Стать монахом

В общем, как и в прежние времена, главное доехать до монастыря и попроситься в монахи. Но здесь очень много монастырей. Сориентироваться трудно. Если у вас нет связи с каким-то конкретным монахом или монастырем, то проще всего ехать в один из крупных монастырей, где обычно расположены образовательные центры. К выбору монастыря надо подойти ответственно. До тех пор, пока вы не получите полное монашеское посвящение, а это минимум 5 лет, вы будете жить и учиться в этом монастыре.

Если вы уже связались с конкретным монастырем в Корее, то, далее они помогут сделать все документы, визы. Вышлют приглашение. Для регистрации монахом/послушником в религиозной организации, нужен аттестат о среднем образовании или диплом о высшем. Документ о том, что вы не состоите в браке и не имеете людей на попечении. Справка об отсутствии судимости.

Монастырь Мусангса

Из России можно попытаться стать монахом через центр «Дальма-са» в Москве. который связан с международным центром Lotus Lantern ордена Чоге. Можно через Школу Дзэн Кван Ум. Для этого вам нужно посетить один из дзэн-центров, что бы познакомиться с практикой, и ретрит участием одного из учителей Школы, они приезжают в Россию часто. Далее поехать на 3-х месячный ретрит в монастырь Мусангса в качестве участника или волонтера. Для волонтеров есть программа «хэнвон», когда вы можете приехать и пожить в монастыре бесплатно, посмотреть на монашескую жизнь, практикуя вместе с монахами, а монастырь посмотрит на вас. По окончании ретрита вы можете попроситься остаться в монахи. Учтите, что монастырь Мусангса не относится к ордену Чоге, хотя и очень тесно с ним связан. И полное монашеское посвящение монахи из него проходят на Тайване. Стать монахом в Мусангса имеет смысл тем, кто выбрал путь практики в Школе Кван Ум, следуя учению дзэн-мастера Сунг Сана.

Хенджаним.

Хенджаним за работой

Прежде чем стать монахом, вы становитесь хэнджанимом. Очень близкое по смыслу слово «послушник» или работник. Это период, когда вы может проверить свое намерение стать монахом и покажете его жителям монастыря.

Традиционно, перед тем как вас примут в послушники, вы должны ходить день-три дня и смотреть, что они делают. Ничего не делать, просто быть рядом и смотреть. Говорят это трудно, нам такого не устраивали, но в больших монастырях бывает. После этого, когда вам все становится ясно, вы проситесь в ученики. Небольшое собеседование, рассказываете почему вы хотите стать монахом, и все. После этого вы член семьи монастыря, все расходы монастырь берет на себя — одежда, обувь (они форменные), питание, лечение, оформление документов, билеты и пр. От вас требуется только усердие в работе и учебе.

Распорядок дня хенджанима — подъем в 3.30 отбой в 21.00. Завтрак, обед, ужин. Времени свободного почти нет. Жизнь у послушника простая: что сказали нести — нести, что сказали катить — катить. Помогать на кухне, мыть посуду, наводить везде чистоту и пр. Подготовка церемоний. Детали могут отличаться в зависимости от условий конкретного монастыря. Мы ходили три раза в день на службы (пение) и утром на медитацию, 1 час. Даже одно кёлче сидели (3-месячный ретрит) с перерывами на работу. Но, в основном, хенджанимы это рабочие руки монастыря.

И учить корейский. Для иностранных кандидатов ввели специальную программу подготовки. Теперь, все иностранные послушники со всей Кореи живут вместе в международном дзэн-центре в монастыре Хвагеса, Сеул и ходят в языковую школу. Для того что бы поехать на кёюк и стать монахом, необходимо сдать 1 уровень знания языка. При средних способностях это три месяца обучения на курсах.

Язык. Желательно знать английский. Хотя бы на мизерном уровне. Пока ты хенджаним общения не особо много. Корейский язык сложный, корейцы это понимают, поэтому особых требований тут нет. Но учить придется. В Корее много курсов по языку.

Послушником необходимо пробыть минимум 6 месяцев. Потом хенджа-кёюк — испытания и экзамены, после которого посвящение в монахи. Подробное описание этого процесса в статье монаха Хе Джона Сунима. В принципе, ничего не изменилось. Только теперь испытание проходит 10 дней, вместо трех недель и кандидатов обычно около 50 вместо 600.

Инса-суним.

Мой инса-суним, Хё Сонг Суним (효성스님)

Отдельный пункт, ваш учитель-наставник (инса-суним). Это не то что бы ваш учитель буддизма. Хотя это может и совпадать. Это наставник монашеской жизни, куратор, который следит за вашим обучением, заботится о вашей жизни, помогает с бытовыми вопросами. Инса-сунимом может стать только монах с большим монашеским стажем и он должен пройти специальную аттестацию в ордене. Он пишет вам рекомендации в учебные заведения и вообще, отношения между вами, как между отцом и сыном. Первые два вопроса, которые задают тебе при знакомстве, это — какой твой головной монастырь (бонса)? И, — кто твой инса-суним? Поэтому, важно подойти к выбору инса-сунима внимательно. Пока вы не получите обеты бхикку, вы практически полностью зависите от него.

Период обучения.

Учебные часы в монастыре Судокса

Когда вы проходите хенджа-кеюк, вас посвящают в монахи. В начинающие монахи. Саманеры. По корейски — «сами». Далее, вы должны закончить одно из учебных заведений ордена. Минимальный срок обучения в любом из них 4 года. Затем — бхикку-кёюк, после которого вас уже посвящают в бхикку. Полное монашеское посвящение.

Учебные заведения есть трех типов — канвон, сонвон, и Буддийский университет. Канвонов несколько в разных монастырях, Сонвон один, Университетов два. Канвон или условно называют «школа сутр», — это школа монашеской жизни и дисциплины, где все живут совместно и здесь изучают церемонии, практику пения, историю буддизма, корейского буддизма, ознакомительный курс по основному комплексу Сутр. Буддийский университет, это то-же самое, только без жизни в монастыре, церемоний и пения, живете в общежитии, ходите на занятия. Сонвон или «школа дзэн» — здесь упор на медитацию сидения, в течении трехмесячных медитационных ретритов — сидение дза-дзэн около 10 часов в день, и два полутрамесячных ретрита в год, где так же проходят лекции по Сутрам, Винае. Обычно, корейские монахи идут сначала в канвон, потом в сонвон или университет. Но, можно и сразу.

Жизнь монахом в монастыре.

Странствующий монах дзэн

Когда вы получили полное монашеское посвящение, вы по-настоящему становитесь монахом, бхикку. Теперь вы полностью вольны выбирать монастырь, практику, которой хотите заниматься. Вы член ордена, братства монахов и вам открыты все пути. У вас до сих пор остается инса-суним и ваш родной монастырь это как родной дом. Но теперь вам не обязательно в нем оставаться и следовать всему, что скажет ваш наставник.

Условно говоря, есть два основных варианта — стать монахом дзэн (сонбан суним), который занимается практикой сидения в многочисленных медитационных залах Кореи, странствуя от одного к другому. Или стать работающим монахом (сапан), — в любом монастыре очень много работы — офис, газеты, веб-сайты, работа с прихожанами, кухня, благоустройство территории. Причем, одно не исключает другого — вы можете практиковать дза-дзэн, потом остановиться и поработать. И наоборот, поработав какое-то время, уйти в сонбан (зал медитации). Можно продолжать учебу в многочисленных учебных центрах. Можно стать кидо-монахом, это тот, кто поет на церемониях (называется ки-до — «путь энергии»). Но, это уже совсем другая интересная история.

Молодые монахи-саманеры, после прохождения кёюка.

КОНТАКТ

Если есть намерение стать монахом или просто вопросы, всегда рад ответить. Ситуация каждый год меняется. Эту статью я переписывал уже пять раз)
Пишите в гостевую книгу или contact@keumgang.ru

Духовный подвиг, а не бегство от кредитов
Со стороны может показаться, что монастырь — обыкновенное фермерское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие широкого спектра. Здесь занимаются и пчеловодством, и животноводством, и даже рыбоводством. В нескольких километрах от монастыря есть пруд, в котором монахи разводят карпов. Особая гордость монастырского хозяйства — дикие утки, которые прижились на пруду. Когда в округе охотники активно отстреливают дичь, можно найти спасение в тишине и спокойствии закрытого монастырского водоема. Утиная семья живет здесь уже в нескольких поколениях.
Но первое впечатление обманчиво: все «работники» данного «предприятия» живут по жесткому уставу, регламентирующему каждую минуту жизни. День в монастыре начинается с молебна в 6 часов утра и заканчивается отбоем в 11 часов вечера. И это еще смягченный вариант распорядка: в конце 1990-х годов подъем был в 4.40 (а несколько месяцев, когда шла стройка храма, — даже в 3.45. — Прим. авт.).
Такие жесткие условия способен выдержать далеко не каждый — неудивительно, что периодически часть послушников покидают стены монастыря. Но те, кто остается, с улыбкой говорят, что подобной радости, которую они здесь испытывают, в миру просто не бывает.
— Я когда-то был инженером по радиоэлектронике, работал на военном заводе в закрытом городе, — поведал свою историю владыка Павел. — Достойная зарплата, серьезные перспективы. Однажды меня вызвал к себе главный технолог и сказал: «Вас видели в храме в соседнем городе. Это, конечно, ваше личное дело, но мне хотелось бы знать ваши дальнейшие планы». Я ответил, что не желаю связывать свою жизнь с военным производством. Когда впервые приехал сюда, тут было все очень бедно: саманные стены, некрашеный пол, деревянные нары… Все в ватниках, валенках, удобства на улице. Но мне здесь все очень понравилось. Почему? Это то, о чем я мечтал с детства и искал всю жизнь. Все лишнее, что было: деньги, вещи — все отдаешь и получаешь большую духовную свободу. И от этого такая радость… Я ее даже сначала не понимал. В миру такой радости не бывает.

Стать буддистом, в общем-то, несложно.

Сначала понимаешь, что круче нирваны ничего в мире нет

+ искренне допускаешь, что это прекрасное состояние вполне достижимо уже в этой жизни

+ вдохновляешься примером Сиддхартхи Гаутамы

+ перестаешь вожделеть новомодные гаджеты и начисто стираешь в сознании названия модных лейблов-ресторанов-бутиков и пожизненно выпадаешь из тренда, то есть, следуя восьмеричному пути, составляющему основу буддизма, изживаешь в себе стремление обладать преходящим.

Поскольку течений, направлений и школ в буддизме великое множество, то описать их, или даже свести воедино в трех словах не получится.

Но есть в буддистских течениях основная и главная штука — освобождение, ради которого самое древнее в мире религиозное учение растет и процветает, обретая все больше и больше последователей, в частности и в наших городах и весях.

Конечно, настоящий буддист не только созерцает рассветы и закаты и медитирует до посинения. Буддизм — учение весьма конкретное, ясное и доступное пониманию.

На первом этапе (мудрости) — неплохо бы вникнуть в основные положения буддизма и принять их за основу мировоззрения, решившись от всей души встать на путь освобождения. То есть создать в себе искреннюю мотивацию жить в соответствии с буддийскими духовными принципами, вникнуть в причины страданий и увидеть свет в конце тоннеля, обретая Прибежище в одном из направлений, духовном наставнике и общине единоверцев.

На втором (нравственность) — выкинуть в помойку сигареты, перестать по пятницам, да и в прочие дни недели встречаться с друзьями в пивном ресторанчике за углом, заодно оказаться от вранья, клеветы, и всего, что причиняет вред живым существам. То есть не исключено, что некоторым придется подумать о смене работы, например коллекторам, работникам службы отлова бездомных животных, ну и, пожалуй , некоторым менеджерам рекламного бизнеса).

Буддийские центры есть практически в каждом крупном городе, так что вступить в сангху (общину буддистов) любого из направлений и течений можно, не отрываясь от повседневной жизни.

В одной только Москве более 20 различных крупных центров, а по России их более двухсот, учитывая то, что буддизм — это не какое-то единое учение, а множество самых разных школ и течений http://geshe.ru/contact, http://www.tibethouse.ru/2007/buddhism-03.htm

Все остальные требования к образу жизни, более суровые, но и более эффективные, относятся уже к буддийским монахам, а более глубокие философские и религиозные аспекты — к вопросам специальной литературы или сайтов http://www.buddhist.ru/

Каждый буддист может не только регулярно слушать лекции мудрых Геше (буддийских докторов наук и профессоров) в российских дацанах и храмах, но и ездить на медитационные курсы, куда просветляющейся душе угодно, например, в Непал, в монастыри Копан или Рангдрук, где обучение ведется на английском, что все-таки воспринимается несколько проще чем тибетский, на котором чаще всего ведется обучение за границей. www.himalaya.ru

Итак, что же делать обычному человеку, проснувшемуся в одно прекрасное утро с отчетливым желанием стать, например, ламой?

Или даже Далай-Ламой.

И не просто жить в каком-нибудь прекрасном горном местечке, постигая искусство медитации, чтобы в конце концов выпрыгнуть-таки из колеса сансары прямиком в нирвану, а получить высшее образование.

Где учат на ламу и так ли сложно получить высшее религиозное образование.

Теоретически, можно сразу же поехать в Индию или Непал, там монастырей и общин великое множество, но могут возникнуть серьезные трудности с языковым барьером, долгосрочными визами и резкой сменой климата, культуры и обычаев.

Поэтому долго искать и далеко ходить не надо, в России и уж тем более в странах Востока монастырей и дацанов довольно много, ну а поближе к нам, например, в 30 км. от Улан-Удэ, в Бурятии, в Иволгинском дацане есть буддийский университет «Даши Чойнхорлин», с государственной, между прочим, лицензией, лицеем, сайтом в сети http://www.datsan.buryatia.ru/ и всеми прочими новейшими достижениями цивилизации (такими, как собственная типография, лингафонный кабинет для более совершенного обучения тибетскому и английскому языкам, современным компьютерным центром и сетью филиалов по Бурятии и Туве).

Средний конкурс — 3-5 человек на место, абитуриенты на вступительных экзаменах сдают изложение, компьютерное тестирование и собеседование, во время которого мудрые преподаватели-ламы изучают моральную готовность будущего студента.

А морально подготовиться есть к чему.

Требования к монаху-буддисту несколько отличаются от условий следования Пути буддиста-мирянина, тем более в таком серьезном деле, как обучение и воспитание будущего ламы, то есть будущего учителя и наставника.

Подъем в 5 утра, медитации, лекции, еще лекции, и еще лекции, много практики, и, конечно, спартанские условия жизни.

Например, в Иволгинском дацане студенты живут в маленьких деревянных домиках, сами топят печки, готовят себе завтрак и ужин, обедают, правда, в столовой (суп, второе и компот).

И никаких тебе телевизоров и страничек в соцсетях.

Конечно, как и в любом вузе, здесь есть и выходные и каникулы, во время которых можно уехать куда угодно и делать что угодно, но, все-таки, сильно скучающие по мирским развлечениям, надолго здесь не задерживаются. Да и учебная загруженность у будущих лам не слабая, практики пересдач, прогулов и шпаргалок здесь нет.

Пятилетняя программа обучения включает в себя следующие предметы: историю, психологию, педагогику, английский язык, математику, информатику, буддийскую логику, основы буддизма, старомонгольский язык, грамматику тибетского языка, разговорный тибетский язык, европейскую и буддийскую философию (парчин), концепции современного естествознания, экономическую теорию, социологию, политологию, перевод буддийских текстов, иконографию, право, культурологию, дагриг (теория познания), согчен (заучивание текстов), основы медитации, восточную медицину, восточную астрологию.

В отличие от прочих религий, буддизм вовсе не предполагает ни слепой веры, ни безусловных авторитетов, все подвергается анализу и даже критике. Дебаты студентов на лекциях — обычное дело, причем во многих монастырях распространена такая практика: во время выступления одного ученика, другие хлопают в ладоши, чтобы сбить отвечающего с толку, так что уверенное и благожелательное отстаивание своей точки зрения в любых условиях — еще одна бесценная черта буддийского воспитания.

По окончании университета студент (хуварак) получает диплом о высшем образовании и звание ламы (учителя).

Выпускник дальше может работать не только ламой в одном из многочисленных дацанов, но и стать ученым-буддологом, востоковедом, специалистом-переводчиком, лекарем тибетской медицины, этнографом, астрологом, иконографом, тантрологом или еще каким-то сильно ученым буддийским специалистом.

Преподавать можно где угодно, хочешь — в жаркой Индии, хочешь — в горах Непала или в степях Монголии, а можно и в самом северном буддийском храме, в Питере, где сейчас, например, десять выпускников Иволгинского дацана проводят ретриты и учат мудрости всех желающих.

Если гордого звания ламы выпускнику дацана недостаточно, и у хуварака возникает сильное желание продолжить обучение дальше, чтобы стать еще мудрее и просветленней, то он перебазируется из Бурятии в Северную Индию, в Дхармсалу, или в Южную Индию, в Дрепун Гоманг дацан, по окончании которого через 16 лет он получает звание Геше (кандидат философских наук) и может защищаться на следующие более высокие ученые степени: Геше-дорамба, Геше-габжу (доктора наук) и Геше-лхарамба (профессор). На сегодняшний день в монастыре Дрепунг Гоманг учится несколько десятков лам из России, и учатся хорошо, ничем не уступая тибетцам.

Женщины, безусловно, тоже могут стать ламами, правда, не в этом конкретном университете, поскольку он набирает только 25 студентов в год и только юношей.

Вообще, ситуация с тибетским буддизмом после изгнания их из Китая до сих пор крайне непроста. После оккупации Тибета Китаем в 1959 году, тибетское правительство в изгнании ведет борьбу уже не столько за освобождение Тибета, сколько за образование автономии внутри Китая. Далай-лама в Китае — персона нон-грата, даже на уровне фотографий или статей в печати, беспорядки в поддержку Далай-ламы жестоко подавляются (последний крупный инцидент произошел на олимпиаде 2008 в Пекине). Поэтому для изучения тибетского буддизма лучше ехать все-таки в Индию или Непал, а в Тибет можно приезжать для паломничества и исторических экскурсий.

Ну и еще: во всех буддийских монастырях и обучение, и проживание для учеников — абсолютно безвозмездно. Небольшое количество личных вещей, завтраки-ужины и книги обычно студенты покупают за свой счет, или на пожертвования выпускников или сочувствующих.

Свежий воздух, правильный режим дня, отсутствие спиртного и всего-такого-прочего, посильный труд во благо дацана, медитация и горные пейзажи. Хочешь — не хочешь, а за пять лет такой жизни вполне можно если не просветлиться, то выветрить всю социальную дурь и обрести истинно буддийский взгляд на жизнь.

Ну и, конечно, новоиспеченному ламе полагается новое имя.

Так, к примеру, москвич Олег Поздняков сейчас зовется Лама Сонам Доржде, что переводится как Учитель «Нерушимая Заслуга».

Олег, можно сказать, — наша гордость, первопроходец, первый русский йогин, прошедший полный курс обучения тибетскому буддизму Ваджраяны в Тибете, Индии и Непале. Семь лет затворничества в двух медитативных ретритах (три и четыре года в маленьком домике на горном склоне), переводы с комментариями девяти классических и современных произведений, и своя книга «Смерти вопреки», переведенная на немецкий — ну и надо ли говорить, что учителя и последователи сильно зауважали нашего ламу.

Олег уехал за просветлением в 22 года, закончив лингвистический факультет МЛГУ, как истинный буддист бросил хорошую должность в крупном банке, обо всех его приключениях можно не только прочитать, но и послушать: http://www.radiorus.ru/news.html?rid=458&date=03-08-2008&id=141956

Отвечает настоятель Храма Живоначальной Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский:

— Иеромонах — это священный сан, который получает монах. Проще говоря, это монах-священник, то есть монах, который имеет право совершать богослужения и все таинства, кроме разве что таинства рукоположения в сан. Для того чтобы монаху стать иеромонахом, необходимо пройти таинство священства. И именно из иеромонахов избирается высшее духовенство в православной церкви, вплоть до патриарха. Но, конечно, не все монахи становится иеромонахами. Монахов, носящих священный сан, стало много в последнее столетие, а в древности их было мало.

В остальном иеромонахи — это те же монахи. Они носят рясу и живут в монастыре, не выходят оттуда без специального благословения и соблюдают три обета: нестяжания (добровольное отречение от всех земных благ и привязанностей — прим. АиФ.ru), безбрачия и послушания. Они живут исключительно молитвами и трудом, поскольку обитатели монастыря, согласно правилам, обязаны обеспечивать себя всем необходимым сами.

Батюшка, кореянка и уличный музыкант. Что известно о финалистах шоу «Голос». Читайте в статье>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *