Среднее царство Египта

Тотчас после долгого периода волнений, который заканчивается к 2000 г. до н. э., благодаря фиванским номархам, в Египте восстанавливается единство власти и начинается история Среднего царства. Эта реставрация, начатая правителями нома со времени правления гераклеопольских царей, была делом не какого-то одного фараона, а целой династии, XI, которая правила параллельно с X Гераклеопольской. Последняя пришла на смену IX, также из Гераклеополя, основанной Хети I. В то время как гераклеопольцы были озабочены главным образом Дельтой, потому что никак не могли выдворить оттуда бедуинов, первые фиванские вожди повернулись к Нубии. Благодаря двум этим параллельным действиям на Севере и на Юге, готовилось объединение Египта. Роль основательницы Среднего царства, XI династии, будет состоять в том, чтобы завершить объединение страны.

Среднее царство – XI династия фараонов

XI династия (примерно 2160-2000 гг. до н. э.). Происходящие от фиванских номархов Ментухотепы первыми присвоили себе титулы царей Верхнего и Нижнего Египта. До последнего времени считалось, что существовало пять фараонов этого имени. В результате длительной аналитической работы с источниками, сейчас, как правило, предполагают, что их было на самом деле только трое, и что умиротворить Египет удалось Ментухотепу I (2065-2015 гг. до н. э.). О последних царях XI династии, Ментухотепе II и Ментухотепе III, известно лишь то, что они правили недолго.

Погребальный храм Ментухотепа II в некрополе Фив. Среднее царство

Главным делом XI династии, с которой и начинается история Среднего царства, было объединение страны, но этим она не ограничилась. Ограничив автономию провинций, которая развилась во время Первого переходного периода, и восстановив центральную власть, Ментухотепы возобновляют политику экспансии в Нубии, где они, по-видимому, дошли до 2-го порога. Они также обустроили дорогу из Вади в Хаммамат, соединявшую Египет с Красным морем и служившую точкой отправления экспедиций к Синаю и в «страну Пунт». Эта дорога пересекает аравийскую пустыню, по ней цари XI династии отправляли военные экспедиции для усмирения кочевников, бороздивших страну из конца в конец, и приведения в порядок колодцев с водой.

Рельефное изображение Ментухотепа III. Среднее царство

Среднее царство – XII династия фараонов

XII династия (2000-1785 гг. до н. э.). Неизвестно, как именно происходил переход от XI к XII династии, но тот факт, что при последних царях XI династии упоминается визирь по имени Аменемхет, и именно это имя взял себе основатель новой династии, дает нам основание предполагать, что был совершен захват власти. XII династия, которая начинает править приблизительно в 2000 г. до н. э., одна из наиболее прославленных в истории Среднего царства и всего Древнего Египта. При ее правлении Египет не только поддерживает внутреннюю стабильность, но уверенно чувствует себя и за пределами страны, чего, скорее всего, не было даже во времена великих фараонов IV династии. Будучи фиванской по происхождению, XII династия тем не менее снова обосновалась в районе Мемфиса, откуда она могла легче управлять всей страной.

Аменемхет I (2000-1970 гг. до н. э.) занимался, по-видимому, в основном управлением. Чтобы захватить власть, ему, возможно, пришлось опереться на провинциальную знать, что объясняет новую волну ее независимости. Возможно, он уже занимался защитой восточной границы Египта, но эту работу закончат главным образом его преемники. В Нубии Аменемхет I дошел до Короско. Его правлению внезапно положил конец дворцовый заговор. Его сын находился в то время в Ливии во главе армии, но смог вовремя вернуться в Египет и взять управление страной в свои руки.

Сенусерт I (1970-1936 гг. до н. э.). Сенусерт I продолжил политику своего отца в Нубии. Он продвинулся до 3-го порога и овладел золотыми рудниками этого района. Чтобы дойти до этих рудников, ему нужно было начинать с Вади-Халфа. Чтобы обеспечить безопасность похода, Сенусерт повелел построить крепость в Бухене. Во избежание повторения трагических событий, отметивших конец правления его отца, Сенусерт еще при своей жизни привлек к управлению страной своего старшего сына, и его примеру последовали его преемники.

Аменемхет II и Сенусерт II правили достаточно благополучно, но их правление, к сожалению, весьма скудно отражено в документах.

Сенусерт III (1887-1850 гг. до н. э.) был одним из самых великих фараонов Среднего царства, и память о нем, со временем приукрашенная, лежит в основе множества легенд, собранных греками. Завоеватель по характеру, он продвинулся до Палестины; в Нубии продолжил дело Аменемхета I и Сенусерта I, которые, видимо, недооценили значение этой области для Египта. За четыре кампании Сенусерту III удалось выправить ситуацию, он позаботился также о защите завоеванной Нубии, занимаясь строительством крепостей.

Фараон Сенусерт III. Среднее царство

Автор изображения – Einsamer Schütze

Аменемхет III (1850-1800 гг. до н. э.), пользуясь спокойствием, обеспеченным военными кампаниями своего отца, занимается, по-видимому, главным образом сельским хозяйством и экономикой страны в целом.

XII династия заканчивается бесславным правлением царя и царицы Аменемхета IV и Нефрусебек, о которых мы не знаем ничего, кроме того, что при них династия очень быстро шла к закату.

Краткое изложение истории правления фараонов XII династии, которое мы только что набросали, не отражает всех причин успехов этого правления внутри страны и за ее пределами. Одно несомненно: процветание страны в тот период – общая заслуга всех царей XII династии. Если Аменемхет I был вынужден слегка ослабить связи, соединяющие номархов с фараоном, то это ослабление было все же непродолжительным, и при Сенусерте III царский авторитет снова становится абсолютным, до такой степени, что должность номарха отменяется. Прочная власть фараонов, таким образом, восстанавливается в Среднем царстве. XII династия старается извлекать максимальную выгоду из обработки плодородной земли, в частности земли Фаюма, правители которого создали настоящий рукотворный оазис и возвели рядом с ним свои резиденции. Фараоны XII династии были также великими строителями, и Египет именно им обязан ансамблем крепостей на Юге и Востоке, который защищал их от врагов. Дворец Аменемхета III в Хаваре был столь впечатляющим, что породил даже греческую легенду о лабиринте. В том, что касается отношений с другими странами, связи с Сирией и Библом, по-видимому, были в историческую эпоху Среднего царства тесными и дружескими. Не исключено, что при XII династии Финикия управлялась египетским наместником. Синай постоянно эксплуатировался Египтом, и египтяне Среднего царства совершали торговые экспедиции в «страну Пунт». На Юге Египет расширил свои границы до Семне (в 70 км к югу от Вади-Халфа), где для защиты от вечно беспокойных суданских племен была возведена настоящая укрепленная зона высокой степени сложности. Именно опираясь на мощные крепости вокруг 2-го порога, цари XII династии могли отправлять торговые экспедиции вглубь Судана. Центр Керма к югу от 3-го порога сохранил в своих строениях и на древнем уровне следы этой активности. Об отношениях с Критом, о существовании которых с периода Среднего царства делали предположения некоторые историки, еще очень мало известно, однако вполне возможно, что они велись – благодаря посредничеству Финикии.

Фараон Аменемхет III. Среднее царство

Автор изображения – Marcus Cyron

Таким образом, Древний Египет Среднего царства с сильной внутренней организацией, защищенный системой укреплений на Юге и Северо-Востоке, не опасается нападений извне. Система безопасности базировалась, с одной стороны, на центральной власти фараонов Среднего царства, а с другой – на слабости азиатских врагов Египта. Но, увы, за несколько лет два этих важнейших условия египетской безопасности исчезнут.

Большинство представленных в зале предметов экспонируются с момента открытия Музея изящных искусств в 1912 г. и составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856 – 1947 гг.). Его коллекция, насчитывавшая ок. 8 тыс. предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 г. В 1913 г. музей купил у крупного московского собирателя Л.И.Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько поистине драгоценных даров принес музею Ю.С.Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Подарили Отделу Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Б.В.Фармаковский, Т.Н.Бороздина-Козьмина, А.В.Живаго. Собрание музея значительно обогатилось после приобретения в 1940 г. у Н.А.Прахова коллекции его отца, филолога и искусствоведа А.В.Прахова, насчитывающей 217 экспонатов. В последующие годы коллекция пополнялась за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Первая экспозиция зала Древнего Египта, приуроченная к открытию Музея изящных искусств, была сделана выдающимся русским египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868 – 1920), вторая, послевоенная, — профессором Всеволодом Владимировичем Павловым (1899 – 1972). Настоящая экспозиция открылась в 1969 г. Ее вдохновителем и организатором была заведующая Отделом Древнего Востока, доктор искусствоведения Светлана Измайловна Ходжаш (1923 – 2008).

Памятники в зале расположены в хронологической последовательности, начиная с наиболее древних – каменных орудий VI — V тыс. до н.э. (?), шиферных палеток и глиняных расписных сосудов культуры Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Разнообразные формы керамических изделий и наличие росписей дают представление о высоком уровне развития художественного ремесла этой эпохи. Редкий экспонат – глиняное блюдо с изображением охотника в маске, держащего на привязи четырех собак. Все предметы были найдены в погребениях и являются свидетельствами обрядовой практики Додинастического периода. Уже в это время проявляются основные особенности древнеегипетского искусства: обусловленность религиозными представлениями, условность, символизм, монументальность, которые в полной мере были развиты после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство (кон. IV тыс. до н.э.) – в период Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.).

Древнее царство — это время первого расцвета египетской архитектуры, окончательного оформления изобразительного канона, которого египетские мастера будут придерживаться в течение нескольких тысячелетий. В этот же период появляется одно из величайших достижений искусства – скульптурный портрет. Принципы оформления гробниц настенными рельефными изображениями, а также особенности передачи человеческой фигуры и предметов на плоскости иллюстрируются серией блоков из гробниц «начальника царской cокровищницы» Иси, египтянки Мерит, египтянина Тепеманха (все – ок. 25 в. до н.э.), «садовника пирамиды царя Пепи II» Хииу (ок. XXIII в. до н.э.)

Изобразительное творчество древних египтян было неразрывно связано с религиозными верованиями и требованиями заупокойного культа. В частности, портретное сходство изображения с портретируемым было обусловлено верой в наличие у каждого человека «двойника», или «Ка» — некой жизненной сущности, которая, будучи бессмертной, должна иметь постоянное обиталище в каком-либо изображении умершего. Представление о том, что все памятники предназначались для вечности и не должны были содержать в себе ничего случайного, мимолетного, определило особенности условного художественного языка египетской пластики: замкнутость и нерасчлененность объема, статичность, отсутствие излишней детализации. Рельефы и статуи V–VI династии (витрина № 6) и отдельно стоящая скульптурная группа чиновника Уджа-джера с супругой – наглядные образцы воплощения канонических правил изображения человека в скульптурных образах.

В витрине 6 находятся отдельные предметы, которые помещались в гробницу, и уникальный экспонат – маска Пепи II (XXII в. до н.э., VI династия), привезенная В.С. Голенищевым из раскопок на месте пирамиды этого царя.

Верхняя часть статуи Аменемхета III блестяще иллюстрирует лучшие черты скульптурного портрета Среднего царства периода его расцвета – интерес к индивидуальной и возрастной характеристике человека. Зритель может увидеть также небольшие образцы скульптурных произведений (витрина № 9), в том числе портрет царя Сенусерта II.

В двух витринах экспонируются предметы из гробниц Среднего царства, необходимые умершему в загробной жизни,– деревянные модели погребальных барок и статуэтки слуг (витрина № 10), а также «магические жезлы», магические женские статуэтки, палетки в форме животных, небольшие сосуды из камня (витрина № 9).

Искусство Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) несет на себе отпечаток триумфа египетского государства после изгнания из страны гиксосов.

Для искусства этого протяженного периода характерно, с одной стороны, усиление реалистических тенденций, интерес к изображению природы, стремление к передаче движения, с другой — нарастание декоративности, рафинированность и одновременно формализация художественного языка. Эти качества хорошо видны в памятниках периодов правления фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV (XIV в. до н.э.): в фаянсовых сосудах и инкрустациях стен и мебели из Амарны, косметических ложечках, игральных фишках, небольших статуэтках, а также в портрете юноши из известняка. Изысканной красотой отличается один из шедевров коллекции – косметическая ложечка в форме цветка розового лотоса, с ручкой в виде плывущей девушки. Превосходного качества деревянная ложечка в виде девушки среди зарослей папируса, деревянная овальная коробочка с инкрустированной фаянсовыми вставками выдвигающейся крышкой – замечательные образцы искусства древнеегипетских мастеров резьбы по дереву.

Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей — позолоченных украшений и роскошного женского парика – доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.

В витрине № 14 экспонируется рельеф из частной гробницы конца XVIII дин. в Саккаре с изображением оплакивания умершего. Динамичная композиция, изображение человеческих фигур в сложных ракурсах придают этому фрагменту погребальной процессии драматичность и выразительность.

Заупокойный обряд, игравший огромную роль в религии египтян, вызвал появление разнообразных предметов, непосредственно связанных с погребальным культом и представлениями о судьбе умершего после смерти. Это саркофаги, канопы (сосуды для хранения бальзамированных внутренностей покойного), погребальные маски, фигурки ушебти и ящики для их хранения, статуэтки богов. В одной из витрин находится запеленутая мумия жреца Хор-ха, покрытая сеткой из фаянсовых бусин, и голова мумии женщины, а также мумии священных животных – кошки и сокола. Рядом, на подиуме, представлен комплект каноп с крышками в виде голов сыновей бога Хора. Саркофаги, которые экспонируются в зале, относятся к различным эпохам, начиная с III тыс. до н.э. (простой глиняный ящик, на крышке которого помещено рельефное изображение мальчика в позе эмбриона). Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала. Два каменных саркофага относятся ко второй половине I тыс. до н.э.

В нескольких витринах представлены многочисленные боги египетского пантеона. Они выполнены из бронзы, камня (статуи Осириса в витринах № 24 и № 26), мелкие фигурки богов из сердолика и горного хрусталя (витрина № 12). Статуэтка бога растительности Нефертума отлита из серебра (витрина № 18), а священный ибис бога Тота (витрина № 12) сделан из белого камня, с бронзовыми головой и лапками. Все статуэтки отличаются высоким качеством отливки и тонкой проработкой деталей.

Значительную часть памятников составляют алебастровые сосуды, фаянсовые чаши, расписные глиняные кувшины, бронзовые ситулы (ритуальные сосуды) и зеркала, бронзовое оружие, ювелирные изделия из полудрагоценных камней и египетского фаянса.

К Позднему периоду (I тыс. до н.э.) относятся статуи и скульптурные портреты (витрина № 26). Среди них выделяется гранитная статуя царицы, лицо которой обладает ярко выраженными портретными чертами (первая половина VII в. до н.э.). Выполненные из твердого камня, портреты периода Саисской династии (вторая половина VII–VI вв. до н.э.) подражают древним образцам и выдают стремление мастеров к совершенству формы и идеальной обработке каменной поверхности. Саисский период был временем нового расцвета художественного ремесла.

Так называемый «уголок скульптора» позволяет составить представление о процессе создания рельефов и скульптурных произведений египетскими мастерами: здесь можно увидеть незаконченные рельефы или копии, выполненные учениками, а также рисунки на кусках известняка (острака).

«Старое царство» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Старое Королевство (значения) .

Древнее царство Египта
c. 2600 г. до н.э. – ок. 2100 г. до н.э.
Во времена Древнего царства Египта ( около 2686 г. до н.э. — около 2181 г. до н.э.) Египет состоял из региона реки Нил к югу от Элефантина , а также Синая и оазисов в западной пустыне.
Капитал Мемфис
Общие языки Древнеегипетский
Религия Древнеегипетская религия
Правительство Божественная , абсолютная монархия
фараон
• c. 2686 – ок. 2649 г. до н.э. Джосер (первый)
• c. 2184 – ок. 2181 г. до н.э. Последний король зависит от ученого, Нейтикерти Сиптах (6-я династия) или Нефериркаре (7-я / 8-я династия).
История
• Создан c. 2600 г. до н.э.
• Отменено c. 2100 г. до н.э.
Предшествует Преемник
Ранний династический период Египта
Первый промежуточный период
Часть серии о
История Египта
Доисторический Египет до 3150 г. до н. э.
Древний Египет
Ранний династический период 3150–2686 гг. До н. Э.
Старое королевство 2686–2181 гг. До н. Э.
1-й промежуточный период 2181–2055 гг. До н. Э.
Поднебесная 2055–1650 гг. До н. Э.
2-й промежуточный период 1650–1550 гг. До н.э.
Новое Королевство 1550–1069 до н.э.
3-й промежуточный период 1069–664 гг. До н. Э.
Поздний период 664–332 гг. До н. Э.
Греко-римский Египет
Династии Аргеада и Птолемеев 332–30 гг. До н. Э.
Римский и Византийский Египет 30 г. до н.э. — 641 г. н.э.
Сасанидский Египет 619–629
Средневековый Египет
Рашидун Египет 641–661
Омейяды Египет 661–750
Аббасид Египет 750–935
Династия Тулунидов 868–905
Династия Ихшидидов 935–969
Династия Фатимидов 969–1171
Династия Айюбидов 1171–1250
Мамлюкские династии 1250–1517
Ранний современный Египет
Османский Египет 1517–1867
Французская оккупация 1798–1801
Династия Мухаммеда Али 1805–1853 гг.
Хедиват Египта 1867–1914
Поздний современный Египет
Британская оккупация 1882–1922 гг.
Султанат Египта 1914–1922
Королевство Египет 1922–1953 гг.
Республика 1953 – настоящее время
Египетский портал

В древнеегипетской истории Древнее царство — это период, охватывающий ок. 2686–2181 гг. До н. Э. Он также известен как «Эпоха пирамид» или «Эпоха строителей пирамид», поскольку включает в себя правление великих строителей пирамид Четвертой династии , таких как король Снеферу , который усовершенствовал искусство пирамид — здание, и короли Хуфу , Хефр и Менкаур , которые построили пирамиды в Гизе . Египет достиг своего первого устойчивого пика цивилизации во время Старого Царства, первого из трех периодов так называемого «Царства» (за которым следовали Среднее Царство и Новое Царство ), которые отмечают высшие точки цивилизации в нижней части долины Нила .

Понятие «Древнего царства» в качестве одного из трех «золотого века» был придуман в 1845 году немецким египтологом барона фон Бунзена , и его определение будет значительно развиваться на протяжении всего 19 — го и 20 — го веков. Мало того, что последний король раннединастического периода был связан с первыми двумя королями Старого царства, но и «столица», королевская резиденция, оставалась в Инеб-Хедж , древнеегипетском названии Мемфиса . Основным оправданием разделения между двумя периодами является революционное изменение в архитектуре, сопровождающееся влиянием на египетское общество и экономику крупномасштабных строительных проектов.

Старое царство чаще всего считается периодом от Третьей династии до Шестой династии (2686–2181 до н.э.). Информация от четвертой до шестой династий Египта скудна, и историки считают историю той эпохи буквально «высеченной на камне» и в основном архитектурной, поскольку именно памятники и их надписи позволили ученым построить историю. . Египтологи также включают Мемфитские Седьмую и Восьмую династии в Старом Королевстве как продолжение централизованной администрации в Мемфисе. Хотя Древнее царство было периодом внутренней безопасности и процветания, за ним последовал период разобщенности и относительного культурного упадка, который египтологи называют первым промежуточным периодом . Во времена Древнего царства царь Египта ( до Нового царства не назывался фараоном ) стал живым богом, который правил безоговорочно и мог требовать услуг и богатства своих подданных.

При короле Джосере , первом короле Третьей династии Старого Королевства, королевская столица Египта была перенесена в Мемфис , где Джосер основал свой двор. При его правлении в Саккаре началась новая эра строительства . Архитектору короля Джосера Имхотепу приписывают разработку каменных зданий и концепцию новой архитектурной формы — ступенчатой ​​пирамиды . Древнее царство, пожалуй, наиболее известно большим количеством пирамид, построенных в то время как места захоронения королей Египта.

История

Восстание старого царства

Основная статья: Третья династия Египта

Первым королем Старого Королевства был Джосер (примерно между 2691 и 2625 годами до нашей эры) из Третьей династии , который приказал построить пирамиду ( Ступенчатую пирамиду ) в некрополе Мемфиса, Саккаре . Важный человек во время правления Джосера был его визирем , Имхотеп .

Храм Джосера в СаккареГолова короля, c. 2650–2600 до н.э., Бруклинский музей . Самые ранние изображения египетских царей представлены в небольшом масштабе. Со времен Третьей династии были сделаны статуи правителя в натуральную величину; эта голова в короне Верхнего Египта превосходит даже человеческие масштабы.

Именно в эту эпоху бывшие независимые древнеегипетские государства стали известны как номы под властью царя. Бывшие правители были вынуждены брать на себя роль губернаторов или иным образом заниматься сбором налогов. Египтяне в эту эпоху поклонялись своему фараону как богу, полагая, что он обеспечил ежегодное разливание Нила, необходимое для их посевов. Согласно египетским взглядам на природу времени в этот период, Вселенная работала циклично, а земной фараон работал над обеспечением стабильности этих циклов. Также они воспринимали себя как специально подобранный народ.

Высота старого царства

Основная статья: Четвертая династия ЕгиптаБольшой Сфинкс в передней части пирамиды Хеопса

Старое Королевство и его королевская власть достигли апогея при Четвертой династии (2613–2494 до н.э.), которая началась с Снеферу (2613–2589 до н.э.). После Джосера фараон Снефру был следующим строителем великих пирамид. Снефру заказал строительство не одной, а трех пирамид. Первая называется пирамидой Мейдум , так как она расположена в Египте. Снефру оставил его после того, как внешняя оболочка пирамиды упала. Пирамида Мейдум была первой с надземной погребальной камерой. Используя больше камней, чем любой другой фараон, он построил три пирамиды: рухнувшую пирамиду в Мейдуме , изогнутую пирамиду в Дахшуре и Красную пирамиду в Северном Дахшуре. Однако полного развития пирамидальный стиль строительства был достигнут не в Саккаре, а во время строительства «Великих пирамид» в Гизе.

Снеферу наследовал его сын Хуфу (2589–2566 до н.э.), построивший Великую пирамиду в Гизе . После смерти Хуфу его сыновья Джедефра (2566–2558 гг. До н.э.) и Хафра (2558–2532 гг. До н.э.) могли поссориться. Последний построил вторую пирамиду и (в традиционном мышлении) Великого Сфинкса Гизы . Недавнее повторное исследование свидетельств привело к тому, что египтолог Васил Добрев предположил, что Сфинкс был построен Джедефрой как памятник своему отцу Хуфу. В качестве альтернативы было предложено, чтобы Сфинкс был работой самого Хафры и Хуфу.

Были военные экспедиции в Ханаан и Нубию, причем египетское влияние достигло Нила, на территории нынешнего Судана. Более поздние цари IV династии были король Микерина (2532-2504 до н.э.), который построил маленькую пирамиду в Гизе, Шепсескаф (2504-2498 до н.э.) и, возможно, Djedefptah (2498-2496 до н.э.).

Хуфу , строитель Великой пирамиды в Гизе

Пятая династия

Основная статья: Пятая династия Египта

Пятая династия (2494-2345 до н.э.) началась с Усеркафом (2494-2487 до н.э.) и была отмечена растущей важностью культа бога солнца Ра . Следовательно, на строительство комплексов пирамид было вложено меньше усилий, чем во времена Четвертой династии, и больше — на строительство храмов солнца в Абусире . Наследником Усеркафа стал его сын Сахуре (2487–2475 до н.э.), который командовал экспедицией на Пунт . Сахуре, в свою очередь, наследовал Нефериркар Какай (2475–2455 до н.э.), сын Сахуре. Нефериркаре ввела преномена в королевский титул. За ним последовали два недолговечных царя, его сын Неферефре (2455–2453 гг. До н.э.) и Шепсескар , последний из которых неизвестно отцовства. Шепсескаре, возможно, был свергнут братом Неферефри, Нюсерре Ини (2445–2421 гг. До н.э.), долгоживущим фараоном, который много строил в Абусире и возобновил королевскую деятельность в Гизе.

Последними фараонами династии были Менкаухор Кайу (2421–2414 гг. До н. Э.), Джедкаре Исеси (2414–2375 гг. До н.э.) и Унас (2375–2345 гг.), Самый ранний правитель, у которого на своей пирамиде были начертаны Тексты пирамид.

Растущий интерес Египта к торговле товарами, такими как черное дерево , благовония, такие как мирра и ладан , золото, медь и другие полезные металлы, вдохновили древних египтян на постройку судов, подходящих для плавания в открытом море. Они торговали с Ливаном на кедр и путешествовали вдоль Красного моря в Королевство Пунт — возможно, современное Сомали — за черным деревом, слоновой костью и ароматическими смолами. Судостроители той эпохи не использовали колышки ( гвозди ) или металлические крепления, а полагались на веревку, чтобы держать свои корабли в сборе. Доски и надстройка были прочно связаны и связаны между собой.

Снижение в первом промежуточном периоде

Основные статьи: Шестая династия Египта и первый промежуточный период

Во время Шестой династии (2345–2181 до н.э.) власть фараона постепенно ослабла в пользу могущественных номархов (региональных правителей). Они больше не принадлежали королевской семье, и их подопечные стали наследственными, создавая местные династии, в значительной степени независимые от центральной власти фараона. Тем не менее, борьба с наводнениями Нила все еще была предметом очень больших работ, в частности, канала к озеру Мерис около 2300 г. до н.э., которое, вероятно, также было источником воды для комплекса пирамид Гизы несколько веков назад.

Внутренние беспорядки начались во время невероятно долгого правления Пепи II (2278–2184 гг. До н.э.) к концу династии. Его смерть, определенно намного прошедшая после смерти предполагаемых наследников, могла вызвать борьбу за престолонаследие. Через несколько десятилетий после окончания правления Пепи II страна погрузилась в гражданские войны.

Последним ударом стала засуха в 22 веке до нашей эры в регионе, которая привела к резкому уменьшению количества осадков. По крайней мере, на несколько лет между 2200 и 2150 годами до нашей эры это предотвратило нормальное разливание Нила .

Какой бы ни была его причина, за крахом Старого Королевства последовали десятилетия голода и раздоров. Важная надпись на гробнице Анхтифи , номарха в начале Первого промежуточного периода , описывает плачевное состояние страны, когда ее охватывал голод.

Искусство

Самая определяющая черта древнеегипетского искусства — это его функция, так как в этом заключалась вся цель творения. Искусство не предназначалось для удовольствия в самом строгом смысле слова, но скорее выполняло какую-то роль в египетской религии и идеологии. Этот факт проявляется в художественном стиле, даже когда он складывался на протяжении династий. Три основных принципа этого стиля — фронтальность, составная композиция и иерархическая шкала — хорошо это иллюстрируют. Эти характеристики, зародившиеся в раннем династическом периоде и закрепившиеся во время Древнего царства, сохранялись с некоторой адаптируемостью на протяжении всей древнеегипетской истории в качестве основы его искусства.

Ложная дверь из гробницы Метджети. ок. 2353–2323 гг. До н.э., 5–6 династия, Старое царство. Могила Метджетджи в Саккаре.

Фронтальность, первый принцип, указывает на то, что искусство рассматривалось непосредственно спереди. Один должен был подходить к предмету, как к живому человеку, поскольку он должен был быть местом проявления. Акт взаимодействия приведет к появлению божественной сущности, представленной в искусстве. Поэтому крайне важно, чтобы представленный человек был как можно более идентифицируемым. Направляющие линии, разработанные в Древнем царстве, и более поздняя система сеток, разработанная в Среднем царстве, обеспечивали осевое, симметричное, пропорциональное и, что самое главное, воспроизводимое и, следовательно, узнаваемое искусство. Композитная композиция, второй принцип, также способствует цели идентификации. Множественная перспектива использовалась для того, чтобы наблюдатель мог точно определить, что он видел. Хотя египетское искусство почти всегда включает в себя описательный текст, уровень грамотности был невысоким, поэтому искусство дало другой способ передачи той же информации. Один из лучших примеров композиционной композиции — человеческая форма. На большинстве двумерных рельефов голова, ноги и ступни видны в профиль, а туловище обращено прямо вперед. Другой распространенный пример — это вид здания или места с воздуха. Третий принцип — иерархия масштабов — демонстрирует относительную важность в обществе. Чем больше фигура, тем важнее личность. Король обычно самый большой, не считая божеств. Сходство в размере приравнивалось к сходству в положении. Однако это не означает, что не были показаны и физические различия. Женщины, например, обычно меньше мужчин. Дети сохраняют взрослые черты и пропорции, но значительно меньше в размерах.

Помимо трех основных условностей, есть несколько характеристик, которые могут помочь приурочить произведение к определенному периоду времени. Пропорции человеческой фигуры — одни из самых характерных, поскольку они различаются в зависимости от королевства. Мужские фигуры Древнего Царства имеют характерно широкие плечи и длинный торс с явной мускулатурой. С другой стороны, у женщин более узкие плечи и талия, более длинные ноги и более короткий торс. Однако в Шестой династии мужские фигуры теряют мускулистость, а их плечи становятся узкими. Глаз также имеет тенденцию становиться намного больше. Чтобы сохранить постоянство этих пропорций, египтяне использовали серию из восьми указаний по разделению тела. Они произошли в следующих местах: верхняя часть головы, линия роста волос, основание шеи, подмышки, кончик локтя или нижняя часть грудной клетки, верхняя часть бедра в нижней части ягодиц, колено, и середина голени. От подошв ступней до линии роста волос также были разделены на трети: одна треть — между подошвами и коленом, другая треть — между коленом и локтем и последняя треть — от локтя до линии роста волос. Широкие плечи, появившиеся во времена Пятой династии, также составляли примерно эту треть длины. Эти пропорции не только помогают идентифицировать изображения и воспроизводить искусство, но и связаны с египетским идеалом порядка, который связан с солнечным аспектом их религии и наводнениями Нила.

Статуя Менкаура с Хатор и Анпут из Египетского музея в Каире. Демонстрирует групповую статую граувакка с чертами и пропорциями Старого Королевства.

Хотя вышеупомянутые концепции применимы к большинству, если не ко всем, фигурам в египетском искусстве, существуют дополнительные характеристики, которые применимы к изображениям царя. Их внешний вид не был точной передачей облика короля, хотя королей можно идентифицировать только по внешнему виду. Идентификация может быть обеспечена надписями или контекстом. Огромная, более важная часть изображения царя была посвящена идеалу королевской власти, которая зависела от периода времени. Древнее царство считалось золотым веком Египта, грандиозной высотой, к которой стремились все будущие царства. Таким образом, король изображался молодым человеком с чертами лица, которые соответствовали стандартам красоты того времени. Мускулатура мужских фигур применялась и к королям. Королевский обряд, юбилейный забег, который был установлен во время Древнего царства, включал в себя бега царя вокруг группы маркеров, которые символизировали географические границы Египта. Это должно было быть демонстрацией физической силы короля, которая определяла его способность продолжать свое правление. Идея королевской молодости и силы была широко распространена в Древнем Царстве и, таким образом, отражена в искусстве.

Скульптура была основным продуктом Древнего царства. Положение фигур в этот период в основном ограничивалось сидением или стоянием, либо со сложенными ногами, либо в позе шага. Групповые статуи короля с богами или членами семьи, обычно с женой и детьми, также были обычным явлением.

Важен был не только предмет скульптуры, но и материал: использование твердого камня, такого как гнейс, граувак, сланец и гранит, было относительно распространено в Древнем царстве. Цвет камня имел много символизма и был выбран сознательно. В древнеегипетском языке различали четыре цвета: черный, зеленый, красный и белый. Черный цвет ассоциировался с Египтом из-за цвета почвы после разлива Нила, зеленый — с растительностью и возрождением, красный — с солнцем и его регенеративным циклом, а белый — с чистотой. Статуя Менкаура с Хатор и Анпут является образцом типичной скульптуры Древнего царства. Три фигуры отображают фронтальность и ось, вписываясь в пропорции этого периода времени. Граувак пришел из Восточной пустыни в Египте и поэтому ассоциируется с возрождением и восходом солнца на востоке.

дальнейшее чтение

  • Брюэр, Дуглас Дж. Древний Египет: основы цивилизации . Харлоу, Великобритания: Пирсон, 2005.
  • Каллендер, Гей. Египет в Древнем Царстве: Введение . Южный Мельбурн: Лонгман, 1998.
  • Канавати, Нагиб. Правительственные реформы в Древнем царстве Египта . Варминстер: Арис и Филлипс, 1980.
  • Канавати, Нагиб. И Александра Вудс. Художники Древнего Царства: методы и достижения . 1-е англ. Изд. Египет: Высший совет древностей Press, 2009.
  • Ленер, Марк. Полные пирамиды . Лондон: Темза и Гудзон, 1997.
  • Малек, Яромир и Вернер Форман. В тени пирамид: Древний Египет во времена Древнего царства . Норман: Университет Оклахомы, 1986.
  • Макфарлейн А. и Анна-Латифа Мурад. За кулисами: Повседневная жизнь в Древнем царстве Египта . Норт-Райд, Новый Южный Уэльс: Австралийский центр египтологии, 2012 г.
  • Метрополитен-музей. Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1999.
  • Папазян, Грач. Домен фараона: структура и компоненты экономики Древнего царства Египта . Хильдесхайм: Герстенберг, 2012.
  • Рихольт, Ким С.Б. Политическая ситуация в Египте во второй промежуточный период c. 1800–1550 гг . До н.э. Копенгаген: Музей Tusculanum, 1997.
  • Совада К. и Питер Грейв. Египет в Восточном Средиземноморье в Древнем царстве: археологическая перспектива . Фрибург: Academic Press, 2009.
  • Strudwick, Найджел. Управление Египтом в Древнем царстве: высшие титулы и их обладатели . Лондон: КПИ, 1985.
  • Смотритель, Лесли Энн. Керамика и экономика в Древнем царстве Египта . Бостон: Брилл, 2013.
  • Уилкинсон, Тоби. Раннединастический Египет . Лондон: Рутледж, 2001.

внешняя ссылка

  • Падение Древнего Египта из истории BBC
  • Ближний Восток в матрице: Египет, Древнее царство — фотографии многих исторических мест, относящихся к временам Древнего царства.
  • Древнее царство Египта — Алдоккан
Предшествующий
раннему династическому периоду
Временные периоды Египта
2686–2181 гг. До н.э.
После
первого промежуточного периода

Среднее Царство — это исторический период в истории Древнего Египта, который продолжался с 2040 по 1783 (или 1640) г. до н.э. Либо 2050-1800 гг. до н.э. История Среднего царства приходится на правление фараонов XI и XII династий.

Этот период характеризуется более слабой центральной властью, по сравнению с периодом Древнего царства. Основателем Среднего царства, по праву, считается фараон Ментухотеп I, который в продолжительной войне смог победить правителя города Гераклиополь. Благодаря объединению экономической и хозяйственной мощи государства в единое целое, фараоны XI и XII династии смогли восстановить единую ирригационную систему на территории всего царства.

Во время правления фараонов XII династии Древний Египет восстанавливает своё былое могущество, и начинает развивать военную и экономическую мощь. Опираясь на восстановленную силу государства, фараоны начинают проводить завоевательные походы. В это же время продолжается освоение Фаюмского оазиса, где среди болота был построен дворец, известный грекам под названием «Лабиринт».

На южных границах были освоены и присоединены северные земли Нубии, где были открыты новые золотоносные прииски. В эти земли фараоны старались проложить дороги и закрепить земли за собой, построив линию крепостей. По сути, Нубия превратилась в одну из провинций Египта. Наращивали египтяне своё влияние и на Восточное Средиземноморье, откуда черпалась медь, золото, серебро, строительный лес, которого так не хватало в самом Египте.

В конце периода Среднего царства страну сотрясли ряд народных восстаний, и страна опустилась в пучину хаоса и безвластия. Воспользовавшись этим, в Египет вторглись племена гиксосов, которые смогли оккупировать весь Верхний Египет. Так начинается Второй переходный период Древнего Египта.

Карта Древнего Египта периода Среднего царства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *