Стоглав 1551 года общая характеристика

1551

В 1551 г. было большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей.
Стоглавый собор.
Стоглав — сборник, содержащий описание деяний и постановления собора 1551 г. Такое название сборника установилось лишь в научной литературе. Списатели XVII в. называли его «Стоглавником» ввиду того, что он разделен на 100 глав. Отсюда и самый собор 1551 г. принято называть Стоглавым. Он был открыт самим царем. На соборе присутствовали преимущественно представители духовенства: митр. Макарий, 9 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы и священники. Были и представители светской власти: в обращении к членам собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и воинов.
Собор созван был главным образом ввиду того, что многие священные обычаи «поизшаталися»: многое было учинено в церкви по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные заповеди оставались в небрежении. В руководство собору царь предложил сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание Стоглава. Они затрагивают следующие темы: 1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуия и о некоторых других церковных обрядах; 2) об упорядочения епархиального управления и суда путем учреждении новых органов надзора над духовенством, устранения светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и поборов с духовенства и мирян; 3) об устранении злоупотреблений при управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни; 4) об улучшении различных сторон мирского быта (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и пр.). Были затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь возвещал собору о своих «нужах и земских нестроениях». Он предложил собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и, если в них не окажется ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить своими подписями (гл. 4). Сюда же относятся постановления собора о новом общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых грамотах (гл. 67) и пр. Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных вопросов, собор дал свои ответы в сравнительно краткое время: заседания, открытые 23 февр., закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и возвращены оттуда.
В промежуток времени от 17 мая 1551 г. по 1560 г. издано до 12 грамот и актов, которыми проводятся новые меры в порядке церковного управления и суда по «новому соборному уложению» или просто «по соборному уложению», иногда именуемому еще соборным уложением митр. Макария, или соборным уложением царя и митрополита совместно, или, наконец, «царским советом и соборным уложением». Один раз предписано «чинити о всем потому, как в соборном уложении писано». Сверх того, довольно обширные извлечения из соборных постановлений под именем наказов, или наказных списков, рассылались митрополитом и епископами по городам и монастырям подчиненных им епархий. До сих пор известны два типа таких наказов (по три наказа для каждого типа): наказы одного типа предназначались для руководства епархиальному духовенству, другого — для монастырей. В грамоте митрополита, при которой послан в июле 1551 г. наказ в Симонов монастырь, сохранилась припись, из которой видно, что с такими же грамотами предписано было разослать и по иным монастырям «поучение, главы из тое же соборные книги выписати «.

О проекте / ИОГП / Лекции ИОГП / Стоглав 1551 года

Стоглав – общая характеристика

Стоглав 1551 года являлся результатом законодательной деятельности собора, который был созван с целью проведения русской церковной реформы. Кроме церковного законодательства, в него входили нормы, относящиеся к сфере семейного, гражданского и уголовного права, которые обеспечивали более сильную правовую защиту интересов представителей духовного сословия.

Постановления данного церковного собора провозгласили самостоятельность и неприкосновенность имущество представителей духовенства, а также исключительную подсудность церковному суду таковых лиц и отменили жалованные грамоты, которые устанавливали подсудность этих лиц царю. Кроме того, на соборе приняли основные нормы внутренней церковной жизни, которые должны были повысить моральный и общеобразовательный уровень лиц духовенства.

Основными источниками Стоглава были Церковный Устав, Библия, а также различные канонические сборники. Семейное право в пятнадцатом-шестнадцатом веках основывалось исключительно на нормах обычного права. Юридическую поддержку мог иметь только тот брак, который был заключён в церкви.

Возраст вступления в брак:

· Мужчины с пятнадцати лет

· Женщины с двенадцати лет

Законом не разрешалось более трёх браков, а само разрешение на брак выдавал архиерей. Стоглав закрепил власть мужа над своей женой. Она должна была полностью следовать его желаниям и указаниям. Обоим супругом было разрешено управлять брачной судьбой своих детей, либо отдавать их в монастырь (также в услужение). Закон устанавливал общность супружеского имущества, но не разрешал распоряжаться мужу приданым жены, если она тому противилась. Если после заключения брака муж жил в доме жены, то приданое должен был принести он. После кончины мужа жена обязана была выплатить все его долги.

Интересное:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *