Стромынь ногинск

10 сентября Православная Церковь праздновала память великого и преславного подвижника преподобного Иова Почаевского. Читая его житие, а особенно, сопоставляя с историческими реалиями того времени, невозможно не удивиться его вере и промыслу Божию, который всегда укреплял Своего Угодника в тяжелых жизненных ситуациях.
Поступив с ранней юности в монастырь, он всегда помнил, для чего и почему сделал этот шаг, убегая от человеческой славы, которая преследовала подвижника на каждом шагу: то в Угорниках, то в Дубно, то в Почаеве. Самым длительным и известным периодом монашеской жизни Иова был Почаев, но не менее значимым, как для духовной пользы, так и для истории Православия на Руси, был двадцатилетний Дубенский период жизни и игуменства в Крестовоздвиженском монастыре.

«Среди лесов и болот…»

Именно в такой местности в первой половине XV века князьями Острожскими был основан мужской монастырь в честь Святого Креста Господня. На двух островах, которые имели название Горбачин и Панталион-Климент, размещалась обитель. На одном из них находились соборный трехпрестольный храм и монастырское кладбище, а на другом – часовня и корпус братии. Между собой и с сушей эти островки были соединены мостом. По правде говоря, лучшего места для монашеских подвигов отшельничества и аскезы лучше не придумать, но пришли на западноукраинские земли полонизация и окатоличивание, которые больно ударили не только по духовной, но и по материальной жизни населения. На то время в Дубне, кроме Воздвиженского, были еще Вознесенский женский и мужской Преображенский монастыри. Именно в последнем осел печально известный архимандрит Кассиан Сакович, который продвигал идею унии на Дубенщине, примером чего служил быстрый перевод монастыря в латинство.

Ангел среди братии

В то время православная монашеская жизнь не только в Дубне, но и во всей западной Украине была в плачевном положении. Расшатанная дисциплина, отступление от уставов и монашеских правил значительно облегчало вероотступникам их деятельность. Однако ревнитель Православия князь Константин Константинович Острожский не оставлял надежды на исправление ситуации, и ему, без сомнения, это удалось. Услышав о настоящей монашеской жизни строгого подвижника и аскета Угорницкого иеромонаха Иова, князь прилагает все усилия, чтобы преподобный своими подвигами и грамотностью в учении смог повлиять на ситуацию, сложившуюся в его владениях. Придя в почти опустошенную обитель с небольшим количеством братии, Иов выбирается и становится игуменом этого монастыря. За двадцать лет правления обителью преподобный развил небывалую на то время литературно-полемическую и миссионерскую деятельность в стенах обители.
При нем братство монастыря в значительной степени пополнилось, нормализовалась монашеская жизнь. Одним из главных послушаний в монастыре было переписывание и распространение книг творений Святых Отцов и учителей Церкви. До сегодняшнего дня дошли до нас поучения преподобного, собранные и написанные им при жизни. Изданы в конце XIX века. профессором КДА Петровым под названием «Пчела Почаевская». К сожалению, в 1932 году оригинал, собственноручно писанный преподобным, был вывезен из Лавры в Польшу. Листая сегодня страницы этой книги, мы находим много поучительного, что можно использовать для духовного роста и решения острых проблем церковной жизни в настоящем.

После себя преподобный оставил целую плеяду учеников, которые достойно продолжали дело своего наставника: это и следующий игумен Крестовоздвиженского монастыря Виталий, иеромонах Арсений, автор одного из шедевров Украинских рукописных книг «Дубенского Евангелия», и другие. Но слава человеческая не давала покоя ищущей подвигов и уединения душе преподобного. «Сего ради, – повествует Досифей, – начаша вся окрестния страны совирдясь, чєстию и похвалами стужати ему». Это было, конечно же, не по душе смиренному иноку, и совсем не того он искал, придя в монастырь еще в ранние годы. В 1604 году Дубенский игумен тайно покидает обитель и удаляется в дремучие леса Почаевской Горы, где в пещерах жили монахи-пустинножители, но, придя туда, он и там не смог скрыть славу своих подвигов, хотя это уже другая история, которую можно прочитать в любом житии преподобного.

Обитель после преподобного Иова и до наших дней

Что же касается обители, которую за двадцать лет преподобный изменил к лучшему во всех отношениях, то, конечно, после него постепенно начался ее упадок. Впоследствии она отошла к унии, в которой находилась до 1812 года, после чего сначала была приходским храмом, а потом снова монастырем. В 1860 году монастырь начинает называться «Дубенской Крестовоздвиженской пустынью», а в 1904 году повышается до II класса. Вторая и последняя волна расцвета пришлась на время 20-30 г. ХХ в. После начала Великой Отечественной Войны, при отступлении Советских войск, храм был уничтожен как стратегическая точка на подступах к городу. После войны власть не позволила восстанавливать обитеь, а в 60-х годах останки храма и корпусов были разобраны, кладбище попрано и уничтожено.
Как вспоминал один из последних насельников монастыря инок Евстратий (+2004), который жил в деревне неподалеку от монастыря, что после войны остались от храма одни стены и боковой купол с крестом, который никто не решался снимать. Нашелся один смельчак, который за большую сумму денег согласился сломать крест, но долго после этого не прожил. А из кирпича разобранного храма построили коровники на ферме, но скот там жить не мог, поэтому так и стояла ферма все время пустой. В конце 70-х на месте обители устроена городская свалка, которая функционирует по сегодняшний день.
В честь 2000-летия Рождества Христова на месте главного Алтаря был водружен крест-памятник, который единственный напоминает о существовании здесь славной и древней обители.

Адрес: Россия, Рязанская область, Клепиковский район, с. Стружаны

Село Стружаны окружено 4-мя озерами, рекой Пра, а весной еще и наполненными водой болотами. Вроде как Спас-Клепиковская Венеция. И над этой красотой возвышается Храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1798 году, который никогда не закрывался и все эти годы хранил богатое убранство, старинные иконы.

Иконостас был украшен иконами в серебряных окладах. В конце 1996 года церковь постигла страшная беда — пожар уничтожил внутреннее убранство, деревянные перекрытия, иконы, закоптил стены. К 2000 году церковь частично отреставрировали на пожертвования верующих, отлили для храма 8 колоколов. В настоящее время церковь полностью отреставрирована.

Первое летописное известие о селе встречается в 1625 г., по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в притче были: 3 попа,1 дьякон, дьячок и пономарь.

История старинного села Стружаны относится ко времени правления Петра I. Повелением Петра I открываются государевы верфи по строительству судов-стругов для русского флота. Весной они сплавлялись по реке Пре в Оку. Вероятно, они изготавливались здесь и ранее. В «сысках по челобитьям» 1629 и 1636 годов сказано: «… стружаки пловут с рожью к Москве… из Переславля Рязанского…». В исторических документах встречается как погост Стружань при реке Пре».

На месте сгоревшей в 1740 г. Воскресенской церкви того же наименования церковь построена в 1746 г., а колокольня в 1782 г.

В клировой ведомости 1915 г. указано, что утварь из Воскресенского храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1915 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она 14 августа того же года.

Храм Успения Божией Матери имеет площадь 741,1 кв. м, главный алтарь в честь Успения Божией Матери и два боковых придела: правый в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна и левый в честь Параскевы Пятницы. В 1996 году церковь внутри выгорела, но усилиями прихожан восстановлена. Жители окрестных деревень не многочисленны и в осенне-зимний период на службе даже в праздники бывает не более 30 — 40 человек, а в весенне-летний, с наступлением дачного сезона, бывает и 70 — 80 человек. Молодежь часто посещает храм, особенно летом, постоянных прихожан 10 — 12 человек. В храме часто служатся молебны, читаются акафисты и в праздники после службы устраиваются чаепития. К приходу относятся деревни Стружаны, Чебукино, Дунино, Беляково, Алтухово, Лебедино, Нефедово, а в последнее время и Пансурово, Аристово-Колычово, Тюково и Фомино. В селах служатся молебны. В главном поселковом селе устраиваются молодежью концерты в честь Рождества Христова, и в честь праздника Пасхи — Воскресения Христова.

* * * *

Вернуться к КУЛЬТРАДАР — эстафета культурных событий

Хотя это и православная церковь, её архитектура точь-в точь такая же, как у готического костёла. А это сначала и был костёл, который строил в память своей безвремено ушедшей супруги местный дворянин по фамилии Лопатинский. Власти были против, так как в те времена в Российской Империи проводилась компания против католического влияния.

Несмотря ни на что, в 1857 году строительство красивейшего здания было окончено. Но и правительство не сдавалось. В 1865 году костёл всё-таки забрали, в 1872 году переосвятили в церковь.

После Октябрьской революции здесь находились коммуна и склад химикатов, а родовое кладбище с тех пор вовсе исчезло. Несмотря на то, что в Отечественную войну здесь была Сарьинская партизанская республика, и за Сарью шли жестокие бои, костёл не был разрушен и даже не пострадал.

После войны здесь намеревались сделать гостиницу с баром, ради чего даже передвинули потолок внутри здания. Но, к счастью, дальше перепланировки дело не пошло. Всё-таки, здание сохранило свой первоначальный вид готического костёла. «Каменный кристалл», «каменное кружево» — вот как называют Сарьинскую свято-успенскую церковь те, кто её уже видел.

Ещё в 2008 году она имела довольно запущенный вид. Началась программа реставрации, которая завершилась в 2013 году, и сейчас в храме вновь проводятся богослужения.

Помимо самого сарьинского храма, здесь есть, что посмотреть. К сожалению, не сохранились сама усадьба и её хозяйственные постройки. Но мастера с большим искусством восстановили ажурные кованые ворота, ведущие в парк. Возле входа в святое место стоит памятник небесным покровителям брака, святым Петру и Февронии. Парк, оставшейся от усадьбы, отдельно заслуживает посещения. Многие деревья здесь были уже взрослыми во времена русско-японской войны.

Сарьянская свято-успенская церковь (церковь успения пресвятой богородицы в деревне Сарья) – одно из самых малоизвестных туристических мест Беларуси. Ориентирами для автомобилиста будут служить указатель с названием посёлка Сарья, а также указатель об этой достопримечательности на трассе Витебск-Рига. Организованных экскурсий, сувениров и ресторанов нет.

Только удивительное здание, словно перенесённое на белорусские просторы откуда-то из Мадрида. А ещё, здесь вы увидите подлинную Беларусь, с её многочисленными аистами и озёрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *