Старообрядческая церковь в перми

ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ — административно-территориальная единица в Российской империи, Российской республике, РСФСР, в Приуралье и на Урале.

Пер­спек­ти­ва ско­ро­го соз­да­ния Пермской губернии бы­ла ого­во­ре­на императрицей Ека­те­ри­ной II в ука­зе от 7(18) мая 1780 года. Об­ра­зо­ва­на как Перм­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во ука­зом императрицы Ека­те­ри­ны II от 27 января (7 феарвля) 1781 года из Перм­ской провинции Ка­зан­ской гу­бер­нии, час­тей Си­бир­ской гу­бер­нии и Орен­бург­ской гу­бер­нии в со­ста­ве двух об­лас­тей — Перм­ской и Ека­те­рин­бург­ской. В пер­вую вклю­че­ны Крас­но­уфим­ский, Кун­гур­ский, Об­вин­ский, Осин­ский, Охан­ский, Перм­ский, Со­ли­кам­ский и Чер­дын­ский уез­ды; во вто­рую — Ала­па­ев­ский, Вер­хо­тур­ский, Дол­ма­тов­ский (Дал­ма­тов­ский), Ека­те­рин­бург­ский, Ир­бит­ский, Ка­мыш­лов­ский, Че­ля­бин­ский, Шад­рин­ский уез­ды. Центр — город Пермь. Площадь свыше 330 тысяч км2 (1914 год). Население 900 тысяч человек (1796 год), свыше 2,1 миллионов человек (1858 год), около 3 миллионов человек (1897 год).

Ука­зом императрицы Ека­те­ри­ны II от 23 декабря 1781 года (3 января 1782 года) Че­ля­бин­ский уезд пе­ре­дан в со­став Уфим­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва (смотри в статье Уфим­ская гу­бер­ния). Ука­зом императора Пав­ла I от 12(23) декабря 1796 года Перм­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во пре­об­ра­зо­ва­но в Пермскую губернию, ли­к­ви­ди­ро­ва­но де­ле­ние на об­лас­ти, уп­разд­не­ны Ала­па­ев­ский, Дол­ма­тов­ский и Об­вин­ский уез­ды. В ре­зуль­та­те Пермская губерния ста­ла де­лить­ся на 12 уез­дов: Вер­хо­тур­ский, Ека­те­рин­бург­ский, Ир­бит­ский, Ка­мыш­лов­ский, Крас­но­уфим­ский, Кун­гур­ский, Осин­ский, Охан­ский, Перм­ский, Со­ли­кам­ский, Чер­дын­ский и Шад­рин­ский.

Пермская губерния яв­ля­лась од­ним из глав­ных (до по­след­ней тре­ти XIX века — глав­ным) цент­ров гор­но­до­бы­ваю­щей, ме­тал­лур­гич. и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щей промышленности в Российской им­пе­рии. В середине XIX века на тер­ри­то­рии Пермской губернии рас­по­ла­га­лось 4 ка­зён­ных и 18 ча­ст­ных гор­но­за­вод­ских ок­ру­гов. Главным образом в центральных и южных уез­дах осу­ще­ст­в­ля­лась до­бы­ча цвет­ных и дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Во­круг за­во­дов и руд­ни­ков скла­ды­ва­лись за­во­дские по­сёл­ки со свое­об­раз­ным ук­ла­дом жиз­ни. В XIX веке круп­ней­ши­ми промышленными цен­тра­ми Пермской губернии яв­ля­лись Ека­те­рин­бург и Мо­то­ви­ли­хин­ский За­вод (Мо­то­ви­ли­ха, ны­не в чер­те Пер­ми). В про­цес­се соз­да­ния за­во­дов фор­ми­ро­ва­лось гор­но­за­вод­ское зем­ле­вла­де­ние – ка­зён­ное, вот­чин­ное, по­сес­си­он­ное. В начале XX века в Пермской губернии дей­ст­во­ва­ло 9 ка­зён­ных, 69 ча­ст­ных и по­сес­си­он­ных за­во­дов, около 300 руд­ни­ков, 13 со­ле­ва­рен­ных за­во­дов, 14 уголь­ных шахт, зо­ло­тые, пла­ти­но­вые, се­реб­ря­ные при­ис­ки. На ру­бе­же XIX и XX веков воз­ник­ли ак­цио­нер­ные об­ще­ст­ва (11 в ме­тал­лур­гическом про­из­вод­ст­ве, 12 зо­ло­то­пла­ти­но­вых), в том числе с уча­сти­ем иностранного ка­пи­та­ла (французского, бельгийского и британского). В 1910-х годах в Пермской губернии бы­ло свыше 260 тысяч ра­бо­чих (80% пред­при­ятий име­ли бо­лее чем по 500 ра­бо­чих).

В южных уез­дах Пермской губернии бы­ло раз­ви­то зем­ле­де­лие (основные куль­ту­ры — рожь, овёс, яч­мень, пше­ни­ца, пше­но и гре­чи­ха). Жи­вот­но­вод­ст­во бы­ло осо­бен­но раз­ви­то в Шад­рин­ском уезде сре­ди баш­кир (раз­ве­де­ние ло­ша­дей, в осо­бен­но­сти об­вин­ской по­ро­ды). Сре­ди кре­сть­ян­ст­ва в 1850-х годов пре­об­ла­да­ли государственные кре­сть­я­не (70,61% в 1858 году), ко­то­рые про­жи­ва­ли пре­имущественно в Чер­дын­ском, Охан­ском, Осин­ском, Кун­гур­ском, Ка­мыш­лов­ском и Шад­рин­ском уез­дах. До­ля по­ме­щичь­их кре­сть­ян дос­ти­га­ла в это вре­мя 26,79%, при­над­ле­жа­ли в основном за­во­до­вла­дель­цам (гра­фам Стро­га­но­вым, Все­во­лож­ским, князь­ям Го­ли­цы­ным, гра­фам Шу­ва­ло­вым, Де­ми­до­вым, князь­ям Аба­ме­лек-Ла­за­ре­вым и др.). На тер­ри­то­рии Пермской губернии про­хо­ди­ли круп­ные яр­мар­ки — Ир­бит­ская яр­мар­ка и Кре­стов­ско-Ива­нов­ская (Шад­рин­ский уезд).

С се­ре­ди­ны — 2-й половины XIX века на тер­ри­то­рии Пермской губернии по­лу­чи­ли раз­ви­тие па­ро­ход­ст­во и же­лез­ные до­ро­ги. В 1846 году соз­да­но пер­вое в ре­гио­не Перм­ское па­ро­ход­ное общество, с 1848 года на­ча­лось ре­гу­ляр­ное дви­же­ние бук­сир­ных па­ро­хо­дов по Ка­ме, от­кры­ва­лись ре­гу­ляр­ные пас­са­жир­ские ли­нии Пермь — Ниж­ний Нов­го­род (1859 год), Пермь — Чер­дынь (1860 год), Пермь — Но­вое Усо­лье (Усо­лье) (1863 год) и др. Сре­ди круп­ней­ших ком­па­ний и па­ро­хо­дов­ла­дель­цев — Товарищество Волж­ско-Кам­ско­го па­ро­ход­ст­ва, Товарищество па­ро­ход­ст­ва и транс­пор­ти­ро­ва­ния гру­зов братьев Ф. и Г. Ка­мен­ских, Н.В. Меш­ков. От­кры­то дви­же­ние по про­шед­шим че­рез тер­ри­то­рию Пермской губернии железнодорожным ли­ни­ям: Пермь — Чу­сов­ская, Го­роб­ла­го­дат­ская — Ека­те­рин­бург, Чу­сов­ская — Го­роб­ла­го­дат­ская (все 1878 года), Чу­сов­ская — Со­ле­вар­ни (1879 год), Ека­те­рин­бург — Ту­ра, Бо­гда­нович — Си­нар­ская (обе 1885 год), Ека­те­рин­бург — Че­ля­бинск (1896 год), Пермь — Вят­ка (ны­не Ки­ров; 1899 год), Го­роб­ла­го­дат­ская — На­де­ж­дин­ский За­вод, Выя — Ниж­не­ту­рин­ский за­вод (обе 1906 год), Пермь — Кун­гур — Ека­те­рин­бург (1909 год), Сан-До­на­то — Ниж­няя Сал­да (1910 год), Ниж­няя Сал­да — Ала­па­евск (1912 год), Си­нар­ская — Шад­ринск (1913 год), Бер­дя­уш — Лысь­ва, Ека­те­рин­бург — Тав­да, Ала­па­евск — Бо­гда­но­ви­чи (все 1916 год).

Советская власть на большей части тер­ри­то­рии Пермской губернии бы­ла ус­та­нов­ле­на мир­ным пу­тём: в Пер­ми и Ека­те­рин­бур­ге в но­ябре 1917 года, в ря­де мест — в начале 1918 года. В феврале 1918 года центр Со­ли­кам­ско­го уезда пе­ре­не­сён в село Но­вое Усо­лье (ны­не Усо­лье), а уезд пе­ре­име­но­ван в Усоль­ский. В ию­не — ию­ле 1918 года на тер­ри­то­рии Пермской губернии бы­ли уби­ты многие чле­ны ди­на­стии Ро­ма­но­вых, в том числе бывший император Ни­ко­лай II с семь­ёй, великий кня­зья Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич и Сер­гей Ми­хай­ло­вич, великая княжна Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на. В декабре 1918 — январе 1919 годов, в хо­де Гражданской вой­ны 1917-1922 годов, большая часть тер­ри­то­рии Пермской губернии за­ня­та час­тя­ми Си­бир­ской ар­мии А.В. Кол­ча­ка, власть на этой тер­ри­то­рии пе­ре­шла к «Ом­ско­му пра­ви­тель­ст­ву». В кон­це ию­ня — на­ча­ле ию­ля 1919 года в ре­зуль­тате Перм­ской на­сту­пат. опе­ра­ции в хо­де Вос­точ­но­го фрон­та на­сту­п­ле­ния 1919-1920 годов тер­ри­то­рия Пермской губернии за­ня­та час­тя­ми РККА. По­ста­нов­ле­ни­ем НКВД РСФСР от 15 июля 1919 года из со­ста­ва Пермской губернии бы­ла вы­де­ле­на Ека­те­рин­бург­ская гу­бер­ния, по­сле че­го Пермская губерния ста­ла де­лить­ся на 6 уез­дов: Кун­гур­ский, Осин­ский, Охан­ский, Перм­ский, Усоль­ский и Чер­дын­ский. По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 5 января 1921 года в со­став Пермской губернии пе­ре­дан Са­ра­пуль­ский уезд. Уп­разд­не­на по­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 3 ноября 1923 года, её тер­ри­то­рия во­шла во вновь об­ра­зо­ван­нуюУраль­скую об­ласть, со­ста­вив в ней Вер­хкам­ский (Верх­не­кам­ский), Кун­гур­ский и Перм­ский ок­ру­га.

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 28 – 29)

К середине XIX в., к моменту вступления России в эпоху капитализма, наш край был уже достаточно заселён и освоен. Наиболее заселёнными оказались районы вдоль рек – Тобола и Исети. Самая большая плотность населения в Зауралье была в Шадринском уезде – здесь в 1897 году приходилось 19,6 чел. на квадратную версту. Большинство населения составляли крестьяне (от 98 до 99%). По национальному составу преобладали русские, разделявшиеся по своему религиозному верованию на две большие группы: православные (приверженцы официальной церкви) и старообрядцы (раскольники). Со старообрядцами государство боролось, поэтому в официальных отчётах их число сильно занижено.

В селе Мальцево староверов проживало 90% от всего населения, и только 10% составляли православные. В Зауралье их называли мирские. Местные власти знали о живущих староверах села, но смотрели на это сквозь пальцы, а с указом Петра I от 18.02. 1716 г. и вовсе перестали на них устраивать какие-либо гонения, так как староверы облагались двойным налогом. После этого указа староверы сами себя стали называть двоеданами, и это название в наших местах крепко прижилось.

В селах Мальцево, Ковриги, Потанино, Неонилино, Колесово жили староверы-беспоповцы. Церквей они не строили, в официальную церковь не ходили, хотя поблизости был храм в селе Капании. В деревне была построена часовня, вёл службу в ней наиболее грамотный, знающий и сведущий в писаниях руководитель, обычно мужчина пожилого возраста. Часовня деревянной перегородкой была разделена на две половины – мужскую и женскую. Идя в часовню на молитву, двоедане надевали самую строгую, но нарядную одежду, больше в ней никуда не ходили.

Женская одежда состояла из кофты, обычно белой с закрытым воротом, сарафана (матерника), платка, который под подбородком застёгивали булавкой, и гарусного пояса. У женщин он был несколько уже, чем у мужчин. Мужская одежда состояла из белой косоворотки с вышивкой и гарусного пояса. Последний наставник, Мальцев Андрон Михайлович, после революции службу уже не вел, «но знал много, был грамотный, имел солидную библиотеку церковных книг, ценные иконы, которые хранил, как и многие другие сельчане, в подполе», – вспоминает его дочь Беляева Васса Андроновна.

В 1930-х годах часовня в деревне сгорела, осталась небольшая часовня на кладбище, но службу при похоронах в ней уже никто не вёл, постепенно она развалилась, но поколение 30-х годов её ещё помнит. На кладбище хоронили только двоедан, мирские хоронили своих на кладбище села Капании. Сейчас это правило уже не соблюдается, в одном месте хоронят и двоедан, и мирских.

В настоящее время по большим праздникам пожилые женщины ходят на молитву, которые проводятся в частных домах (кто согласится принять прихожан), службу ведёт Беляева Васса Андроновна, до 1990 г. службу вела Мальцева Августа Александровна, мужчины не ходят молиться. На Пасху, Троицу, Рождество, Крещение приезжает из города Шадринска «дедушко», как его называют прихожане, он ведёт службу очень редко соглашается молиться за умерших. Группа молящихся двоедан с каждым годом уменьшается. Молодёжь считает, что бог один и чаще всего посещают церковь в г. Шадринске.

Ровными рядами длинных улиц расположилось наше село на берегу речки Канаш. Основателем его считается Борис Михайлович Мальцев из с. Николаевского, куда он прибыл вместе с братьями (их было трое): старший брат Перфилий Михайлович основал д. Першину (в 1737 г. она называлась Мальцевой), а Борис Михайлович основал нашу деревню, которую тоже называл Мальцевой (в то время, чтобы не путать эти поселения, первую называли Першиной – по имени Перфилия Мальцева). Поскольку в нашей деревне прихода (церкви) не было, то оно почти нигде не упоминается в архивных документах.

Двоедане – люди строгих нравственных правил, работящие, все делали основательно: изба, дом, усадьба огорожена плотным забором, колодец у многих закрыт на замок. Свои дома жители деревни старались украсить: обереги на воротах и калитках, резные наличники, резной карниз (настоящее деревянное кружево). Краска не использовалась ни в доме, ни вне него. Крыши чаще всего были тесовые.

В настоящее время в первоначальном виде сохранились дома, кроме крыш (тес заменен на шифер), у Мальцева Ивана Евлампиевича, Мальцева Андрона Михайловича. В доме – традиционные сени, кухня, обязательной принадлежностью которой была русская печь и полати, горница и горенка (летняя комната). Вдоль стен – лавки, на полу – домотканые половики, стол – в простенке между окнами, в красном углу – иконы, на иконах, зеркалах – вышитые полотенца, на лавках – налавочники (специальные половички). Кровать имелась далеко не в каждой семье и, скорее всего, служила символом достатка, богатства. Она всегда была заправлена покрывалом (вышитым, вязаным или лоскутным), по низу и с торцов кровати шли подзоры, выпущенные из-под покрывала. Горы подушек складывали пирамидой и украшали кружевной «накидушкой». Считалось, чем больше подушек, тем больше достаток в семье.

Дети обычно спали на полатях, старшие – на печи, молодые – летом в горенке, зимой перебирались на полати, а дети – на лавки. В семье Мальцевых, Пимена Ивановича и Анны Ивановны, было шестеро детей. Все помещались в одной избе. Старший сын Яков вспоминает: «Все спали вповалку на полу, мать стелила сначала полог, потом подстилку, подушки под голову, одеяла ватные. Когда братья женились и пока не отделились, спали тут же». Один из братьев Петр вспоминает: «Я с самой весны и до снега спал на сеновале».

В настоящее время в селе почти все дома новые, построенные по новым проектам: в них есть и спальни, и детские. У каждой хозяйки имеется запас постельного белья. Все (за исключением пьющих семей и прибывших из другой местности) строго следят за чистотой в жилище и на усадьбе. У многих сельчан сады, цветы в палисадниках. И все же время вносит свои поправки в строгие порядки хранителей старой веры, так, например, воду из одних колодцев берут сегодня все: и двоедане, и мирские.

Предки наших сельчан пришли в Зауралье, уже имея за плечами тысячелетний опыт земледелия, поэтому здесь они занимались традиционным для себя занятием – обработкой плодородной земли. Земледелие вплоть до начала XX века было ведущей отраслью крестьянского хозяйства. Оно позволяло платить налоги, удовлетворять материальные потребности и обеспечивало крестьян основными продуктами питания. Вместе с тем оно определяло весь уклад крестьянской жизни.

Начиная с весны, всё трудоспособное население деревни работало в поле. Дома оставались старики и малые дети, но если семья была большая, то одна из женщин готовила обед, стряпала, управлялась с хозяйством и детьми. Особенно тяжело было женщине в сенокос и страду, даже рожали, что было не редкость, в поле. Отпуск ни до родов, ни после них не давали. Двоедане не признавали врачей, лечили травами или заговорами. Если не помогало – значит, так и должно быть. Чаще всего, особенно летом, смерть косила детей, но особенно по этому поводу никто не убивался: «Бог дал, бог взял».

Рожали по 13 и даже 18 детей, выживали чаще всего 5-6 детей или того меньше. С раннего детства ребёнка приучали к работе: вначале как помощника по хозяйству, а потом вывозили в поле. Терентий Семенович Мальцев в 9 лет уже боронил верхом на лошади пашню, а в 14 лет пахал, то есть выполнял работу взрослого мужчины. Рабочий день начинался с восходом солнца, продолжался до 12 часов дня. Затем обед и снова работа. Короткий ужин и работа до захода солнца. Эта традиция сохранилась и в колхозное время: в горячую пору женщины даже на ночь не уходили домой, ночевали в поле. Эти воспоминания живы в памяти Мальцева Ивана Пименовича и других старожилов.

Молодые люди вступали в брак очень рано. Девушку выдавали замуж в 16 лет, юноши женились в 17-19 лет, так как женатому мужчине легче было добиться уважения сельчан, выбиться в люди (из воспоминаний Коневой Парасковьи Акиндиновны). Спешили выйти замуж и девушки, так как боялись остаться старыми девами, доля которых считалась самой тяжёлой. На ком жениться или за кого замуж идти, молодых чаще всего не спрашивали.

Этот обычай сохранился вплоть до революции, только в 20-х годах XX века молодёжь стала выходить из-под контроля старших. Мальцевляне брали невест из деревень Коврига, Потанино, туда же выходили замуж и мальцевские девушки. Создав семью, молодые должны были укреплять её. Супруги волей-неволей приспосабливались друг к другу, так как разводы были запрещены. Только после 1917 года некоторые семьи распались (это очень редкие случаи), в настоящее время многие из коренных жителей отмечают золотые, серебряные свадьбы.

Со стороны женщин в двоеданских семьях (по рассказам жителей) измен не было. До войны об изменах даже речи не могло быть, замужняя женщина не смела лишний раз улыбнуться. Для мужчин правила были более свободные. Известен случай, когда законная жена вынуждена была угощать любовницу мужа чаем, но спорить и скандалить не могла, так как не имела никаких прав в доме. Соответствовал её образу жизни и поведению в семье повседневный наряд: скромные юбка, кофта, головной платок.

Праздничная одежда была нарядней – юбка или сарафан из фабричной ткани, шёлковая или атласная кофта с длинными рукавами и закрытым кружевным воротом, на голове шаль, обычно дорогая. Этот наряд надевался только по большим праздникам, передавался от матери к дочери. В Доме-музее Т.С. Мальцева есть такой костюм, возраст его более 100 лет. На свадьбе подружки невесты расплетали ей косу, заплетали две косы, на которые накладывалась шашмура (головной убор замужней женщины), часто вышитая и украшенная, в ней молодая могла находиться без платка (чаще всего дома, по рассказу П.А. Коневой).

На сегодняшний день одежда, прическа жительниц села Мальцево (поколение, рождённое после 1960-х годов) обычная для Зауралья. Для женщин старшего поколения традиционным остался лишь платок. Свадьбы играют тоже по современным сценариям: самостоятельно выбирают себе пару, знакомят родителей, официально оформляют брак в ЗАГСе, венчаний на селе пока, к сожалению, не было. Но доброй приметой, оберегом молодой семьи осталось родительское благословение – в большинстве случаев родители благословляют молодых на совместную долгую и счастливую жизнь.

Многие очень строгие, но разумные и полезные обычаи сегодня ушли из жизни. Например, для незнакомых людей была особая посуда. За обедом (или любым приёмом пищи) царило молчание, первым начинал есть глава семьи, он же разламывал калач и наделял всех куском хлеба, ели все из общего блюда. К хлебу было особое уважительное отношение, ни одна крошка не оставалась на столе, все ели не спеша, переедать или есть очень торопливо было не принято, заканчивался обед, как и начинался, молитвой. С особой тщательностью двоеда-не подходили к выпечке хлеба: когда печь истоплена, углы загребены, под печи подметён, хозяйка садит (выкладывает) на него с помощью особой деревянной лопаты хлеб.

Перед посадкой хлеб благословляли: калач перекрещивали, если это булка (обычно круглая), то в середине делали средним и указательным пальцем углубление. Подовый хлеб до сих пор пользуется спросом, но стряпухи (с уходом старшего поколения) почти все перевелись. Сейчас настоящий подовый хлеб могут испечь Табуева Римма Михайловна и Вагутина Мария Авдеевна, но и они стряпают очень редко, чаще покупают хлеб в магазине, так как дело это очень хлопотное. У молодого поколения отношение к хлебу, к сожалению, уже не такое бережное и трепетное, как у старшего поколения.

Двоедане – это трудолюбивые люди, с чувством собственного достоинства. Характерной чертой является сдержанность (лишнего слова не скажут), с незнакомыми людьми мало кто заведёт разговор, по будням в гости не ходят – не принято. Вспоминает Вакушина Галина Зиновьевна: «Вышла замуж 17 лет (1932 г.р.) в с. Ковригу и через некоторое время, соскучившись по родным и подружкам, приехала из Ковриги в гости к родителям в Мальцево».

Отец строго спросил: «Зачем приехала? Не случилось ли чего?» Когда она объяснила причину своего приезда, отец возмутился: «Нашла время по гостям ездить, столько работы в хозяйстве, за вичкой (веткой) в поле не ходи, а ты по гостям разъезжать вздумала», – и отправил тот час же дочь обратно. По большим праздникам нарядные мальцевляне ходили и ездили по гостям, или наряженные в масленицу стояли группами у ворот смотрели, как молодёжь катается на лошадях, в пасху обычно у реки водили хороводы. В современном Мальцеве по гостям в будни тоже ходят редко, но в воскресенье старшее поколение (обычно женщины) посещают друг друга, пьют чай или просто общаются, а молодёжь идет на дискотеки или отдыхает на природе и т.п.

Мероприятия в Доме культуры посещаются всеми жителями села, но во время посевной или уборочной кампании собрать людей очень трудно. Бежать в клуб, когда по хозяйству много работы, считается пустой тратой времени, а тех, кто все-таки пришел, считают чуть ли не лентяями, в лучшем случае людьми, стремящимся больше к развлечениям, чем к труду, что испокон веков в Мальцево было не принято.

Очень строго относились двоедане к табаку и алкоголю, это увлечение было не в почёте. На пирах, свадьбах и тому подобных мероприятиях выпивали из одной стопки, причём женщина должна была только пригубить. Но всё меняется. Старшее поколение не сумело привить эти обычаи молодым, поэтому после Великой Отечественной войны употребление алкоголя, браговарение стало делом почти обычным. Праздники, юбилеи отмечались и отмечаются по сей день с большим количеством алкоголя.

Отличием двоедан-мужчин и даже их гордостью были бороды, так как двоедане не брили бород. Это считалось большим грехом. Но уже в 1950-60-е годы (с тех пор, как я живу в Мальцево) стариков с бородами почти не было. В 1980 году с бородой были Мальцевы Иван Евламлиевич и Андрон Михайлович, а в конце 1990-х годов – Мальцев Николай Иванович. Сейчас они ушли из жизни, и больше бороду никто не носит.

Так постепенно обычаи двоедан (староверов), их строгие нравственные устои уходят из жизни. Но всё-таки хочется верить, что лучшее сохранится в памяти людей, в работах краеведов и учёных.

Т.Д. Мальцева, Дом-музей Т.С. Мальцева.

Примечания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *