Старополье Ленинградская область

Ополье (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Воздвижения Креста Господня в деревне Ополье Ленинградской области

Деревни в окрестностях Петербурга, связанные с именем рода Шуваловых, встречаются столь часто, что даже немного неприлично — другим графьям-то вообще хоть что-нибудь доставалось «с царского стола»? Вот и Ополье — старинное поселение, где уже в 15 веке стоял православный храм, — так же связано с именем этой семьи.

Эта деревня, стоящая на древнем ямском тракте, принадлежала Шуваловым с середины 18 века, со времен правления Петра III. Именно на их средства в 1874 г. в селе начали возводить белую с синими куполами церковь по проекту архитектора Ивана Буланова. Ее трехъярусная колокольня видна издалека и поныне.

Ополье, кстати, и до Шуваловых жило своей яркой жизнью — скучать здесь не приходилось. В 1808 здесь построили почтовую станцию по проекту Луиджи Руска (как в Кипени), на 1838 сохранились упоминания о питейном доме и корчме. Ну и, разумеется, не пустовал храм, на те годы, правда, деревянный.

Ополье, кстати, и до Шуваловых жило своей яркой жизнью — скучать здесь не приходилось. В 1808 здесь построили почтовую станцию по проекту Луиджи Руска (как в Кипени), на 1838 сохранились упоминания о питейном доме и корчме.

Однокупольная церковь Воздвижения Креста Господня в русско-византийском стиле советские годы пережила относительно удачно — пустовала она всего пять лет, за ней постоянно присматривали и не давали ветшать. Сохранился даже ухоженный погост вокруг храма — со старинными яблонями и ароматной сиренью.

Координаты

Адрес: Ленинградская область, Кингисеппский район, деревня Ополье.

Как добраться: с автовокзала на наб. Обводного канала, 36 (ст. м. «Лиговский проспект») курсируют автобусы № 851 и № 842 до остановки «Ополье». На автомобиле по Таллинскому шоссе, которое проходит прямо через деревню.

Старополье Средняя Рогатка. №1(5). 09.1998. В ста шестидесяти пяти километрах к юго-западу от С.-Петербурга, у отрогов Моклочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долины, в обрамлении полей многочисленных окрестных деревень, лежит село Старополье. В восточной части его, на холме, возвышается величественный пятиглавый храм с высокой, 45-метровой колокольней, видной издали. Это — главный приходской храм села, посвященный Рождеству Христову. Основным же престольным праздником Старопольского прихода с давних пор считается день св. Илии пророка, в честь которого был освящен старый храм. День этот до сих пор празднуют жители. Земли Старопольского погоста издавна были заселены финскими народами — чудью (до сих пор о тех временах напоминает название дер. Чудская Гора близ Старополья) и славянами, пришедшими сюда по Луге и Плюссе из Новгорода. К Сумерскому погосту Шелонской пятины Господина Великого Новгорода и относились эти места. Первое упоминание Старополья (в XVI — XVII вв. именовавшегося погостом Валово) содержится в Писцовой книге Шелонской пятины под 1498 годом и, следовательно, в 1998 г. селу исполняется 500 лет. Вероятно, на самом деле селение это гораздо древнее, хотя документальных летописных свидетельств об этом не сохранилось. Первоначальная церковь в окрестностях Старополья, еще до постройки первой церкви в самом селе, находилась около нынешней дер. Куреши, в одной версте к югу от современного храма. Посвящена она была св. великомученику Георгию Победоносцу. Первое упоминание о ней относится к XVI веку (поставлена она была не позднее 1576 — 1577 гг.). По разорении ее литовцами, очевидно, в Смутное время, в начале XVII в., она была возобновлена на новом месте в селе (погосте) Валовом, нынешнем Старополье. Деревянная, «рубленная клецки» церковь Страстотерпца Христова Георгия отмечена там впервые под 1622 -1623 г. В Курешах же, бывшей церковной деревне, где прежде жил церковный причт и бил «Попов ключ» — св. источник, со временем был возобновлен храм св. Георгия, сохранявшийся до XIX века. Неподалеку от него сохранялись возвышенности в виде могил-курганов, напоминавших о бывших здесь событиях. Еще до 1970-х годов сохранялся старый алтарный камень, бывший престолом деревянной Георгиевской Курешской церкви. В XIX в, и первой половине нынешнего века жители дер. Куреши и Чудской Горы, провожая усопших односельчан на погост, прощались с ними на этом камне. В память о святыне рядом с ним, у места древней церкви, была устроена, действовавшая до 1940-х годов, домовая часовня, в которой было много образов. Она погибла во время боевых действий в 1944 г. При прокладке шоссе рядом с местом храма в 1970-х годах дорожниками алтарный камень был сдвинут со своего места и употреблен ими на строительство дороги. В XVII в., по возобновлении храма в с. Валовом (Старополье) церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в с. Валовое. Писцовая книга Осьминской управы, составленная в 1676 г., свидетельствует также: «что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жившие на погосте, должны перейти в деревню Курешу». Это указывает на то, что прежде Старополье (Валово) было военным поселением, где жили вольные служилые люди, поселенные сюда, очевидно, во времена царя Иоанна Грозного или ранее, при укреплении обороны северо-западных границ Русского государства со Швецией. Со временем оборонное значение местности, видимо, снизилось и Валовому определено было стать церковным погостом. В писцовой книге 1676 г. подробно описывается деревянный шатровый храм Великомученика Христова Георгия в селе Валовом, Старопольской сотни: «а в церкви Божия милосердия двери царския, сень и столбцы писаны на краске; по правую сторону царских дверей образ местной: огненное восхождение св. Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске… на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте»… Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта. При храме была «колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой — в пуд». Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: «…церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь». В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви. В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св. Архистратига Михаила в Хонех 6 сентября 1820 года. Инициатива сооружения храма принадлежала местному священнику о. Евфимию Евсевиеву, он же был в числе первых храмоздателей, наряду с церковным старостой, крестьянином дер. Замошье Афанасием Егоровым и петербургским купцом Вуколом Поляковым. Спустя четыре года к каменному храму была пристроена каменная же придельная церковь (придел) во имя св. Георгия, в ознаменование существующего издревле почитания этого святого в местности Старополья и его окрестностей. (Вспомним, что все прежде стоявшие здесь церкви были посвящены святому Георгию). Храм был выстроен за два года из местной плиты. Освящение придела состоялось 10 мая 1826 г., при Императоре Николае I. Старостой храма в это время был Патрикий Федоров. На все строительство (вместе с приделом) было употреблено 15013 рублей 75 копеек, собранных тщанием церковного прихода. Антиминс в храме св. Илии был освящен епископом Христофором 19 июля 1853 г. и подписан митрополитом С.-Петербургским Никанором; антиминс же Георгиевского придела был старше, — он был освящен Преосвященным Григорием, епископом Ревельским 28 октября 1824 г. и подписан митрополитом С.-Петербургским Серафимом. Этот каменный храм более полувека был единственным для жителей Старополья. Поскольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. В праздники зачастую половина молящихся стояла вне храма. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине века, когда население села и прихода весьма выросло. Тогда, в 1870-х годах, при священнике Валентине Михайловиче Кедрове, решено было выстроить в селе новый, просторный и обширный каменный храм. Место для него было выбрано в двухстах метрах к северу от прежнего погоста (при каменном Ильинском храме существовало и древнее кладбище, служившее местом последнего пристанища жителей Старополья и его окрестностей). Место новой, церкви располагалось на холме, и было отделено от старого храма небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино. Храм решено было выстроить трехпрестольным, посвятив центральный придел Рождеству Христову, а боковые — свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери «Всех Скорбящих радосте». Проект архитектора Ивана Власьевича Слупского предусматривал сооружение величественного пятиглавого храма в русско-византийском стиле, с высокой, видной отовсюду пятиярусной колокольней. По праву, сооружаемый храм был достоин считаться украшением даже столичного города. Средства для сооружения церкви были отчисляемы в течение девяти лет строительства, начиная с 1878 г., местными крестьянами, жителями прихода, первоначально — по одному рублю с каждой ревизской души в год, а впоследствии — по два рубля. К1887 г. на строительство была употреблена сборная церковная сумма в 7348 руб. 21 коп. Кроме того, в этой поистине всенародной стройке многие лица участвовали подвозом материалов и другими способами. Императором Александром II, — царем освободителем, освободившим крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., и Императрицей Марией Александровной лично было пожертвовано на сооружение храма 6000 рублей. От Департамента Уделов, которому до 1861 г. принадлежало село, для строительства было отпущено 700 штук бревен и 350 кубических сажен дров — для обжигания кирпичей. Крестьянин д. Овсище Николай Пантелеев пожертвовал разных священных предметов в храм на 3000 руб. Крестьяне Иван Евдокимов из д. Замошье и Даниил Галактионов из д. Засосье пожертвовали сумму на устройство в храме железной кровли. Всего сумма, употребленная на строительство, составила 71372 руб. 10 коп. Вместительный, светлый и просторный храм (длина его составила 46,5, ширина 31,7 и высота до креста 31,7 метра при колокольне 45 м) был освящен в 1888 году. При нем было открыто новое приходское кладбище, вследствие малости и тесноты прежнего. Старая приходская Ильинская церковь с 1893 г. была обращена в церковь-школу. Среди святынь храма следует назвать древнюю икону Тихвинской Божией Матери, точную копию (список) с чудотворной, хранившейся в Тихвинском монастыре. Писана она была в 7184 (1676) году 1 августа при царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме и при митрополите Новгородском Корнилии. Внизу на образе была надпись: «многогрешный раб Парфенище». Икона была украшена ризой и цветными камнями в венце Божией Матери. Кроме того, в церкви были старинные оловянные ковчег и дароносица, старинные же венцы из белой жести и древнее, обложенное бархатом, Евангелие 1748 г. Из колоколов (они помещались в трех ярусах звона) был особо примечательный большой колокол, столь могучий и звонкий, что слышен был даже в Осьмине, за 25 километров. Доставка его волоком и поднятие на колокольню хорошо запомнились прихожанам. На колокольне старого храма из колоколов были замечательны два, — первый, весом в пуд, с надписью «Gloria in excellsis Deo. Anno 1645″, другой — в 30 фунтов, 1763 г., работы Алексея Кузьмина. Все время до постройки каменного Христорождественского храма приход был очень небогат. Содержался он ругой и платой за требы. Священники и причетники жили, главным образом, от земли, питаясь плодами собственного труда, да и дома причта не отличались от крестьянских. Зачастую бывало так, что рясу священник одевал только по праздникам. В конце прошлого — начале нынешнего века положение несколько улучшилось. Школа при церкви первоначально открылась в 1847 г., при священниках Матфее Соколове и Иоанне Беляеве. Однако число учащихся в ней было очень мало. С 1870-х гг. в церковной сторожке при храме до шестидесяти мальчиков и девочек обучались Закону Божию и грамоте. (Учила детей вдова местного священника Мария Михайловна Молчанова). С 1892 г. в Старополье была открыта церковно-приходская школа, с 1905 г. утвержденная двухклассной (двухлетней). В 1896 г. были открыты церковно-приходские школы в деревнях Овсище и Рудница, с 1908 г. — в д. Дубоем. Кроме того, в приходе действовали две министерских, из них одна двухклассная, и три земских школы. Перед революцией в Старопольской церковно-приходской школе обучались 62 мальчика и 57 девочек. В 1910 г. на церковной земле было учреждено новое приходское кладбище (под него была отдана 1 десятина 600 кв. саженей земли). Причт храма составляли в начале века, перед революцией, 3 священника, диакон, 3 псаломщика и просфорня. Среди священников, служивших в храме, известны: Логин Прокофьев (1676), Тимофей Егоров, Иоанн Феоктистов, Игнатий Тимофеев, Иоанн Игнатьев, Евсевий Афиногенов (+1797), диакон Алексий Иванов. Добрую память сохранили прихожане о священнике Евфимии Евсевиеве (+1841), выстроившем в 1817 — 1824 гг. каменный Ильинский храм и много содействовавшем духовному развитию прихожан. Позднее в храме служили священники о. Василий Филиппов (+ 1836), о. Иоанн Саввич Беляев, перемещенный в храм с. Ям-Ижора в 1847 г., о. Иоанн Петрович Верольский, постригшийся в 1849 г. в монахи. Затем служили о. Матфей Петрович Соколов и Иоанн Васильевич Молчанов, оба выпускники С.-Петербургской Духовной семинарии. По смерти о. Соколова в 1870 г. настоятелем стал священник, позднее — протоиерей Валентин Михайлович Кедров, построивший величественный Христорождественский храм, и скончавшийся в 1910-х гг. По кончине о. Иоанна Молчанова, в 1868 г. поступил в храм о. Петр Лабецкий, по переходе которого в Рель его сменил свящ. Григорий Петрович Певцов. Перед революцией, с февраля 1911 г.» настоятелем храма служил священник Александр Дмитриевич Ласкеев (1881 — ?), сын псаломщика Спасской-Чирковицкой церкви Ямбургского уезда. Выпускник Петербургской Духовной семинарии, в 1902 -1904 гг. он был учителем церковно-приходских школ, затем — законоучителем Валовского (Старопольского) двухклассного министерского училища, учителем Засосской земской школы. Впоследствии, став священником и будучи настоятелем храма, он был духовником всего духовенства благочиния. Вторым священником храма служил священник Алексий Владимирович Тихомиров (1879 — ?), сын священника Красногорской Знаменской церкви Лужского уезда (с. Красные Горы). По окончании также Петербургской Духовной семинарии был учителем и законоучителем Доложской церковно-приходской школы, затем Доложского двухклассного министерского училища, учителем Старопольской двухклассной церковно-приходской школы, а затем — диаконом и священником Старопольского храма (с 1906 г.). Одновременно с пастырскими обязанностями он заведовал и преподавал в Старопольской, Овсищенской, Рудницкой и Дубоемской церковно-приходских школах, Менюшской и Засосской земских школах. В связи с этим о. Алексию приходилось много ездить по приходу, по преимуществу на нем лежали обязанности воспитания и образования детей его прихожан. Кроме того, добрый, отзывчивый и по молодости исполненный сил батюшка состоял уполномоченным от крестьян Старопольской волости по делам об устройстве больницы в с. Старополье, был почетным попечителем местной пожарной дружины, председателем попечительского совета прихода и депутатом Думы от духовенства благочиния. В годы Первой мировой войны с 1915 г. он состоял членом, а затем и председателем Старопольской подкомиссии (отделения) особого Петроградского комитета Великой княжны Ольги Николаевны по оказанию помощи раненым русским воинам. Диаконом в это время служил о. Герасим Диомидович Лебедев, псаломщиками — Алексий Успенский и Симеон Орлов, просфорней была Серафима Мефодиевна Недремская, дочь псаломщика Алексеевской Воскресенской (близ Осьмина) церкви Гдовского уезда, сестра диакона о. Иоанна и тетушка последнего настоятеля Ложголовской церкви о, Николая Недремского. Старостой (с 1911 г.) был крестьянин дер. Морди Косьма Елеазарович Михеев. Приход села Старополья, обширный и густонаселенный, составлял 6200 человек и включал само село Валово (Старополье), а также деревни Куреши, Чудская Гора, Заклепье, Шакицы, Собольцы, Менюши, Рудицы, Засосье, Хотило, Межники, Замошье, Корино, Марино, Морди, Дубок, Круте, Овсище, Дубоем, Велетово и Чудка. Прихожане регулярно посещали храм Божий, жители этих мест были очень религиозны и богобоязненны. Зимой в праздники в церкви молилось до тысячи человек. Жители много благотворили на храм, среди них многие имели мелкие подряды в С.-Петербурге, занимались кирпичным делом, летом — устройством мостовых в столице, торговали. Наиболее чтились в народе праздники пророка Илии, мч. Флора и Лавра, вмч. Георгия Победоносца, мч. Анастасии, свв. Апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца. Престольными праздниками были Рождество Христово 24 декабря /7 января, свт. Николая Чудотворца 6/19 декабря и 9/ 22 мая, Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» 24 октября/6 ноября и 23 июля/5 августа, св. пророка Божия Илии 20 июля/2 августа и вмч. Георгия Победоносца 23 апреля/6 мая и 26 ноября/ 9 декабря. Крестные ходы по приходу устраивались в праздник св. пророка Илии — по с. Валовому (Старополью) и в Менюши, на Флора и Лавра — в Замошье, в Рождество Христово и Рождество Богородицы — в Корино, на свв. Петра и Павла — в Рудницу, на праздник Спаса Нерукотворного -16/29 августа — в Овсище (последние два были установлены в память избавления от эпидемии тифа в XIX в.). После революции и ухода Белой армии в 1920-х г. церковная земля (180 десятин) была конфискована, после были закрыты церковноприходские школы — они стали государственными, а преподавание в них Закона Божия было запрещено. Храмы продолжали действовать до 1930-х годов, когда осенью 1936 г. обманным путем был закрыт, а затем обращен в колхозный клуб Свято-Ильинский храм. С тех пор он уже более не открывался, древнее кладбище при нем было уничтожено (сейчас оно частично заросло бурьяном, а частью используется под картофельное поле). В 1960-х годах во время «хрущевских» гонений был уничтожен и сам храм. Ныне лишь остатки его фундаментов да старинная, вымощенная булыжником дорога на Осьмино напоминают об этом старинном уголке Старополья. Храм Рождества Христова действовал до 1938 г., когда был закрыт, а затем разграблен и обращен в машинно-тракторную станцию. Кресты и верхние луковки с куполов были сброшены, в 1939 -1940 гг. были сброшены и колокола, включая самый большой. Перед закрытием в храме служили один священник и один диакон, о. Алексий. При закрытии церкви диакон Алексий был арестован и о судьбе его ничего более неизвестно. В годы войны, в 1942 г. храм был вновь открыт и в нем служили. Над куполами вновь были установлены кресты. Священник не жил в Старополье, а приезжал откуда-то, но имени его старожилы, к сожалению, не помнят. Закрыт храм был в 1944 году и вновь стал использоваться как гараж для машин, тракторов, а затем даже комбайнов. Позднее в нем был устроен склад, а затем он, полуразрушенный и оскверненный, пустовал и разрушался безвременьем. Лишь после 1000-летия Крещения Руси, в мае 1990 г. по инициативе местных жителей была воссоздана православная община верующих с. Старополье. Возглавляемая жительницей Сланцев Марией Семеновной Крючковой и ее мужем Михаилом Никифоровичем она добилась регистрации и возвращения церкви православным. Решением сланцевских властей храм был передан верующим 14 июня 1990 г. (В С.-Петербурге община была зарегистрирована 2 августа 1990 г.) В феврале 1991 г. в Старополье по просьбе общины направляется священник Владимир Глушак, некоторое время окормлявший прихожан храма. Рядом с местом старого храма, в деревянном доме, приобретенном общиной, был открыт домовый храм, освященный во имя св. Пророка Илии, по имени древней церкви и заветного праздника прихода. Однако службы в нем до 1996 г. совершались нечасто, ибо община не имела постоянного священника, а на Пасху 1996 г. две тысячи прихожан даже остались без службы. С 4 октября 1996 г. у общины появился свой пастырь — теперь в храме постоянно служит священник Тимофей Иванченко, назначенный настоятелем Старопольского прихода. Богослужения в скромной домовой церкви в приходском доме (в нем же, в соседней комнате, живет и батюшка) стали регулярными. Рядом сооружена звонница, по бедности прихода — из пустых газовых баллонов разной длины, дающих при ударе в них ноты разного тона — вот такой колокольный звон! Летом 1998 г. при активном участии храма вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке и фонда «Средняя Рогатка» начата реставрация величественного Старопольского храма. Была расчищена территория возле церкви, срублены выросшие на кровле и на колокольне деревья. В краткий срок отреставрированы св. врата и нижний ярус колокольни и в нем оборудован придел во имя св. пророка Божия Илии, ставший четвертым по счету в этом храме, кроме трех, исторически существовавших до закрытия. В краткий срок резчиком А.Е.Свириденко по образцовому проекту (B.C. Артемов, А. Е. Свириденко) был вырезан двухъярусный иконостас с ажурными царскими вратами и установлен в приделе. Местные образа Спаса, Казанской Божией Матери и св. Илии пророка украсили его. Из домового храма вернулась сюда икона Рождества Христова, происходящая, по всей видимости, из Христорождественского храма. Освящение придела состоялось в день престольного праздника св. пророка Илии 2 августа 1998 г. После Божественной литургии в прежнем домовом храме и крестного хода святыни оттуда были перенесены во вновь устроенный придельный храм. К этому дню была закончена установка иконостаса, воздвигнуты престол и жертвенник. В четыре часа пополудни при огромном стечении людей — на праздник собралось более четырехсот человек, многие приехали не только из близлежащих окрестностей, но и из Сланцев и С.-Петербурга, состоялось освящение храма. Богослужение совершалось настоятелем церкви св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке протоиереем Адрианом Должиковым в сослужении местного настоятеля свящ. Тимофея Иванченко и настоятеля церкви св. Архангела Михаила с. Сижно свящ. Сергия Кутузова. Затем был освящен крест, который будет поднят и установлен на колокольне храма. Думается, к 2000-летию Рождества Христова величественный Христорождественский храм обретет свой прежний облик. Но состояться это может только при непременном и неравнодушном нашем отношении и участии. «Россия богоизбранная! Да возлюбят тебя сыны твои, отбросившие всяческие заморские бредни. Да вознесут тебя на высоту твои же дети- потомки великих богатырей родной истории!» Священномученик Андроник, архиепископ Пермский +1918. Меня мама с детства в храм водила. Еще я была маленькая, она мне говорила: пойдем, пойдем в церковь. Помолиться и причаститься надо. А после я и в Ильеши ездила в церковь, там на св. Пятницу праздник большой, и в Тихвин, и куда только не ездила… Екатерина Андреевна Петрова, прихожанка Старопольского храма, д. Шакицы Боже, как тащили сюда, в Старополье, главный колокол, — по большой дороге из Овсища, как тащили его… Когда везли его: везут, везут, — устанут, и тогда запоют «Дубинушку», налягут все вместе, — и, глядишь, опять повезли… Когда поднимали его на колокольню, — так все Старополье валилось — на колени все становились, а ведь какое большое село было — народу-то очень много здесь было… А как ставили на колокольню его, даже Христа запели!.. Так старики рассказывали… Анастасия Ильинична Богачева, прихожанка Старопольского храма Всю жизнь сюда в храм ходила, — и на Пасху, и на все праздники церковные. В церковь войдешь, так сердце даже обмирает. А прежде колокол, колокол-то какой был!.. А сколько было народу, а теперь — разорение… После войны разрушили все. Слышишь, — это или то из церкви потащили, так и разграбили все. А потом в церкви и склад сделали, и амбар и сарай сделали, так все и нарушилось… Не хочу и говорить… А.И. Богачева Колокол был здесь, такой, что если позвонишь в него, то за 25 километров, в Осьмино, слышно, как наяву, если ветер в ту сторону. Я еще мальчишкой помню церковь, как все было красиво. Люди приходили молиться, — все как надо было… Здесь внизу, под горой, тоже была церковь старая, — Ильи Пророка. В 1936 году у всех старушек старопольских собрали подписи, для того, мол, что будут ремонтировать храм. Всех этих людей обманули, — над списком наверху написали, что это подписи Bcex тex, кто согласен на закрытие храма. И устроили в старой церкви клуб колхозный, все люди после этого сюда ходили, в большую церковь, отремонтировали ее. А потом и здесь в церкви сделали МТС, а после войны уже и комбайны сюда ставили, учинили полное издевательство… Сам я живу в Литве, приехал специально сюда к сестре, и попал, на праздник. Отец мой, Илья Фёдорович здесь похоронен, были сегодня на кладбище, помянули его. Сегодня у него именины… Михаил Ильич Богачёв, уроженец Старополья. Литва На Илью в Старополье большая ярмарка была. Сожнут крестьяне яровое зерно, -жито, пшеницу, -и едут на ярмарку. Там и качели, и карусели, и чего только не было устроено, — такая ярмарка в этот день была богатая… И в магазины ходили, и так приезжали. Всё было… Е.А. Петрова Церковь разоряли… Она была очень хорошая… Перед войной уже начали громить: По деревням мужчин полно оставалось: в Замошье, в Заклепье. И кресты, и купола скинули с церкви, и иконы все убрали, все нарушили… А по середине церкви и трактора стояли, и машины стояли. Не церковь уже была, а мастерская… А мужикам, которые разоряли, -им Бог смерть такую дал: которые повесились, которые опились, их никого и в живых нет. Они на фронте небыли, — все такой смертью погибли. Зинаида Григорьевна Цветкова, прихожанка Старопольской церкви, дер. Чудская Гора А эти-то батюшки, что в церкви служили, все, верно, умершие. Которых забрали, которые — умерли. И диаконы были у нас в церкви. А это все — церковные дома, — их были, — место церковное. А сейчас все разрушено, все растаскали и сожгли…Да… Теперь всё колхозное… А здесь, где картофельное поле — все памятники были, кресты. Это кладбище было, здесь церковь стояла, от нее камни остались. И за той церковью кладбище было… Е.А.Петрова Бабушка моя пела здесь на клиросе… Старшая тетя, Вера Александровна Веселова, умершая в 1994 году, пела здесь, а затем — много лет; до конца своих дней, в храме на Козьей Горе… Все рады, конечно, что такое событие у нас, — освящение церкви… Прихожанка храма в праздник св. Илии Пророка, 2августа 1998г. Освящение храма в Старополье – причина, по которой сегодня мы здесь собрались,- это не только возрождение культурной нашей жизни, но, на мой взгляд, это и покаяние всего нашего поколения, очищение нашего поколения… Возрождение духовной жизни здесь – это возрождение не только Старопольской волости и нашего района в целом, но всей России. Г.М. ШУВАЛОВА, зам. главы администрации Сланцевского района Сегодня, в день праздника святого пророка Илии, важное событие происходит на этой земле Старопольской. Слава Богу, возрождается часть храма — прекрасного, величественного, и сейчас от каждого из нас требуется усердная молитва. Пока отремонтирован только маленький уголок храма и здесь будет совершаться молитва, чтобы дальнейшие труды увенчались успехом, чтобы Божие благословение было над теми, кто будет далее продолжать это богоугодное дело, чтобы, по возможности, каждый из вас хотя бы лепту тоже мог внести в это святое дело. ИЗ СЛОВА ПРОТОИЕРЕЯ АДРИАНА ДОЛЖИКОВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ПРИДЕЛЬНОГО ХРАМА СВ. ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ В КОЛОКОЛЬНЕ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В С. СТАРОПОЛЬЕ Добавил Владимир Будько. 06.2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *