Старорусская божья матерь

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы Акафисты иконам Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года, за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

    Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

    Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

    Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

    Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно, крестным ходом, внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

    После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

    Дни празднования: 17 мая (4 мая по старому стилю) и 1 октября (18 сентября).

    В начало

    Старорусская икона Божией Матери.

    Старорусская икона Божией Матери.

    Старорусская икона Божией Матери.

    Новорусская икона Богоматери


    Новорусская икона (Куракин, 1998-2008 гг., разм. 202х153 см.)

    Дата появления:

    известна с 2011 года

    Иконографический тип:

    Елеуса

    Место нахождения:

    Москва

    Сергей Куракин и его «Новорусская Богоматерь» (Икона «Новорусская Богоматерь» репортаж ТВЦ с 30-го Антикварного Салона в Москве)Икона Новорусская Богоматерь

    Новорусская икона Богоматери — икона-летопись, написанная в Москве в 1998—2008 гг. Сергеем Куракиным, посвящённая истории Храма Христа Спасителя.

    История

    История написания образа связана с видением автору. По свидетельству иконописца, в 1998 году в полуподвале мастерской (по 3-му Хорошёвскому проезду в Москве), где в то время жил и работал художник, ему явился образ Богоматери с Младенцем, держащим Храм Христа Спасителя, сотканным в воздухе «эфирными нитями». Название было избрано в символическом значении и связано с вступлением России в новое русское XXI столетие. После окончания работы автор обратился к Церкви за благословением. Богослужебная комиссия Священного Синода отметила «художественную ценность представленного образа как произведения искусства», однако адресовала икону к частному почитанию.

    Спас поражающий змия, в образе змия — Наполеон. Деталь I клейма «Спасение России в войне, 1812 г.»

    Связь с традициями

    Средник иконы. Образ Богородицы, Христа

    В церковной живописи сохранились имена «художников-самовидцев», изображавших Богородицу или Христа по видениям. Начиная с I-х веков Христианства по XX-й век, формировался особый тип «символических икон». Данный тип символических икон вызывал разногласия не только в церкви, но и народе. Когда в 1518-19 гг. М. Греку принесли икону подобную «Единородному Сыне», тот ответил: «от себя составили». Появление символических икон в средневековой Руси вызывало волнения в народе. Русский иконовед Л. Успенский объяснял такое отношение к символическим иконам тем, что их иконография была покрыта «туманной ссылкой на греческие образы». Схожее мнение вызвал образ «Господь Саваоф» на Большом Московском Соборе, как «несоответствующий православному вероучению». Публикация в 2011-12 гг. «Новорусской Богоматери» в рунете вызвала критику блогеров. Однако в своей экспертизе заслуженный художник-реставратор А. Н. Овчинников отметил, что икона «написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет художественную ценность и отнёс её к жанру «летописных икон».

    Иконография

    В соответствии с заключением Богослужебной комиссии, в котором говорится, что «Исполнение средника свидетельствует о знании <…> иконописного канона», иконография образа может быть отнесена к типу Елеуса. Младенец сидит на руках Богоматери прижатым к щеке в знак божественной любви. В левой руке — свиток, Новый Завет, в правой — Храм Христа Спасителя. Наряду с этим тема дароприношения в древних иконах трактовалась наоборот, Христу приносили дары, но Спаситель дарующим храм не изображался. Так в сюжете «Успение» — Христос держит душу Богоматери, в «Сошествии во ад» — Спаситель изображается с крестом (См. также: Богородичные иконы). В «Записках по иконописанию» Куракин объяснил такое нововведение в иконографию тем, что вложил в основу средника идею о Божественном домостроительстве. В древней иконографии известны аналогичные случаи. Историк Н. Е. Андреев приводил икону «Почи Господь в день седьмый», в которой: «Содержанием иконографического сюжета является «домостроительство Божие». О символическом изображении храма в иконах говорил иконовед Е. Трубецкой:

    «изображение грядущего храмового или соборного человечества. <…> должно быть поневоле символическим, а нереальным, по той простой причине, что в действительности соборность ещё не осуществлена: мы видим только несовершенные её зачатки на земле. В действительности в человечестве царствует раздор и хаос: оно не является единым храмом Божиим; чтобы ввести его во храм и осуществить в нём подлинную соборность, нужен «пост и труд и теснота и всякие скорби».

    Орфография надписей

    Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Циклопедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
    Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

    Источники сюжета

    Источником сюжета послужила история московского Храма Христа Спасителя. Нетрадиционное решение автора, разместить вокруг Богоматери историю Кафедрального собора, вызвало критику Синода: «В истории Церкви и иконописном наследии известны многоразличные варианты построения сцен, но они в обязательном порядке связаны с содержанием основного образа. <…>. Однако отражение в Образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви — Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть связь между средником и содержанием клейм затруднительно.». Схожее мнение выражал в своё время митрополит Московский Филарет по отношению к иконе «Купина»: «в составе иконы представляется много неудоборешаемого». По свидетельству автора связь Богоматери с клеймами объясняется тем, что Богоматерь символизирует — Соборную Церковь, клеймы — страсти людские; Кремлёвская стена — нерушимую стену Богоматери. Последняя трактовка находит аналогию в Акафисте:

    Ты – стена девам, Богородица Дева, и всем к Тебе прибегающим. (Икос X)

    Приём изокефалии
    Нижний регистр «Воссоздание»

    Сюжет

    Историко-просветительский портал «Уроки истории. XX век» рассказал о сюжете иконы: «В 16 клеймах (вставных изображениях) представлена история Российской империи, СССР и современной России.». Для более ясного прочтения сцен автор разделил икону на 3 регистра в соответствии с 3 эпохами: верхний «Строительство храма, XIX век», средний «Разрушение XX век», и нижний «Воссоздание — вступление в XXI век». Действия сцен происходят на Красной площади, у стен Кремля, в Успенском соборе, в Донском монастыре, на Алексеевском холме, на Воробьёвых горах, у Москвы-реки, у Белого дома, в Доме московского правления, в Храме Христа Спасителя.

    Избранные клеймы

    I клеймо: Спасение России в войне с Наполеоном, 1812 г. III клеймо: Закладка Храма Христа Спасителя, 1839 г. V клеймо: Пришествие большевиков, 1917 г. VIII клеймо: Убиение Братства, 1930—1940 гг. IX клеймо: Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931 г. X клеймо: Строительство Вавилонской башни, 1931—1941 гг. XI клеймо: Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г. XII клеймо: Битва у Белого дома, 1993 г. XIII клеймо: Устроение смотрящего совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, 1994 г. XVI клеймо: Освящение Храма Христа Спасителя, 2000 г.

    История написания

    После явления образа иконописец исполнил 3 эскиза, запечатлевших видение, один из которых вошёл в иконографию. Следом началась работа над созданием иконографической программы и самого произведения, занявшая в итоге 10 лет.

    1-й эскиз 1998 г. 2-й эскиз 1998 г. 3-й эскиз 1998 г.

    В реализации замысла помогали опыт реставрации, коллекционирование икон. Далее по «запискам» иконописца: чтобы «перевести исторические образы на язык иконографии», автор изучал исторические портреты «через богословскую призму» (см. #Галерея образов). С этими целями было собрано до 120 различных книг по истории, богословию, религии, иконографии и мн. др. Для изготовления красок Куракин использовал натуральные камни, которые собирал в окрестностях Воскресенска, Звенигорода, заказывал с Урала, посещал ювелирные выставки Москвы, где покупал элитные камни (вульфениты, лазуриты, аурипигменты др.), перетирал в порошок (подробно: #Техника иконы). Для воспроизведения исторических сцен на иконе иконописец посещал исторические места, связанные с историей храма. На Воробьёвых горах осматривал окрестности МГУ, где начиналось первое строительство Храма царём Александром I. Посещал Алексеевский холм, на котором в это время шло строительство ведущего Храма. Обследовал окрестности Белого дома, где проходили события второго путча 1993 г., отражённые в XII клейме («Битва у Белого дома 1993» ). Посещал Красную площадь. В Архангельском соборе общался с очевидцами шаровой молнии, влетевшей в иконостас в 1980 г., отражённой в иконе в образе архангела Михаила . Для наглядного ознакомления с иконописными школами России иконописец ездил в музеи Рыбинска, Ярославля, Новгорода, Пскова. Параллельно заказывал доски, которые сохли в мастерской до 4 лет, после чего отдал их для изготовления иконной доски в Новоспасский монастырь, затем в церковь Симеона Столпника, где накладывали левкас. Для нанесения сусального золота иконописец вызывал мастера из Рыбинска, чью работу испортил, но повторил заново. В этих условиях складывалась иконография образа , делались прориси клейм , цветовые эскизы .

    Фрагмент XI клейма: «Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г.» В тёплых тонах использованы: киноварь, гематит, реальгар, аурипигмент, свинц. белила, уголь и др.
    Фрагмент XII клейма: «Битва у Белого дома, 1993 г.» В холодных тонах использованы: лазурит, малахит, вивианит, уголь, свинц. белила, киноварь, аурипигмент и др.

    В 2004 г. в поездке по Крыму Куракин собирал камни, изучал историю; тогда он впервые ощутил потребность получить благословение на труд. В Георгиевском мужском монастыре (на мысе Фиолент), он познакомился с монахом, которому рассказал о явлении образа. Тот сообщил, что такого благословения никто не даст, так как «не ясно, кто послал этот образ — сатана или бог». Тогда в энциклопедии «Брокгауз и Эфрон» иконописец нашёл свидетельство о том, что существует два вида благословения — от бога и от священника, и, утверждаясь в первом, начал работу.

    Техника иконы

    Во время работы над иконой велась реконструкция техники древнего письма, исполняемой по традиции «из дробных камений», (см. правила Седьмого Вселенского собора). Необходимым условием для свечения красок, заимствованным из древнего опыта, явилось добавление к локальному цвету дополнительных цветов (для крупного увеличения файла кликните ссылку 3 раза ). Видный исследователь древнерусского искусства А. Н. Овчинников сообщает, что палитра русских иконописцев не была локальной, но имела, как правило, примесь. При написании иконы автор использовал до 120 различных оттенков, малозаметных не вооружённому глазу. Хотя, по свидетельству специалиста древних технологий Д. И. Киплига древнегреческие художники (Апеллес, Эхтон, Меланф и др.) выполняли свои работы четырьмя красками. Перетёртые камни переводились в порошок, выкрашивались в выкраски, собирались в специальный альбом. В «Записках по иконописанию» автор изложил процесс работы: «Все началось c реставрации древних икон, посещений музеев России, им. Пушкина, П. Корина, Новгородского музея, залов ГТГ». На выкрасках ставились градации цвета: «1-я, 2-я, 3-я, 4-я…», сделанные послойным наложением. Цветам давались названия в зависимости от местонахождения. Например: «Болотит шпаловый — найден на шпалах около болота. Цветонит полянный — найден на поляне среди цветов. Охра вечерняя — найдена вечером» и т. д. На экспонируемых в музеях и реставрируемых иконах проводился анализ красочных слоёв.

    Выкраски из натуральных камней (тёплые оттенки) Выкраски (холодные оттенки)

    Визульное и аналитическое исследование палитры древнерусских художников, сделанное в залах ГТГ, муз. им. А. С. Пушкина и музеях России, легло в основу дальнейшей работы.

    Галерея образов

    В иконе 32 исторических и символических образа, 160 ликов, многие представлены в иконографии впервые. Вопрос о изображении грешных людей на иконах задавал ещё Иван Грозный на Стоглавом соборе: «разсудити от святых отец писаний, до стоит ли писати живых и мертвых на святых иконах…», на что духовные отцы ответили, что это древний обычай и привели ряд древних икон. Между тем портреты ктиторов были призваны выражать целый ряд идей, среди которых — прославление христианских подвигов правителей, замаливание грехов и покровительство души в загробном мире. В открытом письме президенту Д. Медведеву автор иконы выразил идею изображения исторических лиц поставлением на «Божий суд». В соответствии с библейской цитатой (Мф.6:19-21) он наделил образы соответствующими знаками и символами: Александр I стоит на коленях перед иконой Нерукотворного Спаса ; цесаревич Александр Николаевич с закладной плиткой в руках; Николай I с крестообразной вызолоченной плиткой; Александр III в мантии со скипетром, державой; Николай II держит мученический крест; супостат с Вавилонской башней, образом Дворца Советов; Патриарх Алексий II с духом Храма Спасителя , правитель Борис даёт разрешение на строительство Храма; градоначальник Москвы Юрий с чертежами Храма и калитой; изображённый символически в иконе — правитель Владимир с открытыми ладонями к Храму.

    Образ Имя Образ Имя Образ Имя Образ Имя
    Чудотворец Серафим Саровский Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий Царь Александр I «Благословенный» Фельдмаршал Кутузов Царевич Николай Павлович (будущий Николай I «Незабвенный»)
    Митрополит Московский Филарет Архитектор Тон Царь Николай I «Незабвенный» Царица Александра Фёдоровна
    Царь Александр III «Миротворец» Царица Мария Фёдоровна Цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) Великий князь Михаил Павлович Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II «Освободитель»)
    Патриарх Московский и всея России Тихон Ключарь храма Спасителя отец Александр Хотовицкий Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий
    Градоначальник Юрий (ктитор) Правитель Владимир (ктитор) супруга Людмила (подружия) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (ктитор) Правитель Борис (ктитор)
    Еммануил Архангел Михаил Христос Спаситель Пророки Давид и Соломон
    Скульптор В. Мокроусов Идол Супостат Наполеон
    Образ Имя Образ Имя Образ Имя Образ Имя

    Письмо Патриарху Кириллу

    Иконописец Куракин С. С.

    Ваше Святейшество, прошу Вашей аудиенции в связи со следующим событием. В 1998 году мне явился Образ Новорусской Божией Матери. Десять лет ушло на исполнение. Вследствие была написана икона с 16 клеймами. В иконе отражена судьба Храма Христа Спасителя — от строительства, разрушения, воссоздания — события XIX-го, XX-го, начала XXI-го века. В центре Образ Новорусской Божией Матери с Младенцем Христом, держащим Храм Христа Спасителя. Прилагаю репродукцию иконы в натуральную величину, размер 202х153 см; рецензию «Научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря А.Н. Овчинникова; буклет с описанием иконы. Прошу Вас ознакомиться с материалом на предмет дальнейшей судьбы этой иконы — освящения, принятия Церковью.

    Ответ Священного Синода

    Председатель Богослужебной комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий

    Уважаемый, Сергей Сергеевич! Написанный Вами новый образ Божией Матери именованный иконой «Новорусская» и направленный на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси КИРИЛЛА <…>, внимательно рассмотрены Синодальной Богослужебной комиссией Русской Православной Церкви. Сама икона Божией Матери написана весьма профессионально и качественно. Исполнение средника свидетельствует о знании Вами иконописного канона, о Вашем мастерстве, прекрасным владением техникой иконописи, хорошем вкусе. Изображение как Богородицы, так и Богомладенца вполне традиционны, что говорит о равнении на лучшие образцы русского иконописного творчества. <…>. В этой связи хотелось бы отметить, что, поскольку Вам было дано, по Вашему свидетельству, некоторое откровение, то прежде начала понесенных Вами многолетних трудов по созданию образа было бы правильно обратиться к Священноначалию за благословением и советом. В таком случае Ваша работа обрела бы направленность к написанию образа для вполне конкретного храма. <…>. Иными словами, Ваша работа была бы не просто Вашим личным трудом, но делом церковным, совершаемым во славу Божию, в прославлении Вами Пресвятой Богородицы — не столько как художником, но более как членом Святой Церкви, владеющим языком иконописи. <…>. В истории Церкви и иконописном наследии известны многоразличные варианты построения сцен, но они в обязательном порядке связаны с содержанием основного образа. <…>. Однако отражение в Образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви — Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть смысловую связь между средником и содержанием клейм затруднительно. <…>. Принимая во внимание безусловный профессионализм автора и высокий уровень техники исполнения работы, Синодальная богослужебная комиссия отмечает художественную ценность представленного образа как произведения искусства, однако находит возможным рекомендовать его только к частному почитанию. <…>.

    Рецензии искусствоведов

    Художник-реставратор древнерусской живописи Заслуженный деятель искусств РСФСР А. Н. Овчинников

    <…>. … в современной иконописи масштабные явления начали терять свою актуальность и, к сожалению, возникают крайне редко. Поэтому написание большой иконы Сергеем Сергеевичем Куракиным следует считать обращением к церковной истории в иконописи. Пришло время воплотить не только в бетоне или в бронзе трудную историю православия, но и вернуть духовную значимость мученических подвигов, военных потерь и побед современной эпохи, так как без правильного осмысления и духовной оценки страшнейшей из эпох «возрождение» Церкви будет кратковременным. И чтобы не повторялись смутные времена, иконы-летописи становятся насущно необходимым трудом, требующим не только всеобщего одобрения, но и профессиональной помощи и поддержки. Слишком много и слишком быстро из человеческой памяти уходят величайшие события, и только церковная Вечная память может сохранить духовные подвиги Великого народа. Икона «Новорусская Богоматерь, в клеймах» написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет художественную ценность.

    Критика

    Портал Credo.Ru, известный критикой Русской православной церкви, назвал образ «Новорусской Богоматери» «Богоматерь для новых русских».

    Награды

    На прошедшем в Москве в 2011 г. фестивале «Золотые руки России» икона получила премию гран-при «за вклад в мировую культуру и развитие древнерусских традиций».

    См. также

    • Воскрешающая Русь (икона)
    • Икона Всех святых

    Примечания

    1. Художники-самовидцы: 1) Иконописец Алипий, 2) скульптор Бенвенуто Челлини, 3) автор иконы «Прибавление ума», XVII в.. Иконы написанные по видениям: 1) Клирику Викентию, IV в. — «Целительница», 2) Ангела монаху Карейского монастыря, кон. X в. — «Достойно есть», 3) Епископу Прохору, 1314 г. — «Толгская Богоматерь», 4) Шамилю под Моздоком, кон. XVIII в. — «Моздокская Богоматерь» 5) Родителям непристойной девы Евдокии, 1748 г. — «Калужская Богоматерь», 6) Отроку Грачеву, 1890 г. — «Всех скорбящих радость (с грошиками)». Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е.Г. Соколова — М., 1993. — С. 38, 65, 69, 86.
    2. Последней иконой с новым иконографическим сюжетом в императорской России была «Серия икон-пядниц свт. Алексий Московский и Серафим Саровский с молящимися Феодоровской Богоматери». Мастерская иконописца В.П. Гурьянова, 1912 г. «Гурьянов». Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
    3. Иконы-летописи: 1) «Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора 1506 г.), 2) «Битва новгородцев с суздальцами» (нападение на Новгород 1170 г.), 3) «Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного 1552 г.), 4) «Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (сцены из Мамаева побоища 1380 г.), 5) Клеймо иконы «Василий и Константин в житии» — «Битва на Туговой горе» (битва кн. Константина Всеволодовича с татарами на реке Которосль 1257 г.)
    4. 1) Кн. Ярослав Всеволодович с церковью (церковь Спаса на Нередице, фреска XIII в.), 2) Метохит подносит церковь Христу (Монастырь Хора, нач. XIV в.), 3) архиеп. Иона Новгородский с церковью (Зверин монастырь, фреска XVII в.).
    5. «Коневская» — Младенец с голубем, «Козельщанская» — Младенец с крестом, «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» — Младенец со скипетром, державой.
    6. «Изокефалия (от изо… и греч. kephalé — голова), равноголовие, <…>. Изокефалия придавала композиции ритмически-декоративную цельность, упорядоченность.» (статья «Изокефалия» // БСЭ)
    7. «Воздвижение Креста», «Покров», «Происхождение Древ Креста», «Страшный суд». Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н.К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 320.
    8. «Подружия» — архаич. термин: «супруга, супружница, сотоварищ, сопутник». Остромирово Евангелие. Оленева Т.Б. Гендерный аспект в анализе древнерусского классического текста
    9. ОБЩИНА. Возродившие Храм,

    1. ТВ Центр. XXX-й Российский Антикварный салон. ЦДХ, апрель 2011 г.
    2. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.»
    3. 3,0 3,1 Символические иконы православной русской церкви // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    4. 4,0 4,1 Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н.К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 338.
    5. 5,0 5,1 Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Господь Саваоф (Иконография)».
    6. Карачевский информационный сайт «Наш Карачев». Овчинников Адольф Николаевич. Пресс-портрет
    7. «Успение», XIV в.
    8. «Сошествие во ад», XV в.
    9. 9,0 9,1 С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Храм Спасителя в руках Младенца.
    10. «Божественное домостроительство в Божьем сотворении», Избранные работы Уитнесса Ли
    11. «Четырехчастная» икона, XVI в.
    12. Николай Андреев. О «деле дьяка Висковатого». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. — С. 306
    13. Евгений Трубецкой. «Умозрение в красках». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. — С. 208
    14. Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 342
    15. «Уроки истории. XX век». «Священная история». Международный историко-просветительский и правозащитный фонд «Мемориал»
    16. Молокова Т. А., Фролов В. П. История Москвы в памятниках культуры к 850-летию столицы. — М.: «Московский лицей», 1997. — С. 60
    17. «Монастырь Святого Георгия Победоносца (Фиолент. Георгиевский монастырь.)» Севастопольский портал
    18. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Фиолент 1994
    19. Благословение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    20. «Правила иконописания Седьмого Вселенского Собора». Русская Православная Церковь Кафедральный собор Патриархата московского и Всея Руси
    21. А. Н. Овчинников. «Из опыта реконструкции древних икон». ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Реставрация икон. Методические рекомендации. — М. «Эгинс». 2001. — C. 98
    22. Киплиг Д.И. Техника живописи. — М.: «СВАРОГ и К». 1998, — С. 353
    23. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Посещение залов ГТГ
    24. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», О свечении красок в иконе
    25. Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157—1238 годы. — М.: «Изобразительное искусство», 1998. — С. 33-34
    26. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода (ХV век). — М.: «Наука», 1982. — С. 247
    27. Открытое письмо президенту Д. Медведеву /от 04.04.2011/
    28. См: Ларин Б. А., Ожегов С. И., Томашевский Б. В., проф. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Ушакова Д. Н. М.: — Государственный институт «Советская энциклопедия», 1947.
    29. Портал Credo.Ru. Лента новостей, 20 декабря 2011
    30. «Золотые руки России» в Москве. РИА Новости. /17.03.2011/
    31. «Золотые руки России». Официальный сайт www.paradkukol.ru /07.06.2012/

    Ссылки

    • Официальный сайт «Новорусская Богоматерь»
    • «Уроки истории. XX век». «Священная история». Международный историко-просветительский и правозащитный фонд «Мемориал»
    • Городской портал. ТВ Центр. 30-й Российский Антикварный салон. ЦДХ, апрель 2011 г.
    • В. Иванченко, О. Кобылкина. «Молодежная Москва»
    • И. Овчарова. «Зарубежный коллекционер». Из России утекают не только «мозги», но и культурное достояние
    • Фестиваль «Золотые руки». Информационная программа «В ритме города». Телеканал «Доверие».
    • Встреча с президентом Российского клуба коллекционеров кукол С. Пчельниковой. «Финам FM».

    Временем основания Церкви Георгия и церкви Благовещения называют 1410 год. Бывшая некогда самостоятельной, Благовещенская церковь в ходе перестройки становится прицелом Георгиевского храма. Построены они архимандритом Варлаамом с благословения архиепископа Великоновгородского Иоанна П. По преданиям прежде на этом месте стояла маленькая Благовещенская церковь. Мало что сохранилось в Георгиевской церкви от древних лет. Только стены — толстые, неровные. Узкие щелевидные окна расширены. Пережил храм годы литовских и шведских разорений, сильно обветшал к началу ХУШ века. В 1740 году Георгиевская церковь была частично разобрана и выстроена заново на новом основании с благословения новгородского Владыки Амвросия (Юшкевича). Благовещенский придел восстановили в 1782 году при новгородском Владыка Гаврииле. Особенно много для украшения церкви было сделано в начале ХХ века. В 1905 году церковь была сделана тёплой. а в 1906 году Благовещенский придел перестроили.

    Архитектура храма проста: на четырёхугольном основании возвышается куб. По размерам храм невелик. С левой стороны прилеплен продолговатый четырёхугольник Благовещенского придела с небольшою апсидою. На востоке постройки выдаётся небольшая алтарная апсида, а алтарь как бы вдавлен в храм. Стены снаружи разбиты на три части пилястрами, которые были украшены разнообразными кирпичными узорами. Карнизами и колонками обведены все окна. Карниз находится под кровлей и на барабане. Крыша покрыта на 4 ската. Стены сложены по-старинному, как строили Новгородские зодчие, просто, основательно: тут продолговатый обожжённый кирпич, тут булыжник и плита. Всё это крепко слеплено древними зодчими, потому неровны, шероховаты стены церкви.


    В конце августа 2009 года в нишах по фасаду и стене церкви были установлены керамические изразцы со сценами из жития святого Георгия-Победоносца. Занималась их изготовлением московский архитектор Анна Смирнова. Для изразцов были выбраны сюжеты на четыре темы: «Усекновение главы Святого Г раскалённым оловом», «Проповедь Святого Георгия», «Беседа с царицей Александрой». Сцены списаны с икон XVI века. Выполнены изразцы в традициях, характерных для XVIIвека. На изображениях несколько изменены пропорции тела человека (возможно потому, что смотрят на них снизу вверх).

    На запад от церкви в 1884 году была построена колокольня, а до этого на её месте стояла другая колоколенка, но устарела она и была заново перестроена на средства прихожан. Ещё раньше того колоколенка стояла при самой церкви. На ней висели тогда медный колокол с железным билом. До настоящего времени колокольня не сохранилась.

    Георгиевская церковь уцелела от разрушений в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы это был единственный действующий в городе храм. Здесь были собраны иконы, спасённые из разорённых церквей города. В 2010 году храму исполнилось 600 лет. В ходе подготовки к этому событию был проведён капитальный ремонт основного храма и Благовещенского придела, реконструирована паперть. В 2007 году состоялось освящение новых позолоченных крестов и установка их на купола церкви. Георгиевский храм является не только интереснейшим произведением русского зодчества, но и памятником истории. Он теснейшим образом связан с русским писателем Ф.М. Достоевским. Это был приходский храм для семьи Достоевских.

    Главной святыней храма является Чудотворная икона «Богородица Старорусская», получившей название «Взыгрался младенец». Это одна из знаменитых богородичных икон особо почитаемых Русской Православной Церковью и связанных именно с Новгородской землёй. Согласно преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце Х века монахами из греческими города Ольвеополя. Начало творения ею чудес связано со временем Ивана Грозного. В 1570 году для избавления от смертоносной эпидемия чумы рушане отдали свою икону Богородицы в Тихвин, где она и находилась долгое время. В конце ХУШ века жители города отправили ходатайство тихвинцам о возвращении Старорусской иконы, на что получили отказ. Почти три столетия икона находилась в тихвинском плену. Только в 1888 году. Благодаря вмешательству великого князя Владимира Александровича, по распоряжению Синода. чтимую Старорусскую икону торжественно перенесли в Старую Руссу, поместив её в храме Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1941 года во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. Сейчас в Георгиевской церкви находится и особо почитается список с чудотворной иконы Божией матери «Старорусской».

    Посетить церковь святого Георгия и поклониться его главной иконе, а также осмотреть другие храмы города можно на экскурсии «Русса православная».

    Находилась в Старорусском мужском монастыре. Явилась в 1570 г. в Новгородской области. Старорусской икона называется потому, что она находилась долгое время в городе Старая Русса. По преданию, она была принесена греками из Ольвиополя в Старую Руссу еще в первые времена христианства и здесь пребывала до половины XVII столетия. В это время в Старой Руссе и Тихвине начала свирепствовать моровая язва. Одному жителю города Тихвина было откровение, что язва прекратится только тогда, как находящаяся в Старой Руссе икона Божией Матери будет перенесена в Тихвин, а Тихвинский образ Богоматери будет отправлен в Старую Руссу. Когда это исполнили, моровая язва прекратилась.

    Старорусская икона находилась в Тихвине около 200 лет, и жители не желали возвращать образ Богоматери старорусским жителям, считая его своей святыней. Спор, продолжавшийся около ста лет, был окончательно решен в пользу Старой Руссы, и в том же году икона была торжественно перенесена в город и встречена с благоговейным восторгом всем народонаселением.

    Теги: Старорусская икона Божией Матери иконы Божией Матери

    Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

    Чудотворная копия
    Старорусской иконы Божией Матери


    Чудотворный образ Божией Матери «Старорусский» празднуется с 1570 года.
    Дни празднования — 04 (17) мая и 18 сентября (01 октября).
    История иконы
    По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда – моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, – в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.

    Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.
    «На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».
    Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые «разорили» ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.
    Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Среди других святынь Георгиевской церкви – прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
    Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен… это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.
    Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины – селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. «Русский человек без Бога – дрянь», – вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.
    Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни…
    (Цитировано по «Русской линии» http://rusk.ru/)
    Тропарь Божией Матери пред чудотворною иконою Ея Старорусскою.
    Неизвестен.
    Кондак Божией Матери пред чудотворною иконою Ея Старорусскою.
    Неизвестен.
    Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред Ея иконою, именуемой Старорусскою.
    Неизвестен.
    Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою Старорусскою.
    Неизвестна.
    Величание чудотворной иконе Божией Матери Старорусской.
    Неизвестно.
    У Вас имеются другие сведения? Присылайте, с радостью дополним, но только с указанием источника информации или фотокопией источника.
    Алексей Потупин,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *