Стяжи дух мирен

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на открытии международной конференции «Мир без границ», состоявшейся в Мадриде 15 сентября 2019 года.

Господин Президент!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемый профессор Риккарди и члены Общины святого Эгидия!

Дорогие братья и сестры!

Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом.

В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека. Другими словами, если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, в первую очередь, мы должны начать с себя. «Когда человек придет в мирное настроение, — говорил преподобный, — тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума».

Нам известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами. Радикальные группировки устраивают теракты, в результате которых погибают тысячи ни в чем неповинных людей. Террористы доходят до такого кощунства, что совершают свои акции даже во время богослужения в храмах, тем самым ясно свидетельствуя, каким духом они руководствуются. Это не Дух Божий, ибо, по слову святого апостола Павла, «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). В ходе исторической встречи в Гаване Его Святейшество Папа Римский Франциск и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с новой силой подчеркнули: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)» (п. 13).

Христос по воскресении Своем из мертвых приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» и заповедал апостолам благовествовать этот мир Божий даже до края земли. Эта миссия возложена на всех, кто называет себя учениками и последователями Иисуса Христа. Христиане призваны «стяжать дух мирен», то есть возрастать в духе мира и любви ко всему творению, уподобляясь своему Творцу, и нести мир и любовь окружающим ради их спасения. Пророк Исаия, говоря о высоте этого призвания, восклицает: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (52:7).

История христианства являет поистине прекрасные примеры служения мира в лице многочисленных святых, через которых действовал Дух Божий. Это примеры кротости, милосердия, прощения и долготерпения: достаточно назвать имена Серафима Саровского, изливавшего любовь и на людей, и на животный мир, и Франциска Ассизского, проповедавшего мир мусульманам и любовно относившегося ко всему творению.

Святой Дух и в наши дни воздвигает тружеников на ниве миротворчества, которые отдают свои силы преодолению предубеждений, поиску диалога, достижению взаимопонимания между религиями и народами. Один из ярких примеров служения делу мира в наше время являет Община святого Эгидия, которая каждый год организует международную встречу высоких представителей различных христианских Церквей и других религий, мира политики и культуры с одной целью — навести мосты между представителями разных убеждений и культур во имя прекращения вражды и установления прочного и благотворного мира. Все мы здесь собрались благодаря неустанным усилиям членов Общины святого Эгидия, и я хотел бы выразить сердечную признательность ее основателю уважаемому профессору Андреа Риккарди, президенту профессору Марко Импальяццо и всем дорогим друзьям из Общины за верность служению, вдохновляемому Словом Божиим вот уже более 50 лет.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поздравить архиепископа Болоньи монсеньора Маттео Дзуппи с предстоящим 5 октября возведением в сан кардинала. Данное решение Его Святейшества Папы Франциска является красноречивым признанием трудов Его Высокопреосвященства, в том числе и в области миротворчества, а также заслуг всей Общины святого Эгидия в самых разных сферах ее служения. Убежден, что это признание послужит вдохновением для новых инициатив по продвижению диалога между религиями и народами.

Сейчас такой диалог становится все более востребованным и актуальным. Хотел бы снова напомнить слова, обращенные Папой Франциском и Патриархом Кириллом к представителям разных религий: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Только диалог во имя мира поможет народам подняться выше сиюминутных интересов и сплотиться, чтобы противостать насилию и терроризму, принести слово мира и утешения туда, где еще недавно свирепствовала война. Это станет возможным только тогда, когда мир воцарится в наших душах, когда проповедь о мире будет не только словами, но свидетельством всей жизни, воплощаемым в конкретных делах каждого дня.

«Стяжание духа мирна» — это школа духовного совершенствования, предполагающего возрастание в любви. Именно поэтому Папа Франциск и Патриарх Кирилл в Совместном заявлении обращают особое внимание на воспитание верующих в духе уважения к другим. С этого элементарного уважения к другой личности, простого внимания к нуждам ближнего, заботы об окружающем мире начинается усвоение человеком духовных даров, одним их которых является внутренний мир.

Отрадно, что уже сейчас верующие разных религий объединяют усилия для достижения мира и уврачевания ран, нанесенных войной. В России уже несколько лет действует группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в которой бок о бок работают не только христиане различных исповеданий, но и мусульмане. Благодаря трудам этой группы обездоленные войной сирийские жители разного вероисповедания получают необходимую помощь. Такое сотрудничество становится школой мира для всех его участников, потому что учит преодолевать свой эгоизм и открывать сердце навстречу другому.

Все мы, собравшиеся на этот форум в Мадриде, желаем внести свой посильный вклад в дело проповеди и укрепления мира, призывая в помощь нашей человеческой немощи милосердие Божие. Поэтому в завершение своего выступления хотел бы обратить ко всем собравшимся слова пастырского призыва Папы и Патриарха: «Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа» (п. 11).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Убийственный коэффициент. Стала известна статистика перехода от первой сигареты к курению на постоянке

Случалось ли вам встречать продавцов, которые без паспорта отпускают сигареты молодым людям, которым на вид даже близко нет шестнадцати? Или «сердобольных» граждан, покупающих пачку никотиновой отравы по просьбе малолетки? Почти наверняка, да. Мы знаем, что эти люди неправы до мозга костей. Теперь можем сказать, насколько они неправы. С точностью до десятой доли процента.

Американские учёные обобщили данные 2776 социологических исследований и опросов. Их целью было выяснить коэффициент конверсии первой в жизни выкуренной сигареты в ежедневное курение. Данные отбирались и сопоставлялись с учётом требований современных социологических методик и статистических технологий. Так вот, с учётом всех возможных погрешностей пресловутый коэффициент оказался равен 68,9%. То есть больше двух третей респондентов после первой сигареты стали постоянными курильщиками. Исследователи указывают, что столь высокий процент конверсии эффекта новизны в навязчивую потребность требует самых серьёзных усилий по сокращению количества экспериментов с сигаретами среди подростков.

Действия государства в этом направлении чрезвычайно важны, и они есть. Но они бессмысленны, если наши безответственные сограждане не поймут, что, знакомя подростка с сигаретой, они калечат ему будущую жизнь. Если задуматься, их действия вполне попадают под статью 111 Уголовного кодекса РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Вот только доказать это не удастся: рак лёгких и прочие «прелести», вызванные никотиновой зависимостью, отложены во времени от первой выкуренной сигареты. Что не оправдывает таких людей. Если не по форме, то по сути они всё равно преступники.

Трезвая жизнь

#трезвость #трезвение #курение #никотин #никотановаязависимость #табакокурение

Текст ниже был написан мной 22 января 2010 года.
После очередного прочтения цитаты «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», сформулировалась следующая идея.
Людей можно разделить на два типа: первый — это Источники света; второй — Стеклянные фигуры.
Источники могут светить тусклее или ярче, но они полны света и распространяют его безусловно.
Стеклянные фигуры прозрачны и могут лишь пропускать через себя свет источников. Они могут быть чисты, тогда свободно пропускают и рассеивают свет вокруг себя. Могут быть затемнёнными, тогда они становятся преградой на пути распространения света.
Ориентируясь на указанную выше цитату, можно говорить что путь спасения заключается в «усилении» своего внутреннего источника света или как альтернатива — в «очищении» стеклянной фигуры, чтобы, даже не являясь источником, содействовать в распространении света вокруг себя.
Позже, была найдена более точная цитата: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — говорил преподобный Серафим Саровский.
Ниже пояснение (возможность отыскать оригинал предоставляется читателю):
Как это понимать? Преподобный святой учит нас, что прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас.
Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа». Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. «Как же мне узнать, — спросил у преподобного один юноша, — что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько». Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.
Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: «Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Юноша отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли». Преподобный на это сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!»
«Я взглянул после этих слов в лицо его, — вспоминал позже юноша, — и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».
Ссылка по теме:
Что значит «стяжать мирный дух»?
Tags: мудрость, мысль, цитата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *