­се была приготовлена последняя козырная карта. Чтобы убрать Иосифа с позиции пред престолом Бога, нужно было нанести ему самый сильный удар из всех козней сил тьмы — удар разочарованием. Но посредством чего мож­но было нанести этот удар? Тюрьмой! Когда Иосифа бро­сили в тюрьму, разочарование и обида попытались завла­деть его душой, чтобы угасить пламень в его сердце. Вне всякого сомнения, в тюрьме Иосиф испытал напряжен­ную борьбу с отчаянием и унынием. Но он не позволил этим чувствам увести его из Божьего присутствия. Даже в отчаянных обстоятельствах он продолжал молиться, по­стоянно пребывая в Божьем присутствии.

Иосиф одержал победу в борьбе против самых изощ­ренных ухищрений сатаны, когда тот пытался соблазнить, отвлечь и вызвать в нем чувство отчаяния. В результате он вознесся на самую высокую и привилегированную пози­цию в Египте. Он стал лидером международного уровня, который спас целые народы земли и обеспечил пропита­нием свой народ, сынов Израиля. Воистину он был боль­ше чем победитель.

Твердость и упорство Иосифа в его преданности Богу и его воззвания об избавлении были подобны воплям вдовы из притчи. Она тоже приняла твердое решение сто­ять перед судьей и вопиять к нему независимо от козней своего противника.

Искушения Иисуса

Как мы сможем непреклонно стоять пред престолом Бога, когда наш враг нападает на нас? Нет более сильно­го примера победы и преодоления препятствий, чем при­мер Самого Господа. Когда противник выступил против Иисуса, Ему тоже пришлось сражаться, чтобы выстоять и устоять на Своей позиции. В искушениях Господа в пус­тыне (см. Мат. 4:1-11) сатана сделал все, чтобы увести Иисуса с Его молитвенной позиции.

Дьявол начал свою атаку такими словами: «Если Ты только наклонишься, возьмешь камень и превратишь его в хлеб. «

Иисус ответил: «Я не сделаю этого. Я буду стоять здесь».

Тогда дьявол сказал: «Если Ты только бросишь­ся с верхней части храма, Ты произведешь такую сенса­цию. «

Иисус ответил: «Я не собираюсь бросаться, Я останусь стоять здесь. «

Дьявол сказал: «Ну ладно, тогда поклонись и прекло­нись передо мной, и я отдам Тебе все. «

Я слышу, как Иисус отвечает: «Ты не получишь это­го. Я не поклонюсь тебе, и Я не преклонюсь пред тобой. Я буду стоять, и Я выстою!»

Наша вдова отвечала своему противнику таким же об­разом. Она не сдвинулась с места и взывала к судье, как и прежде. Нам нужно занять такую же позицию пред Богом! Мы подойдем к престолу Его благодати, встанем в Его присутствии и возвысим наши голоса к Нему, и бу­дем взывать до тех пор, пока Он не восстановит справед­ливость в нашем споре с противником.

Справедливое требование

Когда вдова представила свое дело перед судьей, она знала, что имеет полное право на защиту и что закон на ее стороне. Если к ней отнесутся справедливо, то ее против­ник получит по заслугам. Говоря языком Исаии, ее требо­вания были справедливыми. Другими словами, она имела законное основание для своей просьбы. Исаия тоже го­ворит о деле, которое должно быть представлено на рас­смотрение Бога:

Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Изра­иль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забы­то у Бога моего» ? (Ис. 40:27).

Мы тоже можем приходить к Богу со своими делами и просьбами, имея на то полное право. Мы имеем право просить у Бога защиты и обеспечения. Когда Бог дает сво­ей семье Обетование, а мы и есть часть Его семьи по заве­ту, тогда у нас есть все законные права просить для себя данное Им Обетование. Когда мы обращаемся с законны­ми требованиями к Богу, мы не превозносимся и не про­являем высокомерия. Мы просто просим то, что принад­лежит нам по праву, ибо мы дети Завета.

Очень важно приходить к Богу со справедливыми про­шениями. Если Он рассмотрит ваше дело и обнаружит, что у вас нет права просить то, с чем вы пришли к Нему, то у вас могут возникнуть проблемы посерьезнее того, с чем вы пришли К Обязательно удостоверьтесь, что ваши просьбы полностью соответствуют воле Бога.

Но если у вас есть эти законные права, вы можете идти к Отцу с уверенностью, ибо вы знаете, что Он любит ока­зывать справедливость там, где враг украл, убил и погубил.

Мы склонны думать о справедливости в ограниченных масштабах, полагая, что она сводится лишь к наказанию за преступление. Однако справедливость является намно­го более широким понятием и распространяется на все аспекты и формы зла. Точно так, как зло влияет на людей практически во всех сферах жизни, справедливость явля­ется праведным ответом на каждое причиненное зло.

Когда справедливость касается болезни, вместо нее при­ходит исцеление.

Когда справедливость касается нищеты, вместо нее приходит обеспечение.

Когда справедливость касается немощи, вместо нее при­ходит целостность.

Когда справедливость касается утраты, вместо нее приходит восстановление.

Когда справедливость касается разорванных отноше­ний, вместо них приходит примирение.

Когда справедливость касается анархии, вместо нее приходит порядок.

Когда справедливость касается заключения, вместо него приходит освобождение.

Когда справедливость касается позора, вместо него при­ходит оправдание.

Когда справедливость касается отверженности, вместо нее приходит принятие.

Когда справедливость касается насилия и унижений, вместо них приходит утешение.

Когда справедливость касается предрассудков, вместо них приходит правосудие.

Когда справедливость касается угнетения, вместо него приходит избавление.

Когда справедливость касается рабства, вместо него приходит свобода.

Когда справедливость касается тирании, вместо нее приходит сострадательное лидерство.

Когда справедливость касается преступления, вместо него приходит наказание.

Когда справедливость касается неправильного, вместо него приходит правильное.

Когда справедливость касается долгов, вместо них при­ходит возмещение.

Когда справедливость касается смерти, вместо нее при­ходит воскресение жизни.

Когда справедливость касается разрушений, вместо них приходит восстановление.

Когда справедливость касается бедствий, вместо них приходит подмога.

Когда справедливость касается голода, вместо него при­ходит насыщение.

Когда справедливость касается усталости, вместо нее приходит отдохновение.

Когда справедливость касается страхов, вместо них приходит мир.

Когда справедливость касается нарушений, вместо них приходит достоинство.

Когда справедливость касается бесплодия, вместо него приходит плодовитость.

Когда справедливость касается абортов, вместо них приходит защита нерожденных детей.

Когда справедливость касается тьмы, вместо нее при­ходит свет.

Когда справедливость касается боли, вместо нее прихо­дит облегчение.

Когда справедливость касается слепоты, вместо нее приходит прозрение.

Когда справедливость касается семей, к ним приходит сплоченность.

Когда справедливость касается функциональных нару­шений, вместо них приходит здоровье.

Когда справедливость касается одиночества, вместо него приходит дружба.

Когда справедливость касается депрессии, вместо нее приходит радость.

Когда справедливость касается беспокойства, вместо него приходит уверенность.

О, Господи, прими мою обоснованную просьбу и рас­суди меня по справедливости с моим противником!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *