Стихотворение Пушкина молитва

Александр Пушкин, будущий великий поэт, родился неподалеку от Елоховского Богоявленского Собора. В этом храме он был крещен, о чем напоминает мемориальная надпись у входа в Собор.

Незадолго до смерти Александр Сергеевич Пушкин – а известно, что к концу жизни у него пробудилось религиозное чувство – переложил в стихи великопостную молитву святого Ефрема Сирина. Прочтем это стихотворение и попробуем сравнить его с оригиналом.

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего свежит неведомою силой:

«Владыко дней моих, дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви,

И целомудрия мне в сердце оживи!

Во вступлении, которое предваряет текст молитвы, выражено то, что Пушкин испытывал во время Поста – чувства умиления и покаяния. Поэт видит себя в состоянии падения, но знает: покаянная молитва привлекает к томящейся душе «неведомую силу” Божией благодати. Чуть-чуть смущает православное сознание то, что для дней Великого Поста Пушкин находит лишь один эпитет – «печальные”. Ведь это лишь одна сторона великопостного настроения!

Вторая, не отделимая от нее, – это духовная радость. Впрочем, поэтический гений намекает и на нее, когда говорит о той свежести, которую чувствует душа при чистосердечном покаянии.

Сравним слова стихов и молитвы. «Владыко дней моих” (Пушкин) – «Владыко живота моего” (святой Ефрем): поэт слегка снижает оригинал, когда сводит «жизнь” к одному бегу времени; смысл, впрочем, передан им все же весьма близко.

Перечень грехов у Пушкина, по сути, очень точно соответствует оригиналу. Пушкин подчеркивает первенство гордости «любоначалия” среди них, когда вводит образ змеи.

На память сразу приходит библейский змей, соблазнивший в раю первых людей. Грехопадение, как известно, произошло из-за их гордости. Объединение «праздности” и «уныния” в единую «унылую праздность” психологически точно. Праздность в Пост, когда развлечения запрещены, неминуемо будет «унылой”.

Пушкин удивительно верно передает в стихах то описание типичных великопостных грехов, которое сделано в молитве святого Ефрема.

Перечислив грехи, Пушкин сразу молит Бога о том, чтобы Он дал ему «зрети”, видеть их.

К названным грехам добавляется еще осуждение. Поэт несколько меняет логику оригинала, – и главное, при этом опускает евангельское противопоставление «бревна” в своем глазу и «сучка” в чужом, содержащееся у святого Ефрема.

Перечень добродетелей Пушкин начинает со смирения, как с их корня. И примечательно, что вершиной, венцом его «лестницы” является целомудрие. Мысль поэта глубока, ибо целомудрие – целость ума – действительно знак святости. У святого Ефрема целомудрие стоит в начале, как основополагающий признак Поста.

Можно сказать, что стихотворение гениально своей близостью к смыслу оригинала. В том, что духовный шедевр Пушкина точно передает святоотеческий характер молитвы, согласны все современные православные исследователи.

Вопрос:

Как Вы оцениваете с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
Надолго ли?.. а кажется прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.

В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(1830 г.)

А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).

Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей… Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела… Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель.

Н. Г. Чернышевский

26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе родился великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы Александр Сергеевич Пушкин.

Отец Александра Сергеевича, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — «арапа Петра Великого».

Первоначальное образование Александр Пушкин получил дома. В 1811 г. он поступил в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, готовившее по специальной программе государственных чиновников из дворянских детей. В стенах лицея на будущего поэта обратили внимание Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.

Уже в 1814 г. в московском журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу», а в 1815 г. журнал «Российский Музеум» опубликовал в общей сложности 18 стихотворений юного поэта.

В 1817 г. после окончания лицея Александр Сергеевич переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма «Руслан и Людмила», опубликованная в 1820 г. и вызвавшая яростные споры. Политические стихи Пушкина («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), ходившие в рукописных списках, навлекли на него недовольство Александра I и в мае 1820 г., под видом служебного перемещения, поэта выслали из столицы. Пушкин совершил поездку на Кавказ, затем путешествовал по Крыму, жил в Кишинёве и Одессе, где встречался с будущими декабристами В. Ф. Раевским, П. И. Пестелем, М. Ф. Орловым и др. Во время «южной» ссылки им были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и множество стихотворений; в 1823 г. он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В июле 1824 г. из-за сложных отношений с графом Воронцовым, под началом которого поэт состоял в Одессе, Пушкин был удалён из города, уволен с государственной службы и выслан в родовое псковское имение Михайловское «под надзор местного начальства». В «северной» ссылке Александр Сергеевич продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. В Михайловском застало его известие о восстании декабристов и об их казни.

8 сентября 1826 г. по высочайшему повелению Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I. Император вернул поэта из ссылки и взял на себя цензуру его сочинений.

В 1830 г. Пушкин, давно мечтавший о семейном очаге, сделал предложение юной московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой. Перед женитьбой он, по имущественным делам, уехал в нижегородское имение Болдино, где вынужден был задержаться из-за угрозы эпидемии холеры. За три месяца «Болдинской осени» (с 3 сентября по 30 ноября) поэтом было создано около 50 произведений разных жанров и завершён «Евгений Онегин».

5 (17) декабря 1830 г. Пушкин вернулся в Москву, и 18 февраля (2 марта) 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н. Н. Гончаровой. В мае 1831 г. Пушкины переехали в Царское Село.

В это время обострился интерес Пушкина к истории России, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. Александр Сергеевич много работал в архивах, собирая материал к «Истории Петра», «Истории Пугачёва», писал произведения на исторические темы («Заметки по русской истории XVIII в.», «Полтава», «Арап Петра Великого»).

В ноябре 1836 г. Пушкин и некоторые его знакомые получили по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина и его самого. Обдуманная и коварная светская интрига привела к дуэли между поэтом и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом.

27 января (8 февраля) 1837 г. в предместье Петербурга, на Чёрной речке, Пушкин был тяжело ранен и 29 января (10 февраля) 1837 г. скончался. Похоронили поэта на кладбище Святогорского монастыря недалеко от села Михайловское.

6 (18) июня 1880 г. во время Пушкинского праздника, посвящённого дню рождению поэта, на Тверском бульваре был открыт первый в России памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина. В 1950 г. памятник был перенесён на площадь, названную именем поэта.

Пушкинский день России отмечается в нашей стране ежегодно с 1998 г. на основании указа Президента Российской Федерации от 21 мая 1997 г. «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

См. также в Президентской библиотеке:

А. С. Пушкин (1799-1837): коллекция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *