Старец Фаддей

Источник
Архимандрит Фаддей (в миру Фомислав Штрабулович, 1914–2003) — один из почитаемых духовников конца XX — начала XXI века. Православная Сербия знала его как старца Фаддея Витовницкого (по названию монастыря Витовница в восточной части Сербии). Тысячи людей приходили к нему за советом и духовным наставлением, а его поучения передавались из уст в уста.

Будущий великий сербский подвижник родился 6 октября 1914 года семимесячным, на ярмарке, куда в тот день отправились его родители, крестьяне из села Витовница. Никто не надеялся, что младенец выживет, поэтому его сразу же окрестили и назвали Фомиславом в честь апостола Фомы. Вопреки ожиданиям, ребёнок не умер, но рос очень слабым и был непохожим на сверстников.
В юношестве заболев туберкулёзом, принял решение «больше не жить для этого мира, а посвятить краткие дни до смерти Господу» и ушёл в монастырь. Дружил с будущим святителем Иоанном Шанхайским. В годы Второй мировой войны дважды был арестован оккупационными властями и даже приговорён к расстрелу, но в тюремной камере ему явился Ангел, который предсказал скорое освобождение: «Предстоит тебе ещё многих утешить и ободрить».
50 лет старец Фаддей был поочерёдно настоятелем сербских монастырей — Печская Патриархия, Горняк, Витовница, Покайница. Народ всего Витовницкого края почитал его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника.
«Его благообразный лик — седого, одухотворённого старца — словно озарён светлым духовным миром и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время», — так писал об отце Фаддее архимандрит Иоанн (Радосавлевич) в книге «Монашеский образ жизни».
1. Господь — это жизнь. Он весь — любовь. Если бы и мы имели к Нему такую любовь, приступали к Нему, как к своему искреннему другу… Но мы так не приступаем, а всё как-то отрешённо, официально. И когда молимся, и когда что доброе делаем, всё будто мы чрезмерно официальны.
А Он хочет, чтобы мы были естественными. Он нам это показал, когда жил среди нас: простодушно, смиренно и кротко.
2. Мы не досаждаем Господу тем, что постоянно Ему на что-то жалуемся. Надоедаем мы Ему, когда грешим, а не когда постоянно обращаемся к Нему как к самому родному. Господь любит, если мы Его непрестанно призываем и изливаем перед Ним своё сердце.
3. Иногда в наших мыслях Господь посылает нам ответы на разные вопросы и открывает тайны. А иногда и затаится, чтобы мы обратились за советом к людям и таким образом смирились.
4. Большое искушение приходит до или после добра, которое даст Господь. Чтобы душа осталась в смирении.
5. До тех пор пока мы имеем хоть какую-то опору в этом мире, в нас мало доверия к Господу. Святые отцы и добро, и зло принимали, как от Господа, и смирялись.
6. К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда объявляем войну этой другой особе, и она будет к нам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода ни словом, ни движением, но внутри, своими мыслями, вы сами это вызвали.
7. Тяжело жить с ближними, если мы пускаемся в мысленную войну с ними. Недостаточно только воздерживаться от открытой войны словами и делами. Не вступайте даже в мысленную войну с ними. От этого теряется мир в душе и любовь.
Не нужно ближним противопоставляться, ни убеждать их… Ближних нужно только любить, ради Господа.
8. Зависть ничем не гнушается и Богу в лицо говорит противное всегда, везде и на всяком месте. Зависть — печать антихриста на сердце человека.
9. И самая маленькая мысль, которая не основана на любви, разоряет душевный мир.
Как только в нас родится одна мысль, не основанная на любви, мы должны знать, что приняли влияние духов злобы. Принимая мысль зла, мы принимаем самого неприятеля в наше тело. Духи невидимы, мы им даём тело, чтобы они были видимы.
10. Здесь, на земле, людям нужно потрудиться, чтобы не принимать предложений духов злобы. Святые отцы говорят, что нужно быть очень внимательным, быть на страже. Нужно знать, что любая мысль, которая нам нарушает внутренний мир, из ада направлена. И такое предложение нельзя принимать, его нужно сразу отбросить!
11. Мы находимся здесь, на земле, как на какой-то епитимии. Поэтому не удивляйтесь, что с вами непрестанно случаются какие-то неприятности, несчастья и беды. Все мы постоянно грешим — поскальзываемся и падаем. Это мы, по существу, попадаем в западни демонов. Святители постоянно подчёркивают, что всегда важно опять вставать и продолжать путь к Богу.
Хотя бы и сто раз на день пали, не заботьтесь, не останавливайте на этом внимание; и только встаньте и идите дальше, не оборачиваясь назад. Что было, было и прошло. Вы только идите вперёд и молитесь о помощи от Господа.

На пути к монашеству

Фаддей Витовницкий — мирское имя: Фомислав Штрубулович — появился на свет на территории Сербии, в селе Витовница, 6 октября 1914 года.

Фомислав родился раньше обычного срока, и поэтому был очень слабым. Родители, опасаясь за его жизнь, спешили его покрестить.

Мать Фомислава умерла, когда он был ещё ребёнком. Через какое-то время отец привел в дом новую супругу, а через некоторое время, после её смерти, женился в третий раз. Отношения его сына с мачехами складывались не лучшим образом. В этой связи ему приходилось выслушивать незаслуженные обвинения и упреки. Бывало, что он не выдерживал наплыва обид и убегал из родительского дома.

Не раз испытав на себе несправедливость этого мира, Фомислав уже с детства начал задумывался о другой жизни — жизни во Христе, отграниченной от мирской суеты.

Несмотря на трудности, связанные с отношениями в семье, учился он на удивление хорошо и среднюю школу закончил с отличием.

По выпуске из школы, следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище. Профессия портного сулила ему пусть и небольшой, однако стабильный достаток. Но этим планам не суждено было сбыться: через некоторое время Фомислав заболел туберкулезом.

Монашеская жизнь

В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.

Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.

Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.

После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.

Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.

Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.

От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.

После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.

В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.

Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.

В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.

Военные годы

Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.

В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.

Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.

Дальнейшая жизнь

В 1949 году отец Фаддей был удостоен должности настоятеля кафедрального Белградского храма, а вскоре и должности настоятеля обители Печская Патриархия.

Помимо сложностей обычного характера, связанных с исполнением монашеского и священнического долга, много трудностей доставляли ему вынужденные отношения с коммунистами. За время деятельности в Печской Патриархии напряжение его сил достигало такой величины, что в результате он пережил два тяжелейших нервных срыва.

В 1955 году в связи с истощением сил и слабостью здоровья отец Фаддей вернулся в Бряничевскую епархию, где в продолжении нескольких месяцев служил в должности приходского священника.

После ряда перемещений с места на место, в период с 1956 по 1957 год, старец Фаддей был назначен настоятелем обители Горняк.

В 1959 году посетил Афон, после чего, прослужив какое-то время приходским пастырем, был поставлен наместником обители Туман.

В 1962 году возглавил Витовницкий монастырь.

С 1972 года исполнял обязанности настоятеля монастыря Покайница.

Через некоторое время руководство перевело старца в обитель Туман, на должность духовника.

С 1981 года очередным местом служения подвижника стал Витовницкий монастырь. В этот период отец Фаддей принимал множество верующих, искавших заступничества, отеческих наставлений и благословений.

В 1991-м, а затем в 1996 годах старец перенёс два инфаркта.

За несколько лет до своей кончины отец Фаддей вынужден был оставить монастырь, ввиду развернутых против него козней и интриг. Божьей помощью он обрёл приют в семье Грубор, члены которой были его духовными чадами.

14 апреля 2003 года старец Фаддей почил о Господе в Бачской Паланке. Похоронен в Витовницкой обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *