Старцы православные

Вопрос: Кто такие русские православные старцы?

Митрополит Иларион: Старцы – это совершенно особый род духовничества в Православной Церкви. Не всякий духовник является старцем. Может показаться, что само слово «старец» указывает на возраст человека, но на самом деле оно указывает на его духовный опыт.

В практике Русской Православной Церкви духовником может стать всякий священник, в том числе и молодой. В Греческой Церкви другое правило: на духовничество получают специальную грамоту от архиерея. У нас же всякий священник может быть духовником, то есть советником, к которому люди приходят не только на исповедь, но и за духовным советом.

Старец – человек особого рода, особой харизмы. И это не то служение, на которое можно получить письменный мандат или, скажем, назначение. Старец – это человек, которого Сам Бог делает таковым. Это духовник особого рода, к которому приезжает много людей, в том числе в трудных жизненных ситуациях, и старец, обладая большим внутренним опытом, может дать ответ на их вопросы. Кроме того, многие старцы обладают даром прозорливости, то есть видят человека насквозь. Например, приходит к старцу незнакомый человек, а он уже знает, как его зовут или сразу же говорит об основных проблемах его жизни. Такое часто случается в общении людей со старцами.

Именно таким человеком был отец Кирилл (архимандрит Кирилл (Павлов) – прим. ред.). Мне посчастливилось с ним познакомиться, когда мне было лет 12, и во многом именно встреча с ним и еще с несколькими старцами определила мой жизненный выбор. Эти люди меня настолько вдохновили, – столько добра, света, смирения, духовной красоты я в них увидел, – что мне самому захотелось пойти по этому пути служения Богу и Церкви.

Что еще всегда поражало в этих людях – то, что с одной стороны, у них сохранялись все человеческие качества: сочувствие, сострадание, любовь, внимание к тем, кто к ним приходил, а, с другой стороны, во всех своих человеческих проявлениях они были абсолютно пронизаны Божиим присутствием. Это Божие присутствие становилось очевидным для всякого, кто к ним приходил.

Вопрос: Вопреки сложившемуся стереотипу в очереди к православным старцам часто можно встретить представителей самых разных слоев нашего общества: это и представители Администрации Президента, которые ездят к старцу за советами, и руководители крупного бизнеса.

Откуда в русском человеке доверие к духовничеству, к православным старцам именно при обращении за ответами на вполне конкретные вопросы?

Митрополит Иларион: Доверие к старцу – явление правильное и вполне естественное. Но нельзя, как говорится, путать Божий дар с яичницей. То есть, если, например, бизнесмен какие-то свои вопросы, относящие к бизнесу, пытается переложить на старца, то это, думаю, ошибочный путь. Или, например, государственный чиновник будет перекладывать на старца вопросы государственной важности, что тоже совершенно неправильно.

Преподобный Паисий Святогорец
Источник: Православная Жизнь

Человек должен нести ответственность за свою жизнь и за свою деятельность. И если его вопрос касается бизнеса, допустим, продавать или не продавать тот или иной бизнес, он, конечно, не должен перекладывать это решение на старца. А вот если, например, бизнесмен оказался в такой ситуации, когда он реализовал свое дело, а теперь должен развивать бизнес в другом направлении, все уже для этого подготовил, но хочет получить благословение духовника – он приезжает к старцу или к духовнику, рассказывает о своей ситуации и просит его молитв и благословения. И тот, как правило, дает благословение, но в особых случаях старцу может быть открыто Богом, что для этого человека не полезно новое начинание, что оно плохо для него кончится, и тогда старец может предупредить человека.

Вопрос: А в духовно близкой нам Греции какое отношение к старцам? Много ли их там?

Митрополит Иларион: В Греции тоже есть старцы, очень почитаемые, в том числе на Афоне. К ним ездят люди со всего мира. Мне посчастливилось знать одного афонского старца, который уже прославлен в лике святых. Это святой Паисий Святогорец. Я с ним встречался в начале 90-х годов. Это был совершенно поразительный человек. К нему всегда была очередь, он принимал большое количество людей, беседовал с ними на самые разные темы. Старец Паисий был удивительно прост в общении, так же, как и отец Кирилл. То есть, если судить по речи старцев, по их подаче мысли, то сразу и не скажешь, что в этих людях было что-то выдающееся. Но они всегда излучали добро и любовь, и при общении с ними чувствовалась благодать Божия и тот особый свет, который от них исходил. Думаю, именно это и привлекало и привлекает к ним тысячи людей.

СТАРЕЦ ПРЕДСКАЗЫВАЛ В ШУТЛИВОМ ТОНЕ И УДАРЯЛ ПО БОЛЬНОМУ МЕСТУ

В прошлой заметке мы писали о житии прозорливого старца — преподобного Амвросия Оптинского и обещали рассказать о чудесной его помощи людям.

🌈 Все исцеления и предсказания старец Амвросий совершал во избежание людской славы — по примеру своего предшественника старца Льва, — часто это выглядело как полуюродство.

🌈 Если что кому и предсказывал, то нередко в шутливом тоне, как бы вскользь, ненавязчиво. Недуги же иногда излечивал странными методами: ударял по больному месту рукой или палкой — и болезнь проходила.

☀ Так, например, Амвросий ударом кулака вылечил монаха Оптиной пустыни от зубной боли. Старец ударил его изо всей силы кулаком в зубы и еще весело спросил: «Ловко?» – «Ловко, батюшка, – отвечал монах при общем смехе, – да уж больно очень». Но выходя от старца, он почувствовал, что боль его прошла и больше не возвращалась.

☀ Крестьянки, страдавшие мигренями и знавшие методику лечения преподобного, приходили и просили его побить их, чтобы избавить от головной боли.

🌈 Старец часто мог видеть дальнейшую судьбу людей и давал им соответствующие благословения.

☀ «Приезжают к старцу из Петербурга две сестры. Младшая – невеста, с веселым настроением; старшая – тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая в монастырь. Старец невесте подает четки, а старшей говорит: «Какой монастырь? – Ты замуж выйдешь, да не дома – вот тебе что», – и назвал губернию, куда они никогда не ездили. Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим к ней по характеру, и вышла за него замуж».

🌈 Есть многие свидетельства о том, что преподобный старец являлся страдающим во сне и в видениях – причем часто его образ видели люди, которые находились далеко от Оптиной пустыни и даже не слышали никогда имени старца. Являясь, преподобный мог давать разного рода наставления, предостерегать от опасностей, указывать лекарство, или непосредственно исцелять болящих. Иногда люди только потом узнавали, кто именно им помог и приезжали благодарить Амвросия.

☀ Монахиня Каширского женского монастыря Тульской губернии Илариона Пономарева передавала о себе письменно следующее: «Будучи сильно больна, дня за два до Николина дня (6 декабря 1888 г.), я скорбела и плакала о том, что в настоящий праздник, по болезни, буду сидеть в келье, не имея возможности пойти в храм Божий. И так сильно вся я разболелась, что в десять часов вечера легла в постель и заснула. Но вот вижу во сне: подходит ко мне батюшка о. Амвросий и говорит: «Что ты прежде времени скорбишь?». С тем вместе он так сильно ударил меня в правое ухо, что у меня кровь потекла из него. «Ступай, – прибавил он, – в церковь, на праздники!» Проснувшись, я увидела, что подушка, на которой я лежала, и халат, в котором была одета, были залиты кровью. Но в тот же час я почувствовала себя совершенно здоровой – и следов болезни моей не оставалось».

☀ «… одна дама, писала из Москвы, что у нее муж был очень болен. Доктора отказались лечить, и он совсем умирал. В одну ночь видит он около себя у постели старца, который над ним молился, и говорит: «Отслужи молебен св. Амвросию Медиоланскому», – и скрылся. Больной сказал это жене, и они отслужили молебен. Он приобщился, и с тех пор начал поправляться, даже встал с постели, но никому не говорил об этом явлении старца. Когда же стал чувствовать себя совсем хорошо, ему опять явился этот же старец (бывший больной его узнал) и говорит: «Ты теперь совсем здоров, зачем же ты скрываешь и не говоришь о своем исцелении? Надо говорить, а старец пред тобой – Оптинский Амвросий», – и скрылся…»

🌈 И в наше время люди, обратившись к преподобному Амвросию, получают помощь.

☀ «Игорь К. заболел сильной простудой. Как обычно, все началось с горла и насморка. Далее вирус начал спускаться в бронхи и грудную клетку, вызывая мокрый кашель. Обычно в такой ситуации от недели до двух постельного режима гарантировано. Под рукой оказалось масло, освященное на мощах батюшки Амвросия… Вычитал вечернее правило, помолился батюшке Амвросию и натер маслом больное горло и грудную клетку. Утром не почувствовал даже легкого недомогания!

🔔 Преподобный отче Амвросие, моли Христа Бога о нас!
_____
#ПреподобныйАмвросийОптинский #АмвросийОптинский #СтарецАмвросий #СвятойАмвросий #Болезнь #ПомощьВБолезни #Исцелить #Исцелиться #Исцеление #Выздороветь #Болезненность #ЯвленияВоСне #МолитваВБолезни #МолитваВыздороветь #ПрикованКПостели #ПомощьВрачей #ПлохойДиагноз #ОсталосьМалоЖить #КакЖить #ПомощьСтарца #ПомощьСвятого #Старец #ОптинскийСвятой #Оптинский #ОптинаПустынь #Оптина #КомуМолиться #Чудо #Чудеса #ВеритьВЧудо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *