Жизненное самоопределение — исходный момент жизненного пути личности. Жизненные ориентации проявляются во всех поступках человека в мире и отношении к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, в зависимости от которых формируется личность. Развитие личности — это, прежде всего, развитие духа, отражающееся на всей жизни человека. В России личность традиционно относили к высшему уровню бытия человека. Исходя из этого, полнота ее описания возможна только с учетом духовно-нравственных оснований, несводимости человека к своей природе, сознательного совершенствования в направлении к нравственному идеалу.
Мы очень различаемся как личности, и это естественно, т. к. для людей значимы различные стороны бытия. Зрелая же личность, ее гармоничность, целостность, востребованная современным обществом, может быть сформирована только при условии развития духовно-нравственных качеств. Обладая двойственной природой, телесной и духовной одновременно, человек может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае человек, словами русского мыслителя В. И. Несмелова, уподобляется «зоологическому экземпляру», во втором — Божественному началу. Другой выдающийся русский мыслитель П. А. Флоренский развитие личности характеризует как возрастание личности — нарастание ее ценности, обожение, сознательное приближение к подобию Божиему, т. к. образ Божий человеку дается изначально, а подобием Божиим человек обладает потенциально.
Мера «стремливости» — стремительности развития — может быть разной. Изменениям личности в течение жизни нет предела, личность может в своем развитии как подниматься вверх, так и спускаться вниз. Рост личности зависит от ее свободной воли, и вместе с тем возможность духовного возрастания связана с понятием святости как даром Божиим, когда с помощью благодати Божией человек интегрирует в себе все уровни бытия.
Жизненный путь как история развития личности в разной мере приближает человека к своему предназначению. В процессе жизни человек в любой точке жизненного пути может сделать выбор в пользу духовно-нравственного развития и подняться до духовных вершин. В человеческой истории немало примеров тому.
Где бы мы ни жили, среди нас всегда были и есть люди, которые подвигом своей жизни служат высоким образцом и жизненным ориентиром для нас. Каждый город имеет своих небесных покровителей. Так, духовными покровителями Санкт-Петербурга являются святой апостол Петр, святой праведный Александр Невский, святитель Митрофан Воронежский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская. Ленинградская область также славна своими великими подвижниками.
Разве может оставить равнодушным удивительное житие преподобного Александра Свирского? Святой преподобный Александр Свирский (в миру Амос, 1448 — 1533) родился в приладожском селе Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в семье вепсских крестьян Стефана и Вассы, по молитвам долго не имевших детей благочестивых родителей, которые впоследствии, как и сын, приняли монашеский постриг. С юных лет он подвизался в посте и молитве, чуждаясь житейских удовольствий и праздности. В юности Амос тайно ушел на Валаам, где через семь лет принял монашеский постриг с именем Александр. На уединенном острове, впоследствии названном Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На этом острове сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Позже Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь, а преподобный Александр стал его игуменом.
Преподобный Александр Свирский прославлен праведным образом жизни, 25-летним затворничеством, чудесными исцелениями, прозорливостью и благодатной помощью в житейских делах. Он единственный из русских святых удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трех Лицах, и беседовать с Ним, поэтому его называют «новозаветным Авраамом». Ангел же указал ему место для постройки храма.
Преподобный Александр Свирский был прославлен и канонизирован вскоре после кончины во времена правления Ивана Грозного.
Согласно архивным документам, в 1918 году мощи святого преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли», помещены в музей Военно-Медицинской Академии и сокрыты втайне сотрудниками ВМА. Второе обретение мощей и передача их Церкви по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялись в 1998 году: обильно мироточившая святыня стала открыта для поклонения.
Есть и другие высокие примеры, более близкие к современности.
Кто не знает сегодня о преподобном Серафиме Вырицком, более двадцати лет подвизавшемся в поселке Вырица? Наш современник святой преподобный Серафим Вырицкий в прошлом был преуспевающим купцом пушниной, но презрел земные богатства ради небесных и при жизни был наделен дарами Святого Духа. (Филимонов В. П., 2010). Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев, 1866- 1949), уроженец Рыбинского уезда, жил в Петербурге, стал рассыльным, потом приказчиком, наконец, благодаря своим выдающимся способностям, крупным мехоторговцем, имеющим свое дело и прочные торговые связи. Значительная часть товара поставлялась за границу. Еще мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Его духовником стал старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Варнава (Меркулов). В 1920 году Василий становится послушником Александро-Невской Лавры, а в 1926-1929 годах — уже духовником ее братии. Духовный путь избирает и его жена. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Примерно в 1930 году преподобный Серафим по болезни переехал в поселок Вырица, где прожил до кончины, принимая приходящих к нему. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников.
Он духовно и практическими советами помог большому количеству людей. Преподобный Серафим Вырицкий прославлен и канонизирован в 2000 году. В русской истории были примеры и других преуспевающих купцов, которые совершили духовный подвиг и стяжали святость. Так, святой праведный Прокопий Устюжский, один из первых русских Христа ради юродивых, первоначально удачливый немецкий купец, прибыв однажды в Великий Новгород, был потрясен красотой монастырского богослужения. Русская земля стала его второй Родиной.
Блаженный инок Владимир, Важеозерский чудотворец, подвизавшийся в начале XX века (Владимир Алексеевич Алексеев, 1862-1927), также из купеческого сословия, родился в городе Луге в купеческой семье. С детства он отличался простотой сердца и нестяжательностью. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского в юности он обошел тридцать шесть губерний России, трижды побывал в Иерусалиме, готовясь к монашеской жизни. За свою кротость, простоту и строгую жизнь инок Владимир был удостоен благодатных духовных даров. Главным в нем было любвеобильное сердце. Обладая благодатными дарами — силой молитвы и прозорливостью, инок Владимир совершал духовное окормление народа Божия в богоборческие годы, когда православные храмы и монастыри были закрыты, а духовенство подвергнуто репрессиям. Помощь блаженного старца ощущают на себе и ныне те, кто обращаются к нему, прося молитвенной помощи. Недавно вышла книга к канонизации блаженного инока Владимира, составленная по воспоминаниям современников и их потомков. Обществом памяти игумении Таисии был снят фильм «Инок Владимир», в котором впервые собран богатый материал о многосодержательной и добродетельной жизни блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца, и его благодатной молитвенной помощи страждущему народу в годину тяжелых испытаний. Образ инока Владимира подает нам пример постоянного подвига благочестия и беззаветного служения человека Богу и ближнему.
На территории Ленинградской области расположено много святых мест, храмов, монастырей, которые восстанавливаются в последние годы. Александро-Свирский мужской монастырь неподалеку от города Лодейное Поле, был основан в XV веке преподобным Александром Свирским, нетленные мощи которого находятся в монастыре. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году по указу Ивана Грозного, хранит одну из самых почитаемых в России икон — Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери Одигитрии (то есть «указующей путь»), которая по преданию была написана святым апостолом Лукой еще во время земной жизни Девы Марии. Существует легенда, согласно которой икона перенеслась в Старую Ладогу из Византии по воздуху. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена в США, и через 63 года вернулась в Тихвинскую обитель. С явлением Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано и возникновение Введено-Оятского женского монастыря. В монастыре погребены родители святого Александра Свирского. Зеленецкий-Троицкий мужской монастырь, или Мартириева Зеленая пустынь, основан в XVI веке монахом Мартирием. На территории монастырского подворья захоронена блаженная старица Матронушка Босоножка, помогающая верующим исцелиться от различных болезней и преодолеть жизненные трудности. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера. Он был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. В нем находится чудотворная икона, привезенная преподобным Арсением с Афона. Также в обители хранятся мощи преподобного Арсения Коневского. На всем протяжении человеческой истории вера была стержнем, скрепляющим народы, способствуя их духовному и культурному развитию и процветанию. В последние годы можно заметить рост интереса к религиозным святыням даже у тех, кто не относит себя к верующим.
Люди все больше понимают, что это прекрасный способ понять страну, ее уникальную историю, культуру, систему ценностей. Наше время отличается размыванием и утратой жизненных ориентиров, и потому необходимо особые усилия сосредоточить на духовно-нравственном просвещении современников.
Елена Коржова, доктор психологических наук, профессор
2 февраля 2018 года, на 77-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик города Москвы протоиерей Иоанн Матвеевич Слугин, служивший в храме Сошествия Святаго Духа на Даниловском кладбище.
Отпевание почившего состоится в храме Сошествия Святаго Духа на Даниловском кладбище 4 февраля по окончании Божественной литургии; погребение состоится там же. Начало Литургии в 10.00.
***
Родился покойный пастырь 30 июня 1941 г. в с. Куймань Трубетчинского района Липецкой области. С 1946 по 1949 гг., а также с 1952 по 1957 гг. находился в детском доме Чердаты Томской области, в виду осуждения матери за религиозную деятельность.
В 1958 г. получил начальное школьное образование. С 1959 г. работал инструктором в Бокчарском ВДИО Томской области. С 1963 по 1966 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. С 1968 по 1970 гг. трудился директором заготконторы Бочкарского райпотребсоюза. В 1970 г. вступил в брак с Тамарой Михайловной Гранкиной.
Высокопреосвященнейшим Павлом, архиепископом Новосибирским и Барнаульским, 11 марта 1970 г. посвящен в сан диакона, 22 ноября ― в сан пресвитера, хиротонии состоялись в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. С 25 марта 1970 г. был диаконом Спасского собора г. Минусинска. С 24 ноября 1970 г. ― священник храма Казанской иконы Божией Матери г. Ачинска Красноярского края. С 14 февраля 1972 г. ― настоятель храма свт. Николая Мирликийского г. Топки Кемеровской области, а с 15 июня того же года ― настоятель храма свт. Николая г. Болотное Новосибирской области. С 25 июня 1975 г. ― штатный священник Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска. С 1 ноября 1978 г. ― настоятель храма свт. Николая с. Новолуговое Новосибирской области. 10 марта 1986 г. был назначен штатным священником храма свт. Николая г. Кемерово, который, согласно решению Священного Синода от 20 июля 1990 г., вошел в состав вновь образованной Красноярской епархии.
С апреля 1991 г. стал клириком Уральской епархии и 1 июня 1991 г. был назначен штатным священником Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Уральска.
С января 1992 г. состоял в клире Московской городской епархии. Временно был командирован для служения в Спасо-Преображенский храм в Богородском, а с 15 июня 1992 г. был назначен и.о. настоятеля и председателя приходского совета вновь открытого Никольского храма в Подкопаях г. Москвы.
В феврале 1996 г. вышел за штат по состоянию здоровья.
С марта 1996 г. получил благословение на участие в богослужениях и совершение таинств и церковных чинопоследований в храме Святаго Духа Сошествия на Даниловском кладбище г. Москвы.
18 января с.г., по причине обострения гипертонии на фоне сахарного диабета, был госпитализирован в реанимацию ЦКБ им. свт. Алексия, митрополита Московского, где приобщался Святых Христовых Таин.
Центральное викариатство
Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.
Содержание
Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время
Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.
Старцы и новомученики Оптиной пустыни
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.
Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Старец Илия
Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.
Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.
Старец Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.
О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.
Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.
Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!
Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни
Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.
На главную