Ставропигиального, что это?

Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился еще до обретения автокефалии — в 1383 году им стал московский Симонов монастырь, подчиненный непосредственно Константинопольскому Патриарху, который останавливался в нем во время посещений Москвы. Институт ставропигии внутри Русской Православной Церкви впервые ввел Патриарх Никон, основавший и принявший управление над Ново-Иерусалимским, Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями.

Традиция эта продолжалась как при последующих патриархах, так и в синодальную эпоху. В результате к концу XIX века, помимо четырех лавр, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Симонов, Донской, Новоспасский и Заиконоспасский (все в Москве), Ново-Иерусалимский (подмосковный), Спасо-Яковлевский (Ростов Великий) и Соловецкий. Эти монастыри находились в непосредственном заведовании московской Синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри) или Святейшего Синода и были изъяты из подсудности епархиальных архиереев.

Сейчас в Русской Православной Церкви 27 ставропигиальных монастырей — 14 мужских и 13 женских. Десять из них находятся в Москве (Даниловский, Покровский, Богородице-Рождественский, Донской, Зачатьевский, Новоспасский,Сретенский, Иоанно-Предтеченский (бывш. Ивановский), Высоко-Петровский и Заиконоспасский монастыри), восемь — в Подмосковье (Покровский Хотьков, Борисоглебский Аносин, Саввино-Сторожевский, Воскресенский Ново-Иерусалимский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский, Крестовоздвиженский, а также Троице-Сергиева Лавра); четыре обители находятся на севере России (Спасо-Преображенские Соловецкий и Валаамский, Никольский Вяжищский в Новгороде и Иоанновский в Санкт-Петербурге), две в Калужской епархии (пустыни Свято-Введенская Оптина и Казанская Амвросиевская), одна во Владимирской (Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь) и две в Ближнем Зарубежье (Корецкий Свято-Троицкий монастырь на Украине и Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии).

Иоанновский монастырь получил статус ставропигиального в 1992 году.





Об этом заявил архиепископ Даниил Памфильский Украинской православной церкви в США в интервью «ВВС Украина».

Читайте также: У ПЦУ есть все предпосылки получить статус патриархата, – экзарх Константинополя

Он отметил, что информация о том, что Константинополь якобы претендует на десятки храмов и монастырей в Украине, не соответствует действительности.

«В прошлом в Киеве было несколько ставропигий. Успенская церковь во Львове была ставропигией, такой статус имели некоторые монастыри. Но в любом случае Константинополь не говорит, что будет забирать имущество или открывать свои представительства по всей Украине», – отметил архиепископ.

Представитель Вселенского патриархата допустил, что Константинополь может открыть еще одну ставропигию в Украине, однако точно не будет забирать Киево-Печерскую лавру или Почаевский монастырь.

Я думаю, логичным является, чтобы со временем открылась ставропигия Вселенского патриархата на Западной Украине, например, во Львове. Но, в любом случае, речь идет только о представительстве. Ставропигия – это не то, что мы забираем имущество и создаем параллельную юрисдикцию. Светским языком – это посольство или консульский отдел,
– подчеркнул он.

По его словам, ставропигии в Украине будут заниматься налаживанием диалога между ПЦУ и Константинополем и просветительской деятельностью, в частности спонсировать различные лекции, научные и академические проекты.

Что такое ставропигия?
Автономная православная церковная единица, которая подлежит юрисдикции не местному иерарху, а непосредственно патриарху и пользуется специальными правами (присмотр над духовенством, иногда даже над иерархами). Цель ставропигии – быть представительством (церковным посольством) Вселенского патриарха в Украине.

Напомним, 16 октября Президент Украины Петр Порошенко предложил передать Андреевскую церковь в Киеве как символический жест в постоянное пользование Вселенскому патриарху. По его словам, такое решение согласовано с церковными иерархами и будет способствовать ускорению получения Томоса об автокефалии Украинской православной церкви. Впоследствии такой шаг гаранта поддержали депутаты Верховной Рады.

13 декабря, в День святого Андрея Первозванного, экзархи Вселенского патриархата провели первую литургию в Андреевской церкви.

15 октября 2019 для студентов II курса очного факультета Литинститута профессором Марией Валерьевной Ивановой была проведена экскурсия в Даниловский ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Даниловский вал, 22).

Данилов монастырь – древнейший монастырь Москвы; был основан московским князем Даниилом Александровичем в 1282 году; с 1983 года – духовно-административный центр РПЦ; на территории монастыря располагается отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция, в которой проводятся заседания Священного Синода.

Началась экскурсия с рассказа о родоначальнике московской линии Рюриковичей – Святом благоверным князе Данииле Александровиче Московском, младшем сыне Александра Невского. Далее студенты осмотрели весь архитектурный ансамбль монастыря: надкладезную часовню на Соборной площади, храм Воскресения Словущего, резиденцию Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, первый в Москве памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Много времени провели в Троицком соборе и в Храме Святых отцов семи Вселенских соборов, узнали много интересных сюжетов об истории иконостасов храмов, о чудотворных иконах, о святынях монастыря.

Особое внимание было уделено Свято-Даниловскому некрополю, который после закрытия обители в 1929 году был уничтожен; часть захоронений перенесена на Новодевичье кладбище. Но именно на территории некрополя Данилова монастыря были похоронены Н.Гоголь, Н.Языков, А.Хомяков, В. Перов и другие известные деятели русской культуры.

Скорбященский женский монастырь

Настоятельница — игумения Екатерина (Беспалова).

Иеромонах Евсевий (Зеленский)

Старобельский Скорбященский женский монастырь основан в середине XIX века. Основательница обители Анна Булич приняла постриг с именем Ангелина, и стала первой игуменьей монастыря. Всю свою жизнь она посвятила беззаветному служению Богу и ближним. Большое внимание матушка Ангелина уделяла духовному окормлению своих воспитанниц, поэтому и была обеспокоена тем, что у них не было возможности регулярно посещать храм Божий, ввиду удаленности приюта от Покровского собора города Старобельска и кладбищенской церкви. Это обстоятельство и заставило ее просить разрешение на устроение молитвенного дома. 12 сентября 1851 года от Харьковского епископа, Преосвященного Филарета (Гумилевского), было получено разрешение на устройство в большом зале купленного дома молитвенного помещения. Впоследствии оно было перестроено в деревянную домовую церковь с престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость».

Когда средства Анны Булич истощились, в июле 1862 года, по ее ходатайству, было принято решение Святейшего Синода об учреждении в Старобельске монашеской общины в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это решение было утверждено 4 августа того же года, а 17 августа 1863 года Харьковский архиепископ Макарий (Булгаков) назначил инокиню Ангелину руководительницей общины. Штат Старобельской женской Скорбященской общины первоначально был учрежден на сорок сестер с дозволением увеличения их числа, сообразно увеличению средств на их содержание.

При преобразовании приюта в общину, церковь в ней оставалась та же, размещавшаяся в жилом доме. К этому времени она успела обветшать и была довольно тесной. Поэтому матушка Ангелина, устраивая общину, одновременно заботилась и об устройстве новой церкви. С просьбой об этом она и обратилась к епархиальному священноначалию о разрешении построить для общины соборную церковь.

Получив утвержденный проект и планы, матушка немедленно приступила к заготовке материалов для строительства каменной церкви с келиями на месте, которое для этого освятил архиепископ Макарий еще 17 августа 1863 года. К началу 1870 года строительство завершили, церковь снабдили всей необходимой для богослужения утварью. А 6 августа того же года она была освящена в честь Живоначальной Троицы. Освящение совершил настоятель Святогорской Успенской пустыни архимандрит Герман (Клица), прославленный в лике Святогорских святых 8 мая 2008 года.

30 августа 1872 года было освящено место под строительство нового соборного храма с тремя престолами: главный — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый придел — в честь Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, левый же — в честь Всех святых.

План и фасад этого храма по образцу Успенского собора Святогорского монастыря были утверждены 30 января 1864 года, а построение — резолюцией Высокопреосвященнейшего архиепископа Нектария от 10 февраля 1872 года. Освящение места и закладку престолов совершил благочинный общины, настоятель Святогорской Успенской пустыни архимандрит Герман, принимавший самое активное участие в становлении Скорбященской общины. Он был для нее не только духовным наставником, но и истинным отцом и благодетелем. При его мудром отеческом руководстве община благоустраивалась и росла, превратившись, наконец, в цветущий многолюдный монастырь. Матушка Ангелина всегда находила в отце Германе духовную поддержку для осуществления своей многотрудной, но столь необходимой для людей деятельности. Он был первым помощником и советником во всех ее делах, больших и малых. Отец Герман неоднократно посещал общину, а затем и монастырь, тщательно вникая во все вопросы, и наставляя своим опытным советом общинную деятельность на благой путь духовного преуспеяния. Он не уставал подчеркивать, что учреждение Старобельской общины, а позже обители, стало проявлением дивных путей Промысла Божия, которыми почти из ничего, при самом скудном материальном обеспечении, была воздвигнута в маленьком уездном городке столь славная обитель. «Я удивлялся тогда Преосвященному Макарию, — говорил архимандрит Герман, — как он решился исполнить просьбу Булич и открыть общину без всяких средств к ее поддержанию, однако, вижу в этом явно Руку Божию, которая все устроила во спасение многих человеческих душ, обеспечив Старобельскую обитель и землей, и капиталами, и всем нужным, вопреки опасениям человеческим». Благочинным Скорбященской женской общины отец Герман оставался двадцать семь лет, до конца своей жизни.

Игумения Ангелина управляла монастырем до 1888 года. При ней были введены уставные богослужения, организован хор из 20 сестер, основана золотошвейная и иконописная мастерские. После нее, вплоть до закрытия монастыря настоятельницами были игуменьи: Маргарита (Павлова, 1888–1890 гг.), Херувима (Кедрова, 1890–1898 гг.), Серафима (1898–1902 гг.) и Аполлинария (Палкина, 1902–1922 гг.). В послереволюционные годы история монастыря была типичной для того времени, и весьма печальной — здесь царили разруха и запустение, а храмы были разграблены.

В 1922 году Свято-Скорбященский женский монастырь в городе Старобельске был закрыт. В первое время в стенах обители размещалась тюрьма, а затем долгие годы, почти до наших дней, территорию и помещения монастыря занимали воинские части. Поскольку доступ на территорию без специального разрешения был невозможен, храмы и постройки обители обветшали и пришли в полную негодность.

Лишь в 1992 году в обители началось возрождение монашеской жизни. Были совершены первые богослужения, принесены первые монашеские обеты. 22 июня 1993 года постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал №3) была восстановлена деятельность Свято-Скорбященского женского монастыря. В настоящее время во главе монастыря стоит игумения Екатерина (Беспалова). В обители подвизается 12 насельниц, кроме того, трудятся послушницы.

20 лет своей жизни отдал служению в храмах Свято-Скорбященского женского монастыря схиархимандрит Кирилл (Михличенко). Он был духовником обители, человеком великой любви к Богу и Его святой Церкви. Огромное количество верующих приезжало к нему на исповедь, за советом. 13 сентября 2013 года схиархимандрит Кирилл после продолжительной болезни почил о Господе. До последнего дня своей земной жизни он всецело служил Богу и людям.

Скорбященский женский монастырь по своему уставу —общежительный. Общая жизнь, общая молитва, общие труд и трапеза обучают насельниц обители кротости, смирению и христианской любви. При этом у сестер есть свои келии, где они молятся, упражняются в чтении святоотеческих книг или в рукоделии. Цель жизни православных христиан, и монахов, и мирян, это стяжание Святого Духа, стремление понять и исполнить Божию волю. Монашеская жизнь отличается от жизни православных мирян уровнем духовного роста в приобретении благодати Божией, особой усердностью и устремленностью к Господу.

Богослужебный день в обители начинается вечером, с молитвенного чтения и пения службы девятого часа, вечерни, утрени и первого часа. В молитвословиях вечерних служб сестры приносят благодарность Богу за прошедший день и просят об оставлении грехов и даровании покоя на сон грядущим. Утреннее богослужение включает в себя утренние молитвы, полунощницу, чтение акафиста, третьего и шестого часов и Божественную литургию. В утренних молитвах испрашиваются Божии милости на новый день. Молитвословия полунощницы призывают к памятованию Страшного Суда, ибо Господь придет, как «жених в полунощи» из евангельской притчи о десяти девах.

Многочасовые службы суточного круга, благоговейное чтение и пение в храме служат приготовлением к совершению Божественной литургии — главного богослужения Церкви Христовой. Богослужения в монастыре ежедневно совершаются в Троицком храме.

Повседневная жизнь сестер проходит в несении различных послушаний, которые выполняются с любовью и верностью монашескому долгу. К особым послушаниям относятся клиросное пение, выпекание просфор.

Конечно, возрождение монашеской жизни — сегодня главная задача сестер, но не забывают они и о делах милосердия — облегчить физические и духовные страдания людей, помочь им жить в наше непростое время.

Особо значимым историческим событием стало освящение восстановленного соборного храма Скорбященского Старобельского женского монастыря, которое состоялось 17 ноября 2015 года в день памяти преподобного Иоанникия Великого. Великое освящение собора возглавил Председатель Синодального отдела по делам монастырей Украинской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Луганский и Алчевский Митрофан; архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон; архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим. За богослужением молились руководители Луганской областной военно-гражданской администрации, руководители районов и городов Луганской области, при стечении многочисленных верующих жителей города Старобельска и паломников со всех концов восточной Украины.

Так, под покровительством Пресвятой Богородицы, незримо присутствующей здесь своей благодатной помощью, несут насельницы обители монашеский подвиг, отдавая свой труд, свои святые молитвы на служение Богу и людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *