Старцы о воспитании детей

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в ноябре уже многие годы подряд традиционно отмечается память освящения храма святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая (26 октяюря / 8 ноября). Этот день является одним из местночтимых панигиров (престольных праздников) русской святогорской обители.

Как известно, в 2003 году в Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне был создан храм в честь святой праведной Еввулы, который был освящен 8 ноября того же года архиепископом Черновицким и Буковинским Онуфрием, нынешним предстоятелем Украинской Православной Церкви. Во время освящения храма, по свидетельству нескольких святогорцев, явились посреди церкви святые великомученик Пантелеимон, праведная Еввула и священномученик Ермолай. С тех пор память этих событий – освящения храма и явления святых угодников Божиих, – ежегодно обновляется праздничным Бдением.

Главный подвиг праведной Еввулы – подвиг материнства. Ее почитают как покровительницу православных матерей. Благочестивая мать воспитала безмездного врача, целителя и великомученика, беззаветно служившего Церкви Христовой. Святой Пантелеимон явился даром Божиим праведной Еввуле, как повествует ее тропарь: «Всерадостное дарование от Бога святым женам — святыя дети».

По словам почившего настоятеля русского афонского монастыря старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина), праведная Еввула является второй после Пресвятой Богородицы матерью насельников русской святогорской обители, которые причислили себя дружине сына ее.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала несколько изречений преподобных старцев Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита о материнском, семейном воспитании детей, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

Преподобный Паисий Святогорец:

1. Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

2. Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы её очистить, потребуется нож. А если она ещё и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже. Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть.

3. Когда дети находятся в подрастковом возрасте, родителям надо сделать всё, чтобы им помочь. А то, что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверят своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески. К примеру, если дети не слушаются родителей, то родители должны вверить их Богу, а не вдаваться в изыскивание различных способов, чтобы их «сломать». В таком случае мать должна сказать Богу следующее: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам».

4. – Геронда, как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?
– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

5. Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит:

1. Родители одного мальчика, который заболел неврастенией, обратились за советом и помощью к отцу Порфирию. Старец сразу «увидел» душу ребенка и сказал: «У вашего сына очень хорошая душа, лучше, чем моя. Она здорова. Просто мальчик получил душевную травму и взбунтовался. Причина этого – ваша гордость, а также плохая компания, в которую попал ваш ребенок. Только ваша личная святость принесет ему выздоровление». Услышав эти слова, мать в отчаянии залилась слезами, считая святость чем-то совершенно для нее недостижимым. Тогда Старец сказал ей: «Не думай, что святость – это нечто недоступное для человека. Освятиться легко. Надо только стяжать смирение и любовь».

2. Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твое дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твое чадо. Сейчас ребенок похож на незрелый апельсин, но мало-помалу он будет созревать и станет таким, каким ты хочешь, чтобы он был. Я убедился в этом на своем собственном опыте. Для человека это самый результативный путь решения любых его проблем. На всех других путях, по которым часто люди следуют, руководствуясь своим инстинктом, в большинстве случаев их ждет неудача».

Смотри также

1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую … 11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию … 8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять … Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …Святой праведный Иоанн Кронштадтский В период глобального кризиса всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно и нравственно оздоровиться, возродиться, и особенно семье, школе, церковному организму и обществу как основным сферам воспитания, образования и становления личности – христианина, семьянина и гражданина.

Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания как никогда много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс. При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в сфере педагогики, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании духовном и нравственном.

Пока взрослые дяди и тети в своих семьях, школах, комитетах образования и министерствах обсуждают, как правильно воспитывать, по каким программам и методикам обучать, как реформировать, модернизировать, экзаменовать, какую профориентацию дать, огромный процент детей увлечен водоворотом мирской современной жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть даже физически.

Почему сейчас, несмотря на обилие педагогических систем, новаций, подходов, программ и методик, всё чаще возникает неудовлетворение плодами педагогической деятельности?

Дело в том, что всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовно-нравственным и культурным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу Православной Церкви, ее учению и православному мировоззрению. В попечении о «малых сих» объединялись семья, школа, государство и Церковь – правители, пастыри, родители и педагоги.

Благодаря их единству в этом среди наших соотечественников возросло большое количество русских святых, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни, народ, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33), – эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великие скорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и растление народа, кризисное состояние семьи, школы и общества.

Общество растленно от недостатка воспитания христианского, писал в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поэтому именно христианским воспитанием, его испытанными ценностями и средствами, по слову святителя Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного. Христианское воспитание – бесценное, не земное сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. В этом и заключается ценность воспитания как самого дорогого наследства для будущей жизни детей, которое должно преемственно передаваться как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.

Лучшими нашими учителями, как мы знаем, являются святые: Бог прославляется во святых своих. Этим объясняется наш особый интерес к жизни и опыту, в том числе педагогическому, дорогого сердцу батюшки Иоанна Кронштадтского, который с пламенной любовью жил во Христе, а Христос в нем, творя чудеса в его пастырстве, духовничестве и законоучительстве. Отец Иоанн оставил множество наблюдений и наставлений по поводу образования и воспитания юношества. Изучая его творения, в первую очередь дневники, можно выявить наиболее характерные и значимые части его богословско-педагогической системы.

Сегодня мы вновь обращаемся к его богатому опыту как школьного духовника-воспитателя, богодухновенного законоучителя, самоотверженного Богу и людям служителя, дающего образ и пример праведной жизни современным пастырям, законоучителям, родителям и всем педагогам.

Условия жизни и служения праведного Иоанна Кронштадтского

Он был рядовым «белым», то есть женатым, приходским священником, выходцем из простой бедной семьи провинциального дьячка из архангельской глубинки. Ровно 53 года отец Иоанн прослужил в Андреевском соборе небольшого морского города Кронштадта, расположенного в отдалении от тогдашней столицы России – Санкт-Петербурга и не имевшего ничего общего с оживленной общественной атмосферой и парадным лоском внешнего бытия.

Известно, что в Кронштадт власти отсылали нежелательные для себя «элементы»: воров, убийц, пьяниц, бродяг, попрошаек. Чернорабочие в Кронштадтском порту и их семьи жили, как правило, в тяжелых условиях, но именно здесь, среди тьмы и нищеты, в эпицентре человеческих страданий, и суждено было зажечься величайшему светильнику русской святости.

В мир пришел человек, который стал жить и служить в евангельском духе, служить как проповедник покаяния, как «воскреситель веры» в народе, а для юношества – как школьный законоучитель, духовный наставник и любящий отец. И все это вопреки основным установкам своего времени, когда в мире христианская вера и любовь заметно оскудели и их потеснили совсем другие «ценности»: деньги, власть, прагматический расчет – культ земного благоденствия.

Однако там, где распространялось неверие, отец Иоанн вселял в сердца свет веры; туда, где царил эгоизм, он отдавал последнее, оставаясь нередко буквально босым и раздетым; там, где в норму вошло холодное равнодушие и мелкие себялюбивые интересы, он проявлял горячую, искреннюю любовь, жертвенность и сострадание. «Батюшка Иоанн зажег священный огонь в тысячах душ, он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец, возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи гибнущих чад. Он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности отца Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства».

В произведениях батюшки Иоанна и в воспоминаниях о нем его современников нет стройной педагогической системы и методики преподавания Закона Божия, но его личный пример, нравственные качества, поучения, беседы и наставления, касающиеся воспитания и обучения детей, воспоминания об этих уроках учеников позволяют нам не только ознакомиться с его законоучительством, педагогическими воззрениями, принципами воспитания, обучения, но и воспринять их как заветы современным пастырям, родителям и педагогам.

Семейное воспитание и школьное образование в то время

«Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте»

Не все благополучно было тогда в семейном воспитании и школьном образовании. Об упущениях в школах того времени отец Иоанн вспоминал: «Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте, верности, любви и правде». Он говорил и о насущной важности «науки удаляться греха, побеждать грех и устремляться к добродетели через христианскую жизнь».

Известно, что отец Иоанн 32 года своей жизни посвятил законоучительству, церковно-педагогической и школьно-духовнической деятельности, в течение пяти лет (с 1857 по 1862 гг.) преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном училище, а затем 27 лет (с 1862 по 1889 гг.) – в Кронштадтской гимназии. Когда ему была предложена в гимназии должность законоучителя, он с радостью согласился, так как представилась возможность обучать детей до зрелого возраста, когда из ребенка формируется христианин, семьянин и гражданин, призванный возлюбить Бога, людей и Отечество.

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием церкви, а заботу о школе – важнейшим делом святой Церкви. Удивительно его сравнение учителя с садовником, наиболее полно отражающее и раскрывающее суть его педагогической деятельности. «Мы – садовники, – любил говорить он детям, – вы – растения и цветы, а гимназия – сад; преподавание – это поливание; перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные».

Жизнь во Христе как спасительный христоцентризм

Эпицентром жизни отца Иоанна был Христос и пламенная любовь к Нему, вечно живому: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую, воображаю, радуюсь, памятую, упокоиваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов, видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные». «Без Христа суетно все образование», – утверждает праведный Иоанн Кронштадтский. В основе всякого человеческого учения и дела должно быть евангельское учение Христа, которое проливает свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество. Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15: 5), – эти слова Божии отражают абсолютный духовный закон жизни и творения добра.

Детская душа – это живая Божия красота

Св. Иоанн Кронштадтский приводит бездомных детей в приют

Любовь к детям отец Иоанн считал основой для деятельности педагога, основой, которая очень часто отвергалась и отвергается в современных так называемых технологиях светской педагогической науки и деятельности. Известны такие его слова, обращенные к ученикам гимназии, где он преподавал: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе. Духовная кровь моя – наставления мои – текут в жилах ваших. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно, как священник, отец и вы называете меня батюшкою».

В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангелоподобная любовь к детям, которая вдохновляла его и двигала весь учебно-воспитательный процесс. То был особый благодатный Божий дар, взгретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, он часто исцелял больных деток силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Как часто он плакал над больными детьми, особенно если они были больны духовно! Один раз с великой скорбью и состраданием он ласкал душевнобольного мальчика, а однажды в госпитале бросился целовать тяжелобольную девочку, стоя на коленях перед ее кроватью. «Милое дитя, тебе не больно? Страдалица ты моя!» – причитал батюшка.

Строгость отца Иоанна

Тем не менее бывал батюшка иногда и резким. Так, одного 16-летнего мальчика, крайне ленивого и нравственно испорченного, при всем классе усомнившегося в Божестве Святого Духа, отец Иоанн назвал безбожником и изувером, но ответил на его дерзкий вопрос, затем вызвал на отдельную беседу, после которой мальчик почувствовал себя обновленным и укрепленным духом.

«Не нашла в сердца детей дверей, так вот и получай вместо людей – зверей»

Помнят случай, когда одна барыня жаловалась дорогому батюшке на упадок в религиозно-нравственном воспитании своих детей: «Учителя их, – говорила барыня, – учили всему, что надо, чтобы на экзаменах могли отвечать и быть умными». «Скажи лучше: не учили, а долбили», – поправил ее батюшка. «Долбежка духовной науки, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – у них с тем же чувством шла, с каким они выучивали арифметику и все прочее. Ну а ты-то за сердцами их ухаживала ли? Направляла их так, чтобы они, помимо людского одобрения, еще и Божиего одобрения достигали?» «Внушала по силе, – отвечала барыня, – да ведь в сердце своего ребенка двери не найдешь». «Не нашла в их сердца дверей, так вот и получай вместо людей – зверей», – ответил ей батюшка. «Забыла, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – ты, что пример роду человеческому показан Господом на птичьем роде. У птиц родится сперва яйцо, ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно так и останется только бездушной вещью. Так и у людей. Рожденный ребенок что яйцо: с зародышем, – говорит, – к жизни земной, но бездушен к процветанию во Христе. Которого ребенка не прогрели родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел. Из таких-то вот не прогретых любовью и духовным уходом ребят и происходят в мире те самые поколения, из которых князь мира сего вербует свои полки против Бога и святой Церкви Его».

Высота доверия и ответственности при воспитании чад Божиих

Презирая ребенка, почему-либо тебе не нравящегося, «ты презришь чадо Божие, ты презришь Самого Господа»

Отец Иоанн предупреждает о том, что наших чад Бог и родители доверяют учителю, а это требует ответственного и бережного отношения к ним. Он не раз отмечал, что все прекрасное, индивидуальное и самобытное в детских сердцах уже заложено, как в семенах. Бог дает также все необходимое для их роста и развития, а для нашего скромного, но необыкновенно трудного и хлопотного дела – воспитания – необходима любовь, забота и уход за детьми. Однако насколько велика ответственность, настолько велика и награда за добросовестно сделанную работу, доверенную Богом, ибо дети – Его достояние, в них не только наше будущее, но и настоящее и особенно вечное будущее. «Блюди крепко, – напоминает отец Иоанн педагогам, – да не презришь в сердце единого от младенцев сих (Мф. 18: 10), почему-либо тебе не нравящегося. Ты презришь Ангела Божия, приставленного к нему. Ты презришь чадо Божие; ты презришь Самого Господа, Отца всех младенцев по преимуществу». Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших из пренебрежения, считая ее незначительной, и научит так (поступать) других, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (по толкованию святителя Иоанна Златоуста, «нарушитель закона будет меньшим, то есть разумей – последним, отверженным и недостойным Царствия Небесного»), а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (см.: Мф. 5: 19).

Завещание отца Иоанна педагогам

Что же завещает наставникам детей отец Иоанн в распознании и предостережении от греха? Что завещает самим детям, чтобы открылись им опасности и последствия греха? Он говорил: «Предостерегайте детей в отношении греха и его последствий!» Наставлял: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных страстей, наклонностей и привычек, из которых слагается и наша жизнь. Враг спасения и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в них. Представьте детям все опасности и скорбные последствия их грехов, чтобы они по неведению и невразумлению от старших не утвердились на пути жизни в греховных пристрастиях и навыках, которые с возрастом умножаются и растут».

Христианское воспитание есть передовая борьбы за спасение детских душ. Отец Иоанн, которому в детстве и самому нелегко давалось учение, по воспоминаниям современников, был замечательным педагогом. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место в учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному унижению неспособных. Известно теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. У него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое слово. Уроков его ждали. Уроки его были скорее удовольствием для учащихся, чем тяжелой обузой и обязанностью. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, «приговоренного» к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, воспитывался достойный человек.

Христиане, прежде всего, должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божиими, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился Христос (см.: Гал. 4: 19), чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 37–40). Чтобы целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели они «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божиего» во спасение души.

Каким должен быть педагог, призванный воспитать христианина

Во-первых, пишет отец Иоанн: «Истинный Педагог у нас один – это Христос, и все совершается Им и через Него в душе ребенка. Один только есть Учитель, Который, собственно, научает, – Христос. Его слово внутри нас научает; где нет Его слова внутри нас, там слова вне звенящие – лишь шум пустой». И еще: «Помните, что Господь Иисус Христос и теперь с вами всегда невидимо; Сам учит вас невидимо, внутренне, если только вы внимательны».

Педагоги как строители должны подчиняться Его благому Промыслу о детских душах, быть едиными в Нем, а не развивать каждый свою теорию воспитания, иметь Его как первооснову жизни и всякого знания, в смирении, «через наше немощное руководство», всевать в юные души семена Вечной Жизни.

Другой, не менее важный вывод из этого: учитель должен быть нравственно чист, в нем самом не должно быть никакого духовного хаоса или тьмы. Более того, педагогу необходимо духовное горение. Каждое слово учителя призвано согревать теплотой, чтобы вверенные ему детские души насыщать духовной пищей сердца. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. «Духа не угашайте! – гласит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовью, с усердием, с горячностью и энергиею занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностью, без всякого усердия и энергии. В великом ответе будем пред Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению».

Законоучитель всегда призван сообразовывать (приводить к единству в духе. – прот. А.З.) свою жизнь и педагогику со Христом – Небесным Учителем земных учителей, – являющимся идеалом Учителя для всего человечества и послушливого Ученика по отношению к Отцу Небесному, дающим превосходный образ и пример Наставника и Ученика для Своих последователей: «Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите… – Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 15). Как это важно в воспитании и в жизни с учетом любоподражательности людей и особенно детей! «Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною».

Для самого отца Иоанна преподавание было огромной духовной радостью. Он считал звание учителя милостивым даром Божиим.

Наконец, учитель должен сам непрестанно учиться, тщательно готовиться к своим занятиям. В учении детей батюшка видел высокое служение Господу: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному». Учителей, равно как и учеников, отец Иоанн призывает к совершенствованию, так как в этом есть сущность жизни, без этого наступает смерть души, как и у нерастущего дерева.

Цель педагогической деятельности

Цель своей педагогической деятельности сам отец Иоанн определял очень четко: «Земная жизнь есть поприще для снискания совершенства и добродетели при помощи благодати Божией. И это дело чрезвычайно трудное, оно требует труда сердечного и умственного».

Отсюда главная цель образования – прояснить для юношей цель человеческой жизни, ее высшие ценности и понятия, чтобы помочь в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате правильного образования в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении отец Иоанн видит «прекрасную и приятную гармонию, красоту духовную».

Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно связаны между собою как двуединая цель педагогики. «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его по принципу «кесарю – кесарево”, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды добродетели, «Богу – Божие”».

«Чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание»

Таким образом, можно выделить следующие цели педагогической деятельности:

а) воспитывать души детей, а не наполнять головы только сухим, схоластичным знанием, которое «ляжет мертвым грузом», не воздействуя на душу ребенка, как часто это бывает сейчас не только в светской, но и церковной школе. Именно воспитание цельной, духовно-нравственной личности как христианина, семьянина и гражданина составляет генеральную линию педагогической деятельности, без которой не достижима и высшая цель жизни – спасение души;

б) дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фундамент, который созидается из глубоких сердечных впечатлений и доступного возрасту учащихся упорядоченного знания, на котором они сами будут строить впоследствии здание разумного жизнепонимания. «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

(Окончание следует.)

Кто неб­ре­жен к сво­им де­тям, тот хо­тя бы в дру­гих от­но­шени­ях и по­рядо­чен, по­несет край­нее на­каза­ние за этот грех. Все у нас долж­но быть вто­рос­те­пен­ным в срав­не­нии с за­ботой о де­тях.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Нам не­дос­тупны де­ла тех, с ко­торы­ми мы име­ем рзлич­ный об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, мать, име­ющая груд­ных де­тей, не мо­жет хо­дить ежед­невно в цер­ковь

ко всем служ­бам и до­ма по­дол­гу мо­лить­ся. Из это­го бу­дет не толь­ко сму­щение, но и да­же грех, ес­ли, нап­ри­мер, в от­сутс­твие ма­тери ре­бенок без при­зора ис­ка­лечит се­бя или нат­во­рит ша­лос­тей, ког­да бу­дет под­растать. Не мо­жет она со­вер­шенно от­речь­ся от иму­щест­ва ра­ди лич­но­го под­ви­га, ибо она обя­зана со­дер­жать и кор­мить де­тей.

Пре­подоб­ный Ни­кон Оп­тинс­кий

Что­бы спа­сать­ся, на­до жить не меч­та­ни­ем, а в ре­аль­ной жиз­ни нес­ти крест, ко­торый уже оп­ре­делил Вам Гос­подь для спа­сения.

Ар­хи­манд­ри­та Иоанн (Крестьян­кин)

Вы — же­на, вы — мать, вы — хо­зяй­ка. Обя­зан­ности по всем сим час­тям изоб­ра­жены в пи­сани­ях апос­толь­ских. Прос­мотри­те их и возь­ми­те на со­весть ис­полнять. Ибо сом­ни­тель­но, что­бы спа­сение мог­ло уст­ро­ить­ся по­мимо ис­полне­ния обя­зан­ностей, ко­торые на­лага­ют­ся зва­ни­ем и сос­то­янием.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Как толь­ко за­рож­да­ет­ся ре­бенок, на­до знать, что до не­го до­ходит все, что свер­ша­ет­ся с ма­терью или с от­цом, или с ок­ру­жени­ем. По­это­му ма­тери ре­комен­до­валось мо­лить­ся, но не фор­маль­но, не толь­ко про­из­но­сить мо­лит­вы, не толь­ко мо­лит­восло­вить, а об­щать­ся с Бо­гом, де­лить­ся с Ним всей сво­ей ра­достью, всем сво­им тре­петом, дать Бо­гу дей­ство­вать в ней.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Од­но го­ре нас­тавни­цы, о ко­тором глу­боко скор­беть сле­ду­ет, ес­ли ве­ру по­теря­ет и в грех впа­дет ди­тя. А про­чее все Бог уст­ро­ит во бла­го, ра­ди пре­дан­ности Ему ве­ру­ющих сер­дец.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Есть не­пос­ти­жимая для нас связь ду­ши ро­дите­лей с ду­шою де­тей, и мы не мо­жем оп­ре­делить, до ка­кой сте­пени прос­ти­ра­ет­ся вли­яние пер­вых на пос­ледних: и вмес­те, до ка­кой сте­пени, при за­рази­тель­ном вли­янии пер­вых, прос­ти­ра­ет­ся ми­лосер­дие и снис­хожде­ние Бо­жие к пос­ледним.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Пост ох­ра­ня­ет мла­ден­цев, уце­ломуд­ри­ва­ет юно­го, де­ла­ет поч­тенным стар­ца: ибо се­дина, ук­ра­шен­ная пос­том, дос­той­нее ува­жения. Пост“- са­мое при­лич­ное уб­ранс­тво жен­щин, уз­да в цве­те лет, ох­ра­нение суп­ру­жест­ва, вос­пи­татель детс­тва… Де­ти, как цве­тущие рас­те­ния, да оро­ша­ют­ся во­дой пос­та.

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

Ре­бенок дол­жен быть в сос­то­янии, пос­мотрев на сво­их ро­дите­лей, ви­деть, что то, что ему расс­ка­зыва­ют, на са­мом де­ле жи­вет в них. Они, мо­жет быть, не­совер­шенны, это ре­бенок от­лично по­нима­ет, но они стре­мят­ся жить по ве­ре, и это сос­тавля­ет смысл и со­дер­жа­ние их жиз­ни.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Мо­лит­вою усерд­ною мо­литесь о де­тях, и Бог сох­ра­нит в доб­рых по­ряд­ках тех, кои хо­тят быть сох­ра­нен­ны­ми и ищут се­го.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Для ро­дите­лей глав­ной за­ботой долж­но явить­ся снис­ка­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей и Его по­мощи и бла­гос­ло­вения. И это бу­дет ус­ло­ви­ем неп­ре­мен­но­го ус­пе­ха мно­голет­ней ра­боты и борь­бы за спа­сение душ де­тей, под­вержен­ных гре­ху вмес­те со всем пад­шим че­лове­чес­ким ро­дом.

Из кни­ги Пес­то­ва Н.Е. Пра­вос­лавное вос­пи­тание де­тей

Эман­си­пиро­ван­ная же­на всег­да бы­ва­ет дур­ной ма­терью. Она тя­готит­ся деть­ми, они ей ме­ша­ют поль­зо­вать­ся сво­бодой жиз­ни, и по­тому за­боту о них она пре­дос­тавля­ет кор­ми­лицам и нянь­кам.

Епис­коп Вис­са­ри­он (Не­ча­ев)

При­учай­те де­тей ва­ших боль­ше к уме­рен­ности и да­же ли­шени­ям, с ко­торы­ми всег­да мож­но встре­тить­ся в жиз­ни, не­жели к удо­воль­стви­ям, ко­торые не для всех дос­тупны.

Амв­ро­сий Клю­чарев, ар­хи­епис­коп Харь­ковс­кий

Не долж­но смот­реть, что ди­тя ма­ло, на­доб­но с пер­вых лет на­чинать ос­те­пенять прек­лонную к гру­бому ве­щест­ву плоть и при­учать ди­тя к об­ла­данию над нею, что­бы и в от­ро­чест­ве, и в юно­шест­ве, и пос­ле них лег­ко и сво­бод­но мож­но бы­ло уп­равлять­ся с этою пот­ребностью. Пер­вая зак­васка очень до­рога. От детс­ко­го пи­тания мно­гое за­висит в пос­ле­ду­ющем.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Не сам ли ты при­чиня­ешь се­бе скорбь не­обуз­данностью тво­его сы­на? Ты дол­жен был тща­тель­но обуз­ды­вать его, при­учать его к по­ряд­ку, к ак­ку­рат­но­му ис­полне­нию сво­их обя­зан­ностей и вра­чевать бо­лез­ни его ду­ши, ког­да он был еще мо­лод, и ког­да это сде­лать бы­ло го­раз­до лег­че.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Бу­дет хо­рошо, ес­ли ро­дите­ли ста­нут по­казы­вать ре­бен­ку, что они расс­тра­ивают­ся от его бес­чинств. Но пусть они на не­го не да­вят и мо­лят­ся. Мо­лит­ва, со­вер­ша­емая с болью, при­водит к по­ложи­тель­ным ре­зуль­та­там.

Пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Ро­дитель­ская лю­бовь свя­щен­на, но нель­зя за­бывать, что в от­но­шении люб­ви брач­ной она вто­рич­на. Не­допус­ти­мо, что­бы страсть к ди­тяти зат­ме­вала чувс­тво суп­ру­жес­кое, вмес­те то­го что­бы ук­реплять и воз­вы­шать его.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Очень мно­гие ро­дите­ли, весь­ма лю­бящие сво­их де­тей, не­кото­рым об­ра­зом их пор­тят, не по­нимая, к со­жале­нию, ка­кой вред на­носят им, нап­ри­мер, тог­да, ког­да мать, по чрез­вы­чай­ной плотс­кой люб­ви, об­ни­мая и це­луя ре­бен­ка, го­ворит ему: «Ка­кой хо­роший у ме­ня ре­бенок, са­мый луч­ший в ми­ре ре­бенок» и т.п.

пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Рож­де­ние ре­бен­ка — это бла­годат­ный дар Гос­по­день, но од­новре­мен­но и но­вое приз­ва­ние, и труд, и крест для суп­ру­гов. Бог вве­ря­ет и по­руча­ет зем­ным ро­дите­лям мла­ден­ца, еще без­за­щит­но­го те­лом и ду­шой. Это не прос­тая ра­дость, не иг­ра и не за­бава: это гроз­ная от­ветс­твен­ность” на Страш­ном Су­де от­ве­тят ро­дите­ли пе­ред Бо­гом за жи­вые ду­ши сво­их де­тей.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Свя­тая Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Есть суп­ру­ги, ко­торые в пер­вую оче­редь ста­ра­ют­ся упо­рядо­чить все про­чие проб­ле­мы и лишь за­тем на­чина­ют ду­мать о де­тях. Та­кие лю­ди сов­сем не бе­рут в рас­чёт Бо­га. А дру­гие суп­ру­жес­кие па­ры го­ворят: «Ны­неш­няя жизнь не лег­ка. Пусть у нас бу­дет один ре­бёнок и хва­тит. Тут и од­но­го-то поп­ро­буй вы­рас­ти!» И не ро­жа­ют дру­гих де­тей. Эти лю­ди не по­нима­ют, нас­коль­ко они сог­ре­ша­ют, ду­мая по­доб­ным об­ра­зом, не по­лага­ясь с до­вери­ем на Бо­га. Бог «сер­до­болен». Ему лег­ко пе­рес­тать да­вать суп­ру­гам де­тей, ес­ли Он уви­дит, что их вы­рас­тить им уже не под си­лу.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

Ког­да в до­ме но­ворож­денный, брак как бы рож­да­ет­ся за­ново. Ре­бенок сбли­жа­ет се­мей­ную па­ру так, как ни­ког­да преж­де. В серд­цах ожи­ва­ют мол­чавшие до это­го стру­ны. Пе­ред мо­лоды­ми ро­дите­лями вста­ют но­вые це­ли, по­яв­ля­ют­ся но­вые же­лания. Жизнь при­об­ре­та­ет сра­зу но­вый и бо­лее глу­бокий смысл. Ко­неч­но, с деть­ми у нас по­яв­ля­ет­ся мас­са за­бот и хло­пот, и по­это­му есть лю­ди, ко­торые смот­рят на по­яв­ле­ние де­тей, как на нес­частье. Но так смот­рят на де­тей толь­ко хо­лод­ные эго­ис­ты. Ве­ликое де­ло взять на се­бя от­ветс­твен­ность за эти неж­ные юные жиз­ни, ко­торые мо­гут обо­гатить мир кра­сотой, ра­достью, си­лой, но ко­торые так­же лег­ко мо­гут по­гиб­нуть; ве­ликое де­ло пес­то­вать их, фор­ми­ровать их ха­рак­тер “ вот о чем нуж­но ду­мать, ког­да уст­ра­иваешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в ко­тором де­ти бу­дут рас­ти для ис­тинной и бла­город­ной жиз­ни, для Бо­га.

Страс­то­тер­пи­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Вы все са­ми хо­тите уст­ро­ить де­тей, а Бо­гу ни­чего не пре­дос­тавля­ете. А все Бо­гу на­до от­дать, не прек­ра­щая, ко­неч­но, и сво­его по­пече­ния, но, не при­давая ему и слиш­ком мно­гого зна­чения.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Мно­гие ро­дите­ли обу­ча­ют сво­их де­тей иност­ран­ным язы­кам, иные ху­дожест­вам обу­ча­ют, но о хрис­ти­анс­ком уче­нии и вос­пи­тании неб­ре­гут: та­ковые ро­дите­ли рож­да­ют де­тей к вре­мен­ной жиз­ни, и к веч­ной жиз­ни их не до­пус­ка­ют. Го­ре им, ибо не те­ла, но ду­ши че­лове­чес­кие уби­ва­ют сво­им не­раде­ни­ем!»

Свт. Ти­хон За­донс­кий

«Не сты­дясь и не бо­ясь ми­ра, пос­та­рай­тесь дать де­тям ис­тинное хрис­ти­анс­кое вос­пи­тание, со­об­щая им од­ни хрис­ти­анс­кие во всем по­нятия, при­учая к хрис­ти­анс­ким пра­вилам жиз­ни и возг­ре­вая лю­бовь к Церк­ви Бо­жи­ей и всем по­ряд­кам цер­ковным.»

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Ес­ли ро­дите­ли не ока­зыва­ют долж­но­го по­пече­ния о де­тях, не учат их ра­зуму, не вну­ша­ют им доб­рых пра­вил, то ду­ши де­тей бу­дут взыс­ка­ны от рук их.»

Пре­подоб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­гос­лов

«Уче­ние че­рез пос­тупки и жизнь есть са­мое луч­шее уче­ние».

Св. Иоанн Зла­то­уст

«Мень­ше пот­ре­бу­ет­ся слов, ес­ли де­ла­ешь, что долж­но. Жи­вопи­сец боль­ше учит сво­ими кар­ти­нами».

Св. Гри­горий Бо­гос­лов

«Ро­дите­ли, ко­торые ро­жа­ют де­тей и да­ют им те­ло, долж­ны, нас­коль­ко это воз­можно, со­дей­ство­вать и их ду­хов­но­му воз­рожде­нию.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Ро­дите­ли долж­ны усерд­но пос­та­рать­ся от­сечь свои страс­ти. То, что не­кото­рые из этих страс­тей они унас­ле­дова­ли от сво­их собс­твен­ных ро­дите­лей, зна­чения не име­ет. Они не толь­ко да­дут от­вет Бо­гу за то, что не подъяли под­виг, что­бы от­сечь эти страс­ти, но так­же по­несут от­ветс­твен­ность за то, что пе­реда­ют эти страс­ти сво­им де­тям»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Бу­дем так нас­тавлять на­ших де­тей, что­бы они пред­по­чита­ли доб­ро­детель все­му дру­гому, а оби­лие бо­гатс­тва счи­тали за нич­то.»

Свт .Иоанн Зла­то­уст

«Не ос­тавляй­те де­тей и их вос­пи­тание на са­мотек, на те­леви­зор и на ули­цу. Это грех, и не­малый. Мо­литесь и, ели­ко воз­можно, вли­яй­те на их вы­бор в жиз­ни. Ко­неч­но, не на­сили­ем, а вну­шени­ем и осоз­на­ни­ем ги­бель­нос­ти сов­ре­мен­но­го, на­вязы­ва­емо­го изв­не соз­на­ния.»

О. Иоанн (Крестьян­кин)

«Ра­дость и счастье нуж­ны де­тям не мень­ше, чем рас­те­ни­ям ну­жен воз­дух и сол­нечный свет. Са­мое бо­гатое нас­ледс­тво, ко­торое ро­дите­ли мо­гут ос­та­вить де­тям, это счаст­ли­вое детс­тво, с неж­ны­ми вос­по­мина­ни­ями об от­це и ма­тери.»

Свя­тая Ца­рица Алек­санд­ра

«Мать, рож­дая ди­тя, да­ет ми­ру че­лове­ка, а по­том долж­на она в нем же дать не­бу ан­ге­ла.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«Рож­де­ние де­тей сде­лалось ве­личай­шим уте­шени­ем для лю­дей, ког­да они ста­ли смерт­ны­ми. По­это­му-то и че­лове­колю­бивый Бог, что­бы сра­зу смяг­чить на­каза­ние пра­роди­телей и ос­ла­бить страх смер­ти, да­ровал рож­де­ние де­тей, яв­ляя в нем об­раз воск­ре­сения.»

Свт. Иоанн Зла­то­уст

«Де­ти — это ведь жи­вые ико­ны, пот­ру­дитесь над ни­ми, не ис­ка­зите в них об­раз Бо­жий сво­им нев­ни­мани­ем и неб­ре­жени­ем.»

Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

«Глав­ное, что­бы ре­бенок был за­нят по си­лам и нап­равлен к стра­ху Бо­жию. От это­го все доб­рое и хо­рошее, нап­ро­тив, празд­ность и нев­ну­шение де­тям стра­ха Бо­жия бы­ва­ют при­чиной всех зол и нес­частий. Без вну­шения стра­ха Бо­жия, чем де­тей ни за­нимай, — не бу­дет же­ла­емых пло­дов в от­но­шении доб­рой нравс­твен­ности и бла­го­уст­ро­ен­ной жиз­ни. При вну­шении же стра­ха Бо­жия вся­кое за­нятие хо­рошо и по­лез­но.»

Пре­подоб­ный Амв­ро­сий Оп­тинс­кий

«Разв­ра­щение де­тей про­ис­хо­дит не от че­го дру­гого, как от бе­зум­ной при­вязан­ности (ро­дите­лей) к жи­тей­ско­му.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«За­боть­тесь не на зем­ле ос­та­вить де­тей, но воз­вести на не­бо; не при­леп­ляй­тесь к суп­ру­жест­ву плотс­ко­му, но стре­митесь к ду­хов­но­му; рож­дай­те ду­ши и вос­пи­тывай­те де­тей ду­хов­но.»

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

«По­доба­ет иметь муд­рость, но не со сво­им ра­зумом, а мо­лить Гос­по­да, да умуд­рит вас, как пос­ту­пать в вос­пи­тании де­тей, и да сох­ра­нит их от тлет­ворно­го ду­ха вред­ных обы­ча­ев мирс­ких.»

Пре­подоб­ный Ма­карий Оп­тинс­кий

«В вос­пи­тании не тре­бу­ет­ся ни из­лишняя мяг­кость, ни су­ровость — тре­бу­ет­ся ра­зум­ность.»

Свя­титель Фи­ларет, мит­ро­полит Мос­ковс­кий

«Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».

«Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью. Ты имеешь в нем существо еще робкое, дрожащее, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно. Ты первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем — Бог. Для себя ты трудишься».

«Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих».

«Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери».

«Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3: 21), но средним путем поступать, как выше сказано».

«Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним».

«Точно, в нынешние времена трудно сохранить юность от бурного потока вольномыслия, разлившегося по лицу земли и потопляющего в мутных водах разум человеческий, неверием омраченный. Но вы с помощию Божиею насевайте на сердцах их семена православного вероисповедания, напояйте оные страхом Божиим, приводящим к любви чрез исполнение заповедей Господних. Запавшие на юной почве сердца их семена благочестия, может быть, принесут со временем плод во святыню твердостию веры православной».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *