Старообрядцы белокриницкого согласия

Тема: Старообрядческие согласия
Московская митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви предпринимает меры к улучшению напряженных отношений с Белокриницкой митрополией, глава которой, проживающий в Браиле (Румыния), претендует на главенство среди всех православных старообрядцев.
Совет Московской митрополии под председательством главы РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) на своем заседании на прошлой неделе «ради мира церковного» согласился при официальных сношениях с собратьями в Румынии употреблять исторически сложившийся титул «архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит», однако подчеркнул, что это «не означает признания Московской митрополией духовно-административной власти над собою со стороны Белокриницкой митрополии».
По-видимому, постановление стало ответом на упразднение Белокриницкой митрополией ее «временной Российской епархии». Решение об этом было принято собором Белокриницкой митрополии еще в 2004 году. Однако соответствующее постановление после неоднократных запросов было официально передано в Московскую митрополию лишь за несколько дней до заседания ее совета, который расценил принятое решение как «положительный шаг, направленный на восстановление канонического церковного порядка».
Совет выразил надежду на «продолжение процесса подготовки к общему освященному Собору Церкви Христовой, на котором единственно возможно решение всех вопросов наших взаимоотношений».
Как известно, попытка провести совместный Собор в сентябре прошлого года при участии румынских старообрядцев во главе с митрополитом Леонтием оказалась неудачной. Собор, приуроченный к 160-летию принятия в «старую веру» родоначальника старообрядческой иерархии греческого митрополита Амвросия прошел в украинском селе Белая Криница, где и состоялось в свое время это историческое событие. «Белокриницкое согласие» с тех пор стало одним из названий РПСЦ.
Собор подчеркнуто именовал конкурирующую «братскую митрополию» не иначе, как «Браильской», и заявил, что признает ее предстоятеля митрополита Леонтия лишь «главой старообрядческих приходов, находящихся на территории современной Румынии», считая государства СНГ и Балтии «канонической территорией Московской митрополии».
Более того, Собор обратился к румынским собратьям с просьбой «изъять из титула митрополита Леонтия наименования «Белокриницкий» и «всех древлеправославных христиан» до рассмотрения на Всестарообрядческом соборе», поскольку ныне кафедра бывшего Белокриницкого митрополита находится в Браиле, а Белая Криница входит в состав Киевской и всея Украины епархии Московской митрополии. Соборяне тогда потребовали также исполнить решение Всестарообрядческого собора 1996 года о перенесении мощей своего основоположника митрополита Амвросия из Браила в Белую Криницу.
Прошедшее заседание Совета митрополии в Москве, в котором приняли участие пятеро старообрядческих архиереев, икономы епархий, руководители отделов митрополии и приглашенные священнослужители, приняло также решение продолжить работу созданной в прошлом году комиссии по взаимоотношениям с Русской православной церковью и обратило внимание на «деструктивную деятельность на интернет-сайтах отдельных христиан Русской православной старообрядческой церкви», обязав духовных отцов «применять к таковым христианам меры духовного воздействия к недопущению оскорбительных и клеветнических выражений».

Москва. 12 февраля. ИНТЕРФАКС

БЕЛОКРИНИ́ЦКАЯ ИЕРА́РХИЯ, на­име­нова­ние Рус­ской пра­во­слав­ной ста­ро­обряд­че­ской церк­ви (РПСЦ, до 1988 Древ­лепра­во­слав­ная цер­ковь Хри­сто­ва); са­мое круп­ное со­об­ще­ст­во ста­ро­об­ряд­цев-по­пов­цев. Б. и. со­сто­ит из двух не­за­ви­си­мых друг от дру­га ми­тро­по­лий: Мо­с­ков­ской (центр – в Мо­ск­ве, Ро­гож­ская сло­бо­да) и Бе­ло­кри­ниц­кой (центр – в г. Брэи­ла, Ру­мы­ния). Епи­ско­пат Б. и. бе­рёт на­ча­ло от быв. Бос­но-Са­ра­ев­ско­го (Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат) митр. Ам­вро­сия (Пап­па-Ге­ор­го­по­ли). С на­ча­ла рас­ко­ла Рус­ской церк­ви (2-я пол. 17 в.) ста­ро­ве­ры бы­ли оза­бо­че­ны по­ис­ка­ми еди­но­вер­ных им епи­ско­пов, но все по­пыт­ки дол­гое вре­мя не име­ли ус­пе­ха. Не­смот­ря на за­пре­ты вла­стей, ста­ро­об­ряд­цам уда­ва­лось при­сое­ди­нять свя­щен­ни­ков из си­но­даль­ной церк­ви. При­ня­тый в 1822 указ пра­ви­тель­ст­ва имп. Алек­сан­д­ра I и жё­ст­кие даль­ней­шие ан­ти­ста­ро­об­рядч. ме­ры мог­ли пре­вра­тить всех ста­ро­об­ряд­цев в бес­по­повцев. По этой при­чи­не в 1832 на Ро­гож­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве со­бра­лись пред­ста­ви­те­ли раз­ных ста­ро­об­рядч. цен­тров и при­ня­ли ре­ше­ние при­ло­жить все уси­лия для уч­ре­ж­де­ния епи­скоп­ской ка­фед­ры. Мно­го­лет­ние по­ис­ки ар­хи­ерея, пред­при­ня­тые ста­ро­об­рядч. ино­ка­ми Пав­лом (Ве­ли­ко­двор­ским) и Алим­пи­ем (Ми­ло­ра­до­вым), при­ве­ли к при­сое­ди­не­нию 28 (или 29) окт. 1846 в со­бор­ном хра­ме Бе­ло­кри­ниц­ко­го мон. (с. Бе­лая Кри­ни­ца, Ав­ст­рия, в 1918–40 – Ру­мы­ния, в на­стоя­щее вре­мя Чер­но­виц­кая обл. Ук­раи­ны), че­рез ми­ро­по­ма­за­ние и от­ре­че­ние от «ере­сей», на­хо­див­ше­го­ся на по­кое греч. митр. Ам­вро­сия к ста­ро­об­ряд­че­ст­ву. В мар­те 1847 пра­ви­тель­ст­ву имп. Ни­ко­лая I ста­ло из­вест­но о воз­ник­но­ве­нии Б. и., и оно об­ра­ти­лось к австр. пра­ви­тель­ст­ву с прось­бой ли­к­ви­ди­ро­вать Бе­ло­кри­ниц­кую ми­тро­по­лию. В дек. 1847 митр. Ам­вро­сий был от­прав­лен в веч­ную ссыл­ку в г. Цил­ле (ны­не Це­ле, Сло­ве­ния), но са­ма ми­тропо­лия не бы­ла уп­разд­не­на. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Бе­лой Кри­ни­це митр. Ам­вро­сий ру­ко­по­ло­жил в разл. сте­пе­ни свя­щен­ст­ва 10 чел., в их чис­ле двух епи­ско­пов, один из ко­то­рых – Ки­рилл (Ти­мо­фе­ев) – стал его пре­ем­ни­ком. Б. и. бы­ла сра­зу при­зна­на мн. ста­ро­об­рядч. об­ще­ст­ва­ми в Рос­сии, в т. ч. и об­щи­ной Ро­гож­ской сло­бо­ды. Пер­во­на­чаль­но кли­ри­ки Б. и. поя­ви­лись сре­ди ста­ро­об­ряд­цев Тур­ции, Мол­да­вии и Ва­ла­хии. В 1849 был ру­ко­по­ло­жён пер­вый епи­скоп для всех древ­ле­пра­во­слав­ных хри­сти­ан в Рос­сии – Соф­ро­ний Cим­бир­ский (Жи­ров). Од­на­ко в 1856 он был ули­чён в зло­упо­треб­ле­нии вла­стью, и ре­ше­ни­ем Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра ему бы­ло за­пре­ще­но свя­щен­но­дей­ст­во­вать. Фак­ти­че­ски на­ча­ло ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию Б. и. в Рос­сии бы­ло по­ло­же­но в 1859 еп. Ан­то­ни­ем Вла­ди­мир­ским (Шу­то­вым). В 1863 ему бы­ло по­ру­че­но управ­ле­ние Рус­ской ста­ро­об­ряд­че­ской цер­ко­вью, при уча­стии Ду­хов­но­го со­ве­та. За вре­мя сво­его ар­хие­рей­ст­ва Ан­то­ний ру­ко­по­ло­жил св. 200 ста­ро­обрядч. свя­щен­ни­ков, и к кон­цу его жиз­ни (1881) в Рос­сии су­щест­во­ва­ло 14 епар­хий. В кон. 19 – нач. 20 вв. Б. и. в Рос­сии по­сте­пен­но ук­ре­п­ля­ла свои по­зи­ции: ру­ко­во­дство осу­ще­ст­в­ля­ли Ос­вя­щён­ные со­бо­ры и Все­рос. съез­ды. Вы­со­чай­шим ма­ни­фе­стом от 17.4.1905 ста­ро­об­ряд­цам впер­вые бы­ли да­ны рав­ные с про­чи­ми кон­фес­сия­ми пра­ва. По­сле это­го цер­ков­ная жизнь Б. и. в Рос­сии зна­чи­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась: бы­ло по­строе­но бо­лее ты­ся­чи но­вых хра­мов, от­кры­ты об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы, ве­лась ак­тив­ная из­да­тель­ская и цер­ков­но-об­ществ. дея­тель­ность. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 и поч­ти все по­сле­дую­щие го­ды сов. вла­сти ста­ро­об­ряд­цев пре­сле­до­ва­ли на­ря­ду со все­ми ре­лиг. со­обще­ст­ва­ми СССР, ста­ро­об­рядч. хра­мы и мо­на­сты­ри за­кры­ва­ли, мн. кли­ри­ки и ми­ря­не под­верг­лись ре­прес­си­ям. Су­ще­ст­вен­ные пе­ре­ме­ны в жиз­ни Б. и. в Рос­сии про­изош­ли по­сле 1988: Мо­с­ков­ская ар­хи­епи­ско­пия бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в ми­тро­по­лию, а ар­хи­епи­скоп Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алим­пий (Гу­сев) воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. По­сле 1991 вла­сти Рос­сии и стран СНГ ста­ли по­сте­пен­но воз­вра­щать ми­тро­по­лии хра­мы. В Мо­ск­ве РПСЦ бы­ли пе­ре­да­ны зда­ния и тер­ри­то­рия Ро­гож­ско­го по­сёл­ка, поя­ви­лось несколько ста­ро­об­рядче­ских пе­рио­дических из­да­ний. В 2000 в Мо­ск­ве про­ве­дён пер­вый по­сле 1917 Все­рос. съезд ста­ро­об­ряд­цев, при­ем­лю­щих Б. и.

Амвросий (Попович) (1791 — 1863), старообрядческий митрополит Белокриницкий. Единственный епископ, поддержавший старообрядческий раскол, основатель т.н. «белокриницкой иерархии».

В миру Андрей Попович, грек, родился в 1791 году в Османской империи в селе Маистра неподалеку от города Эноса (ныне в Турции). В ту пору греки страдали под жестоким турецким игом. Все тяготы этого ига вместе с народом разделили и предки митрополита – православные священники. Его отец, Георгий, был 22-м священником в своем роду.

Отец с детства готовил Андрея к церковному служению. Юноша поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук.

В 1811 году он женился и в том же году был поставлен в священники. В 1814 году Андрей овдовел, а в 1817 году принял иночество и был наречен Амвросием. Благочестивым поведением и хорошим образованием Амвросий снискал уважение иерархов Греческой Церкви.

В 1823 году его назначили настоятелем Свято-Троицкого монастыря на острове Халки в Мраморном море. Здесь на Амвросия обратил внимание Константинопольский Патриарх. Он перевел способного инока в Стамбул и поручил ему почетную и ответственную должность «протосингела Великой Церкви» (ближайшего помощника Патриарха).

В 1835 г. Амвросий был возведен в сан митрополита Боснийского и немедленно выехал к своей пастве.

Турки немилосердно угнетали боснийских сербов. И митрополиты обычно не вмешивались в дела властей. Но Амвросий не мог равнодушно смотреть на бедственное положение славян и стал на их сторону. Это было так необычно, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что сербы даже не признавали святителя за грека. Распространился слух, что Амвросий природный славянин, болгарин. А когда сербы подняли восстание против губернатора-паши, митрополит принял сторону восставших. Он говорил: «За кого народ – за того и владыка!»

Восстание привело к печальным результатам. Турки подговорили боснийских купцов написать Патриарху донос на Амвросия, будто бы он «мешается в нехорошие дела» и «сочинил клевету на пашу». Патриарх, во всем зависевший от произвола турецкого султана, понимал, чем вызваны обвинения против митрополита, но не посмел выступить против османских властей, требовавших смещения популярного в народе архиерея. Патриарх отозвал митрополита в Константинополь, где святитель проживал как архиерей без кафедры.

В то же время староверы активно искали благочестивого епископа, для которого была учреждена кафедра в Австрийской империи, при монастыре в селе Белая Криница (ныне на Украине). Поисками занимались иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов). Путешествуя по Востоку, в Константинополе они познакомились с Амвросием и не раз беседовали с ним о религиозных вопросах, в том числе о староверии и его нуждах.

Павел и Алимпий изложили митрополиту историю старообрядчества. Этот рассказ тронул святителя. Он проникся любовью к русским староверам, терпевшим от русских же властей мучения, сравнимые только с мучениями греков и сербов под турецким игом. Кроме того, инокам удалось убедить митрополита в том, что старообрядчество во всем следует канонам и обычаям византийского православия.

Приняв решение о присоединении к старообрядческой церкви, митрополит вместе с иноками в конце мая 1846 года отправился в Австрию. В Вене Амвросий подал императору Фердинанду V Габсбургу прошение, в котором заявил, что

«с твердостью решился принять избрание старообрядческого общества в верховного пастыря, видя пред собою самое явное Божественное провидение, которое меня предназначило, дабы оное общество руководить к вечному блаженства пути. Для того с искреннейшим желанием, любовью и ревностью всю свою силу и жизнь за благосостояние такового общества готов пожертвовать».

Из Вены святитель отправился в Белую Криницу. Здесь 28 октября 1846 года произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. На следующий год он рукоположил первых староверческих епископов – Кирилла (Тимофеева) и Аркадия (Дорофеева).

Слух о Белокриницком митрополите достиг Николая I, который требовал, угрожая войной, чтобы австрийские власти наказали Амвросия. Архиерей был вызван в Вену, где ему предложили либо отправиться в пожизненную ссылку, либо отречься от старообрядчества и возвратиться к Константинопольскому Патриарху. На это святитель мужественно ответил: «Я единожды сию религию принял и уже вспять возвращаться не желаю!»

В 1848 году митрополит получил предписание отправиться в ссылку в город Цилли (ныне в Словении). Но и здесь он не прекращал общения со староверами, часто посылая письма в Белую Криницу. С годами здоровье Амвросия ухудшилось. Но рассудок, память и дар речи не покидали больного до самой кончины, последовавшей 30 октября 1863 года. Родные похоронили его на греческом кладбище в городе Триесте (ныне в Италии), так как в Цилли все кладбища были католическими.

В 1996 году на Всемирном старообрядческом Соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причислен к лику святых как «великий угодник Божий и исповедник православной веры». А через четыре года его останки были перенесены с кладбища Триеста в Покровский собор города Брэила (Румыния), где ныне размещается резиденция Белокриницкого митрополита.

Рогожский поселок — духовный центр РПсЦ в Москве

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) — наименование, установленное решением Освященного Собора 1988 года для старообрядческой Церкви на территории СССР (ныне в России и странах СНГ). Прежнее название, употреблявшееся с XVIII века, — Древлеправославная Церковь Христова. Русская Православная старообрядческая Церковь находится в полном церковно-каноническом единстве со старообрядческой Церковью в Румынии и с подчиняющимися ей общинами в других странах. В литературе встречаются наименования РПсЦ: Белокриницкое согласие, Белокриницкая иерархия — по названию монастыря в Белой Кринице (Северная Буковина), бывшей в составе Австрийской империи. Вследствие последнего обстоятельства, в русской дореволюционной литературе течение именовалось также австрийской иерархией.

Краткая история Русской Православной старообрядческой Церкви

Как известно, одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой патриархом Никоном(1605–1681 гг.) и царём Алексеем Михайловичем (1629–1676 гг.), был раскол в Русской церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь рядом внешних и внутриполитических соображений, предприняли унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской церкви. Принятые в России формы совершения таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты анафеме соборным судом Церкви. Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата (единственный открытый противник реформ Никона из архиереев, епископ Павел Коломенский, в апреле 1656 года погиб в ссылке). В таких чрезвычайных условиях некоторые старообрядцы (которых потом стали называть безпоповцами) отказались принимать в общение никонианское священство, как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем безпоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением.

Священномученик и исповедник епископ Павел Коломенский. Икона в соборе Рождества Христова на Рогожском кладбище в г. Москве

Другая же часть старообрядцев — поповцы, исходя из канонической практики, существовавшей в Церкви со времени борьбы с арианством, настаивала на возможности и даже необходимости принятия в общение в сущем сане новообрядческих священнослужителей при условии их отречения от реформ Никона. В результате этого среди поповцев уже с конца XVII — начала XVIII века преобладала практика приёма священства от новообрядцев через миропомазание. На протяжении XVIII века старообрядцами было предпринято несколько попыток приёма в общение какого-нибудь архиерея, но все они успехом не увенчались.

В царствование императора Николая I (1796–1855 гг.) положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению беглого старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем — к Румынии, с июня 1940 — в составе Украинской ССР, при этом митрополичья кафедра была перенесена в город Брэила в Румынии) бывший Босно-Сараевский митрополит, по происхождению грек, Амвросий (Паппа-Георгополи) (1791–1863 гг.; 12 сентября 1840 года был отозван в Константинополь Патриархом Анфимом IV (ум.1878 г.) ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников (ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) после переговоров со старообрядцами (иноками Павлом и Алимпием) согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез помазание миром) и совершил ряд хиротоний для старообрядцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых святитель Стефан Сурожский (ок. 700 — после 787 гг.), Иоанн Златоуст (ок. 347–407 гг.) и Афанасий Великий (ок. 295–373 гг.).

Митрополит Амвросий

В 1853 году была основана Владимирская архиепископия; через десять лет (в 1863 году) она была преобразована в Московскую и всея Руси. Центр Белокриницкого согласия располагался в Москве на Рогожском старообрядческом кладбище. Правительством были предприняты меры к искоренению новой иерархии: священников и епископов заключали в тюрьмы (так, епископ Конон (Смирнов; 1798–1884 гг.) провел в Суздальской монастырской тюрьме 22 года, алтари старообрядческих храмов запечатывали (алтари храмов Рогожской слободы в Москве простояли запечатанными в течение почти полувека: 1856–1905 гг.), старообрядцам запретили записываться в купеческое сословие и другое. Гонения начали ослабевать только в царствование Александра III, но и при нем сохранялся запрет на служение старообрядческого священства. В условиях усиления гонений после учреждения иерархии в среде старообрядцев-поповцев возникли новые разделения. Часть поповцев, поверив правительственной, а также беспоповской пропаганде о якобы обливательном крещении митрополита Амвросия, присоединении Амвросия к старообрядчеству из-за денег (симония) и т. д., не признала Белокриницкой иерархии, продолжая окормляться бегствующим священством из Российской Синодальной Церкви. Этой группе, называвшейся в первой половине XIX века «беглопоповцами», удалось обрести свою иерархию только в 1923 году; современное название этого согласия — Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ).

24 февраля 1862 года в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в еретичности было издано «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии», подготовленное Владимирским (впоследствии Московским) архиепископом Антонием и начётчиком Иларионом Кабановым (псевдоним Ксенос; 1819–1882 гг.). В «Окружном послании», в частности, утверждалось, что новообрядцы, хотя и погрешают в вере, но веруют во Христа, что новообрядное написание «Иисус» не означает «иного бога», отличного от Исуса Христа, что четвероконечный образ Креста Христова также достоин поклонения, как и осьмиконечный, что христопреданное священство, таинства и бескровная Жертва будут существовать в Православной Церкви до скончания времён, что молитва за царя необходима, что время последнего Антихриста и конца света ещё не настало, что в Синодальной и Греческой Церквах священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПсЦ, принявшей священство от Амвросия. Большинство верующих Белокриницкого согласия приняло «Окружное послание» (таких христиан стали называть «окружниками»), однако нашлись и отвергнувшие его («неокружники», или «противоокружники»). Положение осложнялось тем, что к неокружникам примкнули некоторые архиереи. Со стороны окружников в течение конца XIX — начала XX веков регулярно предпринимались попытки уврачевать неокружнический раскол, в связи с чем в целях церковной икономии «Окружное послание» неоднократно объявлялось «яко не бывшим» (при этом подчёркивалось, что послание вполне православно и не содержит ересей). Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 году. За годы Советской власти та часть неокружнической иерархии, которая оставалась в расколе с Московской архиепископией, была репрессирована, другая часть перешла в РПсЦ, а иная — в единоверие, лишь единичные старики продолжают пребывать в беспоповском состоянии.

Архиепископ Саватий (Левшин)Несмотря на ограничительный по отношению к старообрядцам характер российского законодательства, Белокриницкое согласие, с 1882 года возглавлявшееся в России архиепископом Московским Саватием (Левшиным; 1824–1898 гг.), постепенно укрепляло свои позиции.

В конце XIX века происходило упорядочение внутренней церковной жизни старообрядцев Белокриницкой иерархии на основе принципа соборности, в чём немалая заслуга принадлежала епископу Арсению (Швецову; 1840–1908 гг.). До 1898 года все важнейшие внутрицерковные вопросы решал Духовный совет при Московском архиепископе, куда входили немногочисленные доверенные лица предстоятеля.

В марте 1898 года в Нижнем Новгороде состоялся собор с участием 7 епископов и 2 представителей от неприбывших архиереев, который уволил Саватия с Московской кафедры. Большинством голосов местоблюстительство архиепископского престола было поручено Уральскому епископу Арсению.

Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский

В октябре того же года в Москве состоялся новый собор, который избрал на Московскую кафедру Донского епископа Иоанна (Картушина; 1837–1915 гг.). Собор упразднил Духовный совет и обязал архиепископа Иоанна созывать областные соборы епископов для рассмотрения жалоб на епископов и вообще для благоустройства дел церковных не менее одного раза в год. Собор также постановил, что епископы Белокриницкой иерархии в России, в том числе архиепископ Московский, должны быть подчинены этим соборам. В 1898–1912 годы было проведено 18 соборов, в их работе наряду со священнослужителями принимали участие миряне. Помимо соборов в жизни белокриницкого согласия в конце XIX — начале ХХ века большое значение имели ежегодные всероссийские съезды старообрядцев. Соборы являлись «верховными органами церковно-иерархического управления», а съезды — «органом церковно-гражданского единения старообрядцев», занимавшимися преимущественно вопросами хозяйственно-экономическими и общественно-политическими.

Архиепископ Московский Иоанн (Картушин)Большое значение для старообрядческой церкви имел манифест «Об укреплении начал веротерпимости», опубликованный 17 апреля 1905 года, предоставлявший старообрядцам права. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест». По телеграмме императора, данной 16 апреля, представители московских властей сняли печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища. 21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе. В 1905-1917 годы, по оценке Ф.Е. Мельникова (1874–1960 гг.), было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, к работе над которыми активно привлекались видные архитекторы того времени — Ф.О. Шехтель (1859–1926 гг.), И.Е. Бондаренко (1870–1947 гг.), Н.Г. Мартьянов (1873 (по другим данным 1872) —1943 гг.) и другие. В эти годы открылись около 10 старообрядческих монастырей.

Федор Ефимович Мельников с книгой. Измаил (?). 1934 г. (?) (фотография из частного архива, г. Браил

На 2-м Всероссийском съезде старообрядцев (1901 год) была создана училищная комиссия, перед которой стояла задача открытия общеобразовательной школы в каждом старообрядческом приходе. Этот процесс после 1905 года шёл довольно быстро. В августе 1905 года собор принял постановление об организации школ для изучения Закона Божия и церковного пения в приходах, о создании духовного училища в Нижнем Новгороде и об обучении юношей «чтению и пению и подготовлении их к служению св. Церкви» в Черемшанском Успенском мужском монастыре близ Хвалынска Саратовской губернии. 25 августа 1911 года постановлением Освященного Собора старообрядческих епископов был учреждён при Московской архиепископии Совет, который бы, под управлением архиепископа Иоанна (Картушина), занимался рассмотрением церковно — общественных дел и вопросов и разъяснением таковых. В 1912 году на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет с шестилетним сроком обучения. Наряду со священниками это учебное заведение должно было готовить законоучителей, церковно-общественных деятелей и учителей общеобразовательных старообрядческих школ.

Архиепископ Мелетий (Картушин)Сразу после Октябрьской революции 1917 года в ходе массовой ликвидации домовых церквей закрылись домовые старообрядческие храмы (преимущественно в купеческих домах). В 1918 году были упразднены почти все старообрядческие монастыри, Богословско-учительский институт в Москве и все старообрядческие периодические издания. Во время гражданской войны случались расправы красноармейцев и чекистов со старообрядческими священнослужителями. В 1923 году архиепископ Мелетий (Картушин; ок. 1859-1934 гг.) и епископ Геронтий (Лакомкин; 1872–1951 гг.) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к пастве быть лояльными новой власти.

Епископ Геронтий (Лакомкин)В середине 1920-х годов белокриницкому согласию по разрешению ОГПУ удалось провести несколько соборов (в 1925, 1926, 1927 гг.), на которых рассматривались вопросы устроения церковной жизни в новых социальных условиях. Возобновилось издание (в частных издательствах) «Старообрядческих церковных календарей». Епископ Геронтий организовал в Петрограде братство св. священномученика Аввакума с пастырско-богословскими курсами при нём. К концу 1920-х годов старообрядческая Церковь Белокриницкой иерархии включала в себя 24 епархии, которыми управляли 18 епископов, несколько монастырей, существовавших после 1918 года под видом «трудовых артелей», и сотни священнослужителей.

Политика правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н.К. Крупской (1869-1939 года гг.) сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», внутри которого наиболее крупным и организованным было белокриницкое согласие. В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри; многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. Часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. В ходе репрессий епископат был практически полностью уничтожен. Большинство архиереев было расстреляно, некоторые томились в тюрьмах, и лишь двое (нижегородский епископ Иннокентий (Усов; 1870-1942 гг.) и иркутский епископ Иосиф (Антипин; 1854-1927 гг.)) сумели выехать за границу. К 1938 году на свободе остался один архиерей — епископ Калужско-Смоленский Сава (Ананьев; 1870-е — 1945 гг.). Белокриницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году епископ Сава единолично рукоположил епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Ареста не последовало, и в 1941 году епископ Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвёл вернувшегося из заключения епископа Самарского Иринарха (Парфенов; 1881-1952 гг.) в достоинство архиепископа. В 1942 году из заключения вернулся епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.

Архиепископ Московский и всея Руси Никодим (Латышев)

В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжёлым. Большинство закрытых в 1930-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год. После войны удалось пополнить епископат. В 1945 году был рукоположен епископ Иосиф (Моржаков; 1886-1970 гг.), в 1946 году — епископ Вениамин (Агольцов; ум. 1962 г.), а через два года — епископ Флавиан(Слесарев; 1879-1960 гг.). В 1960-х — середине 1980-х годов церковная жизнь согласия характеризовалась застойными тенденциями: новые приходы практически не открывались, отдельные провинциальные храмы были закрыты из-за отсутствия не только священнослужителей, но и способных вести клиросную службу мирян. Распространилась практика окормления нескольких приходов одним священником. Священнослужители, пытавшиеся проявить какую-либо активность, нередко попадали под запрещение. В 1986 году, после кончины архиепископа Никодима (Латышева; 1916-1986 гг.) и местоблюстителя епископа Анастасия (Кононова; 1896-1986 гг.), архиепископом Московским и всея Руси был избран незадолго до того рукоположённый епископ Клинцовско-Новозыбковский Алимпий (Гусев; 1929-2003 гг.).

Митрополит Московский и всея Руси АлимпийНовый предстоятель начал активно посещать провинциальные приходы, включая те, где архиерейского служения не было несколько десятков лет. На соборе 1988 года Московская Архиепископия была преобразована в Митрополию. На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви — «Русская Православная старообрядческая Церковь» вместо прежнего «Древлеправославная церковь Христова».

24 июля 1988 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан Митрополита Московского и всея Руси. В 1991 году Русская Православная старообрядческая Церковь возобновила официальное теоретическое и духовно-просветительское издание — журнал «Церковь». При митрополите Алимпии были возрождены Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская епархии. Впервые после 1917 года была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии. В 1995 году при художественно-реставрационном училище в Суздале было открыто старообрядческое отделение. В 1998 году состоялся первый выпуск. Среди девяти человек, получивших тогда свидетельства об окончании, все нашли себя в церковном служении. В 1999 году в силу финансовых и организационных проблем училище было закрыто. В 1996 году на Рогожском было создано Старообрядческое духовное училище, первый выпуск которого состоялся в 1998 году. Затем в деятельности училища снова был большой перерыв. 31 декабря 2003 года митрополит Алимпий скончался, и 12 февраля 2004 года митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов; 1951-2005 гг.). С его именем связана активизация деятельности РПсЦ по многим направлениям, а также политика открытости внешнему миру. 1 сентября 2004 года возобновило свою работу Московское старообрядческое духовное училище. В октябре 2004 года территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий вошли во вновь образованную Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию.

Митрополит Андриан (Четвергов)Митрополит Андриан пробыл на митрополичьей кафедре полтора года; сумел установить тесные связи с Московским правительством, благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую, предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе. Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа. 19 октября 2005 года предстоятелем РПсЦ был избран епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов; род. 1947 г.). Возведение на престол нового старообрядческого митрополита состоялось в Москве 23 октября в духовном центре староверов, расположенном в Рогожской слободе.

В мае 2013 года в РПсЦ была принята православная община из Уганды во главе со священником Иоакимом Киимбой. После кончины 10 января 2015 года протопресвитера Иоакима Киимбы новым настоятелем был назначен священник Иоаким Валусимби. 20 сентября 2015 года в Москве состоялась его иерейская хиротония, которую совершил митрополит Корнилий. По состоянию на сентябрь 2015 года у общины имелся один действующий храм в пригороде столицы Уганды Кампалы и ещё два строящихся (число прихожан составляло около 200 человек). 4 февраля 2015 года Советом Митрополии РПсЦ было принято решение о создании комиссии по вопросу о возможности признания Московским Патриархатом законности Белокриницкой иерархии. 31 марта того же года при участии митрополита Корнилия состоялась первая встреча комиссии с рабочей группой Московского Патриархата. Высший орган управления РПсЦ — Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из десяти архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь, в меньшей степени Дальний Восток, Кавказ и Дон. Ещё 300 тысяч человек — в СНГ, 200 тысяч — в Румынии, 15 тысяч — во всем остальном мире. На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин. Русской Православной старообрядческой Церкви в настоящее время принадлежит женский Николо-Улейминский монастырьблиз Углича. Издаются журнал «Церковь» и приложение к нему «Во время оно…». С 2015 года существует старообрядческое интернет-радио «Голос веры» (г. Сычевка Смоленской области, создатель — иерей Аркадий Кутузов) и проводятся старообрядческие онлайн-лекции.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2018 года.

  • Донская и Кавказская епархия — архиепископ Зосима (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия — епископ Патермуфий (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия — епископ Евфимий (Дубинов)
  • Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия — епископ Никодим (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия — епископ Евмений (Михеев)
  • Московская митрополия — митрополит Корнилий (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ Силуян (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *