Столп и утверждение истины

«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» – сочинение П.А.Флоренского. В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии (1904–08). Первая редакция под названием «Столп и утверждение Истины (Письма к Другу)» появилась в сборнике «Вопросы религии» (в. 2. М., 1908). Вторая редакция издана в виде книги «О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи» (в. 1–2. М., 1913). Третья редакция «О духовной Истине» была защищена как магистерская диссертация, в нее не вошли главы «София», «Дружба», «Ревность» и все разъяснительные разделы. Четвертая редакция вышла под заглавием «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи» (М., 1914). Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание 1929. Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского.

«Столп и утверждение Истины» содержит разделы: «К читателю», 12 «писем» («Два мира», «Сомнение», «Триединство», «Свет Истины», «Утешитель», «Противоречие», «Грех», «Геенна», «Тварь», «София», «Дружба», «Ревность») и «Послесловие», а также «Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными», и 1056 примечаний.

В разделе «К читателю» Флоренский определяет общее направление книги: утвердить «живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов» (Соч., т. 1(1). М., 1990, с. 3). Русское слово «истина» происходит от слова «естина» («есть» означает «дышать», «жить», «быть»). В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма – характерной особенности русской философии. «Живая истина» невместима в рассудок, которому доступно лишь самотождественное. Путь рассудка ведет в «скептический ад»; для искания абсолютной Истины «необходимо оказаться вyе рассудка» (там же, с. 42). Истина есть антиномия, т.е. суждение само-противоречивое. Истина есть интуиция-дискурсия (там же, с. 43). Антиномия у Флоренского пронизывает отношения Бога и мира, духа и плоти, девства и брака и т.д. Для обретения Истины необходим «свободный подвиг» веры. Флоренский понимает Истину как «самодоказательный Субъект» (там же, с. 44), а познание Истины как «реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его», которое «возможно только через пресуществление человека через обожение его, через стяжание любви» (там же, с. 74). Любовь у Флоренского – гносеологическая категория: познание Истины мыслимо только в любви.

В понимании Флоренского София – Премудрость Божия есть прежде всего Христос (там же, с. 350). София есть «триединая идея основы-разума-святости»: «Под углом зрения Ипостаси Отчей София есть идеальная субстанция, основа твари, мощь и сила бытия ее; если мы обратимся к Ипостаси Слова, то София – разум твари, смысл, истина или правда ее; и, наконец, с точки зрения Ипостаси Духа мы имеем в Софии духовность твари, святость, чистоту и непорочность ее, т.е. красоту» (там же, с. 349). София есть и Церковь в ее небесном и земном аспектах, т.е. «совокупность всех личностей, уже начавших подвиг восстановления» (там же, с. 350). Стихия церковности – стихия братской, агапической общины. Предел дробления общины – не «человеческий атом», но «общинная молекула: «пара друзей» (там же, с. 419). Флоренский понимает дружбу онтологически – это «созерцание Себя через Друга в Боге» (там же, с. 438). Антиномия дружбы – нераздельность и неслиянность друзей: «Друг – это Я, которое не-Я» (там же, с. 439). Дружба чревата ревностью. Природа любви личностная, и ревность есть ревностное утверждение «вечного акта избрания любимого» (там же, с. 472) во всей его неповторимой «единственности». Церковь есть не только иерархия (католицизм), не только буква Св.Писания (протестантизм), но – «новая жизнь, жизнь в Духе» (там же, с. 7), недоступная рассудку, – «Столп и утверждение Истины». В ревности осуществляется стремление к «Столпу и утверждению Истины», стремление к Церкви. Теодицея Флоренского нашла себе основание в Церкви.

Литература:

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах

Finis amoris, ut duo unum fiant

Письма

I. К читателю II. Письмо первое: Два мира III. Письмо второе: Сомнение IV. Письмо третье: Триединство V. Письмо четвертое: Свет Истины VI. Письмо пятое: Уте́шитель VII. Письмо шестое: Противоречие VIII. Письмо седьмое: Грех IX. Письмо восьмое: Геенна X. Письмо девятое: Тварь XI. Письмо десятое: София XII. Письмо одиннадцатое: Дружба XIII. Письмо двенадцатое: Ревность XIV. Послесловие

Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными

XV. Некоторые понятия из учения о бесконечности XVI. Задача Льюиса Кэрролля и вопрос о догмате (к стр. 61). XVII. Иррациональности в математике и догмат (к стр. 59). XVIII. Понятие тождества в схоластической философии (к стр. 79). XIX. Понятие тождества в математической логике (к стр. 81). XX. Время и Рок (к стр. 193) XXI. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия. XXII. Икона Благовещения с космической символикой (к стр. 353). XXIII. К методологии исторической критики (к стр. 362) XXIV. Бирюзовое окружение Софии и символика голубого и синего цвета (к стр. 375). XXV. «Амулет» Паскаля. XXVI. К истории термина «антиномия» (к стр. 153). XXVII. Эстетизм и религия (к стр. 7, 99 и др.) XXVIII. Гомотипия в устройстве человеческого тела (к стр. 266). XXIX. Заметки о троичности (к стр. 50, 223). XXX. Основные знаки и простейшие формулы логистики (для справок). Примечания и мелкие заметки Разъяснения некоторых символов и рисунков Приложения Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912 г., сказанное 19-го мая 1914 года Из истории книги «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах свящ Павла Флоренского»

Finis amoris, ut duo unum fiant.

Предел любви – да двое едино будут

«– Не позазрите на мя, господия мои и бpaтиe яко юнейший аз всем вам, и дерзаю писати о чюдесех светаго. Вем бо и аз свою худость и зазираем бываю совестию и худоумием своим; паче ж и греха ради моего многа тягостно ми сие великое дело есть. И не мое дело сие есть, но ваше древних и великих отец, еже в чюдесех преподобнаго отца нашего Сергия поучатися и нас грубых просвещати учением и впредь будущим родом писанием возвещати. Но молюся вам, послушайте прилежно: аще аз не буду писати, а вы тако ж не изволите, то от ково повеление царево исполнится и о чюдесех святаго кто возвестит, яко ж и прежнии не писаша толико лет? Аще бо и грешен есмь и невежда и неискусен на такое дело, но строение ми прилежит и нужда ми есть сицево дело начати, совершитель же всякому благому делу – Отец и Сын и Святый Дух».

«Троице Сергиева монастыря Келарь Симон Азарьин. Лета 1646 года». (Из «Сказания о новоявленном кладези»).

Е me alo. Собою питаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *