Старообрядчество и православие отличия

Старообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине XVII в. во время реформы Православной церкви, которую проводил патриарх Никон с 1653 года.

Старообрядцами (сам термин появился в XIX в.) называют приверженцев старой веры, противников этих реформ. В Церкви в это время возник раскол. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум.

Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста в ходе реформ были приняты новопечатные греческие книги. Начались жестокие гонения старообрядцев. Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки.

Содержание

В чем различия?

Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.

Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).

До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.

Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.

В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.

Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции. Градация святых в православии. Инфографика Подробнее

Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.

Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.

По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.

После реформы в православных церквях стали использовать многоголосное пение и новую систему нотной записи. Старообрядцы сохранили крюковое монодическое пение.

Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.

Как современная Церковь относится к старообрядчеству?

Сегодня существует комиссия по диалогу между Московской Патриархией и Русской православной старообрядческой Церковью. Инициатором выступила Русская Православная церковь.

«Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными», — говорил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Иларион (Алфеев) в интервью порталу «Русская вера».

Запрет и проклятие на использование старых обрядов были отменены в 1929 году синодом.

«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод 23 апреля 1929 года признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году подтвердил решения синода.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство людей так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» 1887 г.

Я не зря прикрепил к статье именно эту работу художника Сурикова, где действующее лицо -Боярыня Морозова демонстрирует «двоеперстие». Немного о самой картине:

«Боярыня Морозова» — гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. А прототипом стала тетка художника — Авдотья Васильевна Торгошина.

Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Имя Иисуса

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

∗ Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Обратимся в очередной раз к картине Сурикова:

∗ Лестовка — у боярыни на руке. Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы — символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Алексей Рудевич

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Старообрядчество и православие отличия таблица — СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ — В ЧЕМ РАЗНИЦА

Ссылка на файл: >>>>>> http://File-Portal.ru/Старообрядчество и православие отличия таблица/

Чем Православие отличается от Католичества?
Основные отличия от новообрядческого храма
Чем отличается старообрядческая церковь от православной?
Христианство
Протестантизм и православие – краткое сравнение доктрин

Христианство — крупнейшая мировая религия по числу приверженцев около 2,1 млрд человек во всем мире , в России, Европе, Северной и Южной Америке, а также во многих странах Африки оно является господствующей религией. Христианские общины есть практически во всех странах мира. В основе христианского вероучения — вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя всего человечества, а также в триединство Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Оно зародилось в I веке н. Впоследствии христианство проникло в страны Западной и Восточной Европы, миссионерские экспедиции доходили до стран Азии и Африки. С началом Великих географических открытий и развитием колониализма оно стало распространяться и на других континентах. В наши дни выделяется три основных направления христианской религии: В отдельную группу выделяются так называемые древневосточные церкви Армянская апостольская церковь, Ассирийская церковь Востока, Коптская, Эфиопская, Сирийская и Индийская Малабарская православные церкви , не принявшие решений IV Вселенского Халкидонского собора года. Раскол церкви на Западную католическую и Восточную православную произошел в году. Католицизм в настоящее время является наиболее крупным по числу приверженцев христианским вероучением. От других христианских конфессий его отличает несколько важных догматов: Католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Бога Отца и от Бога Сына. Все католические священники дают обет безбрачия, крещение происходит через возлияние воды на голову. Крестное знамение делается слева направо, чаще всего пятью пальцами. Католики составляют большую часть верующих в странах Латинской Америки, Южной Европы Италии, Франции, Испании, Португалии , в Ирландии, Шотландии, Бельгии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, на Мальте. Значительная часть населения исповедует католицизм в США, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австралии, Новой Зеландии, Латвии, Литве, западных областях Украины и Беларуси. На Ближнем Востоке католиков много в Ливане, в Азии — на Филиппинах и Восточном Тиморе, частично — во Вьетнаме, Южной Корее и Китае. Велико влияние католицизма в некоторых странах Африки в основном — в бывших французских колониях. Православие изначально подчинялось константинопольскому патриарху, в настоящее время существует множество поместных автокефальных и автономных православных церквей, высшие иерархи которых называются патриархами например, Патриарх Иерусалимский, Патриарх Московский и Всея Руси. Главой церкви считается Иисус Христос, фигуры, подобной Папе Римскому, в православии нет. Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое немонашествующее и черное монашествующее. Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от католицизма, в православии не признаются догматы о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами, об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына, о чистилище и о непорочном зачатии Девы Марии. Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами троеперстие. В некоторых течениях православия старообрядцы, единоверцы используют двоеперстие — крестное знамение двумя пальцами. Православные составляют большую часть верующих в России, в восточных областях Украины и Беларуси, в Греции, Болгарии, Черногории, Македонии, Грузии, Абхазии, Сербии, Румынии, на Кипре. Значительный процент православного населения представлен в Боснии и Герцеговине, части Финляндии, на севере Казахстана, некоторых штатах США, Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. Существуют также православные общины в некоторых странах Африки. Становление протестантизма относится к XVI веку и связано с Реформацией — широким движением против господства католической церкви в Европе. В современном мире существует множество протестантских церквей, единого центра которых не существует. Среди первоначальных форм протестантизма выделяются англиканство, кальвинизм, лютеранство, цвинглианство, анабаптизм, меннонитство. Впоследствии развитие получили такие течения, как квакеры, пятидесятники, Армия спасения, евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и многие другие. Такие религиозные объединения, как, например, мормоны или свидетели Иеговы, одни исследователи относят к протестантским церквям, другие — к сектам. Большинство протестантов признают общехристианский догмат от триединстве Бога и авторитет Библии, однако, в отличие от католиков и православных, они выступают против толкования Священного Писания. Большинство протестантов отрицают иконы, монашество и почитание святых, считая, что, человек может спастись через веру в Иисуса Христа. Некоторые из протестантских церквей более консервативны, некоторые — более либеральны особенно видна эта разница во взглядах на вопросы брака и развода , многие из них ведут активную миссионерскую деятельность. Такая ветвь, как англиканство, во многих своих проявлениях близка католицизму, в настоящее время ведется вопрос о признании англиканами авторитета Папы Римского. Протестанты есть в большинстве стран мира. Они составляют большинство верующих в Великобритании, США, скандинавских странах, Австралии, Новой Зеландии, также их много в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Канаде, Эстонии. Все больший процент протестантов наблюдается в Южной Корее, а также в таких традиционно католических странах, как Бразилия и Чили. Собственные ветви протестантизма такие как, например, кимбангизм существуют в Африке. Новости Календарь праздников Чёрный список отелей Каталог турфирм Персоналии Справка Термины туризма Классификатор туров. Христианство Христианство — крупнейшая мировая религия по числу приверженцев около 2,1 млрд человек во всем мире , в России, Европе, Северной и Южной Америке, а также во многих странах Африки оно является господствующей религией. Католицизм Раскол церкви на Западную католическую и Восточную православную произошел в году. Православие Православие изначально подчинялось константинопольскому патриарху, в настоящее время существует множество поместных автокефальных и автономных православных церквей, высшие иерархи которых называются патриархами например, Патриарх Иерусалимский, Патриарх Московский и Всея Руси. Протестантизм Становление протестантизма относится к XVI веку и связано с Реформацией — широким движением против господства католической церкви в Европе. Здесь вы всегда найдёте новости туризма, отзывы и советы путешествующих. Уникальные аксессуары для ванной Такого и за границей не сыскать!

Христианство

Сравнить автомобили по характеристикам прадо и махавели

Богослужебная реформа Патриарха Никона х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным. Содержание статьи Что такое старообрядческая и православная церковь Сравнение старообрядческой церкви и православной Отличие старообрядческой церкви от православной. Старообрядческая церковь — совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном. Православная церковь — объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви. В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста — восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ Царь Славы и IС ХС Исус Христос. На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС И и сус Христос. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви. Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет. В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные. В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии. Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы. Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу. Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки. В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома. Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника. Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится. Это новообрядцы отделились от Церкви. Вы, никониане, не понимаете причин разрыва общения между православными и никонианами. А патриарх Никон называл себя отец отцов, это уже сверх гордость! О нас Рекламодателям Контакт. Автомобили и транспорт Бизнес Дети Дом, дача, строительство Еда и напитки Интернет Компьютеры и ПО Красота, мода, стиль Культура и общество Медицина и здоровье Наука и образование Недвижимость Природа Психология и отношения Путешествия Спорт, фитнес Технологии Финансы Хобби и развлечения Юриспруденция. Главная Культура и общество Религия и духовное развитие. Чем отличается старообрядческая церковь от православной? А правда, что старообрядчество имеет сходство с несторианством? Нельзя ли провести сравнение? Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной индексируемой ссылки на источник. О нас Рекламодателям Контакт Карта сайта.

Mercedes gl klasse технические характеристики
Тест драйв мицубиси паджеро
Как заточить ножницы zinger classic

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Определение

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.

Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

Сравнение

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.

трехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Реклама

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Иисус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Выводы TheDifference.ru

  1. В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение и только восьмиконечные кресты. В православной церкви крестное знамение трехперстное, а кроме восьмиконечных есть четырех- и шестиконечные кресты.
  2. Различаются написания имени Христа, некоторых других понятий, а также верхние начертания на восьмиконечном кресте.
  3. Различно произношение Символа Веры.
  4. В старообрядческой церкви принято только унисонное пение, а при чтении широко используются погласицы.
  5. Во время богослужения в старообрядческой церкви приняты земные поклоны, в православной – поясные.
  6. В старообрядчестве для совершения богослужения используется древний Иерусалимский Устав, в православной церкви – Славянский Типикон, созданный на основе Иерусалимского Устава.
  7. В старообрядчестве не читаются акафисты, как это принято в Православной церкви.
  8. Для Евхаристии в старообрядческой церкви не используется агнец.
  9. Различные понятия Великой Агиасмы.
  10. В старообрядческой церкви не служится Пассия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *