Старорусская божья матерь икона

Содержание

Старорусская икона Богоматери

Христос – возросший Младенец, Отрок на руках Своей Матери. Они вместе взирают на тайну – и касание Отрока щеки, по созвучию греческих слов, говорит о тайне и молчании.

Двенадцатилетний Отрок, Который удивлял знатоков Закона (Лк.46-47), созерцает тайну творения Своего с Матерью Своей, слагающей все слова Его – и само молчание Его! – в сердце Своём (Лк.2:51).

На Отроке белый хитон, украшенный разбросанным по всей его ткани символами троичности – Христос открывает творению Своему тайну Единого Бога в Трёх Лицах, сверх-единство Бога, Творца мира.

И нога Его обнажена, обнажено бедро Его – ибо Он тот, Кто боролся с древним Иаковом (Быт.32:24-25) теперь благословил мир, омытый и обновленной Кровью от ребра Его.

И ворот хитона – с разрезом, повторяющим начертания буквы Y в слове IXTYC, древнем кратком символе веры христиан эпохи гонений – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Вырез хитона – словно знак ударения над греческим словом ΊΧΘΎΣ.

На Отроке – гиматий, плащ ярко-красной охры. Обычно гиматий символически изображает «божественные энергии» (по слову свт. Григория Паламы) Христа Богочеловека и изображается синим, как символ непостижимой бездны. Но здесь Отрок, открывающий в Себе людям Творца мира, в красном гиматии – Он Предвечный Младенец, на Чьей Жертве зиждется мир…

На других изводах Христос облечен в золотые ризы – как знак Его грядущего Воскресения из мертвых, знак того, что над Распятым смерть по Восстании Его не властна будет, и не будет властна она на теми, кто в Нем, кто с Ним, кто – «новая тварь» (2 Кор. 5, 17 )

Прекрасная и Пречистая Матерь Его, чей мафорий темно-красных охристых тонов, «исткала плоть Ему от пречистых кровей Своих», для того, чтобы Он обновил юность мира, одряхлевшего от грехов.

И прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое.

Он – Творец, «Поэт» неба и земли (как буквально говорится по-гречески в Символе веры), «сочинивших тварь из четырех стихий». Он Тот, кто «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12). И свиток держит Он в длани Своей – тайну Троического Совета.

Он – Христос, Превечное Слово Отчее, Он был в начале (Ин. 1:1).

«Новый Младенец явися, недомысленный, от Тебе, Пренепорочная, ставилом дубравы, и горы мерилом разума поставивый, лик звездам изсчитаяй, и капли росы, и ветров дыхание преложивый» (Канон Ангелу Хранителю).

Младенец возрос и пришел на Иордан, и крестился от Иоанна, выходя на Своё таинственное и страшное служение, на Крестный путь Свой:

Да возрадуется пустыня Иорданова, / и да процветет яко крин, / глас бо вопиющаго услышан бысть в ней, / уготовайте путь Господень. / Горы бо поставивый ставилом, и удолия мерилом, / вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба, / обнищавати начат богатныя дары даруяй. / Услыша Ева, в печалех родиши чада. / Ныне же услыша Дева: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость. (Предпраздненство Просвещения (Крещения Господня), стихира на стиховне)

Удивительны сплетения смыслов в сложности узора церковного года – здесь и недавний день воспоминания Усекновения главы Предтечи, и Новолетие, во день которого принято класть на аналой как праздничную икону – иконы Христа-Премудрости Божией…

«Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго (то есть- «Сыне Божий», Богородицы ради»(Канон Ангелу Хранителю).

…и Рождество Богоматери, как ожидание обновления состарившегося, подобно Иоакиму и Анне, и обрадованного с ними, доселе безутешными, мира.

И приносят младенцев в храм – крестить их во Имя Младенца Мариина, и читается над водой купели водосвятная молитва, и Крещение Господне снова и снова, весной и осенью, зимой и летом, всегда – обновляет мир, дает надежду превыше всякой надежды. Это Он, Отрок-Пиит, совершает обновление ветхого и преходящего, не уничтожая, а заботливо сберегая его.

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая,

и Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир,

Ты, от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси.

Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.

Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

Ты бо, Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя, явльшагося: Ты бо, Бог наш, на земли явился еси и с человеки пожил еси, Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

Старорусская икона Божией Матери

Чудотворная икона Богоматери, которая почитается всеми православными людьми, является святыней старорусской земли. Ее великая сила способна защитить от бедствий и болезней, а также помочь каждой заблудшей душе.

По словам священнослужителей, икона — это окно в храм Господа нашего. Изображение святого выступает проводником ваших желаний и просьб. По церковному уставу просить помощи можно только у Бога, а обращенные к святым молитвы, которые мы читаем у их икон, могут лишь донести наши желания до Всевышнего. Каждый, кто был причислен к лику святых, имеет определенную власть над разными обстоятельствами. Поэтому важно знать, какой силой обладает тот или иной помазанник Божий, когда просите помощи.

История Старорусской иконы

Привезенная греками с украинской земли, икона получила свое наименование от названия города Старая Русса в Новгородской области. Она находилась там очень длительное время и помогала старорусским людям своей чудотворной силой. Однако в период смертельной эпидемии, которая разразилась на родине живописной иконы, она потребовалась обратно жителям Тихвина. Решено было передать ее на время тихвинским горожанам, чтобы они замолили грехи свои и избежали тяжелой участи. Но после прекращения повальной болезни лик Божией Матери отдавать никто не захотел. Так она пробыла там почти триста лет, до 1768 года.

Жителям Старой Руссы в 18 веке разрешили только создать копию с великой иконы, которую они разместили в своем храме. Однако в 1848 году после нескольких попыток вернуть икону обратно в Новгородскую область старорусских людей охватила эпидемия холеры. Началась схватка за чудесную силу иконы Богоматери. И только в 1888, спустя почти 180 лет с первого прощения, было принято вернуть подлинник горожанам Старой Руссы. Встречали икону с должным почтением: всю дорогу от Тихвина ее несли на руках, а к ее возвращению на Новгородскую землю была построена церковь Чудотворной Старорусской Иконы Божией Матери.

Во времена советской власти икона была разграблена: все драгоценные камни, которые служили украшением, были сняты с нее. Лик Богоматери был отправлен в Краеведческий музей. После начала Великой Отечественной войны икона бесследно пропала. Копия, которая находилась в Воскресном Храме, ныне почитается как чудотворная.

Описание Старорусской иконы Божией Матери

Существует два типа копий почитаемой иконы. Древний образ был написан еще в 13 веке: на нем изображен Младенец Иисус, который расположился на руках у Матери и повернулся ликом к Пречистой Деве. Данная копия хранится и по сей день в Покровском женском монастыре в Ленинградской области.

А вот ныне почитаемый образ идет вразрез с изображением, написанным в 13 веке. Невозможность вернуть икону в Старую Руссу послужило поводом заказать копию, которую передали в 1768 году старорусским жителям. Спустя 180 лет, когда образ вернулся на Новгородскую землю, люди увидели несходства между оригиналом и копией: на левой руке покоится Младенец, но он отвернут от Святой Девы, его тело устремляется прочь от Матери.

История утверждает, что тихвинцы небрежно относились к чудотворной иконе, и скопившиеся грязь и копоть помешали разглядеть лики святых при написании копии. Но поверье утверждает иное развитие событий: лик Христа был отвернут от увиденной порочной жизни старорусских горожан. Но именно этот образ почитается на сегодняшний день. Также это самая большая выносная икона в мире, которая в высоту составляет 278 см, а в ширину — 202 см.

Молитва Старорусской иконе

Икону Божией Матери просят об искуплении грехов, о защите от воровства. Сила Богоматери способна исцелить любые недуги и помочь заблудшему встать на путь истинный. К ее чудотворной помощи обращаются многие люди с помощью молитвы:

«Милость Твоя, о Царица Небесная, помочь может от любой напасти — и смертной, и людской. Ты рождением Спасителя нашего закончила наши мучения и подарила жизнь вечную. Услышь просьбы мои и передай их Всевышнему, о Святая Владычица. Пусть снизойдет с неба благодать Твоя на жизни погибающих. О, Богоматерь, Ты единственная надежда отчаявшихся людей. Спаси и сохрани, да пусть недоброжелатели не вздумают ничего плохого. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Дни поминовения иконы — 17 мая и 1 октября. Эти даты не случайны: именно в это время Старорусскую икону вернули жителям Старой Руссы, сначала как копию ( 17 мая), а затем уже оригинал ( 1 октября). В эти дни нет ограничений, однако священнослужители призывают помолиться и посетить церковь, особенно если вас терзают болезни. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

История

А названа Икона Божией Матери так в честь города – Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время — город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери – для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу – в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца — в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия – священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Обретение Старорусского чудотворного образа, две версии:

Издревле градохранительницей Старой Руссы была Старорусская икона Божией Матери. История ее появления в Русе «раздваивается», что связано с дальнейшей судьбой иконы и тяжбой о ней между рушанами и тихвинцами.

Итак, рушане считали, что икона:

«была перенесена в г. Старую Руссу в первые века христианства греками из Ольвиополя, но насколько верно такое мнение, с утвердительностью сказать о нем трудно. По сохранившемуся в народе преданию известно только то, что она, со времен глубокой древности, принадлежала г. Старой Руссе и находилась в нем несколько столетий на радость и утешение всех жителей города и окрестной области»
А. А. Усинин. Торжество перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина в г. Старую Руссу, Новгородской губернии.

Пребывала она, согласно старорусскому преданию, в Спасо-Преображенском соборе — как самом древнем и почтенном храме города. Тихвинцы же наставали на том, что икона явилась в 1570 году в Выдропуске (Выдро-пужске) и находилась в Старой Руссе лишь недолгое время.

Тяжба за Старорусскую икону Божией Матери между жителями Тихвина и Старой Русы

Казалось бы, с течением времени жители Старой Руссы должны были смириться с потерей, но нет. В 1787 году они отправили в Тихвин «посольство», имевшее целью возвращение святыни. Как и ожидалось, тихвинцы иконы не отдали, лишь разрешили снять с нее список. И в 1805 году затеялась тяжба между рушанами и тихвинцами о том, кому должна принадлежать Старорусская икона Божией Матери.

Длилась тяжба за Старорусскую икону более восьмидесяти лет и началась с прошения рушан, поданного на имя митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова). Как пишет уже цитированный нами А. А. Усинин, митрополит Амвросий:

«с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню».

«Старорусские граждане» своих надежд не оставили. Они писали то новгородским владыкам, то в Святейший Синод. Тихвинцы, в свою очередь, указывали на отсутствие достоверных документов, которые подтверждали бы старорусское происхождение чудотворной иконы, и подвергали сомнению предание о перенесении ее в Тихвин во время морового поветрия. Они заявляли:

«Это сказание не имеет никакого основания и суть произведение новейшего времени, а потому более гадательно, нежели достоверно».

Более того, прибегали тихвинцы и к «запрещенным приемам», указывая на маловерие оппонентов:

«Если они почитают икону сию чудотворною, то почему не покорят воли своей чудодейственной ее силе и хотят присвоить ее судебным порядком?»

История иконы

Появление иконы

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленскому мецеслову за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее — Тверская губерния). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами.

Перенесение в Тихвин

Предание гласит, что в 1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ пообещали прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращённой.

Тяжба

В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и епископ Старорусский Евгений (Болховитинов) не возражали против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев) отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 году новое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но оно так и не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Святейший синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:

Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ.

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к командующему войсками С.-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. 29 октября 1887 года он отправляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями, на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14 500 рублей серебром. Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. Во встрече иконы в Новгороде и Старой Руссе участвовал епископ Старорусский Владимир (Богоявленский). В 1892 году в монастыре была построена церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, куда переносят икону.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII в)

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области).

Ныне почитаемый образ

Ещё в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.

Ссылки

  • Чудотворная икона на сайте «Соборная сторона»
  • Т. Царевская «Чудотворная икона Старорусская Богородица»
  • Т.Царевская Чудотворная икона «Старорусская Богородица»»
  • Старорусская икона Божией Матери
  • Дело о Старорусской иконе

Все о религии и вере — «молитва старорусской божьей матери» с подробным описанием и фотографиями.

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города. Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.

В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.

Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («СТАРОРУССКАЯ»)

икона Богородицы «СТАРОРУССКАЯ»

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Похожие новости

Комментарии (0)

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Значение “Старорусской” иконы Божией Матери

В Старой Руссе в церкви святого Георгия находится список со Старорусской иконы Божией Матери. Как и утраченный некогда оригинал, он почитается чудотворным, чему неоднократно были самые убедительные доказательства. История его до сих пор полна невыясненных обстоятельств и волнует умы исследователей. Но прежде всего нужно поговорить о той древней иконе, копией которой он является.

Предположения о появлении иконы в Старой Руссе

Точно не известны ни время, ни место появления на Руси Старорусской иконы Божией Матери. Одна из версий гласит, что в 1470 году жители Византии, подвергшейся нападению турок, чтобы спасти святыню, тайно переправили её в Руссу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре. По другой версии икона в 1570 году чудесным образом явилась в церкви святого Георгия, в одном из сёл Тверской губернии, откуда позднее была перенесена в Старую Руссу.

Пребывание иконы в Тихвине

Так или иначе было на самом деле ― трудно сказать. Но доподлинно известно, что в 1570 году жители Тихвина обратились к рушанам с просьбой прислать им чудотворный образ, надеясь с его помощью избавиться от постигшего их страшного бедствия ― морового поветрия. Жители Старой Руссы поступили как истинные христиане и пришли на помощь к тихвинцам. Икона была на руках, крестным ходом, доставлена в охваченный эпидемией город, после чего моровое поветрие резко пошло на убыль и вскоре совсем прекратилось.

Дальнейшие события разворачивались следующим образом. Жители Тихвина, получив столь очевидное подтверждение чудотворности Старорусской иконы Божией Матери и преисполнившись к ней любви и благодарности, отказались возвращать святыню её владельцам. Вначале они под разными предлогами тянули время, а под конец дали категорический отказ.

Трёхвековые судебные споры

Вслед за этим началась беспрецедентная в своём роде тяжба, продлившаяся более трёхсот лет. Лишь в 1888 году после бесчисленных судебных разбирательств и бюрократических проволочек Старая Русса вновь обрела свою святыню. Снова, как и в 1570 году, её несли торжественным крестным ходом. Кстати, размеры Старорусской иконы Божией Матери весьма внушительны: 278 см х 202 см. Она считается самой большой выносной иконой в мире.

Чтобы как-то утешить тихвинцев, вынужденных, наконец, расстаться со столь любезной их сердцам иконой, жители Старой Руссы передали им копию святыни, выполненную в 1787 году. В тот год, потеряв надежду на возвращение Старорусской иконы Божией Матери, рушаны направили в Тихвин мастеров для изготовления с неё копии. Мастера были весьма искусными и выполнили заказ в точном соответствии с оригиналом.

Чудо, явленное иконой

Каково же было всеобщее изумление, когда в 1888 году при обмене оригинала на копию вдруг выяснилось, что изображение Младенца Иисуса на копии необъяснимым образом изменилось. В оригинале Иисус своим ликом припадал к лику Богородицы, тогда как в списке, хранившемся в Старой Руссе, его фигура была развёрнута таким образом, как будто Он отвернулся от Пречистой Девы и стремится прочь от Неё.

О фальсификации и подмене иконы не могло быть и речи, так как специалисты, исследовавшие её, в один голос заявили, что это тот самый образ, который был выполнен в 1787 году. Были предположения, что ввиду того, что живописный слой оригинала сильно пострадал от времени, мастера, выполнявшие копию, могли попросту ошибиться, не имея возможности детально рассмотреть его, но это мало походило на правду.

И так, не найдя сколько-нибудь убедительных объяснений случившемуся, решено было считать это чудом, которое явила икона Старорусской Божьей Матери. Значение его истолковали следующим образом ― Младенец, изображённый на списке с древней иконы, отвернулся от Богородицы, преисполненный скорбью о грехах людских. Эта версия считается окончательной и общепринятой вплоть до наших дней.

Судьба святого образа в наши дни

После революции новые власти обошлись со святынями без малейшего почтения. С них были сняты украшавшие их драгоценные ризы, а сами они стали экспонатами краеведческого музея. Во время войны, когда Старая Русса оказалась в оккупации, древний образ бесследно исчез, судьба его неизвестна. Копия же, та самая, на которой чудесным образом изменилось положение Младенца Иисуса, была передана немцами в открывшийся в городе храм.

В наши дни этот чудотворный образ хранится в Старой Руссе, в церкви Святого Георгия. Праздник Старорусской иконы Божией Матери отмечается дважды в год: 17 мая ― день, когда икона впервые появилась в Старой Руссе, и 1 октября ― день её возвращения после трёхсотлетнего пребывания в Тихвине.

Перед этой иконой принято молиться о ниспослании защиты от воровства и всяких хищений. Она сама была фактически на долгие годы украдена у законных владельцев и именно от этой беды ограждает сегодня. Значение этого образа лаконично и ясно выражено в восьмой Заповеди Божьей ― «Не укради». Об этом она напоминает нам и к этому призывает.

Храм, молитва, акафист Старорусской Иконы Божией Матери

Иконы Царицы Небесной – самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.

Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.

Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия – описаны в данной статье.

А названа Икона Божией Матери так в честь города – Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время – город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери – для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу – в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца – в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия – священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.

Присутствовал при том один монах – насельник Старорусского Преображенского Монастыря – Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.

В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.

И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику – каждой по 12 раз.

Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.

Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.

Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.

Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.

Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:

В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.

На самом деле, праздновать и почитать Святыни можно в любое время года, но священнослужители рекомендуют именно в эти дни прихожанам посещать храм, чтобы помолиться и попросить о помощи, поддержке, исцелении у Царицы Небесной.

И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.

Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.

Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная. Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.

Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.

А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Икона Богородицы «Старорусская»

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Владимирская»
  • Икона Божией Матери «Отрада и утешение»
  • Икона Божией Матери «Грузинская»

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Старорусская икона Богоматери

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

  1. Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
  2. Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Четырехчастная»
  • Икона Божией Матери «Леушинская»
  • Икона Божией Матери «Пряжевская»

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

  • Успенском соборе в Тихвине;
  • Новгородской церкви апостола Филиппа.

    Икона Божией Матери «Старорусская» (Старая Русса, Россия)

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

  • защите души от искушений;
  • спасения души;
  • охране от воров имущества;
  • благословенной семейной жизни;
  • спасении и защите детей.

Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих Икона Богородицы Старорусская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *