Средневековые философы

Исторический отрезок Средневековья занимает почти тысячу лет — от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Два фактора оказали наиболее существенное влияние на развитие философии этой эпохи:

· господство христианской идеологии, которая заняла господствующее положение в европейском общественном сознании этого времени;

· утверждение на развалинах рабовладения феодального общества, для которого христианство выступило в качестве основы мировоззрения.

Для эпохи Средневековья характерно господство аграрной цивилизации, феодаль­ной раздробленности, натурального хозяйства и религиозного единобожия. Средневековая философия, в отличие от античной, более однородна. Ее общей чертой выступает теоцентризм — признание и обоснование Бога как реальности, определяющей все сущее. В философии бытия этого периода господствовал принцип божественного творения (креационизма), а в теории познания — принцип откровения. Поэтому, если древнегреческая философия носила натуралистический характер (объектом ее осмысления выступал природный Космос), то средневеко­вая — религиозный.

В условиях жесткого религиозного диктата, который поддерживался государственной властью, философия стала рассматриваться лишь как «служанка богословия» (по формуле Петра Дамиани,1007 – 1072; именно его усилиями эта формулировка возведена в эпохальный мировоззренческий принцип западноевропейской интеллектуальной традиции). Перед ней ставилась задача логического, рационального обоснования религиозных догм и постулатов, в частности:

· догмата о личностной форме триединого Бога — творца;

· догмата о творении мира Богом из «ничего».

Эта философия преподавалась в школах, а с XII в. — в университетах, поэтому получила название схоластики (от лат. schola — школа). Схоластика исходила из того, что вся истина уже дана в текстах Библии, и, используя правильное логическое мышление, в частности, логику Аристотеля, можно вывести из этих знаний любое следствие.

Первоначально теологи вообще отрицали значение философии. Так, юрист, философ и теолог Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 — 230) активно проповедовал тезис о несовместимости философии и религиозной веры. Его принцип «верю потому, что нелепо» утверждал принципиально иной характер истинной веры по отношению к истинности разума. Научные исследования, с его точки зрения, излишни, если известна Библия — единственный и авторитетный источник познания.

В средневековой философии принято выделять два этапа: «патристики» и «схоластики». Этап патристики (от лат. pater – отец) в истории философии продолжался с I по VII вв. Его содержание определяется теми религиозно-философскими взглядами, которые содержались в трудах «отцов церкви». Для утверждения христианства как новой интеллектуальной традиции, надо было обработать и осмыслить многочисленные тексты и документы, появившиеся с середины I века. Необходимо было отобрать канонические («настоящие») тексты, объяснить различия между многочисленными религиозными книгами и т.д. Этими нуждами и определялось появление трудов отцов церкви. В этих трудах рассматривался широкий круг проблем, связанный с философским обоснованием и оправданием Бога:

· проблема сущности Бога и его тройственности,

· соотношение веры и разума,

· сущность свободы человека через призму возможности спасения или гибели его души,

· понимание истории как движения к «граду Божьему»,

· проблема происхождения зла в мире и выяснение вопроса о том, почему Бог терпит это зло.

Аврелий Августин Блаженный — основатель новой христианской философии. Одним из первых крупнейших христианских философов и «отцов церкви», виднейшим представителем патристики был Аврелий Августин (353 — 430) — сын отца-язычника и матери-христианки. В восточно-христианской традиции он именуется Блаженным (праведником местного масштаба). Его учение оказало влияние на всю христианскую Европу. Мировоззрение Блаженного Августина носило четко выраженный теоцентрический (или богоцентрический) характер. Его идеи изложены в произведениях «Об истинной религии», «О свободной воле», «Исповедь» и «О граде Божьем». Им разработано учение о Боге как первичной реальнос­ти, творящей весь окружающий мир. Реальный мир — природа, об­щество, человек, выступают вторичной реальностью.

Бог у Августина и высшая сущность, и причина всех перемен, и важнейший предмет познания, и причина познания, и наивысшее благо, и причина всякого блага. Бог — это единое, совершенно абсолютное бытие; мир — это божье творение и отблеск Бога. Человеческая душа от тела отличается совершенством потому, что она близка Богу и бессмертна.

В сочинении «О граде Божьем» Августином разработана христианская философия мировой истории как истории противоборства мира земного (государственность), как достояния дьявола, и мира Божьего, представленного католической церковью. Задача церкви – одолеть мир дьявола, обратив все человечество в «истинную веру».

Все, что ни делает человек, предопределено Бо­гом. Своим решением Бог избрал одних для спасения, других — для осуждения на муки в аду. Истинная философия та, которая проповедует божественную мудрость и мыслит не сообразно сти­хиям мира, а сообразно Богу, сотворившему этот мир. Августин немало внимания уделял психологии человеческой души. В «Исповеди» — лирико-философской автобиографии — Августин на основе глубокого психологического самоанализа раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого развития и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха.

Августин утверждал единство веры и познания: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь». Этот принцип радикально отличался от тезиса, выдвинутого Тертуллианом. Вместе с тем у Августина вера первенствует над разумом. Наивысший авторитетный источник веры — церковь как непогрешимая инстанция истины.

Авторитет Августина был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в., доФомы Аквинского.

Спор об универсалиях. Следующий этап развития средневековой философии – этап схоластики (от греч. scholastikos – школьный, ученый). Он продолжался с IX по XV вв. Непосредственным назначением схоластики было обоснование, систематизация и защита официальной церковной идеологии путем формально-логических доказательств. Нередко при этом чрезмерное внимание уделялось анализу понятий и пустых логических схем.

Тексту верили больше, чем практике. Галилей рассказывал об одном схоласте, который, увидев, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали это все так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного, — а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце, — то необходимо было бы признать это истиной».

Одним из главных вопросов, которыми занималась средневеко­вая схоластика, был вопрос об отношении знания к вере. Конечно, утверждался приоритет веры над разумом, наукой. В философском плане эта проблема приобрела форму спора об универсалиях (от лат. universalis — общий), или о природе общих понятий. Было предложено несколько решений этого вопроса (по сути дела вопроса об отношении общего к единичному), но основных подходов было два.

Первое решение состояло в том, что «универсалии» (общие понятия, или роды) существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи. Этот взгляд получил название «реализм» (от лат. realis — вещественный, действительный). Второй подход утверждал, что «универсалии» не существуют вообще. Это только слова или имена, которые человек дает единичным вещам. Так, «человек вообще» как родовая общность не существует, существуют реально лишь отдельные люди, каждого из которых называют общим именем «человек». Этот взгляд получил название «номинализма» (от лат. — nomen — имя). В IX — XII вв. большинство схоластиков были «реалистами». К ним относятся, прежде всего, Иоанн Скот Эригена (810-877), которого называли «первый отец схоластики» и Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109). У Ансельма «реализм» имеет умеренный характер. Хотя общие понятия имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, однако они связаны с этими вещами. Единичное участвует в существовании абсолютного. Так, по его мнению, добро, истина и справедливость реализуются также в добрых поступках, истинных понятиях и справедливых действиях. Ансельм известен также и стремлением логически доказать бытие Бога на основе принципа совершенства:

· сотворенные вещи несовершенны, должна быть сущность, совершенней которой ничего нет, это и есть Бог;

· если бы Бог существовал только в мысли, он не был бы абсолютно совершенным, поэтому должен существовать в действительности.

Это так называемое онтологическое доказательство, когда из идеи Бога как высшего совершенства выводится его реальное существование. Об этом доказательстве спорят и поныне.

Позицию крайнего номинализма занимал Иоанн Росцеллин (1050 — 1120). Он утверждал, что общее не имеет никакой реальности, реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия являются лишь звуками, «сотрясением воздуха». Из этого он, в частности, сделал вывод, что если существуют три божественные особы (Бог — отец, Бог — сын, Бог — дух святой), то и богов не один, а три (ведь общего не существует). Единство церкви как «тела» Христова — тоже пустой звук, ибо в действительности существуют отдельные, единичные храмы и их прихожане. Понятно, что такое учение было опровергнуто синодом в Суассоне в 1092 г. как еретическое.

Нельзя не упомянуть о Пьере Абеляре (1079 — 1142), вошедшем в историю не только как философ, но и как личность, жизнь которой наполнена и большими успехами, и большими несчастьями. Известна его любовь к Элоизе, красивой племяннице парижского каноника, которую Абеляр похитил из Бретани. В трагических обстоятельствах он навсегда был разлучен с нею. Прах влюбленных был соединен на кладбище Пер-Лашез лишь семь веков спустя. Их романтическая переписка считается сокровищем мировой литературы, она опубликована.

Абеляр выступил сторонником «умеренного номинализма» — полагал, что универсалии содержатся в вещах. Абсурдно утверждать, что реальна лишь «человечность», а не люди, «лошадность», а не лошади. Вместе с тем, утверждал Абеляр, было бы ошибкой говорить, что лишь единичное является реальным, а понятия — это только имена. Люди именуются людьми не только на основе общих признаков. Понятию «человек» тоже соответствует реальность общечеловеческого, присутствующая во всех людях.

Абеляр, с одной стороны, признавал многообразие единичных вещей, на сходстве которых и основаны универсалии, а с другой — призна­вал и реальность общих понятий, идей в уме Бога, по которым творятся вещи.

Арабская философия. Существенное влияние на развитие западноевропейской схоластики оказала философия арабского мира. После национального и религиозного объединения арабов на основе ислама в эпоху пророка Мухаммеда (570 — 632) арабы под стягом Ислама подчиняли одну страну за другой и создали Арабский халифат от Туркестана до Испании — больше, чем Римская империя. Арабские завоеватели особенно обстоятельно изучали и комментировали греческую культуру. Именно через арабов стали известны в средневековой Европе труды многих греческих философов. Прежде всего арабская философия дала обстоятельную интерпретацию идей Аристотеля. Особо выделяются труды двух арабских философов — Авиценны(араб. — Ибн-Сина, 980 — 1037) и Аверроэса (араб. Ибн-Рушд, 1126 — 1196).

Аверроэс, не порывая с исламом, в комментариях к произведениям Аристотеля развивал его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса), как единой безличной субстанции, общей для всех людей и действующей на отдельные души извне. На этом основании отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Был одним из создателей учения о «двойственной истине», стремясь этим самым освободить науку и философию от контроля религии.

Авиценна также признавал вечность материи, рассматривая ее как причину единичных вещей, выступал против суеверий. Мир материален и вечен как сам Бог. В природе все причинно взаимосвязано, миру присуща естественная закономерность.

Таким образом, оба они считали, что мир сотворен из материи, а не из ничего. Как и Аристотель, они считали Бога формой всех форм, неподвижным двигателем, вечным творческим условием развития мира. Для их философии характерны рационализм (признание определяющей роли логического познания) с элементами материализма, который вытекал из их естественнонаучной ориентации. Оба занимались не только философией, но и юриспруденцией, математикой, логикой, медициной.

Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Самым видным религиозным философом западного средневе­ковья был Фома Аквинский (1225-1274), монах доминиканского ордена (латинизированное имя – Томас Аквинат). Получил титул «ангельского доктора» за мягкость и легкость характера, в 1323 г. причислен католической церковью к лику святых, а в 1567 году признан «Общим учителем Церкви». В своем главном труде «Сумма теологии» он обосновал основные принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля, а также переработки его учения. Учение Фомы Аквинского до настоящего времени остается живой философией: в 1879 году папа Лев XIII в энциклике «Aeterni Patris» провозгласил томизм официальной философской доктриной католицизма. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.

Цель философии Фомы Аквинского — утвердить безусловную истинность христианства. Он стремится показать гармонию веры и разума, доказать, что вера и разум при всем их отличии друг от друга гармонически согласуются между собой. Фома реши­тельно выступил против учения о «двойственной истине», с по­мощью которого в условиях засилья религии пыталась утвердить себя наука. Высшая истина — это сам Бог. Божественная истина недоступна человеческому разуму, а доступна лишь вере, божественному откровению. Именно поэтому вера выше разума, ей доступны истины как божественные, так и мирские, научные.

Философия и религия, согласно его учению, имеют ряд общих положений, и эти положения открываются и разумом, и верой. Если есть возможность выбора, то лучше понимать, чем просто верить. Однако разуму, философии в целом доступен только телесный, сотворенный Богом мир. Божественная же сущность доступна только вере. Атрибуты (или неотъемлемые характеристики) Бога могут быть познаны только через отрицательные определения. Так, в мире все движется и умирает, Бог же недвижим и вечен. Бог не тело, он не слагается из частей, в нем нет сложности. В Боге нет никаких случайностей.

Фома Аквинский разработал пять доказательств бытия Бога: как перво­причины движения, как первопричины вещей, как первородно не­обходимой сущности вещей, как первичной причины блага и со­вершенства и как высшей разумной целесообразности в мире. Наиболее известно пятое, телеологическое: все в мире служит некоторой цели, цели же устанавливаются живыми существами, источник целесообразности и есть Бог.

Со­циальные проблемы решались Аквинатом также в духе католического вероучения: власть — от Бога, форма правления — предпочтитель­но монархия, главную роль в обществе должна играть церковь, а власть государя должна быть подчинена высшей, духовной влас­ти. Всем правит на небе — Христос, а на земле — римский папа.

Фома Аквинский соединил «изначальный принцип» формы — «принцип порядка» с «колеблющимся и неустановившимся» принципом материи, как «слабейшим» видом бытия. Отсюда, по Ф. Аквинскому, вытекало, что:

· слияние принципа формы и принципа материи рождает мир индивидуальных явлений, видимый нами мир;

· душа человека есть формообразующий принцип, однако, лишь соединившись с телом, она получает индивидуальное воплощение.

Фома Аквинский с помощью подобного вида утонченных рассуждений помог найти для церкви выход из тупика, порожденного представлением третьей ипостаси Бога — в виде конкретного человека — Иисуса Христа. Христос объединял в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу, поэтому материя уже не могла игнорироваться как ложное бытие, как «ничто». Аквинский в системе схоластики нашел для материи частичное «оправдание», оставив для нее зависимое положение от Бога.

Богооправдание (или теодицея) Фомы Аквинского разъясняет причину зла в мире, созданном Богом. Так, людям представляется, что одно из безусловных зол — государство. С точки зрения Фомы, зло государства — от человека, хотя само государство — от Бога. Сущность государства — исключительно благая и божественная идея верховной земной власти. Однако использование государства зависит от людей и может быть источником зла. Почему Бог создал людей, творящих зло? Бог благ и человек это должен знать, но познание добра невозможно без познания его противоположности — зла. Так отвечает на этот вопрос сам Фома Аквинский.

Значение средневековой философии. В ходе развития средневековой философии постепенно стремление к рационалистическому (логическому, разумному) объяснению христианских догматов привело к расчленению и тончайшему различению понятий, установлению определений и дефиниций, которое нередко выливалось в многотомные теоретические построения. Характерные для средневековых университетов диспуты на подобные темы длились по 10 — 12 часов с небольшим перерывом на обед. Такие логические и речевые хитросплетения постепенно сформировали отношение к схоластике как к бессмысленному словопрению. Именно такой смысл имеет ныне это слово в обыденной речи.

Однако только такое понимание роли схоластики и средневековой философии в целом было бы слишком односторонним и оттого – неверным. В самом деле, обостренное внимание к дефинициям послужило значительному развитию формальной логики. Далее, средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, разработав логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического (опытного), априорного (доопытного). Это соотношение впоследствии станет фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Основные вопросы для самоконтроля

1. По каким основаниям могут быть выделены основные типы философского знания?

2. В чем состоят особенности классификации философских систем по субстанциональному основанию? Покажите их сходство и различие.

3. Как различаются философские системы, если в основание их классификации положена проблема человека?

4. Покажите основные идеи античной философии.

5. В чем заключается сущность античного материализма?

6. Обоснуйте справедливость тезиса применительно к средневековой философии: «Философия – служанка богословия”.

8. Западноевропейская философия средних веков: разум и вера, истина и знание, сомнение и откровение. Кризис веры и разделении философии и теологии

Философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (V век) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIX–XV вв.). Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII века неизвестно ученым Западной Европы. Философская мысль средних веков своими корнями уходит в единобожие (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и именно с ними связано развитие европейской философии средних веков. В Европе христианская религия в двух разновидностях: римский католицизм, византийское православие. Философия стала «служанкой благословия». Крупнейший богослов и философ-мистик АвгустинБлаженный ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. («О граде божием» христианская концепция всемирной истории). Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учении о познании. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично. Личный характер христианского бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: бог имеет свободную волю. Соответственно и человек — образе и подобие бога — воля выступает на первый план, а потому в средневековой философии переосмысливается греческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Для Августина все люди суть не что иное, как воли. Бог создавал человека по своему подобию, а потому должен был сделать его царем и владыкой над всеми тварями. А царю необходимы две вещи: свобода, царствование. И бог наделил человека разумом и свободной волей, то есть способность суждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящем из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу — связь с природой. С середины XII века главное сочинение Аристотеля («Метафизика») переведено на латынь. Встреченное церковью вначале враждебно, учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учители схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля. Они приспосабливают аристотелизм к своим религиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля (напр., геоцентрическую систему мира), отвергают все поиски нового в науке. Главными систематизаторами схоластики в XII веке были Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Наиболее высоко церковь оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: перечислила его к лику «святых», а во второй половине XIX века объявила его учение своей официальной философской доктриной. В XII веке одновременно с тремя систематизаторами схоластики действовали некоторые видные философы, крупнейшим из которых был Р. Бэкон. В его учении уже звучит протест против социальных основ феодального общества. Призывал к опытному изучению природы. Цель науки видел в увеличении власти над природой. Развитие в XIII веке городов, торговли, ремесел способствовал к некоторому подъему философии, и в частности номинализма, крупнейшим теоретиком которого был Оккам (бытие бога не может быть доказано с помощью разума оно основано исключительно на вере).

Возникновение культуры гумманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия перестает играть роль служанки богословия.

Схоластика (греч. scholasticos — школьный) — средневековая «школьная философия», представители которой- схоласты- стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля). Большой место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях.

Неоплатонизм — реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III–VI в.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация «мировой души», над которой возвышается «дух», а еще выше-«первосущность», или «единое». Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатонизму, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.

Номинализм (лат. nomen — имя) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Следующая глава >>

Вера и сомнение

Вера и сомнение Кто чего хочет, тот в то и верит.Демосфен 1, 232Только та вера долго живет и не тускнеет под бурями, которая соткана из убеждения и укреплена жгучей протравой опыта.Лоуэлл 1, 233Блажен, кто верует,Тепло ему на свете.Г.Р. ДержавинМы склонны верить всему сказанному,

10. Арабо-язычная философия средних веков: социально-этические и естественнонаучные традиции

10. Арабо-язычная философия средних веков: социально-этические и естественнонаучные традиции В то время как на Западе философия, общество и наука на определенное время задержалась в своем развитии, на Востоке благодаря арабских мыслителей происходит их расцвет. Арабская

Глава II Философия средних веков

Глава II Философия средних веков 1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и

Вера и сомнение Если бы только Бог дал мне ясный знак! Например, сделал большой вклад на мое имя в швейцарском банке. Вуди Аллен Даже если бы зло было тайной, недоступной пониманию теологов… мы все равно верили бы в Бога. Потому что даже в самом худшем случае верующий

Постклассическая западноевропейская философия XIX–XX веков

Постклассическая западноевропейская философия XIX–XX веков Постклассическая философия XIX века – этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии.Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм –

14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.Основной частью феодальной культуры была религия.

Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков

Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков Джеймс Джойс в романе «Поминки по Финнегану» неоднократно характеризует Вавилонскую башню как башню Сна, т. е., иными словами, как башню безрассудных допущений или того, что Бэкон называл

Проблема революций в истории Средних веков

Проблема революций в истории Средних веков Непосредственным продолжением проблемы гибели Античности является проблема возникновения феодализма. Как правило, считалось, что феодальные элементы присутствовали в недрах рабовладения (колонат) и в недрах

Глава II. Эстетика средних веков

Глава II. Эстетика средних веков Западная Европа. Византия. Армения В Западной Европе коммуникативный аспект средневековой эстетики отчетливо выступает у Св. Августина. Уже наметившаяся у Плотина тенденция исключительно символического объяснения искусства на почве

Глава XIV Что есть вера, кто такие верующие; определяются основания веры и, наконец, сама она отграничивается от философии

Глава XIV Что есть вера, кто такие верующие; определяются основания веры и, наконец, сама она отграничивается от философии Всякий, кто хоть немного вдумается, может видеть, что для истинного познания веры весьма необходимо знать, что Писание было приспособляемо не только к

5. Вера и сомнение

5. Вера и сомнение А теперь постараемся дать более полное описание веры как центрированного и целостного акта человеческой личности. Акт веры — это акт конечного существа, которое захвачено бесконечным и обращено к нему. Этот акт — конечен и подразумевает все

4. Истина веры и философская вера

4. Истина веры и философская вера Ни естественно-научная, ни историческая истины не способны утверждать или отрицать истину веры. Истина веры не способна ни утверждать, ни отрицать естественно-научную или историческую истину. Возникает вопрос: находится ли философская

История средних веков

История средних веков В истории европейского Средневековья выделяют раннее Средневековье (V?XI вв.), зрелое (XII?XIII вв.) и позднее (XIV?XVI вв.). Таким образом, в Средние века частично входит и Возрождение, по крайней мере итальянское, которое датируется XIV?XVI вв. В других странах

Ф.Аквинский

К.Маркс

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

Мистика

Нумерология

Пропедевтика

Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

Демокрита

Гуго Сен-Викторского

Тертуллиана

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

Новое время

Средние века

Просвещение

Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

космоцентризм

антропоцентризм

провиденциализм

скептицизм

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

теоцентризм

космоцентризм

природоцентризм

В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Риме

Флоренции

Париже

Милане

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

природоцентризм

теоцентризм

космоцентризм

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

Бог

природа

космос

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

природоцентризм

теоцентризм

идеализм

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

коллективизма

рационализма

иррационализма

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

коллективизм

иррационализм

теоцентризм

Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Николо Макиавелли

Гуго Сен-Викторский

Пико делла Мирандола

Ансельм Кентерберийский

Представитель философии эпохи Возрождения:

Т.Гоббс

Дж.Бруно

Анаксимандр

Аристотель

Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Фр.Петрарка

Фома Аквинский

Дж.Бруно

К.Птолемей

Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Савонарола

Петрарка

Фичино

Вазари

Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

комментирование текстов Св. Писания

вера в скорый конец света

отрицание значимости науки

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

Деизм

Провиденциализм

Теизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

Освобождение от церковного влияния

Экуменизм

Контр-реформация

Секуляризация

Экклезиология

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

Сенсуализм

Скептицизм

Агностицизм

Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Главенствующую роль в науке играет эксперимент

Познание мира возможно благодаря божественному откровению

Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком

Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

Эстетика

Политика

Экономика

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Ф. Бэкон

Т. Гоббс

Р. Декарт

Г. Лейбниц

Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

Ф.Бэкона

Ж.Ж. Руссо

Дж.Беркли

В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Материалистического монизма

Дуализма

Плюрализма

Агностицизма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *