Главным храмом всей области Войска Донского до переноса столицы в Новочеркасск был Войсковой (Воскресенский) собор (1706—1719) — самая старая сохранившаяся церковь на Дону.
Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова является старейшим храмом не только в Ростовской области. Это самый древний храм на Юге России.
История его строительства связанная с именем Петра I. До 1652 года на Дону вообще не было церквей: в исторических актах первой половины XVII века упоминаются только часовни в Раздорах, Черкасске и Монастырском городке. И только в 1652 году в Черкасске была построена деревянная соборная церковь во имя Воскресения Христова, имеющая четыре придела: Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца. В 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но грандиозный пожар 1687 года вновь уничтожил.
С наступлением петровской эпохи на Дону велась активная политика подчинения казачества правительству. С этой целью Петр I начал масштабное церковное строительство. По его приказу в главном городе донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор не выяснена точная дата начала его возведения. Известно лишь, что через год
после пожара, в 1688 году но челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги.
Можно предположить, что в это время проект каменного собора уже существовал. В 1709 году, как отмечает настоятель Воскресенского собора Григорий Левицкий, Петр I, находясь в Черкасске, «собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известкою». Цель постройки ясна. В планах Петра церковь являлась идеологическим проводником его политики на территории социально бурной — Донской земли.
В 1716 году строительные работы были закончены, однако освящен храм был только 2 февраля 1719 года. Отсрочка с освящением была вызвана тем, что в 1716 году при заключительных работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье С. Кондратьев, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой, а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей.
В плане храм представляет собой девятилепестковое здание на мощном подвале-подклете. Пять башен, составленный в виде креста — три по главной оси запад-восток и четырех малых башен, поставленных диагонально к центральному объему, его опоясывает двухъярусное крытое гульбище-галерея, представляет собой сложную вариацию русского деревянного зодчества, получившую распространение на юге России и Украины Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора. Купола храма — луковичные. Они характерны для русской культовой архитектуры XVII века. Собор венчают девять покрытых сусальным золотом крестов различной формы и высоты (до 2м 80см).
Судя по многим художественным деталям, храм возводили московские мастера, нередко использовавшие приемы так называемого «украинского барокко». К сожалению, фамилия главного архитектора до сих пор не установлена, но по предположению некоторых специалистов им мог быть Иосиф Дмитриевич Старов.
Золоченый резной иконостас и хоры Воскресенского собора представляет выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой, созданной причудливым переплетением виноградных лоз, уходят ввысь, разграничивая иконы мастеров XVIII века.
Иконостас собора пятиярусный, трехперьевой являет собой специфически русскую форму синтеза архитектуры и станковой живописи. Его высота равняется 19м, ширина — 23м.
В нем в строгой иерархической последовательности расположено 149 икон, из них более сорока икон выполнена в мастерской московского иконописца Егоргия Иванова Грека (две работы Егоргия Грека как ценные реликвии хранятся в Русском музее Петербурга).
Чистые краски живописи, мягкое мерцание позолоты, тихий огонек лампад и горящих свечей обладают необычайной силой эмоционального воздействия. Живопись собора раскрывает систему христианского мировоззрения. Она монументальна и декоративна. Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра, пожертвованного казаками.
Пол собора был устлан чугунными плитами. Не меньшую ценность представляет живопись под хорами собора. Они выполнены в виде деревянного балкона с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый деревянный кронштейн, украшенный карнизами. Живопись хоров состоит из ряда композиций, расположенных на горизонтально стыкованных досках. Она является как бы иллюстрацией к некоторым сюжетам Библии, но выполнена в светской манере. Каждая композиция — а их всего тридцать пять — обрамлена живописным орнаментом красного и охристого цветов. Высота композиции вместе с карнизами — 135 сантиметров, общая протяженность — 55 метров.
Аналогичных хоров с такой живописью в России больше нет.
Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, алтарь расписан бывшим послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. Перед иконостасом на мощных цепях висят три бронзовых паникадила XVI11 века, выполненные в стиле барокко и покрытые серебром.
До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника.Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана А. П. Богаевского, остальное разграблено различными «реквизиционными» командами в 20-годы. Всё то, что увезли за границу эмигранты, сохранилось, а то, что изъяли советские органы — сгинуло безвозвратно.
На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном Александра II великим князем Николаем.
Перед западным входом в собор (имеются ещё южные и северные двери) накрепко вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин.
Как она сюда попала? Известный историк XIX века Николай Костомаров отметил, что после взятия Кагальницкого городка «Стенька был связан железным ужем». По прибытию в Черкасск Степана Разина заковали освященной цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только святыня уничтожит его волшебство». В стену вделана мраморная плита с могилы его крестного отца — войскового атамана Корнилия Яковлева.
Колокольня стоит в нескольких десятках метров от собора. Это типичная восьмигранная московская шатровая колокольня, поставленная на четверике. Такие колокольни обычно возводились во второй половине XVII века. Колокольня Воскресенского собора лишена той пропорциональности, которая свойственна церквям Москвы. Здесь шатровый верх крайне мал по сравнению с восьмиугольной башней и основанием колокольни. Архивных источников, подтверждающих хронологию строительства колокольни, пока не обнаружено. Но ряд монографий, посвященных истории Черкасска, позволяет определить время строительства колокольни 1725-1730 годами.
Собор посажен на главной площади Черкасска — на майдане (предыдущие деревянные варианты собора возводились намного ближе к Дону). В объемно-пространственном решении майдана была осознанно применена асимметричность планировки как одно из средств художественной выразительности — традиционный подход к решению главной площади, характерный для русского кремля XVI-XVII веков. Культовые сооружения — собор и колокольня — были расположены под углом к оси проема выездной башни Богоявленских ворот, что наилучшим образом выявляло объемность зданий и пластику фасадов. На майдане пред колокольней выставлены элементы крепостных ворот и пушек Азовской крепости — память о знаменитом «азовском сидении» донских казаков.
Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова — это единственная в нашей области «холодная» церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам, поэтому они не отапливались. Поддержание нужных температур осуществляется в «холодных» храмах сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло. В настоящее время этот собор является действующим храмом. Его торжественное освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года
Среди храмов станицы Старочекасской — бывшей столицы Тихого Дона — Преображенская Ратная церковь всегда занимала особое место. На кладбище, раскинувшемся вокруг неё, покоятся многие герои XVII-XX веков. Кроме того, согласно преданию, это единственный храм на Дону, в который донские казаки, отправляясь в поход, могли войти с оружием.
В 1673 году чуть севернее Черкасского городка на Дону (ныне — станица Старочеркасская) под руководством инженера Альбрехта Шневеца было возведено укрепление, на основе которого русские войска вместе с донскими казаками планировали вести совместные боевые действия против крепости Азов, принадлежавшей на тот момент туркам. Укрепление получило название Ратное. В 1677 году русские войска покинули укрепление, и оно превратилось в городок-спутник Черкасска. Со временем его обжили казаки. Здесь же появилось кладбище, на котором донцы хоронили и перезахоранивали своих соотечественников — и в установленные дни творили на их могилах поминальную молитву. Среди старейших захоронений кладбища — могилы атаманов, участвовавших в героическом Азовском осадном сидении: Наума Васильева и Осипа Петрова.
В начале нового, XVIII столетия в Ратном городке была построена деревянная Преображенская церковь на три престола, которую также назвали Ратной — по главному роду занятий местных жителей, казаков. Главный придел церкви был освящен с честь великого праздника Преображения Господня, а боковые — во имя пророка Илии и мучеников Флора и Лавра. В челобитной от 1701 года, составленной на имя императора Петра I, казаки просят прислать священнослужителей для совершения богослужений в новом храме. В картографии донского городка Черкасска Ратная церковь впервые появляется в 1735 году.
В 1744 году в казачьей столице случился опустошительный пожар, уничтоживший большинство жилых домов и храмов. Пострадала и находившаяся на окраине, за крепостными стенами деревянная Ратная церковь. «Черкасск з двумя каменною и деревянною церквами и со всем строением тако и с пороховою казною… згорел без остатку», — сообщает один из письменных источников того времени.
Уже в 1749 году начинается восстановление Черкасска, включая и его храмы — при немалых финансовых вливаниях из Петербурга и участии зодчих и строителей из Москвы. После подавления национально-освободительного восстания казаков под началом Кондратия Булавина в 1709 году Российская империя стремилась вернуть лояльность коренных жителей Дона — и ради этого ни на деньги, на на ценные кадры не скупилась. Храм Преображения Господня отстраивают в камне.
К Ратной церкви пристраивают колокольню. Вскоре после этого, в 1751 году храм освящают в три приёма. 6 августа епископ Феофилакт освятил придел Преображения, 8 августа архимандрит Варсонофий — престол пророка Илии, и, наконец, 10 августа архимандрит Корнилий освятил престол мучеников Флора и Лавра.
Атаман Всевеликого Войска Донского Данила Ефремов, чьё подворье располагалась всего в двухстах метрах от Ратной церкви, выказывал особую заботу об этом храме. Он жертвовал сюда лампады и подвечники искусной работы, а в 1743 году приобрел для него на Сибирском Демидовском заводе колокол. Именно священнослужители Ратной церкви по очереди служили литургию в домовой церкви войскогвого атамана.
Господь Бог упас Ратную церковь от пожара 1757 года. А вот в 1788 году она всё-же пострадала от огня: от свечи, которую забыл погасить пономарь, сгорел иконостас (сохранились лишь несколько икон из него), а само здание сильно обгорело. Уже на следующий год здесь разворачиваются ремонтные работы: белятся стены, ремонтируется кровля, продаются расколовшиеся колокола, а деньги, вырученные за продажу металла, направляются на церковные нужды. В Москве для Преображенского храма отливают два новых колокола.
Вообще за состоянием Ратной церкви, как и других храмов Черкасска, казаки ревностно следили: в архивах можно найти многочисленные свидетельства о приобретении немецких инструментов и лучших отечественных материалов для ремонта объектов религиозного значения. В девяностых годах XVIII века были проведены работы по реставрации и украшению Ратной церкви, после которых в архитектурном поясе здания появились изразцы, которые можно видеть и сегодня.
Восстановлением же утраченного в пожаре иконостаса занялась команда специалистов под руководством поручика Алексея Асадченкова, который был искусным резчиком по дереву. Мастер предложил позолотить иконостас. Войско Донское с ним согласилось и приобрело для этого нужное количество листового золота — «46 книжек». Кроме артели Асадченкова интерьер храма восстанавливали и украшали и другие мастера. Сотник Романов получил заказ на починку церковных часов. Немало потрудились для храма местные и приезжие иконописцы.
Согласно свидетельству, сохранившемуся с 20-х годов XIX века, отремонтированный после пожара интерьер храма выглядел много лучше, чем прежний. «Усердные прихожане сделали новый несравненно лучший (иконостас), который отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной.»
Из чтимых образов в Ратненском Преображенском храме пребывали иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Троеручница», работы XVI и XVII века соответственно. Был здесь и образ пророка Илии, вывезенный казаками в 1736 году из Крыма. Но, пожалуй, самой почитаемой прихожанами была икона пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, найденная в 1696 году среди развалин Азова. Этот образ напоминал казакам о героических событиях донской истории, таких, как взятие Азова у турок в 1637 году и последовавшее за ним Азовское осадное сидение 1637-1642 годов, окончившееся явлением Пресвятой Богородицы и волшебным спасением по Её милости оставшихся в живых защитников крепости.
Нужно отметить, что вплоть до начала прошлого века из всех храмов станицы Старочеркасской именно Ратненская церковь имела самый многолюдный приход. Здесь служили войсковые молебны перед отправкой казаков на войну. Здесь же отпевали воинов, которым не посчастливилось вернуться домой живыми — и хоронили их рядом, на церковном погосте, который вместе с церковью был ограждён от внешнего мира каменной оградой с решетками. Знаменитые донские рода Грековых, Дячкиных, Исаевых, Иловайских делали богатые вклады в Преображенскую церковь, немало способствуя её украшению. На эти средства, в частности, на рубеже XIX-XX веков художником Е. Г. Черепахиным были написаны новые иконы для иконостаса. Пожертвования казачьей старшины и простых прихожан, кроме всего прочего, позволяли проводить и текущий ремонт церкви — станицу и её окрестности часто затапливало разливом Дона.
Немалые средства выделялись и на поддержание в порядке церковного погоста, по могильным плитам которого можно было изучать историю Войска Донского с XVII по начало XX века. Здесь нашли свой покой атаман Данила Ефремов, могучий воин Иван Матвеевич Краснощёков и его внук Алексей, родители атамана Матвея Платова, один из первых командиров лейб-казаков Яков Мешков и многие другие герои Тихого Дона. У некоторых из старшинских родов на кладбище были свои семейные усыпальницы, где нашли покой представители многих поколений известных фамилий — например, Карповых.
Видимо, Господу Богу было угодно, чтоб далеко не все могильные плиты этого пантеона казачьей славы пережили бурный XX век и сохранились до наших дней — возможно, для того, чтобы потомки самостоятельно прикладывали усилия, по крупицам собирая историю своих родов, и оттого ещё больше дорожили ей. Не пощадил жестокий прошлый век и самого Ратного храма Преображения Господня. После установления безбожной власти уникальная церковь от десятилетия к десятилетию постепенно приходила в упадок. В 1980-х годах здесь начались реставрационные работы, однако смена общественно-политического строя в России в 1991 году и последовавшие за ней «лихие девяностые» не позволили их завершить. Со строительной площадки похищались стройматериалы, с церковного кладбища стали пропадать исторические надгробия. Сотрудники музея-заповедника, который представляет собой в наши дни станица, включая и Ратный храм, не раз обращались к федеральным и местным властям с просьбами спасти разрушающийся памятник Донской истории и культуры — Преображенскую церковь и её погост. Только в новом веке здесь возобновились восстановительные работы в рамках реализуемой в Ростовской области Программы развития станицы Старочеркасской. Ведутся они и сегодня. Однако очень многое ещё только предстоит сделать для того, чтобы вернуть Ратному храм Преображения Господня и особенно пантеону донской казачьей славы, которым, без преувеличения, является церковное кладбище, их исторический вид.