Становление и развитие русской детской литературы

Немного о детской литературе и ее истории в России

ЧАСТЬ 1

Что такое детская литература?

Детская литература – это литература, непосредственно адресованная детям, созданная в диалоге с воображаемым ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.

Кроме того, можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии:

— публикация произведения в детском издании;

— посвящение ребенку;

— наличие в тексте обращения к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Тем не менее, на развитие детской литературы накладывают отпечаток отношение к детям и педагогические идеи того или иного времени, а также запросы самих маленьких и юных читателей.

Детская литература – это особый способ художественного отображения мира. По своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющими. Литературоведы отмечают также близость детской и массовой литератур (формирование жанровых канонов, художественные средства).

Зарождение и развитие детской литературы в России (X – XVIII века)

В средневековой Руси преобладала каноническая литература и не существовало разделения текстов по возрастным категориям читателей. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленное чадо. В качестве учебных книг использовались церковные, в часности, Псалтырь.

Возникновение русской детской литературы приходится на XV – XVI века. В этот период детство получило признание как особый, важный период в жизни человека. Цель первых детских книг – учебно-просветительская. Древнейшие из детских книг были рукописными: анонимная руковись «О осьми частех слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении» Федора Курицина, записи народных сказок и перевод латинского учебника, выполненные Дмитрием Герасимовым, «Сказание о седми свободных мудростях».

Нельзя забывать о фольклоре и народной книжности (апокрифы, духовные стихи).

Первой печатной книгой для детей считается «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.

Дальнейшее развитие детской литературы шло от учебно-просветительской литературы к художественной и научно-познавательной.

Младшему возрасту, по-прежнему, предлагались азбуки. Для детей постарше ришется развлекательная и поучительная литература. Зарождается детская поэзия (редактор Книжной справы московского Печатного двора Савватий, мастер печатного дела Василий Федорович Бурцев-Протопопов).

Появляется художественная проза для детей в виде адаптации таких взрослых повестей как «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть об осадном сидении донских казаков», «Повесть о Петре и Февронии».

Важную ступень в развитии детской литературы составило творчество Симеона Полоцкого (1629 – 1680), наставника детей царя Алексея Михайловича. Его поэтическое наследие характеризуется барочным стилем и собрано в двух книгах: «Рифмологион, или стихослов» (стизотворения на разные случаи жизни царской семьи), «Ветроград многоцветный» (своеобразная поэтическая энциклопедия с выдержками из «Естественной истории» Плиния Старшего, сведениями о вымышленных и экзотических животных, драгоценных камнях и других редкостях), «Бакварь» с первым печатным педагогическим трактатом.

В 1690-х годах три книги для детей издал Карион Истомин: «Лицевой букварь», «Служба и житие Иоанна воина», «Букварь языка словенска». Ему же принадлежат несколько рукописных книг: стихотворное повествование о 12 науках, мироустройстве и церковных таинствах «Полисис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость», тарктат «Домострой», «Книга вразумления стихотворными словесы», написанная для 11-летнего царевича Петра. Для книг Кариона Истомина характерно единство нацчной мысли и искусства, из автор был талантливым поэтом.

С реформами Петра 1 связано появление множества переводов европейской литературы. Основная функция детских книг того времени состояла не в развлечении или религиозном просвещении, а в государственной пользе. Феофан Прокопович пишет для детей «Краткую русскую историю» и назидательное «Первое учение отрокам».

Правление Екатерины II, ратовавшей за воспитание и просвещение, характеризуется некоторым подъемом детской литературы.Сама императриса писала педагогичнские статьи и детские сказки для внука Александра («О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее») – аллегорические сказки в духе классицизма.

К этому же направлению относится творчество А. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова.

С этой эпохой связано появление многих познавательных книг: «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова, «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей» А.Т. Болотова, пьесы для детского театра, стихи.

В это же время появляется первый в России журнал для детей. Издававшийся Н.И. Новиковым еженедельник «Детское чтение для сердца и разума» выходил в свет с 1785 по 1789 г. и предназначался для детей от 6 до 12 лет. Большое влияние на дух журнала оказал сентиментализм, согласно которому чувствительное сердце выше рассудка.

Глава русского сентиментализма Н.М. Карамзин написал и перевел для летей около 30 произведений («Анакреотические стихи», повесть «Евгений и Юлия», сказка «Дремучий лес», «Богатырская сказка», «Илья Муромец»). Карамзин признал ценность развлекательной литературы для детей.

Читатели всех возрастов увлекались в то время сказками (сборники М. Чулкова «Пересмешник, или Словенские сказки», В. Левшин «Русские сказки» и др.). Для сентименталистской сказки характерно смешение античных, средневековых, европейских, русских, простонародных, светских деталей, центральная роль изображения чувств, появление психологизма, своеобразие нравственного конфликта, стилистическая близость к «легкой поэзии». В основном, это были сказки для взрослых, быстро входившие в круг детского чтения («Душенька» И.Ф. Богдановича, «Причудница» И. Дмитриева, «Полим и Селина» А.Х. Востокова и др.).

Часть 2

Развитие русской детской литературы в XIX веке

В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.

Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.

Романтическому противопоставлению возвышенной и «мечтательной души» «пошлому рассудку» в детской литературе соответствовала антитеза свободы детских «сверхчувств» и ограниченности взрослого сознания. Именно в этот период, в литературу вводится психологически очерченный образ ребенка. Мир детства представляется как целый поэтический мир.

Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.

В начале XIX века, были созданы такие произведения как басни И.А. Крылова и «Конек-Горбунок» П.П. Ершова.

Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский. В круг детского чтения вошли такие его произведения как «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна» и другие.

В.А. Жуковский вел активную педагогическую деятельность, являясь, в часности, наставником наследника престола Александра. Он прекрасно понимал детский мир: «Знаю.., что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовавть с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие». Писатель относиться к педагогике как к творчеству.

Одном из замыслов В.А. Жуковского было создание собственной системы обучения, которую он частично воплотил в системе стихотворений написанных им для собственной дочери Саши. Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал своих детей живших вместе с ним и его супругой в Германии. Характерными чертами этих стихотворений является тцательная словесная отделка, легкость и тонкость ритма и рифмовки.

Сходны со стилем произведений сборника некоторые произведения К. Аксакова, К. Бальмонта, Ф. Миллера.

Исследователи подчеркивают, что в детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей: первый – путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй – путь суггестивной поэзии подтекста и субъективных впечатлений.

Первая повесть-сказка для детей «Черная курица, или подземные жители» была написана Антонием Погорельским (Алексеем Перовским). Впервые эту историю автор рассказал своему воспитаннику и племяннику А.К. Толстому. Романтизм выразился здесь в двоемирии, а переживания мальчика изображены реалистически. В сказке точно воссоздается процесс взросления ребенка, двуплановость его душевного мира: переход из мира фантазии в реальность. Образ Алеши открывает целую галерею детских образов позднейшей литературы. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н. Карамзина героем произведения стал ребенок. Новым стало и присутствие двух планов повествования: детского (переживания героя) и взрослого (живой разговор взрословго с ребенком). Погорельский фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы.

Значителен вклад в детскую литературу В.Ф. Одоевского, серьезно занимавшегося вопросами педагогики. Одоевский призывал воспитывать в ребенке нарвственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают с реальной жизнью, пробуждении в ребенке мыслей и чувств. Начинать следовало бы со сказки, а потом переводить ум ребенка на другое. УЖЕ САМ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ БУДИТ РЕБЕНКА.

Одоевские говорит о необходимости специальных собственно детских книг, назначение которых «привести в движение орудие мышления». Одоевский видел в младенце существо, которому доступна своя особая мудрость, способность видеть и чувствовать то, чего не чувствуют взрослые.

В начале 30х годов XIX века, в журнале «Детская библиотека» появляются его рассказы и сказки. В 1833 г. Одоевский издает альманах «Детская книжка для воскресных дней», включавший литературные произведения, научно-популярные статьи, описания различных опытов, поделок и игр.

В 1833 г. в сборнике «Пестрые сказки с красным словцом» появляется герой-повествователь Ириней Модестович Гомозейка. Герой рассуждает о высоких материях и упрекает современников в недостатке воображения. В «Сказках дедушки Иринея» (1844 г.) — это, прежде всего, понимающий ребенка добрый наставник. В этот сборник вошла знаменитая сказка «Городок в табакерке».

Этот период характеризуется появлением критики детской литературы, а также началом формирования круга детских писателей: С. Глинка, А. Ишимов, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров. Расширяется жанровый диапазон детской литературы, включающей теперь жанр рассказа, жанры научно-популярной и научно-художественной литературы.

Ко второй половине XIX века, детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.

На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе.

В детской литературе намечаются две тенденции:

— сближением проблематики детской литературы со взрослой;

— защита детского мира от жестокой реальности.

В детской поэзии намечается разделением на народно-демократическую школу («некрасовскую») и поэзию чистого искусства. В круг детского чтения прочно входят произведения представителей последней тенденции, таких как Ф. Тютчев, А. Майков, А. Фета, А. Плещеева. К первой школе относились произведения таких авторов как И. Суриков и И. Никитин.

Н.А. Некрасов с 1864 по 1873 гг. пишет семь стихотворений для детей, которые автор предполагал издать отдельной книгой: «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «Накануне светлого праздника».

На протяжении всего XIX века развивается жанр сказки, связанной с фольклором. В.И. Даль издал сборник сказок по мотивам народного творчества «Были казака Луганского». Автор писал и рассказы для детей.

С.Т. Аксаков пишет сказку «Аленький цветочек» в качестве приложения к повести «Детские годы Багрова-внука».

Популярными в свое время был и сборник Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки».

Особое место занимают «Аленушкина сказки» Д.М. Мамина-Сибиряка, написанные им для дочери Елены. В сборник вошли такие знаменитые произведения как «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Серая шейка». Стилистической особенностью сказок является отсутствие их стилизации под фольклор.

К.Д. Ушинский, выдающийся педагог и детский писатель своего времени, считал самым действенным средством воспитания родной язык и фольклор. Он использовал в своих книгах источники литературные, исторические, фольклор, создавая и собственные тексты («Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня»). Он местерски сочетал «деловое» содержание с занимательностью изложения.

Педагогические принципы Ушинского серьезно повлияли на дальнейшее развитие русской педагогики. Л. Толстой, в частности, использовал их при составлении своих «Азбук». А его обработки сказок и собственные рассказы актуальны и по сей день.

Собственно детские произведения Л. Толстого, а также его повести «Детство» и «Отрочество» вошли в круг детского чтения. Согласно Толстому, обучение должно основываться на интересе ребенка к реальному миру и одновременно к фантазиям и быть постепенным, щадящим.

Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.

В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Толстого в 4 книгах. Под воздействием суровой критики, Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку», выделив материалы для чтения в «Русские книги для чтения». Книги Толстой адресовал абсолютно всем детям – от царских до мужицких. В написании произведений для детей Л. Толстой особенно заботился о простоте и изяществе стиля.

В круг детского чтения в этот период вошли также произведения В. Гаршина и А. Чехова.

В XIX веке существовали и журналы для детей: «Детский собеседник», «Детская библиотека», «Друг юношества», «Подснежник», «Рассвет» (близкие к «Современнику» его гуманизму и этическим гражданским понятиям), «Новая детская библиотека», «Новое детское чтение», «Звездочка».

Все мы любим прогнозы, все мечтаем заглянуть в недалекое будущее, чтобы точно знать, что нас ждет. И кому как не писателям, людям с хорошей интуицией, воображением и богатой внутренней жизнью, четко представлять, каким будет мир спустя годы? Мы спросили авторов детских и подростковых книг о будущем литературы: что случится через 10 лет, каким они видят своего читателя и можно ли говорить о цензуре в творчестве. Получился интересный круглый стол, за которым прозвучали противоречивые и весьма интересные ответы.

Участники круглого стола:

Какой вы представляете себе детскую литературу через 10 лет? Что изменится в ней, а что останется по-прежнему?
Тимоте де Фомбель Я очень оптимистичен. Книга для детей постепенно превращается в атрибут своеобразного сопротивления — авторитету взрослых, родителей, учителей. Книга — это ваш персональный секрет, нечто почти запрещенное в мире, где все увлекаются видео, планшетами и т. п., это волшебный артефакт, который помогает немного замедлить нашу сверхбыструю жизнь. Уверен, что в ближайшем будущем в нашем цифровом мире будет появляться меньше писателей, чем прежде, зато они будут намного сильнее всех предшественников.

Надя Папудогло Мне кажется, история книг во многом сейчас идет за сменой формата коммуникаций, и так и будет продолжаться. Сам текст был, есть и останется главной ценностью, но вот «оболочка» меняется. Уже сейчас многие дети читают электронные книги, я думаю, детская литература тоже будет уходить от простой передачи текста в гипертекст, своего рода дополненную реальность. Это не значит, что книга превратится в подобие игры, просто у нее появится немного суперспособностей.

Ольга Колпакова Подрастут писатели, которые смогут сказать что-то новое о «нашем советском детстве», о времени «перестройки» и начале 2000-х гг., появятся тексты, интересно и неоднозначно рисующие этот исторический период. А в остальном без изменений. Даже гонорары не вырастут, как не выросли за последние 10 лет.

Тамара Михеева Хочется верить, что появится еще больше интересных авторов, и что все мы будем тщательнее относиться к своим текстам, более ответственно. Не торопиться писать и издавать, а отдавать в печать или на премии только тогда, когда действительно кажется, что каждое слово стоит на своем месте и точно отражает мысль автора.

Наталия Волкова Я очень надеюсь, что через 10 лет в детской литературе появятся новые интересные писатели, а пишущие сегодня будут продолжать работать. Очень хочется пожелать нашей детской литературе ничего не бояться: ни новых тем, ни экспериментов, ни внешней качки.

Евгений Рудашевский Снизится возрастной ценз. То, что сейчас считается сложным или недопустимым для подростков от 16 лет, будет открыто и доступно детям от 12 и даже 10 лет.

Виктория Ледерман У меня довольно оптимистический настрой. Через десять лет подрастет новое читающее поколение, детская литература будет переживать свой расцвет, появится много хороших детских писателей, а самое главное — детское книгоиздание получит поддержку государства.

Юлия Кузнецова Мне кажется, литература станет еще более разнообразной. Казалось бы, куда еще больше тем? Но я думаю, что появятся новые имена, которые принесут свой взгляд, смоделируют в книгах свою невероятную реальность и взбудоражат нас своими идеями. Может измениться форма: появятся книги с каким-нибудь новыми кнопочками или рычажками, но точно сохранится искренность интонации, свойственная хорошей литературе.

То, что сейчас считается сложным или недопустимым для подростков от 16 лет, будет открыто и доступно детям от 12 и даже 10 лет.

Как вы полагаете, какой он — «думающий читатель», что отличает его от всех прочих?
Тимоте де Фомбель Думающий читатель обладает способность как бы продолжить книгу, завершить ее вместо автора. Я стараюсь в своих книгах оставлять свободное пространство для читателя, а потому не описываю героев слишком детально — пусть додумывают читатели. Нужно не только, чтобы читатель думал, но и чтобы он прочувствовал книгу. «Не думающие» — это те, кто просто хочет немного отстраниться от реального мира, а мне хочется, чтобы детские и подростковые книги все же приближали нас к жизни. Должен признать, что и я сам не всегда «думающий»: иногда мне просто хочется взять в руки какой-нибудь детектив и забыться в нем.

Надя Папудогло Если ребенок задает вопрос о том, что он прочитал, он уже думающий читатель. Если он возвращается к тому, что прочитал, — это тоже признак думающего читателя. Я наблюдаю, как малыши из книг обыгрывают прочитанные истории, — это тоже вариант думающего читателя, потому что текст, так или иначе в зависимости от возраста, для этого читателя — часть жизни, элемент формирования реальности.

Ольга Колпакова Для меня это читатель, который смог добыть из текста весь подтекст, о котором даже и писатель не подозревал.

Тамара Михеева Я не люблю, когда начинают взращивать читательскую элиту среди детей и подростков. Человек читает. Что-то происходит с ним во время чтения. А что, зачем и почему — это его личное дело, и не надо никому в это лезть. Тут я с Даниэлем Пеннаком абсолютно согласна.

Наталия Волкова «Думающий» читатель — самый интересный для писателя, конечно. Иногда такие читатели умудряются уловить в твоем тексте что-то, на что ты лишь намекнул, что неосознанно написал между строк невидимыми чернилами. А он вдруг взял и считал. Это бесценно.

Евгений Рудашевский Думающего читателя отличает готовность принять новую, ему пока что чуждую точку зрения — готовность не отталкивать книгу, а вступать с ней в диалог.

Виктория Ледерман Думающий читатель видит на странице книги не только текст, он еще замечает то, что скрыто между строчками. Он участник невидимого диалога, который ведет с ним писатель.

Юлия Кузнецова Думающий читатель обладает навыками критического мышления. Если дети приходят ко мне на встречу и спрашивают: «А как же, интересно, выдуманный дракончик из «Дома П» по-настоящему сжег штору?», то я радуюсь. С такими читателями выходит увлекательный диалог! Главное, чтобы критический подход, умение анализировать и размышлять — все эти полезные навыки шли рука об руку с добрым сердцем. Сколько хорошего подарит миру читатель, думающий сердцем!

Человек читает. Что-то происходит с ним во время чтения. А что, зачем и почему — это его личное дело, и не надо никому в это лезть.

Какие темы вы считаете совершенно недопустимыми для детской и подростковой литературы, а на какие, наоборот, нужно высказываться чаще?

Тимоте де Фомбель Одна из причин, почему я занимаюсь детской литературой, в том, что здесь можно писать буквально о чем угодно. Единственная тема, которая в детской литературе находится под запретом, — это само детство: ведь дети разбираются в нем лучше взрослых, им попросту не нужно рефлексировать об этом. Так в итоге и получилось, что единственная моя взрослая книга, вышедшая во Франции в 2017 году, посвящена детству.

Надя Папудогло Книга отвечает на запрос ребенка, часто проблемный. Если книга помогает понять сложное, почувствовать, что ты не одинок в своем запросе, если книга дает узнавание и принятие, то все хорошо. В последнее время появилось много книг на темы, которые условно табуировались: ситуации выбора, сложные семейные и школьные отношения, экология и так далее. Что касается недопустимого, то мне кажется, недопустимы те книги, в которых сознательно уничтожается ценность человеческой жизни и ценность личности.

Ольга Колпакова Темы всякие нужны, темы разные важны — другое дело, как к ним подходить. Я вообще в каком-то смысле за цензуру: это в прессе любят цитировать, но расшифровывать, что именно я имею в виду, не любят. Речь не о каком-то надзорном комитете. Я, во-первых, за внутреннюю, писательскую цензуру. Нельзя выпускать в свет сырые вещи на любые темы и брать тему ради ее самой (например, стараясь поймать читателя на актуальность), а не ради идеи. Если сам писатель этого не может увидеть, то редактор и критик должны ему помочь. Во-вторых, за цензуру родительскую. Для дошкольного и младшего школьного возраста взрослый должен отбирать книги не по спискам и выставкам в магазинах, не по шумихе вокруг книги, а по тому, подходит текст конкретному ребенку или нет. На родителях ответственность за формирование у ребенка вкуса, и нечего ее перекладывать на школу или издателя. С подростками же можно говорить на любые темы, лишь с некоторыми «но».

Тамара Михеева Мое глубочайшее убеждение — нет недопустимых тем. Говорить можно и нужно с детьми обо всем. Главное — как. И невозможно сказать: «Пишите-ка чаще вот на эту тему» (одно время, помнится, критики просили побольше школьных повестей, например), я считаю это неправильным. Писать надо о том, что самому интересно, рассказывать только те истории, которыми тебе самому хочется поделиться.

Наталия Волкова Я не считаю, что должны быть какие-то запретные темы. Темы черпаются из жизни, с которой рано или поздно сталкивается любой человек. Вот как эта тема раскроется, какие акценты расставит автор — это важно. И главное, мне кажется, для подрастающего человека — видеть, что выход есть из любой безнадежной ситуации. Любая поднятая тема не должна заводить в тупик.

Евгений Рудашевский Все темы по-своему интересны и насущны. Вопрос в том, как именно вы их раскрываете. Но важна именно история — если дидактизм выходит на первый план, это уже не художественная литература.

Виктория Ледерман Мне кажется, дело не в теме, а в том, как она преподносится. Недопустима пропаганда и романтизация каких-то страшных или ужасных вещей (наркотики, суициды и т. д.). А говорить с подростками в книгах на любые сложные темы можно и нужно, но, конечно, учитывая возраст читателя.

Юлия Кузнецова Долго думала над этим вопросом, да так и не нашла ни одной недопустимой темы. Ведь главное — не о чем, а как рассказано в книге. Тема книги — это не тема школьного сочинения вроде «Как я провел лето», она рождается не в методических пособиях, а внутри писателя, как отклик на то или иное событие, образ, обрастающий придуманной жизнью. Так что это невозможно: посоветовать чему-то определенному рождаться почаще. Главное, чтобы автор был честен. И сам перед собой, и, конечно, перед читателем.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы и журналистики

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«История русской детской литературы»

Колесова Л.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики ПетрГУ

Исследование выполнено при поддержке

министерства образования и науки

Российской Федерации, соглашение

№ 14.В37.21.0539

Петрозаводск 2013


Пояснительная записка

Цели и задачи спецкурса: Среди дисциплин историко-литературных и педагогических «Истории русской детской литературы» принадлежит особое место: она приобщает студентов-филологов к постижению возрастных особенностей, психологии подросткового возраста, раскрывает сложный внутренний мир подростка, учит бережному отношению к ребенку. Детская литература воспитывает у студентов на самых ранних этапах обучения понимание сложности и важности педагогической профессии. Позднее, на практике в школе они обращаются к детской литературе и на уроках и во внеклассной работе.

Изучение курса должно дать студентам целостное представление об особенностях становления детской литературы в нашей стране, о вечном и конкретно-историческом, о достижениях и просчетах, научить будущего учителя умению анализировать произведения детской литературы, находящиеся за пределами школьной программы, самостоятельно, свободно ориентироваться в современном литературном процессе.

Одна из важнейших задач курса — дать правильное понимание историко-литературного процесса, раскрыть сложную идейную борьбу, происходившую в литературе 20‑30-х годов XX века с учетом наших сегодняшних знаний о том времени.

Материалы спецкурса будут, как нам кажется, востребованы студентами в их дальнейшей профессиональной деятельности, а также окажутся полезными для общего уровня развития и формирования общепрофессиональных компетенций.

Общее количество зачетных единиц – 2 ЗЕТ. Некоторое количество часов, по усмотрению преподавателя, может выделяться для проведения студентами небольшого самостоятельного исследования по теме спецкурса на материале произведений детских авторов разных эпох.


Тематика курса

Тема 1. Введение.

Специфика детской литературы, ее связь с возрастной психологией читателя. Особенности тематики, проблематики детского чтения и отражения действительности в произведении, адресованном ребенку. Понятие «детская литература» и «детское чтение», их взаимосвязь и различие. Категория «памяти детства» в детской литературе. Текст и подтекст детской книги.

Детская литература как историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной литературы, культуры и педагогической мысли. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, эстетическая, воспитательная, познавательная. Возрастные особенности восприятия книги.

Тема 2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

Малые фольклорные жанры. Поэтическое своеобразие колыбельных песен и произведений игрового фольклора (потешки, прибаутки, считалки, пестушки, припевки и др.). Русские народные сказки в круге детского чтения.

Тема 3. Возникновение и развитие детской литературы в России

Развитие культуры и просвещения в 11-16 вв. просветительская и литературная деятельность Н.И. Новикова, его роль в формировании детской литературы в России.

Тема 4. Учебная книга для детей и юношества

Первые русские книги для детей. Азбука В.А. Бурцова (1634, 1637), «немецкие листы». Карион Истомин – первый русский детский писатель, «Лицевой букварь» (1661, 1694) как итог развития книги для детей в 17 веке.

Тема 5. Особенности поэтики детской литературы первой половины 19 века.

Повесть А.А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители». романтические традиции в повести-сказке. Жанровое своеобразие. Соотношение реального и фантастического. Педагогический аспект повести.

Художественное своеобразие сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея».

Народные и литературные источники сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Литературная критика о сказке «Конек-Горбунок».

«Русские сказки» для детей В.А. Жуковского («Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное дерево»).

Произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и «Аленький цветочек». Их значение для детского чтения и изучения.

Тема 6. Индивидуальность поэтики сказок А.С. Пушкина

Литературные и фольклорные традиции в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Значение «Сказки о рыбаке и рыбке» для детского чтения. Идейное своеобразие «Сказки о царе Салтане. О сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». Литературная традиция и индивидуальное авторское начало в «Сказке о Золотом петушке».

Тема 7. Детская литература второй половины 19 века.

Произведения Л.Н. Толстого для малышей («Филлипок», «Корова», «Два товарища», «Лгун», «Косточка»), педагогический замысел автора.

Рассказы и сказки для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка». Мастерство писателя в изображении природы. Художественная и воспитательная ценность сборника «Аленушкины сказки».

Культурные и литературные традиции в цикле Н.П. Вагнера «Сказки кота Мурлыки». Философское содержание сказок, функции пейзажа; символика произведений, входящих в цикл.

Жанр философской сказки в творчестве В. Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).

Тема 8. Творчество В.И. Даля для детей. Значение работ В.И. Даля в дискуссии 50-х гг. 19 века о воспитании.

Журнал «Семейные вечера» и его значение. Публикации В.И. Даля в «Семейных вечерах». Статьи о природе, животных и физиологии человека.

«Картины из быта русских детей» (1874) и «Новые картины из быта русских детей» (1875) В.И. Даля, их воспитательное значение. Евангельские темы, образы и мотивы в «Картинах…» («Личинка и мотылек», «Дурачок», «Ссыпчина», «Горемыкин красный день» и др.). «Картины…» как попытка адаптировать для маленького читателя и слушателя библейские ценности.

В.И. Даль как собиратель фольклора, в том числе детского. Сборники В.И. Даля для детей «Первая первинка полуграмотной внуке» (1870, 1871) и «Первинка другая о внуке-грамотейке с неграмотной братиею» (1872).

Тема 9. Периодика для детей.

Журналы для подростков конца 18 – начала 19 веков. Журнал «Детское чтение для сердца и разума».

Периодика для детей в 19 веке. Тематика, проблематика и педагогическое значение.

Периодика для детей на рубеже 19 – 21 веков. Роль журналов «Звездочка» и «Родник» в формировании кругозора читателя.

Журналы «Еж», «Чиж», «Мурзилка», «Пионер» как примеры эволюции дестких журналов в 20 веке. Тематические рубрики журналов, идейная позиция, педагогическое значение.

Тема 10. У истоков советской детской литературы.

Социально-культурная обстановка в стране.

Поиски новых тем и форм разговора с детьми разных возрастов.

Тема 11. Литературная сказка 20 века, ее место и значение в детском чтении.

Гонения на сказку вульгарно-социологической и рапповской критики 20-х – начала 30-х гг.

Бурный расцвет сказочного жанра в 30-е гг.

«Бродячий сюжет» литературных сказок А. Толстого, Е. Шварца, Т. Габбе, Л. Лагина, А. Волкова и др. Сочетание сказочного и реалистического начал, особенности сказочного героя и сказочной страны.

Сказка А. Толстого «Золотой ключик…» как наиболее полное выражение особенностей этого жанра.

Тема 12. Детская поэзия 20‑30-х годов 20 века.

Героико-комический эпос К. Чуковского и его значение в создании «веселой детской книжки». Заповеди К. Чуковского.

В. Маяковский и политическая поэзия для детей.

С. Маршак – основатель «малышовой» лирики, циклов лирических стихов, особенности его лирического героя.

Новые в детской литературе жанры.

Тема 13. Детская проза 20‑30-х годов 20 века.

Развитие традиций русской классической и отрицание традиций, специально детям предназначенной литературы (Е. Шведер, К.Лукашевич и др.).

Расширение тематики, ориентация на современность. «Бывалые люди» (К. Золотовский, Р. Васильева, В.Бианки и др.) и их роль в развитии прозы.

Литературная и идеологическая борьба и отражение ее в детской литературе: травля К. Чуковского, С. Маршака, А. Гайдара, Д. Хармса, А. Введенского и др.

Детская литература как некая «экологическая ниша» для преследуемых «взрослых» писателей (А. Платонов, М. Зощенко, М. Пришвин и др.) и повышение ее художественного уровня.

Тема 14. Проза Б.С. Житкова

Проза Б.С. Житкова, ее связь с жизнью. Особенность тематики, героя и сюжетосложения. Общечеловеческие ценности и вневременность, вызвавшие резкую критику РАПП. «Рассказы о животных», их философско-нравственная концепция. «Что я видел» ‑ энциклопедия для самых маленьких, настольная книга для детей, педагогов и родителей.

Тема 15. А. Гайдар – писатель легендарной и трагической судьбы.

Изображение становления личности в эпоху революции («Школа», «Р.В.С.»), критические перекосы в трактовке произведений А. Гайдара. Попытки выразить свое отношение к трагическим событиям 30-х гг. («Голубая чашка», «Судьба барабанщика»). Роль игры в произведениях А. Гайдара («Тимур и его команда», «Дальние страны» и др.). Современная критика о А. Гайдаре.

Тема 16. Творчество Л. Пантелеева (А. Еремеева).

Темы беспризорничества, становления личности и поиски адекватного решения ее в прозе 20‑30-х гг. «Часы», «Карлушкин фокус», «Последние халдеи» как последовательная разработка психологизма в детской прозе.

Тема 17. Творчество Л.А. Кассиля.

«Кондуит и Швамбрания» ‑ веселая книга о революции, гимназии и школе. Вульгарно-социологическая критика книги в 20‑30-е годы. Сочетание романтического и реалистического начал в повести.

«Великое противостояние» ‑ обращение к внутреннему миру девочки-подростка, встреча ребенка с большим искусством и воздействие последнего на формирование характера. Современная оценка книг писателя.

Тема 18. Творчество В. Катаева.

Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий», ее полемический характер и место в развитии литературы.

Тема 19. Развитие детской литературы во второй половине 20 века: основные жанры, темы, проблемы, авторы, герои. Циклизация в детской литературе.

Мир глазами ребенка в произведениях А. Алексина, В Железнякова, В. Драгунского.

Фантастика для детей (Кир Булычев, В. Крапивин).

Лирическое и юмористическое в литературе для детей (Ю. Коваль, Г. Остер, Э. Успенский, Г. Сапгир).

Художественные произведения для обязательного чтения

1. Русские народные сказки (3–4 каждого жанра).

19 век

2. Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке.

3. Пушкин А.С. Сказки

4. Ершов П.П. Конек-Горбунок.

5. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

6. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Столяр. Игоша.

7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

8. Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

9. Даль В.И. «Картины из быта русских детей» (1874) и «Новые картины из быта русских детей» (1875) «Первая первинка полуграмотной внуке» (1870, 1871) и «Первинка другая о внуке-грамотейке с неграмотной братиею» (1872). «О воспитании» (Морской сборник. – 1856 – Т. XXII. — № 7), «Заметка о грамотности» (Санкт-Петербургские ведомости. – 1857. — № 245. – 10 ноября.

10. Л.Н. Толстой Сказки для детей (3-4)

11. Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.

13. Бажов П.П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Уральские сказы.

14. Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки (5-6).

15. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы.

20 век

16. Толстой А.Н. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

17. Аверченко А.Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

18. Чуковский К.И. Стихотворные сказки.

19. Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

20. Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

21. Зощенко М.М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы», «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

22. Маяковский В.В. Стихи – детям.

23. Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

24. Олеша Ю.К. Три толстяка.

25. Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

26. Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

27. Грин А. (2–3 повести по выбору).

28. Белых Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД.

29. Пантелеев Л. Часы. Карлушкин фокус. Последние Халдеи. На ялике.

30. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Великое противостояние.

31. Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

32. Барто А. Стихи — детям.

33. Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

34. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

35. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль «Кладовая солнца».

36. Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма.

37. Бианки В.В. Сказки и рассказы (3–4 по выбору). Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

38. Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Паустовский К., (2–3 произведения каждого автора по выбору).

39. Богомолов В.М. Иван.

40. Драгунский В. Денискины рассказы.

41. Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

42. Алексин А. (3–4 произведения по выбору).

Монографии, учебники, критическая литература по курсу

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших школ и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000.

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948.

Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М., 1983.

Ивич А. Воспитание поколений (любое издание).

Колесова Л.Н. Проза для детей 1917‑1987 // Семинарий. Петрозаводск, 1999.

Колесова Л.Н. Проза для детей: XX век, вторая половина. Петрозаводск, 2013.

Колесова Л.Н. Читая и перечитывая… // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981. С. 133 — 140.

Лойтер С.М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. – СПб., 2002.

Лупанова И. Полвека. — М., 1969.

Минералова И.Г. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2002.

Петровский М. Книги нашего детства. — М., 1986.

Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. – М., 1997, 1998.

Сарнов Б. Страна нашего детства. — М., 1964.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец X – 1-я половина XIX века. – М., 1990.

Смирнова В. О детях и для детей (любое издание).

Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. – 1995. — № 4.

Чудакова М. Сквозь звезды к терниям Смена литературных циклов // Новый мир. — 1990. — №4. С. 242 — 262.


Примерное распределение аудиторных часов по темам курса

Примерное распределение аудиторных часов по темам спецкурса ( 1 ЗЕТ)

Поз

Тема

Часы

1

Введение. Специфика детской литературы. Детская литература как историко-литературное явление

1

2

Устное народное творчество для детей и в детском чтении

2

3

Возникновение и развитие детской литературы в России

1

4

Учебная книга для детей и юношества

1

5

Особенности поэтики детской литературы первой половины 19 века

1

6

Индивидуальность поэтики сказок А.С. Пушкина

2

7

Детская литература второй половины 19 века

2

8

Творчество В.И. Даля для детей. Значение работ В.И. Даля в дискуссии 50-х гг. 19 века о воспитании

2

9

Периодика для детей

2

10

У истоков советской детской литературы

2

11

Литературная сказка 20 века, ее место и значение в детском чтении

2

12

Детская поэзия 20 – 30-х годов 20 века

2

13

Детская проза 20 – 30-х годов 20 века

2

14

Проза Б.С. Житкова

2

15

А. Гайдар – писатель легендарной и трагической судьбы

2

16

Творчество Л. Пантелеева (А. Еремеева)

2

17

Творчество Л. Кассиля

2

18

Творчество В. Катаева

2

19

Развитие детской литературы во второй половине 20 века: основные жанры, темы, проблемы, авторы, герои. Циклизация в детской литературе

4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *