ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ — административно-территориальная единица в Российской империи, Российской республике, РСФСР, в Приуралье и на Урале.
Перспектива скорого создания Пермской губернии была оговорена императрицей Екатериной II в указе от 7(18) мая 1780 года. Образована как Пермское наместничество указом императрицы Екатерины II от 27 января (7 феарвля) 1781 года из Пермской провинции Казанской губернии, частей Сибирской губернии и Оренбургской губернии в составе двух областей — Пермской и Екатеринбургской. В первую включены Красноуфимский, Кунгурский, Обвинский, Осинский, Оханский, Пермский, Соликамский и Чердынский уезды; во вторую — Алапаевский, Верхотурский, Долматовский (Далматовский), Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Челябинский, Шадринский уезды. Центр — город Пермь. Площадь свыше 330 тысяч км2 (1914 год). Население 900 тысяч человек (1796 год), свыше 2,1 миллионов человек (1858 год), около 3 миллионов человек (1897 год).
Указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1781 года (3 января 1782 года) Челябинский уезд передан в состав Уфимского наместничества (смотри в статье Уфимская губерния). Указом императора Павла I от 12(23) декабря 1796 года Пермское наместничество преобразовано в Пермскую губернию, ликвидировано деление на области, упразднены Алапаевский, Долматовский и Обвинский уезды. В результате Пермская губерния стала делиться на 12 уездов: Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Соликамский, Чердынский и Шадринский.
Пермская губерния являлась одним из главных (до последней трети XIX века — главным) центров горнодобывающей, металлургич. и металлообрабатывающей промышленности в Российской империи. В середине XIX века на территории Пермской губернии располагалось 4 казённых и 18 частных горнозаводских округов. Главным образом в центральных и южных уездах осуществлялась добыча цветных и драгоценных металлов. Вокруг заводов и рудников складывались заводские посёлки со своеобразным укладом жизни. В XIX веке крупнейшими промышленными центрами Пермской губернии являлись Екатеринбург и Мотовилихинский Завод (Мотовилиха, ныне в черте Перми). В процессе создания заводов формировалось горнозаводское землевладение – казённое, вотчинное, посессионное. В начале XX века в Пермской губернии действовало 9 казённых, 69 частных и посессионных заводов, около 300 рудников, 13 солеваренных заводов, 14 угольных шахт, золотые, платиновые, серебряные прииски. На рубеже XIX и XX веков возникли акционерные общества (11 в металлургическом производстве, 12 золотоплатиновых), в том числе с участием иностранного капитала (французского, бельгийского и британского). В 1910-х годах в Пермской губернии было свыше 260 тысяч рабочих (80% предприятий имели более чем по 500 рабочих).
В южных уездах Пермской губернии было развито земледелие (основные культуры — рожь, овёс, ячмень, пшеница, пшено и гречиха). Животноводство было особенно развито в Шадринском уезде среди башкир (разведение лошадей, в особенности обвинской породы). Среди крестьянства в 1850-х годов преобладали государственные крестьяне (70,61% в 1858 году), которые проживали преимущественно в Чердынском, Оханском, Осинском, Кунгурском, Камышловском и Шадринском уездах. Доля помещичьих крестьян достигала в это время 26,79%, принадлежали в основном заводовладельцам (графам Строгановым, Всеволожским, князьям Голицыным, графам Шуваловым, Демидовым, князьям Абамелек-Лазаревым и др.). На территории Пермской губернии проходили крупные ярмарки — Ирбитская ярмарка и Крестовско-Ивановская (Шадринский уезд).
С середины — 2-й половины XIX века на территории Пермской губернии получили развитие пароходство и железные дороги. В 1846 году создано первое в регионе Пермское пароходное общество, с 1848 года началось регулярное движение буксирных пароходов по Каме, открывались регулярные пассажирские линии Пермь — Нижний Новгород (1859 год), Пермь — Чердынь (1860 год), Пермь — Новое Усолье (Усолье) (1863 год) и др. Среди крупнейших компаний и пароходовладельцев — Товарищество Волжско-Камского пароходства, Товарищество пароходства и транспортирования грузов братьев Ф. и Г. Каменских, Н.В. Мешков. Открыто движение по прошедшим через территорию Пермской губернии железнодорожным линиям: Пермь — Чусовская, Гороблагодатская — Екатеринбург, Чусовская — Гороблагодатская (все 1878 года), Чусовская — Солеварни (1879 год), Екатеринбург — Тура, Богданович — Синарская (обе 1885 год), Екатеринбург — Челябинск (1896 год), Пермь — Вятка (ныне Киров; 1899 год), Гороблагодатская — Надеждинский Завод, Выя — Нижнетуринский завод (обе 1906 год), Пермь — Кунгур — Екатеринбург (1909 год), Сан-Донато — Нижняя Салда (1910 год), Нижняя Салда — Алапаевск (1912 год), Синарская — Шадринск (1913 год), Бердяуш — Лысьва, Екатеринбург — Тавда, Алапаевск — Богдановичи (все 1916 год).
Советская власть на большей части территории Пермской губернии была установлена мирным путём: в Перми и Екатеринбурге в ноябре 1917 года, в ряде мест — в начале 1918 года. В феврале 1918 года центр Соликамского уезда перенесён в село Новое Усолье (ныне Усолье), а уезд переименован в Усольский. В июне — июле 1918 года на территории Пермской губернии были убиты многие члены династии Романовых, в том числе бывший император Николай II с семьёй, великий князья Михаил Александрович и Сергей Михайлович, великая княжна Елизавета Фёдоровна. В декабре 1918 — январе 1919 годов, в ходе Гражданской войны 1917-1922 годов, большая часть территории Пермской губернии занята частями Сибирской армии А.В. Колчака, власть на этой территории перешла к «Омскому правительству». В конце июня — начале июля 1919 года в результате Пермской наступат. операции в ходе Восточного фронта наступления 1919-1920 годов территория Пермской губернии занята частями РККА. Постановлением НКВД РСФСР от 15 июля 1919 года из состава Пермской губернии была выделена Екатеринбургская губерния, после чего Пермская губерния стала делиться на 6 уездов: Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Усольский и Чердынский. Постановлением ВЦИК от 5 января 1921 года в состав Пермской губернии передан Сарапульский уезд. Упразднена постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 года, её территория вошла во вновь образованнуюУральскую область, составив в ней Верхкамский (Верхнекамский), Кунгурский и Пермский округа.
(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 28 – 29)
К середине XIX в., к моменту вступления России в эпоху капитализма, наш край был уже достаточно заселён и освоен. Наиболее заселёнными оказались районы вдоль рек – Тобола и Исети. Самая большая плотность населения в Зауралье была в Шадринском уезде – здесь в 1897 году приходилось 19,6 чел. на квадратную версту. Большинство населения составляли крестьяне (от 98 до 99%). По национальному составу преобладали русские, разделявшиеся по своему религиозному верованию на две большие группы: православные (приверженцы официальной церкви) и старообрядцы (раскольники). Со старообрядцами государство боролось, поэтому в официальных отчётах их число сильно занижено.
В селе Мальцево староверов проживало 90% от всего населения, и только 10% составляли православные. В Зауралье их называли мирские. Местные власти знали о живущих староверах села, но смотрели на это сквозь пальцы, а с указом Петра I от 18.02. 1716 г. и вовсе перестали на них устраивать какие-либо гонения, так как староверы облагались двойным налогом. После этого указа староверы сами себя стали называть двоеданами, и это название в наших местах крепко прижилось.
В селах Мальцево, Ковриги, Потанино, Неонилино, Колесово жили староверы-беспоповцы. Церквей они не строили, в официальную церковь не ходили, хотя поблизости был храм в селе Капании. В деревне была построена часовня, вёл службу в ней наиболее грамотный, знающий и сведущий в писаниях руководитель, обычно мужчина пожилого возраста. Часовня деревянной перегородкой была разделена на две половины – мужскую и женскую. Идя в часовню на молитву, двоедане надевали самую строгую, но нарядную одежду, больше в ней никуда не ходили.
Женская одежда состояла из кофты, обычно белой с закрытым воротом, сарафана (матерника), платка, который под подбородком застёгивали булавкой, и гарусного пояса. У женщин он был несколько уже, чем у мужчин. Мужская одежда состояла из белой косоворотки с вышивкой и гарусного пояса. Последний наставник, Мальцев Андрон Михайлович, после революции службу уже не вел, «но знал много, был грамотный, имел солидную библиотеку церковных книг, ценные иконы, которые хранил, как и многие другие сельчане, в подполе», – вспоминает его дочь Беляева Васса Андроновна.
В 1930-х годах часовня в деревне сгорела, осталась небольшая часовня на кладбище, но службу при похоронах в ней уже никто не вёл, постепенно она развалилась, но поколение 30-х годов её ещё помнит. На кладбище хоронили только двоедан, мирские хоронили своих на кладбище села Капании. Сейчас это правило уже не соблюдается, в одном месте хоронят и двоедан, и мирских.
В настоящее время по большим праздникам пожилые женщины ходят на молитву, которые проводятся в частных домах (кто согласится принять прихожан), службу ведёт Беляева Васса Андроновна, до 1990 г. службу вела Мальцева Августа Александровна, мужчины не ходят молиться. На Пасху, Троицу, Рождество, Крещение приезжает из города Шадринска «дедушко», как его называют прихожане, он ведёт службу очень редко соглашается молиться за умерших. Группа молящихся двоедан с каждым годом уменьшается. Молодёжь считает, что бог один и чаще всего посещают церковь в г. Шадринске.
Ровными рядами длинных улиц расположилось наше село на берегу речки Канаш. Основателем его считается Борис Михайлович Мальцев из с. Николаевского, куда он прибыл вместе с братьями (их было трое): старший брат Перфилий Михайлович основал д. Першину (в 1737 г. она называлась Мальцевой), а Борис Михайлович основал нашу деревню, которую тоже называл Мальцевой (в то время, чтобы не путать эти поселения, первую называли Першиной – по имени Перфилия Мальцева). Поскольку в нашей деревне прихода (церкви) не было, то оно почти нигде не упоминается в архивных документах.
Двоедане – люди строгих нравственных правил, работящие, все делали основательно: изба, дом, усадьба огорожена плотным забором, колодец у многих закрыт на замок. Свои дома жители деревни старались украсить: обереги на воротах и калитках, резные наличники, резной карниз (настоящее деревянное кружево). Краска не использовалась ни в доме, ни вне него. Крыши чаще всего были тесовые.
В настоящее время в первоначальном виде сохранились дома, кроме крыш (тес заменен на шифер), у Мальцева Ивана Евлампиевича, Мальцева Андрона Михайловича. В доме – традиционные сени, кухня, обязательной принадлежностью которой была русская печь и полати, горница и горенка (летняя комната). Вдоль стен – лавки, на полу – домотканые половики, стол – в простенке между окнами, в красном углу – иконы, на иконах, зеркалах – вышитые полотенца, на лавках – налавочники (специальные половички). Кровать имелась далеко не в каждой семье и, скорее всего, служила символом достатка, богатства. Она всегда была заправлена покрывалом (вышитым, вязаным или лоскутным), по низу и с торцов кровати шли подзоры, выпущенные из-под покрывала. Горы подушек складывали пирамидой и украшали кружевной «накидушкой». Считалось, чем больше подушек, тем больше достаток в семье.
Дети обычно спали на полатях, старшие – на печи, молодые – летом в горенке, зимой перебирались на полати, а дети – на лавки. В семье Мальцевых, Пимена Ивановича и Анны Ивановны, было шестеро детей. Все помещались в одной избе. Старший сын Яков вспоминает: «Все спали вповалку на полу, мать стелила сначала полог, потом подстилку, подушки под голову, одеяла ватные. Когда братья женились и пока не отделились, спали тут же». Один из братьев Петр вспоминает: «Я с самой весны и до снега спал на сеновале».
В настоящее время в селе почти все дома новые, построенные по новым проектам: в них есть и спальни, и детские. У каждой хозяйки имеется запас постельного белья. Все (за исключением пьющих семей и прибывших из другой местности) строго следят за чистотой в жилище и на усадьбе. У многих сельчан сады, цветы в палисадниках. И все же время вносит свои поправки в строгие порядки хранителей старой веры, так, например, воду из одних колодцев берут сегодня все: и двоедане, и мирские.
Предки наших сельчан пришли в Зауралье, уже имея за плечами тысячелетний опыт земледелия, поэтому здесь они занимались традиционным для себя занятием – обработкой плодородной земли. Земледелие вплоть до начала XX века было ведущей отраслью крестьянского хозяйства. Оно позволяло платить налоги, удовлетворять материальные потребности и обеспечивало крестьян основными продуктами питания. Вместе с тем оно определяло весь уклад крестьянской жизни.
Начиная с весны, всё трудоспособное население деревни работало в поле. Дома оставались старики и малые дети, но если семья была большая, то одна из женщин готовила обед, стряпала, управлялась с хозяйством и детьми. Особенно тяжело было женщине в сенокос и страду, даже рожали, что было не редкость, в поле. Отпуск ни до родов, ни после них не давали. Двоедане не признавали врачей, лечили травами или заговорами. Если не помогало – значит, так и должно быть. Чаще всего, особенно летом, смерть косила детей, но особенно по этому поводу никто не убивался: «Бог дал, бог взял».
Рожали по 13 и даже 18 детей, выживали чаще всего 5-6 детей или того меньше. С раннего детства ребёнка приучали к работе: вначале как помощника по хозяйству, а потом вывозили в поле. Терентий Семенович Мальцев в 9 лет уже боронил верхом на лошади пашню, а в 14 лет пахал, то есть выполнял работу взрослого мужчины. Рабочий день начинался с восходом солнца, продолжался до 12 часов дня. Затем обед и снова работа. Короткий ужин и работа до захода солнца. Эта традиция сохранилась и в колхозное время: в горячую пору женщины даже на ночь не уходили домой, ночевали в поле. Эти воспоминания живы в памяти Мальцева Ивана Пименовича и других старожилов.
Молодые люди вступали в брак очень рано. Девушку выдавали замуж в 16 лет, юноши женились в 17-19 лет, так как женатому мужчине легче было добиться уважения сельчан, выбиться в люди (из воспоминаний Коневой Парасковьи Акиндиновны). Спешили выйти замуж и девушки, так как боялись остаться старыми девами, доля которых считалась самой тяжёлой. На ком жениться или за кого замуж идти, молодых чаще всего не спрашивали.
Этот обычай сохранился вплоть до революции, только в 20-х годах XX века молодёжь стала выходить из-под контроля старших. Мальцевляне брали невест из деревень Коврига, Потанино, туда же выходили замуж и мальцевские девушки. Создав семью, молодые должны были укреплять её. Супруги волей-неволей приспосабливались друг к другу, так как разводы были запрещены. Только после 1917 года некоторые семьи распались (это очень редкие случаи), в настоящее время многие из коренных жителей отмечают золотые, серебряные свадьбы.
Со стороны женщин в двоеданских семьях (по рассказам жителей) измен не было. До войны об изменах даже речи не могло быть, замужняя женщина не смела лишний раз улыбнуться. Для мужчин правила были более свободные. Известен случай, когда законная жена вынуждена была угощать любовницу мужа чаем, но спорить и скандалить не могла, так как не имела никаких прав в доме. Соответствовал её образу жизни и поведению в семье повседневный наряд: скромные юбка, кофта, головной платок.
Праздничная одежда была нарядней – юбка или сарафан из фабричной ткани, шёлковая или атласная кофта с длинными рукавами и закрытым кружевным воротом, на голове шаль, обычно дорогая. Этот наряд надевался только по большим праздникам, передавался от матери к дочери. В Доме-музее Т.С. Мальцева есть такой костюм, возраст его более 100 лет. На свадьбе подружки невесты расплетали ей косу, заплетали две косы, на которые накладывалась шашмура (головной убор замужней женщины), часто вышитая и украшенная, в ней молодая могла находиться без платка (чаще всего дома, по рассказу П.А. Коневой).
На сегодняшний день одежда, прическа жительниц села Мальцево (поколение, рождённое после 1960-х годов) обычная для Зауралья. Для женщин старшего поколения традиционным остался лишь платок. Свадьбы играют тоже по современным сценариям: самостоятельно выбирают себе пару, знакомят родителей, официально оформляют брак в ЗАГСе, венчаний на селе пока, к сожалению, не было. Но доброй приметой, оберегом молодой семьи осталось родительское благословение – в большинстве случаев родители благословляют молодых на совместную долгую и счастливую жизнь.
Многие очень строгие, но разумные и полезные обычаи сегодня ушли из жизни. Например, для незнакомых людей была особая посуда. За обедом (или любым приёмом пищи) царило молчание, первым начинал есть глава семьи, он же разламывал калач и наделял всех куском хлеба, ели все из общего блюда. К хлебу было особое уважительное отношение, ни одна крошка не оставалась на столе, все ели не спеша, переедать или есть очень торопливо было не принято, заканчивался обед, как и начинался, молитвой. С особой тщательностью двоеда-не подходили к выпечке хлеба: когда печь истоплена, углы загребены, под печи подметён, хозяйка садит (выкладывает) на него с помощью особой деревянной лопаты хлеб.
Перед посадкой хлеб благословляли: калач перекрещивали, если это булка (обычно круглая), то в середине делали средним и указательным пальцем углубление. Подовый хлеб до сих пор пользуется спросом, но стряпухи (с уходом старшего поколения) почти все перевелись. Сейчас настоящий подовый хлеб могут испечь Табуева Римма Михайловна и Вагутина Мария Авдеевна, но и они стряпают очень редко, чаще покупают хлеб в магазине, так как дело это очень хлопотное. У молодого поколения отношение к хлебу, к сожалению, уже не такое бережное и трепетное, как у старшего поколения.
Двоедане – это трудолюбивые люди, с чувством собственного достоинства. Характерной чертой является сдержанность (лишнего слова не скажут), с незнакомыми людьми мало кто заведёт разговор, по будням в гости не ходят – не принято. Вспоминает Вакушина Галина Зиновьевна: «Вышла замуж 17 лет (1932 г.р.) в с. Ковригу и через некоторое время, соскучившись по родным и подружкам, приехала из Ковриги в гости к родителям в Мальцево».
Отец строго спросил: «Зачем приехала? Не случилось ли чего?» Когда она объяснила причину своего приезда, отец возмутился: «Нашла время по гостям ездить, столько работы в хозяйстве, за вичкой (веткой) в поле не ходи, а ты по гостям разъезжать вздумала», – и отправил тот час же дочь обратно. По большим праздникам нарядные мальцевляне ходили и ездили по гостям, или наряженные в масленицу стояли группами у ворот смотрели, как молодёжь катается на лошадях, в пасху обычно у реки водили хороводы. В современном Мальцеве по гостям в будни тоже ходят редко, но в воскресенье старшее поколение (обычно женщины) посещают друг друга, пьют чай или просто общаются, а молодёжь идет на дискотеки или отдыхает на природе и т.п.
Мероприятия в Доме культуры посещаются всеми жителями села, но во время посевной или уборочной кампании собрать людей очень трудно. Бежать в клуб, когда по хозяйству много работы, считается пустой тратой времени, а тех, кто все-таки пришел, считают чуть ли не лентяями, в лучшем случае людьми, стремящимся больше к развлечениям, чем к труду, что испокон веков в Мальцево было не принято.
Очень строго относились двоедане к табаку и алкоголю, это увлечение было не в почёте. На пирах, свадьбах и тому подобных мероприятиях выпивали из одной стопки, причём женщина должна была только пригубить. Но всё меняется. Старшее поколение не сумело привить эти обычаи молодым, поэтому после Великой Отечественной войны употребление алкоголя, браговарение стало делом почти обычным. Праздники, юбилеи отмечались и отмечаются по сей день с большим количеством алкоголя.
Отличием двоедан-мужчин и даже их гордостью были бороды, так как двоедане не брили бород. Это считалось большим грехом. Но уже в 1950-60-е годы (с тех пор, как я живу в Мальцево) стариков с бородами почти не было. В 1980 году с бородой были Мальцевы Иван Евламлиевич и Андрон Михайлович, а в конце 1990-х годов – Мальцев Николай Иванович. Сейчас они ушли из жизни, и больше бороду никто не носит.
Так постепенно обычаи двоедан (староверов), их строгие нравственные устои уходят из жизни. Но всё-таки хочется верить, что лучшее сохранится в памяти людей, в работах краеведов и учёных.
Т.Д. Мальцева, Дом-музей Т.С. Мальцева.
Примечания.