Стихарь – что это такое?

Шьем стихарь
Православный женский журнал «Славянка» №3 (27) май-июнь 2010 г.
«Рукоделие»
Шьем стихарь
Не так давно в редакцию «Славянки» обратились сразу несколько читательниц с просьбой рассказать, как сшить стихарь для мальчика и взрослого мужчины. Поделиться опытом мы попросили мастерицу ризошвейной мастерской прихода Святителя Алексия поселка Алексеевское (республика Татарстан) Ольгу Покидышеву.
Стихарь – самое древнее богослужебное одеяние, присутствующее в облачении священства всех степеней (диаконов, священников и архиереев). Он является образом хитона Господня (одежды земных странствий Христа) и Его багряницы, одежды страданий (длинную красную багряницу, подобную царским одеяниям, насмехаясь, римские воины надели на Христа перед казнью). У диаконов и чтецов стихарь – верхнее одеяние, а у священников и архиереев – нижнее, более простое и мягкое, чем надеваемые поверх него ризы, и носит название подризника. В стихарь облачаются также иподиаконы и, по благословению священника, алтарники и прислуживающие в храме миряне. Стихарь представляет собой длинную расширяющуюся книзу рубаху без ворота. Он надевается поверх повседневной одежды, как бы скрывая в служащем на время богослужения житейского человека. У стихаря широкие рукава, на которые внизу нашиты широкие цветные полосы, знаменующие собой узы, которыми был связан Христос по пути на суд. Такая же полоса нашивается поперек груди, поднимается на плечи, а затем через плечи опускается двумя концами на спину и соединяется поперек спины. Эта полоса знаменует раны Христа и одновременно иго Христово, которое несут на себе Его служители: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11, 29)… Полоса нашивается и по подолу стихаря, знаменуя собою путы, которыми мучители связали ноги Спасителя в темнице. Эти полосы символически означают Божественную силу и благодать, даваемую Христом Своим служителям. Крест же, нашитый на спине, напоминает о Кресте, который Господь нес на Голгофу. Разрезы с обеих сторон стихаря символизируют прободенные ребра Спасителя.
Изначально для стихаря в Церкви был принят белый цвет, напоминающий верующим о той чистоте и непорочности, с которой служители Божии должны проходить свое высокое служение, и выражающий их духовную радость о Господе. Сегодня всё чаще в храмах в повседневном обиходе можно видеть на алтарниках желтые стихари. Цвет же диаконских стихарей, как и священнического облачения, должен меняться в соответствии с богослужебным календарем. Отделочные галуны для стихаря подбираются под цвет ткани. Если ткань, например, красная с золотым рисунком, то галун может быть либо золотой, либо красный с золотым рисунком. Для ткани с серебряным рисунком выбирается серебряный галун. На белую ткань может пришиваться как белый с платиной или серебром, так и золотой галун.
Расход ткани определяется в зависимости от роста и рассчитывается так: две длины + длина рукава + припуски на швы + подгон по рисунку ткани.
Материалы:
3(4)м ткани с церковной символикой (шелк или парча) шириной 150 см;
15-20 см подкладочной ткани шириной 150 см (только для диаконских стихарей);
6(8)м галуна шириной 3,5-4 см (по цвету ткани);
10-11 м галуна шириной 1,5-2 см (по цвету ткани);
0,5 м шнура для петель (по цвету ткани);
9-11 специальных пуговиц;
1 декоративный крест высотой 8 (12) см.
Построение выкройки:
Необходимо снять следующие мерки:
· расстояние от 7-го шейного позвонка до низа изделия (примерно 10 см от пола);
· обхват груди;
· ширина спины и ширина груди;
· ширина плеча;
· длина и обхват руки;
· длина спинки от основания шеи до талии;
· длина полочки от основания шеи до талии.
Значения на схеме указаны в сантиметрах. Первая цифра – для стихаря на рост 134 см (7-8 лет), вторая в скобках – на рост 170, размер 50-52.
Затруднение в построении выкройки может вызвать только вычерчивание линии горловины. По спинке ее чертят после проведения биссектрисы, на которой отмеряется 3 см. По переду линию горловины строят с помощью циркуля. Для этого сначала кончик циркуля ставят на горизонтальной оси на горловине и расстоянием 8,5 (9,5) см прочерчивают дугу, затем устанавливают циркуль на вертикальной оси на горловине у основания шеи и тем же радиусом проводят вторую дугу. Теперь из точки пересечения этих двух дуг тем же радиусом чертят линию горловины. Линию горловины и полочки и спинки можно нарисовать и с помощью лекала.
Обратите внимание:
1. Выкройка дана без учета припусков на швы. При раскрое на припуск надо добавить по 1 см.
2. Очень важно при раскрое подогнать рисунок и, если рисунок несимметричный, соблюдать его направление по горизонтали и вертикали. Ось симметрии должна проходить по центру полочки, спинки и рукава сверху вниз, рисунок на боковых срезах полочки должен совпадать с рисунком на боковых срезах спинки.
3. Для алтарников стихари шьются без подклада, на подкладе – для иподиаконов и диаконов. Для стихаря на подкладе не делаются припуски на основной ткани по бокам, низу стихаря и рукавов. Все это обрабатывается подкладкой, припуски подкладки загибаются на лицо основной ткани стихаря и на них пришивается узкий галун.
Детали выкройки:
1. полочка – 1 деталь;
2. спинка – 1 деталь;
3. рукав – 2 детали;
4. обтачка горловины – 1 деталь;
5. Ромб из подкладочной ткани.
Порядок работы:
1. Выкроить все детали, подгоняя рисунок.
2. Настрочить широкий галун по низу полочки, спинки и рукавов стихаря.
3. Стачать, обметать плечевые швы и разутюжить.
4. Втачать рукава в проймы в два этапа. Первый этап. Верхнюю часть рукава втачать в пройму, сложив детали лицом к лицу, надсечь уголки основной ткани на полочке и спинке под углом в 45 градусов на ширину шва (рис. 3). Второй этап. Сложить лицевыми сторонами оставшиеся края проймы и рукава и прострочить. Место на рукаве, где шов рукава на изнанке переходит в отогнутые на лицо края (в дальнейшем они будут закрыты галуном), обметать невозможно. Поэтому, чтобы ткань не осыпалась и впоследствии не порвалась, на угол настрачивается кусочек подкладочной ткани того же цвета под углом к швам втачивания рукава (рис. 4). Подкладку отогнуть к краешку угла, приутюжить, подрезать и обметать рукав полностью.
5. Разложить стихарь. Наметать и настрочить широкий галун к верхней части полочки и спинки с лицевой стороны. Стачать боковые швы рукавов до метки. Обметать и разутюжить шов.
6. Оставшиеся нестачанными припуски ткани на рукавах (рис. 5), по боковым срезам и по низу стихаря загнуть и заутюжить на лицевую сторону, приметать, заложить и настрочить петли из шнура на боках полочки стихаря. Первая пуговица, соответственно и петля, пришивается на расстоянии 15 (17) см от края. Последняя –на таком же расстоянии от другого края. Затем отрезок между первой и последней петлей делится на равные части. На детском стихаре сбоку может быть всего 4 пуговицы, на взрослом 5-6 в зависимости от роста.
7. Обработать разрез горловины обтачкой, вставив в шов петлю для застежки горловины. Обметать внешние срезы обтачки. Наметать и настрочить узкий галун по всему контуру стихаря, рукавов и на горловину. Вариант выкладки галуна на углах и на горловине представлен на рис. 6 и рис. 7.
8. Нашить крест на спину – посередине от внутреннего края узкого галуна горловины и поперечного широкого галуна спинки.
9. Пришить пуговицы, удалить наметку и проутюжить стихарь.

Примеры употребления слова стихарь в литературе.

И, развивая сравнение дальше, Джон Бидлэйк описывал небритого священника, бормочущего обедню, сопливого служку в грязном стихаре, паству из зобастых крестьянок и их отпрысков, кретина, просящего милостыню на паперти, оловянные венцы на статуях святых, сор на полу, затхлый запах, оставленный многими поколениями верующих.

Из кареты, с переднего сиденья, грузно вылез иподиакон в парчовом стихаре и с дароносицей.

От нагибаний и коленопреклонений ежеминутно развевались полы стихарей.

Наконец прихожане, стараясь не очень шуметь, стали рассаживаться, и на кафедре появилась фигура в стихаре.

Несколько дальше он говорит: Хотя честность не пуританка, но на этот раз она не сделает ничего дурного Она согласится надеть стихарь смирения на черную рясу своего гордого сердца!

Певчие, в кафтанах, — цветных, откидных, подбитых, — и великое духовенство, в серебряных и злаченых ризах: причетники, дьяконы, протопопы в лиловых камилавках, юноши в стихарях, с рипидами: на золоченых древках лики крылатых херувимов, дикирии и трикирии, кадила.

Нищие людишки, посадские, пекари из Кузнечихи, дрягили, повязанные лыковыми поясами, два пьяных шхипера с иноземных кораблей, слепец с поводырем, певчие соборного хора с завернутыми в рогожки стихарями, сердитые продрогшие монахи, караульщики с алебардами, стрельцы с Пудожемского Устья, таможенные целовальники, — кого только не набилось в карбас, когда кормщик с Митенькой забрались туда.

Не раз прачка с мыса Терен, стиравшая на капитул, с ужасом замечала на стихаре архидьякона Жозасского следы вонзавшихся в материю ногтей.

Мертвенно бледный, как свой стихарь служителя культа, Клистир заявляет: — Я сейчас позвоню, чтобы ему ввели укол глобулида с фосфором, он видимо не в себе.

Священник в епитрахили и ризе держал перед собой раскрытый молитвенник, другая духовная особа в церковном облачении — кропильницу со святой водой, а двое мальчиков в белых стихарях — кадила с благовониями.

Раньше устроил молебствие в Сионском соборе, где хор певчих из детей священников, облаченных в серебряно-синие стихари, встретил царя торжественным пением.

К кабачку Поршерона подъезжали ораторы секции на ослах, покрытых напрестольными попонами и стихарями, выпивали большими глотками вино из церковных дароносиц и поспешно продолжали путь.

Двести священнослужителей в белых стихарях приблизились к алтарю, возглавляемые епископом Отенским, г-ном де Талейраном, главой всех приносящих присягу в прошлом, настоящем и будущем.

Особенно оригинально было то, что в скептическом ощупывании Кельсиева сохранилась какая-то примесь мистических фантазий: он был нигилист с религиозными приемами, нигилист в дьяконовском стихаре.

Рядом с ним отец Гробби, настоятель, с раздутым брюхом и кривой шеей, в стихаре, в цветном ситцевом платочке вместо ночного колпака, сонно сжимает жезл, сплетенный из маковых стеблей.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *