Страстотерпцы

Вопрос:

В чем различие между страстотерпцем и мучеником?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Согласно сложившемуся словоупотреблению, мучениками в Православной Церкви называют тех святых, которые безбоязненно и стойко исповедали и засвидетельствовали христианскую веру страданиями и смертью. Слово страстотерпцы принято применять к тем, кто явил покорность воле Божие и полное беззлобие в отношении убийц, которые не требовали от них прямого отречения от веры во Христа. Первые наши святые Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) были убиты своим братом Святополком, который пошел на братоубийство, чтобы удержать за собой великокняжеский престол. Св. великий князь Игорь, принявший монашество с именем Гавриил, был убит киевлянами, опасавшимися за власть своего ставленника – князя Изяслава Мстиславича. Благоверный князь Тверской Михаил Ярославович был оклеветан перед ордынским ханом своим племянником московским князем Юрием Данииловичем, женатом на сестре хана Узбека. Хотя жители Твери предлагали князю Михаилу сопротивление и защиту, он добровольно поехал в Орду. Находясь в заключении, князь благодарил Бога, что Он удостоил его начать страдальческий путь. Он молился, чтобы Господь сподобил его достойно закончить подвиг. Проводил князь Михаил время в молитве и чтении псалмов. У него была возможность бежать, но он сказал: «Если я сам и спасусь, а мои люди останутся в беде, – то какая же мне слава? Нет, лучше будет воля Божия!». В 1318 г. святой страстотерпец был убит по приказу хана.

Как страстотерпец принял смерть великий князь Сергий Александрович, убитый за православно-патриотические убеждения. Он принадлежал к тем искренним и благородным личностям, для которых готовность принести себя в жертву не требовала подвига, а была естественным проявлением жизненного настроения и исполнением долга перед Церковью и отечеством. В Новоспасский монастырь, где покоятся его останки, поступают свидетельства о помощи по его молитвам. Несколько лет назад я беседовал с женщиной, страдавшей более пятнадцати лет экземой на руках. Чудесное исцеление от мучившей ее болезни она получила, разбирая личные вещи вел. кн. Сергия, находившиеся в специальном металлическом ящике, найденном на месте погребения (в нем находился растерзанный бомбой мундир). Есть и другие свидетельства о чудесах, поступающие в Новоспасский монастырь.

Подвиг страстотерпчества совершили царственные мученики. Царь Николай II с беззлобием и всепрощением терпел клевету, измену и злобные угрозы. Святитель Иоанн (Максимович), высоко ценивший подвиг святого Царя-Мученика, писал о нем: «С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий… Он явил всем пример исполнения заповедей Христовых и примет от Него вместо венца Царского венец Правды».

Страстоте́рпцы — лик святости; святые, принявшие мученическую кончину от злодеев не как от гонителей христианства, по ненавистничеству ко Христу, но в силу иных мотивов, в силу их злобы и коварства. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, смирение перед Промыслом Божьим, что соответствует заповедям Иисуса Христа

Первыми канонизированными русскими святыми были благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб († 1015).

Также прославлены как страстотерпцы св. великий князь Игорь, принявший монашество с именем Гавриил, убитый киевлянами, опасавшимися за власть своего ставленника, и благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехавший в Орду и с крепкой верой принявший страдальческий путь.

В 2000 году Русской Православной Церковью были канонизированы в лике страстотерпцев благоверный царь Николай Александрович и его семья.

***

См. СВЯТОСТЬ, СВЯТЫЕ

Примеры употребления слова судьбина в литературе.

Был счастлив адъютант Донской, наблюдавший визуально все тернии генеральской судьбины и пожелавший себе, чтоб миновала его чаша сия.

Узнав, что иду издалека пешком , следует обычная женская реакция: всплескивание руками, меня начинают жалеть, искренне пытаясь понять, что за злая судьбина заставила меня скитаться.

Мне б жить, как положено христианину, Не врать, что мне перья павлиньи под стать, Обычай, закон и мораль соблюдать, Собой оставаясь, приемля судьбину И речь над могилой, коль мир сей покину.

О, как жестока ты, жизнь пропащая, жизнь нетверезая, жизнь пианая, похмельная, жизнь-копейка, жизнь-жестянка, на которую давно махнули рукой, посчитав, что не удалась судьбина горькая, и что простояла она, неказистая, пропыленная, на обочине, а мимо весело шла-катилась жизнь настоящая, полноценная.

Не считаю Я это оправданием, и все ж Поверь, что лишь супружеской любовью, Сомнения и страх преодолевшей, Приведена я в этот дом темничный, Чтоб вновь твой лик увидеть, чтоб узнать, Как можно облегчить твои страданья И заслужить прощение твое За все, чему виной мое безумство, А более всего — судьбина злая.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *