Старцы в Тверской области

Есть такое место в Пеновском районе – Витожетка (иногда читают «Ветажетка», «Ветожетка» и т.п. – строгого написания не устоялось). Место это всегда числилось глухим, в здешний храм священники ехали без энтузиазма, прихожан было мало, доходы были низкими. И, однако, в этих условиях в Витожетке (мне привычнее писать так) живет старенький священник, который служит там подряд… тридцать четыре года!

Он живет в ветхом церковном домике с вспучившимися половицами и погнившими рамами, когда-то считавшимся почти элитным жильем в сельской местности, но с тех пор видавшим виды. Кроме этого домика в глубине сада есть еще несколько строений: деревянная часовня, сараи, один из которых носит название «келья» и который действительно является кельей (размер его полезной площади около трех квадратных метров, примерно полтора метра на метр с небольшим). Сам отец Арсений (Медников) – его зовут именно так (он монах, игумен) затворялся в нем в былые годы иногда на месяцы. Рядом в окрестных домиках постоянно живут несколько прихожан. Почти все они приезжие: последнюю старую церковницу, происходившую из этих мест, схоронили полтора месяца назад. «Ушла деревня», – сказал игумен Арсений на свежей могиле.

Но это не совсем так. Еще есть он сам.

Понимаю, что нецерковным людям мало понятны вздохи и восторги по поводу такого явления, как православное старчество, а тверским церковникам игумен Арсений известен, хотя больше по слухам. Но скажу так: если монашество все еще существует в наш развратный век, то отец Арсений – его представитель.

Постараюсь его описать. Итак, это маленький, почти совсем высохший старичок с редеющей седенькой бородкой. Он очень плохо видит, уже не может читать и служит в храме по памяти. Но память у него сохранилась великолепно. Он умен, начитан (в том числе в классической литературе), очень неплохой психолог. Иногда может быть резок и даже слишком резок. Но, признаюсь, ни разу за все время нашего с ним знакомства не видел его таковым. Напротив, я мало знал людей, столь внимательных и деликатных. Говорят, это далось ему далеко не сразу, он прошел тяжелые искушения и борения. Но результат… вот результат удивительный! Человек в этом возрасте несет на себе отпечаток прожитой жизни. Игумен Арсений красив, как красивы старцы, как мы с вами в его возрасте красивы, увы, не будем.

Он берет старое церковное кадило и старательно его разжигает уже вслепую, чувствуя кончиками пальцев горячее тепло зажженной свечи. Служит тщательно, не опуская и не торопясь, отчего, бывает, что и очень подолгу. Его старый подрясник стирается прихожанками, конечно, но число дыр в нем уже слишком велико, чтобы починить их все. Еще у него есть суковатый посох, необходимый почти слепому старцу при ходьбе за пределами ограды храма. В прошлую зиму сам ходил в лес за дровами. Как ему удавалось?

Однажды лет несколько назад в этом довольно экзотическом виде его встретили шедшего по дороге в Тверь (ему все равно – пешком или на машине перемещаться, но Господь как-то не покидает его, доставляя при необходимости куда надо почти чудесным образом). Так вот, он шел к областной власти просить земли для прихода. Ему не нужна земля, но рядом с Витожеткой прекрасный сосновый бор, а приходу когда-то принадлежало свыше шестисот десятин леса. Сейчас не надо шестьсот, но хотя бы немного: потому что хотят рубить, а очень жалко, лес красивый, в нем хорошо молиться. Говорят, он до власти дошел, но на него посмотрели как на сумасшедшего.

Я беседовал с Арсением о советской истории прихода Витожетки, спрашивая о тех церковниках, которые все уже в мире ином. Он толково отвечал, потом я попросил показать их могилки. Уже в пути озадачился: он же слепой, он не увидит. На старом кладбище оградки лепились одна к другой, сухая трава и ветки местами делали дорогу вовсе непролазной. Но Арсений, казалось, ничего этого не чувствовал. Рука его мягко прошла по старой ограде: «Пелагея Румянцева», – сказал он, обернувшись. Заброшенный крест, и на нем почти стертое фото церковной старосты 1950-х годов. Он точно не видит, но находит правильно. Еще несколько кульбитов по кучам мусора. Сваренный дешевый крест, заросший травой почти в рост человека: «Иван Вишняков». На фото – благородное лицо церковного старосты 1970-х, так и не вступившего в свое время в колхоз. «Крыловы, – говорит он дальше, – а здесь Романовы, посмотрите, чтицы нашей должен быть второй крест». Так, верно. И далее, и далее… Этот храм и это кладбище он знает буквально кончиками пальцев.

Здесь, на погосте, есть и древняя история, и если могилы бабушек еще блюдут (или, чаще, не блюдут) родственники, то могилы Андрея и Павла Корбутовских – строителей храма, героев Бородинской битвы 1812 года – соблюдаются приходом, то есть – игуменом Арсением.

Отец Арсений не является и, дай Бог, никогда не будет объектом церковного явления, которое иногда процветает и называется: принятие старцем групп паломников. Паломников он сейчас не принимает, никого «маслицем» не помазывает и не причащает (поскольку все мы смотрим телевизор и многие – Интернет и все мы пользуемся мобильными телефонами, что для него – грех). Современных форм церковности тщательно избегает, прессу не любит. Ему не интересно «социальное служение» церкви, он не бегает по тюрьмам и детским домам, не освящает автомашины и офисы. Но я не видел человека в Пеновском, Андреапольском, Осташковском или Селижаровском районах, кто отозвался бы о нем плохо. Напротив, при этом имени люди начинают улыбаться, «оттаивать» и спрашивать участливо: «Как он, жив, ничего?» И выясняется, что он за тридцать с лишним лет «ничего» никому вроде и не сделал, крышу не покрыл, машину не починил. Кого-то даже и пожурил, кому-то сказал прямо, что о нем думает, просто по совести. При нем трудно находиться постоянно, и он явно не склонен чрезмерно допускать к себе. А вот – любят его, и его церковь, и чрез это – православную веру.

И почему этот домик, среди разросшихся яблонь и слив, за старинными, двухвековыми липами, так притягивает к себе? Словно в нем и его обитателе заключена такая сокровенная правда о Церкви, о России, о нас всех, которую, увы, больше нигде (по крайней мере, в нашей области) нам уже не узнать…

Илья СЕРГЕЕВ

Преподаватель ТвГУ и бакалавр теологии, магистр педагогики Андрей Безруков рассказал, как люди попадают в различные секты, и чем это опасно.

Сектант. Какие бы определения этого термина мы не нашли в словарях, они не устранят негатив, который появляется при этом слове в голове у среднестатистического россиянина. Кто-то вспомнит, как у соседки сектанты квартиру на себя переписали, другой – как мужчина оставил семью и уехал на другой конец страны по приказу секты. А кто-то просто скажет, что сектанты – внушаемые сумасшедшие. Но всё это не объясняет тот факт, что масса наших соотечественников, не боясь ярлыков, вступают в сомнительные религиозные движения.

— По роду своей деятельности я немало общаюсь с теми, кого мы можем назвать сектантами. Это мужчины и женщины разных возрастов, социальных слоев, мест проживания. Иногда с ними было приятно общаться, иногда разговоры не приносили никакого удовольствия. Но рано или поздно возникал вопрос: что заставило этих людей, как правило, русских с православными корнями, искать истину не у православной церкви, а в сомнительных религиозных обществах? — рассуждает Андрей Безруков.

Для того, чтобы наш читатель понял, как люди попадают в секты, Андрей Безруков привёл примеры своих знакомых, оказавшихся в цепких лапах религиозных лжеучений. Итак, истории трех человек.

Сергей

Сейчас Сергей — член ныне запрещенной организации «Свидетели Иеговы». Он был неверующим, но с годами у него росло ощущение, что не все измеряется в материальных благах. И поиск Бога стал для него необходимостью, неотъемлемой частью жизни. Сергей попытался найти себя в православии, что естественно для русского человека. Но это оказалось непросто: Сергей не смог принять для себя православие по ряду внешних причин.

От церкви его оттолкнули бытовые и обрядовые вещи. Сергею докучали суровые замечания бабушек, что он не так крестится, не там стоит. К тому же службы в храмах были длинными, а литургия непонятной. Масла в огонь подливали негативные информационные сообщения про «попов на мерседесах».

К сожалению, серьёзной попытки понять вероучение, догматы православия, он не предпринял. И когда Сергей разочаровался, ему повстречались доброжелательные и внимательные люди. Они стали внушать, что верить во Христа нужно в точном соответствии с Библией, верить строго по Писанию, а не по человеческим преданиям, как в православии.

Так Сергей и стал одним из свидетелей Иеговы.

Андрей Безруков считает, что было бы не правильно думать, что неласковость храмовых бабушек стала причиной отхода Сергея от православия. Значительную роль сыграло желание Сергея выделиться и быть не как все. Это подтверждается его сегодняшними словами, что запрет на деятельность «Свидетелей Иеговы» добавил мужчине уверенности, что они истинные христиане, которых преследуют и гонят. Он явно гордится своей исключительностью.

Роман

Роман прошел несколько другой жизненный путь, который привёл его в секту. В студенческие годы он был настоящим «тусовщиком», душой компании, центром веселья. Но, повзрослев, всё поменялось. Роману стало ясно, что весельем сыт не будешь, а прогулянные занятия в университете сыграли злую шутку в поиске хорошей работы, которую он так и не смог найти. Всё это накапливалось и давило на Романа.

Но признать, что он неправильно жил и сам виноват в своих проблемах, Роман не мог. Что там говорить, это трудно для любого человека. Выход и ответы на свои вопросы Роман нашел в неоязычестве. Всё оказалось очень просто: все проблемы только от того, что он не поклонялся настоящим русским богам, в детстве был крещен, а чужой «жидохристианский» бог похитил его жизненную силу. И этим объяснялись все неудачи и его неустроенность в жизни.

Фрагмент картины Всеволода Иванова «Удачная охота»

Согласитесь, как все просто! Вместо того, чтобы найти корни проблем в самом себе, постараться преодолеть их, Роман поверил в напеваемые неоязычеством сказки, стал агрессивно относится к христианству, к людям других национальностей. Главной причиной того, что он принял губительную религиозную концепцию стала банальная человеческая любовь винить в своих неудачах окружающий мир.

Ещё одним фактором стало то, что Роман не отличался физической силой. А родноверие с его культом грубой силы давало своему новому адепту ощущение сопричастности к этой силе. Наверное, вы понимаете, что в реальной жизни и в поисках хорошей работы неоязычество Роману ни как не помогло. Но зато он «знает», кого в этом винить.

Елена

Елена с детства стремилась ко всему яркому и необычному, и жизнь в маленьком провинциальном городке была для неё серой и унылой. Взрослея, она перенесла это отношение на всю российскую действительность. Родные культура и традиции стали казаться ей тусклыми и неинтересными. Она росла умной девушкой, несмотря на взращенные при социализме атеистические взгляды родителей, религиозное чувство у неё развивалось со старших классов. А тут ещё типичная для всех умных девушек проблема: ей было трудно найти себе пару.

Со временем отсутствие рядом молодого человека, с которым можно создать семью, стало для неё неразрешимой дилеммой. И тут духовные поиски привели девушку в неоиндуисткую секту. И Елена посчитала, что это то, к чему её тянуло с самого детства. Это яркие и необычные экзотические наряды, звучные индийские имена, туманные и загадочные, но кажущиеся такими многозначительными постулаты.

Фрагмент обложки книги «Бхагавад-гита как она есть»

И кроме того, в секте она получила ответ на вопрос, почему ей не везет в личной жизни, там же ей пообещали подобрать достойного мужа. Кстати, аналогичным образом действуют сейчас и вербовщики экстремистских исламских группировок, которые обещают одиноким русским девушкам «образцовых» мужей мусульман.

Естественно, обещание, которое дали Елене, не было выполнено, но девушка настолько потеряла способность критически оценивать ситуацию, что для неё это стало совсем не важно. Потеряв работу, квартиру и понимание близких, она уехала в другой регион с мечтами, что однажды её отправят в Индию, к сверхдуховным наставникам.

— Анализируя истории моих знакомых, можно сразу увидеть несколько причин, по которым наши современники попадают в секты. Гордыня, самовлюбленность, желание найти простые ответы на сложнейшие вопросы, нежелание работать над собой, бороться со своими грехами,

— подводит итог Андрей Безруков.

И это лишь некоторые из причин, приводящие людей в секты. В условиях примитивизации нашей цивилизации, живущей по законам рынка, люди выбирают для себя веру не по признаку истинности, а по удобству для себя лично, по созвучию с внутренним «Я», констатирует теолог.

Но помимо трёх вышеуказанных сект есть и ещё одно религиозное движение — это харизматы, которых в Твери более чем предостаточно. Они приходят к человеку в момент его слабости, затягивая в трясину секты, выбраться из которой очень трудно.

Сейчас в России на законодательном уровне действует «пакет Яровой», который по своей сути строго ограничивает миссионерскую деятельность для представителей сект. Но харизматы сменили вектор воздействия на людей. Теперь они работают под прикрытием реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых. Зачастую они помогают людям избавиться от этой зависимости, выбраться из этого болота. Но при этом затягивают их в болото другое.

— У человека был свой кайф, от алкоголя или от наркотиков. А харизматы подсаживают его на другой кайф. Кайф так называемого сошествия Святого духа. По сути то, что харизматы называют сошествием Святого духа, хотите — верьте, хотите — нет, это определённый транс, в который вводят человека. И во время этого транса человек уверен, что к нему снизошел святой дух,

— рассказал бакалавр теологии об особенностях этого учения.

Сошествие Святого духа становится для попавшего к харизматам человека новым наркотиком. Но при этом сам человек превращается в марионетку, которой пастор может легко управлять. Новоиспечённый харизмат будет выполнять все просьбы или даже требования своего духовного наставника, лишь бы к нему вновь снизошел Святой дух. И в этом есть самая главная опасность харизматов. Как могут использовать таких марионеток, мы могли наблюдать совсем недавно в соседней Украине, в 2014 году, когда сектанты под громогласные лозунги своих пасторов дружно вышли против действующего тогда президента Януковича.

Стоит отметить, что в своём большинстве люди, попавшие к харизматам — это очень добрые люди, которые всей душой любят свою страну. Но просто они оказались под плохим влиянием лжепроповедников, зарабатывающими на них деньги.

— Можно конечно обвинять Русскую православную церковь в недостаточно развитой миссионерской, катехизаторской деятельности, но это будет верным лишь отчасти, часто человек осознано выбирает тьму, а не свет,

— говорит Андрей Безруков.

Тем не менее нужно продолжать и усиливать разъяснительную работу, освящать негативную подоплеку нетрадиционных религий, ограждать наших граждан от опасности быть втянутыми в сомнительные религиозные группы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом. В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина». В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Вороша, Ворша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.

В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец († 1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие. По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни. Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь.

Согласно Иерусалимскому Уставу, обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. Позже, но еще при жизни Савватия, этот храм был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором. В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского, Воршинского чудотворца. В XV веке монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери.

В 50-х гг. здесь возводится еще одна каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца и большая каменная колокольня при ней. Предположительно в первой половине XVI века здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители. Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые прп. Иосиф Волоколамский (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь не теряет своего значения, оставаясь одним из заметных духовных центров русского Северо-Запада. Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже подворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами. Любопытный факт, карету тверского владыки, которым в то время был Архиепископ Сергий, возили иноходцы с савватьевского конюшенного двора. Роковую роль в истории монастыря сыграло приписание его в 1693 г. к Воскресенскому на р. Истре монастырю «Новый Иерусалим» и начавшиеся в XVIII веке «великие реформы» Петра I. Уже в 20-х гг. XVIII века Савватьевский монастырь запустел, в 1764 г. – упразднен в связи с введением «монастырских штатов» и стал обычным сельским приходом. Однако история обители прп. Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как «монастырем», а почитание самого святого было весьма сильно в Твери. Это связано прежде всего с многочисленными исцелениями по молитвам к прп. Савватию от различных болезней. Раз в году, во вторую неделю по Пятидесятнице, в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в память исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от падежа. Со временем этот день стал отмечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г. Твери и окрестных селений. Их число доходило до 7 тысяч человек. Рассказывают, что очередь в собор из желающих помолиться у местных святынь начиналась от самой дальней окраины села — так много людей собиралось.

В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже – сломана пещерка в лесной пустыньке прп. Савватия, а примерно в 1979-80 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой. Но, несмотря на все усилия богоборцев, народ не переставал почитать прп. Савватия, молиться ему и получать по его молитвам от Бога исцеления от душевных и телесных недугов. В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 90-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу р. Орша рядом с дорогой.

Возрождение святой обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось в 2000 году, когда духовенством и прихожанами Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери было принято решение о возрождении главной святыни монастыря церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом покоятся мощи самого святого основателя преподобного старца Савватия пустынника Тверского, игумена Оршинского чудотворца (†1434). Еще ранее этого, с 15 марта 1998 года в пустыньке святого Савватия начались регулярные богослужения. Дважды в месяц по воскресеньям от Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери в Савватьево стал отправляться автобус с паломниками, желавшими помолиться на святом месте за себя и своих близких. Начали поступать свидетельства от верующих об исцелениях. На разрушенной пещерке преподобного служились молебны. В 2001 году был найден фундамент разрушенной церкви и выполнен проект возрождаемого храма, к концу года – завершены работы по сооружению нового фундамента. В 2002 году началась кладка стен, а к концу этого года кровля была подведена под купола. В 2003 году – кровля покрыта металлом и начались отделочные работы. 28 июня 2003 года (савватьевская «Сборная»), на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря был водружен большой поклонный Крест, а в воскресенье 29 июня, в самый канун праздника после Божественной литургии, в строящейся Знаменской церкви перед этим Крестом отслужен первый молебен. 23 августа 2003 г., был установлен еще один поклонный Крест — на том месте, до которого прп. Савватий провожал приходивших к нему тверских подвижников и где они прощались. В 2004 году продолжаются отделочные работы в Знаменской церкви, в которой по праздникам совершаются богослужения.

Иерей Андрей Егоров «Тверские епархиальные ведомости», ноябрь 2003 г. Статья взята с официального сайта Тверской епархии http://tver.eparhia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *