Старцы России

В этой книге впервые собраны жития, чудеса и духовные и наставления великих русских старцев — от первого русского старца, преподобного Нила Сорского, до великих старцев двадцатого века. Нам предстоит встреча с теми, кто уже двести лет окормляет любовью Христовой, духовно просвещает, укрепляет и поддерживает Святую Русь. К этим великим старцам шли мудрец и простецы, шли простые крестьяне и русские Императоры, шли все, кто стремился узнать волю Божию, Кто нуждался в помощи и совете.

Содержание книги: Великие Русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления

Преподобный Нил Сорский
Из духовных поучений преподобного аввы Нила Сорского, начальника скитского
Преподобный старец Паисий (Величковский)
Из духовных наставлений преподобного Паисия (Величковского)
Преподобный старец Феодор Санаксарский
Духовные поучения преподобного Феодора Санаксарского
Старец Феофан (Соколов), настоятель Кириллово-Новоезерского монастыря
Духовные наставления старца Феофана Новоезерского
Старец Филарет (в схиме Феодор), иеромонах Московского ставропигиального Новоспасского монастыря

САРОВСКИЕ СТАРЦЫ

Преподобный Серафим Саровский
Духовные наставления преподобного Серафима Саровского
Беседа преподобного Серафима с Богдановым
Из беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни
Старец Марк
Старец Иларион, духовник Саровской пустыни.
Из духовных наставлений старца Илариона

ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Назарий
Из духовных наставлений старца Назария
Старец Дамаскин
Духовные наставления старца Дамаскина
Старец Герман
Из духовных наставлений старца Германа
Старец Иоанн (Алексеев)
Из духовных наставлений старца Иоанна
Старец Михаил (Питкевич)
Из духовных поучений старца Михаила

КИЕВСКИЕ СТАРЦЫ

Преподобный старец Досифей, Киево-Печерский затворник
Старец Феофил (Горенковский)
Духовные наставления старца Феофила
Преподобный старец Парфений (Краснопевцев)
Духовные наставления преподобного старца Парфения
Старец Вонифатий (Виноградский)
Ответы игумена отца Вонифатия на вопросы от разных лиц
Преподобный старец Алексий (Шепелев)
Духовные поучения старца
Старец Иона (Мирошниченко)
Рассказы о прозорливости старца Ионы и об исцелениях по его молитвам
Старец Феофил (Россоха)
Из духовных поучений старца Феофила

РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ

Преподобный старец Антоний (Медведев)
Духовные поучения старца Антония
Старец Александр, затворник Гефсиманского скита
Из духовных наставлений старца Александра
Преподобный старец Варнава
Из духовных поучений старца Варнавы
Старец Захария
Духовные поучения старца Захарии

***

Старец Зосима (Верховский)
Из духовных наставлений старца Зосимы
Старец Агапит Задонский
Наставления старца Агапита Задонского
Старец Агапит (Воинов), настоятель Пило-Столобенской пустыни
Наставления старца Агапита Нило-Столобенского
Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни
Из духовных наставлений старца Адриана Старец Амфилохий
Духовные наставления старца Амфилохия

АФОНСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Арсений (Минин)
Из духовных поучений старца Арсения
Старец иеросхимонах Аристоклий
Рассказы о старце Аристоклии
Старец Кирик
Из духовных поучений старца Кирика
Некоторые иноческие опыты
Преподобный старец Силуан Афонский
Из духовных наставлений преподобного Силуана
Великая наука

СОЛОВЕЦКИЕ СТАРЦЫ

Старец Феофан
Из духовных поучений старца Феофана
Старец Иероним
Из духовных поучений старца Иеронима
Старец Наум
Из духовных поучений старца Наума

***

Старец Георгий, Задонский затворник
Из духовных поучений старца Георгия, Задонского затворника
Старец Иларион Троекуровский
Из духовных наставлений старца Илариона
Старец Иоанн, затворник Сезеновский
Из духовных наставлений старца Иоанна, затворника Сезеновского
Старец иеросхимонах Стефан Вятский
Из духовных наставлений старца Стефана
Старец Гавриил (Зырянов)
Духовные поучения старца Гавриила
Завещание старца Гавриила своим духовным детям

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

Преподобный старец Моисей (Путилов)
Из духовных наставлений старца Моисея
Преподобный старец Лев
Из духовных поучений преподобного старца Льва
Преподобный старец Макарий
Из духовных поучений преподобного старца Макария
Преподобный Амвросий Оптинский
Духовные поучения преподобного Амвросия
Преподобный старец Антоний (Путилов)
Из духовных наставлений преподобного старца Антония
Возлюбленной послушнице Христовой Н. N
Преподобный старец Иларион (Пономарев)
Из духовных наставлений преподобного старца Илариона
Преподобный старец Анатолий (Зерцалов)
Из духовных поучений преподобного старца Анатолия
Преподобный старец Исаакий (Аптимонов)
Преподобный старец Иосиф (Литовкин)
Из духовных наставлений старца Иосифа
Преподобный старец Анатолий (Потапов)
Духовные наставления преподобного Анатолия
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Из духовных наставлений старца Варсонофия
Преподобный старец Нектарий (Тихонов)
Поучения преподобного Нектария
Преподобный Никон (Беляев)
Из духовных поучений преподобного Никона

***

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Беседа святого праведного Иоанна с игуменией Таисией

ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Филарет (Данилевский), настоятель и возобновитель Глинской пустыни
Духовные наставления старца Филарета Глинского
Старец Иоанникий, в схиме Илиодор
Из духовных поучений старца Илиодора
Старец схимонах Архипп
Из духовных наставлений старца Архиппа
Старец Серафим (Амелин)
Старец Андроник (Лукаш)
Духовные наставления старца Андроника Старец Серафим (Романцев)
Из духовных поучений старца Серафима (Романцева)

СТАРЦЫ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ

Старец Герман
Из духовных поучений старца Германа
Старец Алексий (Соловьев)
Духовные поучения старца Алексия

ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ

Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша

***

Старец в миру Алексей Мечёв
Из духовных поучений старца Алексея Мечёва

***

Старец Серафим Вырицкий
Из духовных наставлений старца Серафима Вырицкого
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
Из духовных наставлений преподобного Севастиана Карагандинского
Преподобный старец Феодосии Кавказский
Из духовных наставлений преподобного Феодосия Кавказского
Преподобный старец Лаврентий Черниговский
Некоторые выписки из сборника, составленного духовными детьми старца

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Симеон (Желнин)
Из духовных поучений старца Симеона
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Из духовных наставлений старца Афиногена Старец Савва
Из духовных наставлений старца Саввы
Основа для спасения
Помни главное для души
Ежедневные правила
За что подобает благодарить Бога
Порядок побеждения страстей
Жизнь в миру

БЕЛГОРОДСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Геннадий (в схиме Григорий)
Из духовных наставлений старца Григория
Старец Серафим
Из духовных поучений старца Серафима

***

Избранная библиография

Параметры книги: Великие Русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления

Размер книги: 24 см x 17 см

Количество страниц: 944

Переплет: твердый

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 1250 гр.

Год издания: 2016 год

Издательство: Ковчег

Предлагаем купить книгу «Великие Русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления» в православном интернет-магазине Псалом.ру

Жизнеописания, чудеса, духовные наставления.

Издание второе, исправленное и дополненное.

От издательства

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Духовные наставления Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Из духовных наставлений Преподобный Феодор Санаксанрский (1718–1791) Духовные наставления Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Духовные наставления Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Новоспасский (1758–1841) Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) Духовные наставления Беседа преподобного Серафима с Богдановым Из беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни Преподобный Марк Саровский (1733–1817) Иеромонах Иларион (1770–1841) Духовные наставления Преподобный Назарий Валаамский (1735–1809) Духовные наставления Игумен Дамаскин (1795–1881) Духовные наставления Преподобный Герман Аляскинский (1757–1837) Из духовных наставлений Схигумен Иоанн (1873–1958) Духовные наставления Иеросхимонах Михаил (1877–1962) Духовные наставления Преподобный Старец Досифей, Киево-Печерский затворник (1721–1776) Преподобный Феофил Киевский (1788–1852) Духовные наставления Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855) Духовные наставления Старец Вонифатий (Виноградский) (1785–1871) Ответы на вопросы от разных лиц Преподобный Алексий Голосеевский (1840–1917) Духовные наставления Старец Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829–1899) Духовные беседы Преподобный Иона Киевский (около 1802–1902) Рассказы о преподобном Схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996) Духовные наставления Преподобный Антоний (1792–1877) Из писем преподобного к Е. И. М. Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Духовные наставления Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) Духовные наставления Схиархимандрит Захария (1850–1936) Духовные наставления Преподобный Зосима (Верховский) (1767–1833) Духовные наставления Старец Агапит Задонский (1750–1825) Духовные наставления Архимандрит Агапит Нило-Столобенский (1805–1860) Духовные наставления Иеромонах Адриан Югской Дорофеевой пустыни (1800–1853 Духовные наставления Иеромонах Амфилохий Ростовский (1748–1824) Духовные наставления Иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879) Духовные наставления Преподобный Аристоклий (1838–1918) Воспоминания о преподобном Аристоклии Схиархимандрит Кирик Духовные наставления Преподобный Силуан (1866–1938) Духовные наставления Старец Феофан (1744–1819) Духовные поучения Иеросхимонах Иероним (1765–1847) Духовные наставления Старец Наум (1777–1853) Духовные поучения Преподобный Георгий, Задонский Затворник (1789–1836) Духовные наставления Преподобный Иларион Троекуровский (1774–1863) Духовные наставления Преподобный Иоанн, Затворник Сезеновский (1791–1839) Духовные наставления Преподобный Стефан Вятский (1830–1890) Духовные наставления Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиозерный (1844–1915) Духовные наставления Преподобный Моисей (1782–1868) Духовные наставления Преподобный Лев (1768–1841) Духовные наставления Преподобный Макарий (1788–1860) Духовные наставления Преподобный Амвросий (1812–1891) Духовные наставления Преподобный Антоний (1795–1865) Духовные наставления Преподобный Иларион (1805–1873) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824–1892) Духовные наставления Преподобный Исаакий (1809–1894) Преподобный Иосиф (1837–1911) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Духовные наставления Преподобный Варсонофий (1845–1913) Духовные наставления Преподобный Нектарий (1857–1928) Духовные наставления Преподобный Никон (1888–1931) Духовные наставления Преподобный Филарет (1777–1841) Духовные наставления Преподобный Иоанникий, в схиме Илиодор (1795–1879) Духовные наставления Преподобный Архипп (1835–1896) Духовные наставления Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958) Преподобный Андроник (1889–1973) Духовные наставления Преподобный Серафим (Романцев) (1885–1976) Духовные наставления Преподобный Герман (1844–1923) Духовные наставления Преподобный Алексий (1846–1928) Духовные наставления Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) Воспоминания игумения таисии Святой Праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859–1923) Духовные наставления Святой Праведный Иона (1855–1924) Преподобный Кукша (1875–1964) Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Духовные наставления Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) Духовные наставления Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Воспоминания духовных детей старца Преподобный Симеон (Желнин) (1869–1960) Духовные наставления Старец Афиноген (в схиме Агапий) (1881–1979) Духовные наставления Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) Духовные наставления Архимандрит Геннадий (в схиме Григорий) (1911–1987) Духовные наставления Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) (1894–1982) Духовные наставления Архимандрит Павел (Груздев) (1910–1996) Духовные наставления Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002) Духовные наставления Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002) Духовные наставления Библиография

Книга охватывает двухсотлетнюю историю русского старчества – от преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского до наших современников – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова.

В поучениях великих старцев указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Любой из нас найдет здесь ответ на волнующий вопрос, получит совет, как жить, как верить, как поступать православному христианину в том или ином случае.

Это поистине бесценное сокровище.

От издательства

Дорогой читатель, удивительная книга, которую вы держите в руках, изданная многими тиражами, стала настольной книгой десятков тысяч православных христиан. В ней впервые собраны жития, чудеса и духовные наставления великих русских старцев – от первого известного нам русского старца, преподобного Нила Сорского, до великих старцев двадцатого и начала двадцать первого века.

Вам предстоит встреча с теми, кто уже двести лет окормляет любовью Христовой, духовно просвещает, укрепляет и поддерживает Святую Русь. К этим великим старцам шли мудрецы и простецы, шли простые крестьяне и русские императоры, шли все, кто стремился узнать волю Божию, кто нуждался в помощи и совете. Особое значение приобрело старчество в годы богоборчества, в годы потрясения основ русской народной жизни.

«Старец – один из старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и взявший под свое духовное руководство молодых монахов и мирян, – писал исследователь старчества И. К. Смолич. – Свою задачу он видит прежде всего в руководстве и заботе о душе, воспитании воли тех, кто не имеет большого духовного опыта, стремясь провести их через все искушения и горести этой жизни. По собственной жизни и опыту он знает о разнообразии темных путей, на которых поджидает нас искуситель. Незнакомым, пришедшим извне, он дает советы, чтобы уберечь их от ошибок.

Старец есть воля к религиозному и общественному совершенству этих верующих сердец; люди, которые предали себя его руководству, совершенно отказываются от собственной воли.

В монастыре старец обычно не занимает никакой должности; он духовный вождь и советник. Вокруг него группируются в монастыре его ученики, и он смиренно и ответственно берет на себя эту тяжелую обязанность.

Ученик сам избирает того старца, которого хочет. И часто случается так, что человек, желавший поговорить со старцем только по одному вопросу, остается под его руководством на всю жизнь и даже принимает монашество.

Чистосердечие и послушание, смирение и готовность к исполнению воли отца со стороны духовного сына, сердечность и справедливая строгость со стороны руководящего старца образуют содержание двусторонних отношений, озаренных Божественной любовью, в которой живут оба. Так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы, всепобеждающей силы любви и полной благодатности жизни в Боге, с воскресшим Христом. В этом заключается очень коротко сущность старчества».

Старцы появились уже в IV веке в монастырях Египта, Палестины, Сирии. Первый известный русский старец – преподобный Нил Сорский. На Святой горе он учился у афонских старцев аскетической жизни, умной молитве, хранению сердца и трезвению ума. Вернувшись на Русь, преподобный Нил основал скит с уставом, в котором выразились многие его представления о духовном делании.

С середины XVI века начинается медленный распад древнерусского монастырского жития. Строгий аскет уже не находил в монастыре покоя, не мог удалиться от мира. Теперь аскеты стали убегать в новые «пустыни», прятаться в сибирских лесах, на берегу Белого моря.

Отпадение староверов в конце XVII века и церковные реформы Петра I в начале XVIII века нанесли религиозной жизни еще более глубокие раны.

Возрождение старчества началось в России в конце XVIII века. Толчок к этому дал митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил, опиравшийся на учеников преподобного старца Паисия (Величковского).

К этому времени на Руси были почти забыты не только многие из древних аскетов, таких, как Макарий Египетский, Нил Синайский, Ефрем Сирин, но и сами творения преподобного Нила Сорского. Всю свою жизнь посвятил преподобный Паисий восстановлению того, что грозило быть утраченным. Преподобный Паисий создал школу духовной жизни, зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию.

В Россию вышло много учеников преподобного Паисия, и под их воздействием начался подъем духовной жизни – возросли интересы и любовь к чтению и изучению книг, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Паисия.

Традиционно русское старчество делится на три главных течения: северное, центральное и южное.

Старцы Севера подвизались в Соловецком монастыре, на Валааме, в Александро-Невской лавре и Александро-Свирском монастыре.

Старчество центральных районов сосредоточилось, главным образом, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском монастыре, в Орловской губернии, в Рославльских лесах Смоленской епархии, в Белобережском монастыре.

Южные старцы подвизались в Площанской пустыни Орловской епархии, в Глинской пустыни Курской епархии.

Но в этой схеме указываются только наиболее заметные или начальные пункты движения старчества, которое на самом деле охватывало сотни русских монастырей – ведь старцы переходили из обители в обитель, оставляя в них своих учеников и последователей.

К сожалению, наставления многих старцев не были записаны в свое время или же были утрачены. Так, ничего не известно о духовных наставлениях дивного старца Клеопы, Рославльских старцев, старца Нила, подвизавшегося в Нило-Сорской пустыни, и многих, многих других.

Но то, что сохранилось и вошло в эту книгу, составленную по идее священника Владимира Котова, – это бесценное духовное сокровище, теперь доступное каждому благочестивому читателю.

Значение этой книги трудно переоценить еще и потому, что, как говорили сами старцы, во времена отступления от веры Христовой, на Руси оскудевает и нива духовного руководства, и тогда творения святых отцов и подвижников благочестия заменят христианам их духовных водителей. Именно потому данное издание можно причислить к тем книгам, где «недоуменный ум – алчущая душа» православного человека найдут ответ и утешение в различных жизненных обстоятельствах.

Вячеслав Бондаренко рассказал о своем сборнике «Святые старцы», куда вошли биографические очерки о Василии Площанском, Алексии Бортсурманском, Льве, Макарии, Амвросии и Нектарии Оптинских, Алексии Зосимовском, Алексии Московском, Симеоне Псково-Печерском и Серафиме Глинском.

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь)

Когда говоришь о старцах и старчестве, современный человек обычно либо представляет что-то очень далёкое, из глубины веков, либо воспринимает это как своего рода «православную эзотерику», недоступную «простым смертным». Отчасти он прав: древнее старчество, действительно, восходит к раннехристианским временам, и, конечно, в этом типе православной святости (обычно монашеской) есть своя тайна. Но это – лишь часть правды.

В течение последних столетий в Русской Церкви появилось своё старчество, во многом близкое раннехристианскому, однако имеющее свои особенности. Этим святым посвящена новая книга Вячеслава Бондаренко.

Преподобный Василий Площанский (Кишкин, 1746—1831)

– Вячеслав Васильевич, Ваша новая книга посвящена угодникам Божиим, прославленным в лике святых относительно недавно, чьи подвиги, в основном, относятся к концу XVIII –XX веков. В церковной истории широко известно старчество первых веков христианства, насколько «новое» старчество двух-трёх последних столетий восходит к раннехристианскому? В чём вообще особенность этого типа святости?

– Начну с ответа на второй вопрос. Старцы — это духовные наставники, люди, через которых Господь открывает Свою волю. При этом старец может быть архиереем, иеромонахом, иеродиаконом, монахом; выходцем из дворян, крестьян, мещан, священства; глубоким стариком по возрасту и человеком слегка за сорок; глубоко образованным и не получившим никакого образования; человеком, почитаемым всеми, и тем, кого считают чуть ли не юродивым. Но всё это «внешнее» — второстепенно, для старчества важны те дары, которыми старец наделён от Бога.

Да, мы, люди XXI века, прежде всего видим в старцах то, что нас изумляет и не находит простого объяснения — дары прозорливости и целительства. Однако гораздо важнее, значительнее в старцах другое: рассуждение, смирение, любовь, опытность в духовной брани, в молитвенном делании. Конечно, «новое» старчество последних веков твёрдо стоит на фундаменте, заложенном великими предшественниками. Ведь старец никогда не говорит просто «от себя», он опирается на духовный опыт святых отцов древности. Но всё-таки можно сказать, что наше, русское старчество XVIII — XX столетий — особенное. Оно возросло в очень тяжёлое для монашества время, время упадка монашеского делания, потери очень важных смыслов.

Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев, 1762—1848)

Те старцы, которые подвизались, допустим, в 1770-х годах в брянских и рославльских лесах, конечно, понимали, что продолжают дело преподобного Антония Великого (египетского святого IV века, основателя христианского монашества), но не могли не знать, что и закладывают основы новой, сугубо русской старческой традиции. В начале XIX столетия к ней присоединился привнесённый извне опыт преподобного Паисия (Величковского), его труды, составленный им монастырский устав. Вот это и можно считать началом современного русского старчества.

– Насколько справедливо мнение, что старчество – это чуть ли не какая-то «православная эзотерика»? Мол, если свой приходской духовник не может решить какого-то вопроса, его может решить старец, но его благословение — выше любого закона. Скажет жениться или выйти замуж за первого встречного, необходимо так и сделать, развестись и уйти в монастырь — тоже. Так ли это? И что такое «младостарчество», о котором тоже нередко говорят сегодня?

– Судить о старчестве как о некой «православной эзотерике», безусловно, нельзя. Такое ложное представление может сложиться из-за внешнего ореола «чудесного», сопровождающего старцев, связанных с ними церковных и околоцерковных легенд, атмосферы нездорового ажиотажа.

Читайте также: Попытка прикоснуться к чуду. Вячеслав Бондаренко – о своей книге «Отец Иоанн (Крестьянкин)».

С этим же связано и так называемое младостарчество. О нём замечательно сказал как-то Патриарх Кирилл: можно сколько угодно ходить сгорбившись, хмурить брови, говорить тихим голосом, и никаким старцем при этом не быть. На самом деле это явление далеко не новое, ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке называл младостарчество актёрством, печальной комедией. Но то, что оно широко распространилось именно сейчас, вполне объяснимо: это следствие духовной смуты рубежа 1980 — 90-х годов, во многом непреодолённой до сих пор.

Преподобный Лев Оптинский (Наголкин, 1768—1841)

А что до старцев истинных, то свою волю они никогда не навязывали. Преподобный Амвросий Оптинский, если с ним начинали спорить, только и говорил: «Что глаголю творящему свою волю?» — и уходил от разговора. Преподобный Серафим Глинский при малейшем намёке на несогласие с ним тут же уступал, говорил: «Поступай, как знаешь». Так же делал и отец Иоанн (Крестьянкин). Старцы никогда не «ломали» человека через колено. Они помогали ему обрести себя. А дальше — твой выбор.

– А насколько правомерно суждение, что старцы – это чуть ли не «параллельная иерархия» в Русской Православной Церкви. Что они чуть ли не выше архиереев?

– Думаю, здесь всегда играли и играют роль разные факторы, в том числе и чисто человеческие. И в XVIII, и в XIX, и в XX столетиях были архиереи, которые относились к старцам строго, если не сказать придирчиво, смиряли их, а были и те, которые глубоко почитали, советовались во всём. Подлинным же старцам всегда было свойственно уважение к церковному священноначалию, это ведь естественно для того, у кого вся жизнь — послушание.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов, 1788—1860)

– Большая часть Вашей новой книги посвящена Оптинским старцам, да и открывающий её преподобный Василий Площанский духовно был близок с первыми из них. Как Вы думаете, почему именно это святое место на рубеже Калужской и Тульской земель в XIX веке процвело целым созвездием русских святых? И почему именно к ним столь часто за духовными наставлениями обращались представители русской интеллигенции того времени, причём от великого русского консервативного мыслителя Константина Леонтьева до весьма либеральных деятелей?

– Объяснить, почему именно Оптина пустынь стала духовным средоточием России тех лет, просто так невозможно. Это вопрос не к человеку, не к историку, не к исследователю. Действительно, ведь и до Оптиной уже были великие, знаменитые монастыри, где зарождалось русское старчество, — Площанская и Белобережская пустыни, но в 1830-х возвысилась, стала безусловным центром именно Оптина… Конечно же, это Промысл Божий. Выбор пал на Оптину, и её свет озарил всю страну, весь Православный мир.

Что же касается ответа на второй вопрос, то он звучит, думаю, уже более приземлённо. Русская интеллигенция второй половины XIX столетия одновременно смотрелась как бы в зеркало — на саму себя, и вместе с тем пыталась познать свой народ, плоть от плоти которого она была, однако связь с которым потеряла. Обращение к старцам, на мой взгляд, и было попыткой разгадать загадку идеального русского человека, понять его со всеми его силами и слабостями, плюсами и минусами, и одновременно понять себя, свое предназначение в истории страны.

Напоминаем… Январские новинки

Конечно, каждый видел в старцах то, что хотел увидеть, потому и результаты были разными — от Константина Леонтьева до Льва Толстого. Но сама тенденция была характерной для эпохи.

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков, 1812—1891)

– Почему из целого сонма Оптинских старцев Вы выбрали четверых: преподобных Льва, Макария, Амвросия и Нектария? В чём их особенности и что их объединяло, кроме самого места служения?

– Преподобный Лев – это становление Оптинского старчества, его зачин. Преподобный Макарий — первые контакты старцев с представителями русской культуры, Гоголь в Оптиной, Киреевский, издательская деятельность. Преподобный Амвросий — наверное, самый любимый и «народный» из всех русских старцев вообще, наряду с Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским, это — «золотая эпоха» старчества. А преподобный Нектарий — это начало XX века, война, революция, разгром обители, изгнание, арест, полуподпольная жизнь, и всё это он предвидел.

Объединяет этих святых то, что они в разные эпохи были «становым хребтом» своей обители, возвышали её, невзирая на трудности, хранили лучшие традиции Оптиной и создавали свои собственные. А характеры у них были очень разными, очень колоритными: Лев — старец-богатырь, Макарий — великий труженик, вечно борющийся с болезнью Амвросий, старец-юродивый Нектарий… И все они — любимые нами русские святые.

Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев, 1846—1928) (справа)

– О святом праведном Алексии Бортсурманском, ещё одном «герое» Вашей книги, совсем недавно мало кто знал. Но деятельность его потомков — современного московского пастыря и проповедника протоиерея Владимира Вигилянского и его дочери Александрины — многим открыла этого старца. Его подвиг отличен от подвига тех же Оптинских старцев, он вообще не был монахом. Тем не менее, он стоит в одном ряду с ними?

– Да, до сих пор идут споры, можно ли считать старцами представителей белого духовенства, достигших больших духовных высот и пользовавшихся общим почитанием. На мой взгляд, можно, если в их деятельности присутствовало главное: духовное водительство, цель которого — спасение.

Святой праведный Алексий Бортсурманский был удивительным святым — настоящим самородком, любящим «отцом», а затем и «дедушкой» своих духовных чад, глубоко почитаемым в Симбирской губернии. «Он как звезда горит на христианском горизонте», — говорил о нём Серафим Саровский. В ближайшем будущем свет увидит новое Житие этого святого, подготовленное его потомком Александриной Вигилянской (приношу ей глубокую благодарность за возможность использовать в работе над книгой сделанные ей в архивах находки).

Святой праведный Алексий Бортсурманский — пример того, каким могло быть чисто русское старчество, без всяких примесей, без умствований, что называется, на практике.

Преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов, 1853—1928)

– Наверное, то же самое можно сказать о святом праведном Алексии Московском (Мечёве)? Многие его духовные чада и духовные чада его сына, священномученика Сергия (Мечёва), ещё совсем недавно были живы, а потому в Москве, можно сказать, жива преемственность духовного наследия этих святых и их общины. Его очень часто связывают с наследием святого праведного Иоанна Кронштадтского, согласны ли Вы с этим?

– Да, сам святой праведный Алексий Московский говорил о том, что если бы не общение с Иоанном Кронштадтским, он никогда не стал бы тем, кем стал. До совместной службы с Кронштадтским старцем отец Алексий, по собственному признанию, даже не понимал сути и смысла того, что он делает (хотя думаю, что это было сказано по глубокому смирению).

Пример отца Алексия уникальный, его опыт по устройству «монастыря в миру», возможно, и опирался на идеи отца Валентина Амфитеатрова (ещё одного известного духовника того времени, вопрос канонизации которого пока ещё решается — ред.), но реализация-то была ни на что не похожая, своя. Такой священник был необходим Москве на сломе эпох, на рубеже 1910-х и 1920-х — и он у неё, слава Богу, был. Пламенный молитвенник, прозорливец, бесстрашно поминавший Патриарха Тихона тогда, когда это было запрещено…

Святой праведный Алексий Московский (Мечёв, 1859—1923)

Судьбы отца Алексия и его сына отца Сергия очень дороги мне, у них можно учиться бесконечно — мужеству, стойкости, доброте, да чему угодно.

– Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин) — старец Псково-Печерского монастыря — старший современник архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которому была посвящена Ваша предыдущая книга. В чём особенность этого святого места и насколько близка духовная связь этих людей? Как и с одним из старцев малороссийской Глинской пустыни — отцом Серафимом (Романцове), повествованием о котором заканчивается Ваша новая книга?

– Cтарческие традиции Псково-Печерской обители очень интересны, так как они складывались, с одной стороны, как бы «сами по себе», а с другой — были увязаны с традициями Глинского и Оптинского старчества. Преподобный Симеон Псково-Печерский — это пример чисто русского самородка, когда простой псковский крестьянин стал святым, столпом древней русской обители. Ещё мальчиком он прочёл о молитвенном подвиге Серафима Саровского и начал, подражая ему, молиться на камне…

Когда в 1955-м отец Иоанн (Крестьянкин) впервые приехал в Печоры, преподобный Симеон назвал его земным ангелом и небесным человеком. Он же благословил на старческое делание и отца Николая Гурьянова (известного пастыря и проповедника XX — начала XXI веков, которого многие почитают как старца — ред.). Так что можно считать двух этих старцев прямыми продолжателями дела преподобного Симеона Псково-Печерского.

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин, 1869—1960)

А преподобный Серафим Глинский – это наследник длинной цепи Глинских святых, восходящей ещё к началу XIX столетия. Курский крестьянин, который прошёл и Первую мировую, и Беломорканал, и отшельничество на Кавказе, и тайную жизнь в горах Киргизии, и служение в советском Сухуми. Он пережил два закрытия своей родной обители — можно себе представить, какая это трагедия для монаха.

Известно, что отец Иоанн (Крестьянкин) ещё до поступления в Псково-Печерскую обитель, в конце 1950-х, когда существовала Глинская пустынь, не раз бывал там у старца Серафима и высказывал мысль о том, чтобы самому поступить в число глинской братии, потому что она хранит древние традиции. Но в 1961-м Глинская была разгромлена и закрыта. А пять лет спустя в Сухуми отец Иоанн принял от старца Серафима постриг и благословение на поступление в Псково-Печерский монастырь.

То есть через отца Иоанна старые Глинские традиции были отчасти привнесены в Печоры. А учитывая, что первым учителем отца Иоанна был священноисповедник Георгий Коссов, ученик преподобного Амвросия Оптинского, можно говорить о том, что и Оптинский дух пришел в Печоры. Так что в 1960-80-х, когда ни Глинской, ни Оптиной не существовало, именно Псково-Печерская обитель стала настоящей «крепостью» русского старчества.

Преподобный Серафим Глинский (Романцов, 1885—1976)

– Не так давно скончались два духовника Троице-Сергиевой Лавры, которых тоже часто именуют «старцами»: отцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Видите ли Вы в их служении, как и в служении ныне здравствующего схиархимандрита Илия (Ноздрина), преемственность с описанными Вами святыми старцами? Вообще существует ли старчество сегодня?

– Традиционно принято говорить, что сейчас старчества в его прежнем, «классическом» виде не существует. Об этом высказывался еще отец Иоанн (Крестьянкин) в 1980-х и объяснял почему: потому что не осталось людей, выполняющих волю старцев, остались только «вопрошатели», то есть те, кто видят в них неких «кудесников, любимцев богов», прорицателей, гадалок. Во многом это, к сожалению, верно. Но в то же время однозначно утверждать, что традиции русского старчества прервались навсегда, было бы, наверное, слишком большой смелостью.

Названные вами отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин), Илий (Ноздрин), недавно ушедший от нас отец Адриан (Кирсанов), ныне живущие схиархимандрит Власий (Перегонцев), архимандрит Герман (Чесноков)… Это ведь наши современники, их можно увидеть, услышать. Конечно, можно сказать, что раньше и трава была зеленей, и старцы совсем другие. Но главное, что «цепь золотая» старчества не прерывается, что такие люди продолжают появляться на свет и делаются светильниками духа для окружающих их.

Кроме того, ведь и те, кто стал героями моей книги, никуда не уходят. Их давно нет, но они с нами, к ним можно обратиться, попросить молитвенной помощи. И прочесть об их удивительных судьбах, где простая человеческая жизнь неприметно и плавно перерастала в высокое, вечное Житие. Ну а на вопрос, что делать, если старцев нет, давно ответил один из моих героев, преподобный Серафим Глинский:

«Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо с внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других».

Михаил Тюренков, Царьград

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *